Опросник родительского отношения (оро)

История создания

Материалом для построения опросника послужили данные опроса 197 родителей психически здоровых детей от 7 до 11 лет и 93 семей, обратившихся за психологической помощью в Консультативный центр психологической помощи семье при факультете психологии МГУ и НИИ общей и педагогической психологии АПН России. Это количество было составлено из двух групп: контрольной, то есть родителей, не нуждающихся в посторонней помощи в вопросах воспитания и общения с ребенком, субъективно благополучных; и экспериментальной — родителей, нуждающихся в помощи по вопросам воспитания детей — и нее вошла подгруппа лиц, реально обратившихся за психологической помощью. Все родители — жители г. Москвы, более половины из них с высшим образованием.

В качестве исходного материала для опросника были отобраны высказывания родителей, обратившихся за помощью по вопросам воспитания детей в Консультативный центр психологической помощи. С помощью экспертной процедуры этот банк утверждений был апробирован по 13 априорным шкалам:

  • симпатия,
  • антипатия,
  • уважение,
  • неуважение,
  • близость,
  • отдаленность,
  • инфантилизация,
  • инвалидизация,
  • социальная инвалидизация,
  • кооперация,
  • доминирование,
  • потакание,
  • автономия.

В стандартизованное интервью были включены лишь те утверждения, относительно которых мнения экспертов о шкаль-ной принадлежности совпадали. Таким образом, было получено стандартизованное интервью из 62 пунктов, на которое дали ответы 197 испытуемых. Ответы были подвергнуты факторизации с «Варимакс» вращением.
В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: «принятие—отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация». В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: 3 — в экспериментальной, 4 — в контрольной и 2 — в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью — «маленький неудачник». На основе значимых факторов общей выборки и максимально дискриминативного фактора была построена структура настоящего опросника.

Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим «Варимакс» вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп: в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.

Интерпретация результатов

Высокие баллы свидетель­ствуют о значительной развитости указанных выше видов роди­тельских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравни­тельно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и ин­терпретация полученных данных производятся следующим об­разом.

Шкала «Принятие — отвержение»

Высокие баллы по шкале — от 24 до 33 — говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддер­живает планы, проводит с ним достаточно немало времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой же шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и не­редко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имею­щий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педа­гогом.

Шкала «Кооперация»

Высокие баллы по шкале — 7-8 баллов — яв­ляются признаком того, что взрослый проявляет искренний ин­терес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способ­ности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ре­бенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы по данной шкале — 1-2 балла — говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противополож­ным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала «Симбиоз»

Высокие баллы — 6-7 баллов — доста­точны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрос­лый человек не устанавливает психологическую дистанцию меж­ду собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удов­летворять его основные разумные потребности, оградить от не­приятностей,

Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла — являются при­знаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значитель­ную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация»

Высокие баллы по шкале — 6-7 баллов — гово­рят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитар­но по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного по­слушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он на­вязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый че­ловек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла — напротив, сви­детельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со сто­роны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрос­лого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала «Маленький неудачник»

Высокие баллы по шкале — 7-8 баллов — являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чув­ства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он иг­норирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учи­телем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла , напротив, сви­детельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает слу­чайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Соответствие сочинения заданной теме – важный показатель принятия задачи. Уход и отступление от темы сочинения могут свидетельствовать о скрытом отвержении ребёнка и актуализации защитных механизмов.

Соотношение трёх планов сочинения. Материнское сочинение задаёт три основных плана описания – план «Ребёнок», план «Родитель (мать)» и план «Наши отношения». Тема « Я и мой ребёнок» требует от матери сосредоточения на всех трёх планах. Информативным о характере родительской позиции матери будет баланс этих планов.

Можно выделить четыре варианта соотношения планов родительского сочинения:

1) Преобладание плана «Ребёнок» или плана «Родитель»соответственно теме сочинения. В этом случае можно говорить об адекватной центрации автора сочинения на проблемах развития ребёнка или на проблемах воспитания и родительства.

2) Неадекватное теме сочинения доминирование плана «Ребёнок»или плана «Родитель». В подобной центрации проявляются ограниченность родительской позиции. В первом случае это фиксация родителя на ребёнке и его проблемах без должного осознания собственных воспитательных методов воздействия и своей роли в генезисе проблем развития ребёнка, а часто и стремление родителя полностью переложить вину и ответственность за них на плечи самого ребёнка. Во втором случае быстрый отход от проблем ребёнка к обсуждению родителем своих собственных качеств, особенностей поведения, чувств и переживаний, выходящих за пределы детско-родительских отношений, является свидетельством неразрешённых личностных проблем самой матери, её воспитательной неуверенности.

3) Развёрнутое позитивное описание плана «Наши отношения». Более или менее развёрнутое обсуждение взаимоотношений матери с ребёнком является показателем осознания матерью двухстороннего диалогического характера процесса воспитания. Степень развёрнутости плана «Наши отношения» выступает индикатором меры сенситивности матери к всестороннему конструктивному анализу проблем и развития ребёнка.

4) Доминирование плана «Наши отношения» при фактическиполной редукции планов «Ребёнок» и «Родитель». Может расцениваться либо как показатель высокого уровня конфликтности отношений и беспомощности матери в попытках их разрешения. Описание отношений носит негативный характер, изобилует примерами конфликтов, ссор, непослушания ребёнка. Либо – как показатель высокой эмоциональной зависимости матери от ребёнка по типу симбиотической привязанности.

Подсчет и обработка результатов опросника ВРР

Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом:

Ответы: 1—2 — 3 — 4—5.

Баллы: 5 — 4 — 3 — 2—1.

В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на 2. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ).

Например, к 1-й шкале относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й шкале: 12, 24, 36, 48, 60; к 3-й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52; и т.д.

Обработка результатов

Отвечая на вопросы опросника, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитываются положительные ответы, совпадающие с ключом, за которые начисляется по 1 баллу.

Ключ

  1. Принятие-отвержение: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
  2. Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
  3. Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.
  4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

  1. отвержение,
  2. социальная желательность,
  3. симбиоз,
  4. авторитарная гиперсоциализация,
  5. инфантилизация (инвалидизация).

НЕГАТИВНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОШЛОМУ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРПРЕТИРОВАНО КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО НЕРАЗРЕШЕННОГО АКТУАЛЬНОГО КОНФЛИКТА, ХРОНИЧЕСКОЙ ФРУСТРАЦИИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ

Описание качеств ребенка и его предпочтений занимает важное место в родительском сочинении. Спектр описываемых качеств доста­точно разнообразен и включает физические особенности и внеш­ность («небольшого роста и с длинными светлыми волосами»), фор­мально-биографические сведения (когда и где родился, сколько лет), перечисление знаний, умений, навыков («знает буквы», «умеет пла­вать», «занимается танцами»), достижений ребенка, особенности пове­дения и деятельности с конкретными примерами («очень активный, всегда куда-то лезет»), общения с родными («ласковый, все замечает»), выполнения требований родителей («не убирает за собой игрушки»), описание интеллектуальных («умный», «сообразительный», «очень спо­собный»), морально-волевых («добрая», «настойчивая», «целеустрем­ленная») и эмоционально-волевых качеств («чуткая», «заботливая», «взрывается») и, наконец, особенности полоролевой идентичности («она вся томная и женственная»)

3.4. Тест-опросник родительского отношения(А. Я. Варга, В. В. Столин)

«Принятие-отвержение»«Кооперация» «Симбиоз» «Авторитарная гиперсоциализация»«Маленький неудачник»

Текст опросника

  1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.
  2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется что, поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных и жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьётся в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме призрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко не зрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально – чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своём ребёнке.
  22. К моему ребёнку «липнет» всё дурное.
  23. Мой ребёнок не добьётся успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребёнка.
  26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребёнком все своё свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать от него.
  32. Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребёнка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.
  35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребёнком.
  38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.
  41. Самое главное – чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребёнка.
  44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.
  46. Мой ребёнок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребёнку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.
  52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребёнка.
  54. Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
  59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю это от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику:Порядок подсчёта тестовых баллов

Сырой балл Процентальный ранг
1 2
1-я шкала
012345678910111213141516171819202122232425–32 0000000,633,7912,0231,0153,7968,3577,2184,1788,690,592,493,6794,395,597,4698,198,7398,7399,36100
2-я шкала
012345 1,573,465,677,889,7712,29

Окончание табл.

1 2
6789 19,2231,1948,8280,93
3-я шкала
01234567 4,7219,5339,0657,9674,9786,6392,9396,65
4-я шкала
01234567 4,4113,8632,1353,8769,383,7995,76-
5-я шкала
012345678 14,5545,5770,2584,8193,0496,8398,8399,37100

3.5.2. Анкета № 2

Благополучно Неблагополучно):ПриложенияПриложение 1 Приложение 2Тест «Рука» Э. Вагнера Рис. 1 Рис. 3 Рис. 2 Рис. 6 Рис. 5 Рис. 4 Рис. 8 Рис. 7ЛитератураВелиева, С. В.Волков, Б. С.Захаров, А. И.Калинина, Р. Р.Коломенский, Я. Л.Левис, Ш.Лешли, Д.Марцинковская, Т. Д.Непомщая, Н. И.ПрактическаяПсихологическиеПрактическиеРоманова, Е. С.Рогов, Е. И.Урунтаева, Г. А.Эмоциональное Введение 21. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста 3 1.1. Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника 3 1.2. Фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей 5 1.3. Адаптивная методика Кучеровой Е. В. для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду 6 1.3.1. Методика «Проективные рассказы» 6 1.3.2. Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека» 7 1.3.3. Методика «Разложи картинки» 8 1.4. Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке 9 1.5. Проективная игра «Почта»(модификация теста Е. Антони и Е. Бине) 11 1.6. Семейный тест отношений (СТО)(проективная методика исследования детей, опубликованная Д. Антони и Е. Бене) 13К матери 16К отцу 16К себе 16 1.7. Использование проективных графических (рисуночных) методов для выявления эмоциональных особенностей дошкольников 16 1.7.1. Основные параметры оценки при интерпретации рисунков дошкольников 17 1.7.2. Тест «Рисунок семьи» 18 1.7.3. Кинетический рисунок семьи 26 1.7.4. Рисунок «Мир мамы, мир папы» 26 1.7.5. Методика «Семья в образах животных» 26 1.7.6. Проективный тест «Дом — дерево — человек» 27 1.7.7. Тест «Несуществующее животное» 43 1.7.8. Графическая методика «Кактус» 51 1.7.9. Автопортрет 52 1.8. Тест «Страхи в домиках» 55 1.9. Тест «Два домика» 57 1.10. Тест «Рука» (Hand test)(Э. Вагнер) 57 1.11. Методика «Линеограмма» 59 1.12. Методика «Неоконченные предложения» 60 1.13. Методика «Сюжетные картинки» 61 1.14. Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников 61 1.15. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок 62 1.16. Методика «Часики» 63 1.17. Методика «Маски» 65 1.18. Детский апперцептивный тест (ДАТ) 66 Руководство 67 1.19. Методика исследования эмоционального состояния(автор Дорофеева Э. Т.) 71 1.20. Социометрическая проба «День рождения»(методика М. Панфиловой) 73Анализ результатов 73 1.21. Методика игры «Секрет» 74 1.22. Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада(Авторы: Любина Г., Микулик Л.) 75 1.23. Социометрический опросник 76 1. 24. Исследование «Лесенка»(Н. В. Нижегородцева) 782. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ 79 2.1. Критерии эмоциональных нарушений 79 2.2. «Шкала тревожности» 81 2.3. Тест тревожности(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) 82 2.4. Выявление тревожности старших дошкольников(автор Мерлин В. С.) 84 2.5. Шкала оценки внешних признаковэмоционального возбуждения(автор Ю. Я. Киселев) 85 2.6. Методика «Паровозик» 86 3.1. Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей 87 3.2. Оценка уровня тревожности ребенка(тест А. И. Захарова) 88 3.3. Опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» (ВРР) 89 3.4. Тест-опросник родительского отношения(А. Я. Варга, В. В. Столин) 93 3.5. Анкетный опрос родителей 97 3.5.1. Анкета № 1 97 3.5.2. Анкета № 2 100Приложения 102Литература 105
 В сборнике представлены методические материалы из опыта работы педагогов-психо-логов Унжаковой Н. А., Осиповой О. А., Сятчихиной О. А., Кудриной Е. П., Тихоновой Е. И., Войщевой И. А. дошкольных образовательных учреждений города Томска: МДОУ №№ 43, 65, 67, 69, 76, 93,94, 96.

  …                   20

3.4. Тест-опросник родительского отношения(А. Я. Варга, В. В. Столин)

Ключ к опроснику ВРР для родителей дошкольников и младших школьников

  Баллы   Баллы   Баллы   Баллы   Баллы Сумма по шкале номер
    13*         1.
    14*     38*   50*   2.
3*         39*     3. (делим на 2)  
4*           52*  
        41*     4.
6*     18*       54*   5.

(делим на 2)

7*     19*   31*   43*    
            6.
            7.
10*     22*   34*   46*   58*   8.
            9.
        48*     10.

Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и младших школьников:

1) нетребовательность — требовательность;

2) мягкость — строгость;

3) автономность — контроль;

4) эмоциональная дистанция — близость;

5) отвержение — принятие;

6) отсутствие сотрудничества — сотрудничество;

7) тревожность за ребенка;

8) непоследовательность — последовательность;

9) воспитательная конфронтация в семье;

10) удовлетворенность отношениями с ребенком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: