Подражание

Подражание зависит от возраста

Механизмы подражания проявляются по-разному в зависимости от нашего возраста, поэтому разделяют подражание:

  • у детей;
  • у подростков;
  • у взрослых.

В детстве мы в большинстве своем подражаем родителям и другим значимым для нас взрослым. В школе подражание выступает как механизм адаптации к новой среде, принадлежности к определенной большой группе (учеников), и приобретении определенных навыков поведения.

В подростковый период – подражание определяет наше самосознание. Принадлежность к определенной группе (друзей, субкультуре и пр.) выступает как выражение индивидуальности и независимости от родителей. В подростковый период подражание наиболее значимо и наиболее опасно. Человек ориентируется на внешнюю идентификацию со значимым образцом поведения. К сожалению, этот образец не всегда положительный.


Фото Sara Kurfeß on Unsplash

У взрослого человека подражание, как правило, носит осознанный характер и основывается на мировоззрении, идеях и профессиональном росте. Мы подражаем значимым людям в своей профессии, а также тем, чьи ценности и взгляды близки к нашим. Тем кто, как и мы, стремится к определенному статусу или благам, или тем, кто уже достиг того, чего желаем достичь мы.

Взрослый человек не прекращает учиться с помощью подражания. Так, женщина, которая первый раз стала матерью, будет подражать своей матери или подругам, которые уже достигли успеха в этом статусе. Или, когда женщина впервые занимает руководящую должность, она основывается не только на своем опыте, но и подражает другим – своим предыдущим начальникам, например.

Таким образом, подражание – это важный процесс, который лежит в основе любого научения, он способствует сближению людей друг с другом и приводит к лучшей согласованности действий и более быстрому решению поставленных задач.

Люди и подражание

Социальное подражание

Повсеместно принятая теория социальной идентичности гласит, что на формирование нашего самовосприятия сильнейшим образом влияет социальный контекст, т. е. группа, с которой мы себя идентифицируем или не идентифицируем. Согласно данной теории, проявление конформизма и повиновения – это, безусловно, способ избежать наказания. Но в той же мере, если не больше, этим можно получить позитивные ощущения от «вписывания в коллектив». Когда мы подражаем чьим-то действиям, у нас активируется дофаминовая система. Когда в тестах мы совершаем неправильный выбор, то снижение дофаминэргических показателей оказывается меньше, если эта ошибка коллективная, нежели если это было единоличное решение. Принадлежность к группе ведет к ощущению безопасности.

Существует огромный массив исследований, в которых человека изучают примерно в такой ситуации: испытуемый, член некоторой группы, отвечает на ряд вопросов, затем обнаруживает, что – ох, нет! – все его «согруппники» ответили по-другому, и тогда ему дают возможность изменить мнение. Миндалина и зона островка вполне предсказуемо возбуждаются, обнаружив, что вы идете не в ногу; чем больше возбуждение, тем с большей вероятностью вы измените свою точку зрения и тем более устойчивым будет новое, измененное мнение (в противоположность быстропроходящей смене мнения в ситуации уступки требованиям внешнего, публичного конформизма). Это глубоко социальный феномен: люди с большей готовностью изменят свою позицию, если вы покажете им фотографии одного или нескольких человек, придерживающихся другой точки зрения.

Когда до вас доходит, что вы оказались в оппозиции ко всему остальному коллективу, то в вашем мозге одновременно активируются (эмоциональная) вентромедиальная часть префронтальной коры, передняя поясная кора и прилежащее ядро (простите автору немного нейробиологии) . Это те нейронные контуры, которые вовлечены в «обучение с подкреплением», т. е. когда мы учимся модифицировать поведение в соответствии с сигналом обратной связи – получаем мы от действия ожидаемый результат или нет. Стоит попасть в ситуацию, где все остальные с вами не согласны, как эта нейронная сеть активируется. О чем это говорит? Нет, не о том, что вы отличаетесь от остальных. А о том, что вы неправы. Потому что отличаться от остальных = быть неправым. Чем сильнее активация этого контура, тем скорее вы измените свои ответы, чтобы «все было как у всех».

Эмоциональное заражение

Эмпатия, сочувствие, отзывчивость, участливость, имитация, «заражение» эмоциональным состоянием, «заражение» сенсомоторным состоянием, понимание точки зрения других людей, обеспокоенность, жалость… Если начать с терминологии, то немедленно поднимутся перебранки по поводу определений, используя которые мы описываем, каким именно способом резонируем с несчастьями других людей (сюда же входит вопрос, что означает отсутствие такого резонанса – радость от несчастья другого или просто индифферентность).

Поэтому начнем, за неимением лучшего слова, с «примитивной» версии отклика на чужую боль. Данный отклик представляет собой т. н. «заражение» сенсомоторным состоянием: вы видите, как кому-то колют иголкой руку, и в вашей сенсорной коре, куда приходят сигналы от вашей собственной руки, возникает соответствующее воображаемое ощущение. Возможно, при этом активируется и моторная кора, вследствие чего ваша рука непроизвольно дергается. Или вы смотрите выступление канатоходца, и при этом руки сами собой поднимаются в стороны, удерживая равновесие. Или кто-то рядом заходится в кашле – и мышцы вашего горла тоже начинают сокращаться.

В более явном виде подражательную моторику можно наблюдать при простой имитации. Или при «заражении» эмоциональным состоянием – когда ребенок начинает плакать, потому что рядом заплакал другой малыш, или когда человека целиком захватывает буйство беснующейся толпы.

Оданако “заражаться” можно по-разному. У нас есть слова для обозначения того, насколько этот резонанс с чужим состоянием имеет отношение к эмоциям, а насколько – к разуму. В этом смысле «сочувствие» означает, что вы чувствуете жалость по поводу чьей-то боли, но не понимаете боль. В противоположность этому «эмпатия» содержит когнитивный компонент понимания причин, вызвавших чью-то боль, ставит нас на место другого человека, мы переживаем болезненные события вместе.

Устойчивость имитирования

Как ни странно, подражание кому-либо – относительно неустойчивое явление. Человек с легкостью может изменить свое поведение так же быстро, как и принял предыдущую информацию. Так, к примеру, при смене работы, переезде, при любой резкой смене окружения человеку свойственно приспосабливаться, и в итоге, исходя из окружающих факторов, он снова начинает подражать уже новым людям, пришедшим в его жизнь на смену прежним. А все для того, чтобы влиться в общество. И это происходит как осознанно, так и на подсознательном уровне.

По механизму осуществления подражание разделяют на:

  • Разумное.
  • Машинальное.
  • Неполное.
  • Абсолютное.
  • Всецелое.
  • Созидательное.
  • Произвольное.
  • Невольное подражание.

Отдельно стоит упомянуть, что особенностью подражания является снижение персонального осознания человеком себя самого. Необходимость быть «как все» не добавляет рациональности в действиях конкретно взятого человека, повышает уровень его эмоций и так далее. И именно это увеличение эмоциональной составляющей вызывает непреодолимое желание поделиться этими эмоциями с окружающими людьми.

При появлении благоприятных ситуативных предпосылок возможности для подражания становятся более актуальными. Одним из таких положительных факторов, которые могут актуализировать способность индивидуума к подражанию, может выступать наличие у него некоего ощущения близости с окружающими, которые готовы разделить с ним его радости и беды. Таким образом, подражание может стать главным механизмом поведения человека, ведь теперь оно становится конкретной способностью.

Рекомендуем: Конформность: что значит явление?

Копируя социальное поведение окружения, близкого к нему по эмоциональному состоянию, человек стремится к соблюдению предлагаемых ему образцов для регулирования своего собственного эмоционального состояния. В результате появляется огромная масса людей, которые подражают друг другу, создавая общество подражания.

Психология человека такова, что при длительном взаимодействии такой массы людей испытываемое ими состояние постепенно усиливается, закономерным является то, что такие ситуации достигают своего пика и на следующих этапах постепенно сходят на нет. Такие циклы повторяются регулярно.

Возможность подражать другому человеку или категории людей не бесконечна. Постепенно она исчерпывает себя, истощая эмоциональные ресурсы индивидуума, а затем его психика, перенасытившись, возвращается к способности регулировать подражание.

Виды подражания. Подражание Страница 1

Согласно психологической трактовки, подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с явлением заражения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Выделяются подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Сформулированы следующие законы массового подражания:

— внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние. Например, духу религии начинают подражать раньше, чем обрядам;

— низшие по социальной лестнице подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королевскому двору и т.д.).

Все упомянутые механизмы воздействия на членов стихийной группы, конечно, не являются односторонними. Всегда существует и обратное движение — от личности к оказываемому на нее воздействию, причем его интенсивность зависит от степени критичности личностей, составляющих стихийную группу.

В истории социальной психологии подражанию уделено большое место. Как уже отмечалось, разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принадлежит так называемая теория подражания. В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания. Оно непроизвольно, и может быть рассмотрено как «род гипнотизма», когда осуществляется «воспроизведение одного мозгового клише чувствительной пластинкой другого мозга» (Тард, 1892).

Индивид (и индивидуальность)

Данный термин имеет особое значение в таких научных дисциплинах как обществознание и правоведение. Индивид – это единичный и вполне конкретный представитель человеческого рода. Подразумевается, что у каждого индивида есть уникальный набор антропологических и психологических особенностей, однако они выносятся за скобки.

С точки зрения права, индивид – это субъект правоотношений, носитель прав и обязанностей, рассматриваемый как юридическая абстракция. Его внешность, характер, жизненный опыт, состояние здоровья, личностные качества и прочие особенности не имеют значения. Значимым свойством является его правоспособность.

В обществознании под индивидом подразумевается человек как некая статистическая единица общества, обладающая определённым социальным статусом и положением, занимающаяся какой-то деятельностью. По сути, индивид – это «техническая характеристика» человека, некий «идентификатор», делающий его уникальным. Статус «индивида» ребёнок получает сразу после рождения (хотя это спорный вопрос, и многие авторы считают, что индивидом можно считать плод в утробе матери уже на втором месяце беременности, поскольку к этому времени у него формируется нервная система).

С точки зрения психологии, каждый индивид обладает индивидуальностью – особым набором свойств и особенностей, которые определяют его уникальность и неповторимость. При этом не следует путать понятия «индивид» и «индивидуальность». Индивидом называют человека, а индивидуальность – это его уникальная характеристика. Она определяет такие особенности как предпочтения, интересы, поведение и прочее.

Таким образом, человек рождается индивидом, но индивидуальности пока не имеет. Она формируется по мере взросления под влиянием среды, в которой он растёт и социализируется. По сути, формирование индивидуальности и личности происходит параллельно, но эти понятия также не следует путать.

Метод подражания как обучение

С идеей обучения с помощью зеркальных нейронов близко соприкасается идея обучения на чужом опыте. Если вы видите, как кто-то откусывает кусок и кривится от отвращения, то зеркальные нейроны помогут более живо представить, что будет с вами, откуси вы этот кусок, и, возможно, вы станете избегать подобной пищи.

Подражание – это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. В разные возрастные периоды подражание играет в жизни человека неодинаковую роль.

Так, если ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет просто воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых, то уже в дошкольном возрасте подражание поступкам взрослого включает сложную внутреннюю переработку полученных образцов. Младший школьник начинает копировать и перенимать личностные качества взрослого. В подростковом возрасте подражание взрослым постепенно вытесняется взаимоподражанием. В юности основную роль в выборе объекта подражания начинают играть ценностные ориентации человека. Подражание выполняет при этом вспомогательную функцию, поскольку усвоение норм и ценностей происходит у старшеклассников в основном с помощью сознательного анализа жизненной позиции значимых для них людей. Таким образом, с возрастом роль подражания снижается. Если для маленького ребенка подражание выступает основным способом научения, то для школьника научение и передача информации происходят, как правило, словесным путем.

Меняется и содержание подражания. В дошкольном детстве ребенок, глядя на взрослых, учится правильно действовать в мире предметов. Для школьника учитель и родители уже выступают как носители социальных образцов поведения, т.е. перенимаются не внешние привычки любимого и уважаемого человека, а присущее ему отношение к другим людям.

Подражание – не «следование какому-либо примеру, образцу», не «воспроизведение, копирование» чего-то, а способ усвоения содержания педагогического процесса путем воспроизведения, копирования поведения другого человека, свойств одушевленных и неодушевленных предметов. Так, мы исследуем мир и научаемся в нем жить так, чтобы не быть отвергнутыми этим же миром, как внешним, так и социальным.

Связь изобретения и подражания

В своей работе Тард пишет, что изобретения, или нововведения, распространяются и становятся социально значимыми благодаря подражанию. «В общественном отношении, все оказывается изобретениями и подражаниями; подражания — это реки, вытекающие из тех гор, что представляют собой изобретения».

Механизм подражания автор описывает тем, что это явление зарождается вследствие оказания воздействия одним человеком на другого, поэтому «особое место в понимании подражания Тард отводил коммуникации, разговору». Именно разговор играет исключительную роль в процессе распространения подражания, а «изобретения появляются тем скорее, чем чаще и полнее происходит обмен идей между индивидами».

Тард считает, что подражание бывает двух типов: приблизительным и точным. В своей работе он приводит сравнение с качеством отпечатка:

«Это как большая печать, оставляющая несовершенную пометку на кусочках воска, которые она прижимает, но которая не может быть полностью восстановлена без сравнения всех ее отпечатков».

Когда лучше применять подстройку, а когда – имитацию?

Если вы приняли ответственное решение осваивать искусство раппорта, то нужно уметь использовать оба вида отзеркаливания. И применять тот, что подходит больше к какой-то конкретной ситуации. Например, использовать любую возможность для совместной деятельности, где можно совершать идентичные движения открыто.

Если такой возможности нет, остаётся вариант подражания. Он же может стать начальными ступенями к созданию, развитию и укреплению отношений до тех пор, пока нужное вам лицо не приблизит вас к себе. Вот здесь-то нужно не растеряться и начать «помогать» или иным образом, но очень корректно вписываться в контекст интересующего вас человека.

Ниже рассмотрим примеры такого «ступенчатого» создания раппорта на примере рассказов участниц тренингов, длительное время занимающихся в группах изучения НЛП.

Рита (домохозяйка)

Я уже довольно давно живу со своим мужем. Родила троих детей, обвисла немного с живота и боков, да и следить за собой времени нет. Кроме этого, уже семь лет не работаю: из одного декрета в другой. Про таких, как я, говорят: «Яжемать». Да и то правда, кроме деток, ничем не интересуюсь. Исключение – муж. А вот он у меня красавчик, да и пост занимает приличный. Мне давно уже пророчат, что загуляет, но как бы не так… Я реагирую при малейшем признаке охлаждения чувств. Собственно, и на курсы эти пошла, чтобы удержать его.

Поделюсь опытом. Иногда он подолгу сидит за компом. Видно, что не до меня ему – озабочен чем-то. Я захожу в комнату, хмурю лицо как он, сжимаю губы. Подхожу к окну и пристально смотрю, а кончиками пальцев по подоконнику постукиваю. То есть я стараюсь по максимуму скопировать себя у окна наподобие его у компа, даже коленки иногда пригибаю – типа сижу. Через 1-2 минуты чувствую, как пошло тепло, значит, сконтактировала. Ещё немного выжидаю и перехватываю инициативу. Например, предлагаю выпить по чашечке кофе или вспоминаю, что испекла обалденный пирог к чаю.

Если он отказался, значит, сильно озабочен чем-то. Я продолжаю подстраиваться, затем повторяю предложение. После второго отказа вызываю на прямой разговор, но это бывает редко. Обычно мы сразу идём на кухню. А здесь уже стараюсь повторять каждое его движение до тех пор, пока он не начнёт делиться переживаниями. За много лет тепло наших отношений не угасло, значит, я поступаю правильно.

Мнение редакции

Илья Тарасов

Главный редактор

Задать вопрос автору

Люди и подражание

Социальное подражание

Повсеместно принятая теория социальной идентичности гласит, что на формирование нашего самовосприятия сильнейшим образом влияет социальный контекст, т. е. группа, с которой мы себя идентифицируем или не идентифицируем. Согласно данной теории, проявление конформизма и повиновения – это, безусловно, способ избежать наказания. Но в той же мере, если не больше, этим можно получить позитивные ощущения от «вписывания в коллектив». Когда мы подражаем чьим-то действиям, у нас активируется дофаминовая система. Когда в тестах мы совершаем неправильный выбор, то снижение дофаминэргических показателей оказывается меньше, если эта ошибка коллективная, нежели если это было единоличное решение. Принадлежность к группе ведет к ощущению безопасности.

Существует огромный массив исследований, в которых человека изучают примерно в такой ситуации: испытуемый, член некоторой группы, отвечает на ряд вопросов, затем обнаруживает, что – ох, нет! – все его «согруппники» ответили по-другому, и тогда ему дают возможность изменить мнение. Миндалина и зона островка вполне предсказуемо возбуждаются, обнаружив, что вы идете не в ногу; чем больше возбуждение, тем с большей вероятностью вы измените свою точку зрения и тем более устойчивым будет новое, измененное мнение (в противоположность быстропроходящей смене мнения в ситуации уступки требованиям внешнего, публичного конформизма). Это глубоко социальный феномен: люди с большей готовностью изменят свою позицию, если вы покажете им фотографии одного или нескольких человек, придерживающихся другой точки зрения.

Когда до вас доходит, что вы оказались в оппозиции ко всему остальному коллективу, то в вашем мозге одновременно активируются (эмоциональная) вентромедиальная часть префронтальной коры, передняя поясная кора и прилежащее ядро (простите автору немного нейробиологии) . Это те нейронные контуры, которые вовлечены в «обучение с подкреплением», т. е. когда мы учимся модифицировать поведение в соответствии с сигналом обратной связи – получаем мы от действия ожидаемый результат или нет. Стоит попасть в ситуацию, где все остальные с вами не согласны, как эта нейронная сеть активируется. О чем это говорит? Нет, не о том, что вы отличаетесь от остальных. А о том, что вы неправы. Потому что отличаться от остальных = быть неправым. Чем сильнее активация этого контура, тем скорее вы измените свои ответы, чтобы «все было как у всех».

Эмоциональное заражение

Эмпатия, сочувствие, отзывчивость, участливость, имитация, «заражение» эмоциональным состоянием, «заражение» сенсомоторным состоянием, понимание точки зрения других людей, обеспокоенность, жалость… Если начать с терминологии, то немедленно поднимутся перебранки по поводу определений, используя которые мы описываем, каким именно способом резонируем с несчастьями других людей (сюда же входит вопрос, что означает отсутствие такого резонанса – радость от несчастья другого или просто индифферентность).

Поэтому начнем, за неимением лучшего слова, с «примитивной» версии отклика на чужую боль. Данный отклик представляет собой т. н. «заражение» сенсомоторным состоянием: вы видите, как кому-то колют иголкой руку, и в вашей сенсорной коре, куда приходят сигналы от вашей собственной руки, возникает соответствующее воображаемое ощущение. Возможно, при этом активируется и моторная кора, вследствие чего ваша рука непроизвольно дергается. Или вы смотрите выступление канатоходца, и при этом руки сами собой поднимаются в стороны, удерживая равновесие. Или кто-то рядом заходится в кашле – и мышцы вашего горла тоже начинают сокращаться.

В более явном виде подражательную моторику можно наблюдать при простой имитации. Или при «заражении» эмоциональным состоянием – когда ребенок начинает плакать, потому что рядом заплакал другой малыш, или когда человека целиком захватывает буйство беснующейся толпы.

Оданако “заражаться” можно по-разному. У нас есть слова для обозначения того, насколько этот резонанс с чужим состоянием имеет отношение к эмоциям, а насколько – к разуму. В этом смысле «сочувствие» означает, что вы чувствуете жалость по поводу чьей-то боли, но не понимаете боль. В противоположность этому «эмпатия» содержит когнитивный компонент понимания причин, вызвавших чью-то боль, ставит нас на место другого человека, мы переживаем болезненные события вместе.

Механизмы подражания у детей в возрасте от рождения до 3-х лет

Механизм подражания формируется у новорожденного ребенка примерно к трем неделям. Ребенок пытается имитировать не сложную двигательную активность взрослого человека. С точки зрения психологии, появление подражания свидетельствует о подготовке к имитации через врожденные рефлексы (Ж. Пиаже).

Однако выявить у новорожденных детей подражания достаточно сложно, так как можно спутать подражание с общей двигательной активностью ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Механизмы подражания в психическом развитии ребенка 420 руб.
  • Реферат Механизмы подражания в психическом развитии ребенка 230 руб.
  • Контрольная работа Механизмы подражания в психическом развитии ребенка 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В младенчестве подражание взрослым и воспроизведение различных образцов значительно расширяется. Вначале дети повторяют за взрослыми действия, которые связаны с лицом (улыбка, высовывание языка и т.д.), затем ребенок уже повторяет движения руками и головой, а к 6-ти месяцам он способен повторять движения пальцев и хлопки в ладоши.

Нужно отметить, что процесс подражания не возникает у ребенка спонтанно, необходимо проводить с ребенком занятия, тренировать его. Это обусловлено тем, что подражание имеет особое значение для ситуативно-личностного развития ребенка в период младенчества.

В возрасте 2-х лет у ребенка уже практически сформированы умения переносить собственные действия на предмет, а также осуществлять с ним те манипуляции, которые он видел у взрослого. Это говорит о том, что в результате подражания, действия ребенка постепенно приобретают орудийный характер.

Основной особенностью подражания ребенка в этом возрасте можно назвать то, что он способен выполнить по образцу отдельные действия, но не способен полностью воспроизвести весь комплекс действий, представляющих в совокупности определенную ситуацию.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Новшествами в подражании ребенка в возрасте 2,5 лет является то, что он способен выполнять действия с предметами и игрушками, в соответствии с их основной функцией. Постепенное многократное повторение данных действий переходит в предметную игру.

Замечание 1

Таким образом, подражание у ребенка от рождения до 3-х летнего возраста имеет особенное значение для его психического развития. Посредством подражания действиям взрослого ребенок постепенно овладевает определенными действиями (орудийными и предметными). Окончанием данного периода является овладение ребенком сюжетной игрой.

Точка

Тард взял за отправную точку тот факт, что в науке всегда есть точка, которая повторяется, и что именно по этой причине она дает возможность формулировать общие законы. Эту закономерность ученые используют, чтобы теоретизировать и делать выводы.

Новизна работы Тарда заключается в применении этого принципа к социологии. Для этого он сначала взял психологию, где закон повторения находится в памяти. В нем могут повторяться прошлые состояния сознания.

В социологии он также искал феномен повторения, а Тард нашел его в подражании. Таким образом, он провозгласил свои первые постулаты психологической социологии.

Для автора существует три типа имитации: повторение, которым занимается ребенок; оппозиция — позиция подростка; и адаптация, типичная для взрослых.

Механизмы подражания у детей в возрасте от рождения до 3-х лет

Механизм подражания формируется у новорожденного ребенка примерно к трем неделям. Ребенок пытается имитировать не сложную двигательную активность взрослого человека. С точки зрения психологии, появление подражания свидетельствует о подготовке к имитации через врожденные рефлексы (Ж. Пиаже).

Однако выявить у новорожденных детей подражания достаточно сложно, так как можно спутать подражание с общей двигательной активностью ребенка.

В младенчестве подражание взрослым и воспроизведение различных образцов значительно расширяется. Вначале дети повторяют за взрослыми действия, которые связаны с лицом (улыбка, высовывание языка и т.д.), затем ребенок уже повторяет движения руками и головой, а к 6-ти месяцам он способен повторять движения пальцев и хлопки в ладоши.

Нужно отметить, что процесс подражания не возникает у ребенка спонтанно, необходимо проводить с ребенком занятия, тренировать его. Это обусловлено тем, что подражание имеет особое значение для ситуативно-личностного развития ребенка в период младенчества.

В возрасте 2-х лет у ребенка уже практически сформированы умения переносить собственные действия на предмет, а также осуществлять с ним те манипуляции, которые он видел у взрослого. Это говорит о том, что в результате подражания, действия ребенка постепенно приобретают орудийный характер.

Основной особенностью подражания ребенка в этом возрасте можно назвать то, что он способен выполнить по образцу отдельные действия, но не способен полностью воспроизвести весь комплекс действий, представляющих в совокупности определенную ситуацию.

Готовые работы на аналогичную тему

Новшествами в подражании ребенка в возрасте 2,5 лет является то, что он способен выполнять действия с предметами и игрушками, в соответствии с их основной функцией. Постепенное многократное повторение данных действий переходит в предметную игру.

Таким образом, подражание у ребенка от рождения до 3-х летнего возраста имеет особенное значение для его психического развития. Посредством подражания действиям взрослого ребенок постепенно овладевает определенными действиями (орудийными и предметными). Окончанием данного периода является овладение ребенком сюжетной игрой.

Подражание в психологии

Механизм подражания в разных возрастных категориях имеет индивидуальные мотивы. В возрасте до года ребёнок слышит голос взрослого, видит его движения и пытается подражать. Однако здесь пока нет конкретной смысловой нагрузки, это биологически обусловленное стремление ребёнка установить контакт с родителями.

В дошкольный период смысл постепенно оформляется. Всё начинается с игры, в которой малыш копирует открытые особенности взаимодействия со взрослыми. После он начинает осознавать и более имплицитную манеру поведения, отражающую семантику конкретной ситуации.

Подражание подростков характеризуется стремлением к внешней самоидентификации. Тинэйджеры подражают авторитетам, личным или общепризнанным, заданным в обществе поведенческим стереотипам.

Во взрослом возрасте подражание — одна из составляющих обучения. Речь идёт о различных типах деятельности — личностной, профессиональной, спортивной, творческой.

Как избавиться от подражания. Подражание, как следствие заражения

Если говорить о принципиальных различиях между подражанием и заражением, то они вполне очевидны на уровне здравого смысла. Если один субъект (индивид, масса) заражает, то другой субъект (индивид) заражается и в результате начинает подражать тому, кто его заражал. Таким образом, заражение и подражание соотносятся как активная причина и пассивное следствие.

Подчеркнем исключительно пассивную, в данной трактовке, сущность феномена подражания. По своей сути подражание в целом всегда является подражанием действию, поступку, мимике и пантомимике, одежде, и лишь в качестве частного подражательного акта выступает речеподражание — будь то подражание совсем непроизвольное (типа эхолалии) или же осуществляемое под контролем сознания. Из всего сказанного выше Б. Ф. Поршнев и делал свой основной вывод о том, что массовое подражание восходит к физиологическому явлению, общему для всех стадных и особенно высших животных, хотя иногда, конечно, оно может принимать и специфически человеческую форму (социальное подражание).

Подражание кому либо. Значение слова «подражание»

ПОДРАЖА́НИЕ , -я, ср.

1. Действие по знач. глаг. подражать . Подражание взрослым. Склонность к подражанию. □ — Нет на свете человека менее оригинального, чем ваш покорнейший слуга. Я, должно быть, и родился-то в подражание другому. Тургенев, Гамлет Щигровского уезда. Он никогда не пытался высмеивать юного Бакланова за подражание. В его годы Левинсон тоже подражал людям, учившим его. Фадеев, Разгром.

2. Произведение, следующее какому-л. образцу, воспроизводящее какой-л. образец. До Пушкина было довольно переводов из греческих поэтов, равно как и подражаний греческим поэтам. Белинский, Сочинения А. Пушкина.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Подража́ние — механизм социализации, следование образцу. У животных — подражательное (имитационное) научение, копирование поведения.

Подстройка через имитацию

Другой метод, который некоторые специалисты отождествляют с подражанием в силу того, что он тоже связан с отзеркаливанием, – имитация. Это вполне легальный метод, который применяется открыто и требует как можно более точного повторения того, что делает собеседник. Наверное, вы уже догадались, что это самый верный способ обучиться чему-либо. Представьте себе, как это работает:

  1. Наставник стоит у станка и показывает производственный процесс. Ученик в это время наблюдает за работой, копируя руками все последовательности обработки металла. Затем самостоятельно копирует работу наставника, а тот даёт ему подсказку жестами.
  2. Преподаватель медицинского вуза берёт шприц и делает укол, используя имитатор ягодиц. Студенты с точностью повторяют его действия.
  3. Мастер показывает стежок, ученицы с точностью копируют её движения, делая аналогичные стежки.
  4. Тренер показывает упражнения, группа с точностью повторяет их.

Таких примеров можно привести множество, так как имитация является основой социализации. Но если проявить фантазию – в жизни всегда найдётся такое время и место, когда имитация может использоваться с альтернативной целью.

Если это действие с одним и тем же человеком применять многократно, у него установится шаблон заведомо позитивного отношения.

Наверное, каждый помнит со школьной скамьи детишек, которые любили подхалимничать. Например, раздавать вместе с учителем тетради ученикам, поливать вместе с ним цветы и вытирать доску, если он начал приводить в порядок класс к уроку вместо нерадивых дежурных. В этих и подобных им случаях имитация применяется как форма достижения раппорта. И ведь совершенно неслучайно учителя любили этих маленьких хитрецов, выделяя их из толпы учеников как «своих».

Также неслучайно их отторгал детский коллектив – ведь они становились здесь «чужаками», то есть всё меньше склонялись к имитации шаблонов, принятых в коллективе учеников.

Из этого можно сделать вывод, что имитация также способна настроить нас на одну волну с нужным нам человеком. Но и здесь существует множество подводных камней. Нужный человек может счесть вас подхалимкой или навязчивой пиявкой. Если речь идёт о романтических отношениях, он решит, что вы вешаетесь ему на шею. Кроме этого, вы можете вызвать насмешки и неприязнь коллектива. Однако любые совместные действия, в том числе романтический ужин, поход на природу или танцы в клубе, могут дать вам огромный простор для проявления симпатии через имитацию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: