Описание методики
Гиссенский опросник психосоматических жалоб был разработан в 1967 году психологами Е. Брюхлером и Дж. Снером. Методика позволяет определить субъективное восприятие симптомов болезни. Вопросы анкеты затрагивают несколько сфер:
- общее самочувствие больного;
- вегетативные расстройства;
- дисфункция внутренних органов.
Клиенту предлагается проанализировать относительно себя 57 симптомов и оценить их выраженность по 5-ти балльной шкале (от 0 до 4):
- 4 – сильно выражено;
- 3 –значительно;
- 2 – незначительно;
- 1 – слегка;
- 0 – не выражено.
Кроме этого больной может указать свои жалобы, отсутствующие в Гиссенском опроснике. А также в ходе диагностики можно определить психологические и физиологические факторы, влияющие на симптомы.
В 1993 году методика была переведена на русский и адаптирована коллективом психологов психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. Согласно этой вариации Гиссенского опросника, эмоции и стереотипы поведения человека влияют на его физическое самочувствие так же, как субъективное восприятие болезни отражается на эмоциональном состоянии и поведении. В статье мы рассматриваем именно адаптивный вариант опросника.
Это важно! В 1968 году была разработана еще одна похожая методика – Гиссенский личностный опросник. Люди, далекие от профессиональной психологии, иногда путают его с Гиссенским опросником соматических жалоб
На самом деле это два совершенно разных опросника, но иногда психологи используют их в комплексе для более полной диагностики.
Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)
Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.
Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.
В серии А – использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Серия В – построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент
При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце
Серия С – построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Серия D – построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.
Методические указания к проведению теста
Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» – никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: «Всем закрыть таблицы». О предназначении данного теста можно сказать следующее: «Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления».
После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан» (можно показать на примере одного образца).
Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем таблицы!»
Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого.
Интерпретация результатов (ключи)
Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).
БЛАНК
ФИО _________________________
Номер задания | Серия A | Серия B | Серия C | Серия D | Серия E |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 |
Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты.
При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:
1 степень – более 95% – высокий интеллект; 2 степень – 75-94% – интеллект выше среднего; 3 степень – 25-74% – интеллект средний; 4 степень – 5-24% – интеллект ниже среднего; 5 степень – ниже 5% – дефект.
Содержательные характеристик шкал теста профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона
«Психоэмоциональное истощение» — процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.
«Деперсонализация» (личностное отдаление) — специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе. Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.
ПРИЗНАКИ
Существуют следующие типичные признаки человека-неудачника: — он недооценивает себя; в своих ошибках винит не себя, а обстоятельства и окружающих;
- боится очередной неудачи;
- не умеет ценить свое время;
- не умеет и не хочет признавать свои недостатки;
- не может точно определить цель и понять, чем хочет заниматься; постоянно требует уважения к себе;
- не умеет общаться с окружающими людьми;
- считает, что во всем прекрасно разбирается и новому не хочет учиться; все время критикует окружающих;
- не внимателен к другим людям и чужим проблемам;
- позволяет страху перед неудачей одержать над ним верх.
Для неудачников характерен специфический тип мышления – они не намерены «сделать», «решить», «добиться», взамен решительным глаголам они предпочитают импотентские: «попробую», попытаюсь», «постараюсь», но ничего обещать не могу. Писатель Джин Ландрам в контексте этой мысли пишет: «Разделить людей можно только на «победителей», которые задаются вопросом, «что я должен сделать, чтобы победить», и на «неудачников», которые думают «как бы не проиграть».
Неудачник – это упасть и не подняться, это сломаться, сдаться, ретироваться, прикинувшись слабым, раздавленным злыми обстоятельствами жизни. Зачастую неудачника устраивает его несчастное состояние, ибо на него попадаются жалостливые люди. Теперь можно кому-то поплакаться в жилетку на свою несчастную судьбу и низкий социальный статус.
Неудачливость – шикарное прикрытие там, где нужно проявить соревновательность и конкурентоспособность. Что можно требовать от инвалида удачи? Только участия. О победе нет смысла даже заикаться. Кроме того, неудачливость, подобно самосвалу, сваливает с себя ответственность на других. Неудачливость – заразна. Люди подспудно понимают, что лучше от неудачников держаться подальше, иначе сам ненароком полной лопатой отгребёшь от жизни несчастий и мучений. Теодор Драйзер писал по этому поводу: «Всякая слабость, даже призрак слабости, отпугивает людей. Они бессознательно сторонятся неудачников, избегают их, словно опасаясь заразы».
СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ГЕНРИ КЕЛЛЕРМАНА
МОДЕЛЬ ЗАЩИТЫ ВКЛЮЧАЕТ ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ
- Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями.
- Существует восемь основных механизмов защит, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями.
- Восемь основных защитных механизмов обладают свойствами как сходства, так и полярности.
- Определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили.
- Индивид может использовать любую комбинацию механизмов защиты.
На пути к сознанию нежелательная для психики информация искажается. Искажение реальности посредствам защит может происходить следующим образом:
- игнорироваться или не восприниматься;
- будучи воспринятой, забываться;
- в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.
Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов. В целом они образуют шкалу примитивности-зрелости .
Первыми возникают механизмы, в основе которых лежат перцептивные процессы (ощущение, восприятие и внимание). Именно перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением,
непониманием информации
К ним относят отрицание и регрессию, которые являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.
Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации — это вытеснение и подавление.
По мере развития процессов мышления и воображения формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработкой и переоценкой информации — это рационализация.
ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ
- защиты с отсутствием переработки содержания: отрицание, вытеснение, подавление.
- защиты с преобразованием или искажением содержания мыслей, чувств, поведения: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, реактивное образование, компенсация.
- защиты с разрядкой отрицательного эмоционального напряжения: реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация.
- защиты манипулятивного типа: регрессия, фантазия, уход в болезнь или образования симптомов.
Результатом психоэволюционной теории эмоций Роберта Плутчика и структурной теории личностиГенри Келлермана стала «Психодиагностическая система
Келлермана-Плутчика», которая легла в основу психодиагностической методики «Индекс
жизненного стиля» (Life Style Index).
Система основывается на теории, что в каждой личности существует диспозиция (наследственная предрасположенность) к определенному психическому расстройству. Механизм психологической защиты играет
роль регулятора внутриличностного баланса за счет гашения доминирующей эмоции (схема 2).
Схема 2. Система диспозиций по Келлерману и Плутчику
Согласно психодиагностической системе, анализ ведущих диспозиций характеризует личностные особенности испытуемого.
При взаимодействии со стимулом возникают характерные для определенной диспозиции переживания в виде эмоций. Ведущая эмоция формирует потребность, которая не всегда вкладывается в рамки
приемлемого функционирования. Для поддержания адаптации срабатывает защитный механизм, призванный погасить недопустимую эмоцию, и индивид испытывает неосознаваемый импульс, заставляющий
переоценить стимул. Личностный баланс достигается за счет формирования защитного поведения.
Обработка и интерпретация
При обработке результатов баллы подсчитываются по шкалам (суммируются ответы на вопросы):
- Истощение (шкала E): 1+7+29+32+36+42.
- Желудочные жалобы (шкала M): 3+15+18+23+25+51.
- Ревматические жалобы (шкала G): 9+11+13+27+41+55.
- Сердечные жалобы (шкала H): 2+10+20+45+52+56.
- Давление: суммируются баллы по четырем главным шкалам.
Состояние здоровья оценивается относительно нормативной выборки здоровых людей:
- 50 % здоровых людей по общей шкале набирают 14 баллов и менее;
- 75 % – меньше 20 баллов;
- 100 % – менее 40 баллов.
При анализе всех 57 пунктов нужно обратить особое внимание на те, что набрали аномально низкий балл и аномально высокий. Нужно определить психосоматическое значение этих жалоб
Интерпретация оценочных шкал
Результат оценивается по нескольким шкалам (четыре основных и одна дополнительная):
Истощение (И): определяет общий упадок сил и потерю интереса к жизни, потребность в помощи специалистов. Позволяет определить склонность к депрессии и алекситимии.
Желудочные жалобы (Ж): определяет синдром раздраженного желудка, кишечника и других органов ЖКТ.
Ревматический характер (Р): выявляет болевой синдром и субъективное ощущение спазмов.
Сердечные жалобы (С): указывает на центрацию жалоб в сфере болезней сердца и сосудов
Высокий балл по этой шкале свидетельствует о желании клиента привлечь внимание или о подсознательном желании попросить о помощи через болезнь.
Давление (Д), или интенсивность жалоб: определяет общую интенсивность жалоб. Позволяет определить склонность к ипохондрии и тревожности.
Для определения общей оценки по шкале нужно сложить все баллы, полученные за ответы на вопросы из соответствующей шкалы.
Это важно! Кроме интерпретации шкал можно проанализировать каждый показатель и составить картину болезни в виде графика.
Принципы подсчета баллов
Для подсчета баллов по шкалам сырые баллы конкретного клиента сравниваются с выборкой группы больных и контрольной группы здоровых людей и переводятся в проценты. При этом учитывается пол и возраст испытуемого.
Ключ сырых баллов
Сырые баллы конкретного клиента переводятся в процентный ранг – доля испытуемых из стандартизированной группы с таким же баллом или ниже. В итоге каждый опрашиваемый получает 10 оценок: пять от стандартизированной группы здоровых людей (К) и пять от стандартизированной группы больных (П).
Для этого разработаны специальные таблицы соответствия сырых баллов процентному рангу (учитывается пол и возраст людей из выборки):
- женщины 18–30 лет;
- мужчины 18–30 лет;
- женщины 31–45 лет;
- мужчины 31–45 лет;
- женщины 46–60 лет;
- мужчины 46–60 лет.
Нормативные данные
Подведение итогов теста предполагает сравнение результатов испытуемого со статистикой и результатами стандартизированной выборки. В оригинальном исследовании (Германия) принимали участие 1601 здоровых людей и 4076 людей с психосоматическими заболеваниями. В аналоговом исследовании (Россия) приняли участие 286 здоровых людей и 467 больных с неврологическими и психосоматическими нарушениями.
Интерпретация основных шкал
Среднестатистические баллы по шкалам выглядят следующим образом (с ними нужно сравнивать сырые баллы):
Шкалы | Контрольная группа | Группа больных |
И | 4,61 | 9,68 |
Ж | 2,69 | 5,4 |
Р | 5,40 | 7,1 |
С | 2,97 | 6,5 |
Д | 15,66 | 28,8 |
Внутренняя структура
Для определения субъективного эмоционального отношения и восприятия болезни ответьте на следующие утверждения (по шкале от 0 до 4):
- Общая слабость.
- Нарушения в ритме сердца, учащение или замирание.
- Ощущение давления в животе, неполного опорожнения кишечника.
- Плаксивость.
- Зуд.
- Потеря сознания.
- Сонливость.
- Снижение либидо.
- Боль в суставах, руках.
- Головокружение.
- Боль в пояснице и спине.
- Гипергидроз.
- Боль в шее, затылке, плечах.
- Проблемы с передвижением.
- Рвота.
- Проблемы со зрением.
- Судороги, припадки, другие приступы.
- Тошнота.
- Набор веса.
- Ком в горле, спазм, ощущение сжатия горла или другой дискомфорт в горле.
- Частые позывы к мочеиспусканию.
- Заболевания кожи, дефекты, неприятные ощущения.
- Отрыжка.
- Повышенная восприимчивость к холоду.
- Изжога или отрыжка с кислым привкусом.
- Спазм в кисти при письме.
- Цефалгия.
- Повышенная восприимчивость тепла.
- Низкая работоспособность.
- Проблемы со сном.
- Повышение либидо.
- Усталость.
- Проблемы с координацией.
- Трудности при глотании.
- Кашель.
- Помутнение сознания, заложенность ушей.
- Онемение конечностей, жжение, покалывание.
- Запоры.
- Снижение аппетита.
- Приливы крови, жар.
- Тяжесть и усталость в ногах.
- Вялость.
- Понос.
- Паралич.
- Покалывания или тянущая боль в груди.
- Дрожь.
- Боль в горле.
- Покраснение.
- Оледенение конечностей.
- Обостренное чувство голода.
- Боль в желудке.
- Одышка (удушье).
- Боль внизу живота.
- Похудение.
- Ощущение повышенного давления в голове.
- Сердечный приступ.
- Речевое расстройство.
Это полная форма опросника. Кроме нее существует сокращенная, она включает 24 вопроса
При оценке результата в полной диагностике учитываются ответы только на 24 вопроса, но при индивидуальном рассмотрении жалоб стоит обратить внимание на выраженность каждого симптома
Теоретические основы
В большинстве случаев профессиоальное выгорание представляется как деструктивный процесс потери профессиональной эффективности, снижения коммуникативных качеств и развития нервно-психической дезадаптации вплоть до необратимых изменений личности. Причиной профессионального выгорания являются как неудовлетворительные условия работы, так и индвидуальные особенности личности работника. Наиболее тяжёлой является работа, предполагающая эмоциональный контакт с людьми в качестве обязательной составляющей производственного процесса, например профессия учителя, менеджера, врача, следователя и т.д.
Можно выделить две основных теоретических структуры синдрома эмоционального выгорания: первая представляет выгорание как синдром, состоящий из нескольких симптомов разной степени выраженности; вторая представляет выгорание как процесс, а индивида — находящимся на одной из его стадий. Опросником, представляющим первое теоретическое воззрение, является Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко, второе — Опросник выгорания Маслач.
Обработка результатов
Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.
Существует и другой вариант обработки результатов:
Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные ниже утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле
где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале.
Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле
где n – сумма всех положительных ответов по опроснику.
По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.
Ключ
№ > | Название шкал | Номера утверждений | n |
---|---|---|---|
А | Отрицание | 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 | 12 |
B | Подавление | 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 | 12 |
C | Регрессия | 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 | 14 |
D | Компенсация | 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 | 10 |
E | Проекция | 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 | 13 |
F | Замещение | 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 | 13 |
G | Интеллектуализация | 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 | 12 |
H | Реактивное образование | 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79, | 10 |
Средние величины нормативных данных
Средние величины нормативных данных по 8 вариантам (Вассерман Л. И с соавт., 1999).
Механизмы защиты | Данные авторов при
апробации методики n = 140 |
Данные авторов методики
n = 104 |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
M | S | +- m | M | S | +- m | |
Отрицание | |
|
|
|
|
|
Вытеснение | |
|
|
|
|
|
Регрессия | |
|
|
|
|
|
Компенсация | |
|
|
|
|
|
Проекция | |
|
|
|
|
|
Замещение | |
|
|
|
|
|
Интеллектуализация | |
|
|
|
|
|
Реактивное образование | |
|
|
|
|
|
Шкалы перевода сырых балов в процентили
Сырые очки | отрицание | вытеснение | регрессия | компенсация | проекция | замещение | >интеллектуализация | Реактивное образование |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | B | C | D | E | F | G | H | |
|
|
|
|
|
|
|||
1 | |
|
|
|
|
|
|
|
2 | |
|
|
|
|
|
|
|
3 | |
|
|
|
|
|
|
|
4 | |
|
|
|
|
|
|
|
5 | |
|
|
|
|
|
|
|
6 | |
|
|
|
|
|
|
|
7 | |
|
|
|
|
|
|
|
8 | |
|
|
|
|
|
|
|
9 | |
|
|
|
|
|
|
|
10 | |
|
|
|
||||
11 | |
|
||||||
12 | |
Сырые очки | отрицание | вытеснение | регрессия | компенсация | проекция | замещение | интеллектуализация | Реактивное образование |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | B | C | D | E | F | G | H | |
|
|
|
|
|
|
|
||
1 | |
|
|
|
|
|
|
|
2 | |
|
|
|
|
|
|
|
3 | |
|
|
|
|
|
|
|
4 | |
|
|
|
|
|
|
|
5 | |
|
|
|
|
|
|
|
6 | |
|
|
|
|
|
|
|
7 | |
|
|
|
|
|
|
|
8 | |
|
|
|
|
|
|
|
9 | |
|
|
|
|
|
||
10 | |
|
|
|
|
|
||
11 | |
|
|
|
||||
12 | |
|||||||
13 | |
Эмоциональный шантаж
Когда манипулятор понимает, что все раунды проиграны, и ситуация складывается не в его пользу, он прибегает к шантажу. Он может произнести какую-то фатальную фразу вроде: «Если ты уйдешь, я умру!».
То есть, он пытается показать, что вы будете ответственны за все, что произойдет с вашим партнером в случае принятия того или иного решения. Но помните, что это всего лишь демонстративная угроза, которая, скорее всего, не будет исполнена. К тому же каждый сам несет ответственность за свою жизнь.
Сушёные помидоры, фаршированные хлебом: звучит просто, но вкус радует (рецепт)
На чердаке «конь не валялся», но мужчина превратил его в гардероб для жены: фото
«Освобождение» Николая Олялина. Как выглядит 26-летний внук любимца женщин
Обработка результатов опросника
Для удобства обработки и интерпретации результатов необходимо использование бланка ответов (образец см. ниже).
БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСНИКА ДРОП |
||||||||||||||||||
Мать/отец |
||||||||||||||||||
Ф.И.О. |
||||||||||||||||||
Возраст |
||||||||||||||||||
Пол |
||||||||||||||||||
Класс |
||||||||||||||||||
Школа |
||||||||||||||||||
Дата проведения опроса |
||||||||||||||||||
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
|||||||||||||
1 |
19 |
37 |
55 |
73 |
91 |
|||||||||||||
2 |
20 |
38 |
56 |
74 |
92 |
|||||||||||||
3 |
21 |
39 |
57 |
75 |
93 |
|||||||||||||
4 |
22 |
40 |
58 |
76 |
94 |
|||||||||||||
5 |
23 |
41 |
59 |
77 |
95 |
|||||||||||||
6 |
24 |
42 |
60 |
78 |
96 |
|||||||||||||
7 |
25 |
43 |
61 |
79 |
97 |
|||||||||||||
8 |
26 |
44 |
62 |
80 |
98 |
|||||||||||||
9 |
27 |
45 |
63 |
81 |
99 |
|||||||||||||
10 |
28 |
46 |
64 |
82 |
100 |
|||||||||||||
11 |
29 |
47 |
65 |
83 |
101 |
|||||||||||||
12 |
30 |
48 |
66 |
84 |
102 |
|||||||||||||
13 |
31 |
49 |
67 |
85 |
103 |
|||||||||||||
14 |
32 |
50 |
68 |
86 |
104 |
|||||||||||||
15 |
33 |
51 |
69 |
87 |
105 |
|||||||||||||
16 |
34 |
52 |
70 |
88 |
106 |
|||||||||||||
17 |
35 |
53 |
71 |
89 |
107 |
|||||||||||||
18 |
36 |
54 |
72 |
90 |
108 |
|||||||||||||
109. |
||||||||||||||||||
110. |
||||||||||||||||||
111. |
||||||||||||||||||
112. |
’ |
|||||||||||||||||
113. |
||||||||||||||||||
114. |
||||||||||||||||||
115. |
||||||||||||||||||
116. |
||||||||||||||||||
Ответы на вопросы каждой шкалы расположены на отдельной строке. Для нахождения общего балла для большинства шкал нужно просто сложить все значения по строке.
В четырех шкалах схема подсчета немного отличается:
— шкала 5, принятие решений (начинается с вопроса 5): в первых трех вопросах (5, 23, 41) значения «инвертируются»: 1 на 5, 2 на 4, 4 на 2, 5 на 1. Общий балл вычисляется путем сложения новых значений и значений трех остальных вопросов;
— шкала 6, конфликтность (начинается с вопроса 6): общий балл вычисляется путем сложения значений трех первых вопросов (6, 7, 8). Остальные три вопроса описывают характер конфликтов и победителя в конфликте, их значения в общей сумме не учитываются;
— шкала 12, особенности оказания поощрений и наказаний (начинается с вопроса 12). Эта шкала состоит из двух подшкал: поощрения (вопросы 12, 30, 48) и наказания (вопросы 66, 84, 102). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы;
— шкала 17, отношения с супругом (начинается с вопроса 17). Эта шкала также состоит из двух подшкал: враждебность (вопросы 17, 35, 53) и доброжелательность (вопросы 71, 89, 107). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы;
— в шкале неадекватность образа ребенка балл считается суммарно по всем вопросам. Помимо этого, возможно проведение анализа ответов на отдельные вопросы с целью выявления зон неадекватности.
В настоящее время ведется работа по стандартизации и валиди- зации этого опросника.
предыдущая
к содержанию
следующая
А так же в разделе « Обработка результатов опросника »
- Методика «Рисунок семьи»» (КРС)
- Процедура проведения обследования
- Интерпретация КРС
- Система оценки
- Методика «Семья животных»
- 3.2.1.Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля
- 3.2.1.Различные варианты методики «Незавершенные предложения»
- Порядок и последовательность обработки данных
- 3.2.5.Модификация оценочно-самооценочной методики
- 3.2.6.Детский апперцептивный тест
- 3.2.7.Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене — Е. Антони
- Процедура проведения тестирования
- Интерпретация результатов теста
- Модификация теста Бене—Антони
- Опросник модифицированного И. М. Марковской варианта методики
- 3.2.8.«Альбом моей жизни» — проективная методика для старшеклассников
- Процедура проведения обследования
- Пример использования методики
- Итоги работы
- 3.2.9.Диагностическая беседа Т. Ю. Андрущенко «Мой круг общения»
- Анализ содержания беседы
- Диагностический этап работы
- 3.2.10.Опросник «Подростки о родителях»
- Процедура проведения обследования
- Текст опросника
- Обработка результатов
- 3.2.11.Методика «Детско-родительские отношения подростков» П.Трояновской (ДРОП)
- Процедура проведения тестирования —
- Текст опросника ДРОП
- 3.2.12.Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка Н.Я. Семаго (СОМОР)