Почему ребёнок при любых проблемах ищет виноватых и как с этим работать? как воспитывать, чтоб изменить такой ход мышления?

Описание методики

Гиссенский опросник психосоматических жалоб был разработан в 1967 году психологами Е. Брюхлером и Дж. Снером. Методика позволяет определить субъективное восприятие симптомов болезни. Вопросы анкеты затрагивают несколько сфер:

  • общее самочувствие больного;
  • вегетативные расстройства;
  • дисфункция внутренних органов.

Клиенту предлагается проанализировать относительно себя 57 симптомов и оценить их выраженность по 5-ти балльной шкале (от 0 до 4):

  • 4 – сильно выражено;
  • 3 –значительно;
  • 2 – незначительно;
  • 1 – слегка;
  • 0 – не выражено.

Кроме этого больной может указать свои жалобы, отсутствующие в Гиссенском опроснике. А также в ходе диагностики можно определить психологические и физиологические факторы, влияющие на симптомы.

В 1993 году методика была переведена на русский и адаптирована коллективом психологов психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. Согласно этой вариации Гиссенского опросника, эмоции и стереотипы поведения человека влияют на его физическое самочувствие так же, как субъективное восприятие болезни отражается на эмоциональном состоянии и поведении. В статье мы рассматриваем именно адаптивный вариант опросника.

Это важно! В 1968 году была разработана еще одна похожая методика – Гиссенский личностный опросник. Люди, далекие от профессиональной психологии, иногда путают его с Гиссенским опросником соматических жалоб

На самом деле это два совершенно разных опросника, но иногда психологи используют их в комплексе для более полной диагностики.

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

В серии А – использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В – построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент

При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце

Серия С – построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D – построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Методические указания к проведению теста

Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» – никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: «Всем закрыть таблицы». О предназначении данного теста можно сказать следующее: «Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления».

После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан» (можно показать на примере одного образца).

Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем таблицы!»

Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого.

Интерпретация результатов (ключи)

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

БЛАНК

ФИО _________________________

Номер задания Серия A Серия B Серия C Серия D Серия E
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты.

При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

1 степень – более 95% – высокий интеллект; 2 степень – 75-94% – интеллект выше среднего; 3 степень – 25-74% – интеллект средний; 4 степень – 5-24% – интеллект ниже среднего; 5 степень – ниже 5% – дефект.

Содержательные характеристик шкал теста профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона

«Психоэмоциональное истощение» — процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.

«Деперсонализация» (личностное отдаление) — специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе. Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.

ПРИЗНАКИ

Существуют следующие типичные признаки человека-неудачника: — он недооценивает себя; в своих ошибках винит не себя, а обстоятельства и окружающих;

  • боится очередной неудачи;
  • не умеет ценить свое время;
  • не умеет и не хочет признавать свои недостатки;
  • не может точно определить цель и понять, чем хочет заниматься; постоянно требует уважения к себе;
  • не умеет общаться с окружающими людьми;
  • считает, что во всем прекрасно разбирается и новому не хочет учиться; все время критикует окружающих;
  • не внимателен к другим людям и чужим проблемам;
  • позволяет страху перед неудачей одержать над ним верх.

Для неудачников характерен специфический тип мышления – они не намерены «сделать», «решить», «добиться», взамен решительным глаголам они предпочитают импотентские: «попробую», попытаюсь», «постараюсь», но ничего обещать не могу. Писатель Джин Ландрам в контексте этой мысли пишет: «Разделить людей можно только на «победителей», которые задаются вопросом, «что я должен сделать, чтобы победить», и на «неудачников», которые думают «как бы не проиграть».

Неудачник – это упасть и не подняться, это сломаться, сдаться, ретироваться, прикинувшись слабым, раздавленным злыми обстоятельствами жизни. Зачастую неудачника устраивает его несчастное состояние, ибо на него попадаются жалостливые люди. Теперь можно кому-то поплакаться в жилетку на свою несчастную судьбу и низкий социальный статус.

Неудачливость – шикарное прикрытие там, где нужно проявить соревновательность и конкурентоспособность. Что можно требовать от инвалида удачи? Только участия. О победе нет смысла даже заикаться. Кроме того, неудачливость, подобно самосвалу, сваливает с себя ответственность на других. Неудачливость – заразна. Люди подспудно понимают, что лучше от неудачников держаться подальше, иначе сам ненароком полной лопатой отгребёшь от жизни несчастий и мучений. Теодор Драйзер писал по этому поводу: «Всякая слабость, даже призрак слабости, отпугивает людей. Они бессознательно сторонятся неудачников, избегают их, словно опасаясь заразы».

СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ГЕНРИ КЕЛЛЕРМАНА

МОДЕЛЬ ЗАЩИТЫ ВКЛЮЧАЕТ ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ

  1. Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями.
  2. Существует восемь основных механизмов защит, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями.
  3. Восемь основных защитных механизмов обладают свойствами как сходства, так и полярности.
  4. Определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили.
  5. Индивид может использовать любую комбинацию механизмов защиты.

На пути к сознанию нежелательная для психики информация искажается. Искажение реальности посредствам защит может происходить следующим образом:

  • игнорироваться или не восприниматься;
  • будучи воспринятой, забываться;
  • в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.

Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов. В целом они образуют шкалу примитивности-зрелости .

Первыми возникают меха­низмы, в основе которых лежат перцептивные процессы (ощущение, восприятие и внимание). Имен­но перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением,
непониманием информации

К ним относят отрицание и регрессию, которые являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.

Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации — это вытеснение и подавление.

По мере развития процессов мышления и воображения формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработ­кой и переоценкой информации — это рационализация.

ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ

  1. защиты с отсутствием переработки содержания: отрицание, вытеснение, подавление.
  2. защиты с преобразованием или искажением содержания мыслей, чувств, поведения: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, реактивное образование, компенсация.
  3. защиты с разрядкой отрицательного эмоционального напряжения: реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация.
  4. защиты манипулятивного типа: регрессия, фантазия, уход в болезнь или образования симптомов.

Результатом психоэволюционной теории эмоций Роберта Плутчика и структурной теории личностиГенри Келлермана стала «Психодиагностическая система
Келлермана-Плутчика», которая легла в основу психодиагностической методики «Индекс
жизненного стиля» (Life Style Index).

Система основывается на теории, что в каждой личности существует диспозиция (наследственная предрасположенность) к определенному психическому расстройству. Механизм психологической защиты играет
роль регулятора внутриличностного баланса за счет гашения доминирующей эмоции (схема 2).

Схема 2. Система диспозиций по Келлерману и Плутчику

Согласно психодиагностической системе, анализ ведущих диспозиций характеризует личностные особенности испытуемого.

При взаимодействии со стимулом возникают характерные для определенной диспозиции переживания в виде эмоций. Ведущая эмоция формирует потребность, которая не всегда вкладывается в рамки
приемлемого функционирования. Для поддержания адаптации срабатывает защитный механизм, призванный погасить недопустимую эмоцию, и индивид испытывает неосознаваемый импульс, заставляющий
переоценить стимул. Личностный баланс достигается за счет формирования защитного поведения.

Обработка и интерпретация

При обработке результатов баллы подсчитываются по шкалам (суммируются ответы на вопросы):

  • Истощение (шкала E): 1+7+29+32+36+42.
  • Желудочные жалобы (шкала M): 3+15+18+23+25+51.
  • Ревматические жалобы (шкала G): 9+11+13+27+41+55.
  • Сердечные жалобы (шкала H): 2+10+20+45+52+56.
  • Давление: суммируются баллы по четырем главным шкалам.

Состояние здоровья оценивается относительно нормативной выборки здоровых людей:

  • 50 % здоровых людей по общей шкале набирают 14 баллов и менее;
  • 75 % – меньше 20 баллов;
  • 100 % – менее 40 баллов.

При анализе всех 57 пунктов нужно обратить особое внимание на те, что набрали аномально низкий балл и аномально высокий. Нужно определить психосоматическое значение этих жалоб

Интерпретация оценочных шкал

Результат оценивается по нескольким шкалам (четыре основных и одна дополнительная):

Истощение (И): определяет общий упадок сил и потерю интереса к жизни, потребность в помощи специалистов. Позволяет определить склонность к депрессии и алекситимии.
Желудочные жалобы (Ж): определяет синдром раздраженного желудка, кишечника и других органов ЖКТ.
Ревматический характер (Р): выявляет болевой синдром и субъективное ощущение спазмов.
Сердечные жалобы (С): указывает на центрацию жалоб в сфере болезней сердца и сосудов

Высокий балл по этой шкале свидетельствует о желании клиента привлечь внимание или о подсознательном желании попросить о помощи через болезнь.
Давление (Д), или интенсивность жалоб: определяет общую интенсивность жалоб. Позволяет определить склонность к ипохондрии и тревожности.

Для определения общей оценки по шкале нужно сложить все баллы, полученные за ответы на вопросы из соответствующей шкалы.

Это важно! Кроме интерпретации шкал можно проанализировать каждый показатель и составить картину болезни в виде графика.

Принципы подсчета баллов

Для подсчета баллов по шкалам сырые баллы конкретного клиента сравниваются с выборкой группы больных и контрольной группы здоровых людей и переводятся в проценты. При этом учитывается пол и возраст испытуемого.

Ключ сырых баллов

Сырые баллы конкретного клиента переводятся в процентный ранг – доля испытуемых из стандартизированной группы с таким же баллом или ниже. В итоге каждый опрашиваемый получает 10 оценок: пять от стандартизированной группы здоровых людей (К) и пять от стандартизированной группы больных (П).

Для этого разработаны специальные таблицы соответствия сырых баллов процентному рангу (учитывается пол и возраст людей из выборки):

  • женщины 18–30 лет;
  • мужчины 18–30 лет;
  • женщины 31–45 лет;
  • мужчины 31–45 лет;
  • женщины 46–60 лет;
  • мужчины 46–60 лет.

Нормативные данные

Подведение итогов теста предполагает сравнение результатов испытуемого со статистикой и результатами стандартизированной выборки. В оригинальном исследовании (Германия) принимали участие 1601 здоровых людей и 4076 людей с психосоматическими заболеваниями. В аналоговом исследовании (Россия) приняли участие 286 здоровых людей и 467 больных с неврологическими и психосоматическими нарушениями.

Интерпретация основных шкал

Среднестатистические баллы по шкалам выглядят следующим образом (с ними нужно сравнивать сырые баллы):

Шкалы Контрольная группа Группа больных
И 4,61 9,68
Ж 2,69 5,4
Р 5,40 7,1
С 2,97 6,5
Д 15,66 28,8

Внутренняя структура

Для определения субъективного эмоционального отношения и восприятия болезни ответьте на следующие утверждения (по шкале от 0 до 4):

  1. Общая слабость.
  2. Нарушения в ритме сердца, учащение или замирание.
  3. Ощущение давления в животе, неполного опорожнения кишечника.
  4. Плаксивость.
  5. Зуд.
  6. Потеря сознания.
  7. Сонливость.
  8. Снижение либидо.
  9. Боль в суставах, руках.
  10. Головокружение.
  11. Боль в пояснице и спине.
  12. Гипергидроз.
  13. Боль в шее, затылке, плечах.
  14. Проблемы с передвижением.
  15. Рвота.
  16. Проблемы со зрением.
  17. Судороги, припадки, другие приступы.
  18. Тошнота.
  19. Набор веса.
  20. Ком в горле, спазм, ощущение сжатия горла или другой дискомфорт в горле.
  21. Частые позывы к мочеиспусканию.
  22. Заболевания кожи, дефекты, неприятные ощущения.
  23. Отрыжка.
  24. Повышенная восприимчивость к холоду.
  25. Изжога или отрыжка с кислым привкусом.
  26. Спазм в кисти при письме.
  27. Цефалгия.
  28. Повышенная восприимчивость тепла.
  29. Низкая работоспособность.
  30. Проблемы со сном.
  31. Повышение либидо.
  32. Усталость.
  33. Проблемы с координацией.
  34. Трудности при глотании.
  35. Кашель.
  36. Помутнение сознания, заложенность ушей.
  37. Онемение конечностей, жжение, покалывание.
  38. Запоры.
  39. Снижение аппетита.
  40. Приливы крови, жар.
  41. Тяжесть и усталость в ногах.
  42. Вялость.
  43. Понос.
  44. Паралич.
  45. Покалывания или тянущая боль в груди.
  46. Дрожь.
  47. Боль в горле.
  48. Покраснение.
  49. Оледенение конечностей.
  50. Обостренное чувство голода.
  51. Боль в желудке.
  52. Одышка (удушье).
  53. Боль внизу живота.
  54. Похудение.
  55. Ощущение повышенного давления в голове.
  56. Сердечный приступ.
  57. Речевое расстройство.

Это полная форма опросника. Кроме нее существует сокращенная, она включает 24 вопроса

При оценке результата в полной диагностике учитываются ответы только на 24 вопроса, но при индивидуальном рассмотрении жалоб стоит обратить внимание на выраженность каждого симптома

Теоретические основы

В большинстве случаев профессиоальное выгорание представляется как деструктивный процесс потери профессиональной эффективности, снижения коммуникативных качеств и развития нервно-психической дезадаптации вплоть до необратимых изменений личности. Причиной профессионального выгорания являются как неудовлетворительные условия работы, так и индвидуальные особенности личности работника. Наиболее тяжёлой является работа, предполагающая эмоциональный контакт с людьми в качестве обязательной составляющей производственного процесса, например профессия учителя, менеджера, врача, следователя и т.д.

Можно выделить две основных теоретических структуры синдрома эмоционального выгорания: первая представляет выгорание как синдром, состоящий из нескольких симптомов разной степени выраженности; вторая представляет выгорание как процесс, а индивида — находящимся на одной из его стадий. Опросником, представляющим первое теоретическое воззрение, является Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко, второе — Опросник выгорания Маслач.

Обработка результатов

Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.

Существует и другой вариант обработки результатов:

Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные ниже утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле

\frac{n}{N}*100%

где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале.

Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле

\frac{n}{97}*100%

где n – сумма всех положительных ответов по опроснику.

По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.

Ключ

№ > Название шкал Номера утверждений n
А Отрицание 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 12
B Подавление 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 12
C Регрессия 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 14
D Компенсация 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 10
E Проекция 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 13
F Замещение 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 13
G Интеллектуализация 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 12
H Реактивное образование 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79, 10

Средние величины нормативных данных


Средние величины нормативных данных по 8 вариантам (Вассерман Л. И с соавт., 1999).

Механизмы защиты Данные авторов при

апробации методики

n = 140

Данные авторов методики

n = 104

M S +- m M S +- m
Отрицание
4, 5
2, 96
0, 25
3, 81
2, 07
0, 20
Вытеснение
4, 0
2, 97
0, 20
2, 59
1, 77
0, 17
Регрессия
4, 7
2, 96
0, 25
5, 12
3, 09
0, 30
Компенсация
3, 1
2, 13
0, 18
4, 38
1, 86
0, 18
Проекция
8, 2
3, 55
0, 30
5, 51
3, 01
0, 30
Замещение
3, 8
2, 96
0, 25
3, 12
2, 01
0, 20
Интеллектуализация
5, 9
2, 60
0, 22
6, 32
1, 95
0, 19
Реактивное образование
3, 1
2, 13
0, 18
2, 80
2, 35
0, 23

Шкалы перевода сырых балов в процентили

Шкала перевода сырых балов в процентили (при апробации)

Сырые очки отрицание вытеснение регрессия компенсация проекция замещение >интеллектуализация Реактивное образование
A B C D E F G H
2
1
2
2
4
13
1
2
15
6
5
2
15
38
2
8
34
15
16
4
27
3
56
3
19
54
30
29
9
40
16
71
4
33
71
47
45
16
53
32
81
5
52
83
61
62
26
69
51
88
6
70
91
73
79
39
83
74
93
7
83
96
82
90
53
90
87
95
8
91
99
89
97
68
94
95
98
9
97
93
99
70
96
99
99
10
99
97
88
99
11
99
94
12
98

Шкала перевода сырых баллов в процентили (авторы)

Сырые очки отрицание вытеснение регрессия компенсация проекция замещение интеллектуализация Реактивное образование
A B C D E F G H
3
2
2
5
1
6
7
1
13
8
6
20
5
23
3
19
2
27
25
19
37
6
37
6
39
3
39
42
35
63
7
48
17
61
4
50
63
53
78
12
65
28
76
5
61
76
70
88
20
77
42
91
6
79
87
80
95
27
86
59
97
7
84
92
85
97
36
93
76
98
8
90
97
88
99
46
97
87
99
9
97
98
95
64
98
92
10
98
99
97
72
99
97
11
99
99
90
99
12
96
13
99

Эмоциональный шантаж

Когда манипулятор понимает, что все раунды проиграны, и ситуация складывается не в его пользу, он прибегает к шантажу. Он может произнести какую-то фатальную фразу вроде: «Если ты уйдешь, я умру!».

То есть, он пытается показать, что вы будете ответственны за все, что произойдет с вашим партнером в случае принятия того или иного решения. Но помните, что это всего лишь демонстративная угроза, которая, скорее всего, не будет исполнена. К тому же каждый сам несет ответственность за свою жизнь.

Сушёные помидоры, фаршированные хлебом: звучит просто, но вкус радует (рецепт)

На чердаке «конь не валялся», но мужчина превратил его в гардероб для жены: фото

«Освобождение» Николая Олялина. Как выглядит 26-летний внук любимца женщин

Обработка результатов опросника

  Для удобства обработки и интерпретации результатов необходимо использование бланка ответов (образец см. ниже).

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСНИКА ДРОП

Мать/отец

Ф.И.О.

Возраст

Пол

Класс

Школа

Дата проведения опроса

1

19

37

55

73

91

2

20

38

56

74

92

3

21

39

57

75

93

4

22

40

58

76

94

5

23

41

59

77

95

6

24

42

60

78

96

7

25

43

61

79

97

8

26

44

62

80

98

9

27

45

63

81

99

10

28

46

64

82

100

11

29

47

65

83

101

12

30

48

66

84

102

13

31

49

67

85

103

14

32

50

68

86

104

15

33

51

69

87

105

16

34

52

70

88

106

17

35

53

71

89

107

18

36

54

72

90

108

109.

110.

111.

112.

113.

114.

115.

116.

Ответы на вопросы каждой шкалы расположены на отдельной строке. Для нахождения общего балла для большинства шкал нужно просто сложить все значения по строке.

В четырех шкалах схема подсчета немного отличается:

—              шкала 5, принятие решений (начинается с вопроса 5): в первых трех вопросах (5, 23, 41) значения «инвертируются»: 1 на 5, 2 на 4, 4 на 2, 5 на 1. Общий балл вычисляется путем сложения новых значений и значений трех остальных вопросов;

—              шкала 6, конфликтность (начинается с вопроса 6): общий балл вычисляется путем сложения значений трех первых вопросов (6, 7, 8). Остальные три вопроса описывают характер конфликтов и победителя в конфликте, их значения в общей сумме не учитываются;

—              шкала 12, особенности оказания поощрений и наказаний (начинается с вопроса 12). Эта шкала состоит из двух подшкал: поощрения (вопросы 12, 30, 48) и наказания (вопросы 66, 84, 102). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы;

—              шкала 17, отношения с супругом (начинается с вопроса 17). Эта шкала также состоит из двух подшкал: враждебность (вопросы 17, 35, 53) и доброжелательность (вопросы 71, 89, 107). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы;

—              в шкале неадекватность образа ребенка балл считается суммарно по всем вопросам. Помимо этого, возможно проведение анализа ответов на отдельные вопросы с целью выявления зон неадекватности.

В настоящее время ведется работа по стандартизации и валиди- зации этого опросника. 

предыдущая
к содержанию
следующая

А так же в разделе «  Обработка результатов опросника   »

  •   Методика «Рисунок семьи»» (КРС) 
  •   Процедура проведения обследования
  •   Интерпретация КРС
  •   Система оценки  
  •   Методика «Семья животных»  
  •   3.2.1.Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля
  •   3.2.1.Различные варианты методики «Незавершенные предложения»
  •   Порядок и последовательность обработки данных
  •   3.2.5.Модификация оценочно-самооценочной методики
  •   3.2.6.Детский апперцептивный тест
  •   3.2.7.Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене — Е. Антони
  •   Процедура проведения тестирования  
  •   Интерпретация результатов теста  
  •   Модификация теста Бене—Антони  
  •   Опросник модифицированного И. М. Марковской варианта методики  
  •   3.2.8.«Альбом моей жизни» — проективная методика для старшеклассников
  •   Процедура проведения обследования  
  •   Пример использования методики
  •   Итоги работы  
  •   3.2.9.Диагностическая беседа Т. Ю. Андрущенко «Мой круг общения»
  •   Анализ содержания беседы  
  •   Диагностический этап работы
  •   3.2.10.Опросник «Подростки о родителях»
  •   Процедура проведения обследования
  •   Текст опросника  
  •   Обработка результатов  
  •   3.2.11.Методика «Детско-родительские отношения подростков» П.Трояновской (ДРОП)
  •   Процедура проведения тестирования —               
  •   Текст опросника ДРОП  
  •   3.2.12.Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка Н.Я. Семаго (СОМОР)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: