ОПРОСНИК
Опросник методики представлен в виде 128
характеристик. Испытуемый должен на
регистрационной сетке (см. с. 7) зачеркивать
крестом номера, соответствующие тем чертам,
которые он у себя находит, оставляя
незачеркнутыми остальные номера. При этом
испытуемому предлагается придерживаться
следующей инструкции: Перед вами опросник, содержащий различные
характеристики. Следует внимательно прочесть
каждую и подумать, соответствует ли она вашему
представлению о себе. Если да, то перечеркните
крестом соответствующую порядковому номеру
характеристики цифру в сетке регистрационного
листа. Если нет, то не делайте никаких пометок на
регистрационном листе. Постарайтесь проявить
максимальную внимательность и откровенность,
чтобы избежать повторного обследования. Итак,
какой вы человек?
На следующем этапе исследования испытуемый
заполняет этот же опросник относительно своего
идеала (идеальный человек тот, который…).
Я — ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ:
1. Умеет нравиться
2. Производит впечатление на окружающих
3. Умеет распоряжаться, приказывать
4. Умеет настоять на своем
5. Обладает чувством достоинства
6. Независимый
7. Способен сам позаботиться о себе
8. Может проявить безразличие
9. Способен быть суровым
10. Строгий, но справедливый
11. Может быть искренним
12. Критичен к другим
13. Любит поплакаться
14. Часто печален
15. Способен проявлять недоверие
16. Часто разочаровывается
17. Способен быть критичным к себе
18. Способен признать свою неправоту
19. Охотно подчиняется
20. Покладистый
21. Благодарный
22. Восхищающийся и склонный к подражанию
23. Уважительный
24. Ищущий одобрения
25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
26. Стремится ужиться с другими
27. Доброжелательный
28. Внимательный и ласковый
29. Деликатный
30. Ободряющий
31. Отзывчивый к призывам о помощи
32. Бескорыстный
33. Способен вызывать восхищение
34. Пользуется у других уважением
35. Обладает талантом руководителя
36. Любит ответственность
37. Уверен в себе
38. Самоуверен и напорист
39. Деловитый, практичный
40. Соперничающий
41. Стойкий и крутой, где надо
42. Неумолимый, но беспристрастный
43. Раздражительный
44. Открытый и прямолинейный
45. Не терпит, чтобы им командовали
46. Скептичен
47. На него трудно произвести впечатление
48. Обидчивый, щепетильный
49. Легко смущается
50. Неуверенный в себе
51. Уступчивый
52. Скромный
53. Часто прибегает к помощи других
54. Очень почитает авторитеты
55. Охотно принимает советы
56. Доверчив и стремится радовать других
57. Всегда любезен в обхождении
58. Дорожит мнением окружающих
59. Общительный и уживчивый
60. Добросердечный
61. Добрый, вселяющий уверенность
62. Нежный и мягкосердечный
63. Любит заботиться о других
64. Щедрый
65. Любит давать советы
66. Производит впечатление значительности
67. Начальственно-повелительный
68. Властный
69. Хвастливый
70. Надменный и самодовольный
71. Думает только о себе
72. Хитрый
73. Нетерпим к ошибкам других
74. Расчетливый
75. Откровенный
76. Часто недружелюбен
77. Озлоблен
78. Жалобщик
79. Ревнивый
80. Долго помнит обиды
81. Самобичующий
82. Застенчивый
83. Безынициативный
84. Кроткий
85. Зависимый, несамостоятельный
86. Любит подчиняться
87. Предоставляет другим принимать решения
88. Легко попадает впросак
89. Легко поддается влиянию друзей
90. Готов довериться любому
91. Благорасположен ко всем без разбора
92. Всем симпатизирует
93. Прощает все
94. Переполнен чрезмерным сочувствием
95. Великодушен и терпим к недостаткам
96. Стремится помочь каждому
97. Стремящийся к успеху
98. Ожидает восхищения от каждого
99. Распоряжается другими
100. Деспотичный
101. Относится к окружающим с чувством
превосходства
102. Тщеславный
103. Эгоистичный
104. Холодный, черствый
105. Язвительный, насмешливый
106. Злой, жестокий
101. Часто гневлив
108. Бесчувственный, равнодушный
109. Злопамятный
110. Проникнут духом противоречия
111. Упрямый
112. Недоверчивый и подозрительный
113. Робкий
114. Стыдливый
115. Услужливый
116. Мягкотелый
117. Почти никому не возражает
118. Навязчивый
119. Любит, чтобы его опекали
120. Чрезмерно доверчив
121. Стремится снискать расположение каждого
122. Со всеми соглашается
123. Всегда со всеми дружелюбен
124. Всех любит
125. Слишком снисходителен к окружающим
126. Старается утешить каждого
127. Заботится о других
128. Портит людей чрезмерной добротой
Описание шкал опросника «Взаимодействие родитель—ребенок»
1. Нетребовательность — требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.
2. Мягкость—строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3. Автономность—контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, стремлении ограничивать; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4. Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю
Следует обратить особое внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителями
Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителя, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5. Отвержение — принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7. Тревожность за ребенка.
8. Непоследовательность — последовательность родителя.Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.
9. Воспитательная конфронтация в семье.
10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
Для интерпретации данных опросника ВРР можно пользоваться результатами процентильной стандартизации, представленными в таблице 1.
Шкалы опросника | ||||||||||
процентили | ||||||||||
10,5 | ||||||||||
12,5 | ||||||||||
14,5 | 16,5 | |||||||||
15,5 | 17,5 | |||||||||
19,5 | ||||||||||
21,5 |
В ходе исследования также применялась проективная методика «Родительское сочинение». Методика представляет одну из наиболее информативных и достаточно надежных техник, позволяющих продиагностировать особенности родительской позиции, выявить особенности восприятия и переживания матерью характера отношений и взаимодействия с ребёнком. Кроме того, методика «Родительское сочинение» позволяет выявить личностные особенности самого родителя (матери).
Базовой темой родительского сочинения являлась тема открытого типа «Я и мой ребёнок». Тема сочинения задавалась в открытой форме, без конкретизации того содержания, которое должно быть представлено. Матерям предлагалось написать всё, что они хотят, считают важным и нужным. Время написания сочинения не ограничивается.
Основные параметры анализа сочинения.
Значимыми для интерпретации сочинения и информативными являются особенности принятия задания, объём сочинения, язык и стиль повествования, подчеркивания в тексте, рисунки в тексте.
Распределение ролей
Семья – это большая цельная система, живой организм. С точки зрения семейной психологии она включает в себя решение целого комплекса задач, благодаря правильному выполнению ее членами соответствующих функций. Первая в этом списке – репродуктивная функция, за ней идут экономическая, хозяйственно-бытовая, коммуникативная, воспитательная, психологическая, креативная.
Процесс распределения ролей может начинаться еще в период ухаживания. Благополучие в отношениях зависит от того, насколько понимание семейных обязанностей и прав совпадает у обоих супругов, а также насколько они готовы исполнять свои функции.
Психологи выделяют три вида супружеских ролей в современной семье:
- традиционные;
- товарищеские;
- партнерские.
Интерпретации
Итак, в целом понятно, что представляет собой методика Рокича «Ценностные ориентации». Обработка результатов – это дело психолога, но вот об интерпретациях стоит немного рассказать. Их несколько.
Есть интерпретация методики Рокича по жизненным ценностям. Если используется такой вариант теста, то по его итогам получается выяснить, что человек считает своей главной целью – саморазвитие, духовное удовлетворение, креативность, социальное взаимодействие, престиж и уважение, достижения и успех, богатство и финансы или сохранение личной индивидуальности, уникальности.
Есть интерпретация по жизненным сферам. В ходе теста выясняется, какая область является для человека важнейшей – профессиональная, образовательная, семейная, общественная, развлекательная или сфера физической активности.
Это две наиболее распространенные интерпретации. Впрочем, неудивительно, почему именно они. Одна интерпретация направлена на выяснение внутреннего мира человека. А другая – на его внешний мир и сферу, в которой ему комфортно существовать. Впрочем, и то и другое связано неразрывно.
Обработка результатов опросника «Взаимодействие родитель – ребенок» (И.М. Марковская).
При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе: 1 балл — совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит; 5 баллов — совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.
Все формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы следующим образом:
Ответ 1 – 5 баллов, ответ 2 – 4 балла, ответ 3 – 3 балла, ответ 4 – 2 балла, ответ 5 – 1 балл.
В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по пять, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-й шкале относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й шкале: 12, 24, 36, 48, 60; к 3-й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52
Ответы на вопросы соответствуют 10 шкалам:
1. Нетребовательность – требовательность
2. Мягкость – строгость
3. Автономность – контроль
4. Эмоциональная дистанция – близость
5. Отвержение – принятие
6. Отсутствие сотрудничества – сотрудничество
7. Несогласие – согласие
8. Непоследовательность – последовательность
9. Авторитетность родителя
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем)
Ключ к опроснику
№ | Баллы | № | Баллы | № | Баллы | № | Баллы | № | Баллы | Сумма по шкале №. |
*** | ||||||||||
*** | *** | *** | ||||||||
3/2 | ||||||||||
*** | ||||||||||
*** | ||||||||||
*** | *** | *** | 5/2 | |||||||
*** | *** | *** | *** | |||||||
*** | *** | |||||||||
*** | *** | *** | *** | *** | ||||||
*** |
Обработка результатов опросника «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).
Испытуемому предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением он должен в карте опроса поставить знак «плюс» («да»), при несогласии — знак «минус» («нет»). Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам:
7. Нетерпимость к мнению других
Ключ к опроснику
№ | Ответ | № | Ответ | № | Ответ | № | Ответ | № | Ответ | Сумма по шкале № |
да | да | нет | нет | да | ||||||
да | да | нет | да | да | ||||||
да | да | да | нет | нет | ||||||
да | да | да | нет | нет | ||||||
да | да | да | да | нет | ||||||
да | да | да | нет | да | ||||||
да | да | да | да | нет | ||||||
да | да | нет | да | да | ||||||
да | нет | нет | нет | нет | ||||||
да | нет | да | да | да | ||||||
да | да | нет | да | нет | ||||||
да | да | нет | да | да | ||||||
да | да | да | нет | нет | ||||||
нет | нет | нет | да | нет | ||||||
нет | нет | нет | да | нет | ||||||
нет | да | да | да | нет |
За каждый ответ «Да» или «Нет» в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.
Источник
Равноправная семья
В таких ячейка обязанности и права делятся между супругами. Принятые решения лежат одинаковым грузом на плечи мужа и жены. Несмотря на то, что жить в такой семье сложно, но если партнеры умеют договариваться, то брак будет долгим и крепким. Нужно приготовиться в постоянным выяснениям отношений, со временем они сойдут на нет.
Преимущества:
- Постоянные разговоры приведут в единому мнению и резко снизит конфликты и споры.
- Свобода личной жизни, когда супруги настолько доверяют друг другу, что могут самостоятельно решать что им делать, с кем общаться и где отдыхать.
- Дети в таких семьях вырастают смышленые, умеют находить компромиссы и договариваться с людьми на примере своих родителей.
Недостатки:
- Ссоры и разногласия во время распределения обязанностей.
- Критика со стороны друзей и родственников.
- При отсутствии доверия возникает ревность, ведущая к раздорам.
Когда молодые люди вступают в брак, они надеются на то, что их семья будет счастливая и дружная. Но как добиться такой идиллии не все знают. На нашем сайте вы найдет ответы на самые сложные вопросы, связанные с семейной жизнью. Полезным путеводителем станет расшифровка личности с помощью Системы Дизайн Человека. Это шанс изучить внутренний мир себя и своего партнера, понять ваши внутренние страхи, определить потребности близких и самое главное ответить на вопрос «Кто главный в семье?»
Распределение социальных ролей – дело не простое и важное. От этого зависит не только спокойствие в вашей семье, но и нормальное психологическое состояние ваших детей
Важно понимать, что не бывает двух лидеров в семье. Должен быть тот, кто примет решение и будет отвечать за него до конца, а также за последствия
По отцу будут ровняться сыновья, считая себя такими же мужественными, а дочь, опираясь на его качества, будет присматриваться в парням с такими же чертами характера. Мать для детей – это залог благополучия в союзе сына с его женой, а для дочери – образ жизни и пример воспитания уже своих детей.
Лидерство в семейных отношениях
Каждый из партнеров приносит в семью свое понимание ее устройства. Это происходит сознательно или подсознательно, но в любом случае выстраивается из детских впечатлений об отношениях собственных родителей.
Существует три модели распределения власти между семейными ролями:
-
Автономная
В этом случае супруги распределяют семейные функции между собой, никогда не вмешиваясь в сферу влияния друг друга. -
Демократическая
Здесь обязанности и права между мужем и женой разделены приблизительно поровну, решение возникающих проблем или конфликтов происходит совместными усилиями. -
Авторитарная (централизованная)
Довольно ярко выраженный патриархат или матриархат, когда во главе семейства стоит один из супругов. Традиционно – это муж, отец, но многие современные браки устроены таким образом, что ответственной за семью является жена, мать.
Психологи считают третий тип внутрисемейных взаимоотношений наиболее правильным. Когда иерархия строится по типу «главный-подчиненный», а решающее слово всегда за одним человеком, всем легче выполнять свои задачи. Статус главы в семье здесь строго определен, за это место никто не борется. Если вся ответственность лежит на «управляющем», то подчиненные спокойно выполняют возложенные на них обязанности, зная что их интересы и желания тоже учитываются и уважаются.
Но из этого может вытекать и негативный момент: более сильная личность может морально подавлять более слабые. Тогда вместо благополучной грамотно управляемой системы возникает напряженная атмосфера, где присутствует хроническое сопротивление, которое может приводить к конфликтам или даже скандалам.
Какая модель распределения власти вам кажется наиболее приемлемой?
Автономная. Каждый должен делать только то, что должен. И не мешать другому партнеру. 25%
Демократическая. Совместные усилия в отношениях – пусть к их успешному развитию. 75%
Авторитарная. Я всегда доминирую над партнером. 0%
Проголосовало: 4
Специфика
Методика Рокича также подразумевает анализ ценностей и деление их на группы, что логично, так как все убеждения касаются определённых жизненных сфер. Соответственно, существуют ценности личной жизни и профессиональной самореализации, финансовые (материальные) и духовные. К упомянутому выше инструментальному типу относятся убеждения, касающиеся общения, этики, дела, альтруизма, самоутверждения, других людей.
Методика Рокича, как показывает практика, является интересной и эффективной. Её достоинство заключается в универсальности, экономичности и удобстве. «Обследовать» человека с её помощью можно очень легко, как и обработать результаты. И списки ценностей (иначе называемые стимульным материалом) варьировать можно, и инструкции изменять.
Правда, некоторые выделяют и недостатки. К ним относится социальная нежелательность и вероятность того, что человек, согласившийся на тест, будет неискренним.
Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР). Вариант для родителей подростков
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов. 5 — несомненно, да (очень сильное согласие); 4 — в общем, да; 3 — и да, и нет; 2 — скорее нет, чем да; 1 — нет (абсолютное несогласие).
- Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
- Я всегда наказываю его (ее) за плохие уступки.
- Он(а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.
- Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.
- Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
- Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
- Я говорю ему (ей) чаще о его(ее) недостатках, чем достоинствах.
- Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.
- Нам трудно достичь взаимного согласия.
- Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал(а).
- Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.
- Я бы хотел(а), чтобы он(а) относился к своим детям так же, как я к нему (к ней).
- Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
- Я его (ее) очень редко ругаю.
- Я стараюсь контролировать все его действия и поступки.
- Считаю, что для него главное — это слушаться меня.
- Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
- Я не разделяю его увлечений.
- Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
- Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
- Я часто иду у него (нее) на поводу.
- Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
- Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.
- Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
- Дома у него больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
- Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.
- Ему(ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
- Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Мне кажется, я его (ее) понимаю.
- Я хотел(а) бы в нем (ней) многое изменить.
- При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
- Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.
- Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
- Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.
- Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
- Я предъявляю к нему (к ней) много требований.
- По характеру я мягкий человек.
- Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он(а) хочет.
- Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни
- Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
- Мне нравится его (ее) характер.
- Я часто критикую его по мелочам.
- Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
- Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.
- Я наказываю его за такие поступки, которые совершаю сама.
- Он(а) разделяет большинство моих взглядов.
- Я устаю от повседневного общения с ней (с ним).
- Мне приходиться заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет
- Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
- Мне бы хотелось знать о нем вес; о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
- Он(а) не советуется со мной с кем ему (ей) дружить.
- Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
- Я приветствую его (ее) повеление.
- Я часто высказываю свое недовольство им.
- Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
- Мы по-разному представляем с ним (с ней) его (ее) будущую жизнь.
- Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
- Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.
- Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.
ОЦЕНКА УЧИТЕЛЮ
При попытке выявить оценку учащимися своих
учителей в эксперименте, проведенном в одной
из московских школ, было обнаружено следующее.
В целом образ идеального учителя у большинства
учащихся характеризовался высоким альтруизмом,
ответственно-великодушным стилем
межличностного поведения в сочетании с чертами
лидерства и способностью к сопереживанию (VIII, VII и
I октанты). Обычно такими оценками учащиеся
удостаивали наиболее опытных педагогов с
большим стажем работы.
Учителя, использующие императивно-дидактический
стиль, наделялись большей агрессивностью (III
октант); формально хорошо выполняющие свою
работу, но несколько дистантные по стилю
поведения учителя получали оценку с
преобладанием II октанта (сноб, нарцисс,
самодостаточная личность).
Женщина-педагог чаще идеализировалась учениками
мужского пола, в то время как мужчина-педагог
чаще ученицами-девочками. По данным ДМО, это
проявлялось преобладанием баллов VIII октанта
(великодушие, альтруизм) при оценке личности
обожаемого педагога.
Образ малоуважаемого, низко оцениваемого в
профессиональном плане учителя отражался в
психограмме ДМО пустыми (незаштрихованными) VIII и
VII октантами, что свидетельствовало о
констатации отсутствия у него альтруизма и
способности к сопереживанию в мнении учащихся.
Итак, применение ДМО при дифференцированном
выборе воспитательных мер удобно из-за простоты
и лаконичности. Однако, учитывая незащищенность
методики перед лицом мотивационных искажений и
субъективизма самооценки, следует использовать
в дополнение к нему ИТО, метод цветовых выборов,
тест Сонди и другие психодиагностические
методики.
На сегодняшний день с уверенностью можно
сказать, что тест ДМО является весьма
эффективным инструментом психодиагностического
исследования, нашедшим свое применение в самых
различных сферах прикладной психологии, в том
числе в повседневной работе школьного психолога.
Какие ошибки совершают женщины и что делать?
Другой вопрос, что женщины сами взваливают на себя помимо своих ролей еще и мужские. Ведь к карьере можно относиться по-разному. Одни девушки работают только для удовольствия и самореализации, а другие конкретно пашут, как лошади. Соответственно берут на себя роль добытчика. А мужчины в свою очередь начинают расслабляться. Плюс ко всему женского ресурса уже не хватает на все сферы, и какие-то важные роли начинают проседать.
Еще бывает, что женщина берет на себя только одну роль. Например, роль матери, а об остальных забывает. Муж тоже попадает под ее материнскую гиперопеку, становится несамостоятельным, ленивым, зарабатывает все меньше, участвовать в воспитании детей не хочет, потому что ему самому удобно быть еще одним «ребенком».
А ведь социальная роль мужчины в развитии семейных отношениях заключается и в личной ответственности за семью. Мужчина, как ни крути, глава семьи. Отбирая у него эту роль, женщина обрекает себя на страдания. Поэтому кто должен зарабатывать больше по вашему? Да, везде есть свои минусы и плюсы. Супруги на то и партнеры, чтобы подстраиваться и договариваться, работать над отношениями и не перегибать палку в распределении ролей. Если этого нет, то и брак трещит по швам.
Договоренности касаются и чисто семейных, домашних обязанностей. Они распределяются в современной семье уже индивидуально – кому как удобнее, кому как нравится. Конечно, мужчина чаще выполняет свои мужские обязанности, а женщина свои. Хотя в недалеком прошлом ожиданий у жен было меньше, они со многим мирились и многое терпели, главное – работает мужик. Но все меняется. От женщины сегодня тоже мало кто требует горячего борща с пеной у рта, если она весь день была на работе. А как успешно договариваться и решать проблемы в современной семье? Об этом читайте другие мои рекомендации в разделе «Счастлива замужем».
Как бы то ни было, традиционные семейные ценности остаются теми же, что раньше. И все так же важны для счастливого союза. Основные роли мужчины и женщины в отношениях лучше не переворачивать с ног на голову, а то вместо крепкой семьи можно получить вечную головную боль и разрушенный либо несчастливый брак как итог. Чтобы понять, как выстраивать общение с мужчиной правильно с самого начала, понять в чем секрет взаимопонимания, приходите на бесплатный вебинар «Дом гармоничных отношений». Следите за анонсами на официальном сайте ТЦ Павла Ракова и регистрируйтесь.
Кто здесь главный: у кого какие роли в отношениях и в семье?
Если заглянуть в историю, то мы увидим, как постепенно меняются роли мужчин и женщин в семье и не только. Раньше добытчиком был исключительно мужчина, сегодня женщины работают наравне с противоположным полом. Раньше женщина готовилась к замужеству с детства, из родительского дома передавалась под крыло к мужу. Сегодня девушки сами себе хозяйки. Решают стоит ли выходить замуж в принципе или лучше жить одной. Они стали более требовательны к избраннику, все чаще проявляют инициативу в отношениях.
Сегодня уже никого не удивляет женщина за рулем, с двумя высшими или мужчина, который следит за внешним видом и разбирается в модных трендах. Отец в декрете тоже не в диковинку. Женщины за последние сто лет всюду пробили себе дорогу и сняли с себя бремя вечной домработницы. Феминизм в самом расцвете, правда его часто путают с шовинизмом.
А в семье супруги стали командой, партнерами, система жесткого подчинения, патриархат, уходят в прошлое. Женщина в семье сегодня на равных с мужчиной. Но все же, как испокон веков считалось, что жена – хранительница очага, а муж защитник и добытчик, так и считается. Несмотря на все изменения.
Да, женские роли в семейной жизни не сильно отличаются от тех, что были всегда:
- мать;
- жена;
- любовница;
- друг;
- секретарь;
- воспитатель;
- организатор праздников;
- и так далее.
Все это женщина в семье. Мужские роли в семье тоже мало поменялись: защищать, оберегать, приносить мамонта, быть опорой и решать стратегические задачи.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Качества, присущие главе семьи
Чтобы быть настоящим главой семейства важно активно участвовать в семейной жизни. Нередки случаи, когда все заработанные мужем деньги находятся под руководством жены, а он ни о чем не заботясь, попивает пиво на диване
Настоящий глава семейства должен подкреплять свой статус делами.
Чтобы определить свою роль в семье не достаточно расставить приоритеты и разделить обязанности
Важно узнать подробнее о внутреннем мире вашего спутника и себя. Но далеко не все психологи смогут помочь вам в этом
Результата можно добиться, если сделать персональный расчёт рейв-карты, по дате и времени рождению. Это самый действенный метод понять кто вы, что вам нужно и как себя вести в той или иной ситуации.
Обязанности мужа в семье
Начнем с мужчин, потому как мужчина считается главой семьи. Женщина же может только ознакомиться, но сосредоточиться должна на своих обязанностях.
- Муж должен честно и достойным образом зарабатывать, обеспечивая семью всем, что реально необходимо;
- Он обязан предоставить каждому из членов семьи защиту и покровительство;
- Мужчина обязан быть духовным лидером в семье, и вдохновлять всех ее членов своим примером;
- В идеале, муж должен избавить жену от необходимости зарабатывать на жизнь, чтобы дать ей возможность поддерживать чистоту и порядок в доме, готовить пищу и воспитывать детей;
- Также мужчина и сам должен принимать участие в воспитании детей;
- Муж обязан удовлетворять чувственные потребности своей жены, но делать это должен в соответствии со священными писаниями, избегая недозволенного.
- Муж обязан соблюдать этикет в общении с другими женщинами, а также оберегать свою жену от чрезмерного внимания других мужчин;
- Мужчина ответственен за отношения между членами своей семьи, даже в случае, когда отношения заканчиваются разводом.
Какие роли бывают в семье?
Психологи выделяют следующие типы главных ролей в семейной жизни:
- Отец, муж – глава семейства. Он несет ответственность за происходящее, имеет финальное право голоса, принимает решения, а также устанавливает законы, правила взаимодействия, контролируя их неукоснительное соблюдение.
- Жена, мать – второй лидер внутри семейной иерархии, помощница супруга в текущих делах. Она отвечает за атмосферу внутри дома, эмоции, отношения между родственниками. Олицетворяет любовь и заботу, является связующим звеном между детьми и отцом.
- Ребенок – подчиненный член семьи, несущий в нее новый опыт. Он живет, ориентируясь на личные цели, задачи, желания, но имеет при этом свои зоны ответственности, а также обязанности подчинения и послушания.
- Бабушка – старшая мать, третий воспитатель для ребенка после родителей.
- Дедушка – главный в старшем поколении, друг, партнер, наставник для внуков.
Считаете ли вы, что приведенная классификация ролей справедлива?
Да. Мы живем в традиционной семье и все описанное справедливо для нас. 44.44%
Нет. Какие-то задачи беру на себя я, другие – партнер. Решения мы принимаем вместе. 11.11%
Сомневаюсь. Отчасти классификация справедлива. Мир меняется, традиции уходят на второй план. Есть семьи, соответствующие представленным ролям, но их становится все меньше. 44.44%
Проголосовало: 9
Процедура проведения
Заполнение опросника предполагает создание доверительной атмосферы между
психологом и родителем (родителями). Опрос может проходить в присутствии психолога или же опросники могут быть даны для заполнения дома. Каждый опрашиваемый (если их двое — мать и отец) получает свой текст опросника и бланк регистрации ответов. Психолог, проводящий исследование, зачитывает инструкцию, убеждается, что опрашиваемые ее правильно поняли. Он просит родителей заполнять опросник независимо друг от друга. После того как родители приступили к заполнению анкеты, повторное инструктирование или пояснения не желательны.
Инструкция
Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов».
Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны – зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше 5.
В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.
На утверждения, номера которых выделены в опроснике курсивом, отцы могут не отвечать.
Матриархат в семье или норма современности?
Обычно такая семья представляет из себя пару, в которой женщина властна, темпераментна и резка, а мужчина спокоен. Его устраивает такой вариант развития событий, когда им кто-то руководит.
Преимущества таких отношений:
- Женщина финансово независима от партнера и удачно строит карьеру.
- Мужчина не испытывает дискомфорта и особо не напрягается.
Недостатки:
- Трудно разрываться между работой и семье для женщины, она становится нервной.
- Мужское нутро дает о себе знать, его достоинство ущемляется, он чувствует себя ненужным.
- Семейные привычки переходят к детям. Мальчики вырастают податливыми как отец, а девочки волевыми.
- Недовольство друг другом из-за того, что жена мало уделяет внимания домашнему уюту и быту, а мужчина равнодушен ко всему, что происходит вокруг.
Такой формат отношений встречается часто и в основном заканчивается разрывом.
Как определять результат?
Это важная тема. Результаты по методике Рокича обычно определяет психолог, так как и тест проводит тоже он. Но в общих чертах стоит рассказать, как это делается.
Итак, тест направлен на изучение ценностей человека. Чтобы лучше понять смысл его действий или поступков. Результаты определяются по так называемой шкале достоверности. Она призвана определить, насколько сильно человек хочет, чтобы его поступки положительно оценивались окружающими. И чем выше оказывается результат – тем больше испытуемый соответствует, так называемому, «одобряемому» образу. Но критическим порогом общепринятого теста является отметка в 42 балла. Если результаты его перешагнули, то либо они недостоверны, и человек был нечестен, либо перед психологом сидит сложная личность.
Но во внимание принимаются не те баллы, которые набрал человек, выставляя номера ценностям. Психолог обращается к шкале достоверности
Если человек, например, поставил пятёрку утверждению, которое относится к отрицательной шкале, то ему присвоят 1 балл. То, что несёт отрицательное значение, он отметил единицей? Тогда ему ставят «пять». Шкала весьма объёмная, но с ней при желании можно ознакомиться в индивидуальном порядке.