Знаменитые агностики
Среди представителей агностицизма можно выделить Протагора, Канта и Юма — крупнейшего шотландского философа. Среди современников Юм прославился своей политической и дипломатической деятельностью. Юм служил дипломатом в британском посольстве во Франции, и помимо основной работы занимался написанием научных трудов. Он издал фундаментальное собрание сочинений — сборник «История Англии», который быстро распространился по всем странам Западной Европы.
Под влиянием распространившихся среди интеллектуальной элиты взглядов Юма, сформировалось следующее поколение агностиков:
- А. Смит;
- О. Конт;
- О. Конт;
- Б. Рассел.
По утверждению Юма, познание должно основываться на ощущениях и опыте. Философ также допускал существование внеопытного знания, классическим типом которого называл математику. Математическая наука появилась в результате деятельности сознания, а оно, в отличие от восприятия, субъективно.
История
Термин был введён в употребление английским зоологом, профессором Томасом Генри Гексли в 1869 году, когда «Метафизическое общество» предложило Гексли стать участником его заседаний. «Когда я достиг интеллектуальной зрелости, — пишет Гексли, — и начал задаваться вопросом, кто же я — атеист, теист или пантеист, материалист или идеалист, христианин или свободно мыслящий человек — я пришёл к выводу, что мне не подходит ни одно из этих наименований, кроме последнего». По его определению, агно́стик — это человек, который не отрицает существование богов, но и не принимает сторону какой-либо религии или веры. Также агностик — это человек, который не отрицает существование богов, но и не утверждает его, поскольку убеждён в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано — либо на данный момент развития, либо вообще. Термин применяется к учению Герберта Спенсера, Уильяма Гамильтона (англ.), Джорджа Беркли, Давида Юма и др.
Свой вариант происхождения этого термина приводит П. А. Кропоткин: «Слово „агностики“ впервые было введено в употребление небольшой группой неверующих писателей, собиравшихся у издателя журнала „Девятнадцатый век“ („Nineteenth Century“) Джеймса Ноульса, которые предпочли название „агностиков“, то есть отрицающих гнозу, названию атеистов».
Агностицизм можно обнаружить уже в античной философии, в частности, у софиста Протагора, утверждавшего невозможность проверить реальность существования богов, а также в античном скептицизме. Древнеиндийский философ Санджая Белаттхапутта (англ. Sanjaya Belatthaputta), живший, как и Протагор, в V веке до нашей эры, высказывал агностическую точку зрения на существование какой-либо жизни после смерти. В «Ригведе» есть гимн Насадья Сукта (англ.) с агностической точкой зрения по вопросу о происхождении мира.
Разница между атеистом, теистом и агностиком
Атеизм и агностицизм имеют дело с вопросами о существовании богов.
Атеизм — это про вашу веру или, более точно, про то, во что вы не верите. Агностицизм — это про ваше знание или, более точно, про то, что вы не знаете.
Атеист — это тот, кто не верит ни в каких богов. Агностик — это тот, кто утверждает, что не знает, существуют какие-либо боги или нет.
В то время как атеизм включает в себя то, во что человек верит или нет, агностицизм включает в себя то, что человек знает или нет. Вера и знание связаны, но тем не менее являются отдельными вопросами.
Что такое агностический атеист и агностический теист
Есть простой тест, чтобы определить, является ли человек агностиком или нет. Вы точно знаете, что существует какой-либо Бог? Если да, то вы не агностик, а теист.
Или, может, вы знаете наверняка, что ни один бог не существует или даже не может существовать? Если это так, то вы не агностик, а атеист.
Каждый, кто не может ответить «да» на один из этих вопросов — это человек, который может верить или может не верить в одного или нескольких богов. Однако, когда они также утверждают, что не знают наверняка, они агностики.
Агностический атеист не верит ни в каких богов, а агностический теист верит в существование хотя бы одного бога.
Тем не менее оба не заявляют, что обладают знаниями, подтверждающими это убеждение.
Плюсы и минусы агностицизма
Агностицизм – это не религия. Если вы рассматриваете возможность того, что будете придерживаться по жизни принципов агностицизма, то вам необходимо ознакомиться с основными достоинствами и недостатками такой концепции. Это позволит вам определить, подходят вам такие взгляды или нет. Давайте рассмотрим основные достоинства и недостатки далее.
Достоинства
Достоинствами являются следующие признаки:
- Агностицизм, несмотря на принцип «невозможности познания мира», является определенной верой. Эта вера предполагает, что представителя верят в невозможность объективной оценки явлений мира;
- Агностики позволяют существование многих, казалось бы, невозможных и нереальных вещей и явлений;
- Агностики терпимо относятся ко всем направлениям науки, философии, религии, так как они не могут их опровергнуть;
- Агностицизм – достаточно миролюбивая позиция для обоснования мира.
Агностицизм, другими словами, – это вера в возможность существования практически всех теорий
Недостатки
Неопределенность (ничто не познаваемо, ничто не может быть доказано или опровергнуто)
Всегда необходимо подтверждать свою позицию философскими позициями и взглядами
Отсутствие веры во что-либо как таковой
Познание мира по агностицизму должно основываться исключительно на органах чувств человека (слух, обоняние, зрение, осязание)
При поддержании агностицизма отсутствует возможность использования методов дедукции и индукции
Необходимость постоянного объяснения своей жизненной позиции
Кто такой агностик
Термин «агностицизм» непосредственно связан с такими явлениями, как религия и свойственный многим людям атеизм. В действительности агностицизм – это усредненная позиция между верой в Бога и атеизмом (полным отрицанием существования Бога). Агностицизм представляет собой особое видение мира, которое выражается в позиции, предполагающей, что мир нельзя познать, а соответственно нельзя точно сказать «есть Бог или нет», если это не моет быть исследовано. Но кто же такие агностики?
Агностик – это человек, который считает (по своим собственным убеждениям), что целиком познать мир невозможно. Отсюда, такое явление на самом деле является более широким, нежели просто отношение к религии.
В чем суть агностицизма
Итак, агностицизм – это особое направление мысли, философское течение. Но что оно собой представляет? Давайте разберем основные критерии агностицизма.
Сам по себе агностицизм представляет собой такое восприятие мира, при котором ничего невозможно познать объективно, так как за таким восприятием будет обязательно стоять человеческий фактор, который обязательно носит субъективный характер. Отсюда, в целом сам процесс доказывания чего-либо в агностицизме не имеет смысла, так как возможность познания отрицается.
При этом для агностицизма характерно наличие определённых противоречий.
Ни одна позиция (в том числе научная) не может быть признана достоверной, так как доказать достоверность с объективной точки зрения невозможно.
Ни одна позиция не может быть опровергнута, так как познать истину для человеческого сознания является недостижимым.
Таким образом, агностицизм простыми словами ничего не опровергает, но при этом ничего и не доказывает.
История возникновения агностицизма
Но когда же зародился сам агностицизм? Неофициально агностицизм зародился еще в Древние времена. Так, если вы обратитесь к трудам древнегреческих философов, то можете увидеть некоторые схожие с позициями агностицизма утверждения.
В истории принято считать, что агностицизм как полноценное философское явление зародился в 19 веке, когда Спенсер, Гамильтон, Беркли и Юм (основные философы агностики) высказали позицию о том, что невозможно познать существующих мир путем субъективного восприятия человеком метафизических явлений. В целом это учение было обосновано желанием противостоять метафизике (способе познания мира), основываясь на работах софистов (еще одно направление философии), скептиков, античных философов.
С течением времени агностицизм как явление приобрело религиозный подтекст, так как развивалось движение атеистов (людей, которые не верят в Бога и божественное происхождение мира). На сегодняшний день агностицизм представляет собой особое течение мысли, которое охватывает не только религию и философию, но и иные науки и сферы жизни человека.
Исторически агностицизм не был связан с религией и верой в Бога
Суть[править]
Основная идея агностицизма — окружающий мир непознаваем в принципе. Всегда найдётся хоть что-то тайное, а некоторые вопросы человечеству и вовсе неподвластны — по крайней мере, на нынешней ступени развития. Конкретно религиозный агностицизм полагает неподвластными нам вопросы касаемо существования Творца или загробной жизни.
Зачастую и атеисты, и верующие агностиков не любят.
Некоторые атеисты считает, что агностики своей неопределённостью лишь потворствуют религии, поскольку допускают существование Бога Другие полагают, что агностиками себя часто называют не в меру вежливые атеисты. Некоторым такая деликатность представляется излишней, с учетом, что ответная деликатность наблюдается не слишком часто. Кроме того, агностиками часто себя ошибочно называют люди, пытающиеся занять позицию над спором верующих и атеистов: «неизвестно, есть ли бог, или же его нет». Вот только это никакой не агностицизм, а «слабый» атеизм: считающий так, вовсе не считает вопрос о существовании бога неразрешимым, он лишь считает, что в настоящий момент на него нет ответа. Ну нелюбовь к людям, которые без всякого на то основания пытаются занять позицию интеллектуального превосходства, вполне понятна.
Верующие же не любят агностиков за то, что те утверждают: если Бог существует, то он настолько непознаваемое, чуждое и могущественное создание, что впаять его в рамки существующих религий практически невозможно. Поэтому же многие агностики зачастую являются антиклерикалами: сама идея о установке общественных правил согласно мнению, что так желает некое недоказанное существо, кажется им невероятно глупой и даже опасной. Впрочем, некоторые верующие умудряются успешно сочетать агностицизм с приверженностью конкретной религии, делая финты ушами вида «бог, конечно, непознаваем, но наш великий пророк превозмог/через апофатическое богословие мы сумели…»
Открытия гностических текстов в XX веке
До середины XX века гностики были известны лишь по сочинениям отцов Церкви, и прежде всего — Иринея Лионского, Тертуллиана, Ипполита и Епифания. Лишь в 1945 году была открыта целая библиотека коптских гностических текстов, которую обнаружили в большом глиняном сосуде, закопанном в поле близ Наг-Хаммади (Библиотека Наг-Хаммади) в Египте (примерно 500 км к югу от Каира, 80 км к северо-западу от Луксора).
Источники
- Гностические писания
- Мандейские тексты
- Тексты валентинианской школы на коптском языке:
- Библиотека Наг-Хаммади, из Верхнего Египта
- Манихейские папирусы
- Свитки Мёртвого моря
- Полемические сочинения отцов Церкви
- Иустин Философ Syntagma
- Ипполит Римский Опровержение всех ересей
- Епифаний Кипрский Панарион
- Аврелий Августин О ересях
Можно ли считать, что все евреи — агностики?
Здравствуйте, Михаил!
Агностик — это тот, кто не является ни верующим, ни атеистом, считая, что ни существование Б-га, ни обратное недоказуемо. Эту позицию можно выразить и Вашей формулировкой: «Мир непознаваем, и люди не могут знать ничего достоверного о Б-ге и о действительной сущности вещей». Но это утверждают не «все евреи». Это утверждаете Вы в своем вопросе. Так что, если можно сразу назвать кого-то агностиком, то конкретно Вас.
Что же касается «всех евреев», то у них по этому поводу разные мнения.
На протяжении большей части истории все евреи — да и остальные народы тоже — верили в Б-га. И многие продолжают верить по сей день.
Это может быть «простая» вера, то есть не основанная на глубоких размышлениях о мире, а просто переданная родителями и обществом, как передаются человеку многие базовые понятия и ценности, которые он принимает, не задумываясь.
Но может быть и вера, основанная на размышлениях о мире, наблюдении и опыте жизни. То есть убеждение
. Как может человек «верить» в правильность любой идеологии — коммунизма, либерализма, демократии, — хотя это не доказуемо стопроцентно, «математически». Потому что его опыт и размышления указывают на то, чтов целом это правильно, и даже если есть какие-то вопросы или противоречия, это не отменяет общей логики и опыта жизни.
Например, демократическая система государства или рыночная система экономики может временами давать сбои или быть нелогичной в каких-то деталях, но в глазах верующего это не отменяет того факта, что страны, живущие по этим системам, в целом успешнее других.
Вот и вера в Б-га может быть такой: хотя «математически» доказать что-либо невозможно, в целом мир и конкретно еврейский опыт — и история нашего народа, и жизнь отдельных евреев — указывает на то, что Б-г существует и что еврейский народ избран Им. К такому убеждению можно прийти.
Наконец, нельзя отрицать тот факт, что в наше время многие евреи являются атеистами, поскольку убеждены, что Б-га нет. Как верно замечает один писатель, ирония ситуации в том, что атеисты считают: в отличие от религиозной веры, их позиция «рациональна». Но на самом деле исчерпывающе доказать отсутствие Б-га тоже невозможно, поэтому их позиция является не рациональным «знанием», основанным на твердых фактах, а именно что убеждением, подобным религиозной вере. А то и автоматически перенятым у родителей и общества, как «простая» вера.
А один мой приятель, тоже из интеллигентной московской еврейской семьи, однажды выдал такое: «Мы атеисты. То есть мы не верим, что где-то там сидит на облачке старичок с белой бородой. Но, конечно, всем этим миром управляет какая-то неведомая сила». И не думал, не гадал он, что на самом деле определил не «атеизм», а иудаизм.
Так или иначе, исторически определение «еврейства» состояло именно в вере — конкретно, в монотеизме, в противовес язычеству. Изначально еврейство появилось как убеждение Авраама, что над всеми разными силами, казалось бы, управляющими миром, — «созвездиями», законами природы — стоит один, единый Б-г, и поклоняться надо не этим разным силам, а непосредственно Ему. Что с Ним можно установить связь и построить близкие отношения. В ту эпоху существование высших небесных сил никем сомнению не подвергалось и вопрос состоял лишь в том, какие они и как налаживать с ними отношения. И «еврейство» стало ответом Авраама на этот вопрос.
При этом Авраам не просто умом постиг существование Б-га, но и совершил работу над своим характером и душой, изменив саму ее сущность. Близость к Б-гу означает близость мировоззрения к центральной Истине, но также и близость характера к центральному равновесию, золотой середине. Умеренность во всем и удаление от крайностей, правильное сочетание милосердия с дисциплиной. А изменив свою душу и сделав ее еврейской, Авраам превратил эти ее качества в наследственные, они передаются по материнской линии. Поэтому любой человек, рожденный от еврейки, автоматически становится евреем. Но этот тип души можно получить также, приняв иудаизм — идею единства Б-га и готовность приблизиться к Нему, служить Ему по-еврейски — и пройдя правильным образом гиюр
Именно так определяется еврейство, и никак иначе. Можно быть хорошим или умным человеком, можно быть брюнетом с большим носом, но к определению еврейства все это на самом деле отношения не имеет, нееврей тоже может быть таким.
И агностицизм — точно не определение еврейства. Еврей может стать агностиком — или атеистом — по убеждению, но не потому, что он еврей, а вопреки этому. Определение же еврея — тот, кто обладает типом души, выработанным Авраамом, либо унаследовав его от еврейской матери, либо приняв иудаизм, и потому способен — и должен — быть в близких отношениях с Б-гом.
Как агностики видят мир — примеры
Человек, который может сказать про себя: «Я — агностик», видит мир как бесконечно открывающиеся ему новые знания. Он считает, что если любое доказательство или теорию со временем можно опровергнуть и доказать ее несостоятельность, то и с любым другим знанием может произойти то же самое.
Например, люди долгое время были убеждены, что Земля плоская и стоит на черепахе и трех китах. Это была вполне вероятная теория, ведь каждый, посмотрев вокруг, замечал, что плоскость действительно ровная. А рассказы путешественников о том, что в море есть край, через который вода переливается далеко вниз, лишь подтверждали догадки.
Но со временем теория о плоской Земле была разрушена, люди увидели доказательства шарообразности планеты и поверили в это. Предыдущее знание, в которое долго верили, разрушилось.
Та же история и с материей. Принято считать, что вся окружающая действительность состоит из мельчайших частиц — атомов. И никто не сомневается в этом. Но как только ученые смогли создать более мощный микроскоп и рассмотреть, что атом состоит из еще более мелких частиц, теория потерпела крах.
Получается, что менять убеждения можно до бесконечности. Это вопрос лишь времени и технического прогресса.
Отличия агностика от атеиста
Многие люди путают агностиков и атеистов, хотя между ними имеется существенная разница. Типичный атеист не верит в создание мира Всевышним и даже отрицает такую возможность. По мнению такого человека, высших сил не существует, а вся материя вокруг нас сформировалась самостоятельно, каким-то другим способом. В то же время агностик не будет полностью отрицать недоказанную теорию. На данный момент количество атеистов превышает число агностиков, но философия агностицизма становится все популярней и количество агностиков постепенно увеличивается.
Агностицизм подразделяется на теологический и научный подход. В первом случае религиозные утверждения мистического характера отделяются от культурно-этических моментов
В теологическом агностицизме важно соблюдать моральные нормы поведения. Предполагается полное отрицание вещей сверхъестественного или мистического происхождения
Научный вид агностицизма не признает описание всей картины мира каким-либо определенным человеком. Сторонники данного подхода считают, что в мире нет таких вещей или явлений, которые разум человека может полностью понять и объяснить. Познание чего-либо основывается только на собственном опыте конкретной личности.
Философский анализ агностиков
Агностик не верит в абсолютные вещи
Философский взгляд на агностицизм вывел И.Кант, который изучал это явление.
По мнению этого философа, познание реальности не представляется возможным в силу следующих причин:
возможности познания ограничены для человека из-за его природной сущности; мир невозможно постичь в принципе, человеку доступна лишь внешняя область, но никак не внутренняя суть явлений.
Исходя из трудов таких философов, как Беркли и Юм, агностицизм можно характеризоваться следующими тезисами:
данное мировоззрение самым тесным образом связано со скептицизмом; агностик не признаёт объективного знания, равно как и того, что мир можно постичь полностью; познание Бога не представляется возможным из-за невозможности получения достоверной информации о нем.
Сейчас существует немало упрощенных вариантов понятия «агностик». Дошло до того, что многие считают, что агностицизм — это просто стремление к принятию своих собственных выводов. Причем эти выводы могут идти параллельно или вовсе опровергать общепринятые в обществе. Это очень удобно для конкретного человека, помогает ему обосновать нежелание придерживаться общепринятых мнений. На самом же деле, агност никогда не будет придерживаться шаблонов в силу того, что обладает противоречивыми и независимыми взглядами.
Так же агностики никогда не считают себя правыми из-за минимального количества знаний, мотивации и ресурсов в определенной области.
Характеристика кинестетика. Как общаться с кинестетиками?
Кто такой агностик и в чем суть взглядов на познание: агностик и атеист в чем разница
Кто такие агностики, и каких взглядов на жизнь они придерживаются? На этот вопрос сегодня ответит не каждый, хотя само слово «агностик» употребляют многие.
Появление термина «агностик»
Первоначально термин «агностик» появился в конце девятнадцатого века и подразумевал систему взглядов на религию, отличную от позиции официальной церкви.
Если в церковном изложении суть вещей была определена, но доказательно не обоснована, то агностики не собирались принимать «на веру» бездоказательную базу и оставляли вопрос о происхождении жизни и существовании бога открытым, предполагая, что когда-нибудь человечество сможет на него ответить.
Впервые термин употребил британский ученый дарвинист Томасу Генри Хаксли в 1876 году. Сегодня агностик это человек, отрицающий все виды существующих религий и вероисповеданий, но не отвергающий саму сущность божественного понятия.
Они принимают только доказательства, полученные через непосредственное восприятие сути вещей и их создания, не исключая применение медитативных техник и практик, используя описания опыта познания источника жизни людьми, достигшими «просветления», а так же, зачастую, оставляют вопрос наличия создателя всего сущего открытым, не отрицая его уместности.
Чем атеисты отличаются от агностиков
Атеисты это люди, придерживающиеся концепции материализма. Материализм есть разновидность веры, ибо концепция так же бездоказательна, как и существование бога в религиозной трактовке. Доля атеистов в мировом пространстве не превышает 10-ти процентов.
Агностики принципиально иные люди. Их концепции выходят за пределы простой веры. Когда агностик не получает убедительных доказательств, он оставляет вопрос открытым. Количество агностиков в мире неуклонно растет, обретая своих сторонников из числа тех, кто разочаровался в догматах официальной религии.
В агностицизме существуют два основных направления – теологическое и научное.
Первое направление придерживается убеждения, что если от религиозной трактовки отделить мистику, то останется приемлемая для жизни человека концепция культурных и моральных ценностей.
Данные ценности и принимаются течением теологического агностицизма за основу существования и морального поведения. Так, христиане-агностики ушли от мистики, присущей христианству, но оставили его мораль, как основу поведения.
Агностик и атеист
Не следует путать агностицизм с атеизмом — эти два понятия существенно отличаются:
- Агностик не может постоянно придерживаться какого-то одного факта в силу постоянно имеющихся сомнений. Сегодня это может быть одно, а завтра — кардинально другое. Он понимает, что в мире много нового, неизведанного и открыт для самой разной поступающей информации, она же заставляет его постоянно колебаться во мнениях. Атеист твердо стоит на том, что нет никаких высших сил. Такая личность полностью сформирована и тверда в атеистических убеждениях, которые не колеблет ни время, ни новые факты. Агностики по своей сути гуманисты и альтруисты, им важен человек, как таковой, со всеми своими потребностями. Агносты с пониманием относятся к верующим людям. Суть атеистов — это эгоизм, свои интересы у них всегда преобладают, и это может проявляться в агрессии к верующим людям, резком неприятии их веры. И агностик, и атеист не видят возможности доказать существование человеческой души. Разница заключается лишь в том, что первые ощущают ее в себе, а вторые отрицают и наличие даже своей собственной, так же как и загробной жизни. Несомненная разница присутствует и в отношении к традициям. Несмотря на то, что агностик не верит в Бога, ему не чужды все церковные празднования — он их любит и принимает. Атеист не признает подобных мероприятий в силу того, что они, по его субъективному мнению, навязывают ему веру.
Сам по себе человек при рождении не имеет никакой веры и со временем принимает ту, которая прививается ему с детства самим обществом. Но считается, что каждый человек рожден агностиком или атеистом. И именно отсутствие веры как таковой — тот общий момент, который связывает и тех, и других.
Агностики не обладают абсолютной уверенностью в существовании Бога, они постоянно ищут доказательства этому, выдвигают гипотезы, проводят исследования. Это не дает никаких подтверждений, а лишь укрепляют их во мнении о том, что найти неопровержимые доказательства присутствия творца невозможно.
Агностицизм (Конт-Спонвиль, 2012)
АГНОСТИЦИЗМ (AGNOSTICISME). Мы не знаем, есть Бог или нет, — мы не можем этого знать. Именно поэтому существует вера и атеизм — два вида убеждений. По этой же самой причине существует и агностицизм, отвергающий веру в то, чего не знаешь. Вполне достойная позиция, в основе которой, на первый взгляд, лежит здравый смысл. Действительно, о каком выборе может идти речь, если толком не знаешь, что выбираешь? И тем не менее эта видимость разумного подхода обманчива. Если бы мы знали наверняка, есть ли Бог, вопрос выбора вообще не стоял бы. Но разве может человек жить без убеждений? В переводе с древнегреческого agnostos означает «неизвестный» или «непознаваемый». Быть агностиком значит принимать эту неизвестность всерьез и не пытаться из нее выбраться. Агностик просто признает, что не знает, и на этом ставит точку. Несмотря на достаточно большой смысловой потенциал, слово «агностицизм» употребляется исключительно в религиозном контексте. Если Бог абсолютно непознаваем, а смерть полностью непознаваема, то агностик воздерживается от высказываний в адрес и того и другой. Он предпочитает оставить вопрос открытым, очевидно полагая, что смерть его «закроет» или, по меньшей мере, осветит…
Разница между Агностиком и Гностиком
Определение
агностик это человек, который считает, что ничего не может или не может быть известно о природе или существовании Бога.
гностический это человек, который считает, что существование Бога может быть известно.
агностик происходит от Агностицизма.
гностический происходит от гностицизма.
Теист против Атеиста
агностик можно разделить на два типа: теист-агностик и атеист-агностик.
гностический можно разделить на два типа: теист гностический и теист гностический.
неразбериха
агностик часто путают с атеистом.
гностический часто путают с теистом.
Изображение предоставлено:
«Эйлерова диаграмма богословских позиций» Марекича — собственная работа (Public Domain) через
Агностик — кто это?
Агностик – это человек, который считает, что познание мира невозможно в принципе. Законы природы, как и горизонты бытия, затемнены нашим мироощущением, принятыми научными и философскими концепциями, а потому мир и люди как бы существуют сами по себе, независимо друг от друга. Наука и религия при таком подходе воспринимаются лишь как элемент культуры, необходимый атрибут цивилизации, а не как технология самосовершенствования, что присуще иным философским течениям.
Поэтому, спрашивая: «Агностик – кто это?», — мы должны воспринимать людей такого склада ума как скептиков, избравших абсолютное сомнение в качестве способа жизни, социальной привычки. Это мировоззрение помогает им выжить в мире всеобщей веры и безоговорочного принятия научной истины.
В поисках ответа на вопрос «Агностик — кто это?» почему-то вспоминается культовый фильм «Берегись автомобиля». Помните разговор в машине: некоторые считают, что бога нет. Другие считают, что бог есть. И то, и другое недоказуемо. Вот примерно так думают агностики. Противоположность подобному мышлению — гностицизм. Сторонники этого учения полагают, что все в нашем мире, включая и действия человека, сводится к определенным закономерностям. Случайностей не бывает, а все события происходят со 100-процентной вероятностью. Другое дело, что мы не можем знать тех или иных законов природы, но это лишь вопрос времени и терпения. Однако, на мой взгляд, гностики и агностики сходны в одном: ограниченное количество вещей и явлений они рассматривают в качестве «исходных точек», материала, от которого отталкиваются и выстраивают свою теорию. Для гностика это точка, прямая, пространство. Для агностика – собственное мироощущение, индивидуальная идея вещей. Иными словами, все философы сходны в одном: нужно принять нечто (своего рода аристотелевский перводвигатель) на веру, а затем уже доказывать право на свою точку зрения.
Рассуждая на тему «Агностик – кто это?», нельзя не затронуть и проблему атеизма. Если в религии речь идет о категоричном проектирование мира через сущности высшего Абсолюта, то перед атеистом возникает проблема: что именно принимать на веру. Научные истины или законы природы не в счет. По их представлениям, это всего лишь инструменты познания. Чтобы сформировать аксиомы (как вышеуказанные точка и пространство), тоже нужны отправные точки, а к такому нужно также прийти. И необязательно через скепсис. Скорее всего, опять же, через веру. Недаром Альберт Эйнштейн к концу жизни стал глубоко верующим человеком. К тому же сомнение также имеет мнительную природу: кто сейчас скажет, какая существует разница между всеобщим отрицанием и собственным мнением о природе вещей? Разумеется, при условии неприятия конкретных взглядов философским или научным сообществом.
Поэтому, отвечая на поставленный вопрос: «Агностик – кто это?», — необходимо понимать, что ответ лежит, как ни странно, в плоскости политики.
Во-первых, потому что сомнение в боге и науке подчеркивает свободный выбор «третьей партии», связанной с либеральным взглядом на мир и индивидуальной оценкой происходящего, исходя из своих, персональных интересов. Иными словами, агностицизм, несмотря на свое древнегреческое происхождение, превратился в буржуазную концепцию и четко укладывается в ритмику протестантских ценностей.
И во-вторых, агностики живут в мире абсолютной свободы воли, которую условно можно считать их богом. Но свобода воли — это католическая концепция, положенная в основу позднесредневекового и буржуазного права, основы которого сформированы Наполеоном и Гегелем. Вывод тот же – человек ответственен только за себя и несет персональную ответственность за свои действия. А потому свободен в своем сомнениях по отношению к другим.
Философский агностицизм
Зачатки агностицизма можно увидеть еще в учениях античных философов. Так, древнегреческий философ Протагор (485-410 гг. до н.э.) утверждал, что, цитируем: «человек есть мера всех вещей». Т.к. все люди разные и воспринимают окружающий мир по-разному, объективная истина как таковая не может существовать в принципе. В том или ином аспекте агностицизм представители разных философских направлений – позитивизма, эмпиризма, эволюционизма и других – использовали в своих учениях и в более поздние периоды.
Наиболее знаменитые философы-агностики:
- Джордж Беркли (1685-1753).
- Дэвид Юм (1711-1776).
- Иммануил Кант (1724-1804).
- Герберт Спенсер (1820-1903).
Остановимся подробнее на взглядах некоторых наиболее ярких представителей этого направления в философии.
Джордж Беркли
Джордж Беркли утверждал, что «бытие – это то, что воспринимается, либо тот, кто воспринимает». Таким образом, весь окружающий мир опосредован восприятием человека, и существует в сознании человека лишь в том виде, в каком его воспринимают люди.
Соответственно, любое познание окружающего мира опосредовано восприятием человек, а значит, не может быть абсолютным. Таким образом, единственной реальностью для человека может быть только его собственное сознание и восприятие окружающего мира.
Дэвид Юм
Дэвид Юм высказывал во многом похожие идеи. В своем «Трактате о человеческой природе» Юм уделяет много внимания теме достоверности знания как такового и возможности убедиться в правильности того или иного посыла. Это не означает тотальный скептицизм, однако указывает на необходимость зачистки познавательного пространства как первого шага к знанию, хотя бы относительному.
По Юму, любое знание строится на опыте, полученном путем чувственного восприятия, и дополняется собственными выводами человека, сделанными в процессе получения опыта. Таким образом, процесс познания всегда связан с определенными предположениями и даже фантазиями, которые не всегда можно проверить опытным путем.
Иммануил Кант
Иммануил Кант полагал, что окружающий мир существует как «вещь в себе», т.е. независимо от нашего сознания, воздействуя на человека и его органы чувств. Поэтому ключевым становится вопрос исследования самого разума и его границ, т.к. от этого напрямую зависит, возможно ли чистое знание и как возможно чистое знание.
Кант считал, что, пока мы этого не поняли, мы не можем знать, насколько «вещь для нас» (то, что мы видим) похожа на «вещь в себе» (то, что существует в реальности). В этом и заключается агностицизм Канта, фактически занявшего позицию невозможности абсолютного знания до тех пор, пока неизвестны возможности человеческого разума.
Герберт Спенсер
Герберт Спенсер в своей работе «Основные начала» утверждает, что человек ничего не может знать о так называемой «последней реальности», т.е. той, которая выходит за рамки возможностей познания человеческим разумом на данном этапе.
Этим пользуется религия, объясняя различные явления с помощью домыслов и метафор, которые, опять же, не представляется возможным проверить ввиду ограниченности человеческой способности к познанию. Однако такая ограниченность возможностей познания отнюдь не означает отсутствие эволюции, прогресса человеческого общества, человеческой мысли и науки.
Таким образом, агностицизм в философии – это понимание, что человек не может ничего знать о боге и прочих явлениях, которые нельзя исследовать опытным путем. Подобный подход представляет ценность и для науки.