Структура личности по Фрейду
В теории личности Фрейда структура личности изображается как состоящая из трёх областей: бессознательного {Id), эго, сознательного или самосознательного человека {Эго), и «суперсознательного» или сверхсознательного человека {Супер-Эго) (рис. 26).
По мнению Фрейда, бессознательное состоит из двух основных инстинктов человека: инстинкта жизни и инстинкта смерти. Первое побуждает человека сохранить и продолжить жизнь, второе — положить ей конец (разрушение). Эти два инстинкта не осознаются и не признаются человеком как действительно определяющие его поведение, но они существуют и действуют, тем не менее, заставляя человека постоянно искать пути своего полного удовлетворения. Реализуя эти стремления, человек действует, по словам Фрейда, на основе «принципа удовольствия».
Однако, когда человек живет в современном обществе среди других людей, у него нет возможности открыто и в полной мере удовлетворить эти инстинкты, потому что условия жизни в обществе, его моральные и другие нормы ограничивают не только удовлетворение, но даже открытое проявление этих инстинктов в поведении. Человек с детства воспитывается, чтобы сдерживать эти инстинкты, и в конце концов учится этому, изучая правила и нормы культурного поведения в обществе. Соответствующие нормы и связанные с ними формы социального поведения также являются частью его личности, но занимают лишь верхнюю ее часть, «супер-я». Эта структура личности регулирует поведение человека на основе «чувства долга и морали».
Согласно Фрейду, между бессознательным и «супер-эго» существует неразрешимый конфликт, который порождает множество внутриличностных проблем и конфликтов. В определенной степени человеку удается если не решить их, то частично или временно, путем разработки и использования механизмов психологической защиты. Это способы рационального объяснения и оправдания действий человека, которые мотивированы инстинктами, а также способы избавления от чувства страха, которое человек может испытывать из-за осознания того, что своим поведением нарушает социальные нормы, ведет себя аморально. Психологические защитные механизмы являются частью третьей подструктуры личности, «самости», сознания или самосознания. Ниже перечислены некоторые механизмы психологической защиты, которые Фрейд называет и определяет в своей теории.
- отказ. Когда реальность кажется человеку неприятной, он закрывает на нее глаза, старается не воспринимать ее, отрицает существование ситуации или преуменьшает угрозу, которую она представляет для него самого. Распространенной формой такого поведения является отказ, отрицание того, что критика несправедлива, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях отрицание может играть положительную роль, например, когда человек серьезно болен и отрицает этот факт (так он находит в себе силы бороться со своей болезнью). Однако чаще всего отрицание мешает людям нормально жить и работать, потому что, не признавая существующей опасности и отказываясь от справедливой критики, они не предпринимают никаких действий для устранения опасности или исправления собственных недостатков.
- подавление. В отличие от отрицания, которое в большинстве случаев относится к информации, поступающей к человеку извне, подавление подразумевает блокирование «эго» внутренних импульсов, которые исходят от «суперэго» и указывают человеку на что-то неприятное внутри себя. В этом случае неприятные переживания и неприемлемые для индивида знания о себе как бы подавляются из сферы его сознания, не влияют на его актуальное поведение. Чаще всего подавляются мысли и желания, противоречащие принятым человеком моральным нормам и ценностям.
Создатели концепций
Ученые выделили две концепции развития личности – это:
- Биогенетическая или биологическая – рассматривает человека как существо по природе, а поведение зависит от имеющихся инстинктов, влечений и потребностей. В своих трудах эту теорию раскрывали австриец Зигмунд Фрейд, англичанин Чарльз Дарвин, немец Иоганн Петер Мюллер, американец Грэнвилл Стэнли Холл и т.д.
- Социогенетическая или социальная – среда – это главный фактор в развитии человека, помогающий индивиду социализироваться. Этого мнения придерживались британец Джон Локк, советский психолог Лев Выготский, советский педагог Антон Макаренко.
Выведена еще одна концепция, состоящая из двух описанных выше. Называется она биосоциальная. Ее сторонники считают, что психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность создаются под влиянием социума.
Главные позиции идеи:
- Психическое развитие индивида приходится на этапы исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит наследственности;
- Детерминанта поведения – это созревание организма, а развитие – это комплекс количественных изменений человека;
- Наличие биологической связи ребенка с обществом;
- Воспитание и социальная среда провоцируют развитие наследственных черт;
- Недопустимо вмешательство в природу ребенка.
В суть биогенетической концепции положено множество теорий развития личности. Одна из них принадлежит Фрейду. Его психодинамическая теория развития говорит, что инстинкты, порождающие желание, – это основной источник развития личности. Энергия либидо бывает положительной и отрицательной. В первом случае она направлена на продолжение рода и проявляется в сексуальном влечении. Если либидо не вышло, то энергия превращается в разрушающую и проявляется в агрессии.
Фрейд говорил, что между желанием человека и морально-этическими ограничениями идет борьба. В результате такого взаимодействия формируется личность.
Эпигенетическая теория Е.Эриксона также основана на биологической концепции. Развитие личности, говорит ученый, – это социальное приспособление в процессе взросления. Среда – это фактор, где развивается человек. Выделение и описание 8 стадий развития считается достижением его теории.
Теория оперантного обусловливания Скиннера построена на основе работ И.П.Павлова по условным рефлексам. Ее основа биологическая. В теории есть недостатки – уменьшенная роль среды и социума. Но есть и достижения:
Основа идеи развития личности;
Важность активности для саморазвития;
Игра в жизни ребенка, игра как подготовка для будущего;
Теория научения личности;
Изучение биологического фактора в развитии личности, что стало началом исследования генетики и психогенетики.
Психодинамические теории: личность, внутренние конфликты и ранняя жизнь
В отличие от современных теорий черт, те, что основаны на психоаналитических идеях, имеют тенденцию подчеркивать потенциальную роль раннего развития в формировании личности. Зигмунд Фрейд , отец психоанализа, описал личность, в частности, как состоящую из трех компонентов: инстинктивного «Ид», связанного с моралью «супер-эго» и относительно умеренного «эго». Было предложено, чтобы взаимодействия между этими элементами помогли объяснить поведение человека. Он также считал, что детские переживания имеют большое влияние на личность человека.
Многие теоретики, последовавшие за Фрейдом (и чье мышление часто описывается термином психодинамический, а не психоаналитический), уточнили или отошли от его идей. Одним из них был Карл Юнг, который предложил психологические «типы», которые вдохновили популярный тест, известный как индикатор типа Майерс-Бриггс .
Развитие личности в психологии
Под понятием «личность» в первую очередь понимают социальную природу человека, раскрывающуюся в системе общественных отношений.
Определение
Развитие личности — это процесс формирования социальных, интеллектуальных, духовных качеств человека под влиянием внешних и внутренних факторов.
Динамические процессы развития личности изучаются в специальных психологических дисциплинах:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- психология личности;
- психология развития;
- возрастная психология.
Формирование личности происходит под влиянием 2-х групп факторов:
- биологические — наследственность, природные задатки и предрасположенности;
- социальные — среда, воспитание, культурные и иные особенности.
Российский ученый Анатолий Мудрик предложил выделять социальные факторы 4-х уровней:
- мега — общепланетарные;
- макро — государственные;
- мезо — этнические, демографические, региональные;
- микро — семейные, субкультурные, образовательные и др.
В процессе социализации личностное начало развивается на нескольких уровнях:
- мотивационный — формирование ценностей, установок, направленности деятельности;
- информационный — приобретение знаний, представлений, теорий;
- операционный — обучение навыкам, приемам, методикам, алгоритмам действия.
Путь в психологии развития личности
Природа человека и путь к личностному самовоспитанию
Природа человека имеет свою классификацию в психологии:
- Безусловно позитивная;
- Условно позитивная;
- Нейтральная;
- Повреждённая.
Уже исходя из выявленной природы человека, возможно построение пути к личностному росту.
Например, в “безусловно позитивной” природе человека, смыслом воспитания будет выступать помощь ему психолога в актуализации. При “условно позитивной” природе человека, смысл воспитания поменяется на экзистенциальный подход психолога в помощи при выборе.
Если же брать нейтральную человеческую природу, то здесь смыслом воспитания станет формирование и коррекция личности психологом. Что же касается последней вариации человеческой природы – поврежденной, то здесь уже на плечи психолога ляжет более сложная задача – исправление и компенсация.
Истоки психологии личностного роста
Если вернуться к истокам создания теории о психологии личностного роста, то здесь стоит поблагодарить её “отцов” американских психологов Карла Рэнсом Роджераса и Абрахама Харольда Маслоу. Именно они когда-то создали свою гуманистическую концепцию, в рамках которой сформировалась психология личностного роста.
Психология личностного роста в современном мире
Годы практики и трудов многих талантливых психологов по-своему “отшлифовали” психологию личностного роста, преобразовав её в удобный инструмент для проведения мотивационных тренингов по саморазвитию человека.
В современной практике проведение подобных тренингов особенно популярно среди психологов и их слушателей. Но стоит отметить, что изначальная теория психологии личностного роста со временем приобрела свои новые особенности.
Например, наш современник, бизнес-тренер Григорий Спижевой выступил автором новой книги по теме личностного роста. В его теории выступают такие понятия, как “внутренняя гармония”, “взаимоотношения с самим собой”, “отношения Я+Я”, “отношения Я+другие”, “отношения с окружающим миром” и, конечно же, “саморазвитие”. По замыслу Спижевой, все эти понятия и составляют всю психологию личностного роста.
Ссылки
Учебники по психологии личности
- Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ
- Холл К., Линдсей Д. Теории личности
- Старовойтенко Е.Б., Психология личности в парадигме жизненных отношений
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии
- Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии
Теории личности
- Фрейд З. Введение в психоанализ лекции 1-14.
- Юнг К.Г. Проблема души современного человека
- Берн Э. Игры, в которые играют люди
- Фромм Э. Искусство любить
- Маслоу А. Основные допущения о природе человека
- Эриксон Э. Восемь возрастов жизни человека
- Роджерс К. Полноценно функционирующий человек
- Франкл В. Основные понятия логотерапии
- Лэнгле А. Психотерапия — научный метод или духовная практика?
- Мэй Р. Открытие бытия
- Уколова Е. М. Идея личности в учении Виктора Франкла. Дисс. канд. психологич. наук. – М.: 2020.
Научно-популярные ресурсы по психологии личности
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных
- Библиотека по психологии и саморазвитию
- Статьи по популярной психологии
- Статьи по психологии. Психология отношений
- всего от athene’s (Новое в неврологии, квантовой психологии -фильм)
- Статьи по психологии
Механизмы развития личности в психологии
Механизмами развития личности в психологии являются присвоение, обособление и идентификация индивидуума.
Если смотреть более углублённо, то присвоение – это создание и формирование личности через общение человека с окружающим миром, в прямом смысле слова – навязывание ему мировых устоев и порядков. Обособление же выступает в роли отстаивания своей первоначальной природной сущности. А идентификация является обратным процессом – соотношение, а порой даже копирование человеком окружающих или же своих кумиров.
Присвоение
Таким образом, такой механизм развития личности в психологии, как “присвоение” по своей сути является наиболее распространённым. В себе он подразумевает самостоятельное формирование и развитие личности при контакте человека с окружающей средой. То есть, любая его личная и общественная деятельность способствует формированию и “присвоению” личностных качеств и их последующему развитию.
Обособление
Такой механизм развития личности в психологии как “обособление”, несёт в себе намного больше свободы, нежели “присвоение”. В таком случает, индивидуум не готов воспринимать общественные устои и стремиться выделить себя среди остальных. В таком случае запускается процесс индивидуализации, что формирует индивидуальные личностные качества человека, отделяющие его от остальных представителей общества.
Причём у данного механизма развития личности в психологии есть сразу два направления: внутреннее (психологическое) и внешнее (материально-физическое). К внутреннему формированию относятся индивидуальные психологические характеристики (уровень интеллекта, тип темперамента, черты характера и так далее), а к внешнему подходят физические изменения (национальность, гендерная идентичность и так далее).
Идентификация
Последний же механизм развития личности в психологии – “идентификация” – самый сложный. В данном случае индивидуум пытается подрожать объекту, к которому проявляет симпатию или интерес. То есть, это процесс копирования другой личности на эмоциональном и ином уровнях. Недаром говорят, что дети с раннего возраста во всём подражают своим родителям, здесь как раз таки и вступает в действие данный механизм развития личности в психологии.
Психология развития личности человека: понятие, факторы и этапы
Иными словами, это процесс изменения организма в направлении высшей формы жизнедеятельности.
Взгляды людей естественным образом изменяются в течение всей жизни по целому ряду причин. Личностно вырастая, человек переосмысливает свой опыт, ищет удачные решения для различных ситуаций, решает поставленные задачи.
Происходит это под влиянием следующих ключевых факторов, как внутренних, так и внешних:
- биологическая наследственность;
- ближайшее окружение на физическом уровне;
- культурные аспекты общества;
- коллективный (групповой) опыт;
- индивидуальный опыт.
Развитие личности осуществляется за 5 основных этапов в зависимости от возрастной категории человека:
- Младенчество.
- Детство.
- Отрочество.
- Совершеннолетие (юность).
- Старость.
Научные подходы в психологии личности человека
В психологической науке существуют разные подходы к изучению мужчин и женщин.
Поиск личностных отличий
Глубинная или психодинамическая теория личности
Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.
Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.
Феноменологическая теория личности
В феноменологическом подходе главный акцент делается на самостоятельность индивида в моменты принятия значимых решений. Сторонники этой теоретической концепции полагали, что каждый сам несет ответственность за свое настроение и за результат своих действий, потому что он обладает мышлением. В качестве стимула к развитию авторы этого подхода предлагали рассматривать потребность участников общественных отношений к самоактуализации, самовыражению и самосовершенствованию.
Диспозициональная теория личности – теория черт
Диспозиционная теория формирования индивидуальности основывается на работах Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттэлла. Эти ученые утверждали, что от природы люди наделены определенным набором диспозиций – индивидуальных особенностей. Эти индивидуально-типологические черты определяют стиль общения, особенности реагирования людей на те или иные ситуации. Авторы составили описание различных вариантов сочетания диспозиций, в результате чего получился список типов личности.
Внимание! Согласно этой концепции, диспозиции не зависят от опыта индивида и не подлежат кардинальным изменениям. Они постоянны, целенаправленно корректировать их очень сложно
Поведенческие теории личности
Объектом изучения в этом подходе явился жизненный опыт человека как показатель его социального развития. Разработчики этой теории были уверены в том, что становление индивидуальности не может происходить в отрыве от окружающей действительности и без взаимодействия с другими людьми. Изучая личность, исследователи производят оценку ее коммуникативных навыков, поведенческих реакций, особенностей участия в совместной деятельности.
Разное поведение
Согласно философии этого подхода, человек является субъектом общественной жизни. Понятие личности как субъекта отношений в психологию ввел С.Л. Рубинштейн. Первоначальная поведенческая концепция становления персоны в дальнейшем разделилась на 2 школы:
- Бихевиористская школа, основоположниками которой стали Дж. Уотсон и Б. Скинер. Главной мыслью в концепции этого направления стало то, что внешняя среда применительно к поведению является определяющим фактором.
- Установочная школа, которую основали А. Бандура и Дж. Роттер. Эти ученые доказывали, что поведение человека объясняется его внутренними мотивами и установками. То, как человек общается, зависит от его восприятия ситуации и мотивов вступления в контакт с собеседником.
Когнитивные теории личности
Данное направление изучения персональной структуры основывается на объяснении действий и поступков человека с позиции познания. Многие исследователи уверены, что познавательный интерес определяет активность индивида, ведь занятие по интересам и профессию люди выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и симпатиями к тому или иному виду деятельности.
Познавая мир, человек создает уникальные конструкты. В них отражаются интересы и склонности личности. Как правило, индивидуальными конструктами объясняется избирательность человека в общении: он легче сходится с тем партнером, чьи модели-конструкты схожи с его собственными.
Хорошие отношения с окружающими
Психология личности сформировалась как самостоятельная отрасль психологической науки, объектом изучения которой стали этапы становления личностных структур и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Сегодня теоретические положения этой науки интересны не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. Это обусловлено тем, что человеку нужно уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, независимо от того, в какой сфере экономической деятельности он трудится. Поэтому знание основ психологии личности будет полезным каждому для оптимизации социальных контактов и познания себя.
Концепция духовно-нравственного развития личности
Согласно другой концепции (духовно-нравственной), вся жизнь человека подчинена тем отношениям, которые у него выстраиваются с другими людьми. Человек постоянно стремится к социализации, что и проявляется в его отношениях с людьми. Основной упор в развитии личности делается на ее воспитание и школьное обучение. Именно в этот период ребенок получает навыки социального взаимодействия с тем окружением, в котором он проживает.
Здесь включаются традиции, мораль, этика и прочие правила, которые приняты в обществе. Личность их должна изучить. Вместе с тем моральность не выступает важным фактором в формировании полноценной личности, поскольку она больше регулирует внешние проявления индивида, а не внутренние.
В человеке должно находиться внутреннее желание быть высококультурным, нравственным, воспитанным, интеллигентным. Без этого все меры, направленные на воспитание личности, будут лишь ограничивать ее, заставлять быть не собой. Если же человек сам желает быть духовно-нравственным, тогда у него есть стимулы для развития в себе соответствующих навыков.
Биологическая концепция формирования личности
Сторонники: Ч. Дарвин, И. Мюллер, С. Холл и др.
Согласно биологической концепции, человек является некой «копилкой генетической информации», получаемой им от обоих родителей и заложенной в материнских и отцовских предках. При этом важную роль играет также и пренатальный период: то есть образ жизни и эмоции матери во время беременности
Разумеется, глупо отрицать важность всего вышеперечисленного, но следует отчетливо понимать, что мы не наследуем от наших прародителей черты характера или мотивацию к достижению целей. Мы получаем лишь определенную основу для развития, которую уже и должны использовать. Так, например, от рождения, человек может получить задатки математика или физика и ярко выраженный холерический тип темперамента
Но то, сможет ли данная личность быть хорошим преподавателем или ученым и контролировать, например, врожденную вспыльчивость, соответствующую типу своего темперамента, зависит уже от его воспитания и сформированного мировоззрения. Помимо того — невозможно заранее с точностью выявить, унаследует ли ребенок от родителей те или иные задатки. А кроме этого, многочисленные исследования так называемых «детей-маугли»(человеческие дети, которые с раннего возраста росли в условиях крайней социальной изоляции — вне контакта с людьми, как правило, будучи спасенными от гибели стаями диких животных) показали, что если изоляция от общества происходила в первые 3—6 лет жизни, то данные дети уже практически не смогут освоить человеческий язык, осмысленное общение с другими людьми, да даже просто элементарное прямохождение, несмотря на последующие годы, проведённые в людском обществе. Это является ярким доказательством того факта, что полноценное развитие личности ребенка невозможно без его нахождения в социуме, где у него существует возможность перенимания от общества определенных навыков и опыта, которые человечество вырабатывало тысячелетиями, переходим к социальной теории:
Так, например, от рождения, человек может получить задатки математика или физика и ярко выраженный холерический тип темперамента. Но то, сможет ли данная личность быть хорошим преподавателем или ученым и контролировать, например, врожденную вспыльчивость, соответствующую типу своего темперамента, зависит уже от его воспитания и сформированного мировоззрения. Помимо того — невозможно заранее с точностью выявить, унаследует ли ребенок от родителей те или иные задатки. А кроме этого, многочисленные исследования так называемых «детей-маугли»(человеческие дети, которые с раннего возраста росли в условиях крайней социальной изоляции — вне контакта с людьми, как правило, будучи спасенными от гибели стаями диких животных) показали, что если изоляция от общества происходила в первые 3—6 лет жизни, то данные дети уже практически не смогут освоить человеческий язык, осмысленное общение с другими людьми, да даже просто элементарное прямохождение, несмотря на последующие годы, проведённые в людском обществе. Это является ярким доказательством того факта, что полноценное развитие личности ребенка невозможно без его нахождения в социуме, где у него существует возможность перенимания от общества определенных навыков и опыта, которые человечество вырабатывало тысячелетиями, переходим к социальной теории: