Избегаете отношений? а может, постоянно боитесь, что вас бросят? дело в типах привязанности

Коммуникация в отношениях с эмоциональной зависимостью

Сложности в самопредъявлении – частое явление в таких парах. Например, в детстве не принято было говорить о чем-то,
а когда ребенок все же говорил, то следовало наказание в ответ. Тогда ребенок учится скрывать свои потребности от других людей.

Каждая сложность в отношениях до какого-то момента, в прошлом, помогала выжить, что обеспечивало безопасность.
А сейчас этот опыт уже не применим. Среда и сами люди изменились. Но у человека нет другого способа поведения.
Психолог помогает личности вернуть прежнюю свободу в обращении с собой и другими.

Как не парадоксально это звучит, но человек осуществляет подбор партнера «под себя», чтобы страдать дальше.
Дело в том, что выйти на другой уровень контакта очень сложно. Человек склоняется к привычным паттернам поведения.
И как только напряжение в актуальном контакте снижается, личность идет «на следующий круг».

При формировании отношений констатируется проскакивание преконтакта. При знакомстве с новым человеком есть много
фантазии, так как про человека ничего не известно. Человек будет любить этот иллюзорный объект. Личность не замечает
реального другого, не встречается с ним. Если человек делает что-то прекрасное, то другой им восхищен, однако, если
он делает что-то не так, я вижу только демона напротив, который испортил всю жизнь. А чуть позже я опять вижу в нем
только ангела. Встречи с реальным человеком так и не происходит.

Невозможна интеграция разных качеств в человеке для зависимого человека. Как принять в человеке разные черты?
Поэтому эмоционально зависимые клиенты говорят либо о том, что он прекрасен, или наоборот, ужасен. А каков человек
на самом деле — другому не доступно воспринять

Важно с партнером выходить на равноценность и ответственность
в отношениях. Это труд, работа по сближению двух людей

Как правило, зависимость предлагается кем-то, и второй ее обслуживает. Соединение личными неврозами комплементарно.
Например, в паре один партнер является зависимым, а другой – созависимым.

Удовлетворяйте жажду привязанности

Позвольте ребенку получить столько вашей любви, сколько ему необходимо.

Кого-то может напугать это предложение, так как исторически родители ограничивали проявления любви, боясь «избаловать, вырастить маменькиного сынка» и т. д. Однако, ребенок не может быть слишком привязан. Стремление к сепарации заложено в каждом подрастающем организме, а значит, достаточный уровень привязанности позволит ему взрослеть и развиваться в безопасности, не отвлекаясь на угрожающие факторы.

Ольга Писарик, последователь теории привязанности и автор книги «Привязанность – жизненно важная связь», использует следующую метафору: «Представьте, что вы голодны и перед вами стол с яствами. Вам говорят: «Ешь, сколько хочешь, но в любой момент еда может исчезнуть». Вы будете давиться, но есть. Потом, лишь немного проголодавшись, опять подбегать к столу и впихивать еду в себя. И все потому, что вы не знаете, как долго вам будет доступна пища. Но если вы уверены, что еда будет перед вами сегодня, завтра и всегда, то вы не будете переедать, а, немного подкрепившись, спокойно пойдете заниматься своими делами.

Так и наши дети: если они не уверены в нашей привязанности, они будут цепляться за нас, требовать постоянного подтверждения нашей любви и никогда не чувствовать себя расслаблено».

Не отказывайте детям, когда они просят посидеть с ними перед сном или завязать шнурки. Если это возможно, старайтесь вообще не отказывать в просьбах о помощи, особенно это касается уже подросших детей: их просьбы о помощи редки.

Пока дети маленькие, может казаться, что поток этих просьб не закончится никогда, но как только нужда ребенка в заботе будет полностью удовлетворена, он не попросит лишнего. Когда ребенок болен, устал, не чувствует себя в безопасности, он может опять «вернуться в детство», но как только он отдохнет, поправится, у него появится энергия дерзновения, которую невозможно остановить.

Не стоит бояться того, что «излишне любя» своего ребенка, вы сделаете его зависимым от вас. Независимость – продукт взросления. Наша задача – удовлетворить детскую потребность в заботе. Как только мы справимся с нашей работой по удовлетворению их потребности, природа прекрасно справится с их взрослением.

Проявления и последствия

Человека, страдающего эмоциональной зависимостью, часто характеризует фраза: «Это мой крест», в которой кроется отказ от ответственности за происходящее, жертвенная позиция, беспомощность, «перекладывание» вины на другого человека или обстоятельства, манипуляция в виде завуалированной просьбе о помощи, попытка «сыграть на чувствах» окружающих, мотив вызвать к себе жалость. Жалость к себе и невозможность открыто обратиться за помощью – характерные черты человека, страдающего эмоциональной зависимостью. При этом он может быть довольно адаптирован и «успешен» в жизни – иметь семью, друзей, работу. Однако, травма детского опыта или печальные последствия эмоционального отчуждения, порой жестокого или гиперопекаемого воспитания заключаются в глубоком душевном страдании, попытке «слияния» с партнёром, и в конечном счёте – потере себя.

Построение крепких и глубоких отношений требует эмоциональной зрелости обоих партнёров. Неспособность быть для самого себя источником эмоциональных переживаний приводит к стремлению «раствориться» в партнёре. При этом страдает и сам партнёр, вовлекаясь в отношения, которые имеют в своей основе треугольник «спасатель-преследователь-жертва». Партнёры попеременно играют эти роли, оставаясь скованными одним и тем же сценарием, причиняющим боль и разочарование.

Таким образом, эмоционально зависимого человека характеризует душевное страдание, и при этом невозможность и нежелание выйти из замкнутого круга печальных отношений.

Далее мы провели сравнение средних с помощью однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) и критерия F-Фишера и получили следующие результаты:

Люди с надежным типом привязанности обладают наиболее высоким уровнем эмоционального интеллекта, что характеризует их как людей, способных на высоком уровне понимать и управлять своими и чужими эмоциями. Они способны быть чуткими к эмоциям других людей, а также к своим собственным эмоциям. Самый низкий уровень эмоционального интеллекта у людей с избегающе-отвергающим типом привязанности, что говорит о тенденции к неспособности понимать и управлять эмоциями. Люди со смешанным типом привязанности имеют средний уровень эмоционального интеллекта, имеющий схожее значение с уровнем эмоционального интеллекта у людей с тревожным типом привязанности.

Наиболее высокое среднее значение по уровню самоактуализации имеется у людей с надежным типом привязанности, что говорит о них как об открытых, личностях, раскрывших свой потенциал и вполне самореализовавшихся. Также люди с надежным типом привязанности обладают высоким уровнем аутосимпатии, что характеризует их как психологически здоровых, целостных, зрелых личностей.

Самый низкий уровень самоактуализации и аутосимпатии у людей с тревожно-избегающим типом привязанности, что говорит об их заниженной самооценке, тревожности, неуравновешенности, незрелости. Они имеют тенденцию к пассивности в проживании своей жизни, самореализация для них чужда. У людей, имеющих смешанный тип привязанности, уровень самореализации на среднем уровне, также как и показатель аутосимпатии. Но так же стоит заметить, что оба этих показателя у них выше, чем у людей с тремя ненадежными типами привязанности.

Проанализировав все вышеперечисленные значения применяемых методик, нам удалось составить психологические портреты людей с рызными  типами привязанности.

Когда появилась теория привязанностей и о чём она говорит

Основоположником теории привязанности считается британский психоаналитик Джон Боулби. В 1950‑х он пытался понять, какие эмоции испытывают младенцы, которых разлучают с матерью. Боулби заметил, что дети будут вести себя по-разному, чтобы предотвратить разлуку с родителем: плакать, кричать, цепляться за него. До исследований Боулби психоаналитики считали, что так проявляются защитные механизмы незрелой психики, которые действуют для подавления эмоциональной боли. Но Боулби предположил, что такое поведение может выполнять эволюционную функцию.

Его теория заключалась в том, что склонность детей эмоционально привязываться к своим опекунам, искать их в случае утраты, переживать из-за расставания с ними позволяла детям выживать. Именно привязанность обеспечивала поддержку, защиту и заботу человеку, который слишком мал, чтобы заботиться о себе самостоятельно.

Чуть позже Мэри Эйнсворт, американо-канадский психолог, расширила теорию привязанности Боулби и выявила индивидуальные различия в том, как младенцы справлялись с разлукой с родителями. В 1969 году она провела знаменитый психологический эксперимент «Странная ситуация». В комнате находились мамы с младенцами от 12 до 18 месяцев и незнакомые взрослые. Сначала мамы и дети играли на полу, но в какой-то момент их матери вставали и выходили из комнаты без ребёнка. Через некоторое время они возвращались к ним.

Вот какие результаты получились:

  • Нормативная теория Боулби предполагала определённую модель поведения ребёнка в такой «странной» ситуации: когда мать его покидает, он плачет, расстраивается, ищет её, а когда она возвращается, то ребёнок быстро успокаивается. В эксперименте Эйнсворт дети действительно так себя вели, но не более 60% из них.
  • Ещё около 20% детей также пугались и расстраивались, когда теряли мать из вида, но уже не могли легко успокоиться по её возвращении. Исследователи иногда наблюдали у детей желание «наказать» своих матерей за то, что они ушли. Поэтому они долго плакали и требовали, чтобы их успокоили. 
  • Ещё примерно 20% детей из эксперимента вообще не были особо огорчены разлукой с мамой и после воссоединения старались избегать с ней контакта и больше интересовались игрушками. 
  • Также было совсем немного детей, которые вели себя непоследовательно: могли испытывать страх или даже агрессию по отношению к матери, когда она возвращалась. 

В итоге исследователи выделили четыре типа привязанностей: надёжная, тревожно-устойчивая, избегающая и дезорганизованная. 

Также работа Эйсмонт продемонстрировала, что эти индивидуальные различия связаны с тем, как родители взаимодействуют с ребёнком в первые годы жизни. Например, у детей с надёжным типом привязанности, как правило, родители активно реагируют на их потребности. У детей с тревожным типом близкие часто не оказывают должной заботы, не проявляют внимания.

Куда обратиться за консультацией и помощью?

Есть разные варианты получения психиатрической и психотерапевтической помощи.

Государственные психиатрические больницы и психоневрологические диспансеры по месту проживания.

Кризисная линия доверия — можно позвонить при суицидальных мыслях. Телефон: 8 (800)100-49-94.

Частные клиники, лицензированные на оказание медицинской помощи. Подлинность лицензии всегда можно и нужно проверить на сайте лицензирующего органа. Не забывайте проверять подлинность образования специалистов, к которым вы обращайтесь.

Ни один вариант не может на сто процентов гарантировать лучшую психиатрическую помощь. При сомнениях и дискомфорте всегда можно сменить врача, выслушать несколько мнений и попробовать разные варианты лечения. Хороший специалист всегда сможет рассказать про диагноз и курс лечения, подкрепит свои слова данными современных исследований. Выбор остается за вами.

Запомнить про биполярное расстройство

Биполярное расстройство личности — это хроническое психическое заболевание, которое нужно лечить. При лечении и соблюдении профилактических мер, оно не приводит к госпитализации и позволяет сохранить высокое качество жизни.

Вы можете улучшить свое самочувствие, если будете следовать рекомендациям:

  1. Наблюдаться у психиатра и принимать лекарства;
  2. Не бросать и самостоятельно не менять комбинации и дозировки препаратов;
  3. Отслеживать изменения в своем состоянии. Например, с помощью рабочей тетради (Centre for Clinical Interventions), карты самостоятельной регистрации колебаний настроения и листа самоотчета;
  4. Пройти курс психотерапии для формирования хороших навыков и стратегий преодоления стресса;
  5. Продолжать работать и учиться по мере возможности;
  6. Поддерживать хорошие взаимоотношения с семьей и друзьями, не изолировать себя. Предупредить близких о своей болезни – БАР;
  7. Вести здоровый образ жизни.

Заботьтесь о своем здоровье и живите в гармонии собой.

Стадии

Чтобы понять, как перестать зависеть от человека и навсегда убрать зависимость из своей жизни, необходимо изучить все этапы ее развития, тогда вы узнаете, на какой ступени находитесь вы. Я перечислю основные стадии формирования привязанности:

  • Отсутствие зависимых отношений. При равноправии супругов, которые ценят и берегут свои чувства и являются одним целым, зарождаются здоровые и гармоничные взаимоотношения.
  • Возникновение навязчивости. Если один из партнеров пользуется манипуляцией, прибегает к контролированию, желает быть рядом каждую свободную минуту, это свидетельствует о развитии привязанности, которая помогает зависимому заглушить свои внутренние конфликты. Эта стадия опасна тем, что личность начинает деградировать: снижается самооценка, поведение становится чересчур эмоциональным, планировать жизнь тяжелее.
  • Появление проблем из-за взаимоотношений. Подверженный зависимости постепенно перестает выходить на контакт с близкими друзьями, так как все его время сфокусировано на супруге. Также он испытывает частую обидчивость, ревность и теряет самоконтроль. Помимо этого, такая личность полностью признает свою вину, но поделать с этим ничего не может и страдает из-за поведения.
  • Возникновение сложностей внутри отношений. Последняя стадия болезни характеризуется неудовлетворением и отсутствием позитивных эмоций, но мысли о переменах страшат зависимых индивидов. Постепенно они становятся равнодушными ко всему, кроме своего влечения к любимому.

Определение и специфика

Эта часть в первом издании данной книги была озаглавлена «Терапия привязанности». В новом издании этот заголовок был заменен. Далее будет разъяснено, почему было выбрано именно такое название: «Основанная на привязанности психотерапия (attachment-based psychotherapy). Оно исходит из теории привязанности Джона Боулби; в психотерапии, основанной на привязанности, результаты фундаментальных научных исследований применяются для психотерапевтической работы с родителями, детьми, подростками и взрослыми, на них строятся и превентивные интервенции.

Психотерапия, основанная на привязанности, решительно отмежевывается от формы интервенции, которую часто называют (причем весьма неудачно) «терапией привязанности». Понятие «терапия привязанности» на момент выхода первого издания этой книги еще не получило широкого распространения, и потому его выбор еще не мог вызывать неправильных ассоциаций; однако в новом издании необходимо четко и однозначно разъяснить и разделить оба эти понятия: психотерапия, основанная на привязанности, итерапия привязанности, – хотя в Интернете их, к сожалению, часто путают.

Хотя так называемая «терапия привязанности» (attachment therapy) также основывается на теории привязанности, но нынешние описания практики ее применения полностью идут вразрез с теорией привязанности и даже диаметрально противоположны ей. Раньше для «терапии привязанности» использовалось широко распространенное понятие «поддерживающая терапия» (holding therapy). Для нее было типично следующее: детей всех возрастных категорий, прежде всего травматизированных приемных и усыновленных детей (а иногда и взрослых), которые по самым разным причинам сопротивлялись телесному контакту и эмоциональной привязанности, взрослые удерживали и, даже несмотря на отчаянное сопротивление, крики, неистовства, борьбу, а иногда и телесные повреждения, силой побуждали к телесному контакту до тех пор, пока те в изнеможении не сдавались и не подчинялись их требованиям.

Такой подход в корне противоречит теории привязанности, особенно требованиям чуткости и внимания к сигналам ребенка для построения свободной от страхов надежной привязанности к ухаживающим за ним людям. Насилие над ребенком никогда – даже во имя некоей высшей цели – не может служить средством формирования привязанности ребенка к тем, кто удовлетворяет его насущные потребности. Внешне ребенок может прекратить сопротивление телесному контакту и подчиниться взрослому ввиду его физического и социального превосходства, потому что у него нет никакой другой возможности. Но внутренне он останется переполненным тревогой, страхом и сопротивлением, что как раз и может стать причиной нарушения привязанности.

Поэтому такой подход несовместим с теорией привязанности. В США сообщалось о многочисленных случаях смерти детей из-за таких насильственных интервенций, которые должны были способствовать развитию привязанности. В 2006 году рабочая группа Американского профессионального общества борьбы против жестокого обращения с детьми (American Professional Society on the Abuse of Children – APSAC), входящего в Американскую психологическую ассоциацию (American Psychological Association – APA), подробно разбиралась с «терапией привязанности», ее процедурой и агитационными стратегиями; эта рабочая группа подвергла все это резкой критике и отвергла как методику, несовместимую с теорией привязанности, и как форму жестокого обращения с детьми (Chaffin et al., 2006). Я разделяю эту точку зрения и считаю, что срочно необходимо провести широкомасштабное обсуждение «терапии привязанности», которая в последние годы появилась и в немецкоязычных странах.

Сочинение: Крах теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» — это не просто история об убийстве, религии и пороках общества, но и пронизанное тонким психологизмом произведение, в котором поднимается множество философских вопросов. Один из таких можно сформулировать следующим образом: «В чём правда человеческой жизни?». На этот вопрос главный герой Родион Раскольников не только попытался ответить, но и «применил на практике» свою правду.

Достоевский в своём произведении отразил социальные противоречия, обострившиеся в середине девятнадцатого века. Именно поэтому главным героем стал Родион, нищий молодой человек, который из-за нехватки денег был вынужден оставить учёбу в университете. Необходимые финансы Родион получает через старуху-процентщицу Алёну Ивановну. В этом случае положение героя достаточно унизительно, что усугубляется требованием больших процентов со стороны старухи и письмом о скором замужестве по расчёту сестры Дуни.

Обстановка разрухи и безысходности при прямом контакте с низшими слоями населения рождает в голове Раскольникова теорию, с помощью которой он хотел бы не только оправдать то, что собирался сделать, но и объяснить устройство несправедливого мира. Пытливый ум Родиона не был направлен на созидание, а потому герою приходилось оставаться наедине со своими мыслями, что и привело к созданию теории.

В самом романе ничего не случается просто так. Если мы привыкли, что в реальной жизни происходит что-то без причин и последствий, то любое действие и любая вещь у Достоевского имеют смысл, встроены в общую закономерность, объяснимы и небеспричинны. Так и возникновение теории Раскольникова, её развитие, апогей и крах составляют общий скелет романа.

Теория Раскольникова построена на его мысли о том, что люди делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые являются массой, которой можно и нужно управлять, они — ресурс для достижения целей вторых, то есть тех, кто делает историю. «Необыкновенные» имеют право на «кровь по совести», то есть могут убить меньшее количество человек для лучшей жизни большего количества. Раскольников с помощью своей теории значительно упрощает выбор жизненного пути, потому что перед ним их всего два: быть серой массой или великим деятелем. Очевидно, герой выбирает второй вариант, не учитывая ещё множества факторов, которые влияют на исторические и мировые процессы. Примкнув к «право имеющим», он развязывает себе руки и решается на убийство, однако почувствовав тяжкий груз, признаёт себя, опять же, с неверной позиции, «тварью дрожащей». Здесь теория ещё не терпит крах, её конец наступает лишь тогда, когда герой примиряется с религиозной философией Сони «не убий», видя сон о конце света.

Автор через раскрытие правды Раскольникова и через сон Достоевский говорит читателю, что теория не может существовать, так как она противоречит христианским ценностям и идее о том, что каждый человек в мире достоин жить и быть счастливым.

Предыдущая

СочиненияСочинение: Судьба Обломова — закономерность или случайность? (по роману И.С. Гончарова «Обломов»)

Следующая

СочиненияСочинение: Вся Россия — Вишнёвый сад (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

Молодой юрист без имени

«Пари», Антон Чехов, 1889 г.
Время в изоляции: 15 лет

Time Life Pictures

Причины изоляции: На званом вечере 25-летний юрист спорит с хозяином-банкиром о том, что гуманнее: смертная казнь или пожизненное заключение. Чтобы отстоять свою точку зрения, он соглашается на пари – отсидеть взаперти 15 лет. Банкир ставит два миллиона, они ударяют по рукам.

Чем занимается: Ест, пьет, музицирует и читает тысячи книг. В пяти абзацах Чехов показывает нам эволюцию личности героя – от увлечения беллетристикой и классиками до жадного изучения философии, богословия, языков и наук.

Цитата: «Его чтение было похоже на то, как будто он плавал в море среди обломков корабля и, желая спасти себе жизнь, жадно хватался то за один обломок, то за другой!»

Чем все закончилось: Юрист отказывается от двух миллионов, о которых когда-то мечтал: книги сделали его слишком мудрым и научили презирать богатство. За пять часов до конца условленного срока он сбегает из флигеля. В последней части рассказа, которую Чехов удалил через 12 лет после первой публикации, юрист снова появляется у банкира и опять просит денег, признав, что ошибался: «Книги – это слабая тень жизни, и эта тень меня обокрала».

Детские травмы развития

Для психологии отношений тема зависимости – номер один. Почему одни могут держать границы с партнерами, а другие растворяются в каждом своем любовном романе и буквально теряют себя?

Специалисты по психологии отношений видят причины в детских травмах.

Если мать девочки не удовлетворяла ее потребности в близости и принятии, была непредсказуемой, то приближала, то отталкивала, ребенку пришлось контролировать ее.

Этот контроль происходит бессознательно. А вдруг эмоционально нестабильная мама накричит, ударит? Ребенку приходится включать «внутренний радар» и пристально следить за матерью, чтобы предугадать ее настроение.

Мама может также быть очень холодной и отстраненной. У ребенка хронически остаются неудовлетворенными жизненно важные потребности в любви и внимании, и он будет стремиться заполучить это любой ценой.

Как? Пытаясь, опять-таки, контролировать мать, подстраиваться под нее. Но главное – ребенку без матери не выжить, в психике зависимость от матери «прописана» на эволюционном уровне.

Суть зависимости – постоянная надежда получить любовь, которая никогда не может оправдаться. В психологии такой стиль построения отношений называют небезопасной привязанностью.

В детстве не каждый из нас мог доверять своему самому первому партнеру – родителю. Соответственно, во взрослом возрасте в обмен на любовь мы готовы пожертвовать чем угодно.

Что такое психические заболевания?

Психические заболевания – это нарушения в головном мозге, которые часто приводят к необратимым или трудно поддающимся лечению изменениям. Психически больные люди часто не осознают, что с ними происходит, думая, что их хотят загнать в психоневрологический центр. 

Болезнь может протекать без каких-либо симптомов в течение многих лет. Некоторые психические заболевания и расстройства протекают в легкой форме, и для их лечения достаточно психотерапии и популярных анксиолитических и седативных препаратов. Другие настолько сильны и влияют на психику, что пациент может быть опасен для окружающей среды, в которой он находится. Поэтому игнорировать первые симптомы нельзя.

Близость в отношениях с эмоциональной зависимостью

В таких отношениях нет близости. Как только мы попадаем в зону, где нужно осуществлять психическую работу,
личность делает все, чтобы уйти из этой точки. Например, выдерживать знаковостью другого, или то, что партнер не идеален,
или может уйти, то в этой зоне зависимый человек не способен справиться с собой, всячески избегает этого состояния.
А предпочитает регулировать свое напряжение привычными способами. Или «сливаться», или возбуждаться. Потом цикл замыкается.

Отношения без отношений не являются целостными. По сути, можно говорить о том, что человек вступает в отношения
только с определенной частью другого. А когда партнер проявляется другой стороной, то у личности запускается привычный
паттерн поведения – избегание сложностей в отношениях.

Зависимые отношения часто сопровождаются неловкостью, виной за что-то. Это может быть, как причиной манипуляции
второго партнера, так и следствием его действий.

Бывает так, что зависимые люди часто скрывают свои отношения, если бы с ними что-то было не так

Им очень важно,
что о них подумают другие, как оценят то, что происходит в паре, им это важно

Система оправданий и рационализаций в зависимых отношениях присутствует достаточно часто. Ошибочно можно полагать,
что это способствует сближению между людьми. Выстроена система взаимных обвинений, при которой постоянно приходится
находиться в некотором напряжении.

Для того, чтобы поддерживать привычный вариант таких отношений, требуется терпение. Это является также одним из критериев
и созависимых отношений. Речь идет о близких людях зависимых. При этом клиенты часто говорят о том, что у них возникает
надежда того, что вот еще немного, и все станет хорошо. Однако время идет, а ситуация остается прежней.

В таких семьях часто отмечается примерно такой посыл к партнеру: «Мы созданы друг для друга, но все будет завтра!»
У его партнера запускается невротический механизм психологической защиты – вытеснение. Он верит в это. В ответ можно
слышать примерно следующее: «Я тебя очень понимаю, давай подождем немного!» При этом нет встречи с реальностью. Между
людьми можно констатировать недосказанность, недоговоренность.

Приблизиться к другому человеку настолько, чтобы обнаружить друг друга и распознать, представляется невозможным.
Задачей психолога будет, в первую очередь, дать возможность встретиться двум людям.

Как становятся перфекционистами?

Врач-психиатр Научного центра персонализированной медицины Надежда Соловьева считает, что перфекционизм бывает врожденным и приобретенным. 

«У человека есть эндопсихика — то, что передается по наследству, то, что невозможно исправить, и экзопсихика — то, что человек приобретает в течение жизни и с чем можно работать. У перфекционистов и тех, кто ни за что особо не переживает, есть и та, и та составляющая. Если в генотипе заложена тревожность, если это эндопсихическая составляющая, то человек имеет больше шансов стать перфекционистом. А дальше окружение и воспитание формируют его. Если близкие люди ребенка тревожатся, он будет стараться подражать взрослым. Если окружение расслабленное, флегматичное, ребенок будет подстраиваться под него. Но в подростковом возрасте он уже сам начнет выбирать».

Психиатр Михаил Гордеев считает, что влияние родителей на формирование перфекцониста более сильно, чем наследственность. 

«Бывает, перфекционисты-родители воспитывают перфекционистов. А иногда родители чего-то сами не смогли добиться в жизни, но считают это очень важным и реализуют свое стремление через ребенка. Этого, по их мнению, должен достичь их ребенок, он должен быть лучшим, несмотря на то, что сам родитель сделать этого не смог».

Михаил Гордеев отмечает, что перфекционисты в детстве подвергались моральным наказаниям за неудачи, например, мама могла несколько дней не разговаривать с ребенком за плохое поведение, двойку или тройку, не выучил урок. 

«Перфекционизм — это состояние, которое воспитывается боязнью наказания, притом речь не только о физических наказаниях. Моральное отвержение может быть гораздо страшнее для ребенка, чем лишение сладостей, запрет на прогулку и мультики, даже физические наказания. И когда перфекционист вырастает, он боится отвержения уже не мамы, а друзей, коллег, возлюбленного, для него наказание — неуважение и неприятие окружающих». 

Перфекционисты боятся не только неуважения, они боятся быть опозоренными. И эти установки тоже закладываются близкими взрослыми. 

Привязанность во взрослой жизни

Из-за серьезной психологической травмы тип привязанности может измениться. Например, после абьюзивных отношений человек может закрыться и не будет никому доверять. Но если с ребенком не произошло ничего страшного, он не пережил насилие и не переходил из детского дома в приемную семью, то этот ребенок переносит свою привязанность во взрослую жизнь. 

Получается, взрослые типы привязанности соответствуют детским моделям поведения из исследования Мэри Эйнсворт:

Надежный. Человек способен ценить себя и своего партнера, не попадает в зависимость от других людей и остается самодостаточным. Мужчины и женщины с надежным типом привязанности не склонны ревновать, если для этого нет причин, умеют договариваться и строят равноправные отношения.

Тревожный. Люди, которые склонны к созависимым отношениям, недооценивают свою значимость и превозносят значимость партнера. Чаще всего с этим типом привязанности человек жертвует собой ради любви.

Избегающе-отвергающий. Человек считает себя самодостаточным и независимым, но боится близости и старается избегать искренних отношений. С партнером старается держаться на дистанции, а в случае проблем старается первым сказать «мы расстаемся», чтобы не испытывать боль и разочарование.

Тревожно-избегающий. Встречается у людей, которые пережили травматичный опыт: сексуальное насилие, моральные истязания, побои. С одной стороны, им хочется найти близкого человека, которому можно доверять. С другой, они боятся быть отвергнутыми и считают, что недостойны хорошего отношения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: