Метод контент анализа таблицы

Контекстный анализ

Основная идея контекстного анализа заключается в том, что
анализу подвергается не весь текст, а лишь некоторая выборка из него,
являющаяся контекстом употребления характеристики c. Есть много способов
задать контекст. Например, для слова (характеристики) w в качестве его
контекста мы можем взять все предложения (абзацы, статьи, книги), в которых оно
встречается. Вместо предложений мы можем считать контекстом по одному или более
слов слева и справа от каждого вхождения w в текст.

Если текст t рассматривать как множество предложений,
а предложение s рассматривать как множество слов, то контекст категории C
в тексте t можно определить как

ctx(C,t)={s-{w}: w входит в C, w входит в s,
s входит в t}.

Выделенный контекст может анализироваться как
самостоятельно, так и относительно основного текста. Во втором случае основной
текст служит источником норм, которые затем используются при анализе контекста.
Т.е. во втором случае для произвольной категории K мы интересуемся условной
частотой pr(K,ctx(C,t)) и сравниваем ее с нормой nr(K,t),
вычисляемой как pr(K,t-{C}), где t-{C}={s-{w}: w входит в C, s
входит в t}

Дополнительно к этому мы можем выделить множество слов

col(C,t)={w: pr(w,ctx(C,t)) существенно больше pr(w,t-{C})}

В англоязычной литературе по контент-анализу такое множество
называется collocation категории C. Отношение существенно больше
валидизируется с помощью аппарата математической статистики по аналогии с тем,
как это описывалось выше. Множество col(C,t) содержит много полезной
информации о категории C. Например, col({змея},речь) будет
содержать такие слова как яд, кусать, ползать, пресмыкающееся,…, а в col({Путин},СМИ)
войдут слова Владимир, президент, Кремль, Россия,….

Что такое экспрессивность?

Экспрессивность речи позволяет говорящему человеку, помимо основного содержания высказывания, передать некую информацию о себе, личное отношение к тому, о чем он говорит. Причем такая передача в основном происходит бессознательно.

По экспрессивности речи можно понять, к какой социальной группе, категории относится человек, какие качества ему свойственны – и если это сообщение импульсивно, непроизвольно, посему часто является наиболее правдивым.

Экспрессивность высказывания часто обнаруживает подлинное отношение говорящего к предмету, отношение подчас негативное, какое он не выразил бы, не находясь на пике : иронии, скепсиса, снисхождения, пренебрежения. То есть, он субъективно ставит предмет ниже себя, возвышается над ним, что и делает его речь экспрессивной. Говорящему же при том кажется, что он выразил некие объективные свойства предмета.

Процедуры

Психологи выделяют несколько процедур контент-анализа. Чтобы пользоваться данной методикой, нужно тщательно изучить особенности исследования.

Выявление смысловых единиц

Чтобы выявить смысловую единицу, нужно знать какими они бывают:

  1. Факты, события.
  2. Документальные данные о человеке.
  3. Подтекст апелляций, которые направляются к потенциальному адресату.
  4. Темы, которые выражаются в текстах, видео, музыке.

Смысловые единицы контент-анализа назначаются перед проведением исследования. Они могут различаться зависимо от целей, содержания, гипотез, задач.

Выявление единиц счета

Единицы анализа и единицы счета могут быть одинаковыми или разными. Они зависят от назначения проводимого исследования. Если они не совпадают, значит психолог выделяет собственные единицы счета, наиболее популярные из которых:

  1. Метры видео или аудиозаписи.
  2. Длительность телепередачи.
  3. Число строк в тексте.
  4. Количество страниц, отдельных слов.
  5. Количество изображений, относящихся к сюжету текста.

Подсчет

Чтобы подсчитать результаты, нужно выдвинуть критерии, по которым информация будет делиться на отдельные группы. Для подсчетов могут применяться компьютерные программы, таблицы, специальные формулы.

Дальнейшие действия

После формулировки категорий необходимо выбрать подходящую единицу анализа, например, часть содержания или лингвистический компонент речи, которая является индикатором интересующего явления. Во многих примерах исследования контент-анализа чаще всего исследуемые явления представлены словом, простым предложением, суждением, темой, автором, героем, ситуацией в социуме, сообщением в целом и др.

Сложные виды аналитического исследования используют не одну, а несколько единиц. Изолированные элементы рассмотрения могут быть истолкованы неправильно, поэтому они разбираются в составе развернутых лингвистических структур, определяющих характер разделения текста, в пределах которого идентифицируются единицы контекста. Для отдельно взятого слова предложение является составляющей отрывка, объединенного общим смыслом.

Теперь нужно установить единицу счета. Чаще всего употребляются такие временно-пространственные категории, как количество строк, площадь, время вещания, частота появления признаков в материале.

Необходимым условием является разработка сводной таблицы изучаемого содержания: основного документа исследования, внешний вид которого зависит от типа разбора. К примеру, контент-анализ в психологии использует таблицу, которая является системой скоординированных и субординированных аналитических категорий. Это своеобразная анкета, где каждый вопрос предполагает ряд ответов, определяющих суть текста.

С помощью кодировальной матрицы производится регистрация результатов анализа. Если объем выборки превышает 100 единиц, то используются тетради матричных листов. При количестве исследуемых менее 100 достаточно проведения двумерного или многомерного анализа. Для каждого текста нужно применять свою кодировальную матрицу, что требует кропотливой и трудоемкой работы. Если объем выборки превышает допустимую норму, то сопоставление ключевых признаков анализа осуществляется на компьютере.

Оценки частот

В контент-анализе самыми бедными по содержанию и в то же
время самыми фундаментальными являются простые оценки частот. Примем следующее
обозначение

f(c,t) — частота встречаемости характеристики c
в тексте t.

В качестве примера рассмотрим частоту (количество)
упоминания фамилии конкретного политика в конкретном СМИ (газете). Если речь
идет о частоте упоминания в отдельном номере газеты, то практически никаких
выводов сделать из этого нельзя. Совсем другое дело, если отслеживать частоты
на протяжении определенного отрезка времени и сопоставлять их с поступками
этого политика

Отсюда можно прийти к выводу о том, что в поведении данного
политика привлекает внимание журналистов анализируемого издания. Можно
подсчитывать частоту упоминания политика не в отдельных номерах газеты, а
помесячно, и сопоставлять ее не с поступками, а с регулярно публикуемыми
рейтингами политических деятелей

Это явится подходящим материалом для
исследования на тему, как влияет и влияет ли частота упоминания политика в СМИ
на его рейтинг. Гораздо больше информации даст одновременный подсчет частот
упоминания не одного, а нескольких политиков. Появляется возможность сравнивать
их между собой. В этом случае, например, корреляции частот может послужить
основанием для более глубокого изучения общего в поведении анализируемых
политиков.

Отдельные слова, как элементы содержания, являются частным
случаем того, что в контент-анализе называется категорией. Категория — это
множество слов, объединенных вместе по тому или иному признаку. Так,
например, в качестве категории ЖИЛЬЕ может выступать группа синонимов {берлога,
дом, жилище, жилье, логово, логовище, обиталище, обитель}
. Другими
примерами могут быть категории агрессивно окрашенной лексики АГРЕССИВНОСТЬ={бить,
бушевать, грозить, назло, одолеть, погром, рычать,…}
и позитивно окрашенной
лексики ПОЗИТИВ= {благодарность, бодрый, вкусный, добро, нежный,
няня, теплый, шутка, юмор, ясный,…}
. Частота упоминания в тексте некоторой
категории подсчитывается как сумма частот входящих в нее слов, т.е. если K
— категория, то

Логической операцией, лежащей в основе создания категории,
является определение через абстракцию. Вовсе не обязательно категория должна
задаваться посредством заранее фиксированного списка слов. Иногда гораздо
удобнее задать ее операционально. Примером такой категории может быть категория
глаголов прошедшего времени. Определение принадлежности к ней будет заключаться
не в сопоставлении с фиксированным списком слов, а в распознавании
грамматических признаков глагола прошедшего времени.

Более сложными являются категории, состоящие не просто из
отдельных слов, а из целых словосочетаний. Например, категория МОРЕ={Черное
море, Средиземное море, Красное море, Балтийское море,…}.

Контент-анализ с использованием категорий позволяет
оценивать тексты на более высоком абстрактном уровне. Результаты, получаемые с
их помощью, качественно богаче. Возьмем, например, категории ПОЗИТИВ,
НЕГАТИВ, АГРЕССИВНОСТЬ, АРМИЯ, ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ЗАКОН и
подсчитаем частоты их встречаемости в интересующем нас издании на протяжении
нескольких месяцев. Затем сопоставим, подсчитаем корреляцию, с ежемесячными
рейтингами этого же издания среди различных социально-демографических групп.
Положительные и отрицательные коэффициенты корреляции между частотами отдельных
категорий и рейтингами подскажут, статьи какой тематики привлекают или
отталкивают читателей той целевой группы, на которую рассчитано издание.

Как было сказано ранее, не только слова или словосочетания
являются теми элементами содержания, частота которых может интересовать
исследователя. Вместо того, чтобы подсчитывать частоту упоминания фамилии
политика, можно подсчитывать частоту предложений, в которых упоминается политик.
Очевидно, что в общем случае вторая величина будет меньше первой. Можно
подсчитывать частоту абзацев, обладающих определенными признаками. Более
крупными элементами являются целые тексты — статьи и книги. Например, подсчет
частоты статей различной тематики позволяет делать выводы о редакционной
политике издания. Аналогичный подсчет тематики книг, поступающих в научную
библиотеку, позволяет судить о тенденциях в развитии науки, перспективных
направлениях исследований и т.д.

Выборка Контент-анализа. Контент-анализ — описание метода

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.
Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов
исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий — знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура.

Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий
для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу

Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми
для контент-анализа

Анализ новостей пример. Подобные документы

Контент-анализ на примере исследования газеты «Вечерний Ростов»

Проведение контент-анализа газеты и подведение итогов по вопросу попоулярности представленной газеты среди местных газет Ростова. Форма подачи материала, достижение газетой конкурентных преимуществ перед другими изданиями. Локальность подборки статей.

Контент-анализ городской газеты «Ростов официальный»

Тематическая направленность материалов. Жанр, вид, форма и характер публикации. Локальность и герой материала. Вид кодификатора контент-анализа. Кодировочные карточки разных выпусков анализируемой газеты. Общая площадь газеты, журналистские материалы.практическая работа , добавлен 13.06.2012

Анализ газеты «Вечерний Екатеринбург»

Два основных направления в теории массовой коммуникации. Общая характеристика газеты «Вечерний Екатеринбург»: тематика, информационная политика, ориентация, основные цели. Общие условия для функционирования средств массовой коммуникации, ее методы.

Авторский состав современной ставропольской прессы на примере газет «Вечерний Ставрополь» и «Открытая»

Роль автора в журналистской профессии. Воздействие журналистского слова на формирование мировоззрения читателя. Творческая индивидуальность журналиста. Авторский состав региональной прессы. Авторский состав газеты «Вечерний Ставрополь» и «Открытая».

Характерные особенности информационных жанров в PR-публикациях на страницах деловой прессы (на примере газеты «Коммерсант»)

История создания и интересные факты газеты «Коммерсант», Интернет-версия издания, новостные направления. «Черный пиар»: понятие, главные цели. Специфика PR-публикаций в газете, структура подачи материала. Преимущества и недостатки ежедневной газеты.

Изображение человека на страницах газеты «СМ Номер один»

Характеристика газеты «СМ Номер один». Типологические особенности печатного издания. Система текстовых публикаций номера. Тематические линии газеты. Способ изображения личности на страницах печатного издания. Разбор и анализ статей по выбранной тематике.

Проблема метода и жанра в журналистском эксперименте (на материале «Литературной газеты» 1970-х годов)

Взгляды исследователей на понятия «метод» и «жанр» в журналистике. Анализ публикаций «Литературной газеты» 1970-х годов, представленных под рубрикой «Эксперимент «ЛГ»». Практическая значимость эксперимента в условиях развития информационного общества.

Критика современного российского телевидения в «Литературной газете»

Телевидение, как средство воздействия, этапы его становления. Критика российского телевидения на страницах «Литературной газеты». Типологические характеристики издания, дизайн газеты. Анализ материалов телевизионных критиков «Литературной газеты».

Информационная политика газеты «Ставропольские губернские ведомости» (2006–2007 гг.)

Типоформирующие, вторичные и формальные признаки газеты. Особенности информационной политики и жанровой системы газеты «Ставропольские губернские ведомости» за 2006 – начало 2007 гг. Степень влияния смены периодичности на информационную политику.

Анализ системы деловой прессы на примере газеты «Коммерсантъ»

История возникновения и развития деловой прессы в России. Типология деловых изданий, жанры деловой журналистики. Анализ развития современной деловой прессы России (на примере газеты «Коммерсантъ»). Концепция газеты «Коммерсант», основные рубрики, дизайн.

Проведение контент-анализа

С.И. Григорьев

Слово «контент» означает содержимое (или содержание)
документа. Контент-анализом называют метод
сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в
документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст
(типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное,
все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или
журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи,
фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также,
разумеется, и официальные документы.

Метод контент-анализа используется социологами уже более ста лет.
С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни,
устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических,
устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых
в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности
суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц,
стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность
демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая
подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в
разных СМИ, исследовались многие другие темы.

В последние десятилетия данный
социологический метод заимствовали и активно используют те представители социогуманитарных наук (юристы, историки, журналисты, языковеды, литературоведы,
политологи, психологи, экономисты, педагоги, социальные работники, культурологи,
библиотековеды, искусствоведы и др.), которые заинтересованы в установлении
объективных признаков разнообразных человеческих коммуникаций.

Необходимость применения количественного анализа

Замечание 1

Количественный анализ текстов применяется тогда, когда требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных. Первым шагом в этом направлении является выявление индикаторов ключевых понятий исследования.

Квантификацию в контент-анализе целесообразно использовать при сопоставлении квант-текстов с другими количественными характеристиками. Количественные характеристики должны обязательно связывается с качественными, которые в исследовании документов фиксируют свойства и признаки выделенных исследователем объектов и позволяют ему проанализировать связанность этих характеристик с исследуемой сферой деятельности составителя документальной информации.

Контент-анализ

Контент-анализ – это стандартный метод анализа, который применяется исследователями в социальных науках. Его предметом выступает содержание текста, что сводится к числовым показателям и поддается статистической обработке. «Контент-анализ» происходит от английского «contents», что значит содержимое, следовательно, анализ содержания.

Метод контент-анализа употребляется в качестве количественного метода в анализе текстовой информации, которые далее поддаются интерпретации приобретенных числовых закономерностей. Его используют в изучении инвариантных по существу и структуре источников, что внешне проявляется, как беспорядочно организованный и несистематизированный текстовый массив.

Контент-анализ имеет философский смысл, который заключается в отхождении от разнообразности текстовой информации к более абстрактной модели материала. Сферы познания, в которых прилагается метод контент-анализа достаточно обширные. Его можно применить в социологии, политологии, где он пользуется популярностью, также в психологии, управлении персоналом, PR, истории, антропологии, литературоведении. Ученые привели статистику, в которой они описали распределение исследований по наукам, пользуясь контент-анализом. Чаще данный метод встречается, как средство изучения в антропологии и социологии – 27,7%, в теориях коммуникации он встречается немного реже – 25,9%, в исследовании полит наук он составляет – 21,5%. Реже метод контент-анализа встречается в области исследований исторических событий, изучении общественных связей.

Метод контент-анализа помогает проанализировать различные типы текстовых массивов: сообщения СМИ, рекламу, пропагандистские материалы, речи политических активистов, различные программы партий, литературные произведения, исторические источники.

Исследователь, применяющий метод контент-анализа, опираясь на обретенные знания об истинном содержании текстовых материалов, может вынести вывод о настоящих намерениях самого коммуникатора и всевозможных эффектах данного сообщения. Следовательно, первичное значение сообщения может восстановиться из самого же него. Поэтому цели контент-анализа содержат мотивы коммуникатора и допустимые эффекты воздействия содержания сообщения на целевого слушателя.

Метод контент-анализа исследует и анализирует очевидное, явное содержание сообщения. Важным условием здесь является смысловое единство трактовки данного содержания всеми, кто включен в коммуникативном процессе, включая исследователя. Систематизируя сегменты содержания по категориям, исследователь допускает, что соответствующие сегменты однозначно понимались реципиентом и коммуникатором.

Контент-анализ используется, первоначально, к четкому и выраженному содержанию.

Какие данные подвергаются контент-анализу?

Этот способ обработки информации успешно пользуется на протяжении многих десятков лет. Чаще всего он применяется в социологии с целью определения позиции большинства или статистике для конкретизации частоты использования конкретных сведений, материалов. Также этот прием эксплуатируется в следующих сферах деятельности: психология, экономика, педагогика, культурология и пр.

Контент-анализу подвергаются книги, научные публикации, различные статьи, фотографии, лозунги, картины, официальные документы. С помощью этой методики можно конкретизировать причины возникновения противоречий, конкретных ситуаций. Все зависит от цели исследования, его предмета и объекта.

Основные способы, процедуры анализа

Вот где и как появился контент-анализ. Как метод исследования он включает в себя сразу несколько основных процедур, которые мы сейчас и рассмотрим.

1. Во-первых, нужно выявить смысловые единицы анализируемого контента, в роли которых могут выступать:

а) Некие термины, являющиеся смысловыми понятиями, используемыми в отдельных научных отраслях.

б) Темы, причем не только всего текста или выступления в целом, но и те, которые подразумеваются разными смысловыми абзацами или фрагментами речи выступающего.

в) Особенно важны имена и фамилии людей, которые встречаются в данном материале.

г) Анализу следует подвергать все упоминаемые события и факты.

д) Если у речи или документа есть потенциальные оппоненты, то нужно разобраться и со смысловыми реляциями, которые на них направлены.

Нужно заметить, что единицы обязательно должны выделяться в контексте содержания, а также задач и целей, которые преследует данная публикация. Конечно же, всегда нужно учитывать еще и те научные гипотезы, которые были использованы (если они были) при ее создании.

2. Во-вторых, выделяются единицы счета. Они могут как совпасть, так и не совпасть с элементами анализа, о которых мы только что говорили. Если совпадают, то исследователю остается банально определить частоту появления каждого термина (или аналогичного понятия) в тексте.

Во втором же случае ему самому, на основе тематики какого-то произведения и собственного здравого смысла, предстоит выделить эти самые единицы, которыми могут являться:

а) Общая протяженность написанного текста или произнесенной речи.

б) Площадь произведения, где в большей концентрации имеются смысловые единицы.

в) Общее количество печатных знаков или же абзацев.

г) Если речь идет о публичном выступлении, видеозаписи или аудиофайле, то определяется общее их время.

д) При анализе старых кинохроник можно принять во внимание также общий метраж использованной пленки. е) Наконец, при изучении старинных гравюр или аналогичных произведений всегда нужно определять общее количество рисунков, которые связаны определенным содержанием. е) Наконец, при изучении старинных гравюр или аналогичных произведений всегда нужно определять общее количество рисунков, которые связаны определенным содержанием

е) Наконец, при изучении старинных гравюр или аналогичных произведений всегда нужно определять общее количество рисунков, которые связаны определенным содержанием.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: