Ребенок-изгой: признаки и способы устранения проблемы (часть вторая)

Что делать, если возникли проблемы

Распространенная ошибка родителей и педагогов — до начала занятий с трудным подростком у психолога пытаться внушить ребенку, что он не прав. Такой шаг провоцирует увеличение пропасти между индивидами, обостряет разногласия, заставляет школьника еще больше закрыться.

Что не советуют делать психологи в таких ситуациях:

  • нагнетать обстановку давлением на осознанность и совесть ребенка;
  • нарушать его личные границы попытками выяснить причины недопониманий с помощью обыска личных вещей, гаджетов, прочтения личных дневников;
  • принуждать ребенка к действиям, которые вы считаете правильными, а он их отрицает.

Что стоит делать:

  • проявите мягкость, терпение — вы уже проходили кризисный этап в жизни, имеете непростой опыт коммуникаций, а ребенок столкнулся с этим впервые, поэтому агрессия или игнор с его стороны являются нормальным способом защиты;

  • попытайтесь выстроить общение на равных, а не с позиции сильного;

Важно помнить — ваша задача не требует доказательств вашей правоты, силы. Куда более важно восстановить взаимопонимание

Поэтому вы должны быть готовы прогибаться, но не прогибать подростка под свое определение «правильного/неправильного» поведения. Например, если ребенок не хочет ходить в школу, для начала нужно разобраться в причинах — поможет эта статья.

После того, как ребенок убедится, что никто не собирается ломать его волю, предложите ему консультацию психолога. Делать это нужно не в ультимативной форме, а мягко, ненавязчиво.

Выбор специалиста, с которым будет консультироваться ребенок, должен проходить с его участием. Не стоит вести школьника к психотерапевту, выбранному родителями по умолчанию. Обязательное условие для плодотворной работы психолога с сложным подростком — взаимная приязнь между ними.

Девиантное поведение

Термин применим относительно детей старше 5 лет. Определяется как деятельность, отклоняющаяся от общепринятых норм.

Девиантность характеризуется несколькими основными характеристиками. Подразумевает получение выгоды через неправомерные деяния – разбой, воровство, мошенничество. Второй момент – агрессивные тенденции, направленные против человека: убийство, изнасилование, нанесение телесных повреждений. Третий опознавательный знак – уклонение от поддержания социальных норм: школьные прогулы, зависимости, суицидальные попытки, бродяжничество.

Девиантность выражается антисоциальными поступками, идущими вразрез закону, моральным, культурным, этическим нормам. Данная категория объединяет любые неправомерные деяния: убийства, кражи, изнасилования.

Аутодестоуктивная форма выражается нанесением урона непосредственно девиантной личности.

Делинквентная форма подразумевает деяния, противоречащие общепринятым нормам данного общества, не дотягивающая до криминала. Сюда причисляется хулиганство, прогулы, издевательства, вымогательства, членство в асоциальных группах. В большинстве случаях сопровождается домашними побегами, бродяжничеством. Побеги имеют различную подоплеку:

  • освобождение от контроля, поиск свободной, непринужденной, легкой жизни;
  • избавление от насмешек сверстников, побоев, издевательств. Это дети, воспитанные по принципу золушки, изгоя;
  • демонстративный побег. Совершается для привлечения внимания, возвращение занимаемого прежде положения. Например, любимца семьи после рождения младшего дитя;
  • побеги, провоцируемые неуемной тягой бродяжничества – дромоманией. Настроение больного изменяется. Одолевает скука, появляется желание сменить обстановку. Однако момент скитаний вызывает желание вернуться домой.

Девиантное поведение подростков значительно опаснее, нежели младших детей, поскольку вызывает более разрушительные последствия. Оно требует более сложной корректировки. Ему сопутствует наркомания, алкоголизм, проституция, увлечение азартными играми.

Причинами подобной поведенческой деструкции считаются социальные факторы. Большой процент – 40–80 отводится неполной семье.

Любые расстройства поведения требуют коррекции – вмешательства психолога или невролога. Большинство отклонений с течением времени благополучно проходит. Однако немалая часть перерастает в стойкое психическое нарушение – диссоциальное расстройство личности, требующее более напряженного лечения.

Причины

Существует достаточное количество факторов, провоцирующих развитие дефекта. Нельзя говорить об их определяющем действии, но подготовить благоприятную почву данные провокаторы способны.

Особая роль принадлежит семейный атмосфере, в которой воспитывается маленький член семьи. Например, установлена взаимосвязь расстройства поведения с разводом родителей, появлением неродного родителя, многочисленной семьей, а также бедностью. Иногда имеет значение слишком молодой возраст матери.

Разрушающей манерой воспитания считается низкий уровень контроля и недостаточное участие в жизни ребенка, особенно подростка, а также непредсказуемость реакции родителей на действия детей.

Существует взаимосвязь между дефектным образом действий и низким уровнем интеллекта деток, способностью организовать, планировать собственную деятельность, переключать внимание между целями. Нельзя обойти стороной наследственные факторы

Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства

Нельзя обойти стороной наследственные факторы. Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства.

Несколько слов об уверенности в себе

Если ребенка в классе не любят и отвергают, его родителям необходимо:

Я уже говорила, что часто непопулярными становятся дети, имеющие какие-либо физические недостатки или поведенчес-кие проблемы, неуверенные в себе. Именно родители могут помочь ребенку преодолеть чувство неполноценности, превра-тить недостаток в достоинство. Однако родители, наоборот, часто бывают слишком критичны и нетерпимы к особенностям своего ребенка. К сожалению, мы слишком часто даем какую-либо оценку поступкам и словам своих детей, порой даже не замечая этого. Ребенок кажется нам слишком активным, и мы, сокрушаясь, говорим подруге: «Он неусидчив». Таким образом мы прогнозируем его будущее, исходя из своей оценки, и, об-щаясь с ребенком, начинаем загонять его в рамки нашего не-гативного прогноза. «Вечно ты вертишься, бесишься! Ты ведь никогда не можешь посидеть молча…» и т.д. Если ребенок тих и не стремится к общению с окружающими, мы переживаем, что ему будет трудно заводить друзей, он будет одинок. Ребе-нок говорит что-то, не соответствующее нашему настроению, мы резко обрываем его: «Опять ты говоришь, глупости!» При-клеивая ярлыки, мы убеждаем ребенка — он именно такой:

неуверенный, неусидчивый, глупый. Ребенок сначала неосоз-нанно, а затем и сознательно начинает строить свое поведение, исходя из предписанной ему взрослыми роли.

Мальчика Васю, героя рассказа Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася», из-за его полноты и неуклюжести прозвали Тюфяком, а он мечтал о рыцарских доспехах. Но «кроме насмешливого зер-кала, к действительности его возвращала мама

Услышав из кух-ни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кри-чала: «Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!»». И родители в этой непростой ситуации из союзников и помощников сами превращаются в преследователей, а ребенок остается один на один со своей проблемой

Если уж родители не принимают ре-бенка таким, какой он есть, насмехаются над ним, то чего же ждать от остальных.

В детстве мне очень нравились сказки замечательной фин-ской писательницы Туве Янсон о Муми-тролле. В одной из них Муми-тролль, играя с друзьями в прятки, спрятался в шляпе Волшебника и вышел оттуда настолько преобразившимся, что друзья не узнали его и даже задали ему взбучку. Пришедшая на шум Муми-мама тоже сначала не узнала своего сына, но, при-стально вглядевшись в его «испуганные глаза-тарелки», призна-ла, что это Муми-тролль. И тогда он снова стал самим собой. Муми-мама обняла его и произнесла особенно впечатлившие меня слова: «Уж моего-то маленького Муми-сына я узнаю всег-да, что бы ни случилось». Для меня в этих словах заключается основной смысл родительской любви и поддержки: принятие и помощь ребенку в любой ситуации. Главное -уметь принимать своего ребенка (может быть, более застенчивого или излишне эмоционального по сравнению с другими) таким, какой он есть…

Спокойные, уверенные в себе родители, не ждущие от ре-бенка моментальных сверхдостижений, с пониманием относя-щиеся к его успехам и неудачам, — вот залог развития у ребен-ка уверенности в своих силах и адекватной самооценки.

Как помочь своему ребенку стать увереннее (обращение психолога к родителям)

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного

Предложите справиться с проблемой вместе (не важно, что это — шнурки на ботинках или первая ссора с приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком, пока он пытается сделать что-то

Родительская любовь для ребенка вещь не очевид-ная; если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят. Это сформирует у него чувство беспомощности и незащи-щенности, а следовательно, и неуверенности в себе. Преодолеть это чувство помогает телесный контакт. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять, посадить на колени. Это никогда не будет лишним ни для малышей, ни для дошкольников, ни для младших школьников.

Все сказанное отнюдь не означает, что ребенка не следует критиковать. Но, порицая его, следует дать по-нять, что вы критикуете конкретный поступок ребен-ка, а ваше отношение к нему не меняется. Можно ска-зать ребенку: «Мы любим тебя всегда, что бы ты ни сделал, но иногда нам бывает трудно не сердиться (оби-жаться) на тебя!»

Гиперкинетическое расстройство

Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.

Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.

Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны.

Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.

Ошибки, которые часто допускают родители

Узнав о том, что ребенок не пользуется популярностью и подвергается нападкам со стороны сверстников, родители, как правило, впадают в одну из двух возможных крайностей.

В первом случае взрослые объявляют ребенка жертвой и начинают вести активную борьбу с обидчиками и их родителями, учителями. В случае если причиной неприятия ребенка коллективом является его склонность к агрессии, плохие привычки или какие-нибудь отклонения в поведении – ситуация только усугубляется. Ребенок, опираясь на поддержку семьи, начинает вести себя более безнаказанно и в итоге от его поведения страдают сами родители. Иногда, чтобы решить проблему, аутсайдера переводят в другое учебное заведение, но в большинстве случаев, ситуация повторяется заново.

Вторая крайность – когда родители начинают обвинять в происходящем самого ребенка, мотивируя это тем, что раз его обижают, значит, есть за что. Оставаясь наедине со своими проблемами, такие дети становятся еще более замкнутыми и неуверенными в себе. Если на ранних сроках у такого ребенка не наблюдается склонность к агрессии, впоследствии могут появляться вспышки жестокости и проявления озлобленности по отношению к сверстникам, учителям и даже родителям.

Реакционные основы дезорганизации действий

Различают определенные типы реакций, свойственные детям при дезорганизованной манере действий.

Для деток младшего возраста таковыми являются:

  • протест. Возникает при усиленном навязывании чего-либо, ограничении активности. Активный протест проявляется агрессией, грубостью, порчей имущества. Пассивный – враждебностью, намеренным молчанием, суицидальными попытками, голоданием, побегами из дома. Физиологические признаки – энурез, пищеварительные расстройства, надсадный кашель;
  • отказ – реакция на неудовлетворение чувства безопасности, общения у совсем маленьких детей. Проявления: отсутствие активности, тяги к общению, безэмоциональность. Отсутствие ответной реакции. Нет стремления к игровой деятельности. Все не интересно, не способны получать удовольствие от сладостей, любимых игрушек;
  • имитация – подражание негативным чертам авторитетных лиц. Дети перенимают вредные привычки, асоциальную деятельность;
  • компенсация – неудачи одной деятельности малыш компенсирует достижениями другой. Неудачи учебной деятельности компенсирует хулиганством, воровством. Страхи, пугливость замещает издевательствами над другими детьми, экстремальной автомобильной, мотоциклетной ездой.

Реакции у подростков:

  • эмансипация – сопротивление установленным взрослыми правилам, отвержение помощи, пренебрежение советами, подсказками;
  • группирование – создание антисоциальных группировок;
  • увлечения – направлены на удовлетворение заинтересованности определенной деятельностью. Азарт удовлетворяется карточными или другими играми на деньги, лидерство – ситуациями предводительства (бандитской группировкой). Но даже если увлечения носят позитивный характер (спорт, искусство, красота), они также способны разрушать приемлемые правила действий. Провоцируют отказ посещать школу, осуществление противоправных деяний, заведение неприемлемых знакомств, игнорирование родных, совершение угрожающих жизни поступков.

Депрессивное расстройство

Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.

Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.

Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.

Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Работу подготовила учитель
МОУ «Гимназия №4» г. Подольска
Морщакина Марина Викторовна

Дети-изгои:психологическая работа с проблемой

Слайд 2

Текст слайда:

Действующие лица

Зачинщики

Жертвы

Преследователи

Наблюдатели

Слайд 3

Текст слайда:

Инициаторами травли могут стать:

активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе; агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву; дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания; дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих»; эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других; максималисты, не желающие идти на компромиссы дети.

Слайд 4

Текст слайда:

ЗАЧИНЩИКИ

высокая самооценка и высокий уровень притязания. стремление объединить вокруг себя одноклассников, чтобы почувствовать себя значимым, быть в центре внимания. стремление добиться справедливости.

Слайд 5

Текст слайда:

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛИ

Несамостоятельны, легко поддаются чужому влиянию, безынициативны. Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам. Не признают своей ответственности за происходящее (чаще всего считают виновными других).Часто подвержены жесткому контролю со стороны старших. Эгоцентричны, не склонны задумываться о последствиях своего поведения.Неуверенны в себе, дорожат «дружбой» с лидерами класса.Трусливы и озлоблены.

Слайд 6

Текст слайда:

ЖЕРТВЫ

необычная внешность; страдающие энурезом и энкопорезом; тихий и слабый, не умеющий за себя постоять; неопрятно одетый; часто пропускающий занятия; неуспешный в учебе; слишком опекаемый родителями; не умеющий общаться.

Слайд 7

Текст слайда:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕРТВЫ:

неадекватная самооценка; неприятие школы; чувство одиночества; отрицание собственной ответственности, отсутствие чувства вины за происходящее; высокая степень защитной агрессии

Слайд 8

Текст слайда:

ВИДЫ ОТВЕРЖЕНИЯ

Травля. Активное неприятие.Пассивное неприятие.Игнорирование.

Слайд 9

Текст слайда:

ТИПЫ ОТВЕРГАЕМЫХ ДЕТЕЙ:

«Любимчик».«Прилипала».«Шут» или «Козел отпущения».Озлобленные.Непопулярные.Агрессоры: — агрессор-нападающий; — агрессор- отвергаемый.Ябеды.

Слайд 10

Текст слайда:

МОРАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

угроза физической расправы; шантаж ; ругань; обзывательство.

Слайд 11

Текст слайда:

ПРИЧИНЫ ОБЗЫВАТЕЛЬСТВА:

Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить).Желание привлечь внимание: — игра; — провокация; — шутка; — самоутверждение.3. Месть

Слайд 12

Текст слайда:

УЧИМСЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ ДРАЗНИЛКАМ

Никак не реагировать.Отреагировать нестандартно.Объясниться.Не поддаваться на провокацию.Не позволять собой манипулировать.Ответить.Отговориться.

Слайд 13

Текст слайда:

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕГАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ:

Ложь и хвастовство.Воровство.Низкая успеваемость.Невротические и психические расстройства.Суицид или покушение на убийство.

Помощь психолога

Главная проблема воссоздания коммуникаций, адекватных поведенческих линий у подростков — непроявление чувств, эмоций, возникающих на фоне взаимодействия с внешним миром, самим собой. Непонимание, неприятие собственных стремлений, страх быть непонятым родными людьми заставляет завтрашних самостоятельных личностей прятать истинное «Я» под оболочкой хамства, агрессии, игнорирования.

Формирования принятия истинного «Я», умение быть собой, отстаивать свои интересы в рамках приемлемых для социума вариаций — основные задачи психолога или психотерапевта.

Чему он учит подростка:

  • принимать чувства, считать их нормальным проявлением, даже если они носят негативный подтекст;
  • выражать чувства объективно, спокойно, без импульсивности;
  • понимать мотивы родителей, принимать их чувства, переживания;
  • брать ответственность за поступки, чувства, реакции.

Благодаря применяемым методикам родители, трудные дети получают возможность посмотреть на ситуацию в семье со стороны. На специализированных тренингах они учатся говорить о своих чувствах, желаниях, выражать эмоции, принимать эмоции других людей такими, какие они есть, без «переделывания» окружения под свои потребности.

Важно понимать, что коррекции требует не только поведение подростка, но и его родителей. В конфликте всегда виноваты обе стороны, поэтому «вылечить» внутрисемейные отношения можно только путем совместной работы над своим «Я»

Родители должны быть готовы меняться сами, а не только менять характер ребенка под свои нужды, привычки. Так, работа психолога с девочкой-подростком, склонной к агрессии, будет абсолютно непродуктивной, если родители на включатся в процесс, чтобы отыскать триггеры неадекватного поведения ребенка в себе.

Подросток и его проблемы — взгляд науки

Специалисты советуют начинать работу психолога с подростками с 11-12 лет, когда нет явно выраженных проблем взаимного непонимания, комплексов. Такой возраст обусловлен началом мощных психофизиологических трансформаций вчерашнего ребенка.

По своей сути они представляют череду изменений всех сфер жизни:

  • резко увеличивается объем получаемых знаний, практического опыта;
  • появляется больше жестких черт характера: бескомпромиссность, решительность, усиливается ощущение собственного достоинства;
  • утрачивается «детское» ощущение мира — проявляется большая осознанность, на плечи человека ложатся первые элементы ответственности;
  • обостряется реакция на мнение окружающих о действиях, мыслях, целях молодого человека, проявляется фактор отрицания авторитетов, происходит формирование «Я», столь же ценного, весомого, как у взрослых людей;
  • происходит половая самоидентификация, самовыражение которого может приобретать более острые черты.

Все эти процессы усугубляются неустойчивым гормональным фоном, из-за которого возникает ощущение тревоги, неуверенности, обесценивания способностей. Все это продолжается до 15-16 лет, иногда до 19-летнего возраста.

Оставлять человека, вошедшего на стадию активного взросления, наедине с проблемами — огромная ошибка. Можно потерять ценного члена общества из-за неправильно выстроенных, зачастую попросту разрушенных социальных коммуникаций.

Именно поэтому крайне важна комплексная работа психолога с трудными подростками, а также юношами, которые испытывают проблемы познания и принятия себя.

Как понять, что ребенок изгой

Изгои, в большинстве случаев, выбираются еще в начальной школе, и, если в ситуацию не вмешиваются взрослые, ребенок продолжает занимать эту позицию весь период обучения в школе. Чтобы этого не произошло, родители должны внимательно наблюдать за детским поведением и вовремя предпринимать соответствующие меры.

Признаки того, что ребенок занимает позиции изгоя:

  • У ребенка резко ухудшается настроение, когда речь заходит о школе, одноклассниках;
  • Со школы такие дети часто возвращаются в подавленном состоянии, расстроены, могут быть озлоблены;
  • Часто без очевидных причин ребенок может расстроиться или начать плакать;
  • Он редко рассказывает истории, которые произошли с ним в школе;
  • Ребенок сильно радуется при наступлении каникул или когда он заболел, так как отпадает необходимость посещать школу;
  • Когда возникает надобность связаться с коллегами по учебе (например, узнать домашнее задание), он делает это с неохотой или же совсем отказывается от таких действий;
  • К ребенку редко приходят друзья, и он сам нечасто ходит в гости;
  • У него могут пропадать личные вещи или школьные принадлежности и на вопросы родителей об обстоятельствах пропажи ребенок отвечает уклончиво;
  • Ссадины, царапины и синяки, которые скрываются от взрослых, также могут быть признаком того, что ребенок является изгоем.

Будьте внимательны к своему чаду, даже если вы наблюдаете один-два из вышеперечисленных моментов, то стоит разобраться в причинах. Обозначенные особенности поведения и настроения ребенка могут указывать не только на то, что ребенок не принят в коллективе, но и на то, что у него есть какие-либо психологические проблемы.

Общие закономерности

Расстройство поведения у детей и подростков выделяется стойкими асоциальными, агрессивными, вызывающими нарушениями. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений или иметь тотальный характер, распространяющийся на все окружение.

Для постановки диагноза требуется соответствие трем и более критериям, наблюдавшимся в течение предыдущего года, хотя бы 1 раз за последние полгода:

  • конфликты с родителями, несоблюдение установленных общепринятых семейных правил;
  • агрессивное отношение к животным, людям;
  • разрушающие действия, нанесение урона, воровство;
  • лживость, двуличность, подлость.

Манеры держаться настолько деструктивны, что вызывают нарушение взаимоотношений в семье, школе, других коллективах.

Поведенческие дефекты представлены несколькими обобщенными группами:

  • открытый деструктивный образ действий – драки, разбои, хулиганство;
  • скрытый деструктивный – воровство, обманы, поджог, вандализм;
  • скрытый недеструктивный – прогулы, вредные привычки, зависимости, нецензурная речь.

К поведенческим нарушениям детского, подросткового возраста относят гиперактивность, а также эмоциональные сдвиги, тесно связанные с поведением.

Дефекты поведения – это не обычные детские капризы или недисциплинированность подростков. Подобные отклонения являются тяжелыми, стойкими изменениями, способными наложить негативный отпечаток на личность. Как правило, во взрослом возрасте патологические манеры сглаживаются, однако, озаряя ранний возраст, способны перерасти в психопатию.

Поведенческие дефекты также являются проявлением различных психических расстройств

Тогда внимание акцентируется на основном заболевании

Особенности развития личности подростка

На развитие личности подростка особо выраженное влияние оказывает его самооценка. Она формируется не столько из адекватного восприятия достоинств, индивидуальных недостатков, сколько на основе сравнения себя с подростками, взрослыми, кумирами.

На основании этого у ребенка формируется:

  • субъективное осознание степени женственности или мужественности;
  • умение взаимодействовать с родителями, взрослыми родственниками;
  • осознание своего места в социальной группе (подростки, друзья, однокашники).

Любое неодобрение, даже высказанное лаконично, трезво, без перехода на личности, порождает тревогу: меня не приняли, меня не поняли, я неполноценный.

Пережить подобное положение вещей не до конца сформированная личность может несколькими способами.

  1. Замкнутость. Ребенок прекращает делиться мыслями, мечтами, мнениями с окружающими. Уйти в себя, стать асоциальным, но при этом не оставить мысли о том, чтобы доказать свою силу, волю, таланты.

  2. Негативизм. Попытка помочь, наладить контакт встречает пассивное сопротивление: зачем тратить силы, если шансов нет. Любые доводы взрослых обесцениваются.

  3. Агрессивность. Ребенок ведет себя неадекватно, воспринимает в штыки попытки наладить контакт (активное отрицание). Он пытается доказать действиями, что отличается от идеалов, которые ему пытаются привить. Может действовать «от противного» без видимых причин.

Если психологическая работа с трудными подростками не начата с первого проявления девиаций, есть риск, что психологическая дестабилизация перерастет в невротическое расстройство. По мере прогрессирования аномалия может осложниться зависимостями от алкоголя, химических веществ, препаратов, сложными формами депрессии, суицидальными наклонностями.

Как проявляются подростковые девиации

Поводом инициировать работу с трудными подростками у психолога в школе или на индивидуальной основе, могут быть заметные отклонения в их поведении:

  • участившиеся конфликтные ситуации с родителями, учителями, сверстниками;
  • нарастающий кризис в учебе, вызванный ухудшением когнитивных функций, плохая успеваемость, пассивность выполнения общественных задач (участие в спортивных, внеклассных мероприятиях);
  • нарушение административного кодекса, правил общественного порядка, наконец, норм морали, этикета;
  • полное отсутствие коммуникаций со сверстниками, нежелание/неспособность общаться;
  • незрелость эмоций — срывы, неспособность контролировать выражение чувств, девиантная демонстрация;
  • ускоренная эмансипация — стремление к автономности от взрослых, бродяжничество, отсутствие интереса к бытовым, семейным делам;
  • высокий интерес к субкультурам, слепое подражание, соблюдение норм поведения, внешнего вида, жизненных ценностей, принятых ограниченными группами за истину в последней инстанции;
  • увлеченность предметами, взлетевшими на пик моды, но не несущими эстетической, культурной нагрузки: тупой просмотр роликов, компьютерных игр, стримов, мощное эмоциональное включение.

Также о кризисе формирующейся личности говорит отсутствие целей профессионального порядка.

В норме к 15-17 годам у ребенка формируется четкое понимание увлеченности, склонности к определенным занятиям, виду науки. Сложные подростки не имеют таких интересов, они плохо представляют, чем будут заниматься, как обеспечивать себя.

Все это должно заставить педагогов или родителей привлечь профессионального психолога к решению проблемы. Чем быстрее это произойдет, тем выше шанс возвращения школьника в здоровый социум.

Друзья детей

Родителей часто волнует проблема дружеских отношений ребенка со сверстниками. Обычно они переживают, что их ре-бенок либо ни с кем не дружит, либо дружит не с тем, с кем надо.

Проблемы с друзьями обычно возникают у застенчивых де-тей. Действительно, застенчивые и робкие дети чаще, чем аг-рессивные, страдают от изоляции. Поэтому очень стеснитель-ному и замкнутому ребенку нужна помощь взрослых, чтобы наладить общение. При благоприятной обстановке в классе такой ребенок постепенно находит себе подходящего товарища и чувствует себя вполне комфортно.

Иногда очень общительных родителей тревожит, что их ре-бенок не стремится активно общаться со сверстниками, у него мало друзей. Но одним надо много друзей, чтобы чувствовать себя счастливым, а другим достаточно одного друга. Согласно исследованиям психологов, хотя бы одна взаимная привязан-ность в классе делает ребенка более уверенным в себе и обес-печивает ему более комфортное существование в коллективе по сравнению с ребенком, которого выбирают многие, но не те, кого выбирает он. Наличие друзей — весьма важная составля-ющая эмоционального благополучия ребенка. Независимо от возраста друг для ребенка — это тот, с кем интересно, кто под-держит, с кем можно вместе что-то делать, это чувство, что ты не один и кому-то интересен. Взрослея, ребенок вкладывает в понятие дружбы более серьезные и глубокие отношения.

Родители обычно расстраиваются, если те, кого их ребенок называет друзьями, обижают его, пренебрегают им, не дорожат дружбой. Если родителям не нравятся друзья их ребенка, то не стоит настаивать на прекращении отношений и постоянно кри-тиковать друга или подругу

Имеет смысл обратить внимание ребенка на отрицательные стороны сверстника и предоставить ему самому решать, поддерживать ли эти отношения дальше. Иногда достаточно как бы между прочим спросить: «И что же, Петя тебя не подождал?», «А Таня тебя чем-нибудь угостила?», чтобы ребенок задумался о том, как друзья относятся к нему

Бывает, что ребенок сохраняет унизительные для него отноше-ния от безысходности. Например, на даче ему не с кем больше общаться, и он рад любому компаньону. А другой ребенок по-нимает, что от него зависят, и пользуется этим.

Как показывает практика, у активно отвергаемых однокласс-никами детей обычно нет устойчивых дружеских отношений и вне школы. Однако если непопулярный в классе ребенок имеет возможность общаться со сверстниками помимо школы — во дворе или кружках, где его принимают и ценят, — то отсутствие признания в школе его не травмирует.

Как помочь ребенку в выборе друзей (обращение психолога к родителям )

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, осо-бенно если вы опасаетесь негативного влияния с их сто-роны. Надо помочь организовать общение ребенку, со-здать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, од-ноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими ин-тересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Задача родителей — не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его вза-имодействовать с окружающими. Не надо пытаться пол-ностью оградить ребенка от отрицательных пережива-ний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно

Важно на-учить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддавать-ся на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правиль-нее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятель-но, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту

Что делать, если ребенка отвергают

Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.

В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учи-телями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, по-смотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратить-ся за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: