Источники
Рекомендации
- , стр. 122.
- ↑ и , стр. 106.
- Этика I , следствие 2 , проп. 20 .
- GW Leibniz , Monadologie , Вена, 1714, § 66.
- ↑ и , с. 117.
- ↑ и , с. 118.
- , стр. 86.
- ↑ и , стр. 20.
- ↑ и Fechner 1851, рассмотрено в , p. 20-21.
- , стр. 107.
- , стр. 21.
- , стр. 24.
- , стр. 29.
- Fechner 1851, рассмотрено в , p. 29.
- Fechner 1851, рассмотрено в , p. 29-30.
- T. Nagel, Mortal Questions , Cambridge, Cambridge University Press, 1979, тр. Пт. Энгель П., Мортельские вопросы , Париж, Presses Universitaires de France, 1983, с. 210-212.
- , стр. 124.
- .
- , стр. 394.
- , стр. 396.
- , стр. 395-398.
- , стр. 397.
- ↑ и , стр. 420.
- W. James, The Principles of Psychology, Volume One , New York, Holt, 1890.
- ↑ и , стр. 111.
- В. Паули, «Die Philosophische Bedeutung дер Idee дер Komplementarität» ( «Философский смысл идеи комплементарности»), Experientia , п ° 6, Базель, Springer Verlag, 1950, стр. 72-81.
- Паули 1950, рассмотрено в , стр. 111.
- , стр. 110.
- , стр. 114.
- В. Паули, «Der Einfluss archetypischer Vorstellungen auf die Bildung naturwissenschaftlicher Theorien bei Kepler», в CG Jung & W. Pauli (ред.), Naturerklärung und Psyche , Цюрих, Rascher, 1952, стр. 109-194.
- Паули 1952, с. 164.
- ↑ и , стр. 107.
- , стр. 118.
- , стр. 119.
- В. Сигер, «Новая идея реальности: Паули о единстве разума и материи», в H. Atmanspacher & H. Primas (ред.), Recasting Reality , Berlin, Springer, p. 83-97, с. 88, рассмотрено в , стр. 110.
- П. Берней, «Über die Ausdehnung des Begriffes der Komplementarität auf die Philosophie» («О распространении концепции дополнительности на философию»), Synthese , vol. 7, n ° 1/2, Берлин, Springer, 1948, стр. 66-70.
- , стр. 111-112.
- , стр. 112.
- ↑ и , стр. 113.
- Х. Примас, «Связь во времени между разумом и материей», Разум и материя , № 1, Эксетер, Imprint Academic, стр. 81-119, 2003.
- М. Веламнс, «Сознание от первого лица», Behavioral and Brain Sciences , No. 14, Cambridge, Cambridge University Press, 1991, p. 702-726.
- Бом 1990, рассмотрено в , стр. 108.
- Д. Бом и Б. Дж. Хили, Неделимая Вселенная: онтологическая интерпретация квантовой теории , Лондон, Routledge, 1993.
- ↑ и , стр. 109.
Библиография
- Harald Atmanspacher, « Двойной аспект монизм по Паули и Юнг », Ревю де Psychologie Аналитической , Бордо, L’Esprit дю Temps, п о 3 «Jungian психоанализ: клиники и теории»,2014 г., стр. 105-133 ( ISBN ).
- Уго Батини , Шопенгауэр: философия разочарования , Париж, Эллипсы ,2016 г., 201 с. ( ISBN 978-2-340-01164-9 ).
- Дэвид Чалмерс ( трад. Английский С. Дананд) Сознание духа: в поисках фундаментальной теории , Париж, Итака,2010 г.( 1- е изд. 1996 г.), 517 с. ( ISBN 978-2-916120-13-3 ).
- Изабель Дюперон , Г. Т. Фехнер: Психофизиологический параллелизм , Париж, Presses Universitaires de France,2000 г., 125 с. ( ISBN 2-13-050529-5 ).
- (en) Дэвид Скрбина, Панпсихизм на Западе , Кембридж (Массачусетс) / Лондон, MIT Press ,2005 г., 314 с. ( ISBN 978-0-262-69351-6 ).
Опыты А. Г. Столетова
В 1888 году А. Г. Столетов впервые систематически исследовал фотоэффект. Он выяснил, от чего зависит число вырванных светом с поверхности вещества электронов (фотоэлектронов) и чем определяется их скорость или кинетическая энергия. Он исследовал вещества различной природы и установил, что наиболее восприимчивы к свету металлы: никель, медь, цинк, алюминий, серебро. Для облучения электродов он использовал свет различных длин волн: красный, зеленый, синий, ультрафиолетовый.
Для исследования фотоэффекта он собрал следующую установку: в стеклянный баллон, из которого выкачан воздух, помещаются два электрода.
Внутрь баллона на один из электродов поступает свет через кварцевое «окошко», прозрачное для ультрафиолетового излучения.
На электроды подается напряжение, которое можно менять с помощью потенциометра \( R \) и измерять вольтметром \( V \).
К освещаемому электроду (катоду \( K \)) присоединяют отрицательный полюс батареи. Под действием света этот электрод испускает электроны, которые при движении в электрическом поле образуют электрический ток.
Облучая катод светом различных длин волн, Столетов установил закономерности (законы) фотоэффекта, не утратившие своего значения до нашего времени.
При малых напряжениях не все вырванные светом электроны достигают другого электрода (анод А). Если, не меняя интенсивности излучения, увеличивать разность потенциалов между электродами, то сила тока также увеличивается. При некотором напряжении она достигает максимального значения, после чего перестает изменяться.
Вольт-амперная характеристика (зависимость силы фототока от напряжения)
Из графика видно:
1) сила фототока отлична от нуля и при отсутствии напряжения. Это означает, что часть вырванных светом электронов достигает анода и при отсутствии напряжения, т. е. фотоэлектроны при вылете обладают кинетической энергией;
2) при некотором значении напряжения \( U_{нас} \) между электродами сила фототока перестает зависеть от напряжения и не изменяется при увеличении напряжения. Максимальное значение силы тока \( I_{нас} \) называется током насыщения. При фототоке насыщения все электроны, покинувшие за 1 с поверхность металла, за это же время попадают на анод. Поэтому по силе фототока насыщения можно судить о числе фотоэлектронов, вылетающих с катода в единицу времени:
где \( q_{max} \) – максимальный заряд, переносимый фотоэлектронами; \( n \) – число фотоэлектронов, вылетающих с поверхности освещаемого металла; \( e \) – заряд электрона;
3) если катод соединить с положительным полюсом источника тока, а анод — с отрицательным, то в электростатическом поле между электродами фотоэлектроны будут тормозиться, а сила фототока уменьшаться при увеличении значения этого отрицательного напряжения. При некотором значении отрицательного напряжения \( U_{зап} \) (его называют запирающим или задерживающим напряжением) фототок прекращается. Это значит, что электрическое поле тормозит вырванные электроны до полной остановки, а затем возвращает их на электрод.
Согласно теореме о кинетической энергии работа задерживающего электрического поля равна изменению кинетической энергии фотоэлектронов:
Законы внешнего фотоэффекта
-
Закон Столетова:
количество электронов, выбиваемых светом с поверхности металла за 1 с, прямо пропорционально интенсивности света и не зависит от частоты падающего света. - Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов не зависит от интенсивности падающего излучения, а определяется только его частотой.
- Для каждого вещества существует «красная граница» фотоэффекта, т. е. минимальная частота света, ниже которой фотоэффект невозможен.
«Красная граница» фотоэффекта – наименьшая частота (наибольшая длина волны), при которой начинается фотоэффект:
С уменьшением частоты падающего света (увеличением длины волны) энергия падающих квантов при некоторой частоте (длине волны) может стать равной работе выхода электрона из металла.
«Красная граница» фотоэффекта зависит только от работы выхода электрона из вещества.
Фотоэффект практически безынерционен. Он наступает через 10-9 с от момента освещения катода.
Закон созвучности
К подобному всегда притягивается подобное, они порождают друг друга.
Работа закона притяжения заключается в том, что человек пожнет то, что посеет. Посылая любовь людям, он получает в ответ любовь. Замечая недостатки в других, он множит их в себе. Человек без силы воли имеет злобную душу, отражающуюся в определенных чертах лица, и рыхлое тело. Если же он глубоко счастлив, он кажется красивым, вне зависимости от внешности, данной ему природой. Беспорядок мыслей обусловливает беспорядок в доме и в делах. Причины несчастий человека только в нем самом. Если он хочет изменить свою жизнь, ему следует начать меняться самому.
Какие еще законы жизни имеются?
Заметки
Согласно Уго Батини, однако, следует проявлять осторожность, чтобы не быть обманутым самим названием работы, которое, кажется, представляет собой эквивалентность между волей и представлением, в то время как Шопенгауэр продолжает утверждать «онхронологический» приоритет (приоритет бытия и во времени) первого принципа над вторым. Фактически, мир черпает свою субстанцию из воли, и представление «является лишь вторым и частичным представлением о том, что есть мир, попыткой уловить сияние существа, которое пульсирует в наших изначальных аффектах» ( , p
112-113).
Опубликованная в 2007 году статья Т. Филка А. фон Мюллера «Квантовая физика и сознание: поиски общей концептуальной основы» указывает на другие возможности, помимо времени, для формального описания взаимодополняемости между разумом и материей.
Герменевтика
Представителями этого течения были В. Дильтей, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер.
Сторонники герменевтики видели особое отношение между универсумом и человеком. Немецкий историк культуры, В. Дильтей считал герменевтику основой всех наук о духе, философский аспект природы, исторического познания и историчности самого человека.
Те, кто посвятил себя изучению герменевтики, могут описать ситуацию, если он избегает произвола и ограниченности, вытекающих из неосознанных ментальных привычек. Тот, кто ищет понимания другого, а не самоутверждения, готов к признанию собственных ошибок, вытекающих из неподтвержденных ожиданий и предположений.
История дуализма
Дуализм является противоположностью понятию «ментальный» или «телесный», но в разные периоды истории в центр внимания попадали именно ментальные объекты. В средневековое время допускались мысли, что к интеллекту нельзя применить материалистические объяснения. Декарт же заявил, что главным врагом у материалистического монизма является сознание, которого признали, как феноменальное сознание или ощущение.
Во время учения Платона, считалось, что настоящими живыми субстанциями являются вечные идеи, чьими несовершенными копиями являются физические тела. И эти идеи даруют интеллект и являются фундаментом постижимости. В одном из своих сочинений «Федон» философ Платон говорит о том, что душа бессмертна, но остается важным то, что интеллект сохраняет свою нематериальность идеи, в следствие чего интеллект тесно связан с постигаемыми им идеями. Из-за такой сильной связи душа желает поскорей покинуть физическую оболочку и жить среди идей. Но основной проблемой платоновского дуализма являлось то, что душа заключена в теле, и у него нет четкого объяснения, как душа связана с телом. Из-за их явного различия эта связь становится таинственной.
Аристотель в отличие от Платона говорил о том, что природа и свойства вещей существует в физических вещах. Это дало возможность Аристотелю объяснить, как едины душа и тела, и применил тезис «душа есть форма тела». Его учение говорило о том, что человеческая душа-это его природа. Это объяснение делает душу одной из частей тела. В своих книгах Аристотель указывал на то, что интеллект, который является частью душевной формы, имеет явные отличия от всех её способностей из-за отсутствия телесного органа. Без материального органа активность интеллекта признайтесь нематериальной. Такое объяснение намного ближе к современному дуализму, нежели учения Платона.
Понятие мировоззрения
Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека.
Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.
Синонимы термина «мировоззрение» — миропонимание, мировосприятие, мироощущение, менталитет, образ мыслей.
Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).
Факторы формирования мировоззрения:
-
Социальное окружение, в котором находится человек.
-
Условия социума, в которые помещена личность.
-
Государственный строй.
Структура мировоззрения
Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит. Мировоззрение формируется из:
-
знаний;
-
идей;
-
принципов (точки зрения);
-
убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);
-
идеалов (целей);
-
духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности);
-
жизненных установок.
Мировоззрение невозможно сформировать один раз и на всю жизнь, это постепенный процесс. Есть два пути его формирования:
-
стихийный — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни (решать проблему дракой — плохо, потому что дома и в школе за это ругали);
-
осознанный — на основе рациональной деятельности, которая направлена на понимание окружающего мира («Сделанное тобой к тебе же и вернется» — часть буддистской философии, к которой может прийти человек через свои наблюдения).
Воззрения Платона и Аристотеля
Платон относил к истинным живым субстанциям вечно живые идеи и физические тела, выступающие в роли незавершенных копий таких идей. В своих работах мыслитель прямо говорит о бессмертии души и о сохранении разумом нематериальных идей, делая вывод о том, что души желают как можно быстрее покинуть свои физические оболочки, дабы жить исключительно идеями. Главной проблемой воззрений Платона было заключение души в физическое тело, при этом, он не мог доступно и обоснованно объяснить связи между душой и телом. Этот аспект покрывал связь духовного с телесным покровом тайны, что было явным минусом учения философа.
Отличием взглядов Аристотеля от тезисов Платона было его суждение о существовании свойств предметов и природы в физических телах. Такой вывод помог мыслителю объяснить единство духовного и телесного, назвав душу формой тела. Душу человека Аристотель относил к сфере человеческой природы, считая ее органичной частью тела. Интеллект он называл частью души, относя интеллектуальную деятельность к области нематериального. В целом, воззрения Аристотеля более близки дуализму в его современном понимании, нежели учение Платона.
История возникновения термина
Предпосылки дуализма можно найти еще в античные времена, когда известный всем Платон выделял два мира: идей (чувственных вещей) и действительности, но поскольку наука тогда только зарождалась, четкого представления о нем не сформировалось. Уже в Новое время французский ученый Рене Декарт разграничивал дух и материю. По его мнению, дух способен мыслить, а материя – только растягиваться во времени.
Понятие «дуализм» первоначально в богословии употреблялось в отношении к религиозным представлениям о борьбе между хорошим Богом и плохим Сатаной – этот термин был введен в 1700 году Томасом Хайдом. Спустя чуть больше тридцати лет в связи с бурным развитием философии немецким ученым Ф. Вольфом данный термин был использован для обозначения двух противоположных по своей сути субстанций: духовной и материальной. Значительно позже понятие начали употреблять в физической науке, например, при характеристике частиц и античастиц и многое другое.
Типы дуализма
Онтологический дуализм
Онтологический дуализм берёт на себя двойные (гетерогенные) обязательства о природе существования, как она относится к духу (сознанию) и материи; может быть разделен на три различных типа:
- Субстанциальный дуализм (англ. substance dualism) утверждает, что сознание и материя (тело) — принципиально различные субстанции с независимым существованием.
- Пропетивный дуализм (англ. property dualism) предполагает, что онтологическое различие заключается в различиях между свойствами сознания и материи (как в эмерджентизме).
- Предикатный дуализм (англ. predicate dualism) заявляет о несводимости ментальных предикатов к физическим предикатам.
Гносеологический дуализм
Гносеологический (эпистемологический) дуализм известен также как наивный реализм или репрезентационизм — философская позиция в эпистемологии, согласно которой наш сознательный опыт не является самим реальным миром, а внутренним представлением, миниатюрной виртуально-реальной копией мира.
Примерами эпистемологического дуализма являются бытие и мышление, предмет и объект, «данное в чувствах» (англ. sense datum) и вещи[что?].
Метафизический дуализм
Метафизический дуализм в философии рассматривает использование двух непреодолимых и разнородных (гетерогенных) начал, чтобы объяснить всю реальность или какой-то его широкий аспект.
Примерами метафизического дуализма являются Бог и мир, материя и дух, тело и сознание, добро и зло. Манихейство является самой известной формой метафизического дуализма.
Этический дуализм
Этический дуализм относится к практике абсолютного зла и исключительно к определенной группе людей, игнорирующих или отрицающих свою собственную способность к совершению зла.
Другими словами, этический дуализм в основном изображает существование двух взаимно враждебных вещей, одна из которых представляет собой происхождение всего доброго, а другая — всего зла.
Основополагающие идеи дуализма
В концепции дуализма выделяется ряд ключевых тезов, раскрывающих суть дуализма. К ним относят:
- Постулат о том, что любому явлению реальности свойственна двойственность, а значит, всякое явление таит в себе два полярных начала («+» и «-»);
- Двойственность присуща и любому из полярных начал, в них содержится одна либо несколько характеристик, а, следовательно, и потенциал их антиподов (к примеру, во всяком мужском начале присутствуют характеристики женского начала и наоборот), чем объясняется их постоянное взаимодействие;
- Противоположности тесно связаны между собой, их раздельное существование невозможно. Благодаря такому взаимодействию они сливаются в единую систему, являющуюся основой для их дальнейшего развития (т.е. только единство и борьба противоположностей представляют собой путь, ведущий к гармонии).
- Непрерывный конфликт противоположностей представлялся дуалистам главной силой прогресса, без которой немыслимо любое развитие.
Следовательно, согласно учению сторонников дуализма, наш мир представляет собой место непрерывной борьбы различных начал, которая никогда не заканчивается. Результатом этой борьбы является стабильное развитие каждой из противоположностей, ведущее к стабильному развитию всей Вселенной.
Основные направления
Дуализм в философии принято разделять на три направления:
- Гносеологический. Встречался в разговорах рационалистов и эмпириков, и каждый из них по-своему понимал роль чувств в познании. Эмпирики почитали накопленный сенсорным путем опыта, за который отвечали чувства и ощущения. Рационалисты утверждали, будто все строится на первичном рациональном теоретическом познании материального мира. Они видели главным инструментов вовсе не душу, а разум, который является отличительной чертой каждого из людей.
- Антропологический. Это направление указывает на духовную и телесную форму человека. Эта идея принадлежит Сократу, но говорить о ней стали именно в христианских учениях.
- Онтологический. Такой дуализм превосходит все идеи Платона, который говорил о телесном и идейном мире.
Несмотря на различия, все три направления сходились в одном: познание всего доступно только через рациональное осознание бытия.
Импульс фотона
Импульс фотона:
Давление света
Максвелл на основе электромагнитной теории света предсказал, что свет должен оказывать давление на препятствия.
Под действием электрического поля волны, падающей на поверхность тела, например металла, свободный электрон движется в сторону, противоположную вектору \( \vec{E} \).
На движущийся электрон действует сила Лоренца, направленная в сторону распространения волны. Суммарная сила, действующая на электроны поверхности металла, и определяет силу светового давления.
Для доказательства справедливости теории Максвелла было важно измерить давление света. Многие ученые пытались это сделать, но безуспешно, так как световое давление очень мало
В яркий солнечный день на поверхности площадью 1 м2 действует сила, равная всего лишь 4·10-6 Н.
Впервые давление света измерил русский физик Петр Николаевич Лебедев в 1900 г. Прибор Лебедева состоял из очень легкого стерженька на тонкой стеклянной нити, по краям которого были приклеены легкие крылышки. Весь прибор помещался в сосуд, откуда был выкачан воздух. Свет падал на крылышки, расположенные по одну сторону от стерженька. О значении давления можно было судить по углу закручивания нити. Трудность точного измерения давления света была связана с невозможностью создать вакуум (движение молекул воздуха, вызванное неодинаковым нагревом крылышек и стенок сосуда, приводит к возникновению дополнительных вращающих моментов). На закручивание нити влияет и неодинаковый нагрев сторон крылышек (сторона, обращенная к источнику света, нагревается сильнее, чем противоположная сторона). Молекулы, отражающиеся от более нагретой стороны, передают крылышку больший импульс, чем молекулы, отражающиеся от менее нагретой стороны.
Лебедев сумел преодолеть все эти трудности, взяв очень большой сосуд и очень тонкие крылышки. Полученное значение совпало с предсказанным Максвеллом. Впоследствии после трех лет работы Лебедеву удалось осуществить еще более тонкий эксперимент: измерить давление света на газы.
Появление квантовой теории света позволило более просто объяснить причину светового давления. Фотоны, подобно частицам вещества, имеющим массу покоя, обладают импульсом. При поглощении их телом они передают ему свой импульс. Согласно закону сохранения импульса импульс тела становится равным импульсу поглощенных фотонов. Поэтому покоящееся тело приходит в движение. Изменение импульса тела означает, согласно второму закону Ньютона, что на тело действует сила.
Важно!
Опыты Лебедева можно рассматривать как экспериментальное доказательство того, что фотоны обладают импульсом. Хотя световое давление очень мало в обычных условиях, оно является существенным в недрах звезд
При температуре в несколько десятков миллионов Кельвинов давление электромагнитного излучения достигает громадных значений и совместно с гравитационными силами обеспечивает стабильное состояние звезд
Хотя световое давление очень мало в обычных условиях, оно является существенным в недрах звезд. При температуре в несколько десятков миллионов Кельвинов давление электромагнитного излучения достигает громадных значений и совместно с гравитационными силами обеспечивает стабильное состояние звезд.
Давление света, согласно электродинамике Максвелла, возникает из-за действия силы Лоренца на электроны среды, колеблющиеся под действием электрического поля электромагнитной волны. С точки зрения квантовой теории давление появляется в результате передачи телу импульсов фотонов при их поглощении:
где \( \rho \) – коэффициент отражения, \( N \) – количество всех фотонов, падающих на единицу поверхности в единицу времени.
Межотраслевые
Межотраслевые — исходные положения, которые подчеркивают общность и специфику нескольких смежных отраслей права (принцип личной ответственности — в уголовном и административном праве; принцип состязательности — в процессуальных отраслях права и т. д.)- Существование межотраслевых принципов связано с необходимостью внутрисистемного согласования юридических предписаний, предупреждения их дублирования и поддержания гибкости в правовом регулировании. Эти принципы конкретизируют содержание общих принципов права соответственно специфике однородных отношений нескольких родственных отраслей, обеспечивая их внутреннее единство. Так, принцип равенства всех субъектов права перед законом и судом конкретизируется в принципе состязательности процессуальных отраслей права. При этом одни и те же межотраслевые принципы проявляются неодинаково даже в родственных смежных отраслях права, решая специфические задачи отрасли относительно предмета их регулирования. Для этого достаточно сопоставить принцип состязательности в уголовном и гражданском процессе;
Межотраслевые принципы распространяются на несколько смежных или родственных отраслей права.
Например, для уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, административно-процессуального и арбитражно-процессуального права характерны принципы:
- процессуальное равенство участников сторон;
- гласность судебного разбирательства;
- состязательность;
- презумпция невиновности.
Для отраслей уголовно-правового комплекса (уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право) характерны следующие принципы:
- неотвратимость наказания;
- индивидуализация наказания;
- экономия уголовной репрессии (наказание должно быть не суровее, чем требуется для достижения его цели).