Самооценка: что это, виды и уровни самооценки

Упражнения и методики для борьбы с самоедством

Есть ряд методик и упражнений, как избавиться от самоедства. Выполнять их нужно регулярно и постепенно, отражать свои неудачи и успехи письменно в дневнике, периодически возвращаться к написанному, анализировать свои ошибки и хвалить себя за успехи.

Постепенно самобичевание будет уходить из жизни человека, открывать пространство для более позитивных и конструктивных эмоций.

Упражнение «Принятие внутреннего критика»

Невозможно решить проблему, не осознав, что она есть

Важно признать существование своего внутреннего критика, мыслить более осознанно. Иногда заметить внутреннего критика сложно, придется сделать над собой усилие

Часто внутренний критик дает о себе знать тогда, когда человек хочет сделать что-то не свойственное для себя

Например, когда парень хочет позвать красивую и обаятельную девушку на свидание, критик шепчет: «Да зачем тебе это надо, вокруг нее и так много парней, она никогда не обратит внимание на такого, как ты». Обычно это состояние сопровождается чувством вины, плохим настроением, негативными мыслями

Упражнение «Отделение критика»

Важно осознать, что внутренний критик – это не часть самого человека, это образ мышления, навязанный другими, часто недобрыми людьми. Когда человек отделит внутреннего критика от самого себя, жить ему станет легче

Свои ощущения, инсайты и эмоции по этому поводу важно зафиксировать в блокноте или дневнике.

Упражнение «В ответе за себя»

Внутреннего критика бесполезно просить замолчать

Ему важно давать конструктивный и развернутый ответ, чтобы он понял, что не имеет права голоса

Например, в ситуации с парнем, который хочет позвать красивую девушку на свидание, критику можно ответить: «Даже если я ее не заинтересую, то мне ничего не мешает попробовать. Если она не мой человек, то со временем я найду подходящую девушку для отношений».

Методика «Смещение фокуса»

Уберите внутреннего критика, противовес ему обретите позитивного и поддерживающего союзника

Для этого важно научиться замечать в себе хорошие вещи и уметь привести пример положительных поступков для внутреннего критика

Например, «Я сейчас не пользуюсь успехом у девушек, но за то я начитан, хорошо учусь, могу поддержать любую беседу. Мне осталось лишь набраться немного смелости и опыта живого общения».

Методика «Ничего страшного»

Для усмирения негативного внутреннего критика нужно научить здраво оценивать происходящее и анализировать его. Часто в проблемах и неприятностях нет ничего страшного, если уметь смотреть на них под правильным углом.

Например, если красивая девушка все же отказала парню, то стоит еще раз оценить ситуацию и решить, что же кардинально страшного и непоправимого произошло. Да, человек испытал отрицательные эмоции, но они скоро пройдут. Зато он преодолел себя и попытал удачу, у него есть новый опыт в копилке общения с девушками, в конце концов, она – не последняя девушка на свете.

Отправляйте статью своим друзьям и близким, делайте репосты, а также сохраняйте себе материал, чтобы возвращаться к упражнениям и методикам, когда в следующий раз захочется заняться непродуктивным самоедством.

Статья помогла2Не помогла

Влияние окружения на самовосприятие человека

Самовосприятие человека во многом зависит от его окружения. При встрече с новыми людьми мы непременно оцениваем их и составляем какое-либо мнение. В свою очередь, люди также оценивают нас. Этот процесс, в психологии принято называть межличностным восприятием. Однако при общении с другим человеком мы не просто оцениваем собеседника, но и сравниваем его с собой, а себя с ним.

Критериями для анализа выступают следующие данные:

  • Физические особенности. Мы оцениваем рост человека, телосложение и подсознательно сравниваем его параметры со своими. Тоже касается и черт лица. Из этих трех составляющих складывается наша самооценка и представление о внешней привлекательности.
  • Внешний облик. Большое значение для нас имеет то, как одет человек, какие аксессуары и украшения он носит. В этом отношении мы также обязательно проводим параллели с собой. Часто одежда становится поводом для оценки себя, своей успешности, социального статуса и материального положения.
  • Манеры и поведение человека. В этот перечень входят такие критерии, как жесты, мимика, осанка и походка. Кроме того, мы оцениваем и манеру общения. Мы сравниваем поведение другого человека со своим, думаем, как сами бы поступили в подобной ситуации.
  • Личностные качества. По разговорам человека мы узнаем о его взглядах на жизнь, и перед нами открывается его внутренний мир. Это тоже является поводом для сравнения, поскольку так мы решаем — близок ли нам человек. Иначе говоря — похож ли он на нас.
  • Способности. Мы можем оценивать физические, умственные и творческие способности человека. Например, мы можем замечать, что наш коллега лучше справляется с какой-то работой в офисе. В то же время, отправившись с ним на корпоратив и проводя дальнейшую оценку себя и своего коллеги, мы можем с гордостью отметить, что танцуем или поем в караоке гораздо лучше него.

Самовосприятие и межличностное восприятие, таким образом, находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому то, как мы воспринимаем себя со стороны, во многом зависит от нашего окружения.

Самооценка человека зависит от окружения. Мы можем вполне комфортно чувствовать себя на привычном месте работы, где окружены знакомыми людьми, но потом вдруг ситуация меняется. Например, нам предлагают повышение, и мы переходим в новый офис. Сотрудники там зарабатывают в разы больше, чем наши прежние коллеги, и могут позволить себе более дорогую одежду и личные вещи. Это заставляет нас чувствовать свою несостоятельность.

Кроме того, нам может быть тяжело справляться с новой работой, поэтому наше представление о собственных способностях может значительно измениться в худшую сторону. Все это, несмотря на видимый успех в карьере, может привести к снижению самооценки, и, как следствие, даже к депрессии. — Вот, что говорит о самовосприятие психология.

Социальная установка

Социальной установкой называется потребность человека включаться в контактные группы. При этом возникают социальные поведенческие ситуации. Этот вид психологических установок возникает после оценки тех или иных общественных объектов. В этом случае учитываются социальные ситуации, во время которых человек совершает какие-либо поступки. Последние и становятся социально значимой единицей поведения.

Проще говоря, социальной установкой является отношение человека к окружающим и всем событиям и процессам, что происходят в обществе. Именно по поступкам и отношению дается личностная характеристика.

Важно понимать, что у этого термина нет единого значения, их несколько, и несут они в себе разную информацию. Раньше такой установкой называли готовность человека решать ту или иную задачу

При этом объектом социальной установки называли человека, его окружение, процессы и события, происходящие в обществе и прочее.

С течением времени термин поменял свое значение. Теперь социальной установкой называют незыблемое отношение человека или группы к какому-то явлению или процессу. Подобная установка относится больше к психологическому состоянию индивида, чем к психическому

Об этом важно знать каждому

Причины самобичевания

Причины самобичевания, которое потом трансформируется в постоянное самоедство, часто кроются в детстве человека:

  1. Родители воспитывали ребенка очень строго, постоянно ругали и критиковали его, не оказывали поддержки, не высказывали похвалы. При этом, их авторитет для подрастающей личности был непоколебим. Со временем у человека сохраняется установка относиться к себе критически, во всем винить самого себя.
  2. Родственники пытались вырастить идеального человека, поэтому с самого детства ребенок слышал в свой адрес замечания, упреки, грубые слова, негативную критику. Постоянное недовольство со стороны старших сформировало у него низкую самооценку в сочетании с завышенными требованиями к самому себе.
  3. Неумение прощать самого себя, давать себе возможность быть слабым и не самым успешным.
  4. Излишнее увлечение религиозными догмами, которые утверждают, что прощение можно заслужить только через моральные страдания.
  5. Склонность смотреть на жизнь очень пессимистично.
  6. Желание снять с себя необходимость в решительных действиях и переменах в собственной жизни.

Что такое аффирмации?

Аффирмацией называют короткую четкую фразу, которая при многократном повторении фиксируется в подсознании человека как позитивная установка. По сути, механизм воздействия таких установок на мозг основан на эффекте самовнушения. Такой аутотренинг положительно воздействует на психоэмоциональную сферу человека и способствует позитивным изменениям в жизни.

Люди, использующие технику аффирмаций, могут развить уверенность в себе, повысить мотивацию, настроиться на положительный результат, изменить отношение к событиям, происходящим вокруг них. Практика самовнушения позволяет человеку чувствовать себя счастливым, повысить самооценку и добиваться успеха, благодаря активности и уверенности в своих силах.

Когнитивная (познавательная, интеллектуальная) сфера

Когнитивная сфера человека представлена:

Ощущения; Восприятие; Память; Внимание; Мышление; Речь; Воображение. От того, как работают эти функции, во многом зависит успешность человека во всех видах деятельности, связанных с работой интеллекта

От того, как работают эти функции, во многом зависит успешность человека во всех видах деятельности, связанных с работой интеллекта.

Развитие познавательных потребностей интенсивно идет до 21 года. Знания, умения и навыки, получаемые и осваиваемые в этот период, запоминаются хорошо.

Однако после 21 года развитие этой сферы уже требует определенных усилий. Если не верите, сравните себя в студенческие годы и сейчас. Когда-то вы за ночь могли без труда подготовиться к экзамену, а сейчас от хоть «немного» новой информации начинает «закипать» мозг.

Каждая из познавательных способностей влияет на другие сферы личности.

  • Например, психическая устойчивость напрямую зависит от уровня концентрации внимания.
  • А уровень развития эмпатии напрямую зависит от богатства речи.
  • Подтягивая одну когнитивную функцию, вы незаметно воздействуете на многие факторы вашей жизни.

Многие связывают сферы личности в психологии с когнитивным развитием ребенка в детстве.

И это очень близко к истине. Ведь от того, как проходит человек этапы своего развития, от того, соответствует ли уровень развития когнитивных функций биологическому возрасту, сильно зависит, как он будет реализовывать себя в социуме.

Эмоционально-волевая сфера

В некоторых источниках эмоционально-волевую сферу разделяют на две: эмоциональную и волевую.

Волевая сфера представляет собой множество качеств личности, которые помогают достигать целей, контролировать свое поведение, действовать в непростых условиях.

Основными качествами волевой сферы для взрослого человека, о которых хотелось бы поговорить сегодня, являются сила воли и целеустремленность. Они взаимозависят друг от друга.

В условиях спокойной работы исчерпаемость этого ресурса можно не заметить. Но при работе в режиме многозадачности сила воли может растаять как весенний снег.

И здесь очень важен мотивационный компонент.

Важно понимать, что сила воли дана человеку не только для достижения каких-либо целей, но и отказа от достижений. Она дана не только для умения говорить «ДА», но и для необходимости сказать «НЕТ» в определенных ситуациях

Эмоциональная сфера представляет собой уровень развития эмоционального интеллекта, умение человека управлять своими эмоциями, понимать их.

Нарушения эмоциональной сферы всегда идет вместе с нарушениями воли.

Т.е. при подобных нарушениях человек волевые качества личности не способны удерживать каскад эмоций

Если это ваша история, то для гармоничного существования важно привести эту часть своей личности в порядок

Структура самооценки

Самооценка мужчины и женщины состоит из нескольких компонентов.

Когнитивный компонент

Самооценка в психологии включает когнитивный компонент. Это убеждения человека, его способ ориентироваться в мире, широта суждений, способность выражать мнение о себе. С помощью этого компонента человек отображает то, что знает о себе.

Эмоциональный компонент

Этим термином обозначают эмоции, которые человек испытывает к оценочным характеристикам, переживания по этому поводу. Этот компонент отображает отношение личности к себе.

Оценивая собственные умения и качества, личность соединяет оба компонента самооценки, отделить их друг от друга невозможно. Индивидуальные знания о себе человек получает во время общения с другими, тогда проявляются эмоции в зависимости от того, сколько это общение значит для личности.

У каждого человека компоненты формируются по-разному. Психологи утверждают, что они могут быть развиты на:

  1. Высоком уровне. Ребенок составляет мнение о себе по реальными качествам.
  2. Среднем. Для среднего уровня характерна склонность к непоследовательным проявлениям реалистичных самооценок. Человек ориентируется в этом на мнение окружающих, анализирует конкретные факты и ситуации.
  3. Низком. Это состояние сопровождается неадекватной оценкой личности своих способностей.

Нестабильные параметры самооценки приводят к нарушению самоуправления, ухудшению самоконтроля.

Это заметно в коммуникативных процессах, человек не может наладить контакт с другими, часто провоцирует конфликты.

Определение понятия

Самопознание в философии – это что? Впервые проблему необходимости изучения своих персональных особенностей поставил еще Платон в диалоге «Протагор» с рядом других философов Древней Греции: Фалесом, Питтаком, Биантом. Тогда они сошлись вместе и определили как зачаток мудрости познание самого себя.

Позднее этот процесс в качестве движущей силы для личностного роста был определен Карлом Роджерсом, одним из представителей направления гуманистической психологии. Без него, как он утверждал, невозможно ощущать полноту жизни и осознавать ее смысл.

Самопознание личности в философии – это более общая категория, чем в психологии. Это полноценный научный метод. Особенности самопознания в этой научной дисциплине в том, что большинство ученых ищет ответы на базовые вопросы мироздания в себе и советует так делать каждому.

Самопознание является важной частью самосознания – способности человеком понимать себя, свои действия и потребности, мысли, чувства, причины поведения, достоинства и недостатки. Это психический феномен, позволяющий человеку определять себя как субъекта собственной деятельности

В результате все представления личности объединяются в «образ-Я».

Самопознание – изучение особенностей собственной личности

Человек не рождается осознающим себя. В младенческом возрасте самопознание проявляется лишь в виде задатков, когда кроха замечает, что в результате его действий происходят определенные события (кинул игрушку – она полетела). Самооценка и осознание личностных качеств начинают формироваться только в подростковом возрасте.У некоторых людей адекватная способность познавать себя так и не формируется. В результате у них проявляется завышенная или заниженная самооценка с соответствующим отношением к другим людям и своей деятельности.

Самопознание направлено на самого человека, но не упускает из виду других людей.

Ошибки нашего самовосприятия

Проблема самовосприятия в том, что оно субъективно. Не только оценка окружающих влияет на восприятие человеком самого себя, но и его убеждения, представления. А также бывает сложно избавиться от старых установок. Например, если в детстве человека убедили в том, что он плохой, то во взрослой жизни ему сложно поверить в обратное, даже если большинство людей из нового окружения говорят ему о том, что он достойный, хороший.

Кроме этого, у некоторых людей возникает конфликт между Я-реальным и Я-идеальным. То есть человек не нравится сам себе. Одних людей это стимулирует на саморазвитие, а другие из-за этого впадают в депрессию и отчаяние.

Особенно часто ошибки восприятия касаются внешности. Компания Dove провела социальный эксперимент, который доказывает верность этого суждения. Для участия пригласили нескольких женщин. Их попросили описать себя. В это время за ширмой сидел художник, который рисовал портреты по этим описаниям. В то же время других людей попросили описать тех же женщин. По этим описаниям художник тоже рисовал портреты. Что получилось? Что на рисунках, составленных по описанию других людей, женщины выглядели намного привлекательнее, чем на портретах, созданных на основе их описания.

Таким образом, эксперимент доказал, что окружающие не только не замечают основную часть внешних недостатков других людей, но и вообще воспринимают их как более привлекательных, чем это кажется самим людям. А также окружающие замечают те привлекательные внешние особенности, которые остаются незамеченными самими обладателями этих черт.

Важно! Негативное самовосприятие (акцент на недостатках или их выдумывание, игнорирование или занижение способностей) мешает развитию и самореализации личности, препятствует построению отношений с окружающими

Подражание

Наиболее популярный способ изменить поведение и мысли человека. Подражание может возникнуть потому, что у одного из собеседников большое количество комплексов. По этой причине он и выбирает для себя авторитетного человека, которого и будет копировать в поведении, жестах, речи и прочих качествах, присущих ему.

Подражают обычно маленькие дети или подростки, и это понятно. Они еще не имеют своих жизненных представлений, а потому копируют человека, который для них имеет вес. Такое подражание называется сознательным, но бывает и несознательное, которое заключается в том, что инициатор стимулирует подражание разными способами, пока человек не начинает делать то же самое, сам того не осознавая. В зависимости от того, какие цели преследует инициатор, подражание будет носить негативный или позитивных характер.

Наиболее простым примером для подражания является мода. Людям навязывают вкусовые предпочтения, а они с радостью их принимают.

Что такое самобичевание

Более старое значение слова самобичевание, значит причинение самому себе физического вреда.

Самобичевание в психологии – это процесс, который человек совершает над собой намерено. Индивид осознанно лишает себя положительных эмоций, удовольствий и радостей жизни.

В Античные времена философы считали самобичевание высшей формой любви к богу. Человек демонстрировал любовь к Всевышнему через ограничение во всем себя, самоедство и самобичевание. Философы приходили к выводу, что самую сильную боль человек может испытывать не в физическом плане, а от собственных мыслей. Со временем такое толкование термина самобичевание ушло.

Как трактовать в наши дни? В современности самобичевание и самоедство определяют, как синдром, который формируется в детстве, подростковом возрасте. Из-за самоедства у человека формируется неправильная самооценка, возникают депрессивные состояния и даже суицидальные мысли.

Мой опыт

Мне довелось столкнуться с искаженным самовосприятием внешности. Лет до 16 я считала себя ужасно некрасивой. Лишний вес (даже когда его уже не было, я продолжала ощущать себя в старом теле), большой нос, маленький рост, плохие зубы – все это мне не нравилось. Откуда это пошло? Из детства. Только внушили подобное не родители, а другие дети. Про нос, рост и зубы я до сих пор не понимаю, кто внушил. Возможно, глянцевые журналы.

Часть из этого можно было исправить и отнести к объективным дефектам и даже проблемам со здоровьем. Не знаю, почему родители не обращали внимания на ужасное состояние зубов и проблемы с весом. В 15 лет я, наконец-то, добилась того, чтобы мне помогли вылечить зубы. Часть комплексов отпала сразу – я начала открыто улыбаться. Потом я похудела (не самым здоровым способом и позже я снова набрала эти килограммы, а потом снова скинула уже здоровым путем). Вместе с похудением исчезла еще часть комплексов.

Еще чуть позже я стала замечать, что и я могу кому-то нравиться. Это было настоящим открытием. Долгое время я настороженно относилась к тем, кто пытался приблизиться ко мне. Я ждала подвоха. Но его не было. Я стала понимать, что нравлюсь парням. Мне говорили комплименты (просто на улице случайные прохожие), со мной знакомились. И чем больше было таких ситуаций, тем больше я сомневалась, что мое убеждение «я страшная» является правдой.

Ближе к 17 годам я познакомилась с мужем. Оказалось, что журналы, ТВ и другие «знатоки» красоты врали. Оказывается, у каждого свое представление о красоте. Кому-то нравятся девушки маленького роста и, наоборот, не нравятся модели, особенно те, что на каблуках ходят как парализованные кузнечики. Кому-то нравятся длинные острые носы, а не маленький нос-картошка. Кому-то нравятся худышки, а кому-то – девушки с формами. И т.д. Все это можно продолжать бесконечно.

В общем, я поняла, что кроме внутренней привлекательности у меня есть еще и внешняя привлекательность. Хотя и говорят, что сначала нужно полюбить себя, а потом тебя полюбят окружающие. В моем случае сработал обратный принцип: меня полюбили искренне и по-настоящему без всяких условностей, после чего я приняла себя и с каждым годом стала все больше расцветать, научилась заботиться о себе и ухаживать за собой. А также я научилась не только принимать тепло, но и отдавать его. Я перестала уходить в агрессию с целью защиты, избавилась от боевого раскраса на лице и вызывающей одежды, стала следить за своим здоровьем и т.д. (всего и не расскажешь). Ну а потом я еще и в психологию окунулась, после чего началась глобальная трансформация по всем фронтам: и внешне, и внутренне.

В свое время мне помог такой план для самоанализа и определения пути коррекции самовосприятия внешности или личности:

  1. Записываем основные мучающие утверждения. Например: «Я страшная», «Я толстая», «У меня огромный нос», «У меня маленький рост», «Я грубая», «Я агрессивная».
  2. Записываем все ситуации, в которых сами себе говорим эти фразы. Вспоминаем первую ситуацию и определяем, кто и когда внушил нам эту установку.
  3. Отделяем чье-то мнение от факта. Определяем скрытые мотивы такого поступка этого человека. Или ищем факты-противовесы утверждению.
  4. Отказываемся от этого убеждения и формируем здоровую установку на основе фактов, а не чьих-то мнений.

Еще мне помогает такой метод: я выбираю образ, к которому хочу приблизиться, и составляю пошаговый план. Как правило, это собирательный образ из отдельных черт и качеств известных людей или просто придуманный мной. Так или иначе, я представляю перед собой этот образ в виде человека и копирую его поведение, речь, мышление, поступки и т.д. Постепенно все это становится моим истинным, а не повторяемым за кем-то.

Важно понять, что как вы о себе думаете, так вы себя и будете вести. Например, если вы хотите похудеть, то уже сейчас относитесь к себе так, словно вы в новом теле

Без всяких «потом», «заслужить надо», «еще рано» и прочего. Например, прямо сейчас можно сменить прическу, купить новую одежду, научиться ухаживать за кожей. Почему-то многие женщины совершают такую ошибку: переживая из-за лишнего веса, совсем забывают об уходе за собой.

Человек – биосоциальное существо

Человек сочетает в себе природные и социальные черты. Именно это сочетание обеспечивает ему возможность не только существовать, удовлетворяя свои естественные потребности, но и выстраивать отношения с другими людьми, реализовывать себя в той или иной сфере.

К биологическим относят:

  • тело человека, мозг;
  • инстинкты;
  • биологические потребности: в пище, сне, жилище.

К социальным относят:

  • членораздельная речь, мышление, целеполагание, умения человека;
  • потребность в общении;
  • потребность в получении новых знаний.

Существуют разные точки зрения о сочетании природного и социального начал в человеке:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

  • эти качества противопоставлены друг другу;
  • находятся в неразрывном сочетании.

Сейчас все больше исследователей приходят к выводу, что для нормального существования человека необходимы и биологические, и социальные свойства, и только их сочетание формирует человека как личность.

Называя человека личностью, как правило, подразумевают его социальные качества. Социальная сущность человека проявляется во взаимоотношениях с другими людьми и наличии у него особых ролей, которые он активно реализует, участвуя в общественной жизни.

Первый подход – рассматривать личность как активного участника отношений, стремящегося познавать мир и себя.

Второй подход – рассматривать личность посредством набора ролей.

К таким ролям относятся:

  • родитель;
  • ребенок;
  • работник;
  • покупатель;
  • пешеход;
  • водитель и другие.

Выполнение тех или иных ролей невозможно без связи с другими людьми. То, как они выполняются, зависит не только от особенностей характера человека, но и от исторической эпохи, в которую он жил. Процесс становления личности называется социализация. Агенты социализации – это люди, институты общества, учреждения, которые влияют на процесс развития личности. Стоит отметить, что на разных этапах развития общества, а также и развития самой личности влияют определенные агенты. Роль агентов социализации может усиливаться или уменьшаться: например, роль и влияние семьи (родителей) у многих с годами сходит на “нет”.

В России отношения в семье в XIX и в XXI веках сильно отличаются: в дореволюционный период главным принципом было беспрекословное подчинение главе семьи, повсеместно использовались телесные наказания для детей, строго соблюдались традиции. Сейчас на первый план вышло взаимопонимание, сотрудничество в семейных отношениях, любовь, поддержка, равные возможности каждого члена на самореализацию.

Также изменилась роль женщины: если в прошлом она занималась ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, то в современных условиях целью многих женщин стала карьера, то есть профессиональное становление.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: