Введение
Делая свою контрольную работу не за долгое время до начала сессии, я задумалась, можно ли что-то успеть, откладывая дела на потом? Ведь откладывая одни дела, мы занимаемся другими, или же совсем ничего не делаем? Есть замечательная поговорка «не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня», относиться ли эта поговорка к современному миру и в частности к современным людям? А может вся проблема в мотивации, ведь вся жизнь у нас связанна с мотивами к той или иной деятельности. С этими вопросами я решила обратиться к всемирной паутине, и рассмотреть их с точки зрения психологии.
Перебрав огромное количество сайтов, прочитав всевозможные статьи и афоризмы, я сделала вывод, что большинство современных людей, постоянно откладывают дела на потом, а в свободное время они просто ничего не делают, потому что мотивации нет, либо она совсем слабая.
Проблемы мотивации
В отечественной психологии предпринимались попытки решать проблемы мотивации человека. Однако вплоть до середины 1960-х гг. психологические исследования были сосредоточены на изучении познавательных процессов. Изучение мотивационных процессов у человека есть, по сути дела, изучение личности в ее деятельности. Специфика человеческой деятельности заключается в том, что она всегда целенаправленна. Способность к целеполаганию – одна из принципиальных особенностей человека как разумного существа. Выражая активную сторону сознания и нередко определяя способ и характер действий человека, цель, которую человек ставит перед собой, интегрирует в единое целое сложную структуру регулятивных процессов поведения, определяет то, что человек совершает данный поступок, а не иной
Большое внимание взаимосвязи мотивов и целей деятельности уделяет С.Л. Рубинштейн
Именно это обстоятельство, по его мнению, определяет сознательную психическую жизнь индивида, проводит через нее единую жизненную линию. И именно поэтому при изучении мотивации следует должное внимание уделить психологическому анализу деятельности.
Обусловленность психики человека исторически сложившимися формами деятельности предполагает необходимость рассмотрения проблемы мотивации также со стороны связи и взаимообусловленности деятельности и сознания. Активность человеческой деятельности определяется не только жизненной потребностью организма, но также обусловлена осознанием зависимости удовлетворения индивидуальных запросов от выполнения определенных действий, направленных на удовлетворение как нужд самого человека, так и нужд общества.. Этим подчеркивается важнейшая роль сознания в деятельности человека как существа общественного по своей природе.
В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия, а в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей.
Таким образом, данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархия, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие изменения происходят с действиями. В соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.
Мотив и мотивация
Что же такое мотивация, и почему она так много значит в современном мире?
Мотивация- ( от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр1.
Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу 2это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К. К. Платонов 3считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов.
Как я поняла, из вышеперечисленного следует то, что, мотивация — это совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности. Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым 4и С. Л. Рубинштейном5. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмечевая потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.
Это значит что, не одна деятельность не будет иметь успеха без хорошей мотивации, деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы — это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.). Но почему люди поступают так, а не иначе? Какие мотивы заставляют человека действовать?