Виды и функции
Основными средствами вербального общения являются слова и построенные из них фразы. Причем к вербальным средствам коммуникации относятся слова, произнесенные вслух, воспроизведенные мысленно и написанные на различных носителях – бумаге, доске, напечатанные на ткани, высеченные на камне. Паравербалика – это форма коммуникации, которая предполагает использование невербальных компонентов в совокупности со словесной информацией.
Паравербальная коммуникация нередко ассоциируется с двойственностью, противоречивостью сведений, которые можно понимать по-разному с учетом индивидуальной оценки невербальных компонентов. Паравербальный канал коммуникации включает в себя неязыковые средства, которые обязательно используются в рамках речевого сообщения. Эти средства не относятся к речевым компонентам, сопровождают речь, делая ее более выразительной и понятной.
Паравербальная коммуникация – это часть вербального вида общения, для которой свойственны фонационные признаки. Произнесенная фраза практически никогда не бывает нейтральной. Смысл текстового сообщения меняется в зависимости от тембра голоса, интонации, ритма речи, логических ударений и фразовых акцентов. Несловесные приемы включают акустические элементы, звуки, которые сопровождают, дополняют, замещают слова:
- Темп, ритм, скорость речи.
- Высота, громкость, интонация голоса.
- Наличие пауз и звуковых акцентов.
- Вздохи, покашливание, короткие, чаще состоящие из 1-2 гласных звуков восклицания.
Паравербальные средства общения – это звуковые приемы, которые усиливают эффект при передаче смыслового содержания речевого текста. Несловесные компоненты речи помогают понять, осмыслить сообщение. Вербальный тип общения предполагает передачу фактических знаний. Чтобы наполнить речевой текст эмоциями и чувствами, необходимы паравербальные средства. Психологи выделяют функции вербальной коммуникации:
- Выражение мыслей. Отождествляется с необходимостью делиться мнением, взглядами.
- Психологическое влияние. Отражает способность людей убеждать, воздействовать на слушателя при помощи слов.
- Передача знаний, сведений. Олицетворяет потребность получать и распространять знания.
Используя определенные слова, можно корректировать поведение ребенка или взрослого. Речи отводится главенствующая роль в воспитательном и образовательном процессе. Руководитель, используя эффективные словесные тезисы, стимулирует сотрудников к надлежащему выполнению рабочих обязанностей.
Технологии
Они так плотно вошли в нашу жизнь, особенно в сфере развлечений. Современный человек проводит много времени в телефоне или компьютере, смотрит смешные видео в интернете и общается в мессенджерах. Дети – не исключение. Зачастую современный ребенок с малых лет проводит время за видеоиграми. Их динамичность и спецэффекты захватывают его воображение, информация, показанная на экране, легко усваивается.
Проблемы начинаются, когда ребенок приходит в школу. Учебная и художественная литература не несет в себе той яркости, которой обладает монитор компьютера, а учеба дается гораздо сложнее, чем прохождение уровней в любимой игре. Из-за этого детям быстро надоедают занятия, а интерес, появившийся на первых порах из-за смены обстановки, быстро угасает.
Привычка полагаться на высокие технологии расслабляет детей, понижает их мотивацию узнавать новое. Ведь когда ребенок может получить любую информацию, нажав несколько клавиш, он перестает ценить ее.
Особенности общения с взрослыми
В подростковый период с развитием мышления, с более широким познанием мира социальных ролей и появлением чувства взрослости, у подростков падает авторитет своих родителей. Родители становятся «просто людьми». Поэтому они больше не подчиняются родительскому влиянию настолько же легко, как это было в более младшем возрасте.
Самоутверждение подростка и требование им прав наравне с взрослыми, создают определенные трудности во взаимоотношениях с родителями. В 11–12 лет начинается борьба подростка за автономию, его освобождение от контроля и опеки. В этот период наблюдается своеобразное потребительское отношение к родителям и учителям, обусловленное стремлением подростков проверить равенство их прав с взрослыми. Он протестует против сохранения «детских» форм контроля, против требований послушания и выраженной опеки. Ребенок требует уважения и отношений такого же уровня, как взрослые относятся к другим взрослым. При этом подросток по-прежнему нуждается в их помощи, защите и поддержке.
Подросток не просто стремится, чтобы его считали взрослым, а чтобы признавали его как личность, у которой есть индивидуальность
Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (иногда это выливается в демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые). В первую очередь перенимаются более доступные стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (взрослые виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.)
Усвоение внешних признаков влияет на самосознание подростки и делает его взрослым в собственных глазах, и как ему кажется, в глазах окружающих.
Споры и расхождения во взглядах подростков с родителями, касаются не всех областей жизни, а преимущественно бытовых вопросов (одежды, прически, присутствия дома по вечерам т.п.), учебы и возможности распоряжаться свободным временем по своему усмотрению. К более старшему возрасту появляются прецеденты «ценностного» конфликта: активное отстаивание подростком собственного понимания справедливости в различных областях — от замечаний учителя и несправедливой отметки до политических и экономических вопросов.
Возникновение конфликтов сигнализирует родителям об изменении потребностей подростков. Частота и резкость проявлений проблем во взаимоотношениях с взрослыми, зависит во многом от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Стремление родителей навязывать подросткам свое мнение и общество, скептическое отношение к их интересам, тенденция «вещать» и критиковать, а не разговаривать и т.д. — вызывает у подростка острый протест. Родителям необходимо изменить модель отношений с ребенком, научиться сочетать близость и независимость, ослабить родительский контроль без разрушения теплых, поддерживающих детско-родительских отношений. В период старшей школы подростки ждут от родителей заинтересованности и поддержки, понимания и сопереживания, признания и одобрения, доверия и предоставления автономии. Становится важным доверительное общение «на равных» с родителями и другими взрослыми, умение договариваться и сотрудничать.
Теплота поддерживающих детско-родительских отношений, позволяет подростку исследовать различные социальные роли и представления, способствует развитию его автономии и формированию позитивной самооценки. Чувство защищенности и безопасности дает подростку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни и сознания. Напротив, если родители склонны навязывать, принуждать или контролировать ребенка, то это мешает развитию автономии и приводит к формированию низкой самооценки, депрессии и асоциальному поведению.
В подростковый период родителям архиважно правильно относиться к своему ребенку
Значение невербальной коммуникации
Невербальное общение человека часто проявляется неосознанно. За его появление отвечает подсознание индивида. Поэтому, скорее всего, человек не сможет контролировать свои действия (только если он специально не обучался этому). Из этого вытекает важная особенность невербального общения, которая заключается в том, что «подделать» те или иные жесты человек не может, а, следовательно, при специальном обучении другой индивид может истинную информацию.
Таким образом, знание особенностей невербалики поможет вам понять истинную сущность высказываний человека, а также его истунную реакцию на ваши определенные высказывания. Невербальное общение позволяет показать, что вы понимаете посылаемые другими сигналы и ответы на них; проверять собственные предположения о сигналах, подавляемых другими; подавать сигналы обратной связи.
Основные функции невербального общения представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Значение невербальной коммуникации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Из чего состоит паравербальное общение.
К паравербальным средствам общения относят:
- Темп и ритм речи
- Тембр речи
- Громкость речи
- Наполненность пауз звуками (эээ, ммм и т.п.)
- Интонация голоса
- Акцент
По этим характеристикам речи, человек на подсознательном уровне делает вывод, о том с кем он общается – пол, возраст, социальный статус, национальность и религия, настроение, самооценка, отношение к собеседнику и к тому, о чем идёт разговор. По мимо этого через паравербальное общение передаётся настроение от между людьми. Поэтому искусство паравербального общения имеет большую, роль в жизни публичных людей и естественно продавцов.
Роль общения в человеческой жизни
Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.
Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать
Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать
Отличительные черты общения в дошкольном возрасте
Ярким отличием общения в среде сверстников является его чрезвычайная эмоциональная насыщенность. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников способна отличать их от взаимодействия с взрослыми. По данным Ветровой в среднем в общении между сверстниками наблюдается в 9 — 10 раз больше экспрессивных мимических проявлений, которые выражают самые разные эмоциональные состояния, начиная от яростного негодования и заканчивая бурной радостью.
Действия, направленные в адрес сверстников, характеризуются более аффективной направленностью. В среднем дошкольники в 3 раза чаще одобряют ровесников и в 9 раз чаще вступают с ними в конфликты, чем при взаимодействии с взрослыми людьми. Такую эмоциональную насыщенность контактов дошкольников можно связать с тем, что с 4-летнего возраста сверстники становятся более предпочитаемыми и привлекательными партнерами по общению.
Значимость общения, выражающая степень напряженной потребности в общении и меру устремления к партнеру, значительно больше в области взаимодействия со сверстниками, чем со взрослыми.
Функции невербального общения людей
Функции невербального общения людей
Невербальные функции общения людей включают в себя такие способы:
- Информативный — пересылка сообщений без использования слов, например, кивающий жест в качестве согласия.
- Выразительный — выражение чувств и эмоций. Например, улыбка в знак симпатии, доброты.
- Самопрезентация — жесты используются для создания собственного имиджа и саморекламы. Например, пирамида из рук может означать «я компетентен, я знаю все».
- Регулирующий — язык тела используется для мониторинга и контроля хода взаимодействия или разговора с собеседником. Например, избегание зрительного контакта может указывать на скуку и желание прервать диалог.
- Адаптивные — жесты позволяют общаться в ситуациях, когда разговорный язык не может быть использован, например, при вызове пальцем.
Все что было описано — это теория невербального общения людей
Важно уметь использовать все это на практике
Коммуникативные барьеры
Во время речевой коммуникации человек может испытывать некоторые трудности. Дело в том, что такое взаимодействие подразумевает участие двух или более лиц, у каждого из которых может быть своя точка зрения. Зачастую это вызывает напряженную атмосферу. Коммуникационные барьеры также возникают и при использовании внеречевых средств общения.
Различают следующие виды барьеров:
1. Логический.
Происходит в результате общения лиц с различными типами мышления и мешает, как минимум одному из собеседников правильно воспринимать информацию. Также зависит от уровня интеллекта человека.
2. Стилистический.
Может возникнуть из-за плохой сочетаемости содержательной части информации и формулировок человека. Еще одна причина происхождения стилистического барьера – нарушение последовательности изложения информации (от конца к началу). Взаимодействие в идеале должно придерживаться определенной структуры: возникновение внимания со стороны собеседника, заинтересованность, переход к основным тезисам и только после этого появление вывода.
3. Семантический.
Возникает при коммуникации представителей разных культур и традиций. Информатор вкладывает в сообщение один смысл, но из-за специфики используемых слов адресат придаёт им другое значение.
4. Фонетический.
Может появиться из-за наличия у информатора сильных дефектов речи, тихого голоса или изменения логического ударения. Таким образом, фонетический барьер возникает при неудачной попытке создания устной формы коммуникации.
На сегодняшний день человек не может существовать без постоянного взаимодействия с другими людьми. Причем необходимость общения продиктована не столько профессиональными требованиями, сколько чисто биологическими особенностями нашего вида. И если придерживаться описанных рекомендаций, а также различать виды и формы коммуникаций, можно избежать множества проблем на своем жизненном пути.
Особенности общения детей дошкольного возраста
Общение, которое не направлено на изменение психологического состояния партнера, представляет собой сложнейший многоплановый процесс установки и развития контактов между людьми, которые порождаются потребностями в совместной деятельности. Такое общение состоит в обмене информацией, выработке единой стратегии взаимодействия, восприятии и понимании партнера.
Общение же, нацеленное на изменение психологического состояния партнера, осуществляется с помощью знаковых средств в виде взаимодействия субъектов, которое вызвано потребностями совместной деятельности и направлено на существенное изменение состояния, поведения и личностно-смысловых образований партнера.
Начиная с 3-4-летнего возраста, в жизни ребенка появляются новые партнеры по общению, которые с возрастом становятся все более значимыми. Это сверстники. Общение с ними обладает рядом существенных особенностей, которые качественно отличают его от общения со взрослыми.
Особенности общения в этой возрастной группе были исследованы в цикле трудов, написанных под руководством М. И. Лисиной и А. Г. Рузской
Первой и наиболее важной чертой общения дошкольников является большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками наблюдается большое число действий и обращений, практически не встречаемых в контактах с взрослыми людьми
Общаясь со сверстником, ребенок может спорить с ним, навязывать свою волю, успокаивать, требовать, приказывать, обманывать, жалеть. Именно в процессе общения со сверстниками впервые отмечаются сложные формы поведения (например, обида, притворство, стремление сделать вид, нарочитое игнорирование, кокетство, фантазирование и др.). Такой широкий диапазон детских контактов определяет богатый функциональный состав общения сверстников, большое разнообразие коммуникативных задач.
Готовые работы на аналогичную тему
Для ребенка до конца дошкольного возраста взрослый человек остается, главным образом, источником новых сведений и образцов действия, а в отношении сверстников уже с 3 – 4 лет ребенок решает более существенный перечень коммуникативных задач:
- управление действиями партнера,
- контроль выполнения действий и оценка конкретного поведенческого акта,
- совместная игра,
- навязывание своих образцов,
- постоянное сравнивание.
Для решения всего разнообразия коммуникативных задач необходимо освоение широкого спектра коммуникативных действий.
5 ошибок при опосредованной коммуникации
Не секрет, что во многих людях умение свободно и интересно общаться заложено природой, они нигде этому не учились, однако легко находят общий язык практически с любым собеседником. На сегодняшний день существует множество современных технологий вербальной коммуникации, изучение которых помогает наладить эффективное взаимодействие с другими. Однако при использовании каждой из них все же велика вероятность совершения ошибок. Типичные примеры разберем ниже.
Общение посредством электронной почты
Через электронную почту можно передать только текст или изображение, ваш адресат не слышит интонации, с которой вы могли бы произнести свое послание, не видит мимики (жестов). То есть велика вероятность неверного понимания сообщения. Шутка покажется человеку злобным подколом. Или, например, вы нервничаете, даете понять, что ждете срочного ответа, – а ваш собеседник этого вообще не замечает. Рекомендации здесь такие: когда пишете через электронную почту, изъясняйтесь максимально просто и ясно, все, что хотите сказать, описывайте буквально.
Есть вероятность еще и других ошибок:
Отправитель не следит за тем, получено ли его письмо.
Доставленное письмо по каким-то причинам может оказаться в папке со спамом или с нежелательной почтой (откуда система удалит его на автомате)
Поэтому, если ждете ответа на важное сообщение, позвоните адресату и узнайте, действительно ли он получил ваше отправление.. Получив письмо, адресат не дочитывает его до конца
Получив письмо, адресат не дочитывает его до конца.
То есть вы открываете письмо, начинаете читать, там вроде бы все понятно, и вы закрываете. А между тем дальше в нем может быть очень важная информация, какие-то пояснения, обучающие материалы. Позже вы начнете спрашивать у отправителя о том, что он уже подробно объяснил, поэтому не оставляйте электронные письма прочитанными лишь до половины.
Этот вид вербальной коммуникации не передает возможности мимики и языка тела (как и электронная почта), но, по крайней мере, собеседник слышит интонацию, темп, с которым ведется разговор, а это уже немаловажно. Из минусов телефонного общения – невозможность исправить неудачную фразу (как это можно сделать в письменном сообщении)
Вы стараетесь, выстраиваете диалог, пытаетесь донести до собеседника свою мысль, а потом скажете что-то, не подумав, и все испортите одним словом. Чтобы такого не случалось, тщательно готовьтесь к телефонным переговорам.
Ответ на звонок в «неудобный» момент
Ставьте телефон в виброрежим, когда присутствуете на встрече, переговорах или совещании. Вынуждать собеседника остановиться на полуслове и ждать, пока вы поговорите по мобильнику, – проявление крайней невоспитанности и неуважения. Брать трубку лишь для того, чтобы сказать, что вам сейчас неудобно разговаривать, – тоже неправильно. Собеседнику и в этом случае придется замолчать и ждать, а позвонившему будет непонятно, для чего вы отвечали, если поговорить все равно нельзя.
Возможно, вы находитесь на серьезном мероприятии, но и поступивший звонок не менее важен для вас – тогда сначала выйдите из зала, а затем ответьте по телефону.
Это лишь некоторые, однако далеко не все нюансы, на которые следует обращать внимание в процессе выстраивания деловой вербальной коммуникации
В любом случае очень важно подготовиться к общению заранее, продумать, о чем вы будете говорить, какова конечная цель предстоящих переговоров, чего вы ожидаете от собеседника. Найдите максимально эффективные способы донесения информации и убедитесь, что другие готовы эту информацию получать и правильно воспринимать.
Найдите максимально эффективные способы донесения информации и убедитесь, что другие готовы эту информацию получать и правильно воспринимать.
Получите персональный аудит отдела продаж от Сергея Азимова для 3-кратного роста продаж в 2021 году совершенно бесплатно
Проведем аудит Вашего отдела продаж по 24 пунктам и дадим четкий план по увеличению прибыли!
Что называют невербальным средством общения людей — мужчин, женщин: что это такое в психологии, кратко
Невербальное средство общения людей
Невербальное общение людей — это совокупность всех сообщений тела мужчин и женщин, циркулирующих между людьми. В нем есть:
- Жесты
- Мимика
- Тон голоса
- Интонация
Что называют невербальным средством общения, что это такое в психологии? Вот ответ кратко:
- Это коммуникационное взаимодействие между личностями без использования слов.
- Информацию люди передают или влияют друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения.
- При невербальном средстве общения совсем не используются речевые и языковые средства, представленные в прямой или какой-либо знаковой форме.
Элементы невербального общения позволяют получателю более широко взглянуть на сообщение, полученное от отправителя, потому что такое послание много говорит про такие состояния:
- Обстоятельства
- Намерения
- Эмоции
- Ожидания
Очень часто отправка и получение невербальных сообщений происходит на подсознательном уровне. Когда мы говорим, что у нас есть «чувство» или «смутное чувство», что кто-то солгал, мы действительно подразумеваем, что язык тела не идет рука об руку со словами.
Игры для развития общения старших дошкольников
Основным способом обучения детей чему-либо являются игры. Только так малыши могут быть заинтересованы и даже полностью поглощены процессом, развивающим в них определённые навыки. Для адаптации детей в обществе и развития коммуникативных навыков предлагается использование следующих игровых упражнений:
«Сороконожка». Дети встают друг за другом, держась за руками за талию впереди стоящего, представляя собой сороконожку. По команде воспитателя они начинают двигаться, затем по команде ускоряются, замедляются, прыгают на одной ноге, приседают, поднимаются, обходят препятствия и проползают под ним и т.п. Эта игра развивает навыки взаимодействия с ровесниками.
«Кино». Один ребёнок называет имя главного героя будущего фильма, второй малыш повторяет его и называет имя второго персонажа, третий – повторяет сказанное до него и придумывает действие для этих персонажей (например, пошли в лес или на рыбалку), четвёртый – повторяет всё ранее сказанное и добавляет ещё что-то своё (например, обстоятельства – начавшийся дождь) и т.д. После того, как выскажутся все дети, они должны показать получившееся кино при помощи пластики и мимики. Данная игра развивает память и невербальные средства общения.
«Царевна Несмеяна». Взрослый рассказывает детям сказку о печальной царевне, которая всё время плакала и которую никто не мог рассмешить. После этого выбирается самая застенчивая и молчаливая девочка в коллективе, садится на стул и играет роль царевны Несмеяны. Каждому ребёнку предлагается подойти и рассмешить её чем-нибудь (историей, мимикой, танцем и т.п.). Девочка, играющая роль царевны должна стараться не рассмеяться.
«Хор животных». Детям предлагается спеть песенку «в лесу родилась ёлочка», но не словами, а звуками животных. Коллектив делится на группы по несколько человек, каждой группе педагог даёт карточку, на которой изображено животное. Первая группа начинает петь как собачки «Гав-гав-гав!», вторая – как кошечки «Мяу-Мяу-Мяу!», третья – как коровки «Му-Му-Му» и т.д. Этот вид игры помогает наладить взаимодействия между участниками групп.
«Интервью». Среди детей выбирается ведущий, который будет проводить интервью. Каждый ребёнок подходит к нему (можно встать на стул) и начинается диалог. Дети представляют, что они взрослые люди и должны солидно задавать и отвечать на вопросы: «Как зовут по имени и отчеству?», «Где работаете?», «Какие увлечения?» и т.д. Вначале ведущему малышу будет трудно придумывать вопросы и педагогу необходимо будет ему помогать. Эта игра способствует развитию коммуникативных навыков, учит диалогическому общению и увеличивает словарный запас.
«Конкурс хвастунов». Дошкольники садятся в круг. Они должны по очереди хвастаться, но не собой и своими умениями, а своим соседом. Кто лучше всех похвастается, тот получит небольшой подарок. Это упражнение помогает детям сблизиться друг с другом.
«Хоровод». Развивает чувство общности. Малыши встают в круг, берутся за руки и ходят по кругу, показывая по команде взрослого хитрую лису, злого волка, большого страшного медведя, испуганного зайчика, весёлую птичку и т.п.
«Кто говорит»
Развивает внимание и слуховое восприятие. Педагог выбирает одного из детей в качестве ведущего и тот становится спиной к остальным детям. Другие малыши по одному задают ведущему вопросы, который должен дать ответ и назвать имя задавшего вопрос
Тот, имя которого ведущий угадает, сам становится ведущим.
Другие малыши по одному задают ведущему вопросы, который должен дать ответ и назвать имя задавшего вопрос. Тот, имя которого ведущий угадает, сам становится ведущим.
Для полноценного личностного развития ребёнку необходимо уметь общаться как с взрослыми, так и со сверстниками. Только так он сможет найти себя в этом мире. Чтобы развивать способности общения дошкольника, необходимо поддерживать его, вести с ним длительные беседы и способствовать его вливанию в коллектив сверстников. Очень эффективны для развития общения различные игры, участвуя в которых дети учатся узнавать друг друга, доверять и работать в коллективе.
Читайте далее:
Социальное развитие ребёнка 3 лет: что делать родителям
Социальное развитие у детей дошкольного возраста
Нормы социального развития детей в 3—4 года
Средства массовой информации
Опосредованным массовое общение называется не просто так. Название подразумевает то, что такое контактирование происходит «посредством» использования каких-либо сфер – общественных, технологических и так далее.
На самом деле, мало кто знает, что массовое общение – это еще и средства массовой информации. Все довольно логично. Также, как лектор общается с помощью микрофона с аудиторией, так и журналист общается с очень широким спектром людей с помощью уже не только микрофона, но и профессиональной камеры, а также услуг операторов и режиссеров.
Кстати говоря, журналист, который пишет статью в газету, использует фактор массового общения наравне со всеми. Он тоже «обращается» к широкой аудитории, в попытках донести какую-либо информацию.
В таком случае, можно с легкостью сказать, что как массовое, так и любое другое общение может иметь последствия и нести ответственность
Это уже отдельная тема для обсуждения, однако важно знать, что любое контактирование не должно завершаться тяжелыми последствиями во избежание этой ответственности
СМИ не раз подвергались обвинениям за неправильное отношение к информации, ее могли коверкать, переиначивать, разглашать личную информацию или выкладывать фото и видео без разрешения правообладателя. А сколько жалоб на них было после того, как пользователи находили в статьях и эфирах оскорбление в свою сторону!
Проще говоря, абсолютно любые примеры массового общения могут понести за собой разные последствия.
Что такое общение?
Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:
- обмен информацией всех видов (знания, опыт, идеи, рекомендации и прочее);
- взаимное влияние (воздействие на состояние, манипуляции, принуждение к определённым действиям);
- межличностное взаимодействие и формирование отношений;
- эмоциональное сближение, взаимопонимание, разделение эмоций;
- формирование и использование определённых паттернов поведения;
- формирование внутреннего «Я» и понимание других людей.
С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).
Виды и характеристики средств вербальной коммуникации
Вербальную коммуникацию можно разделить на два уровня: устноречевую и письменноречевую коммуникацию.
Устноречевая коммуникация
Она состоит из говорения и слушания.
Говорение — вид речевой коммуникации, который осуществляется посредством голосового аппарата человека.
Существует ряд предпосылок, из-за которых осуществляется процесс говорения:
- наличие цели сообщить свои мысли;
- наличие определенных знаний;
- отношение к объекту речи, понимание его настроения, взглядов;
- наличие средств выражения своих эмоций;
- наличие средств выражения своих мыслей.
Слушание — вид речевой коммуникации, который обусловлен принятием сообщения посредством слуховой деятельности, а также последующая обработка полученной информации.
Слушание может быть:
критическим (критическое отношение к полученной информации);
эмпатическим (уделяется большее внимание эмоциональной части сообщения);
нерефлексивным (минимальное вмешательство в речь говорящего);
рефлексивным, то есть активным (мгновенное отражение полученной информации, отклик на нее).
Письменноречевая коммуникация
Она разделяется на письмо и чтение.
Письмо — вид речевой коммуникации, который заключается в отражении в письменной форме необходимой информации.
Особенностями письма являются:
- отсутствие промежуточной связи между источником и получателем информации;
- невозможность для пишущего интонировать свою речь;
- возможность более качественного подбора речевых знаков из-за отсутствия временного лимита;
- отсутствие пауз и интонаций, что усложняет восприятие информации;
- невозможность мгновенного уточнения информации;
- возможность неоднократного восприятия информации.
Чтение — восприятие рукописных или напечатанных текстов, а также последующая обработка полученной информации.