Сознание — определение, сущность, уровни, виды

Чем сознания отличается от подсознания?

Но что же управляет нами во сне, когда сознание неактивно? Контролем физиологических процессов в это время занимается наше подсознание, действующее без согласия и одобрения человека. Главным отличием подсознания от сознания является тот факт, что подсознание активно всегда, оно функционирует беспрерывно на протяжении всей человеческой жизни, особенно ярко проявляя себя по ночам в виде снов. Но люди не замечают работы подсознания, из-за чего многие и вовсе не верят в его существование, совершая огромную ошибку.

У подсознания и сознания мало общих черт, их объединяет лишь то, что и первое, и второе понятие относят к составляющим разума человека, а вот различий между ними куда больше. Перечислим их:

  • Главное отличие между ними заключено в функциях, которые регулируют подсознание и сознание. Так, за сознанием закреплен контроль над логикой, интеллектом, коммуникацией, способностью к принятию решений и т.д., а главной функцией подсознания является контроль над физиологическими функциями, например, над дыханием, а также над эмоциями, чувствами и убеждениями человека;
  • Для активизации подсознания ему необходима полученная индивидом ранее информация, именно ее подсознание воспроизводит и доводит до уровня сознания. В противоположность этому, сознание способно воспринимать и анализировать сведения извне;
  • Еще одним различием между указанными терминами стало наличие мыслительного процесса. Сознание невозможно без мышления, в то время как подсознательная деятельность не требует подключения к ней мыслительных процессов.

Бессознательные психические процессы

Существует множество психические процессов, которые не осознаются личностью. Эти процессы относятся к группе бессознательных процессов.

Замечание 1

Бессознательные психологические процессы отличаются от осознанных, тем что человек не в состоянии самостоятельно их контролировать.

Темой бессознательности занимаются не только психологи, но представители других дисциплин, например, философия, юриспруденция, психиатрия. Но на данный момент, не смотря на большое количество исследованный проведенных в разных областях, ученым доступна лишь малая доля информации.

Неосознанные психические процессы делятся на три группы:

  • неосознаваемые механизмы сознательных действий
  • неосознаваемые побудители сознательных действий
  • «надсознательные» процессы

Неосознаваемые механизмы сознательных действий включают три подкласса:

  • неосознаваемые автоматизмы
  • явления неосознаваемой установки
  • неосознаваемые сопровождения сознательных действий

Под неосознанными автоматизмами подразумевают действия, которые совершаются как бы «сами собой». Например, механическая работа, при которой не требуется нагружать мозг. Когда наш мозг не испытывает нагрузки при выполнении работы, это означает что при этом действии отстукает контроль сознания над этим действием.

Эта группа так же делится на:

  • первичные автоматизмы
  • автоматизированные действия или навыки

Первичные автоматизмы — это действия, которые сформированы у человека при рождении или были сформированы на первом году жизни.

Во вторую группу относятся процессы, которые сначала были осознанными, но в результате многократного повторения, стали механическими и неосознанными.

Замечание 2

Но следует отметить что когда мы выполняет неосознанные автоматизмы, мы все же понимаем, что мы делаем, это говорит о том, что сознание не однородно.

Явления неосознаваемой установки очень важное понятие в психологи. Установка — это готовность человека совершить какое-либо действие. Психологи считают, что навык и установка это одно и тоже

Но навык появляется во время того как человек осуществляет действия, то установка предшествует действию. Установки бывают разные:

Психологи считают, что навык и установка это одно и тоже. Но навык появляется во время того как человек осуществляет действия, то установка предшествует действию. Установки бывают разные:

  • моторная установка
  • умственная установка
  • перцептивная установка

Неосознанные установки имеют важное значение для осознанных действий. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий — это третий подкласс неосознаваемых механизмов. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие

Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий — это третий подкласс неосознаваемых механизмов. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие.

К непроизвольным сопровождениям осознанных действия мы относим непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений.

Другой большей класс неосознаваемых процессов – это неосознаваемые побудители сознательных действий. Те действия, который человек осуществляет бессознательно имеют осмысленный характер. Человеческое поведение управляется влечениями и желаниями. Эти влечения и желания могут быть спрятаны глубоко в подсознании, но все же могут управлять поведением человека.

В третью группу входят процессы «надсознательные». В этот класс ученые относят то, что образуется в результате сильной сознательной работы, например, когда человек занимается решением поставленной перед ним сложной задачи. Человек сначала анализирует, подбирает возможные варианты решения этой задачи, а затем человек приходит к решению поставленной перед ним задачи. Сам процесс появления решения остается для нас неосознанным. Иными словами, это называется интуицией.

С каждым днем мне становится все лучше и лучше во всех отношениях

В течение 30 дней, каждый вечер перед сном, и утром после пробуждения, удобно расположившись в кровати и полностью расслабившись, закрыв глаза, на выдохе, произносим фразу 30 раз: «С каждым днем мне становится все лучше и лучше во всех отношениях».

Произнося фразу, не сосредотачивайте на ней внимание.
Счет поможет вести мысленное загибание пальцев.
Не рекомендуется произносить фразу в активном бодрствующем состоянии. Пример: за рулем, на работе, за обедом.
Сопровождаем повторение фразы визуальными картинками исполнения желаемого, то есть максимально включаем воображение, мечтаем, как можно больше и чаще!

ДУМАЕМ ТОЛЬКО О ХОРОШЕМ! СТАРАЕМСЯ ДУМАТЬ О ХОРОШЕМ И В АКТИВНОМ БОДРСТВУЮЩЕМ СОСТОЯНИИ!

ДУМАЕМ ТОЛЬКО О ХОРОШЕМ! СТАРАЕМСЯ ДУМАТЬ О ХОРОШЕМ И В АКТИВНОМ БОДРСТВУЮЩЕМ СОСТОЯНИИ!

Я скрупулезно выполнял инструкцию и действительно чудо произошло, но не через 30, а через 40 дней. Ко мне пришло осознание достаточно серьезной проблемы, которая находилась в зоне бессознательного. После осознания этой проблемы я понял, как работает данная техника и хочу поделиться своими размышлениями с Вами.

Бессознательное, из всего многообразия представленных в нем конструктов, выбирает самую значимую проблему.

Бессознательное настраивает познавательную сферу (восприятие, внимание, память и т.д.) на извлечение, из окружающей нас действительности, необходимой информации. Дело в том, что в этом мире присутствует всё, что нам необходимо (т.е. ресурсы, информация, знания и т.д.), но в силу избирательности нашего внимания мы часто упускаем из виду очень важные детали

Или даже, эта информация уже находится в нас, но скрыта в бессознательном, т.е. находится в каком-то обрывистом, «свернутом» виде

ресурсы, информация, знания и т.д.), но в силу избирательности нашего внимания мы часто упускаем из виду очень важные детали. Или даже, эта информация уже находится в нас, но скрыта в бессознательном, т.е. находится в каком-то обрывистом, «свернутом» виде.

Бессознательное начинает скрупулезно собирать эту информацию и укладывать в кластеры, структурировать. В данном случае необходимо отметить, что этот процесс происходит автоматически, т.е. не затрачивая никаких усилий.

В конечном итоге, когда вся необходимая информация собрана, наступает инсайт, озарение, пазл складывается, и информация представляется в нашем сознании в виде структурированного образа.

Однако, необходимо отметить, что на первоначальных этапах осознания, может ухудшиться настроение и вообще состояние, это связанно с тем, что бессознательное не очень хочет расставаться со своей концепцией мира, для него это может быть несколько болезненно, но затем новая информация встраивается в бессознательное и наступает принятие.опубликовано econet.ru

Автор Надеждин Сергей 

Иллюстрации Sofia Bonati

Тематические подборки видео https://course.econet.ru/live-basket-privat в нашем закрытом клубе https://course.econet.ru/private-account

Весь свой опыт мы вложили в этот проект и теперь готовы поделиться секретами. 

  • СЕТ 1. ПСИХОСОМАТИКА: ПРИЧИНЫ, ЗАПУСКАЮЩИЕ БОЛЕЗНИ
  • СЕТ 2. МАТРИЦА ЗДОРОВЬЯ
  • СЕТ 3. КАК ПОХУДЕТЬ РАЗ И НАВСЕГДА
  • СЕТ 4. ДЕТИ 
  • СЕТ 5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОМОЛОЖЕНИЯ
  • СЕТ 6. ДЕНЬГИ, ДОЛГИ И КРЕДИТЫ
  • СЕТ 7. ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
  • СЕТ 8.ОБИДА
  • СЕТ 9. САМООЦЕНКА И ЛЮБОВЬ К СЕБЕ
  • СЕТ 10. СТРЕСС, ТРЕВОГА И СТРАХ

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Формы и виды

Сознание в психологии – это двоякое понятие, которое может означать такие формы сознания, как общественное и индивидуальное сознание.

Общественным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов, присущих определенному обществу или всему человечеству, на определенном этапе его развития.


Структура сознания в психологии

Индивидуальным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов отдельного человека.

Обе формы сознания воздействуют друг на друга на протяжении всего времени их существования. В результате этого взаимодействия происходит развитие как общественного, так и индивидуального сознания всех людей.

В зависимости от степени ясности индивидуального сознания, различают несколько его видов:

  • Ясное (когда человек активно мыслит, четко отвечает на вопросы и адекватно реагирует на окружающие события).
  • Неясное (когда у человека наблюдается безразличие по отношению к себе, а на поставленные вопросы он отвечает медленно и не всегда верно).
  • Ступор (если человек не может самостоятельно ориентироваться в пространстве и медленно реагирует на внешние раздражители).
  • Отупление (если человек почти всегда находится в спячке, вывести из которой его можно только на непродолжительное время).
  • Кома (когда человек находится в глубокой спячке и ни на что не реагирует).
  • Бред (когда человек воспринимает реальность в искаженном виде и неадекватно реагирует на внешние события).
  • Галлюцинации (если у человека наблюдаются слуховые или зрительные искажения воспринимаемой извне информации).

Сознание и язык

Сознание неотделимо от языка и возникает одновременно с ним. Между сознанием и языком существуют определенные отношения. Язык функционирует как форма существования сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно, когда человек вовлечен в мир вербального языка. Вместе с языком человек осваивает логику мышления, он начинает думать о мире и о себе. Чем богаче содержание духовного мира человека, тем больше он нуждается в языковых знаках для его передачи. Изменение языка — это показатель изменения сознания. Язык — это система знаков, с помощью которых человек познает мир и самого себя. Знак — это материальный объект, который отражает свойства другого объекта. Можно выделить естественные (устный, словесный, письменный язык, звуки) и искусственные, основанные на естественной (язык логики, математики, музыки) системе знаков языка.

Одним из условий возможности формирования и объективации сознания индивида является способность объяснить свое независимое существование с помощью языка. Благодаря языковой коммуникации человек обретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства языковой коммуникации. Особенности национального языка влияют на характер и содержание национальной культуры. Например, европейские языки ориентированы на рациональное отношение к миру и содержат меньше слов для передачи эмоционального состояния, внутреннего опыта. Разница между сознанием и языком заключается в том, что мысль — это отражение объективной реальности, а слово — способ фиксации и передачи мысли. Язык способствует взаимопониманию между людьми, а также осознанию людьми своих действий и самих себя.

Важность языка для понимания опыта сознания огромна. Действительно, каждый факт нашего сознания отражается в соответствующей языковой конструкции: высказывании, слове, имени

Язык служит средством формирования и выражения мысли. Он функционирует как универсальный культурный механизм сохранения и трансляции информации и коммуникации. Язык — это необходимый посредник между человеком и миром, восприятие и познание которого возможно только через призму языка. Например, каждый язык содержит определенную «концептуальную схему», которая через конкретные грамматические формы устанавливает категориально-логическую структуру восприятия пространства, времени, модальности, количества, качества и тому подобное, характерное для данной или другой этнокультурной группы.

Список литературы

  1. Караваев Е.Ф. «Философия» — М.: Юрайт-Издат, 2004 г. — 520с.
  2. Кохановская Т.И. Философия: учебник для вузов — 3-е издание, переработанное и дополненное. — Философия: учебник для вузов — переработанное и дополненное 3-е издание — 576 с.
  3. Кузнецов В.Г. и др. 3. Философия: учебник. — МОСКВА: ИНФРА-И-М, 2008. — 519 с.
  4. Лавриненко В.Н. и др; Под редакцией В.Н. Лавриненко, Философия: учебник. — М.: Юристъ, 2008. — 506 с.
  5. Мамыкин И.П. Философия: материалы для самостоятельной работы. — В: Экоперспектива, 2000. — 79 с.
  6. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов.- М.: Норма, 2008 г. — 928 с.
  7. Степин В.С. и др; под ред. Ю.С. Яскевича. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений. — 3-е изд. — В: RIWSH, 2008. — 624 с.

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Источники по истории Древнего Востока
  • Культура и обычаи Древнего Востока
  • Теория поведения потребителей
  • Лидерство и стили менеджмента
  • Электромагнитная картина мира
  • Материалистическая философия М.В. Ломоносова, Н.Г. Чернышевского
  • Национальные модели рынка труда
  • Макроэкономическая нестабильность — инфляция
  • Экономическая политика в условиях инфляции
  • Особенности развития экономической мысли в России
  • Наука в системе культуры
  • Критика сциентизма

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

  1. Рефераты МГУ
  2. Рефераты МФТИ
  3. Рефераты НИЯУ МИФИ
  4. Рефераты НИУ ВШЭ
  5. Рефераты СПбГУ
  6. Рефераты МГИМО
  7. Рефераты МГТУ
  8. Рефераты ТПУ
  9. Рефераты СПбПУ
  10. Рефераты УрФУ
  11. Рефераты ТГУ
  12. Рефераты КФУ
  13. Рефераты ФУпПРФ
  14. Рефераты РЭУ
  15. Рефераты НИТУ МИСиС
  16. Рефераты СФУ
  17. Рефераты РГУ нефти и газа
  18. Рефераты НИУ МЭИ
  19. Рефераты ИТМО
  20. Рефераты МГМУ
  21. Рефераты РУДН
  22. Рефераты НГТУ
  23. Рефераты РНИМУ
  24. Рефераты МГЛУ
  25. Рефераты ЮФУ
  26. Рефераты ННГУ
  27. Рефераты МАИ
  28. Рефераты СПбГЭУ
  29. Рефераты ВАВТ
  30. Рефераты СНИУ
  31. Рефераты КГМУ
  32. Рефераты ДВФУ
  33. Рефераты МГЮА
  34. Рефераты СПбГУТ
  35. Рефераты КГАСУ
  36. Рефераты ПГУТИ
  37. Рефераты ТюмГУ
  38. Рефераты КемГИК
  39. Рефераты СПбУТУиЭ
  40. Рефераты ЯГСХА
  41. Рефераты МПГУ
  42. Рефераты ИГАУ
  43. Рефераты УГПС МЧС
  44. Рефераты СПбГАСУ
  45. Рефераты СГМУ
  46. Рефераты СГУ
  47. Рефераты СГЮА
  48. Рефераты ТУСУР
  49. Рефераты РПА
  50. Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
  51. Рефераты УрГЭУ
  52. Рефераты ДГТУ
  53. Рефераты ЧелГУ
  54. Рефераты ВГУ
  55. Рефераты ТулГУ
  56. Рефераты ЮЗГУ
  57. Рефераты НГПУ
  58. Рефераты ОГУ
  59. Рефераты ТГПУ
  60. Рефераты УПП
  61. Рефераты УдГУ
  62. Рефераты РГУП
  63. Рефераты УГНТУ
  64. Рефераты МГППУ
  65. Рефераты ГУАП
  66. Рефераты ВГУЭС
  67. Рефераты РГЭУ (РИНХ)
  68. Рефераты ВятГУ

Иллюзия контроля и война мемов

Американский философ-когнитивист Дэниел Деннет, профессор Университета Тафт (США), посвятил свою научностью деятельность изучению природы сознания. Деннет пытается объяснить, как биологические процессы в организме человека создают бесконечный поток мыслей и образов. И первое, о чем профессор рассказывает в своих лекциях и книгах, это то, что наше сознание — не такое уж загадочное, как мы о нем думаем. В некотором смысле, работа сознания напоминает работу человеческой памяти. А она, как мы с вами прекрасно знаем, не идеальна.

Феноменом ложной памяти занимаются многие исследователи. Наиболее известной является американский психолог Элизабет Лофтус. В начале лекции на Ted Talks, Лофтус рассказывает о мужчине по имени Стив Тайтус, который был обвинен и приговорен к тюремному сроку за исзнасилование женщины. Когда потерпевшая впервые давала показания, она указала на Тайтуса, так как он был больше всего похож на насильника. А при повторной дачи показаний женщина была уверена, что именно Стив Тайтус совершил преступление. Впоследствии, несколько лет спустя, Тайтуса оправдали, так как был найден настоящий насильник, а его вина была доказана после проведения ДНК теста. Тем не менее, жизнь Стива Тайтуса из-за тюремного заключения оказалась разрушена и вскоре после освобождения он умер, видимо, так и не пережив сильнейший стресс. И таких историй немало.

Работа сознания, как и нашей памяти, не идеальна. Мы попросту не замечаем большинство происходящих процессов, например, мышление. Более того, все принятые нами решения на самом деле мозг принимает за несколько секунд до того, как мы о них подумали. То же самое происходит и в случае с ложными воспоминаниями — мозг заполняет пробелы несуществующей информации. Выходит, мы не контролируем важнейшие жизненные процессы, хотя нам кажется что это не так. Благодаря совместной и слаженной работе миллиардов нейронов мозг создает полную иллюзию контроля над собственным разумом. Выходит, сознание — это набор приемов и трюков, которые искусно использует мозг. Но как это получилось?

Существуют люди, которые уверены в том, что видели как Элвис Пресли улетел на летающей тарелке

Теория эволюции путем естественного отбора, впервые описанная Чарльзом Дарвином в 1859 году, описывает историю развития миллионов видов живых существ на Земле, включая человека. На протяжении миллионов лет эволюция создавала все более сложные когнитивные мыслительные способности. До определенной степени они есть у всех — у морского конька, омара и вашего кота. Но когнитивные возможности шимпанзе превосходят когнитивные возможности дельфина, а наши шагнули еще дальше. Именно наши когнитивные способности делают нас особенными — мы не просто действуем, исходя из каких-то причин, мы отдаем отчет об этих причинах самим себе и окружающим. Более того, мы спрашиваем себя о причинах тех или иных поступков и способны на них ответить. Это дарит нам возможность планировать свои действия и предвидеть их последствия. Полученной информацией и знаниями мы делимся с окружающими. Ни одно живое существо на Земле не способно ни на что подобное.

Но дело не только в естественном отборе генов. Когда мы говорим о сознании, мы также говорим о культурной эволюции — естественном отборе мемов, которые, согласно Ричарду Докинзу, являются единицами культурной информации, копирующими сами себя для размножения. И те мемы, которые копируются лучше, выживают. Человеческая культура — это среда обитания мемов. Таким образом, мы можем объяснить появление сознания множеством факторов, которые оказали влияние на эволюцию Homo Sapiens.

Могут ли радикальные идеи объяснить сознание?

Сегодня ученые не могут вплотную подобраться к изучению сознания. Ситуация ограничивается тем, что с одной стороны нейробиологи изучают области мозга, которые ассоциируются с сознательной деятельностью — например распознавание лиц, ощущение боли или состояние счастья. Но наука о сознании до сих пор остается наукой взаимосвязей, она ничего не объясняет. Мы знаем, что определенные участки мозга ответственны за определенные виды сознательных реакций, но не знаем почему. За последние годы было совершено огромное количество открытий о работе самых разных областей мозга. Так, совсем недавно мы рассказывали вам о том, что ученым удалось обнаружить совершенно новый сигнал в мозге человека, о котором раньше никто не знал. Это здорово, но приближает ли это нас к ответу на вопрос о том, что такое сознание?

Если верить теории панпсихизма, Вселенная обладает сознанием (но это не точно)

В ходе выступления на Ted Talks, австралийский психолог, специализирующийся в области философии сознания, Дэвид Чалмерс, сравнивает сознание человека с субъективным фильмом, который постоянно воспроизводится перед глазами. Вопрос, который больше прочих волнует ученого заключается в том, почему поведение — которое можно объяснить с точки зрения биологии, как это блестяще делает профессор нейробиологии Стэнфордского университета Роберт Сапольски — сопровождается субъективным опытом. Но мы не можем объяснить наличие этого субъективного опыта так же, как физика объясняет химию, химия биологию, а биология — частично — психологию. Для того, чтобы понять что такое сознание нужны радикальные идеи.

Именно такую и предлагает Дэниел Деннет. По его мнению сложных проблем в изучении сознания не существует. По Деннету вся идея этого субъективного кино подразумевает иллюзию, которую дарит нам мозг. Поэтому науке остается только объяснить объективное функционирование поведения мозга. Идея Деннета, на мой взгляд, является наиболее реалистичной из всех прочих. Но чтобы создать подобную нейробиологическую теорию сознания, необходимо большое количество исследований.

Те же, кто не согласен с тем, что сознание — всего лишь искусно созданная мозгом иллюзия, предлагают еще более радикальные теории сознания. Так, Дэвид Чалмерс предлагает рассмотреть сознание как нечто фундаментальное — как фундаментальные законы физики. В физике фундаментальными являются такие понятия как пространство, время, масса. Основываясь на этих понятиях, ученые выводят дальнейшие принципы и законы — закон всемирного тяготения, законы квантовой механики и др. Примечательно то, что все перечисленные фундаментальные свойства и законы больше никак и ничем не объясняются. Мы принимаем их как элементарные и выстраиваем на их основе картину мира. Подобный подход, по мнению Чалмерса, открывает новые возможности перед наукой, так как потребуется изучение фундаментальных законов, которые управляют сознанием. Эти законы также должны соединять сознание с остальными фундаментальными принципами — пространством, массой, временем и другими физическими процессами. Мы не знаем, что это за законы, но можно попробовать их найти.

Современная физика рассматривает Вселенную, в которой действуют фундаментальные силы природы

Вторая не менее радикальная и, пожалуй, безумная идея, о которой говорит Чалмерс это панпсихизм. Теория о том, что сознание универсально и любая система в некоторой степени им обладает. Согласно этой теории, а лучше сказать гипотезе, сознанием обладают даже элементарные частицы и фотоны. Сама идея, разумеется, не в том, что электроны и фотоны интеллектуально развиты, а в том, что у этих частиц есть некое примитивное ощущение сознания. Несмотря на то, что эта идея кажется нам противоречащей здравому смыслу, людям из культур, которые рассматривают человеческий разум как единое целое с природой, теория панпсихизма видится вполне логичной.

И все же, чтобы найти ответ на вопрос о том, что такое сознание, стоит обратить внимание на то, как проходила эволюция мозга. В конце концов, мы отправляем ракеты в космос и победили такие опасные болезни как оспа благодаря науке. Значит, рано или поздно, ученые смогут создать единую теорию сознания

Значит, рано или поздно, ученые смогут создать единую теорию сознания.

Неосознаваемые побудители сознательных действий

Скорость и точность реагирования человека на какой-либо раздражитель зависит от навыка совершать определённые действия, поэтому навык и установка — во многом одно и то же. Однако навык проявляется во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

Виды установки:

— моторная установка (готовность к выполнению конкретного действия),

— умственная установка (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов),

— перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).

Установка это тоже автоматизм, только автоматизм в мотивационной сфере человека, это предварительная настройка организма к выполнению тех или иных действий. В результате целой серии экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема.

Проводились интересные эксперименты с формированием у испытуемых установок во время гипнотического сна: им внушалось, например, что они должны спустя какое-то время подойти к вешалке и надеть на свою голову чужую шляпу. Когда испытуемые это делали на самом деле, их спрашивали о мотивах этого «странного» поступка. Испытуемые в ответ придумывали разного рода отговорки.

Неосознанность – это поправимо

Для каждого, кто узнал себя в описании неосознанного человека, есть хорошая новость: это поправимо!

Мы все проходим через этап неосознанности в детстве. Ребенок не мыслит критериями долгосрочных целей, он не способен понять истинные причины и значения своих действий.

Пока в маленьком человечке еще не развилось сознание, его выживание обеспечивают родители.

Взрослый человек не может позволить себе оставаться в бессознанке. Тем не менее, каждый из нас в той или иной мере подвержен неосознанным состояниям. Их просто нужно прорабатывать, не укоряя себя за неправильные действия или мысли.

Развитие осознанности – тяжелый труд. Но он всегда окупается достижением более высоких жизненных вкусов.

Развитие и управление

Это происходило в несколько этапов:

  1. Психика предчеловека и животных. Отличия между этими психическими формами незначительны. Индивидуальность еще отсутствует. От умных приматов «предчеловеки» отличаются тем, у всех них есть общая задача или идея.
  2. Стадное восприятие. В человеческой «стае» выделяется наиболее развитая в физическом и умственном плане «особь», которая становится вожаком. Формируется иерархическая управленческая структура, которая со временем совершенствуется.
  3. Разумный человек. Регулярные открытия и постоянное изучение процессов окружающего мира поспособствовали становлению нервной системы и сознания у разумных людей. На этом этапе возникают мысли о механизме явлений, природе вещей и осознание собственного «Я».
  4. Самосознание. На этой стадии совершенствуются наивысшие мозговые функции, включая мышление и речь.

Структура сознания

Сознание представляет собой сложный, многогранный и многоаспектный феномен, в структуре которого можно выделить следующие составляющие:

  1. Интеллект – психические способности личности, необходимые в процессе решения умственных задач. К способностям данной группы можно отнести характеристики мышления (интенсивность, гибкость, системность), памяти (объем, скорость запоминания, забывания, готовность к воспроизведению), внимания (распределенность, устойчивость, переключаемость, концентрация, объем), восприятия (избирательность, наблюдательность, способность узнавания). Ядром интеллекта является система знаний;
  2. Мотивация – совокупность побуждений, стимулов, определяющая целенаправленность деятельности личности;
  3. Эмоции, чувственно-эмоциональная сфера – переживания личности, отражающие ее субъективное отношение, оценивание тех или иных явлений, феноменов, процессов, ситуаций, социального окружения. В чувственно-эмоциональную сферу входят настроения, чувства, переживания, эмоциональные стрессы, аффекты и пр.;
  4. Воля – способность личности сознательно регулировать собственную деятельность и поведение, достигать поставленных целей, преодолевая трудности. Волевая регуляция предполагает ответственность и свободу;
  5. Самосознание — репрезентация собственного «Я», часть сознания личности, обеспечивающая ее саморегулирование, самоконтроль и самовоспитание.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: