Содержание
- Адаптация в обществе
- Жизнь и деятельность
- Метод, способ, прием
- Муж и жена
- Мужчина и женщина
- Ответы психолога
- Парень и девушка
- Поведение
- Популярно о психологии
- Практические советы
- Психологическая помощь
- Психология в обществе
- Психология общения
- Ребенок подросток
- Сознание
- Счастье и радость
- Упражнения, игры, тесты, задачи
- Частые вопросы
- Что, где, когда, как
- Эксперты советуют
- Я и другие
Другие статьи:
ТестНарисуй дом . Как понять ребенка с далее… |
Советы для бросающих курить #8212; как правильно организовать далее… |
«Не стать заложником. Сохранить самообладание и убедить далее… |
Популярное
Какие идеи и мотивы способны стимулировать мужество (23) |
Опросник дпс 1 44 вопроса ответы (15) |
Опросник лазаруса способы совладающего поведения (13) |
К интеллектуальным компетенциям профессионала относится (12) |
Как поставить цель в жизни и добиться ее (7) |
Жить человек с большой буквы (6) |
Может быть Вас заинтересует:
Онкологический больной в семье Тяжелая болезнь близкого далее… |
Успех и счастье, мечты и везение. Статусы, далее… |
Девушки, в чем для вас заключается мужское далее… |
Ключи к тесту
1. Шкала предметная эргичность.
Ответ «да» в вопросах 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 98.
Ответ «нет» в вопросах 27, 83, 103.
2. Шкала социальная эргичность.
Ответ «да» в вопросах 11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.
Ответ «нет» в вопросах 3, 34, 74, 90, 105.
3. Шкала пластичность.
Ответ «да» в вопросах 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101,104.
Ответ «нет» в вопросах 54, 59.
4. Шкала социальная пластичность.
Ответ «да» в вопросах 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.
Ответ «нет» в вопросах 31, 81, 87, 93.
5. Шкала темп или скорость.
Ответ «да» в вопросах 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.
Ответ «нет» в вопросах 29, 43, 70, 94.
6. Шкала социальный темп.
Ответ «да» в вопросах 24, 37, 39, 51, 72, 92.
Ответ «нет» в вопросах 5, 10, 16, 56, 96, 102.
7. Шкала эмоциональность.
Ответ «да» в вопросах 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.
8. Шкала социальная эмоциональность.
Ответ «да» в вопросах 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.
9. Шкала «К»
Ответ «да» в вопросах 32, 52, 89.
Ответ «нет» в вопросах 12, 23, 44, 65, 73, 82.
Анализ теста и интерпретация результатов:
Каждый вопрос относится к одной из 9 шкал, 8 шкал содержат по 12 вопросов, девятая шкала — 9 вопросов:
1. предметная эргичность;
2. социальная эргичность;
3. пластичность;
4. социальная пластичность;
5. темп или скорость;
6. социальный темп;
7. эмоциональность;
8. социальная эмоциональность;
9. контрольная «К» (шкала социальной желательности ответов).
Обработка производится путем сравнения ответов испытуемого с ответами, данными в ключе к тесту. Каждое совпадение ответа с ответом в ключе к тесту оценивается в 1 балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале. Уровень каждого из исследуемых свойств темперамента оценивается отдельно. Показатель менее 3 баллов свидетельствует о низком уровне, 4-8 – о среднем уровне, 9-12 – о высоком уровне.
Предметная эргичность характеризует уровень потребности человека в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к умственному и физическому труду, степень вовлеченности и трудовую деятельность.
Социальная эргичность отражает уровень потребности в социальных контактах, свидетельствует о направленности на освоение социальных форм деятельности, стремлении к лидерству, об общительности и вовлеченности в социальную деятельность.
Пластичность отражает степень легкости, или наоборот, трудности переключения с одного предмета на другой, быстроты перехода с одного способа мышления на другой в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.
Социальная пластичность помогает выяснить степень легкости или трудности переключения внимания в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ и готовых форм социального контакта.
Темп характеризует скоростные особенности человека. Он свидетельствует о скорости выполнения отдельных операций, быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
С помощью социального темпа можно установить скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения.
Эмоциональность оценивает чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.
Социальная эмоциональность отражает чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.
Шкала «К» или контрольная шкала – это показатель искренности ответов — выявляет степень искажения информации о себе. Чем больше показатель «К», тем меньше искренности в ответах, и наоборот, чем он меньше, тем более достоверными считаются другие показатели темперамента. Считается, что ответы искренни и честны, если «К» не превышает 5 баллов. Результаты испытуемых, получивших высокий (7 и более) балл по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.
Литература
- Rusalov, VM. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. Руководство. Москва, ИПРАН.. — 1997.
- Rusalov, VM , Trofimova , IN. Structure of Temperament and Its Measurement. Toronto, Canada: Psychological Services Press.. — 2007.
- Rusalov, VM. Motor and communicative аспектах of human temperament: a new questionnaire of the structure of temperament.. — 1989. — Т. 10. — С. 817–827.
- Trofimova, IN. Exploration of the activity-specific model of temperament in four languages. International Journal of Psychology and Psychological Therapy.. — 2010. — Т. 10/1. — С. 79-95.
- Dumenci, L. Factorial validity of scores on the Structure of Temperament Questionnaire. Educational and Psychological Measurement. Thousand Oaks, CA: Sage.. — 1996. — Т. 56. — С. 487-493.
- Bishop, D. et al. Structure of Temperament Questionnaire (STQ): Results from a US sample . Personality and Individual Differences.. — 1993. — Т. 14. — С. 485-487.
- Bishop, D., Hertenstrein, M. A confirmatory factor analysis of the Structure of Temperament Questionnaire. Educational and Psychological Measurement.. — 2004. — Т. 64. — С. 1019-1029.
- Rusalov, VM. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. Руководство. Москва, ИПРАН.. — 2004.
- Trofimova, IN. Exploration of the benefits of an activity-specific test of temperament.. — 2009. — Т. 105. — С. 643—658.
- Trofimova, IN. Questioning the «general arousal» models. — 2010. — Т. 4. — С. 1–8. — DOI:10.2174/1874230001004010001
- Trofimova, IN. An investigation into differences between the structure of temperament and the structure of personality. — 2010. — Т. 123(4). — С. 467–480. — DOI:10.5406/amerjpsyc.123.4.0467
- Trofimova, IN, Sulis, WH. The lability of behavior as a marker of comorbid depression and anxiety. Advances in Bioscience and Biotechnology. — 2010. — Т. 1(3). — С. 190–199. — DOI:10.4236/abb.2010.13027
- Trofimova, IN, Sulis, W. Is temperament activity-specific? Validation of the Structure of Temperament Questionnaire–Compact (STQ-77). International Journal of Psychology and Psychological Therapy. — 2011. — Т. 11(3). — С. 389–400.
- Русалов, ВМ, Trofimova, IN. О представленности типов психической деятельности в различных моделяхтемперамента. Психологический журнал. — 2011. — Т. 32/3. — С. 74-84.
- Trofimova, IN, Robbins, TW. Temperament and arousal systems: a new synthesis of differential психологии and functional neurochemistry. — 2016. — Т. 64. — С. 382–402. — DOI:10.1016/j.neubiorev.2016.03.008
- Trofimova, IN. The interlocking between functional аспектах of activities and a neurochemical model of adult temperament. In: Arnold, M.C. (Ed.) Temperaments: Individual Differences, Social and Environmental Influences and Impact on Quality of Life. New York: Nova Science Publishers, Inc.. — 2016. — С. 77–147.
- Trofimova, IN, Sulis, W. Benefits of distinguishing between physical and social-verbal aspects of behaviour: an example of generalized anxiety. Frontiers in Psychology. — 2016. — Т. 7. — С. 338. — DOI:10.3389/fpsyg.2016.00338
- Trofimova, IN , Sulis, W. A study of the coupling of FET traits of temperament with major depression. Frontiers in Psychology. — 2016.
- Trofimova, IN, Christiansen, J. Coupling of traits of temperament with mental illness in four age groups . Psychological Reports. — 2016. — Т. 118(2). — С. 387-412. — DOI:10.1177/0033294116639430
Цель и формат
Опросник Структуры Темперамента (ОСТ, STQ) – это само-оценивающий тест (для взрослых) или тест выполняющийся наблюдателем (для детей). Этот тест-опросник измеряет 12 характеристик поведения, которые наиболее стабильны в развитии человека и относительно независимы от ситуации. Начально ОСТ был предложен для тестирования взрослых в целях организационной психологии, отбора и расстановки кадров и клинической психологии. Сейчас существуют детские короткие формы ОСТ для использования родителями и учителями при оценки детского поведения. Каждый пункт всех современных версий опросника представляется в виде утверждения, со следующей шкалой ответов в Ликерт-формате: (1) «Совершенно не согласен», (2) «Не согласен», (3) «Согласен», (4) «Совершенно согласен».
Предыдущие версии ОСТа, которые использовали вопросительные формы использовать не рекомендуется, т.к. эти старые формы имеют гораздо меньшую валидность.
Билет 19.1. Теория темперамента В.М.Русалова
Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности.
Среди попыток объяснения природы темперамента выделяют гуморальные, конституциональные и психологические теории.
*В.М. Русалов считает, что темперамент может быть определен достаточно достоверно по речевому поведению человека. Наиболее диагностичными при этом оказываются такие признаки, как перепады интонаций, длительность высказываний, частота обращений к партнеру, легкость включения в беседу, персеверации, громкость голоса, плавность и легкость речи, быстрота ответов, паузы-остановки, использование междометий, присутствие грамматических нарушений и новообразований. Если усилием воли отвлечься от смысла беседы и сосредоточиться только на формальном ее аспекте, можно получить вполне надежную картину темперамента.
Наиболее теоретически проработанной из современных концепций представляется учение о темпераменте, развиваемое школой В.М. Русалова (Либин А.В., 1999; Русалов В.М., 1986, 1993, 2004). Согласно этому учению, темперамент – психосоциобиологическая категория, одно из независимых базовых образований психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека. Темперамент, однако, не совпадает с индивидуальностью и личностью в целом, так как последняя составляет совокупность всех форм социальных связей и отношений человека. Он формируется под влиянием общей конституции в процессе тех конкретных деятельностей, в которые человек включен с самого детства. И если ранее существующие теории темперамента основывались либо на гуморальной детерминации (подобно Гиппократу), либо на соматической (привязанной к особенностям строения тела, как это делали Э. Кречмер, У. Шелдон, А.Ф. Лазурский), то в настоящее время чаще говорят о психобиологической детерминации, так как темперамент задается свойствами нервной системы и выражается в психологическом облике человека.
От природы человек получает нормы реакции биохимических, биомеханических, нейрофизиологических и других свойств, в результате чего у него формируется индивидуальный уровень обмена, мышечного развития и т.д. Эти свойства включаются в выполнение различных видов деятельности – от сосательных и хватательных рефлексов до игры, учения и т.д. По мере созревания человека благодаря генетической устойчивости у него складывается некая присущая ему обобщенная скорость, обобщенная пластичность, обобщенная эмоциональность и другие характеристики темперамента. Эти характеристики не только окрашивают деятельность, но и задают границы, оберегают организм от чрезмерно большого или малого расходования энергии, сохраняя его способность выживать. Таким образом, главная приспособительная задача темперамента состоит в энергетическом регулировании (Хрестомат. 5.3).
Исходя из этого понимания сущности темперамента, к темпераментальным проявлениям можно отнести только те психологические свойства, которые удовлетворяют следующим требованиям (Русалов В.М., 1986, 1992, 2004). Темперамент:
· отражает формальный аспект деятельности и не зависит от ее цели, смысла, мотива;
· характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и отношения к миру и себе;
· универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;
Источник