Задачи гештальт-терапии
Узнали в перечисленных механизмах прерывания контакта свой любимый? Или даже не один?… Ничего, не расстраивайтесь. Понятно, что каждый из четырех рассмотренных механизмов может быть гештальт-тупиком, останавливающим какую-то важную потребность, а может быть вполне эффективным «инструментом контакта».
Какое же размышление возможно без ретрофлексии? Какое же обучение и воспитание возможно без интроекции? Какой же лидер может существовать без проективного механизма? Как же без слияния могут существовать любовные отношения?
Задача гештальт-терапии состоит не столько в «опознавании» гештальт-тупика, закрывающего удовлетворение каких-то важных потребностей конкретного человека, сколько в достаточно длительном и напряженном поиске ресурсов, позволяющих превратить «зловредный» гештальт-тупик в инструмент успешного взаимодействия человека с окружающими людьми, природой, обществом.
Когда возникает гештальт?
Утренняя чашка кофе, разговор со случайным попутчиком, отношения с родителями, влюбленность, ссора в магазине, прополка кабачков – все это гештальты. Вся наша жизнь состоит из них, больших и маленьких.
Формируется гештальт, когда у человека возникает потребность, которая в данный момент сильнее всего требует удовлетворения, и происходит контакт в внешним миром.
У гештальта есть начало и конец: возникает он помимо нашей воли в момент появления потребности или желания и заканчивается при достижении удовлетворения. Увы, потребности безграничны, а ресурсы ограничены и далеко не все желания исполняются.
В идеале цикл гештальта выглядит так:
- Возникновение потребности (хочется пить).
- Поиск возможности ее удовлетворить, оценка осуществимости этой возможности (ищем воду).
- Удовлетворение (пьем).
- Выход из контакта (жажда утолена — ставим пустой стакан на стол).
В результате такого цикла гештальт завершается (разрушается). Процесс возникновения и завершения гештальта может занять секунду, минуту, часы, годы или всю жизнь. Но внешние или внутренние события могут помешать этому процессу. Цикл остановится на какой-то фазе, произойдет разрыв границы контакта и возникнет незавершенная ситуация.
Завершенный гештальт отправляется на утилизацию, склад или полочку сознания, а незавершенный остается с нами. Пока нет удовлетворения или внутреннего принятия невозможности получить желаемое, гештальт, вместе с множеством себе подобных, давит на сознание, паразитируя на других событиях.
Незавершенный гештальт может стать многотонным сизифовым камнем ощущения вины перед умершим родственником или картонной папочкой несдержанного по мелочи обещания. Суть остается одинаковой – прошлое мешает реализовываться настоящему.
Наши страхи, зависимости, конфликты, кризисы и стрессы можно представить в виде ящика, заполненного незаконченными гештальтами. Если ящик не забит доверху чем-то тяжелым, то с ним легко передвигаться. Но чем тяжелее груз, тем нужнее помощь психолога.
Дело в том, что незавершенные гештальты могут вызвать сбои в работе механизмов, защищающих нашу психику от перегрузки.
Что может сломаться?
-
Проекция – это тенденция перекладывать на окружающую среду ответственность за то, что берет свое начало в человеке. К ней прибегают, сталкиваясь с неприятием ряда своих потребностей и чувств, которые проще приписать внешнему миру. Нормальная проекция помогает устанавливать контакты и понимать других людей, патологическая постоянно проявляется не к месту и в ряде случаев подменяет собой реальность.
-
Ретрофлексия – стремление делать себе то, что хотелось бы получить от других или сделать с другими. При патологических проявлениях ретрофлексии возникают психосоматические болезни, стремление причинить себе боль, высшей формой ретрофлексии является самоубийство.
-
Интроекция – включение во внутренний мир человека оценок, мотивов и установок других людей без критического к ним отношения. Для ребенка интроекция является важнейшим инструментом идентификации себя как члена общества и дальнейшего познания мира. Патологическая же интроекция возникает, когда идеи, привычки или принципы воспринимаются целиком, без проверки на несовместимость с уже существующим опытом.
-
Конфлуэнция (слияние) – состояние отсутствия границы контакта, когда человек теряет осознание себя. В норме временное слияние существует у матери и младенца, у влюбленных. Здоровая психика при этом через время возвращается на круги своя и самоидентифицируется. При патологической конфлуэнции невозможны нормальные контакты с другими людьми, так как присутствует постоянное желание контролировать их поведение сверх необходимости.
Что представляет собой гештальт-терапия?
Словосочетание «гештальт-терапия» давно прочно вошло в жизнь, но многие так и не могут понять, что это значит. Если слово «терапия» еще относит к области лечения, то с первым словом не все так ясно. то же такое «гештальт-терапия» и для чего она необходима?
Понятие гештальта и гештальт-терапии
Слово «гештальт» — заимствование из немецкого языка («gestalt»), в котором оно имеет значение «форма», «образ», «вид» и «структура». И действительно: выражаясь простым языком, гештальт – это идеальное видение какой-либо ситуации каждым отдельно взятым человеком, а идеальное видение складывается из множества маленьких кусочков (наших эмоций, чувств, переживаний, восприятий).
С понятием гештальт-терапии связана категория завершённости и незавершенности. Часто можно услышать: «Тебе необходимо закрыть незавершенный гештальт». Именно этим и занимается гештальт-методика вместе с психотерапевтом-гештальтистом: находит упущенные возможности, нереализовавшиеся мечты, незаконченные дела, навязчивые мысли и идеи (незавершенные гештальты), объясняет причину их появления, пытается завершить и вернуть клиенту радость к настоящей жизни.
Итак, гештальт-терапия – это направление психотерапии, в основе которого лежит работа с желаниями, интересами и личностью пациента и которое помогает:
- понять себя, мотивы свои слов, поступков, действий;
- отыскать свое предназначение
- выбросить из головы навязчивые мысли о прошлом;
- развить способности самоконтроля;
- освободиться от комплексов и страхов.
Из истории гештальт-терапии
Гештальт-терапия возникла в середине XX столетия противовес знаменитому психоанализу Фрейда. Основателем методики считается психоаналитик Фредерик Перлз.
В 1951 году он выпустил книгу «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности», в которой объяснил основы новоразработанного направления. Идеи Перлза становятся популярными, и в Америке один за одним начинают появляться гештальт-институты для более подробных исследований.
За прошедшие годы гештельт-направление немного изменилось: групповая терапия практически исчезла, а конфликты с пациентами стали считаться нонсенсом (во времена Перлза вступать в конфронтацию с пациентом было нормально).
Проблемы, которые решает гештальт-терапия
Гештальт-терапия разрешает множество личностных и межличностных проблем. По большей части, к гештальститам обращаются люди с такими проблемами:
- Непережитое несчастье. В плохие времена многие теряют связь с миром и зацикливаются на пережитом горе. Мысли и прошлом забивают голову, поэтому человеку не удается жить настоящим. Гештальт-терапия помогает бороться с тревогой, подавленностью и депрессиями.
- Перемены. Многие люди боятся перемен, они не решаются сделать выбор и считают, что зашли в жизненный тупик. Психотерапевт помогает разобраться, в чем истинная причина страха, и искоренить боязнь.
- Взаимоотношения. Почему не складываются личные отношения? Почему семья не понимает? Почему происходят ссоры и выяснений отношений? Гештальт-направление отвечает на все эти вопросы, помогает разобраться в причинах ссор и скорректировать поведение.
- Самооценка. Низкая самооценка вызывает депрессии из-за упущенных возможностей, а чрезмерно высокая самооценка вызывает депрессии из-за неодобрения и непонимания. Гештальт-психотерапевт помогает выявить факторы возникновения самооценки того или иного уровня и разрешает личностные конфликты человека с самим собой.
- Обиды. Нельзя недооценивать непережитые обиды: они становятся причиной множества ментальных заболеваний и вызывают психосоматические явления (головные боли, неврозы, дерматиты, острые боли). Обида – прямое воплощение незавершенного гештальта. Чтобы с ним покончить, необходимо выявить истинную причину появления обиды и устранить ее.
- Скука. Огромное количество людей страдает от скуки: кто-то потерял себя, а кто-то не понимает, для чего существует. Задача гештальт-терапии в этом случае – выявить причину потерянного интереса к жизни и по возможности возродить умение ей радоваться.
Основная цель гештальт-направления – достижение человеком полноценного самоосознания себя и принятия факта, что каждый живет здесь и сейчас, в настоящем. Человек должен познать свои мысли, переживания, потребности, чувства, отношения, мечты, пересмотреть проблемы прошлого и не давать им разрушать жизнь в настоящем и будущем.
Основы и общая характеристика
Впервые понятие проекции, как метода диагностики, использовал Л. Франк. Суть метода заключается в выявлении проекций (ассоциаций) пациента к конкретному набору образов и расшифровке результатов. Диагностируемый помещается в ситуацию, где ему необходимо сделать череду выборов. Для каждого выбора есть несколько интерпретаций (расшифровок), из которых человеку нужно выбрать ту, что покажется наиболее привлекательной, близкой. Интерпретировать можно:
- сюжетные картинки;
- графические изображения;
- абстрактные изображения;
- незаконченные предложения;
- абстрактные фразы, пословицы, цитаты.
Особенность проективных тестов в том, что в них нет правильных или неправильных ответов. Совокупность выборов продиктована особенностями личности. Цель исследования от испытуемого скрывается, и это позволяет сделать тестирование объективным. Не зная, какие ответы произведут лучшее впечатление на психолога, испытуемый склонен отвечать правдиво.
Некоторые проективные методики широко известны и доступны даже неспециалистам. К примеру, популярный тест Роршаха, цветовой тест Люшера, тест портретных выборов. Результаты таких исследований будут условными: точно расшифровать данные может только специалист.
Изображение для текста Роршаха
КАК ПОНИМАТЬ СЕБЯ
Понимать себя = понимать свои потребности.
Потребности — это встроенные программы для сохранения внутреннего баланса: психического и физиологического.
Часто оказывается, что мы не умеем слушать себя. Лекарство — устраивать минутки ясности и отвечать на вопросы.
ЧЕТЫРЕ ШАГА К ПОНИМАНИЮ:
1. ответить на вопросы и осознать потребности;
2. принять все — даже если они противоречат друг другу;
3. посидеть и прикинуть варианты развития событий без спешки;
4. озвучить самому себе или другому человеку, что вы хотите и будете делать «здесь и сейчас»: без перекладывания ответственности, конкретно.
Я прохожу эти четыре шага, когда заканчиваю какое-нибудь дело или когда не знаю, чего хочу.
Буквально: почувствовал, что отвлекаюсь от работы, — сел в другое место, открыл форму на телефоне, прислушался к себе. Лишний раз прояснить, как дела у нас у самих, — это нормально и по-человечески.
Фрагмент книги «Легко и просто. Как справляться с задачами, к которым страшно подступиться». Тимур Зарудный / Сергей Жданов. — Москва : Издательство «Бомбора», 2020.
Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!
Результат решения проблем
«Современный человек живет на низком уровне жизненной энергии… …Он превратился в тревожащийся автомат. Мир предлагает ему много возможностей для более богатой и счастливой жизни, он же бесцельно бродит, плохо понимая, чего он хочет, и еще хуже – как этого достичь» (2).
Одно из преимуществ гештальт-направления в том, что оно не только решает проблемы человека, а еще улучшает качество его жизни. В процессе терапии развивается способность понимания себя. С помощью применения методов гештальт-подхода происходит личностный рост человека, раскрытие и реализация его потенциалов.
Литература:
- 1. Перлз Фредерик С. Внутри и вне помойного ведра. – Спб.: Питер, 2019. – 300 с.
- 2. Перлз Фриц. Гештальт-Подход и Свидетель Терапии. – М.: Академический проект, 2019. – 207 с.
- 3. Санд Ильсе. Компас эмоций: Как разобраться в своих чувствах. – М.: Альпина Паблишер, 2018 г. – 156 с.
- 4. Энрайт Джон. Гештальт, ведущий к просветлению, или Пробуждение от кошмара. – М.: Медков С. Б., 2018. – 192 с.
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Особенности применения
Проективные методики широко применяются в разных областях: опросы, картинки и другие способы оказались очень эффективными при проведении судебно-психиатрических экспертиз. Проективные методы часто применяют при консультировании не отдельного пациента, а целой группы людей, их часто применяют в центрах занятости или при кадровых перестановках.
В процессе работы специалист должен учитывать возраст пациента и его эмоциональные особенности
Также психолог обращает внимание на умственные данные испытуемого, его социальный статус, семейное положение и множество других факторов
Для взрослых
Если проводится диагностика взрослого человека, то он намеренно пытается выбирать наиболее хорошие ответы. То есть пациент пытается предугадать поведение психолога. Благодаря проективным тестам человеку невозможно определить лучший ответ, так как его не существует. В процессе работы врач может диагностировать фобии, фрустрации и другие отклонения.
Для детей
Проективные методики, используемые в психологии, применимы для детей. В этом случае используют изображения и другие типы графических методик. Также психолог может предложить пациенту нарисовать любое животное, которое придет в голову ребенку. С такими пациентами намного проще работать, так как они ведут себя максимально искренне.
Для диагностики группы
При работе с большой группой людей применимы все варианты диагностики. Например, можно использовать графические изображения, проводить опросы. При этом работа осуществляется по принципу спортивной команды, рабочего или ученического коллектива. Пациенты могут рисовать все вместе. Подобные методы позволяют уменьшить агрессивность при работе с другими людьми.
Классификация по принципу использования
Проективные методики в психологии являются относительно новыми и очень разнообразными. Наиболее развернутую классификацию представил Л. Франклон. Он выделил 8 типов методик.
Вид методики
Описание
Экспрессивная
Методика помогает изучить эмоциональность человека. Рассматривается его деятельность. Для данного направления используют рисуночную методику. В этом случае тест подразумевает, что испытуемый создаст изображение. Например, специалист может попросить нарисовать несуществующее животное.
Импрессивная
Для этой методики обычно используют карточки или картинки. Они представляют собой объекты так называемого стимульного материала. Данные тесты позволяют оценить психическое состояние человека. К данной методике относится тест М. Люшера.
Конструктивная
В ходе тест испытуемому предлагают наделить смыслом то или иное изображение. Например, к данному типу методики можно отнести тест Роршаха.
Интерпретативная
Испытуемому также предлагают посмотреть на изображения. Он должен объяснить смысл картинок и то, что на них происходит.
Конструктивная
В данных методиках используют фигурки, картинки и даже конструктор, из которого пациенту предлагают создать логичные сценки. После создания таких объектов человек должен описать их.
Катартическая
В этом случае специалист пытается вызвать у пациента состояние катарсиса. Это позволяет в полной мере раскрыть его особенности психики
Благодаря таким методам человек сам начинает осознавать свои проблемы и определить их источник.
Рефрактивная
Специалист обращает внимание на то, какие оговорки или опечатки делает пациент. Такие методы часто используются при работе с подростками.
Аддиктивная
Аддикция представляет собой то, насколько человек зависит от определенной деятельности или поведения
Такие методы применяются при работе с наркоманами, алкоголиками и людьми с другими зависимостями. Врач оценивает, какие еще более простые привычки есть у человека. Например, он может покусывать губу, грызть ногти и прочее.
Благодаря такому разнообразию типов методик у психологов есть огромный арсенал различных тестов. Тем не менее, проективные методики некоторые считают довольно противоречивыми.
Основные тезисы
1) Есть несколько базовых эмоций, с которыми можно работать в психотерапии: вина, стыд, радость, страх, тревога, грусть и злость в различных ее проявлениях
2) То, как описывают свои эмоции люди, и то, как их стоит рассматривать психологу для того, чтобы выбрать адекватную стратегию работы, не одно и то же
Например, человек говорит: «Я чувствую вину за то, что так с ним поступил». Но, в общем-то, если говорить о «чистых» эмоциях, то вина не есть биологическая эмоция, ее нельзя почувствовать «в теле». Физиологически, вина — это гнев (адресованный к самому себе) и страх: страх потери чего-то значимого (в данном случае принятия, одобрения и любви того человека, по отношению к которому сделан некрасивый поступок; других людей, которые могут «отвернуться», осудить, узнав об этом, или я теряю способность принимать и доброжелательно относиться к себе).
Поэтому работа с чувством вины подразумевает когнитивный и эмоциональный аспект.
С точки зрения работы с эмоциями, работа с чувством вины это работа со страхом. Она подразумевает прояснение предмета страха — чего именно боится человек. И гневом, который может завершиться прощением себя
Это важно для дальнейшей интеграции эмоций с когнитивными процессами. Следующий шаг после спонтанных реакций страха и гнева — восстановление контроля над своими действиями, оценка ситуации и выбор наиболее подходящей линии поведения
Когнитивный аспект сводится к тому, что чувство вины — это реакция на несоответствие реальных поступков тому, что мы считаем для себя достойным и правильным. Действуя в соответствии с требованиями своей совести человек чувствует спокойствие и умиротворение. И наоборот, нарушив свои внутренние принципы, переживает то, что принято называть виной.
Психологическая работа с чувством вины (внутренняя или при помощи психолога) предполагает анализ ситуации, возможность благодаря эмоциональному состоянию обнаружить то, что, по мнению самого человека, является ошибкой, и раскаяние (принятие ответственности за причинение боли, совершение необходимых действий, которые могут что-то исправить; прощение себя за совершение ошибки).
Этот пример есть иллюстрация того, что если человек говорит о своих эмоциях, то в задачу психолога входит «распаковать» вместе с клиентом наиболее значимые его послания. «Распаковать» значит выделить отдельные, пригодные для психологической работы темы. И, даже если человек не называет эмоций, психолог может видеть через телесные проявления, мимику, позу и тембр голоса, о каких эмоциональных реакциях идет речь и действовать соответственно.
3) Биологические эмоции, имеющие свои физиологические проявления, могут быть субъективно локализованы в теле и содержательно относятся к конкретным, неабстрактным событиям, которые имеют прямое влияние на жизнь испытывающего их человека
Эстетическое чувство, отвращение, презрение, удовлетворение, восхищение можно назвать «социальными эмоциями», то есть, по сути, это не эмоции, а когнитивные конструкты, подразумевающие интеллектуальную, а не телесно-эмоциональную оценку окружающего мира. В том случае, когда человек испытывает эмоции именно телесные, искать их источник следует в чем-то очень конкретном.
Например, человек плачет, переживает сильную грусть и печаль. Он может интерпретировать свои чувства как реакцию на внешние, не относящиеся к нему события. Человек может заплакать, увидев насилие в фильме. Но и в этом случае эмоция возникнет только, если тема насилия сама по себе вызывает у человека сильные переживания (фильм тут уже ни при чем, он становится лишь внешним стимулом, который определил временное возвращение человека к его болезненному опыту).
Впрочем, этот тезис нельзя принять или опровергнуть эмпирической проверкой или научным экспериментом, поскольку субъективный опыт не досягаем полностью для объективных методов. Но, тем не менее, в практической работе психолога данный постулат часто оказывается очень полезен.
4) Нежелательная для человека фиксация на той или иной эмоции может происходить в том случае, если естественное проживание переживания блокируется, прерывается
Общая характеристика проективных методов
Проективные методы занимают важнейшее место в современной психодиагностике. Различные проективные методики (тест чернильных пятен Роршаха, Тематический апперцепционный тест (ТАТ), методика незаконченных предложений Сакса-Леви, всевозможные рисуночные тесты и т.д.) широко используются психологами как в научных исследованиях, так и для решения задач в психологической практике. Их применение в области психодиагностики личностных качеств носит сугубо эвристический характер. Но, как уже отмечалось, проективные методы и методики востребованы не только в психологии личности, они хорошо зарекомендовали себя в социально-психологических, политических, социологических, маркетинговых исследованиях и используются для изучения глубинных закономерностей отношения людей к тем или иным социальным объектам, их представлений о различных областях действительности, особенностей социальных установок и многого другого.
Следует отметить, что в таких исследованиях используется лишь набор методических приемов, характерных для проективного подхода. «Гипотеза проекции», которая в психодиагностике предполагает возможность «считывания» в речевой и визуальной продукции человека его личностных характеристик, в социальных исследованиях трансформируется в гипотезу проекции в метафорических рассказах, коллажах, рисунках эмоциональных паттернов отношения к определенным социальным объектам; личностный компонент проекции здесь «выносится за скобки». Появление и развитие проективных методов связано с рядом теоретических направлений, каждое из которых повлияло на понимание проективного процесса и интерпретацию данных.
Фактически сформировалась особая область психологических исследований, которая выходит за рамки психодиагностики и имеет общепсихологическое значение — проективная психология (Бурлачук, 1997; Соколова, 1980; Проективная психология, 2000). В настоящее время он представляет собой весьма специфический подход, основанный на целом наборе методологических допущений (теоретическая основа проективного метода рассматривается ниже).
Е. Т. Соколова (1980) определяет проективные методики как особую технику клинического и экспериментального исследования тех черт личности, которые менее всего поддаются прямому наблюдению или опросу. По мнению Л. Ф. Бурлачука (1997), проективные методики — это техники опосредованного изучения личности путем создания специфической пластичной (слабоструктурированной) стимульной ситуации, которая актуализируется в перцептивных тенденциях, установках, настроениях и других личностных характеристиках.
Сейчас принято говорить о нескольких отличительных особенностях проективных методик:
1) использование слабо структурированного стимульного материала, создающего ситуацию неопределенности;
2) нейтральные, косвенные по отношению к личности задачи.
3) особое доброжелательно-нейтральное отношение психолога к тестируемому;
4) изучение не только отдельных психологических функций (как в традиционных психометрических процедурах), но и своеобразного «режима личности в ее отношениях к социальной среде» (Е. Т. Соколова).
Как правило, проективные процедуры работают с качественными данными, но в некоторых случаях используются стандартизированные психометрические показатели. Во время сбора данных психолог дает достаточно общие инструкции исследуемому человеку, прося его сделать рисунок, закончить предложения, составить рассказ по картинке и т.д.
В случае с рисунком, после завершения работы, испытуемого просят ответить на ряд вопросов о значении того, что изображено на рисунке. Все данные тщательно записываются, а психолог наблюдает за реакциями, выражением тела и ходом выполнения задания.
Классификация по принципу использования
Проективная психология, как отдельное направление, зародилась в 19 веке. К началу 20 века, благодаря многочисленным ассоциативным экспериментам К. Г. Юнга, она стала широко применяться при общей клинической диагностике. Появились отдельные направления. Классификация методик:
Интерпретационные. Испытуемому показывают ряд сюжетных картинок, к каждой из которых ему нужно подобрать объяснение. Сюжеты могут быть комичными и нелогичными
Важно, чтобы пациент не пытался оценивать действия или эмоциональное состояние персонажей на рисунках. Он должен называть первую ассоциацию, которая приходит на ум.
Методики конструирования
Эти виды тестирования требуют от испытуемого выполнить некоторые действия. Например, выбрать изображения из ряда предложенных или собрать из отдельных деталей заданную фигуру.
Завершение предложений. Исследование с помощью набора фраз или короткого рассказа. Испытуемый прослушивает текст и предлагает свой вариант окончания истории.
Методики импрессии. Тест строится на череде предпочтений. Из предложенных карточек пациенту нужно выбрать самый привлекательный вариант. Потом — следующий по привлекательности, пока не останется последняя карточка.
Проективные изобразительные методики. Графические тесты, в которых испытуемому предлагается нарисовать конкретный сюжет. Результат оценивается по готовой инструкции.
При комплексной диагностике психолог использует несколько видов тестов для получения более полной картины личности. Часто результаты получаются противоречивыми. Из-за этого составление портрета личности становится затруднительным, требует дополнительного исследования.
Наглядный пример незакрытого гельшата
Выразительным примером незакрытого гештальта является следующая ситуация. Допустим, некой девушке Вике серьезно не везет в личной жизни. Все ее любовные романы заканчивались расставанием, причем инициатором выступали именно ее возлюбленные.
Вика является обычной девушкой, у нее нет вредных привычек или других видимых факторов, которые бы заставляли мужчин разрывать с ней отношения. При этом общими чертами всех избранников являлись эмоциональная холодность и погруженность в работу в ущерб отношениям.
В ходе любого типа психотерапии часто специалист расспрашивает о детстве человека. Гештальт-терапия не является исключением. Вот тут и выясняется, что Вика очень любила отца. Но он практически отсутствовал в ее жизни, постоянно находясь в командировках. В периоды редкого нахождения дома отец редко обнимал Вику и равнодушно относился к ее интересам.
Отца несчастной девушки нельзя назвать плохим человеком. Просто он ставил работу на первое место и не любил проявлять эмоций.
В ходе взросления Вика сформировала гештальт: она недостойна внимания своего мужского идеала. У многих девочек отец как раз и является таковым.
В отношениях Вике мешал как раз-таки незакрытый гештальт, то есть неправильно сформированный образ мыслей и действий в отношениях с противоположенным полом. Она всеми силами пыталась доказать себе, что достойна любви и внимания таких мужчин, как ее отец.
Разумеется, ее избранники, будучи эмоционально холодными и неромантичными, равнодушно относились к ее душевным порывам и рано или поздно бросали ее. На других парней, которые бы обладали противоположенными чертами характера, Вика не обращала внимания. Ведь они не соответствовали ее представлениям об отношениях, то есть гештальт-образу.
Потребность в любви у Вики остается нереализованной…