Определение направленности личности

Содержание

Здесь приведена самая первая адаптация, сделанная в 1989 году С. Н. Ениколоповым. Но адаптация А. К. Осницкого  (1998 год) тоже встречается в литературе.

Басс разделил понятия «агрессия» и «враждебность». Враждебность — это реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Он предлагает несколько определений агрессии.Агрессия — это реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.Агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии — угроза, либо нанесение ущерба другим.

Дальнейшее разделение проводилась в направлении выделения подклассов внутри враждебности и агрессии. В результате Басс и Дарки выделили два вида враждебности (обида и подозрительность) и пять видов агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия).

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие 8 видов реакции:

1. Физическая агрессия – это использование физической силы против другого лица.2. Косвенная агрессия – это агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.3. Раздражение – это готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).4. Негативизм – это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.5. Обида – это зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.6

Подозрительность проявляется в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.7. Вербальная агрессия – это выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).8

Чувство вины выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Таким образом, опросник Басса-Дарки предназначен для выявления выраженности физической, вербальной, косвенной агрессивности, склонности к раздражению, негативизму, обиде, подозрительности, чувству вины.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками.

Вызов

Сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи.

Эти люди считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Они ориентированы на то, чтобы “бросать вызов”. Для одних людей вызов представляет более трудная работа, для других это – конкуренция и межличностные отношения. Они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Они чувствуют себя преуспевающими только тогда, когда постоянно вовлечены в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования. Карьера для них – это постоянный вызов их профессионализму, и они всегда готовы его принять. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции “выигрыша – проигрыша”. Процесс борьбы и победа более важна для них, чем конкретная область деятельности или квалификация. Новизна,разнообразие и вызов имеют для них очень большую ценность, и, если все идет слишком просто, им становиться скучно.

Интеграция стилей жизни

Сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой.

Для людей этой категории карьера должна ассоциироваться с общим стилем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи и карьеры. Они хотят, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к их личным и семейным проблемам. Выбирать и поддерживать определенный образ жизни для них важнее, чем добиваться успеха в карьере. Развитие карьеры их привлекает только в том случае, если она не нарушает привычный им стиль жизни и окружение

Для них важно, чтобы все было уравновешено – карьера, семья, личные интересы и т.п. Жертвовать чем-то одним ради другого им явно не свойственно

Такие люди обычно в своем поведении проявляют конформность (тенденция изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей, с тем, чтобы оно соответствовало мнению окружающих)

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Профессиональная компетентность

Быть профессионалом, мастером в своем деле.

Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области. Люди с такой ориентацией хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать их способности. Вряд ли их заинтересует даже значительно более высокая должность, если она не связана с их профессиональными компетенциями. Они ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем их мастерству. Они готовы управлять другими в пределах своей компетенции, но управление не представляет для них особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу руководителя, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере.

Интерпретация субшкал «личностной направленности»

Показатели субшкал «ОА»

Характеристика педагогического стиля

1. Код: 1>2>3. Пик по 1-й субшкале «ОА»

Амбивалентный (условно профнепригодный).

Будущие педагоги отличаются от других мотивами собственного благополучия, стремлением к престижу и превосходству. Они чаще всего заняты собой, своими переживаниями и мало обращают внимания на потребности своих учеников. В педагогической работе прежде всего важны возможности удовлетворения своих притязаний вне зависимости от интересов школы (администрации, коллег и школьников).

Причем это может осознаваться педагогами такого типа (и тогда они демонстрируют свое равнодушие к работе и ученикам) или не осознаваться (в этом случае амбивалентные учителя будут искренне стремиться быть «хорошими» педагогами, но быть хорошими для них значит быть любимыми всеми без исключения и, постоянно находясь в центре внимания, получать одобрение со стороны учеников, администрации школы и др.).

При благополучном стечении обстоятельств педагоги, не осознающие свою амбивалентность и стремящиеся быть «хорошими», могут добиться определенных положительных результатов в педагогической работе. Отрицательные стороны их амбивалентности проявляются в случае конфликтной ситуации, когда кто-либо из учеников или коллег отказывается ими восхищаться

2. Код: 2>1>3. Пик по 2-й субшкале «ОА»

Ориентированный на развитие (профпригодный).

Будущие педагоги, как правило, уступают давлению школьного коллектива и испытывают трудности в организации работы целого класса на уроке и руководстве им. Стремятся поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе и отличаются потребностью в эмоциональном общении со своими учениками. Причем проявляют искренний интерес к личности учеников, их чувствам и переживаниям, могут менять весь ход урока в зависимости от состояния, настроения детей, складывающейся ситуации. Для них первостепенное значение имеет теплая, эмоциональная атмосфера на уроке, а не его логика построения, поэтому ученики чувствуют себя у таких учителей свободно и непринужденно. Причем учителя, ориентированные на развитие, проявляют интерес не к конечному результату, а к развитию самой совместной деятельности, поэтому они воспринимают учеников как своих партнеров и стремятся к их развитию и воспитанию, что им удается тем лучше, чем меньше возраст детей

3. Код: 3>1>2. Пик по 3-й субшкале «ОА»

Ориентированный на результат (профпригодный).

Будущие педагоги отличаются преобладанием мотивов, связанных с достижением учебной группой поставленной цели. Они берут в свои руки руководство классом, когда речь идет о выборе задачи. У них практически не бывает проблем с организацией ученического коллектива на уроке. Учителя, ориентированные на результат, могут работать интенсивно и увлеченно, успешно овладевая новыми навыками и умениями, добиться высоких достижений в учебной работе у своих учеников. Причем они достигают высоких результатов в обучении, используя различные педагогические технологии, придавая особое значение логике урока, его содержанию и дисциплине учеников как необходимому средству для их плодотворной работы в течение всего урока. С учениками держатся строго и официально, стремятся отстраниться от их личных проблем и переживаний, поэтому в присутствии таких учителей ученики могут испытывать некоторую напряженность, страх и отчужденность

Ориентационная анкета Б. Басса «Определение направленности личности»

Ориентационная (ориентировочная) анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» – 0, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
С помощью методики Б. Басса выявляются следующие направленности:
• направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность;
• направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
• направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция к методике Б. Басса «Определение направленности личности:

«Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по дан ному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы про сим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1–27) под рубрикой «больше всего».
2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».
3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.

Обработка результатов

Для определения социально-психологических детерминации предпочтений того или иного педагогического стиля необходимо подсчитать количество совпадений ответов обследуемого с ключами субшкал теста «ОА» по каждому пункту анкеты.

Ключи субшкал S (направленности на себя), I (направленности на взаимодействие), Т (направленности на задачу) теста Смекалова и Кучера:

НС

ВД

НЗ

1.А

16.В

1.С

16.С

1.В

16.А

2.В

17.А

2.С

17.С

2.А

17.В

3.А

18.А

3.С

18.С

3.В

18.В

4.А

19.А

4.В

19.В

4.С

19.С

5.В

20.С

5.А

20.В

5.С

20.А

6.С

21.С

6.А

21.А

6.В

21.В

7.А

22.С

7.С

22.А

7.В

22.В

8.С

23.В

8.В

23.С

8.А

23.А

9.С

24.С

9.А

24.А

9.В

24.В

10.С

25.В

10.В

25.А

10.А

25.С

11.В

26.В

11.С

26.А

11.А

26.С

12.В

27.А

12.А

27.В

12.С

27.С

13.С

28.В

13.А

28.С

13.В

28.А

14.С

29.А

14.А

29.С

14.В

29.В

15.А

30.С

15.С

30.А

15.В

30.В

Примечание: Если в ключе буква (А, В или С) занесена обследуемым в столбик «Больше всего», то ему приписывается 2 балла по соответствующему виду направленности, если же она находится в столбике «Меньше всего», то ему приписывается 0 баллов. Затем выполнить ряд операций:

Шаг 1. Подсчитать число двоек (Д) и нулей (Н) для каждой субшкалы. Из числа Д вычитается число Н и к сумме прибавляется 30 по формуле ЛН – .

Шаг 2. Подсчитать сумму баллов по каждой субшкале по формулам: НС = , ВД = , НЗ = КД – Н) + 30].

Шаг 3. Подсчитать общую сумму баллов по субшкалам НС, ВД, НЗ. При правильных вычислениях эта сумма равна 90 баллам НС + ВД + НЗ = 90.

Шаг 4. На основе полученных суммарных баллов по каждой субшкале «ОА» построить профиль «направленности» и зашифровать профиль.

Кодирование

Кодирование – это зашифровка профиля с последовательным перечислением субшкал (начиная с самых высоких на профиле в порядке их снижения) с использованием их порядкового обозначения. Чтобы показать, как высоко расположены шкалы профиля, следует проставить значки, обозначающие величину Т на бланке.

Условные обозначения:

Шкалы, расположенные на 80 Т и выше, выделяются знаком «!!» на 70 – 79 «!» на 60 – 69 «**» на 50 – 59 «*» на 40 – 49 «„» на 30 – 39 «,» на 20 – 29 «–» на 10 – 19 «/» на 0 – 10 «:»

Если в профиле имеются шкалы, расположенные на одном уровне, то они записываются согласно порядковому номеру и L подчеркиваются одной линией. Если разница между показателями шкал в единицах Т не превышает IT, то они также подчеркиваются, однако первой из них ставится та, которая расположена выше, независимо от порядкового номера.

Стимульный материал

Инструкция к опроснику А. Басса и А. Дарки

Отвечайте «да» если вы согласны с утверждением, и «нет» — если не согласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать.

Вопросы методики

  1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
  2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
  3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
  1. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
  2. Не всегда получаю то, что мне положено.
  3. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  4. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
  5. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
  6. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  7. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
  8. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
  9. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
  10. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
  11. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
  12. Часто бываю не согласен с людьми.
  13. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  14. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
  15. В раздражении хлопаю дверьми.
  16. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
  17. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
  18. Меня немного огорчает моя судьба.
  19. Думаю, что многие люди не любят меня.
  20. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  21. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
  22. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
  23. Я не способен на грубые шутки.
  24. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  25. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.
  26. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
  27. Довольно многие завидуют мне.
  28. Требую, чтобы люди уважали мои права.
  29. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
  30. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
  31. От злости иногда бываю мрачным.
  32. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
  33. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
  34. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
  35. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  36. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
  37. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
  38. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  39. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
  40. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
  41. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
  42. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
  43. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
  44. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
  45. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
  46. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
  47. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
  48. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
  49. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
  50. Когда кричат на меня, кричу в ответ.
  51. Неудачи огорчают меня.
  52. Дерусь не реже и не чаще других.
  53. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  54. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
  55. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
  56. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.
  57. Ругаюсь только от злости.
  58. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
  59. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
  60. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
  61. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  62. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
  63. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
  64. Часто думаю, что живу неправильно.
  65. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  66. Не огорчаюсь из-за мелочей.
  67. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  68. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
  69. В последнее время я стал занудой.
  70. В споре часто повышаю голос.
  71. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
  72. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Автономия (независимость)

Главное в работе – это свобода и независимость.

Первичная забота личности с такой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Они испытывают трудности, связанные с установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной, формой одежды и т.д. Они любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам. Они не любят, когда работа вмешивается в их частную жизнь, поэтому предпочитают делать независимую карьеру собственным путем. Они скорее выберут низкосортную работу, чем откажутся от автономии и независимости. Для них первоочередная задача развития карьеры – получить возможность работать самостоятельно, самому решать, как, когда и что делать для достижения тех или иных целей. Карьера для них – это, прежде всего, способ реализации их свободы, поэтому любые рамки и строгое подчинение оттолкнут их даже от внешне привлекательной вакансии. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы.

Менеджмент

Управлять – людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п.

Для этих людей первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. С возрастом и опытом эта карьерная ориентация проявляется сильнее. Возможности для лидерства, высокого дохода, повышенных уровней ответственности и вклад в успех своей организации являются ключевыми ценностями и мотивами. Самое главное для них – управление: людьми, проектами, любыми бизнес-процессами – это в целом не имеет принципиального значения. Центральное понятие их профессионального развития – власть, осознание того, что от них зависит принятие ключевых решений. Причем для них не является принципиальным управление собственным проектом или целым бизнесом, скорее наоборот, они в большей степени ориентированы на построение карьеры в наемном менеджменте, но при условии, что им будут делегированы значительные полномочия. Человек с такой ориентацией будет считать, что не достиг цели своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия.

Общие сведения

Методики на выявление агрессии , что это и для чего они используются?

Слово «агрессия» происходит от латинского «agressio», что дословно переводится, как «приступ», «нападение».

Означает этот термин деструктивное поведение человека, которое нарушает нормы общественной морали и приносит психологический дискомфорт, а в некоторых случаях и физический ущерб объекту, который был подвержен агрессии.

Для взрослого человека склонность к агрессивному поведению может быть причиной, не позволяющей выстроить нормальные, доверительные отношения в профессиональном коллективе, что значительно снизит его потенциал успешной деятельности.

Также такое поведение может ухудшить его межличностные отношения в самой малой ячейке общества , в семье, излишняя агрессия может стать причиной психологического, а иногда и физического травмирования детей.

Очень часто излишняя неконтролируемая агрессивность приводит и к нарушению закона.

Однако наиболее остро вопрос агрессивности стоит в подростковом возрасте, в период становления личности, когда обостряются черты характера, часто выходя на уровень, граничащий с нарушениями работы психики.

Около 10-15 % подростков оказываются неприспособленными к взаимодействию с обществом, причем большинство из них проявляют склонность к агрессивному поведению.

Проявление агрессии у подростков может заключаться не только в физическом насилии, невербальном или вербальном выражении к другому человеку, но и распространяться на невоодушевленные предметы, а также проявляться и по отношению к самому себе , такое явление называют аутоагрессией.

Ее последствием может быть большое количество психологических проблем в более зрелом возрасте.

Формирование агрессии происходит в детском и подростковом возрасте. Поэтому именно в это время существует острая необходимость выявления склонности к агрессивности для последующей коррекции поведения подростка.

Для этой цели используются различные методики, в основе которых лежат следующие подходы к агрессии:

  1. Нормативный подход. Заключается в противопоставлении поведения определенного человека нормам общественной морали. При этом поведение признается агрессивным, если оно отвечает двум следующим тезисам: объекту агрессии был причинен ущерб, поведение агрессора нарушало общественные нормы.

Глубинный психологический подход. Рассматривает агрессию, как инстинктивное проявление по аналогии с другими высшими животными, &#171,инстинкт смерти&#187,, также часто отмечается связь агрессии и сексуального поведения.

Целевой подход. Определяет агрессию, как необходимую для самоутверждения, выживания и доминирования функцию. Согласно этой точке зрения, данная черта играет ведущую роль для охвата индивидуумом необходимых для его жизнедеятельности ресурсов.

Результативный подход. В данном случае агрессивность рассматривается с точки зрения нанесенного жертве ущерба, то есть определяется, исходя из результатов агрессивного поведения.

Оценка намерений агрессора. Агрессивное поведение оценивается, исходя из намерения и мотивов агрессора причинить вред объекту, который, со своей стороны, не желает подобного обращения с собой.

Эмоциональный подход. В основе этого подхода акцент внимания приходится на агрессивные чувства и связанные с ними действия.

Недифференцированный подход. Определяет агрессивность, исходя из отдельных психологических теорий. Например, с точки зрения бихевиоризма это , рефлекс, реакция на внешний раздражитель, вызывающий дискомфорт.

Когнитивная психология рассматривает агрессию, как результат обучения, при котором индивидуум выбирает для себя наиболее правильную, с точки зрения предыдущего опыта, линию поведения.

Многоаспектный подход. Затрагивает несколько или все вышеперечисленные подходы, рассматривая агрессию, как сложное проявление поведения, включающее в себя множество аспектов.

Разработанные методики помогают определить общий уровень агрессивности человека, а также выявить тенденции к отклонениям в эмоционально-аффективной сфере.

Они могут представлять собой опросники, проективные задания, интервью или какую-либо другую форму, предназначаться для взрослых или детей, уделять особое внимание проявлениям агрессии или лежащей в ее основе мотивации

Стабильность работы

Стабильная, надежная работа на длительное время.

Эти люди испытывают потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования и будут искать постоянную работу с минимальной вероятностью увольнения. Эти люди отождествляют свою работу со своей карьерой. Их потребность в безопасности и стабильности ограничивает выбор вариантов карьеры. Авантюрные или краткосрочные проекты и только становящиеся на ноги компании их, скорее всего, не привлекают. Они очень ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель, и, как правило, их выбор места работы связан именно с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке. Такие люди ответственность за управление своей карьерой перекладывают на нанимателя. Часто данная ценностная ориентация сочетается с невысоким уровнем притязаний.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Диагностика личности

Содержание

Здесь приведена самая первая адаптация, сделанная в 1989 году С. Н. Ениколоповым. Но адаптация А. К. Осницкого  (1998 год) тоже встречается в литературе.

Басс разделил понятия «агрессия» и «враждебность». Враждебность — это реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Он предлагает несколько определений агрессии.Агрессия — это реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.Агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии — угроза, либо нанесение ущерба другим.

Дальнейшее разделение проводилась в направлении выделения подклассов внутри враждебности и агрессии. В результате Басс и Дарки выделили два вида враждебности (обида и подозрительность) и пять видов агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия).

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие 8 видов реакции:

1. Физическая агрессия – это использование физической силы против другого лица.2. Косвенная агрессия – это агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.3. Раздражение – это готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).4. Негативизм – это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.5. Обида – это зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.6

Подозрительность проявляется в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.7. Вербальная агрессия – это выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).8

Чувство вины выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Таким образом, опросник Басса-Дарки предназначен для выявления выраженности физической, вербальной, косвенной агрессивности, склонности к раздражению, негативизму, обиде, подозрительности, чувству вины.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками.

Обработка результатов

Для определения социально-психологических детерминации предпочтений того или иного педагогического стиля необходимо подсчитать количество совпадений ответов обследуемого с ключами субшкал теста «ОА» по каждому пункту анкеты.

Ключи субшкал S (направленности на себя), I (направленности на взаимодействие), Т (направленности на задачу) теста Смекалова и Кучера:

НС

ВД

НЗ

1.А

16.В

1.С

16.С

1.В

16.А

2.В

17.А

2.С

17.С

2.А

17.В

3.А

18.А

3.С

18.С

3.В

18.В

4.А

19.А

4.В

19.В

4.С

19.С

5.В

20.С

5.А

20.В

5.С

20.А

6.С

21.С

6.А

21.А

6.В

21.В

7.А

22.С

7.С

22.А

7.В

22.В

8.С

23.В

8.В

23.С

8.А

23.А

9.С

24.С

9.А

24.А

9.В

24.В

10.С

25.В

10.В

25.А

10.А

25.С

11.В

26.В

11.С

26.А

11.А

26.С

12.В

27.А

12.А

27.В

12.С

27.С

13.С

28.В

13.А

28.С

13.В

28.А

14.С

29.А

14.А

29.С

14.В

29.В

15.А

30.С

15.С

30.А

15.В

30.В

Примечание: Если в ключе буква (А, В или С) занесена обследуемым в столбик «Больше всего», то ему приписывается 2 балла по соответствующему виду направленности, если же она находится в столбике «Меньше всего», то ему приписывается 0 баллов. Затем выполнить ряд операций:

Шаг 1. Подсчитать число двоек (Д) и нулей (Н) для каждой субшкалы. Из числа Д вычитается число Н и к сумме прибавляется 30 по формуле ЛН – .

Шаг 2. Подсчитать сумму баллов по каждой субшкале по формулам: НС = , ВД = , НЗ = КД – Н) + 30].

Шаг 3. Подсчитать общую сумму баллов по субшкалам НС, ВД, НЗ. При правильных вычислениях эта сумма равна 90 баллам НС + ВД + НЗ = 90.

Шаг 4. На основе полученных суммарных баллов по каждой субшкале «ОА» построить профиль «направленности» и зашифровать профиль.

Кодирование

Кодирование – это зашифровка профиля с последовательным перечислением субшкал (начиная с самых высоких на профиле в порядке их снижения) с использованием их порядкового обозначения. Чтобы показать, как высоко расположены шкалы профиля, следует проставить значки, обозначающие величину Т на бланке.

Условные обозначения:

Шкалы, расположенные на 80 Т и выше, выделяются знаком «!!» на 70 – 79 «!» на 60 – 69 «**» на 50 – 59 «*» на 40 – 49 «„» на 30 – 39 «,» на 20 – 29 «–» на 10 – 19 «/» на 0 – 10 «:»

Если в профиле имеются шкалы, расположенные на одном уровне, то они записываются согласно порядковому номеру и L подчеркиваются одной линией. Если разница между показателями шкал в единицах Т не превышает IT, то они также подчеркиваются, однако первой из них ставится та, которая расположена выше, независимо от порядкового номера.

Интеграция стилей жизни

Сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой.

Для людей этой категории карьера должна ассоциироваться с общим стилем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи и карьеры. Они хотят, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к их личным и семейным проблемам. Выбирать и поддерживать определенный образ жизни для них важнее, чем добиваться успеха в карьере. Развитие карьеры их привлекает только в том случае, если она не нарушает привычный им стиль жизни и окружение

Для них важно, чтобы все было уравновешено – карьера, семья, личные интересы и т.п. Жертвовать чем-то одним ради другого им явно не свойственно

Такие люди обычно в своем поведении проявляют конформность (тенденция изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей, с тем, чтобы оно соответствовало мнению окружающих)

Общие сведения

Методики на выявление агрессии , что это и для чего они используются?

Слово «агрессия» происходит от латинского «agressio», что дословно переводится, как «приступ», «нападение».

Означает этот термин деструктивное поведение человека, которое нарушает нормы общественной морали и приносит психологический дискомфорт, а в некоторых случаях и физический ущерб объекту, который был подвержен агрессии.

Для взрослого человека склонность к агрессивному поведению может быть причиной, не позволяющей выстроить нормальные, доверительные отношения в профессиональном коллективе, что значительно снизит его потенциал успешной деятельности.

Также такое поведение может ухудшить его межличностные отношения в самой малой ячейке общества , в семье, излишняя агрессия может стать причиной психологического, а иногда и физического травмирования детей.

Очень часто излишняя неконтролируемая агрессивность приводит и к нарушению закона.

Однако наиболее остро вопрос агрессивности стоит в подростковом возрасте, в период становления личности, когда обостряются черты характера, часто выходя на уровень, граничащий с нарушениями работы психики.

Около 10-15 % подростков оказываются неприспособленными к взаимодействию с обществом, причем большинство из них проявляют склонность к агрессивному поведению.

Проявление агрессии у подростков может заключаться не только в физическом насилии, невербальном или вербальном выражении к другому человеку, но и распространяться на невоодушевленные предметы, а также проявляться и по отношению к самому себе , такое явление называют аутоагрессией.

Ее последствием может быть большое количество психологических проблем в более зрелом возрасте.

Формирование агрессии происходит в детском и подростковом возрасте. Поэтому именно в это время существует острая необходимость выявления склонности к агрессивности для последующей коррекции поведения подростка.

Для этой цели используются различные методики, в основе которых лежат следующие подходы к агрессии:

  1. Нормативный подход. Заключается в противопоставлении поведения определенного человека нормам общественной морали. При этом поведение признается агрессивным, если оно отвечает двум следующим тезисам: объекту агрессии был причинен ущерб, поведение агрессора нарушало общественные нормы.

Глубинный психологический подход. Рассматривает агрессию, как инстинктивное проявление по аналогии с другими высшими животными, &#171,инстинкт смерти&#187,, также часто отмечается связь агрессии и сексуального поведения.

Целевой подход. Определяет агрессию, как необходимую для самоутверждения, выживания и доминирования функцию. Согласно этой точке зрения, данная черта играет ведущую роль для охвата индивидуумом необходимых для его жизнедеятельности ресурсов.

Результативный подход. В данном случае агрессивность рассматривается с точки зрения нанесенного жертве ущерба, то есть определяется, исходя из результатов агрессивного поведения.

Оценка намерений агрессора. Агрессивное поведение оценивается, исходя из намерения и мотивов агрессора причинить вред объекту, который, со своей стороны, не желает подобного обращения с собой.

Эмоциональный подход. В основе этого подхода акцент внимания приходится на агрессивные чувства и связанные с ними действия.

Недифференцированный подход. Определяет агрессивность, исходя из отдельных психологических теорий. Например, с точки зрения бихевиоризма это , рефлекс, реакция на внешний раздражитель, вызывающий дискомфорт.

Когнитивная психология рассматривает агрессию, как результат обучения, при котором индивидуум выбирает для себя наиболее правильную, с точки зрения предыдущего опыта, линию поведения.

Многоаспектный подход. Затрагивает несколько или все вышеперечисленные подходы, рассматривая агрессию, как сложное проявление поведения, включающее в себя множество аспектов.

Разработанные методики помогают определить общий уровень агрессивности человека, а также выявить тенденции к отклонениям в эмоционально-аффективной сфере.

Они могут представлять собой опросники, проективные задания, интервью или какую-либо другую форму, предназначаться для взрослых или детей, уделять особое внимание проявлениям агрессии или лежащей в ее основе мотивации

Автономия (независимость)

Главное в работе – это свобода и независимость.

Первичная забота личности с такой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Они испытывают трудности, связанные с установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной, формой одежды и т.д. Они любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам. Они не любят, когда работа вмешивается в их частную жизнь, поэтому предпочитают делать независимую карьеру собственным путем. Они скорее выберут низкосортную работу, чем откажутся от автономии и независимости. Для них первоочередная задача развития карьеры – получить возможность работать самостоятельно, самому решать, как, когда и что делать для достижения тех или иных целей. Карьера для них – это, прежде всего, способ реализации их свободы, поэтому любые рамки и строгое подчинение оттолкнут их даже от внешне привлекательной вакансии. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы.

Стимульный материал

Инструкция к опроснику А. Басса и А. Дарки

Отвечайте «да» если вы согласны с утверждением, и «нет» — если не согласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать.

Вопросы методики

  1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
  2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
  3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
  1. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
  2. Не всегда получаю то, что мне положено.
  3. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  4. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
  5. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
  6. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  7. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
  8. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
  9. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
  10. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
  11. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
  12. Часто бываю не согласен с людьми.
  13. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  14. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
  15. В раздражении хлопаю дверьми.
  16. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
  17. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
  18. Меня немного огорчает моя судьба.
  19. Думаю, что многие люди не любят меня.
  20. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  21. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
  22. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
  23. Я не способен на грубые шутки.
  24. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  25. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.
  26. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
  27. Довольно многие завидуют мне.
  28. Требую, чтобы люди уважали мои права.
  29. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
  30. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
  31. От злости иногда бываю мрачным.
  32. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
  33. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
  34. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
  35. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  36. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
  37. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
  38. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  39. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
  40. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
  41. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
  42. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
  43. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
  44. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
  45. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
  46. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
  47. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
  48. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
  49. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
  50. Когда кричат на меня, кричу в ответ.
  51. Неудачи огорчают меня.
  52. Дерусь не реже и не чаще других.
  53. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  54. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
  55. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
  56. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.
  57. Ругаюсь только от злости.
  58. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
  59. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
  60. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
  61. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  62. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
  63. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
  64. Часто думаю, что живу неправильно.
  65. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  66. Не огорчаюсь из-за мелочей.
  67. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  68. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
  69. В последнее время я стал занудой.
  70. В споре часто повышаю голос.
  71. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
  72. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Профессиональная компетентность

Быть профессионалом, мастером в своем деле.

Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области. Люди с такой ориентацией хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать их способности. Вряд ли их заинтересует даже значительно более высокая должность, если она не связана с их профессиональными компетенциями. Они ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем их мастерству. Они готовы управлять другими в пределах своей компетенции, но управление не представляет для них особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу руководителя, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере.

Вызов

Сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи.

Эти люди считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Они ориентированы на то, чтобы “бросать вызов”. Для одних людей вызов представляет более трудная работа, для других это – конкуренция и межличностные отношения. Они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Они чувствуют себя преуспевающими только тогда, когда постоянно вовлечены в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования. Карьера для них – это постоянный вызов их профессионализму, и они всегда готовы его принять. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции “выигрыша – проигрыша”. Процесс борьбы и победа более важна для них, чем конкретная область деятельности или квалификация. Новизна,разнообразие и вызов имеют для них очень большую ценность, и, если все идет слишком просто, им становиться скучно.

Интерпретация субшкал «личностной направленности»

Показатели субшкал «ОА»

Характеристика педагогического стиля

1. Код: 1>2>3. Пик по 1-й субшкале «ОА»

Амбивалентный (условно профнепригодный).

Будущие педагоги отличаются от других мотивами собственного благополучия, стремлением к престижу и превосходству. Они чаще всего заняты собой, своими переживаниями и мало обращают внимания на потребности своих учеников. В педагогической работе прежде всего важны возможности удовлетворения своих притязаний вне зависимости от интересов школы (администрации, коллег и школьников).

Причем это может осознаваться педагогами такого типа (и тогда они демонстрируют свое равнодушие к работе и ученикам) или не осознаваться (в этом случае амбивалентные учителя будут искренне стремиться быть «хорошими» педагогами, но быть хорошими для них значит быть любимыми всеми без исключения и, постоянно находясь в центре внимания, получать одобрение со стороны учеников, администрации школы и др.).

При благополучном стечении обстоятельств педагоги, не осознающие свою амбивалентность и стремящиеся быть «хорошими», могут добиться определенных положительных результатов в педагогической работе. Отрицательные стороны их амбивалентности проявляются в случае конфликтной ситуации, когда кто-либо из учеников или коллег отказывается ими восхищаться

2. Код: 2>1>3. Пик по 2-й субшкале «ОА»

Ориентированный на развитие (профпригодный).

Будущие педагоги, как правило, уступают давлению школьного коллектива и испытывают трудности в организации работы целого класса на уроке и руководстве им. Стремятся поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе и отличаются потребностью в эмоциональном общении со своими учениками. Причем проявляют искренний интерес к личности учеников, их чувствам и переживаниям, могут менять весь ход урока в зависимости от состояния, настроения детей, складывающейся ситуации. Для них первостепенное значение имеет теплая, эмоциональная атмосфера на уроке, а не его логика построения, поэтому ученики чувствуют себя у таких учителей свободно и непринужденно. Причем учителя, ориентированные на развитие, проявляют интерес не к конечному результату, а к развитию самой совместной деятельности, поэтому они воспринимают учеников как своих партнеров и стремятся к их развитию и воспитанию, что им удается тем лучше, чем меньше возраст детей

3. Код: 3>1>2. Пик по 3-й субшкале «ОА»

Ориентированный на результат (профпригодный).

Будущие педагоги отличаются преобладанием мотивов, связанных с достижением учебной группой поставленной цели. Они берут в свои руки руководство классом, когда речь идет о выборе задачи. У них практически не бывает проблем с организацией ученического коллектива на уроке. Учителя, ориентированные на результат, могут работать интенсивно и увлеченно, успешно овладевая новыми навыками и умениями, добиться высоких достижений в учебной работе у своих учеников. Причем они достигают высоких результатов в обучении, используя различные педагогические технологии, придавая особое значение логике урока, его содержанию и дисциплине учеников как необходимому средству для их плодотворной работы в течение всего урока. С учениками держатся строго и официально, стремятся отстраниться от их личных проблем и переживаний, поэтому в присутствии таких учителей ученики могут испытывать некоторую напряженность, страх и отчужденность

Менеджмент

Управлять – людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п.

Для этих людей первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. С возрастом и опытом эта карьерная ориентация проявляется сильнее. Возможности для лидерства, высокого дохода, повышенных уровней ответственности и вклад в успех своей организации являются ключевыми ценностями и мотивами. Самое главное для них – управление: людьми, проектами, любыми бизнес-процессами – это в целом не имеет принципиального значения. Центральное понятие их профессионального развития – власть, осознание того, что от них зависит принятие ключевых решений. Причем для них не является принципиальным управление собственным проектом или целым бизнесом, скорее наоборот, они в большей степени ориентированы на построение карьеры в наемном менеджменте, но при условии, что им будут делегированы значительные полномочия. Человек с такой ориентацией будет считать, что не достиг цели своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Ориентационная анкета Б. Басса «Определение направленности личности»

Ориентационная (ориентировочная) анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» – 0, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
С помощью методики Б. Басса выявляются следующие направленности:
• направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность;
• направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
• направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция к методике Б. Басса «Определение направленности личности:

«Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по дан ному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы про сим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1–27) под рубрикой «больше всего».
2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».
3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.

Стабильность работы

Стабильная, надежная работа на длительное время.

Эти люди испытывают потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования и будут искать постоянную работу с минимальной вероятностью увольнения. Эти люди отождествляют свою работу со своей карьерой. Их потребность в безопасности и стабильности ограничивает выбор вариантов карьеры. Авантюрные или краткосрочные проекты и только становящиеся на ноги компании их, скорее всего, не привлекают. Они очень ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель, и, как правило, их выбор места работы связан именно с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке. Такие люди ответственность за управление своей карьерой перекладывают на нанимателя. Часто данная ценностная ориентация сочетается с невысоким уровнем притязаний.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: