Методическая разработка «виды. формы и методы рефлексии»

Определение

Слово «Рефлексия» обладает латинским происхождением. Говоря буквально, оно означает «оглянуться назад». В психологии рефлексия называется самоанализом или самонаблюдением. Их можно назвать синонимами. Определение рефлексии — это совокупность размышлений человека о его жизни и действиях, а также последующей оценки себя. Человек способен оценить себя при помощи механизмов коммуникации. По этой причине существование такого понятия, как рефлексия, невозможно без общения.

Самонаблюдение может быть различным:

  • Обычная рефлексия — человек обдумывает свои поступки, подмечает совершенные ошибки, но не зацикливается на этом.
  • Глубокая рефлексия — человек занимается самокопанием, анализирует свои действия и ответную реакцию общества. Сюда входят и размышления о мироздании и нормах нравственности.

Любое действие человека способно стать рефлексивным. Например, чувства, поступки, слова, порывы, эмоции. Они становятся рефлексивными в случае, если человек обращается к своему сознанию и пытается осуществить самоанализ. Благодаря рефлексии, человек думает и фантазирует, уходит в мир грез и начинает чувствовать себя частью реальности. Создавая в своей голове картинку идеального мира, он начинает чувствовать себя определенной личностью и действует в обществе, согласно своим установкам.

Лицемер — кто это?

Инструменты личностного развития

Предприниматели и  коуч-мотиваторы Михаил Левченко и Евгений Некоз в своей видео-беседе о важности ретроспективного анализа (рефлексии). Как Гарри Каспарову удалось стать величайшим шахматистом и почему ведение дневника поможет стать вам лучше?

Как Гарри Каспарову удалось стать величайшим шахматистом и почему ведение дневника поможет стать вам лучше?

Тайм-коды для быстрого поиска:

  Рефлексия, что это?

  Дневник — ваш новый помощник

  Подмечать то, что происходит с вами ежедневно и про дневник благодарности

  Все новое — давно забытое старое

  Главное — делать это ежедневно

Как это запланировать?

Размышление помогает вам развить свои навыки и оценить их эффективность, а не просто продолжать делать то, что вы всегда делали. Речь идет о том, чтобы задавать положительный вопрос о том, что вы делаете и зачем вы это делаете. А затем решать, существует ли лучший или более эффективный способ сделать это в будущем.

В любой роли, будь то дома или на работе, рефлексия является важной частью обучения. Вы бы не использовали рецепт во второй раз, если блюдо не сработало в первый раз, не так ли? Вы либо скорректируете рецепт, либо найдете новый и, наверняка, лучший

Когда мы учимся, мы можем застрять в рутине, которая может не работать эффективно. Размышление о ваших собственных навыках может помочь вам определить изменения, которые вам могут понадобиться.

Примеры рефлексии из жизни

Рефлексия в жизни, как она себя проявляет?

Современный ритм жизни не позволяет задумываться над важными и серьезными вопросами. В действительности, в окружающем мире существует множество возможностей развить в себе рефлексию и взглянуть на жизнь по-другому.

Попытаться подумать

Социальные сети интернет предоставляют человеку такое количество информации, что не остается даже времени на то, чтобы обдумать ее. Люди больше не должны прикладывать усилия или проводить самоанализ, ведь достаточно ввести запрос в интернет, чтобы получить ответ. По этой причине в большей части населения не развита рефлексия. Специалисты утверждают, что большое количество разнообразной информации вредит человеку. Большой поток не усваивается мозгом, в результате остаются только обрывчатые картинки и фразы, от которых не будет пользы. Мозг предназначен для размышлений на определенную тему.

Не выбиваясь из ритма жизни, можно развить в себе рефлексию. Примером из жизни может стать обычное действие. Достаточно выбрать один случай, например, прочитанную книгу, увиденный фильм или поход в музей, а потом ответить себе на следующие вопросы

  • Была ли польза от этого?
  • Получил ли я новую информацию?
  • Как я могу использовать полученный опыт?
  • Понравился ли мне персонаж (место)?
  • Что я извлек из этого?

Это позволит расслабиться и сосредоточиться одновременно. Пока человек будет отвечать на интересующие его вопросы, мозг будет активно действовать и развивать рефлексию.

Завести специальный блокнот

Склонность к самоанализу вырабатывается особым отношением к жизни

Важно обращать внимание на все детали и пытаться думать даже о том, что может стать причиной негативных эмоций. Только так человек может осознать свои ошибки. Рефлексия развивается с ранних лет, но начав обдумывать все совершенные действия, можно сделать это даже в зрелом возрасте

Человек должен задуматься над самыми важными и актуальными вопросами в своей жизни, даже если они могут причинить ему боль. Вопросов должно быть много, ведь они охватывают всю жизнь

Рефлексия развивается с ранних лет, но начав обдумывать все совершенные действия, можно сделать это даже в зрелом возрасте. Человек должен задуматься над самыми важными и актуальными вопросами в своей жизни, даже если они могут причинить ему боль. Вопросов должно быть много, ведь они охватывают всю жизнь.

После этого все это следует записать в специальный блокнот

, поделив вопросы по следующим категориям:

  • Вопросы, посвященные жизни и смерти. Философские рассуждения, смысл жизни и предназначение.
  • Основная цель в жизни. Удалось ли добиться ее? Если нет, то по каким причинам.
  • Взаимоотношения с окружающими. Должны быть включены не только доброжелатели, но и те, с кем отношения испорчены. Ответить на вопрос «почему так случилось и как этого можно было избежать».
  • О духовном мире, религии и Боге.
  • О прошлых ошибках и действиях. Ответить на вопрос «что я сделал неправильно и как это можно было исправить».
  • О планах и заветных мечтах. Ответить на вопрос «как я могу добиться этого».
  • О материальных ценностях. Ответить на вопрос «что мне важнее всего в моей жизни».

Важно:

Большинство из этих вопросов могут вызвать у человека серьезные затруднения, ведь отвечать необходимо честно. Рефлексия предполагает самоанализ. Человек должен уметь признавать не только свои положительные стороны, но и недостатки. Ответив на все вопросы честно и проанализировав их, человек может узнать о себе много нового.

Примеры глубокой и неглубокой рефлексии

Рефлексия бывает различной глубины. «Напрасно я решила, что мой новый начальник – тиран и деспот, это мне показалось, на самом деле он строгий, педантичный, но не злой» – вот пример неглубокой, но очень полезной рефлексии.

«Возможно, я почему-то изначально думаю о людях плохо» – это уже начало самоанализа. «Вероятно, я до сих пор нахожусь под влиянием взглядов мамы, которая критиковала отца и других родственников» – еще более глубокий уровень рефлексии.

Огромное значение рефлексии для саморазвития и личностного роста придавали такие выдающиеся психологи, как Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн.

Изначально понятие рефлексии возникло в философии и означало обращение внимания человека на то, что происходит в его сознании.

Размышления о рефлексии мы встречаем в трудах великих философов; о ней писали Декарт, Локк, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Гуссерль и многие другие. Это неудивительно, ведь в сфере философии рефлексия направлена на осмысление основ науки, искусства, культуры, религии, самой философии.

Размышлять над такими вопросами полезно, однако и здесь все хорошо в меру: человек, чрезмерно углубленный в рефлексию, и сам не находит покоя в душе, и часто создает проблемы своим близким.

Формы рефлексии

При определении форм рефлексии учитывается ряд факторов:

  1. Функции, которые она выполняет во времени. С этой точки зрения различают ситуативную, ретроспективную и перспективную формы рефлексии.

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, то есть осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, нахождения причины собственных неудач и успехов.

12 стр., 5580 слов

Психологическое явление трудовой деятельности человека

… необходимо решить следующие задачи: ·рассмотреть физиологические особенности человека и их влияние на трудовую деятельность; ·изучить психические явления в трудовой деятельности человека; ·раскрыть способности человека как фактор особенности труда; ·обозначить влияние …

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

  1. Состав группы, осуществляющей рефлексию: субъект деятельности может быть представлен как отдельным индивидом, так и группой.

И.О. Ладенко описывает внутрисубъектные и межсубъектные формы рефлексии.

Внутрисубъектные формы включают корректирующую, избирательную и дополняющую рефлексии. Корректирующая рефлексия выступает средством адаптации выбранного способа к конкретным условиям. Посредством избирательной рефлексии производится выбор одного или двух и более способов решения задачи. С помощью дополняющей рефлексии производится усложнение выбранного способа посредством добавления к нему новых элементов.

Межсубъектные формы представлены кооперативной, состязательной и противодействующей рефлексией. Кооперативная рефлексия обеспечивает объединение двух или более субъектов для достижения ими общей цели. Состязательная рефлексия служит самоорганизации субъектов в условиях их соревнования или соперничества. Противодействующая рефлексия выступает средством борьбы двух или более субъектов за преобладание или завоевание чего-либо.

  1. Объект работы: рефлексия в области самосознания, рефлексия образа действия и рефлексия профессиональной деятельности, причем первые две формы являются основой для развития и формирования третьей.

Рефлексия в области самосознания это такая форма рефлексии, которая непосредственно сказывается на сформированности сензитивной способности человека.

Различают три уровня:

1) первый уровень связан с отражением и с последующим самостоятельным конструированием личностных смыслов;

2) второй уровень связан с осознанием себя как самостоятельной личности, отличной от других;

3) третий уровень предполагает осознание себя как субъекта коммуникативной связи и анализ возможности и результатов собственного влияния на окружающих.

Рефлексия образа действия это анализ технологий, которые применяет личность для достижения тех или иных целей. Она ответственна за правильное использование тех принципов действий, с которыми человек уже знаком.

Рефлексия профессиональной деятельности это такая форма рефлексии, которая включает результат фиксирования уровня своего профессионального развития и саморазвития, его анализ, что проявляется в способности специалиста занимать аналитическую позицию по отношению к собственной профессиональной деятельности; а также соотношение внутреннего состояния своего «Я» и тех особенностей, которые позволяют отличить преподавателя одной дисциплины от преподавателя другой.

Саморефлексия и самосознание

Современная терапевтическая практика рассматривает рефлексию как необходимую основу для личностного роста, ответственного выбора, душевного спокойствия и психосоматического здоровья.

В рефлексивном слое сознания происходит осмысление смыслов, смыслы становятся объективными, действия соотносятся с мотивами, происходят процессы с личностной спецификой.

В данном случае саморефлексия — это когда субъектом рефлексии становится сам индивид, его потребности, мотивы и смыслы. Саморефлексия тесно связана с самосознанием.

Известный российский психолог Л. С. Выготский рассматривал саморефлексию как один из ведущих факторов развития личности и указывал на «глубокое различие между нерефлексивной, наивной структурой личности, с одной стороны, и рефлексивной структурой личности, с другой. Рефлексия может оказывать перестраивающее влияние на личность (самонастройка).»

В этом контексте рефлексия — это не только самопонимание и самопознание, но и такие процессы, как понимание и соотнесение с другими.

Рефлексия помогает достичь соотнесения собственного сознания, ценностей и мнений с ценностями, мнениями и отношениями других людей, групп, общества и, наконец, всего человечества.

Размышлять о чем-то — значит «терпеть», «просеивать свой внутренний мир», «переосмысливать». В сетевом процессе размышлять — значит давать не оценочную, эмпатическую обратную связь тому, что было услышано, увидено и глубоко прочувствовано на сеансе.

Мы видим реальность не такой, какая она есть, а такой, какой мы можем ее видеть, будучи такими, какие мы есть, и с помощью имеющихся в нашем распоряжении средств видения.

Тем не менее, нам часто не хватает понимания нашей собственной точки зрения и ограничения нашего собственного видения, и мы можем быть убеждены, что наше видение мира является единственно правильным и возможным.

Один человек не может построить целостную картину мира, и один человек не может объяснить ее. Мы воспринимаем мир однозначно, и проблемы возникают, когда мы начинаем спорить о том, чье восприятие является правильным.

Часто проблема заключается в том, что человек в силу определенных причин не принимает предложения кого-то другого в качестве вариантов решения проблемы.

Такие причины могут быть экономическими, политическими, культурными, религиозными, теоретическими, практическими и (или) связаны с различиями в этнической принадлежности или культуре.

Соответственно, для ученого человека существует огромное количество «истин», порой взаимоисключающих.

Мир рефлексии разнообразен, обилен и уникален для каждого человека. В частности, способность к рефлексии дает человеку возможность формировать образы и смыслы жизни и действий и блокировать то, что он считает неэффективными «схемами».

Важной характеристикой рефлексивных личностей является их способность управлять собственной деятельностью в соответствии со своими личностными ценностями и смыслами, формировать и переключать на новые механизмы изменения обстоятельств, целей и задач или деятельности. Мы постоянно размышляем о повседневных проблемах и ситуациях: что было хорошо, а что нет? Почему? Как я к этому отношусь?

Мы постоянно размышляем о повседневных проблемах и ситуациях: что было хорошо, а что нет? Почему? Как я к этому отношусь?

Рефлексия — это средство обработки мыслей и чувств о происшествии или трудном дне, она дает нам возможность прийти к согласию с нашими мыслями и чувствами по этому поводу.

Рефлексия может быть особенно полезна при работе с трудной или сложной ситуацией. Этот тип размышления может иметь место, когда у нас есть время, чтобы отойти от чего-то или проговорить: «Поразмыслив, я думаю, что Вы, возможно, правы» или: «поразмыслив, я понимаю, что был расстроен, потому что…».

Этот тип более сфокусированного размышления может привести к новому способу реагирования или подхода к ситуации в следующий раз.

Когда вы размышляете и пишете рефлексивно в рамках своих академических исследований, от вас ожидают, что вы будете записывать процесс своей рефлексии, а также выявлять и оценивать полученные знания.

О чем бы вы ни размышляли, важны следующие моменты:

  • Рефлексия – это исследование и объяснение событий, а не просто их описание.
  • Рефлексия часто включает в себя выявление тревог, ошибок и слабостей, а также сильных сторон и успехов.
  • Обычно необходимо выбрать только наиболее значимые части события или идеи, над которыми вы размышляете. Не пытайтесь рассказать всю историю целиком, иначе вы в конечном итоге будете только описывать, а не размышлять.
  • Часто полезно размышлять о будущем – когда вы можете сделать что-то по-другому в результате размышления, — а также размышлять о прошлом.

Условия философской рефлексии

Чтобы рефлексировать человек должен учитывать следующие моменты:

  1. Уметь абстрагироваться. Должно быть хорошо развито воображение. В философии это одно из самых важных условий мысли;
  2. Уметь создавать вероятные условия эксперимента;
  3. Устанавливать связи сразу между целой системой объектов;
  4. Быть скептически настроенным, то есть абсолютно всё подвергать сомнению. Философия всё подвергает сомнению, чтобы найти истинное знание.

В общем смысле слова философская рефлексия направлена на самопознание своего существования. Это продвижение человека на пути к просветлению, на пути к наилучшему самоосознанию. Это открытие абсолютно новых направлений мысли; это расширение границ видения всего сущего. Рефлексия позволяет в какой-то степени увидеть относительность предметов друг от друга, определить их величину, значение.

Почему человек постоянно обращается назад, перебирает события прошлого. Потому что движение вперёд допустимо в случае какого-то воздействия в направлении «вперёд». Всякое движение осуществляется благодаря чему-то, благодаря способствующим событиям. Если никакого влияния извне на предмет не происходит, то и предмет продолжит находиться в состоянии покоя. Поэтому тщательное изучение имеющихся фактов, имеющихся единиц для осуществления мыслительной деятельности и непрерывное движение к истине постепенно создаёт импульс, который необходим для движения вперёд. В философии инструментом создания этого импульса является обращение назад.

Истина постигается лишь терпеливыми. Теми, кто способен сохранять спокойствие; кто умеет устанавливать связи между событиями; кто чувствует потребность в истине. Рефлексия чем-то похожа на состояние медитации. В каком-то смысле это так и есть, но здесь не применяются медитирующие техники. Человек находится в привычном состоянии, но мыслительная деятельность отвлечена от настоящих внешних раздражителей.

Рефлексивность как психологическая часть личности

Рефлексивность в психологии – это умение человека размышлять и анализировать собственную личность с включением:

  • уже произошедших событий;
  • проделанных действий (поступков);
  • осуществимых успехов либо неудач;
  • текущего эмоционального состояния;
  • характеристики присущих качеств характера.

Глубина рефлексивного самоанализа индивидуальна. Зависит она от степени духовного развития субъекта, уровня его самоконтроля, моральных качеств, степени образованности. Также рефлексия уточняет (поддерживает либо купирует) происходящее действие.

Рефлексия играет огромную роль в становлении личности

Для внутренней гармонии важно, чтобы эти понятия были связаны между собой. Это подтверждается следующими фактами:

  1. Рефлексия без действования ведет к зацикливанию личности на собственном «Я».
  2. Действие без рефлексии приводит к бестолковым, легкомысленным и необдуманным поступкам.

В области психологии рефлексия является важным ключевым моментом. На рефлексологии выстроено большинство психологических исследований. Изучение этого феномена (ее структуры, динамики развития) помогает понять глубокие механизмы формирования человеческой личности.

Для полного раскрытия рефлексивных процессов в психологии, этот феномен рассматривается с уровня различных подходов в исследовании:

  • личности;
  • сознания;
  • мышления;
  • творчества.

Виды рефлексии

Представленная ниже классификация рефлексии считается одной из самых распространенных в психологии. Каждый из видов отличается своими специфическими признаками и особенностями. Вкратце рассмотрим эти виды:

  • Личностная рефлексия. В данном случае объект познания – это личность рефлексирующего человека. Он оценивает себя, свои поступки и действия, мысли и поведение, отношение к себе, другим людям и окружающему миру.
  • Интеллектуальная рефлексия. Активизируется тогда, когда человек решает какую-либо интеллектуальную задачу. Благодаря такой саморефлексии он может множество раз возвращаться к исходным условиям этой задачи (или ситуации) и находить наиболее эффективные и рациональные способы ее разрешения.
  • Коммуникативная рефлексия. Здесь человек старается познать других людей. Делается это посредством оценки и анализа их поступков, поведения, реакций, эмоциональных проявлений и т.д. При этом человек стремится понять причины, по которым люди ведут себя тем или иным образом, чтобы получить более объективное представление о внутреннем мире окружающих.

Однако вышеназванные виды рефлексии не исчерпывают все их многообразие. Те ее виды, о которых мы уже сказали, относятся либо к философскому, либо к психологическому пониманию данного феномена. Но рефлексию можно также рассматривать еще и с точки зрения науки и общества:

  • Научная рефлексия. Предназначена для исследования и анализа научных знаний и инструментов, методов получения результатов научной работы, научных обоснований, теорий, точек зрения и законов.
  • Социальная рефлексия. Уникальный вид рефлексии, суть которого состоит в понимании эмоций и поступков других людей с помощью размышлений за них, от их имени. Интересно, что социальная рефлексия имеет еще одно название – «внутреннее предательство». Внутренний мир окружающих познается через собственные размышления, т.е. человек «входит в образ» интересующей его персоны и пытается понять, что думает о себе как сам этот человек, так и те, с кем он взаимодействует.

Любой из видов рефлексии (философская, психологическая, социальная или научная) занимает особое место в жизни человека. В зависимости от преследуемой цели можно обратиться к конкретному «направлению», и действовать, исходя из него. Примеры рефлексии подобрать очень просто:

  • если нужно лучше понять себя, нужно обратиться к личностной рефлексии;
  • если нужно лучше понять процесс решения какой-то задачи, нужно обратиться к интеллектуальной рефлексии;
  • если нужно лучше понять другого человека, нужно обратиться к коммуникативной или социальной рефлексии;
  • если нужно лучше понять какое-то научное направление или научный метод, нужно обратиться к научной рефлексии.

Может показаться, что все это требует огромных усилий, специфических знаний и уникальных навыков, но в действительности все обстоит намного проще. Рефлексия, какой бы она ни была, почти всегда подчинена единому алгоритму (он может отличаться только по форме (в зависимости от вида рефлексии), но не по сути). И теперь мы хотим рассказать вам, как развить в себе рефлексию, т.е. как ей научиться.

Неправильная рефлексия

Рефлексия в психологии позиционируется как терапевтический способ самоанализа. Правильно выстроенная рефлексия ведет к положительным внутренним переменам и личностному росту. Однако, чтобы получить позитивную динамику, нужно проводить самоанализ с соблюдением определенных правил, иначе рефлексия может перетекать в самоедство.

Проведенный учеными эксперимент среди рефлексирующих студентов дал интересные результаты. Было обнаружено, что у таких студентов низкий уровень психологического благополучия. Как отметила психолог Таша Эврих, в этом виноват не процесс, а неверный к нему подход.

Рефлексирующие люди часто погружаются в философские размышления, концентрируясь на вопросе «почему?», тогда как лучше задавать себе другой вопрос: «что?». «Что случилось? Что я чувствую? Что мне нужно предпринять, чтобы не повторять подобного в будущем и чтобы облегчить свое состояние сейчас?»

Это утверждение поддерживают и другие исследования. Например, в одном из экспериментов студентам было предложено рефлексировать по поводу несданного экзамена. Задававшие себе вопрос: «Почему так произошло?», концентрировались на своих недостатках, ругали себя за совершенные ошибки, заново переживали неудачу. В результате подавленное состояние не покидало их и на следующий день.

Всегда более эффективным является понять, что делать, чем выяснять, кто во всем виноват. У врачей даже есть термин «деструктивная рефлексия». Она характерна для людей с завышенным уровнем самокритики. Ее часто используют пациенты с неврозами, которые склонны к непрерывному анализу своих мыслей, поступков и поведения.

Вот, например, знакомая всем ситуация: вы опоздали со сроком сдачи отчета на работе. После этого можно погрузиться в самокопание и долго упрекать себя, что вы не умеете расставлять приоритеты в списке задач, планировать свое время. Потом остается небольшой шажок, чтобы сделать вывод о своей профессиональной некомпетентности. И вы его непременно делаете, заодно вспоминая всегда и везде опаздывающего родственника и решая, что всему виной генетика. Такая саморефлексия не приведет ни к чему хорошему. Вы снизите свою самооценку, будете чувствовать себя подавленным, а мотивация решиться взять новое задание пропадет.

Теперь разверните свои мысли и попробуйте посмотреть на ситуацию по-другому. Что помешало выполнить задачу в поставленный срок? Возможно, вы поймете, что нужно перестроить рабочий график. Либо вы придете к выводу, что нагружены заданиями с переизбытком и это мешает справиться с ними в оговоренные сроки.

Поверните размышления в сторону обдумывания эффективности. Попробуйте посмотреть на ситуацию со стороны или представьте, что данную ошибку совершили не вы, а другой сотрудник. И в результате вы поймете, что стоило сделать и что нужно учесть на будущее, чтобы подобного не повторялось. Возможно, вы решите овладеть тайм-менеджментом или установить коммуникацию с руководителем.

Понятие саморефлексии

Саморефлескию часто отождествляют с рефлексией. Отчасти это верно. Разница между понятиями в том, что приставка «само» свидетельствуют об отражении самого себя, а не только внешнего мира, событий и других людей.

Саморефлексирующие люди постоянно прислушиваются к собственным чувствам и эмоциям, пытаются их анализировать. Подобные упражнения очень полезны для понимания собственного «я», личных желаний и потребностей. Как часто мы ориентируемся на ожидания других людей, ищем оценку своих поступков со стороны. В итоге — остаются не реализованными собственные мечты и внутренние потребности.

Молодые люди поступают на обучение престижным профессиям, а душа тянется к творческим изыскам. В результате профессия не приносит удовлетворения, зато родители довольны! Человек проживает не интересную жизнь, подавляя имеющиеся таланты.

Есть и другая сторона. В гипертрофированных случаях, человек постоянно прислушивается к эмоциям. Он зацикливается на личностных переживаниях и становится невротиком, не видя внешнего мира, который прекрасен. Человек перестает получать удовольствие от жизни, постоянно анализируя собственное состояние.

В таком случае важно вовремя выйти «из себя» наружу, сделать глубокий вдох, ощутить материальные вещи: стол, пол, стену, руки, ноги, звуки и запахи. Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела

Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания)

Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела. Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания).

Зафиксированы случаи, когда женщины находят у себя все признаки беременности, а разубедить в этом их способны только результаты повторных лабораторных обследований (например, УЗИ). Конечно, если есть подозрения на заболевание, необходимо пройти медицинский осмотр. Но когда человек понимает, что его опасения надуманны, следует уходить от сосредоточения на личных ощущениях, игнорировать их.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: