А. р. лурия «основы нейропсихологии»

Направления в клинической нейропсихологии

Среди новых направлений клинической нейропсихологии — изучение влияния различных фармакологических агентов на высшие психические функции

В этом контексте важно отметить одну из сущностей метода нейропсихологического исследования — рассмотрение психических функций как системы взаимосвязанных звеньев, реализация каждого из которых обеспечивается деятельностью определенных структурно-функциональных зон мозга. Имеющиеся в настоящее время данные показывают, что различные фармакологические препараты избирательно влияют на те или иные компоненты в структуре и динамике психических функций и, соответственно, на различные образования головного мозга

В клиническом аспекте важно учитывать возможность разнонаправленного воздействия одного и того же препарата на различные параметры в рамках одной и той же функции (улучшение одного и ухудшение другого). Тонкая нейропсихологическая диагностика структуры дефекта психической деятельности позволяет выбрать «мишень» для адекватного фармакологического воздействия, направленного на нормализацию деятельности мозга в целом и отдельных его областей. Следует отметить, что стандартизация процедуры нейропсихологического обследования и разработка системы количественных оценок имеют особое значение для ответа на вопросы об эффективности и особенностях влияния лекарственной терапии на восстановление психических функций. Это направление клинической нейропсихологии является одним из наиболее важных с точки зрения перспектив его развития и масштабов вхождения в различные области практического здравоохранения в связи с задачами профилактики, оценки течения заболевания, его прогноза, а также разработки и реализации реабилитационных мероприятий, сочетающих фармакологические и психолого-педагогические воздействия на восстановление психических функций.

Экспериментальная нейропсихология. (Нейропсихология когнитивных процессов). Основная задача — экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Благодаря работе А.Р. Лурии и его учеников, память и язык были изучены больше всего. Он создал классификацию афазий, основанную на представлении о языковой деятельности как о сложной функциональной системе, и внес существенные дополнения в представления об организации памяти. Это направление развивает Е.Д. Хомская и ее ученики. Продолжаются исследования особенностей нарушенных когнитивных процессов и сферы эмоций и личности при различных по локализации поражениях головного мозга.

Реабилитационная нейропсихология. Она занимается восстановлением утраченных высших психических функций, обучением и перестройкой поврежденных функциональных систем для выработки новых психологических средств, обеспечивающих нормальное функционирование человека в повседневной жизни, в профессиональной и общей социальной сфере. Это направление включает обширный комплекс методов и приемов, с помощью которых на основе принципов динамической организации высших психологических функций целенаправленно воздействуют на ослабленные или утраченные болезнью или травмой функциональные системы, реализуя жизненно важные перцептивные, когнитивно-интеллектуальные, эмоционально-мотивационные, двигательные и поведенческие механизмы.

В ответ на потребность практики учитывать функцию в ее нынешнем состоянии и процессы ее развития и распада, реабилитационная нейропсихология накопила большой опыт в реабилитационной работе после травм головного мозга, при различных нарушениях речи, в области дефектологии, которая занимается проблемами воспитания и обучения, а также коррекцией дефектов у умственно отсталых детей и их социальной адаптацией. Реабилитационная работа также играет важную роль при врожденных или приобретенных нарушениях зрения и слуха.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Темперамент и особенности его проявления у младших школьников
  2. Компульсивное переедание у детей
  3. Методы психологического воздействия
  4. Ведущая деятельность в психологии
  5. Роль семьи и сверстников в формировании самооценки ребенка с ЗПР
  6. Виды мотивов в психологии
  7. Когнитивная теория Ж. Пиаже
  8. Виды защитных механизмов
  9. Кризис в психологии
  10. Управление по целям П. Друкера

Направления нейронауки для дальнейших исследований

Медитация 

Исследования воздействия медитации на мозг стали актуальны в конце 20-го и начале 21-го веков благодаря появлению ЭЭГ. На сегодняшний день исследования такого рода выявили, что медитация влияет на функции разных областей мозга, на мозговое кровообращение и обмен веществ, и кроме того способствует снижению стресса и тревоги.

Было показано, что длительная медитация способствует улучшению памяти как у молодых здоровых, так и у пожилых людей. Достижение сосредоточения во время медитации можно рассматривать как своеобразный тренинг для мозга. 

Депрессия

➥ Основная статья: Депрессия

Фундаментальные исследования во всех направлениях нейронауки и открытие новых антидепрессантов произвели революцию в нашем понимании механизмов, лежащих в основе депрессии, включая психологические травмы, генетику, стресс и другие заболевания. На данный момент считается, что молекулярной основой депрессии является моноаминергическая система, но необходимо также учитывать вклад других систем мозга и вклад механизмов регуляции работы центральной нервной системы. 

Исследователи также используют различные методы нейровизуализации, например, фМРТ или ПЭТ, чтобы понять, как депрессия влияет на функции различных областей мозга.

Зависимость

Исследования в нейронауке за последние 30 лет показали, что зависимость является хроническим заболеванием мозга. Зависимость разрушает систему связей между нейронами, участвующих в процессах мотивации и вознаграждения. Нейронаука изучает биологические, социальные и культурные факторы, которые способствуют появлению зависимости и злоупотреблению психоактивными веществами.

Музыка

Нейронаука стремится понять нейронные механизмы, участвующие в когнитивных процессах восприятия, исполнения и сочинения музыки.

Было проведено множество независимых исследований в данной области. Например, исследовали то, как музыка способствует восстановлению памяти у субъектов, страдающих деменцией или болезнью Альцгеймера.

Память

➥ Читайте подробнее: Виды памяти

Память включает сложные когнитивные и нейронные процессы. На данный момент уже существует фундаментальное понимание того, каким образом мозг кодирует, полученный нами опыт. Новые воспоминания формируются при образовании новых связей между нейронами. Гиппокамп и парагиппокамп создает долговременные воспоминания из краткосрочных событий. Миндалевидное тело преобразует эмоции в наш жизненный опыт.

Сознание

В нейронауке одной из актуальных научных проблем является вопрос изучения и понимания сознания. Большинство нейроученых в попытке решить его исходят из двух допущений:

  • сознание – природный феномен, не нарушающий никаких фундаментальных законов физики;
  • сознание является продуктом биологической эволюции.

Данные допущения являются фундаментальными для естественнонаучных исследований сознания. Помимо этого, для решения проблемы сознания необходимо решить две принципиальных проблемы: это расширение нашего понимания работы мозга и выявления отличий сознания, как явления, от других процессов, протекающих в нашем мозге.

Цель современной нейропсихологии

Нейропсихология применяет научный метод и рассматривает отдельные психические процессы, существующие в сознании, как процессы обработки информации. Эта концепция берет свое начало в когнитивной психологии. Это одна из самых эклектичных дисциплин в психологии, пересекающаяся с исследованиями в области нейронауки, философии (особенно философии сознания), неврологии, психиатрии и компьютерных наук (особенно в области построения и изучения искусственных нейронных сетей). На практике нейропсихологи работают в основном в научно-исследовательских учреждениях и в организациях, занимающихся клиническими исследованиями, в специализированных клиниках (клиническая нейропсихология), а также в судебно-медицинских и следственных учреждениях (часто занимаются судебными расследованиями).

Задачами современной нейропсихологии являются

  1. определение функциональных закономерностей работы мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой.
  2. нейропсихологический анализ локальных повреждений головного мозга
  3. исследование функционального состояния мозга и его отдельных структур.

Экспериментальная нейрофизиология — это подход, который использует методы экспериментальной физиологии для изучения взаимосвязей между структурой и функцией нервной системы и когнитивными функциями. Большая часть исследований была проведена в лаборатории на здоровом поведении человека, но некоторые исследования проводились на животных. Эксперименты с людьми имеют то преимущество, что мы можем использовать конкретные функции нервной системы человека для изучения взаимосвязи между психологическими функциями и нейроанатомией.

Клиническая нейрофизиология — это применение нейрофизиологических знаний для оценки, лечения и реабилитации людей, страдающих от заболеваний или травм (особенно черепно-мозговых), которые привели к повреждению когнитивных функций человека. В частности, этот подход обеспечивает физиологический взгляд на лечение таких пациентов, на то, как болезнь и/или травма влияет на психику человека, и как психологические воздействия могут повлиять на течение болезни.

Коннективизм — это использование искусственных нейронных сетей для моделирования когнитивных процессов. Этот подход использует различные упрощенные, но правдоподобные модели нейронной функции. Например, для изучения последствий травмы или заболевания мозга нейронные сети сначала обучаются выполнять когнитивную задачу, затем модифицируются для имитации травмы (заболевания), а затем сравниваются с данными, полученными в реальном мозге.

Клиническая нейропсихология (синдромология). Относится к исследованию пациентов с локализованными поражениями головного мозга. Его основная функция — изучение нейропсихологических синдромов при локализованных поражениях мозга. Исследования в этой области имеют большое практическое значение для диагностики, подготовки психологического заключения о возможности лечения, выздоровления и прогноза дальнейшей судьбы пациентов. Основным методом является метод клинического нейропсихологического исследования. В настоящее время клиническая нейропсихология изучает синдромы, связанные с поражением правого полушария мозга, дефекты межполушарного взаимодействия и нарушения глубоких структур мозга. Дальнейшее развитие этого направления связано с разработкой современных методов диагностики локальных поражений головного мозга.

Литература

  • Arnold, M.B. (1984). Memory and the Brain. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Attix, D.K. & Welsh-Bohmer, K.A. (2006). Geriatric Neuropsychology. The Guilford Press: New York.
  • Beaumont, J.G.(1983). Introduction to Neuropsychology. Guilford Publications Inc. ISBN 0-89862-515-7
  • Beamont, J. G., Kenealy, P.M., & Rogers, M.J.C. (1999). The Blackwell Dictionary of Neuropsychology. Malden, Massachusetts,Blackwell Publishers.
  • Cabeza, R. & Kingstone, A. (eds.) (2001) Handbook of Functional Neuroimaging and Cognition. Cambridge, Massachusetts: MIT Press.
  • Christensen, A-L. (1975) Luria’s Neuropsychological Investigation. New York: Spectrum Publications.
  • David, A.S. et al. (eds.) (1997). The Neuropsychology of Schizophrenia: Brain Damage, Behaviour, and Cognition Series, East Sussex,UK, Psychology Press.
  • Hannay, H.J. (1986). Experimental Techniques in Human Neuropsychology. New York: Oxford University Press.
  • Hartlage, L.C. & Telzrow, C.F. (1985) The Neuropsychology of Individual Differences. New York: Plenum Press.
  • Kertesz, A. (ed.) (1994). Localization and Neuroimaging in Neuropsychology. Academic Press: New York.
  • Kolb, B., & Wishaw, I.Q. (2003). Fundamentals of Human Neuropsychology (5th edition). Freeman. ISBN 0-7167-5300-6
  • Levin, H.S., Eisenberg, H.M. & Benton, A.L. (1991) Frontal Lobe Function and Dysfunction. New York: Oxford University Press.
  • Lezak, M.D., Howieson, D.B., & Loring, D.W. (2004). Neuropsychological Assessment (4th ed.). New York: Oxford University Press.
  • Loring, D.W. (ed.) (1999). INS Dictionary of Neuropsychology. New York: Oxford University Press.
  • Llinas, R (2001) «I of the Vortex». Boston, MIT Press.
  • Luria, A. R. (1973). The Working Brain: An Introduction to Neuropsychology.
  • Luria, A.R. (1976). Cognitive Development: Its Cultural and Social Foundations. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press
  • Luria, A.R. (1979). The Making of Mind: A Personal Account of Soviet Psychology. Cambridge, Massachusetts: Harvard University PressLuria, A.R. (1980). Higher Cortical Functions in Man. New York: Basic Books.
  • Luria, A.R. (1982). Language and Cognition. New York: John Wiley & Sons.
  • Luria, A.R. (1987). The Mind of a Mnemonist. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press.
  • Luria, A.R. & Tsvetkova, L.S. (1990) The Neuropsychological Analysis of Problem Solving. Orlando: Paul M. Deutsch Press.McCarthy, R.A. & Warrington, E.K. (1990). Cognitive Neuropsychology: A Clinical Introduction. New York: Academic Press.
  • Mesulam, M-M. (2000). Principles of Behavioral and Cognitive Neurology — 2nd Ed. New York: Oxford University Press.
  • Miller, B.L. & Cummings, J.L. (1999) The Human Frontal Lobes. New York: The Guilford Press.
  • Rains, G.D. (2002). Principles of Human Neuropsychology. Boston: McGraw-Hill.
  • Shyrochyn, V.P. Arhitectonics of Thinking: The Conception of Human Brain Organization as Multiprocessing System :  / V.P. Shyrochyn, V.E. Mukhin // Proc. of the 3-rd International Workshop on Artificial Neural Networks and Intelligent Information Processing. ANNIP-2007, Angers, France, INSTICC-Press, Portugal. — Angers, France, 2007. — № 1. — С. 21 — 29.
  • Stuss, D.T. & Knight, R.T. (eds.) (2002) Principles of Frontal Lobe Function. New York: Oxford University Press.
  • Tarter, R.E., Van Thiel, D.H. & Edwards, K.L. (1988) Medical Neuropsychology: The Impact of Disease on Behavior. New York: Plenum Press.
  • Heilbronner, R.L. (2005) Forensic Neuropsychology Casebook. New York, London. The Guilford Press. 

Основы нейропсихологии

В основу нейропсихологии легли учения ученых и психологов, изучающих функциональность организма и влияние его на психическую деятельность. Здесь важным стал организм (тело), который и диктовал, как дальше будет развиваться человек. И действительно, взаимосвязь между патологиями в организме и психической деятельностью была установлена.

Так, определялась определенная закономерность между повреждениями отделов головного мозга и изменением характера человека, который становился раздражительным или депрессивным. Многочисленные данные можно было получить во время Второй мировой войны, когда у людей наблюдались различные повреждения головного мозга. Они-то и позволили выявить многие взаимосвязи, а также провести необходимые обследования.

В нейропсихологии используется системный подход, который подразумевает влияние на работу психики не только головного мозга, но и других систем организма. К примеру, на характер человека может повлиять высокая температура или инфекционная болезнь. Также немаловажную роль играет гормональный фон, который часто меняется у женской половины. Перепады настроения свойственны женщинам, поскольку на них влияют гормоны.

Клиническая психология направлена на изучение повреждений головного мозга и проявление особых психических процессов при этом. Здесь исследуются больные люди, которые не могут без специального лечения справиться с проблемой. Получение данных позволит диагностировать болезнь, определиться с ее лечение и методами реабилитации, а также делать прогнозы дальнейшего развития событий. Это позволяет врачам решать психические проблемы, с которыми человек уже не справится обычными психологическими методами.

Каждый человек проходит этапы своего развития (онтогенез), в течение которых развивается головной мозг и включаются различные психические функции. Это позволит определить стадии развития человека на психологическом и эмоциональном уровнях, которые сказываются на его способностях и возможностях. Если у ребенка имеются проблемы с обучением, это связывают с особенностями работы головного мозга, который и влияет на психическую деятельность. Если в будущем будут выявлены все закономерности между нервной системой и психической сферой, то возможно будет устранять возникающие трудности в обучении и развитии.

Очень важный вклад в развитие сделает нейропсихология при изучении различных болезней, которые влияют или повреждают отделы головного мозга. Ими являются инсульт, инфаркт, кислородное голодание, болезнь Альцгеймера, энцефалит и многие другие. Болезни организма отражаются на структуре и работе головного мозга, что уже влечет изменения в поведении и чертах личности.

Нейропсихология позволяет разрабатывать не только методы лечения, но и направления в реабилитации. При повреждении головного мозга необходимо ее восстановление. Немаловажным в лечении является и реабилитация, которая направлена на закрепление результатов и их усиление.

Современная нейропсихология решает 3 главные проблемы:

  1. Изучение не только больных людей с локальным поражением головного мозга, но и здоровых личностей.
  2. Нахождение взаимосвязей конкретных участков головного мозга с определенными психическими проявлениями.
  3. Обнаружение соответствия нейронных повреждений с психическими отклонениями.

Также выделяются методы, которые дополняют нейропсихологические знания:

  • Сравнительно-анатомический метод, который рассматривает влияние особенностей строения нервной системы на поведение и формирование определенного образа жизни человека.
  • Метод раздражения, который изучает связи между воздействием на участки мозга и проявлениями психической деятельности. Делят на:
  1. Прямое воздействие – при влиянии на головной мозг электрическим током или химическими, механическими раздражителями.
  2. Непрямое воздействие – при влиянии факторов, которые вызывают раздражение в отделах головного мозга.
  3. Раздражение отдельных нейронов.

Возникновение нейропсихологии

Нейропсихология начала развиваться в 1920-1940-х годах на основе исследований в области психологии, медицины и нейрофизиологии. Первые нейропсихологические исследования были проведены Л.С. Выготским и А.Р. Лурия. Заслуги Л.С. Выготского и его роль в нейропсихологии заключаются в раскрытии общепсихологических положений, среди которых особенно важна теория развития высших психических функций, семантической и системной структуры сознания и др. Л.С. Выготский изучал системные нарушения психических процессов, возникающие в результате поражения отдельных участков коры головного мозга, и их особенности у взрослых и детей. Вместе с А.Р. Лурия он пытался определить, какие более элементарные нарушения (в зрительном восприятии, в организации простых двигательных действий и т.д.) наблюдаются при нарушениях речевых процессов, то есть выяснить, существует ли в патологии связь между простыми формами психических процессов и высшими уровнями организации психической деятельности. Исследования Л.С. Выготского позволили сформулировать принципы локализации ВПФ личности. Л.С. Выготский создал теорию о том, что мозг человека имеет новый принцип организации функций, он раскрыл знаковую функцию сознания. Позже А.Р. Лурия продолжил теорию Л.С. Выготского и сделал важные открытия для нейропсихологических исследований. А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, П.Ю. Кузнецов, В.В. Гальперин и другие разработали теоретические основы психологии, которые легли в основу нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций. Современные исследователи Л.С. Цветкова, Е.Д. Хомская и ряд других также внесли значительный вклад в нейропсихологию. Современная нейропсихология развивается в основном в двух направлениях:

1.отечественная нейропсихология, берущая начало от исследований Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, имеющая последователей в современной науке как в России, так и за рубежом (Англия, Финляндия, Франция, США и др.). Среди методологических основ этого направления можно выделить следующие положения:

  • Материалистическая природа психических явлений;
  • Социально-историческая обусловленность человеческой психики;
  • Роль социального фактора в процессе формирования психических функций;
  • Опосредованный характер ментальных процессов и ведущая роль языка в их организации.
  • Зависимость психических процессов от способа их формирования и т.д.

2.западная нейропсихология, среди представителей которой Д. Бенсон, О. Зангвилл, Р. Рейтан и др. В настоящее время в нейропсихологии существует несколько самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими идеями и общей конечной целью, а именно — изучением мозговых механизмов психических процессов.

Когда зародилась нейропсихология?

Понимать и предсказывать поведение людей, влиять на мысли и чувства других — задача, которую человечество пытается решить всю свою историю существования. В донаучный период это были наблюдения, результаты которых передавались следующим поколениям в пословицах, поговорках и приметах. И хотя много полезного для понимания дали уже и античные философы, рождение психологии как науки относят к временам Фрейда. Но до тех пор, пока люди не обрели возможность изучать работу психики с помощью сложных технических устройств, мы могли только предполагать и наблюдать.

Александр Лурия

О нейропсихологии как науке, основанной на изучении медицины (физиологических процессов в организме человека) и психологии (высших психических функций), впервые заговорил психолог, врач-невропатолог Александр Лурия. Он является основоположником нейропсихологии в СССР. Лурия доказал существование связи между «нейро» — структурным и функциональным строением человеческого мозга, и психологией. В процессе своей работы он стремился выявить пораженные участки головного мозга, определить вследствие какого психического процесса произошел сбой и, опираясь на здоровые участки мозга, восстановить утраченную функцию.

Лурия условно разделял головной мозг на три функциональных блока, связанные между собой.

  1. Энергетический блок отвечает за всю информацию, которую получает от внутренних органов. Если человек голоден, из желудка поступает сигнал о том, что нужна еда. Главная функция этого блока — поддерживать организм в тонусе и обеспечивать его жизнедеятельность.
  2. Операциональный блок отвечает за переработку и хранение информации, которую получает человек благодаря органам чувств — слуху, зрению, обонянию и осязанию.
  3. Блок программирования психических процессов — регулирует опорно-двигательную систему и находится в лобных долях головного мозга. Если происходит поражение этого блока, то человек теряет способность физических и мыслительных действий.

Нарушение работы одного блока неминуемо влияет на работоспособность двух других. По мнению ученого, функционирование всех трех блоков обеспечивает стабильное психическое поведение человека.

Евгения Хомская

Последователем научных идей и взглядов Александра Лурии стала его ученица — Евгения Хомская. Она занималась изучением психических функций людей, пострадавших от тех или иных техногенных катастроф, в частности лиц с «чернобыльским синдромом», которые боятся радиации. Хомская — автор исследований о взаимосвязи головного мозга и эмоций. Она основала новое направление — психофизиология локальных поражений мозга. Научные труды Лурии и Хомской до сих пор актуальны и востребованы среди психологов.

Социальная экономика

В подсознании клиента: что такое нейромаркетинг и как его используют

Концепция трех структурно-функциональных блоков головного мозга

Головной мозг человека – это сложная высокоорганизованная система. Высшая нервная деятельность осуществляется благодаря интеграции трех блоков головного мозга. Каждый блок – звено в цепи единого процесса. Нарушение каждой из структурных единиц приводит к сбою и патологическим изменениям. Любая разновидность психической деятельности возможна при последовательном включении трех функционально-структурных блоков:

  1. Первый несет ответственность за активацию мозговых структур в состоянии бодрствования.
  2. Второй перерабатывает информационный поток из внешней среды и хранит полученные данные.
  3. Третий блок отвечает за планирование предполагаемых действий, регулирует и контролирует психическую деятельность.

Благодаря блокам головной мозг человека функционирует как единая интегральная система, которая превосходит по эффективности самый совершенный компьютер.

Все звенья перечисленной функциональной системы пластичны и взаимозаменяемы. На формирование связей между ними оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. Интегральная система головного мозга не несет на себе печать детерминированности, это расширяет возможности педагогики и медицины.

Подходы

Экспериментальная нейрофизиология — подход, использующий методы экспериментальной физиологии для исследования связей между функционированием и строением нервной системы и когнитивными функциями. Бо́льшая часть исследований проводится при изучении поведения здорового человека в лаборатории, однако часть исследований ведётся в экспериментах на животных. Преимущество экспериментов с участием человека в том, что можно использовать специфические функции нервной системы человека для исследования связей между нейроанатомией и психологическими функциями.

Клиническая нейрофизиология — применение нейрофизиологического знания для оценки (см. нейрофизиологический тест), управления и реабилитации людей, страдающих от болезни или травмы (особенно травмы мозга), которая вызвала повреждение когнитивных функций человека. В частности, этот подход дает физиологическую точку зрения на лечение таких больных, на то как заболевание и/или травма влияет на психологию человека и как психологические воздействия может повлиять на течение болезни. Клинические нейрофизиологи обычно работают в лечебных учреждениях.

Коннективизм — использование искусственных нейронных сетей для моделирования когнитивных процессов. Этот подход использует различные упрощенные, но правдоподобные модели функционирования нейронов. Например, для изучения эффектов травм или болезней головного мозга, нейронные сети сначала тренируют для выполнения какой-либо когнитивной задачи, потом вносят изменение, моделирующее травму (болезнь), и сравнивают с данными, полученными на реальном мозге.

Симптомы, синдромы и факторы в нейропсихологии

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее при локальном поражении ГМ, вследствие патологических, травматических причин, приводящее к локальным изменениям в работе мозга.

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленных поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности, нарушение которой ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: