Бихевиоризм: механизмы поведения человека

Связь алекситимии с соматическими расстройствами

Существует много исследований, демонстрирующих взаимосвязь алекситимии с состоянием здоровья. Напряжение, вызванное негативными эмоциональными раздражителями, легко превращается в соматические жалобы. 

Больных беспокоят:

  • головные боли;
  • боли в животе;
  • боли в спине;
  • ощущения, схожие с симптомами физического недомогания.

Такие симптомы возникают в результате физиологического возбуждения, для которого нет выхода в сознательно переживаемой эмоциональной реакции. Хотя телесные симптомы легко вербализуются, их оценка вызывает проблемы у пациента с алекситимией. 

Для таких больных различение соматических и эмоциональных ощущений – сложная задача. Проблема связана с дефицитом функций парасимпатической системы, дополнительно отягощающим организм и психику. Поэтому неудивительно, что ученые подтверждают, что алекситимия связана с заболеваниями, при которых важным этиологическим компонентом является стрессовый фактор.

Результаты клинических испытаний, проведенных финскими учеными, также показывают связь между алекситимией и гипертонией. Патология была обнаружена у 57% мужчин и 46% женщин. У участников испытаний из контрольной группы, с нормальным давлением, показатель алекситимии у мужчин составил 18%, а у женщин 9%.

Очень тесные связи существуют между алекситимией и функциональными кишечными расстройствами. Среди больных с синдромом РК и функциональной диспепсией, у 66% пациентов были диагностированы симптомы алекситимии.

Ситуацию объяснил уч.Ван Керховен. Он обнаружил, что пациенты с алекситимией испытывают более сильные симптомы ЖКТ, чем остальные. Они сильнее ощущают боль в случае соматических заболеваний. 

Исследования уч. Баудича показали, что алекситимия — наиболее значимый, чем показатели тревоги и депрессии фактор, объясняющий тяжесть хронической боли в течение года после операций по поводу рака молочной железы.

Кроме того, пациенты с алекситимией сообщают о более высоких уровнях страха перед болью и нарушениях сна, связанных с интенсивностью болевых ощущений.

Патогенез

Расстройства, обусловленные сниженной способностью человека приспосабливаться к изменившимся условиям жизни. Расстройство адаптации инициируется на фоне стрессового фактора (обычно ситуация, расцениваемая человеком, как угрожающая). Психотравмирующее событие может стать, как инициирующим, так и одним из патогенетических факторов. Психоэмоциональную реакцию вызывает противоречие между ожидаемым результатом и действительностью. Вследствие этого запускается реакция вегетативной нервной системы и эндокринных механизмов. Из мозгового слоя надпочечников в кровь выбрасывается адреналин, секретируются кортиколиберин в гипоталамусе, адренокортикотропный гормон в гипофизе и глюкокортикоиды в коре надпочечников.

Адаптационные реакции организма, при хроническом психоэмоциональном стрессе, состоят из активации ряда биологических процессов. Данный комплекс вегетативных и энергетических сдвигов равноценен мобилизации энергетических ресурсов, при начальной стадии стресса. Изменение окружающих условий, приводит к выбросу в кровь стрессорных гормонов и активации вегетативной системы, что вызывает у человека чувство тревоги. С течением времени тревога перерастает в развернутый стрессорный ответ. Изменение условий наносит негативные последствия здоровью, если не удалось избежать провоцирующего стресс фактора, а защитный ресурс организма исчерпан.

Важное значение в развитии расстройств адаптации имеют некоторые особенности нервно-психического реагирования человека. К расстройству предрасполагают: мнительность, ранимость, импульсивность, низкая самооценка, сензитивность, незрелость личности, наличие негативного опыта адаптации.. Психотравмирующее событие вызывает появление поведенческих и аффективных расстройств, вследствие поддержания организмом дезадаптивного патологического ответа на данное событие

В результате запускается патогенетический динамичный цепной процесс.

Психотравмирующее событие вызывает появление поведенческих и аффективных расстройств, вследствие поддержания организмом дезадаптивного патологического ответа на данное событие. В результате запускается патогенетический динамичный цепной процесс.

Разновидности стресса

Условно можно выделить две разновидности стресса.

  1. Эустресс – это «хороший» стресс, который не вредит человеку. Без него мы бы всегда чувствовали себя спокойно, непринужденно и не хотели бы добиваться чего-либо. Мы ощущаем эустресс, когда нам нужно выйти из зоны комфорта и что-то поменять в своей жизни.
    Простой пример: вы взялись создать масштабный проект, который требует много времени, сил, интеллектуальных и физических затрат. Вам трудно, вы нервничаете, но в то же время ощущаете, что в конце получите приятное чувство гордости за себя, вас похвалят, и все затраченные усилия будут не зря. Таким образом, эустресс мотивирует нас не сдаваться и идти вперед, несмотря на трудности.

  2. Дистресс вредоносен и наступает, когда стресс достигает больших масштабов: длится долгое время и имеет несколько очагов возникновения. Например, когда человеку предстоит справиться сразу с несколькими трудными и неприятными задачами: смена окружения, уход в армию, недосыпы, финансовые потери.

Дистресс оказывает исключительно негативное влияние на психику и физиологию человека. Он перестает радоваться, получать положительные эмоции и постоянно недоволен своей жизнью. К признакам дистресса относят резкую смену настроения, физическую слабость, плохую работоспособность, возникновение негативных мыслей.

Виды дистресса

  • Эмоциональный. Он связан с проживанием человеком очень сильного эмоционального состояния (как положительного, так и отрицательного). Например, рождение ребенка, повышение на работе, новая поездка, или, наоборот, расставание, смерть близкого человека.

  • Физиологический. Непосредственно воздействуют на ткани организма. Может быть вызван климатическими (холод, жара, гроза), химическими (дефицит или повышенное содержание кислорода в воздухе) или физическими факторами (чрезмерная нагрузка, травмы). Эти триггеры не проходят бесследно. Даже после того, как все нормализовалось, человек некоторое время испытывает апатию, переутомление, постоянную усталость.

  • Хронический. Это длительная адаптационная реакция организма на негативные воздействия из окружающей среды. Является самым опасным видом стресса. Может возникнуть от переутомления на работе, в результате семейных ссор и др. Последствиями может стать изменение размера мозга, его структуры и работы в целом. Приводит к разного вида заболеваниям (неврозам, болезням сердца, сосудов).

  • Нервный. Характеризуется чрезмерным напряжением в эмоциональном и физическом плане. Человек не может управлять своими эмоциями, ведет себя агрессивно и вспыльчиво.

Профилактика стресса

Конечно, стресс – это неотъемлемая часть жизни. Но мы можем научиться управлять им и предотвратить разрушительное воздействие на наше здоровье.

Для этого важно заниматься профилактикой. Например:

Включить в рацион пищу, богатую полезными микроэлементами. Например, важную роль играет магний – один из основных помощников в борьбе со стрессом, он снижает уровень кортизола. Магний содержится в орехах (арахисе, миндале, фундуке), кунжуте, семечках, морской капусте, горьком шоколаде и гречке.

Ограничить себя в употреблении алкоголя. Он усугубляет последствия хронического стресса и приводит к депрессии.

Ограничить употребление кофеина после 15-00. Особенно при высоком уровне кортизола – гормона стресса.

Обратиться к психологу. Если вас беспокоят какие-то страхи, душевные переживания, то весьма эффективным будет консультация со специалистом, который поможет разобраться в себе и направит на правильный путь.

Ограничить поток информации из Интернета. И крайне желательно перестать сравнивать свою жизнь с идеальными картинками из социальных сетей.

Нормализовать сон

Важно, чтобы он длился 7-8 часов.

Заниматься спортом. Он помогает повысить активность и концентрацию, улучшает общие когнитивные функции.

Не нагружать себя множеством сложных задач

Хороший тайм-менеджмент – залог профилактики стресса.

Попробовать практики медитации. Методики расслабления дают возможность отстраниться, осознать происходящее и выбрать, как реагировать на стресс.

Самое главное – следить за своими чувствами и эмоциями, не откладывать их в «далекий ящик».

Диагностика эмоционального выгорания

Выгорание довольно сложно диагностировать, поскольку у него нет специфических физических симптомов. Однако его лечение более эффективно, когда оно начинается после появления первых признаков, о которых мы рассказали выше.

За помощью можно обратиться к психотерапевту или к врачу антивозрастной медицины. Доктор соберет семейный анамнез, проанализирует условия труда и предложит пройти тестирование.

Для этого, например, существует опросник выгорания Маслач (MBI), который используется для оценки степени эмоционального выгорания и состоит из 22 вопросов. 

Существуют и другие анкеты той же направленности:  Ольденбургский опросник профессионального выгорания, Копенгагенский  список, модель показателя выгорания Широма-Меламеда и другие. Однако ни один из этих инструментов не позволяет поставить диагноз, который необходимо дополнить клиническим обследованием.        

Скорее всего, понадобится сдать лабораторные тесты для исключения скрытых воспалительных процессов, инфекции или аллергии, а также проанализировать пищевые привычки, чтобы предположить наличие дефицитов питательных веществ.

Когда стоит переживать

В основном об эмоциональной неустойчивости, как об отдельном заболевании, речь почти никогда не идет. Ей свойственны следующие признаки: повышенная раздражительность(человек может вывести из себя любая мелочь); спонтанные вспышки гнева, так называемое состояние аффекта; частые, порой абсолютно неосознанные, перепады настроения; неспособность себя контролировать и управлять своим поведением.

Причем эти проявления эмоциональной неустойчивости часто никак не связаны с погодными изменениями или стрессовыми ситуациями. Человек с эмоционально нестабильной психикой всегда ищет повод, за который можно зацепиться и дать волю своим эмоциям. Такие люди не любят, когда их критикуют, когда им возражают, и всегда пытаются отстоять свое мнение, даже не пытаясь услышать и принять другую точку зрения.

Врожденные формы поведения

1. Врожденные формы поведения

2. Приобретенные формы поведения

Приспособление животных, в процессах эволюции, к относительно постоянных явлений и тех, что периодически повторяются во внешней среде, выработал в них генетически закрепленные, врожденные формы поведения.

Вместе с тем, приспособление к непостоянным, нестабильных условий окружающей среды формирует у каждого поколения животных динамические, что производятся на протяжении онтогенеза приобретенные, формы поведения.

Врожденные формы поведения

На разных этапах эволюции можно выделить следующие врожденные адаптивные реакции: таксисы, рефлексы и инстинкты.

Таксисы — простейшая форма поведения, которое определяет взаимодействие организма с внешней средой в одноклеточных и многоклеточных.

Таксисом в этологии называют ориентированный (направленный) движение, которое соединяется с каким-то комплексом фиксированных действий.

Например, когда серый гусь катит выкаченное яйцо к гнезду, он выполняет боковые движения, которые должны удерживать яйцо под клювом. Эти направленные движения представляют собой таксисы. На следующих этапах эволюции роль таксисов резко снижается и они заменяют другими, более совершенными механизмами адаптации.

Рефлексы — это также вид адаптивного поведения. В данном случае рассматривается врожденная безусловная рефлекторная реакция, которая служит одним из главных видов адаптации в животном миру.

Например, цыпленок, который только что вылупилось из яйца, начинает клевать, теленок — сосать.

Инстинкт (от лат. “instinctus” — побуждение) представляет собой совокупность урожденных стереотипных актов поведения, характерных для особей данного вида в определенных условиях.

Примерами могут служить пищевой, имитационный, стадный, игровой (у молодых животных), миграционный.

Каждый такой инстинкт может включать и более простые инстинктивные акты. Например, освобождение птенцов из гнезда, клевание зерна, сосание молока малышами, ориентировочно — исследовательскую реакции.

Инстинктивное поведение, как и все другие формы поведения, имеет определенную направленность — сохранение и развитие организма в условиях, характерных для жизни этого вида животных.

Согласно учению И.П.Павлова в физиологическом понимании инстинкты представляют собой закрепленные эволюцией цепи сложных безусловных рефлексов, которые включают понуждающие и подкрепляющие рефлекторные звенья.

Другими словами, сложнейшие безусловные рефлексы (например, гнездостроительный, игровой и др.) представленные не одной рефлекторной дугой, а целым комплексом безусловно — рефлекторных реакций.

Этот комплекс включает все генетически обусловленные механизмы, необходимые для формирования соответствующих актов поведения: механизм образований метаболических нужд, механизм биологических мотиваций, механизм предвидения и оценки результатов, механизм достижений цели (К.В.Судаков).

Очевидно, что все механизмы не могут быть сформированные на момент рождения. Некоторые из них (например, половая мотивация) формируется в процессах онтогенеза, по мере формирования и созревание морфофункциональных и эндокринных систем.

Не сразу возникают и координированные движения крыльев у птиц во время полета: эта привычки зависит от обучения.

Ученику И.П. Павлова академику Л.О. Орбели принадлежит аргументированная концепции постнатального созревания безусловных рефлексов под влиянием и при взаимодействии с условными. Например, строительство гнезда у крысы урожденный цепной рефлекс, но его можно разрушить при выращивании крысы в клетке с решетчатым полом, где попытки животных собрать материалы для строительства гнезда раньше заканчивались неудачей (П.В.

Симонов). Урожденный цепной рефлекс высиживание яиц не проявляется в условиях удержания кур в клетках.

В наше время взгляд на исключительно генную природу инстинктов изменился. Гены не могут определить течение онтогенеза независимо от окружающей среды.

Итак, будь — какие типы поведения представляют собой результат генетических и средовых взаимодействий.

Инстинкт также нуждается в “обучении”, что иллюстрируется наличием так называемого импринтинга.

Вместо срока “инстинкт” в настоящее время преимущественно используют выражение “врожденные формы поведения”, подчеркивая лишь их относительную независимость от влияний окружающей среды.

В реализации актов поведения, основанных на урожденных реакциях животных, важную роль выполняют структуры промежуточного мозга (гипоталамуса) и лимбической системы. Благодаря ним реакции поведения носят адаптивный, приспособительный характер и способны поддерживать биохимический и метаболический гомеостаз.

Химия стресса

Реакцию организма на стресс контролирует гипоталамус и надпочечники. Фиксируя стрессовую ситуацию, организм выделяет определенные гормоны. Адреналин и норадреналин вырабатываются в надпочечниках при первых признаках опасности. Он повышается при тревоге и шоковых состояниях, из-за него усиливается сердцебиение и расширяются зрачки.

Норадреналин выделяется при любых шоковых ситуациях. Его действие связано с повышением артериального давления.

Уровень кортизола растет при экстремальной ситуации или физической нагрузке. В малых дозах не влияет на организм. Но длительное воздействие этого гормона наносит ущерб мозгу, буквально уменьшая его размеры. Большое количество кортизола вызывает потерю синоптических связей между нейронами и уменьшение префронтальной коры головного мозга, которая регулирует концентрацию, принятие решений, рассудительность и социальное взаимодействие.

Пролактин особенно влияет на женщин, у которых органом-мишенью являются молочные железы. В ситуации сильного стресса начинается выделение этого гормона, вследствие чего начинаются проблемы с обменом веществ.

Кортиколиберин активирует центр страха и тревоги, вызывает анорексию, повышает артериальное давление.

Генетика поведения

Генетика поведения, область науки о поведении, основывающаяся на законах генетики и изучающая, в какой степени и каким образом различия в поведении определяются наследственными факторами. Основные методы исследования Г. п. на экспериментальных животных – селекция в сочетании с инбридингом (близкородственное скрещивание), при помощи которых изучаются механизмы наследования форм поведения, на человеке – статистический и генеалогический анализ в сочетании с близнецовым и цитогенетическим методами.

Зависимость поведения от наследственных факторов – генное управление и контроль поведения – исследуется на различных уровнях организации живого: в биоценозах, популяциях, сообществах, на уровне организма, а также на физиологическом (орган, ткань, клетка) и молекулярном уровнях, Исследования генетики поведения имеют существенное значение для учения об индивидуальных различиях высшей нервной деятельности и выявления относительной роли врожденных и индивидуально приобретённых особенностей поведения, для объяснения роли генетически обусловленных особенностей поведения животных в популяции (для общественных животных – в стаде, стае и т.п.), а также для создания экспериментальных моделей нервных болезней.

Генетика поведения – это сравнительно молодая область знаний, оформившаяся около полувека тому назад на пересечении таких дисциплин, как собственно генетика, биология развития и комплекс наук о поведении, включающий психологию, этологию и экологическую физиологию. Задачей этого нового направления стало изучение онтогенеза обширного класса биологических функций организма, именуемых «поведением» и обеспечивающих по существу двустороннюю связь между индивидуумом и окружающей его экологической и социальной средой.

Глобальность этой задачи уже сама по себе явилась причиной того, что в сферу интересов генетики поведения вскоре оказались втянутыми столь далёкие друг от друга разделы науки и практики, как эндокринология и психиатрия, биохимия и педагогика, нейрофизиология и лингвистика, антропология и селекция сельскохозяйственных животных. Кроме того, коль скоро уже давно стало очевидным, что поведение является одним из важнейших факторов эволюционного процесса, генетика поведения в последние годы всё теснее увязывается с эволюционным учением, становясь неотъемлемой частью современной эволюционной биологии.

Причины

Для развития расстройства адаптации необходима индивидуальная предрасположенность и физическое или психологическое стрессорное воздействие. Стрессом в психологии называют состояние напряжения адаптационных механизмов. Стрессоры могут быть единичными, множественными и продолжительными по времени. Стрессоры не всегда являются психотравмирующими событиями, но могут послужить причиной нарушения адаптации. К типичным стрессорным ситуациям относятся проблемы во взаимоотношениях, в профессиональной деятельности, возникновение чрезвычайных ситуаций и др.

Нередко расстройство адаптации возникает у людей, во время прохождения военной службы, например в армии. Не каждый человек способен легко адаптироваться к новым условиям. Если солдат не способен самостоятельно пройти адаптацию к вынужденным изменениям, то можно говорить о расстройстве адаптации.

Трудно выделить единую причину, послужившую развитию расстройства у военнослужащих. Как правило, на его возникновение влияет совокупность факторов.

Расстройства адаптации широко распространены у детей (до 25% всех психических расстройств). Изменения в системе образования, сильные учебные нагрузки, изменение режима питания и др. факторы повышают уровень невротизации и могут приводить к ухудшению социальной адаптации школьников.

Реакционные основы дезорганизации действий

Различают определенные типы реакций, свойственные детям при дезорганизованной манере действий.

Для деток младшего возраста таковыми являются:

  • протест. Возникает при усиленном навязывании чего-либо, ограничении активности. Активный протест проявляется агрессией, грубостью, порчей имущества. Пассивный – враждебностью, намеренным молчанием, суицидальными попытками, голоданием, побегами из дома. Физиологические признаки – энурез, пищеварительные расстройства, надсадный кашель;
  • отказ – реакция на неудовлетворение чувства безопасности, общения у совсем маленьких детей. Проявления: отсутствие активности, тяги к общению, безэмоциональность. Отсутствие ответной реакции. Нет стремления к игровой деятельности. Все не интересно, не способны получать удовольствие от сладостей, любимых игрушек;
  • имитация – подражание негативным чертам авторитетных лиц. Дети перенимают вредные привычки, асоциальную деятельность;
  • компенсация – неудачи одной деятельности малыш компенсирует достижениями другой. Неудачи учебной деятельности компенсирует хулиганством, воровством. Страхи, пугливость замещает издевательствами над другими детьми, экстремальной автомобильной, мотоциклетной ездой.

Реакции у подростков:

  • эмансипация – сопротивление установленным взрослыми правилам, отвержение помощи, пренебрежение советами, подсказками;
  • группирование – создание антисоциальных группировок;
  • увлечения – направлены на удовлетворение заинтересованности определенной деятельностью. Азарт удовлетворяется карточными или другими играми на деньги, лидерство – ситуациями предводительства (бандитской группировкой). Но даже если увлечения носят позитивный характер (спорт, искусство, красота), они также способны разрушать приемлемые правила действий. Провоцируют отказ посещать школу, осуществление противоправных деяний, заведение неприемлемых знакомств, игнорирование родных, совершение угрожающих жизни поступков.

Симптомы эмоционального выгорания

По данным ВОЗ, выгорание — это явление, связанное с работой, и оно не считаетсясчитающееся болезнью. Эмоциональное выгорание или профессиональное истощение — это синдром, который рассматривается как результат хронического стресса на работе, с которым не справляются должным образом.

Симптомы синдрома эмоционального выгорания развиваются в течение длительного периода. И даже во время выходных и отпуска, как правило, лучше человеку не становится.

Как проявляется выгорание? Несмотря на то, что оно официально не считается заболеванием, некоторые его симптомы похожи на признаки депрессии. 

Рассмотрим наиболее распространенные:  

  1. Эмоциональное истощение. Это один из основных признаков выгорания. Человек страдает от крайнего дефицита энергии, ему трудно приступить к работе и он чувствует себя обессиленным. В целом потребность в отдыхе продолжает расти, но “выгоревшему”  человеку не удается полноценно отдыхать. Кроме того, он все больше чувствует себя подавленным, считая, что не может справляться со своими задачами и ожиданиями.  

  2. Сниженная эффективность работы. Эмоциональное и физическое истощение влияет на профессиональную деятельность. Обычно производительность снижается постепенно, концентрация уменьшается, и ошибки становятся более частыми.  

  3. Поведенческие изменения. Один из распространенных симптомов выгорания — обезличивание, которое проявляется в некотором равнодушии и цинизме. Сочувствие и сострадание к другим, будь то коллеги и клиенты, семья и друзья, ослабевают. Выгоревший человек слишком требователен к другим и даже может причинить боль. В результате его отношения с окружающими могут резко ухудшиться. 

  4. Психосоматические симптомы. Выгорание может иметь физические последствия. Типичные симптомы  включают:

    •  усталость;

    •  головные боли;

    •  нарушения сна;

    •  боли в спине и мышечное напряжение;

    • учащенное сердцебиение;

    • повышенное кровяное давление;

    • проблемы с пищеварением (диарея, запор и рвота).

    Также могут возникать сексуальные расстройства. А если человек употребляет слишком много алкоголя, кофеина или никотина, это может привести к другим физическим проблемам. Некоторые из этих симптомов характерны для других состояний, например, при синдроме хронической усталости.

  5. Другие симптомы выгорания. Его признаки у мужчин и женщин могут быть различными. Вот некоторые из возможных:

    • ощущение нехватки времени;

    • беспокойство и нервозность;

    • повышенный риск несчастных случаев;

    • апатия;

    • чувство эксплуатации;

    • чувство беспомощности и уныния;

    • чувство никчемности;

    • снижение творческих способностей;

    • трудности с принятием решений;

    • депрессия, даже депрессивные приступы;

    • в некоторых тяжелых случаях суицидальные мысли.

Выгорание — это многофакторное зло. Другими словами, люди, страдающие одним из симптомов, не обязательно находятся в ситуации выгорания. С другой стороны, если несколько из этих признаков появляются одновременно, возможно, пора насторожиться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: