Пригодится для студента-психолога

Теоретические основы

Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному “Я” оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности субъекта в различного рода психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия.

Одним из разработчиков методики – Столиным – было принято понимание самоотношения в контексте представлений о смысле “Я”. Смысл “Я” предполагает определенный язык его выражения, а этот “язык” может обладать некоторой спецификой как для различных индивидов, так и для различных социальных групп или других социальных общностей. Причем алфавит этого языка должен быть достаточно широким, так как в связи с противоречивостью бытия, пересечением деятельностей и “противоборством” мотивов субъект должен испытывать достаточно широкую гамму чувств и переживаний в свой адрес.

Самоотношение понимается как сложная, уровневая эмоционально-оценочная система. Самоотношение может быть понято как выражение смысла «Я» для субъекта, как некоторое устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе.

Ключ для обработки

Шкала S (интегральная)
+ (положительные ответы): 2, 5, 23, 33, 27, 42, 46, 48, 52, 53, 57.
— (отрицательные ответы): 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.

Шкала самоуважения (I)
+ (положительные ответы): 2, 23, 53, 57.
— (отрицательные ответы): 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.

Шкала аутосимпатии (II)
+ (положительные ответы): 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54.
— (отрицательные ответы): 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.

Шкала ожидания положительного отношения других (III)
+ (положительные ответы): 1, 5, 10, 15, 42, 55.
— (отрицательные ответы): 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.

Шкала самоинтереса (IV)
+ (положительные ответы): 7, 17, 20, 33, 34, 52.
— (отрицательные ответы): 14, 51.

Шкала самоуверенности (1)
+ (положительные ответы): 2, 23, 37, 42, 46.
— (отрицательные ответы): 38, 39, 41.

Шкала ожидания отношения других (2)
+ (положительные ответы): 1, 5, 10, 52, 55.
— (отрицательные ответы): 32, 43, 44.

Шкала самопринятия (3)
+ (положительные ответы): 12, 18, 28, 47, 48, 54.
— (отрицательные ответы): 21.

Шкала самопоследовательности, саморуководства (4)
+ (положительные ответы): 50, 57.
— (отрицательные ответы): 25, 27, 31, 35, 36.

Шкала самообвинения (5)
+ (положительные ответы): 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56.
— (отрицательные ответы): нет.

Шкала самоинтереса (6)
+ (положительные ответы): 17, 20, 33.
— (отрицательные ответы): 26, 30, 49, 51.

Шкала самопонимания (7)
+ (положительные ответы): 53.
— (отрицательные ответы): 6, 8, 13, 15, 22, 40.

Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утверждения, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. За каждое совпадение начисляется один балл.

Описание методики исследования самоотношения

В начале составления в МИС входило 172 утверждения. 60 пунктов, были заимствованы из Опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р.Пантилеев, 1988). К этим пунктам было добавлено около 20 утверждений из других опросников. Остальные пункты были сформулированы научным коллективом С.Р.Пантилеева. После экспертной оценки профессиональными психологами, количество утверждений сократили до 150. В ходе дальнейшего эмпирического исследования из опросника удалили ещё 40 утверждений. В конечном итоге в опросник вошли 110 утверждений (требующие ответа «согласен»-«не согласен»), распределенных по 9 шкалам.

Область применения МИС — индивидуальное консультирование, так как методика позволяет выявлять внутриличностные конфликты. В экспертной деятельности применение затруднено (без дополнительной доработки опросника невозможно), поскольку опросник не имеет шкалы лжи и не защищен от социально желательных ответов.

Оборудование необходимое для проведения опроса и стимульный материал:

  • перечень утверждений;
  • бланк для ответов;
  • «ключ» первичной обработки и получения «сырых» баллов;
  • таблица перевода «сырых» баллов в стены.

Методика допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Каждому участнику необходимо предоставить отдельное место для выполнения задания. Длительность выполнения задания – 30–40 минут.

Процедура обследования: После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание.

Инструкция: «Вам будет предложен перечень утверждений, характеризующих отношение человека к себе, к своим поступкам и действиям. Внимательно прочитайте каждое. Если Вы согласны, то в бланке для ответов, рядом с порядковым номером суждения поставьте любую отметку в столбике «Согласен», если не согласны — любую отметку в столбике «Не согласен». Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного суждения. Возможно, что некоторые утверждения покажутся Вам излишне личными, затрагивающими интимные стороны Вашей личности. Постарайтесь определить их соответствие себе как можно искренне. Ваши ответы никому не будут демонстрироваться».

Перевод сырых баллов в проценты

Фактор S Фактор I
«сырой балл» Накопленные частоты (в %) «сырой балл» Накопленные частоты (в %) «сырой балл» Накопленные частоты (в %) «сырой балл» Накопленные частоты (в %)
0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

0.67

3.00

5.33

6.33

9.00

13.00

16.00

21.33

26.67

32.33

38.33

49.00

55.33

62.67

69.33

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

74.33

80.00

85.00

88.00

90.67

93.33

96.00

96.67

98.00

98.33

98.67

99.67

99.67

100.00

100.00

1

2

3

4

5

6

7

1.67

4.00

6.00

9.33

16.00

25.33

34.00

44.67

8

9

10

11

12

13

14

15

58.67

71.33

80.00

86.67

91.33

96.67

99.67

100.00

Фактор
II

Фактор
III

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

1

2

3

4

5

6

7

8

0.33

3.67

9.00

16.00

21.67

28.00

37.33

47.00

58.00

9

10

11

12

13

14

15

16

69.67

77.33

86.00

90.67

96.67

98.33

99.67

100.00

1

2

3

4

5

6

0.00

0.00

0.67

1.00

3.33

6.00

9.00

7

8

9

10

11

12

13

17.67

27.33

39.67

53.00

72.33

91.33

100.00

Фактор
IV

Фактор
1

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

1

2

3

4

0.67

2.00

5.33

16.00

29.00

5

6

7

8

49.67

71.33

92.33

100.00

1

2

3

4

3.77

7.33

16.67

29.33

47.67

5

6

7

8

65.67

81.33

92.33

100.00

Фактор
2

Фактор
3

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

1

2

3

4

0.00

0.67

3.67

7.33

15.00

5

6

7

8

32.00

51.33

80.00

100.00

1

2

3

2.67

7.67

16.67

34.33

4

5

6

7

50.67

70.67

89.67

100.00

Фактор
4

Фактор
5

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

1

2

3

3.00

9.67

25.67

38.33

4

5

6

7

60.33

79.67

92.00

100.00

1

2

3

4

1.67

4.67

15.00

27.67

43.33

5

6

7

8

60.67

81.67

96.67

100.00

Фактор
6

Фактор
7

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

1

2

3

0.67

3.00

11.33

20.00

4

5

6

7

34.33

54.67

80.00

100.00

1

2

3

4.33

21.33

43.33

68.67

4

5

6

7

83.67

94.00

99.33

100.00

При значении показателя меньше 50 — признак не выражен;

50-74 — признак выражен;

Больше 74 — признак ярко выражен.

Текст опросника Столина

1. Думаю, что большинство моих знакомых относятся ко мне с симпатией.

2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.

4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.

5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.

6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.

7. Мое «Я» всегда мне интересно.

8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

9. В моей жизни есть или по крайней мере были люди, с которыми я был чрезвычайно близок.

10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.

11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.

12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

13. Я сам хотел во многом себя переделать.

14. Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.

16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.

18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

19. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.

20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.

22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.

23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни — это подчиниться собственной судьбе.

26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.

27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.

28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

29. Быть снисходительным к своим слабостям вполне естественно.

30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.

32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.

33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.

34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю у себя, разумно ли это.

35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он тут же понял, какое я ничтожество.

36. Временами я сам собой восхищаюсь.

37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.

39. Без посторонней помощи я мало что могу сделать.

40. Иногда я сам себя плохо понимаю.

41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.

44. Большинство моих знакомых не принимает меня уж так всерьез.

45. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

46. Я вполне могу сказать, что уважаю себя сам.

47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.

48. В целом меня устраивает то, какой я есть.

49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.

50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.

51. Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.

52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.

54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.

56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю «И по делом тебе».

57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

Процедура проведения

Вам предлагается выполнить следующее задание, в котором содержатся вопросы в форме возможных утверждений об особенностях Вашего характера, привычках, интересах и т.д. На эти вопросы не может быть «хороших» или «плохих» ответов, т.к. каждый человек имеет право на свою собственную точку зрения. Для того, чтобы полученные на основании Ваших ответов результаты оказались наиболее информативными и плодотворными для конкретизации собственного представления о себе, Вам нужно постараться выбрать наиболее точные и достоверные ответы.

Отвечая, помните о следующих простых правилах:

  • Вопросы составлены так, что особого времени на обдумывание не требуется. Давайте первый ответ, который придёт Вам в голову (как правило, он оказывается наиболее естественным). Конечно, вопросы слишком коротки, чтобы в них содержались все необходимые подробности, Поэтому отвечайте, представляя себе сами типичные ситуации, не задумываясь над деталями.
  • Возможно, некоторые вопросы Вам трудно отнести к себе. В таком случае постарайтесь дать предположительный ответ.
  • Помните, что «плохих» ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение.

Читайте последовательно каждое из приведённых выше утверждений и решайте – верно, оно по отношению к Вам или неверно. На бланке ответов рядом с каждым номером утверждения расположены две пустые клетки. Если утверждение верно по отношению к Вам, поставьте «птичку» в левую клетку, если неверно — в правую. Не задумывайтесь долго над ответом.

Анализ результатов методики «Опросник самоотношения» — ОСО (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев)

Данные полученные по результатам методики опросник «Самоотношение» В. В. Столин, С. Р Пантилеева, представлены в Табл. 1.16.

Таблица 1.16

Результаты методики «Самоотношение».

Название шкалы результат
S Глобал. самоотношение
I самоуважение
II аутосимпатия
III Ожид.отнош. от др.
IV самоинтерес
самоуверенность
Отношение других
самопринятие
саморуководство
самообвинение
самоинтерес
самопонимание

Подробный анализ первых пяти шкал представлен на Рис. 1.30

Рис. 1.30. Гистограмма сравнения показателей первых пяти показателей по результатам опросника «Самоотношение». Обозначения: шкала абсцисс — названия показателей; шкала ординат — значения показателей.

Из Рис. 1.30. можно сделать вывод, что у испытуемой наиболее выражен такой показатель как «глобальное самоотношение». По данным методики, такой результат является высоким и говорит об внутренне недифференцированное чувстве «за» и «против» самого себя. Такие показатели как «самоуважение», «самоинтерес», «аутосимпатия» и «ожидаемое отношение от других» по полученным результатам, не выражены. Анализ следующих семи шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемой, представлен на Рис. 1.31.

Рис. 1.31. Гистограмма сравнения показателей последних семи показателей по результатам опросника «Самоотношение». Обозначения: шкала абсцисс — названия показателей; шкала ординат — значения показателей.

Анализируя Рис.1.31. можно сделать вывод о яркой выраженности у испытуемой показателя «отношение к другим». Так же выражены такие признаки, как «самопринятие» «самоинтерес», «самоуверенность». Признаки «саморуководство», «отношение других», и «самопонимание» у испытуемой не выражены.

Анализируя, полученные данные, можно сделать вывод, что ярче всего в личности испутыемой, выражены такие исследуемых признаки как «отношение к другим», «самопринятие» «самоинтерес», «самоуверенность». На основании этих данных, можно сделать предположение, об их взаимосвязи. Низкая степень «аутосимпатии» указывает на видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению.

Источник



Обработка полученных результатов

При обработке используется «ключ», с помощью которого получают сырые баллы. Совпадение ответа обследуемого с «ключом» оценивается в 1 балл. Сначала подсчитываются совпадения ответов по признаку «согласен», затем – по признаку «не согласен». Результаты суммируются.

Затем сумма «сырых» баллов по каждой из шкал с помощью специальной таблицы переводится в стэны (сокращение от англ. standart ten — стандартная десятка, нормированная и центрированная оценка, получаемая путем стандартизации психофизиологических показателей). Стэны служат основанием для интерпретации.

Скачать ключ обработки МИС и таблицу перевода в СТЭН (на данный момент скачивание не доступно — материал проходит сопоставление с первоисточником).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: