Техники когнитивной психотерапии
При использовании когнитивной терапии на самом деле применяются три техники: когнитивная психотерапия Бека, рационально-эмотивная концепция Эллиса и реалистичная концепция Глассера. Клиент ментально рассуждает, совершает упражнения, экспериментирует, на уровне поведения закрепляет модели.
Когнитивная психотерапия направлена на обучение клиента следующему:
- Выявление негативных автоматических мыслей.
- Обнаружение связи между аффектами, знаниями и поступками.
- Нахождение аргументов «за» и «против» автоматических мыслей.
- Обучение выявлению негативных мыслей и установок, которые приводят к неправильному поведению и получению отрицательного опыта.
В большинстве своем человек ожидает негативного исхода событий. Вот почему у него возникают страхи, панические атаки, негативные эмоции, которые и заставляют его не действовать, убегать, отгораживаться. Когнитивная психотерапия помогает в выявлении установок и понимании того, как они влияют на поведение и жизнь самого человека. Во всех своих несчастьях индивид виновен сам, чего он не замечает и продолжает жить несчастно.
Гуманистическое направление
Гуманистическая школа ближе к философии, чем к естественным наукам. Ее создали мыслители послевоенной эпохи, пытавшиеся объяснить произошедшие ужасы и обратиться к лучшему в человеке.
Сессии чаще всего проходят в формате вдумчивых бесед о разном жизненном опыте. Терапевты не анализируют клиентов, не обучают их и не ставят им диагнозы. Считается, что человек способен сам найти нужные ему ответы, а задача терапевта — быть зеркалом его эмоций и создавать безопасное пространство и атмосферу принятия для этого поиска. Гуманистический терапевт иногда может даже не говорить на сессии, а «эмпатично молчать», позволяя клиенту высказать всё накипевшее.
Брак и его альтернативы
Карл Роджерс
Карл Роджерс, основатель клиент-центрированной психотерапии, первым предложил считать опыт каждого человека ценным и уникальным. Он же ввел в широкое употребление уважительное обращение «клиент» вместо прежнего «пациент», таким образом подчеркнув равенство обоих участников терапии.
В этой небольшой и доступно написанной книге Роджерс обобщает свой опыт ведения семейной психотерапии. Он анализирует типичные трудности пар, женатых и нет, кризисные моменты в отношениях и то, как меняется роль брака в обществе. Книга об отношениях, которую действительно стоит прочитать.
Мотивация и личность
Абрахам Маслоу
Наверняка вы слышали про пирамиду Маслоу — иерархическую модель потребностей, согласно которой человек интересуется возвышенным тогда, когда удовлетворены его базовые потребности, но при этом может терпеть лишения, если считает духовные запросы более важными, чем физические. Маслоу верил, что каждый человек имеет врожденное стремление к самореализации.
Теория Маслоу повлияла на большинство направлений гуманистической психотерапии, а также во многом сформировала современный культ саморазвития.
В книге «Мотивация и личность» Маслоу знакомит читателей со своими взглядами на то, что движет человеком и к какому идеалу он стремится. «Мотивация» здесь ключевое понятие, поскольку именно она заставляет нас оставаться в постоянном движении и никогда полностью не удовлетворяться достигнутым. Это не самая легкая книга о саморазвитии, но одна из самых важных.
Сказать жизни „Да!“. Психолог в концлагере
Виктор Франкл
Виктор Франкл противопоставил свое учение психоанализу. Он верил, что человеком движут прежде всего не инстинкты и жажда удовольствий, а стремление к осмысленной жизни.
Судьба заставила психолога испытать это убеждение на прочность. Франкл провел почти три года в концентрационном лагере, куда нацисты отправили всю его семью. Франкл не только выжил сам, но и помог вынести страдания многим другим узникам, разработав систему психологической поддержки для самых уязвимых заключенных.
Позже Франкл тоже разработал свое направление — логотерапию, или терапию смыслом. Главный прием логотерапии — сократический диалог: терапевт задает клиенту ряд последовательных вопросов, требующих вдумчивого анализа своих поступков и их мотивов. Он не подсказывает готовые решения, а помогает самостоятельно осмыслить свой опыт и увидеть в нем закономерности.
Как научиться оптимизму
Мартин Селигман
Мартин Селигман более всего известен своими экспериментами, продемонстрировавшими такое явление, как «выученная беспомощность» — пассивность и пессимизм, которые формируются из-за негативного опыта.
Основные техники когнитивно-поведенческой терапии при лечении зависимости
Специалисты по КПТ применяют специальные упражнения (техники), чтобы больному было легче преодолеть зависимость. Ниже – примеры таких техник.
Фиксация мыслей
Пациенты задумываются над тем, когда у них возникают негативные мысли, и ищут объективные доказательства. Эти доказательства могут быть как подтверждающими, так и опровергающими. Цель – помочь человеку думать более уравновешенно и менее категорично, критически оценивая то, о чем он думают.
Пример негативной мысли: «Мой шеф не ценит меня. Мне нужно выпить, чтобы почувствовать себя лучше».
Эта мысль трансформируется в следующее: «Всем свойственно ошибаться. Я буду учиться на своих же ошибках, и мой шеф будет мне признателен. Мне не нужен алкоголь, чтобы чувствовать себя лучше».
Эксперименты над поведением
Суть этих упражнений – противопоставление негативных и позитивных мыслей. Пациент видит, какие из этих мыслей более эффективны в изменении поведения. Некоторым людям подходит лояльное отношение к себе, а кто-то меняется в лучшую сторону благодаря самокритичности.
Пример: «Если я буду ругать себя после игры в онлайн-покер, я буду играть меньше» или «Если я буду мягко разговаривать с собой после игры в онлайн-покер, я буду играть меньше».
Образное представление
Это упражнение подразумевает следующее: человек думает о воспоминаниях, вызывающих у него сильные негативные чувства
Он обращает внимание на все, что видит и слышит во время размышлений, на каждую эмоцию, мысль или импульс, который возникает в этот момент. Часто возвращаясь к болезненным воспоминаниям, зависимый может со временем уменьшить тревогу, вызываемую ими
Например, он сосредотачивается на болезненном детском воспоминании. Он вспоминает каждую деталь, включая эмоции. При многократном воздействии воспоминания причиняют ему все меньше и меньше боли, уменьшая необходимость заниматься моральным самолечением с помощью наркотиков или алкоголя.
Список приятных занятий
Суть этой техники – составление недельного перечня увлекательных и безвредных для здоровья занятий, чтобы человек разнообразил свои будни. Задания должны быть простыми для выполнения и, конечно, вызывать позитивные эмоции. Это поможет сократить количество стихийно возникающих негативных мыслей, а значит, избежать потребности в объекте зависимости.
Пример: человек устал на работе. Чтобы отдохнуть, вместо выпивки он каждый день расслабляется в течение 15 минут. Он использует это время, чтобы найти и послушать новую песню современного музыканта.
Поведенческая терапия
Методы поведенческой терапии основаны на учениях об условных рефлексах русских ученых В. Бехтерева и И. Павлова, а также исследованиях американских психологов Д. Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. На основе этих трудов впоследствии сформировалась теория бихевиоризма, которая говорит о том, что поведение человека во многом определяется тем, какая модель его поведения чаще подкрепляется извне. В основе поведенческого подхода лежит идея о том, что проблемы в жизни человека и возможные симптомы психических расстройств появляются из-за неверно сформированных навыков поведения. А значит, изменив их, выработав совместно с психологом полезные навыки, можно изменить и качество жизни клиента. К устоявшимся паттернам, то есть моделям поведения, относят также реакции со стороны гормональной и вегетативной систем, то есть организм конкретного человека отвечает на стресс определенным образом. В ходе терапии поведение человека изменяется при подкреплении желаемой модели и отсутствии подкрепления нежелательной, вследствие чего изменяются эмоциональные реакции человека, и стереотипы мышления становятся более адаптивными. Этот процесс осуществляется по определенному плану:
Оценка изначального состояния клиента и выявление ситуаций, в которых его поведение носит неадаптивный характер;
Составление списка проблем и градация их по тяжести, важности и степени эмоционального влияния;
Постепенная замена сложившихся стереотипов поведения на адаптивные;
Научение человека выявлять разрушающие паттерны поведения и самому с ними справляться.
Поведенческий подход по аналогии с когнитивным применялся для решения проблем и симптомов, беспокоящих человека непосредственно в настоящий момент. В чистом виде поведенческая терапия практически не используется для работы со взрослыми. В то же время при работе с детьми применяются многие техники из арсенала бихевиоризма. Например, можно выделить отдельное направление в коррекционной работе с особыми детьми (аутизм, РАС, умственная отсталость и другие особенности поведения) – АВА – прикладной анализ поведения. В современной практике используется когнитивно-поведенческая терапия, объединившая в себе подходы когнитивной и поведенческой терапий, которые до определенного этапа развития психологической науки существовали отдельно. Объединению подходов в 1980-х годах способствовали ученые А. Лазарус, М. Махони и Д. Мейхнбаум. Именно они дали научное обоснование новому психотерапевтическому направлению — когнитивно-поведенческой терапии. КПТ сочетает в себе методы и техники каждого направления и тем самым повышает эффективность психологической терапии, а также делает возможным лечение более широкого спектра расстройств.
Сравнение с психоанализом
Так получилось, что до сих пор у неспециалистов психотерапия как таковая зачастую ассоциируется с одним частным её направлением — психоанализом (на Западе, кстати, наоборот — психотерапия по умолчанию — это КПТ). И все указанные выше стереотипы либо порождены им, либо относятся, по большей части к нему (и некоторым производным психодинамическим направлениям).
Итак, первое отличие КПТ от психоанализа — это, как ни парадоксально, название. Первая — это когнитивно-поведенческая терапия, т.е. терапия, направленная на изменение того, как человек думает (его мыслей), и того, как он себя ведёт. Второй, как следует из названия, претендует на работу с психикой во всей её сложности и многообразии.
Второе отличие заключается в том, что в психоанализе очень много чего постулируется: деление психики на Ид («место, где кипят инстинкты, животные желания и побуждения»), Супер-Эго (там, по представлениям психоаналитиков, хранятся и действуют моральные установки человека) и Эго (структура, которая занимается тем, что обеспечивает обеспечение интересов Ид при соблюдении запретов Супер-Эго).
КПТ ничего не говорит нам о том, как устроена психика «на самом деле», она просто работает с её наблюдаемыми (внешне или путём интроспекции) феноменами.
Психоанализ говорит нам о либидо — некоей движущей энергии психики (которую никто никогда не видел), к которой, якобы, можно свести все мотивы стремлений и поступков человека. КПТ ищет конкретные причины для каждого конкретного случая, не стремясь отыскать предельное основание.
В психоанализе основной упор делается на работу т.н. «бессознательного», все причины неврозов и пути их решения, с его точки зрения, лежат там: нужно окольными путями влезть клиенту в бессознательную часть психики, высвободить вытесняемые потребности и всё будет ОК. Что клиент при этом думает — для психоаналитика интересно лишь постольку, поскольку эти мысли могут навести его на идеи относительно происходящего в бессознательном.
В КПТ терапевт прямо интересуется мыслями клиента и считает, что именно мысли и поведение, а не полумифические бессознательные сущности, определяют самочувствие и степень адаптации клиента к среде.
Психоанализ — принципиально долгосрочный метод работы. Сперва нужен долгий период установления раппорта, затем должен развиться перенос на аналитика (состояние, в котором, якобы, клиент переносит свои отношения из раннего детства (не всегда, но чаще всего) на аналитика, например, пытается получить его любовь, как он это делал с матерью).
В КПТ — простые и понятные отношения научения: терапевт учит клиента мыслить и действовать более здоровым и адаптивным образом. А длительность терапевтического контакта рекомендуется ограничивать, например, тридцатью сеансами (это много, но гораздо меньше, чем при психоанализе).
Наконец, идеологически, психоанализ сосредоточен на том, что происходит в гипотетических внутренних структурах психики клиента, а КПТ — на том, как клиент проявляет себя в мире.
Наиболее популярные техники когнитивной психотерапии
Лечение психических расстройств при помощи когнитивной психотерапии является не просто способом борьбы с определенным заболеванием. Этот подход в терапии формирует у пациента особый взгляд на все происходящее в его жизни. Тем самым удается предотвратить развитие рецидивов и других психических расстройств. Человек, обученный основам когнитивной психотерапии, способен систематически отслеживать собственные негативные эмоции и трансформировать их в рациональные мысли. Особенно эффективен этот метод при борьбе с паническими атаками.
Все техники, используемые в когнитивной психотерапии, можно разделить на две большие группы:
- техники, направленные на выявление автоматических мыслей негативной направленности. Основным способом достижения этой цели является опрос пациента, но также психотерапевт может использовать технику проигрывания ролей. После того как автоматическая мысль будет пациентом найдена, терапевт должен проверить ее поведенческими факторами, а также логическим анализом. В некоторых случаях выявленные убеждения оказываются мифологемой, но чаще всего подобные мысли, все же, имеют место в действительности, хотя и не осознаются пациентом. Терапевт должен выявить взаимосвязь автоматической мысли с травматической ситуацией и патологическими эмоциональными реакциями;
- техники, позволяющие выявить необоснованность автоматической мысли и когнитивно ее реконструировать. Человек сможет отказаться от неадаптивной мысли только в том случае, если будет полностью уверен в ее «неправильности». Прежде всего, обоснованность подобного мышления можно проверить следствиями из него. Эта техника называется декатастрофизация или «что, если». Пациент представляет последствия ситуации, которая его страшит, и понимает, что на самом деле ничего ужасного не произойдет. Подтолкнуть человека к проверке нерациональных мыслей можно реальными действиями. Если пациент страдает депрессией, считая, что он ни на что не способен, то ему можно давать небольшие задания. Их успешное выполнение вернет человеку веру в собственные силы. Также психотерапевт может предложить пациенту сравнить его ситуацию с другим случаем из его практики. Жалея больного с аналогичными проблемами, пациент автоматически жалеет себя. В результате негативное отношение к себе изменяется жалостью и симпатией. Аналогичного результата можно добиться при использовании метода катарсиса, когда психотерапевт побуждает пациента выговориться и поплакать. Кроме того, существует большое количество других методов, позволяющих изменить когнитивные установки.
На протяжении всего курса терапии пациент получает домашние задания. Он должен отслеживать автоматические мысли и фиксировать свои ощущения в специальную тетрадь. Психотерапевт может рекомендовать прочтение определенной литературы и прослушивание записей психотерапевтических сеансов.
Чаще всего психотерапия носит индивидуальный характер, но также может быть использована и групповая форма работы. В последнем случае разбираются ни отношения между отдельными ее членами, а оценивается рациональность их мышления и поведения.
Как происходит работа с терапевтом
Представим себе, что вы захотели попробовать КПТ на себе. Как это будет выглядеть? Сначала вы будете искать и выбирать терапевта (отдельная и довольно объемная тема), затем заключите с ним терапевтический контракт и, возможно, контракт на изменения, после чего, собственно, начнётся основная работа.
Сам Бек писал, что терапевт должен научить клиента решать следующие задачи:
Сначала клиенту расскажут про когниции после чего некоторое количество времени будет потрачено на практику по их отслеживанию и определению их влияния на эмоциональный фон и на поведение.
Затем начнётся самое интересное — оценка адекватности когниций и то, что в КПТ называется «диспутом» — оспаривание неадекватных и деструктивных автоматических мыслей.
Сделать это можно по-разному: привести пруф на научное исследование, найти в умозаключениях клиента логические противоречия, провести эксперимент. Эксперимент, на взгляд автора, самая мощная техника. Так, например, если человек боится отстаивать свои права и даже просто выражать своё мнение в коллективе, считая, что от него немедленно все отвернутся, то в качестве экспериментального может быть предложено обратное поведение.
Зачастую результаты эксперимента настолько сильно отличаются в лучшую сторону от ожиданий клиента, что последний принимает экспериментальную модель поведения в качестве основной. Так, например, одна девушка, которая боялась отстаивать своё мнение, не только не потеряла позиции в коллективе, но и смогла завоевать более высокое положение в неформальной иерархии, существенно снизив фоновый уровень фрустрации.
Как выглядит диспут без эксперимента? Приведу пример из собственной терапии:
Здесь я не смог справиться без фармакотерапии, но всё равно это было важным шагом к выздоровлению.
Вторая, не осложнённая фармакологией ситуация для разбора:
Собственно, составлением таких (или похожих) табличек и придётся заниматься читателю, если он решит поработать в русле КПТ.
Считается, что в процессе мозг как бы тренируется, и со временем неадекватные и деструктивные автоматические мысли заменятся более адекватными и конструктивными. Клинические пруфы эффективности этой методики приведены выше.
Конечно, КПТ не ограничивается приведёнными тут элементарными техниками — там есть и выявление и проработка глубинных деструктивных установок, и работа с управлением агрессией, и много чего другого, но это всё мы рассмотрим в следующих статьях, если сама тема окажется интересной сообществу.
Когнитивная терапия — что это такое?
Аарон Бек, американский психотерапевт, один из основателей направления в 1954 году исследуя депрессию в рамках психоанализа не получил каких-либо обнадеживающих достоверных результатов. Так появилось новое направление психотерапевтической помощи при панических атаках, депрессиях, различных зависимостях. Когнитивная терапия это краткосрочный метод, направленный на распознавание негативных мыслительных шаблонов, которые приводят человека к страданиям и замена их на конструктивные мысли. Клиент учится новому восприятию, начинает верить в себя и мыслить позитивно.
Разновидности терапии
Как и другие способы лечения, когнитивная психотерапия имеет разнообразные методики. Вот некоторые самые популярные из них:
- Лечение методом моделирования. Человек представляет возможное развитие ситуации как следствие его поведения. Проводится анализ его действий и как можно справиться с этим. Применяются различные методики релаксации, что позволит избавиться от тревоги и убрать возможные провоцирующие факторы, приводящие к стрессу. Метод хорошо себя зарекомендовал при терапии неуверенности в себе и разных страхов.
- Когнитивная терапия. В ее основе лежит принятие того, что при эмоциональных расстройствах пациента у него заведомо возникают мысли о неудаче. Человек сразу думает о том, что у него ничего не получиться, при этом занижена самооценка, малейший намек на неудачу воспринимается как конец света. При лечении изучается причина появления таких мыслей. Задаются различные ситуации, чтобы получить положительный жизненный опыт. Чем больше успешных событий в жизни, тем увереннее в себе пациент, тем быстрее у него создается позитивное мнение о себе. Со временем человек из неудачника превращается в успешного и уверенного в себе.
- Тренировка контроля тревоги. Врач обучает пациента применять чувство тревоги в качестве релаксанта. Во время сеанса психиатр прорабатывает возможные ситуации для подготовки пациента к часто встречающимся мероприятиям. Данная методика используется для тех людей, которые в стрессовых ситуациях не могут владеть собой и не могут принять решение быстро.
- Борьба со стрессом. В результате применения этой методики против стресса пациент обучается релаксации при помощи психотерапевта. Человек специально получает стресс. Это помогает получить опыт применения методики расслабления, что может пригодиться в будущем.
- Рационально-эмотивная терапия. Есть люди, которые считают себя самыми лучшими. Эти мысли зачастую приводят к несоответствию реальной жизни к мечтам. Что может привести к постоянному стрессу, расхождение мечты и реальности воспринимается как ужасное событие. Лечение заключается в мотивации человека к реальной, а не вымышленной жизни. Со временем умение принимать правильные решения оградят от лишних стрессов, пациент перестанет быть зависимым от своих мечтаний.
Что пациент получит в результате лечения:
- Способность выявлять негативные мысли.
- Реально оценивать мысли, менять на более конструктивные, которые не вызывают тревогу и депрессию.
- Нормализовать и сохранять образ жизни, устранить провоцирующие факторы для стресса.
- Использовать полученные навыки, чтобы бороться с тревогой.
- Преодолевать тревожность, не скрывать проблемы от близких, советоваться с ними и пользоваться их поддержкой.
Сжато о методе
Краткосрочная психотерапия — это тип психологического консультирования, который ограничен во времени (количеству сессий) и ориентирован на настоящее.
Краткосрочная терапия фокусируется на текущих симптомах клиента и текущих жизненных обстоятельствах, а также акцентирует, подчеркивает и опирается на сильные стороны и ресурсы клиента.
Терапевт в краткосрочной терапии активен и директивен.
Конечное количество сессий консультирования является основным фокусом уже с первой сессии. Это заставляет клиента мобилизовать свои ресурсы и получить результат в кратчайшие сроки.
Базовые принципы терапии
Если вы хотите избавиться от отрицательных установок, следует запомнить и понять некоторые правила, на которых основывается КПТ. Самое главное – это то, что ваши отрицательные чувства в первую очередь вызваны именно вашей оценкой того, что происходит вокруг, а также самого себя и всех окружающих. Значение произошедшей ситуации не стоит преувеличивать, нужно смотреть внутрь себя, в стремлении понять движущие вами процессы. Оценка действительности обычно субъективна, поэтому в большинстве ситуаций можно кардинально переменить отношение с отрицательного на положительное.
Важно осознать эту субъективность даже тогда, когда вы уверены в правдивости и правильности ваших умозаключений. Это частое явление несоответствия внутренних установок с действительностью нарушает ваше спокойствие, так что лучше постараться избавиться от них
Также очень важно для вас понимать, что все это – неправильное мышление, неадекватные установки – можно изменить. Типичное мышление, выработанное вами, можно подвергнуть коррекции в случае небольших проблем, а в случае серьезных – полностью исправить
Изначально краткосрочные методы
Терапия одной сессии
Теория терапии одной сессии
В односессионной терапии терапевт и клиент встречаются только один раз.
Цель односессионной терапии состоит в том, чтобы стимулировать новое обучение, улучшить совладание клиента со своими чувствами и способствовать росту.
Как правило, одна сессия используется для того, чтобы помочь клиенту изменить точку зрения или приобрести навыки.
Односессионная терапия наиболее эффективна для людей с определенными проблемами, которые
- (а) нуждаются в изменении точки зрения,
- (б) нуждаются в оценке текущей ситуации или новом направлении,
- (в) чувствуют себя застрявшими в переработке прошлого события,
- (г) ищут утешения или
- (д) имеют конкретную проблему, которую могут решить самостоятельно (но не знают как).
Напротив, лица, находящиеся на стационарном лечении, лица, нуждающиеся в постоянной поддержке для переработки травматических событий прошлого (например, сексуальное насилие в детстве), лица с расстройствами пищевого поведения или хронической болью, а также лица с состояниями, вызванными биологическими или химическими механизмами (например, шизофрения), вряд ли получат результат от однократной терапии или любого из кратких методов.
Техники терапии одной сессии
В односессионной терапии используются разнообразные техники. Например, терапевт может связаться с клиентом по телефону перед встречей, чтобы получить подробную информацию о возникшей проблеме и попросить клиента выполнить конкретные задачи перед встречей.
Вторая популярная техника заключается в том, чтобы сосредоточиться на двусмысленности во время сессии. Фокусирование на двусмысленности позволяет клиенту по-новому взглянуть на одну и ту же проблему.
Терапевты часто предлагают попробовать возможные решения прямо во время сессии. Репетиция идеальных результатов или отработка новых навыков может помочь клиенту почувствовать себя более способным перенести навыки из терапевтической сессии в повседневную жизнь.
После окончания сессии терапевт сообщает клиенту, что он может запланировать еще одну сессию, если это необходимо.
Когнитивно-поведенческая (бихевиоральная) терапия (КПТ, КБТ)
Теория когнитивно-поведенческой терапии
Когнитивно-поведенческая терапия фокусируется на схемах.
Схемы — это шаблоны, которые люди используют для принятия решений, управления своими реакциями или объяснения ситуаций.
Схемы развиваются из жизненного опыта и становятся стандартом нормального поведения. Таким образом, всякий раз, когда происходит критическое событие, человек использует схему, чтобы решить, как реагировать.
Схемы могут не основываться на точной информации, поэтому опора на некоторые схемы может привести к когнитивным искажениям. Например, если ребенка наказывали всякий раз, когда он прерывал взрослого, у него могут развиться убеждения, которые заставляют его или ее не решаться прерывать кого-то, даже будучи взрослым.
Методы Когнитивно-поведенческой психотерапии
Основное внимание в когнитивно-поведенческой терапии уделяется выявлению и замене искаженных когниций (мыслей), основанных на схемах. В когнитивно-поведенческой краткосрочной терапии центральное место занимает постановка целей
Она служит механизмом измерения эффективности работы. Каждая цель должна иметь конкретные цели, быть сформулирована позитивно и быть реалистичной
В когнитивно-поведенческой краткосрочной терапии центральное место занимает постановка целей. Она служит механизмом измерения эффективности работы. Каждая цель должна иметь конкретные цели, быть сформулирована позитивно и быть реалистичной.
Когнитивно-поведенческая краткосрочная терапия фокусируется на достижении каждой цели, в отличие от фокусировки на понимании клиента, поисках инсайтов или самом процессе терапии.
Мышечная прогрессирующая релаксация по Джекобсону
Занятие проводится сидя. Голову нужно прислонить к стене, на подлокотники положить руки. Вначале следует вызвать у себя напряжение во всех мышцах последовательно, при этом это должно происходить на вдохе. Внушаем себе чувство тепла. При этом расслабление сопровождается очень быстрым и достаточно резким выдохом. Время напряжения мышц – около 5 секунд, расслабления – около 30 секунд. При этом каждое упражнение нужно сделать по 2 раза. Этот метод отлично подойдет и для детей.
- Мышцы рук. Вытянуть руки вперед, расставить в разные стороны пальцы. Нужно пытаться так дотянуться пальцами до стены.
- Кисти. Сжать кулаки максимально сильно. Представьте, что вы из сжимаемой сосульки выдавливаете воду.
- Плечи. Попытаться дотянуться до мочек ушей плечами.
- Стопы. Пальцами ног дотянуться до середины голени.
- Живот. Свой живот сделайте каменным, как будто отражаете удар.
- Бедра, голени. Фиксированы пальцы ног, поднимаются пятки.
- Средняя 1/3 лица. Сморщить нос, скосить глаза.
- Верхняя 1/3 лица. Сморщить лоб, удивленное лицо.
- Нижняя 1/3 лица. Губы сложить «хоботком».
- Нижняя 1/3 лица. Уголки рта отвести до ушей.