Нравственные свойства личности
На генетическом уровне в человеке закладываются программы нравственности, присущие далеким предкам. Данные свойства корректируются жизнью под влиянием таких факторов:
- семейное воспитание;
- влияние школы и дворовой компании;
- общественные и личностные отношения;
- жизненный опыт.
Каждый из аспектов подчинен определенным правилам нравственного поведения. Они формируют отношение личности к себе и другим людям. Исходя из того, какие ценности были заложены во внутренний мир, нравственные качества делят на категории: гуманистическая, националистическая, расовая, религиозно-фанатическая.
Нравственность закладывается в детстве
К положительным характеристикам относится только первая категория. В ее основе лежит уважение ко всем людям, независимо от их вероисповедания, национальности и расы.
Индивидуальные способности людей
Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.
Существуют разные уровни способностей:
- одаренность;
- талант;
- гениальность.
Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).
Профессиональные качества личности
Мало получить определенные знания в той или иной профессиональной деятельности. Для достижения успеха в выбранной сфере личности должны быть присущи конкретные качества. Независимо от значимости профессии, способности человека классифицируют на несколько категорий:
- вербальность – владение языком, определение значимости понятий и слов;
- способность числовая – умение точно и быстро выполнять стандартные арифметические действия;
- возможность корректировать цифры, буквы, слова;
- иметь представление о предметах в 2-3-х измерениях;
- умение детализировать объекты и графические изображения;
- координация моторная – контроль движения глаз, ног и рук; способность согласовывать их с определенными сигналами;
- ловкость – умение манипулировать мелкими предметами;
- восприятие цветовых оттенков, возможность различать и сравнивать их;
- общий интеллект – способность к обучению, заключающаяся в понимании и принятии изучаемого материала, умении рассуждать и делать правильные выводы.
Способности человека
На основе описанных свойств составляется перечень психологических качеств, необходимых для конкретной профессиональной деятельности. Чтобы стать успешным в деле, необходимы и другие индивидуальные характеристики. Они называются социальным темпераментом и оказывают влияние на уверенность личности в определенных условиях деятельности.
Виды индивидуально-психологических профессиональных качеств:
Типологические свойства, включающие в себя лабильность нервной системы, динамичность, подвижность, силу.
Перцетивные и сенсорные свойства, уровень которых развивается с приобретением навыков.
Внимание индивида, включающее такие элементы, как переключение, распределение, устойчивость.
Психомоторика, основанная на выработке определенных операционных систем, необходимых в решении профессиональных задач.
Мнемоника – свойство запоминать материал, технические приемы и умение развивать профессиональную память.
Обратите внимание! В любой деятельности нужно уметь мыслить и иметь воображение, особенно важны волевые качества. Без них не получится преодолеть сложности в рабочем процессе
Два непростых типа
Существуют ли затруднения, когда составляется психологический портрет личности? Пример написания по Платонову показывает: да, такое бывает. Например, выделяют 2 типа личности: застревающий и возбудимый. На первый взгляд они похожи.
А у некоторых индивидуумов способны переплетаться в характере. Но профессионал своего дела все же способен разобраться в этом. Например, личности застревающего типа отличаются тем, что способны долгое время не демонстрировать свои негативные эмоции. «Месть – блюдо, которое подается холодным» — выражение, которое отлично подходит к описанию их состояния. Такие индивиды обидчивые, злопамятные. В первую очередь им предлагают программы избавления от старых обид.
Возбудимый тип личности проявляется в постоянном недовольстве и раздражительности. Эти отрицательные явления приводят к тому, что индивид находится в конфликте с окружающим миром и самим собой. Что приводит к такому состоянию? Психолог тщательно проводит работу с обратившимся, пытаясь собрать по крупицам все детали жизненных событий, учитывая его темперамент, генетические особенности, социальные условия и круг знакомств.
Волевые качества личности
Волевыми качествами лично
составленных целей. Коснемся основных.
Целеустремленность – нацеленность человека выбранный результат деятельности. Это свойство делится на стратегическую разновидность и тактическую. Первая – это в целом поступки человека с подачи своих нравственных позиций, ценностей и идеалов. Вторая – это движение личности «по шагам», от одной микроцели до другой до достижения результата.
Инициативность – нацеленность человека на проявление какого–либо действия. Обычно предшествует началу волевого акта. Этим свойством обладают самостоятельные личности. Инициативность связана с самостоятельностью.
Самостоятельность – добровольная и активная установка человека принимать решения, согласно своим принципам и убеждениям.
Воля – не считается врожденным качеством, а рассматривается психологией как качество, становление которого происходит на основе личного выбора человека.
Структура индивидуальных качеств
Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:
- Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
- Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
- Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
- Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение людей), моральные нормы.
Указанные выше категории тесно взаимосвязаны с потребностями и характером, способностями и эгоцентризмом людей. Совокупность общих показателей влияет на создание индивидуальной оболочки личности.
Принципиальность
Это качество человека, который осознанно следует каким-то выбранным принципам (убеждений, взглядов), являющихся для него нормой поведения.
Принципиальность основывается на уверенности в своей правоте и справедливости принятых порядков. Существует свод законов, перед которым все равны. И есть люди, готовые обходить законы и правила. Они могут предлагать более выгодные условия в обмен на какую-то пользу для себя. Способность сопротивляться искушению и придерживаться общепринятого порядка — это и есть проявление принципиальности и моральной устойчивости.
И это проявление становится волевым поступком, когда принципиальность грозит человеку опасностью для жизни, здоровья и благополучия, в то время как отступление от убеждений ради выгоды скажет о беспринципности человека.
Категория отражения
Категория отражения ‒ психика характеризуется как субъективное отражение объективной действительности. Отражение объективной реальности, при котором любое внешнее влияние всегда преломляется через прежде сформировавшиеся свойства психики, через то состояние, которое присутствует в представленный момент у определенного человека. Потому одно и тоже влияние внешнего уровня может по-разному воспроизводиться различными людьми. И даже одним и тем же человеком в разное время и при разных обстоятельствах. Находится в зависимости от множества обстоятельств: возраста, величины знаний, существующего опыта и т.д.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Как работает метод Платонова в психологии?
На самом деле описанный метод успешно применяется в области психиатрии и психологии. Ведь прежде, чем помочь человеку в решении его проблемы, специалист дает характеристику его личностным качествам.
Итак, как написать психологический портрет личности? Примеры этому достаточно разнообразные. Один из них подразумевает, кроме описания типа темперамента, еще и определение эмоциональной стороны человеческого характера. Например, специалисты рассматривают 4 типа эмоций: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.
7 практических рекомендаций по саморазвитию для женщин
Демонстративный тип отличается своей эмоциональностью. Такие люди бурно выражают свои эмоции и часто «играют на публику». Но благодаря своей артистичности они способны хорошо понять собеседника. Поэтому, если представитель демонстративного типа обратился за помощью к специалисту с просьбой помочь ему определиться с выбором профессии, то самая удачная рекомендация для него — выбрать публичную деятельность. Или можно освоить специальность социального работника.
Педантичный тип личности склонен к нерешительности и постоянному чувству страха. Ему свойственны колебания и сомнения. Однако положительные качества — пунктуальность, рассудительность и аккуратность — берутся специалистом за основу и помогают предложить этому типу определенный метод разрешения ситуации.
Сила воли
К волевым качествам, которые наиболее характеризуют силу воли личности, относятся самостоятельность и инициативность.
Самостоятельность — это умение обходиться в своих действиях без чужой помощи, а также умение критически относиться к чужим воздействиям, оценивая их соответственно своих взглядов и убеждений.
Самостоятельность личности проявляется в способности по собственному организовывать деятельность, ставить цели, в случае необходимости вносить в поведение изменения.
Самостоятельная личность не ждет подсказок, указаний от других людей, активно отстаивает свои взгляды, может быть организатором, повести за собой к реализации цели.
Инициативность — это умение находить новые, нешаблонные решения и средства их осуществления.
Противоположными качествами является безынициативность и зависимость.
Безынициативный человек легко поддается влиянию других людей, их действиям, поступкам, собственные решения ставит под сомнение, не уверен в их правильности и необходимости. Особенно отчетливо эти качества выступают в форме внушения.
Одной из важных волевых качеств человека является его решительность.
Решительность — это умение принимать обдуманные решения, последовательно претворять их в жизнь.
Нерешительность является проявлением слабости воли. Нерешительный человек склонен или отвергать окончательное принятие решения, или без конца его пересматривать.
Свобода личности характеризуется также ее организованностью, которая заключается в умении человека руководствоваться в своем поведении твердо намеченному плану. Это качество требует умения не только неуклонно претворять в жизнь свой план, но и проявлять необходимую гибкость при изменении обстоятельств.
Итак, совокупность проявлений позитивных (базальных и системных) волевых качеств образует силу воли личности.
Установлено, что людям с сильной волей присущ высокий уровень мотивации достижения.
Мотивация достижения — это упорство в достижении своей цели, стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, стремление добиться успеха.
Да, люди с высокой потребностью в достижении всегда в поисках ситуаций, где они могли бы проверить свои возможности, они уверены в успешном завершении дела, готовы взять на себя ответственность, решительны в экстремальных ситуациях, не теряют равновесия в условиях соревнования, проявляют большую настойчивость при преодолении внешних или внутренних препятствий.
Кратко о волевых качествах человека и их развитии
Воля возникает и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности. Конечно, характеристики закладываются еще в детстве, но вот дальнейший прогресс зависит уже от того, как малыш будет реагировать на преграды и преодолевать их.
В раннем возрасте ребенок действует согласно инстинктам выживания. Его поведение основывается на потребностях в приеме еды, безопасности, сне и прочих первичных нуждах. Но после четырех лет дети уже могут принимать самостоятельные решение, поскольку вместе с инстинктивной составляющей появляется воспитание. Кстати, именно в этот период начинают формироваться моральные свойства.
В случае когда они пытаются справиться с препятствиями и достигать пусть маленьких, но целей, то вероятность, что они будут проявлять это в дальнейшем, значительно повышается.
Определение
Нравственные качества – это такой набор свойств характера, который отражает внутренний мир и мировоззрение человека, его суждения о нормах поведения, что в определенной степени помогает оценивать уровень его духовного развития. Моральные качества включают совокупность добродетелей человека, которые вырабатываются в процессе накопления практического, жизненного опыта.
Под влиянием внешних и внутренних факторов происходит формирование поощряемых в обществе моделей поведения, определяющих в дальнейшем особенности поступков индивида, в том числе в личных отношениях. Определение термина в психологии предполагает образование системы правил, которые регулируют деятельность человека в рамках социума. Отличительные признаки положительных нравственных качеств:
- Бескорыстие.
- Отсутствие прагматичности.
- Альтруистичность, самоотверженность.
Моральные качества – это такие духовные ценности, которые всесторонне характеризуют человека, олицетворяют его внутреннее содержание, что позволяет делать выводы о психотипе личности. Высокие моральные качества отличают великодушных, благородных, правдивых людей. Формирование моральных качеств осуществляется под влиянием интеллекта, эмоций, воли. Они могут быть:
- Положительные (справедливость, честь, достоинство). Свойства характера, не вступающие в конфликт с внутренними убеждениями индивида.
- Поощряемые (ответственность, чувство долга). Побуждают индивида к определенным действиям, одобряемым социумом, независимо от внутренних установок самой личности.
- Негативные (зависть, стяжательство, лицемерие, циничность). Противоречат общепринятым устоям и вызывают личностную неприязнь со стороны других членов общества.
Нередко моральные качества, присущие одному индивиду, вступают в противоречие, заставляя его испытывать переживания и делать нелегкий нравственный выбор. Примером конфликта между принципами нравственности и морали и внутренними убеждениями человека может служить нравственный выбор, который стоит перед врачом, вынужденным лечить преступника.
Врач испытывает личностную неприязнь к пациенту, который нарушил закон и совершил правонарушение, но связанный должностными обязанностями и этическими нормами, вынужден оказывать медицинскую помощь каждому нуждающемуся. Аналогичный пример можно привести с участием адвоката, который защищает в суде преступника, испытывая в связи с оценкой его действий негативные эмоции.
Пример положительных качеств для резюме
Положительные качества на должность бухгалтера:
— аналитические способности; — скрупулёзность; — исполнительность; — внимательность.
Положительные качества на должность учителя:
— коммуникабельность; — отзывчивость; — трудолюбие; — стрессоустойчивость.
Далее не совсем приятный для всех соискателей пункт резюме «отрицательные качества»
Не каждый хочет акцентировать на этом внимание, да и не хочется предстать в невыгодном свете перед потенциальным работодателем. Но вы должны помнить, что данный пункт носит в какой-то степени даже больше плюсов, чем минусов к резюме, главное правильно его заполнить
Указывая отрицательные качества не стоит далеко уходить от сути будущей работы, иначе нет смыла указывать их вообще, а вот для рекрутера это будет выглядеть как простой способ умолчать, уйти от ответа. Это будет ошибкой, ибо все мы не идеальны.
Начните из самокритики, проанализируйте себя, вспомните все, чем вас когда-нибудь упрекали на предыдущих работах, или дома. Теперь из перечня присущих вам недостатков выберите парочку самых сносных, и более-менее терпимых, таких что не повлияют на эффективность вашей работы. Главное избегайте размытых фраз и неконкретных выражений.
Помните, что правильно определённые и преподнесённые недостатки смогут сыграть вам на руку, расположить к себе менеджера по персоналу, который рассматривает ваше резюме. Указание самому себе на свои недостатки свидетельствует что у человеку присущее нормальное восприятие критики, готовность улучшаться и исправляться.
Главное что вы должны учесть, заполняя раздел отрицательных качеств в резюме – все отрицательные качества строго индивидуальные, поэтому не стоит особо фантазировать или перекручивать, ведь рано или поздно они все-таки проявятся в работе.
Что характеризует человека как личность
Само слово «личность» имело негативный оттенок, так как еще с давних времен оно означало маску, под которой скрывается истинное лицо человека.
Обычно, слово «личина» применяли для характеристики социального образа человека, и чаще всего его применяли для оскорбления.
Но прошло много времени, и теперь слово «личность» широко используется как в бытовом обиходе обычных граждан, так и в учебной литературе.
Проявления личности могут носить как постоянный, так и временный характер: в один момент человек может проявить силу воли, а в другой ситуации он может просто промолчать.
Эта тема изучается в школе в 6 классе, на уроке обществознания, а уже в 8 классе эту тему раскрывают полностью.
Примеры
Нравственно зрелая личность является олицетворением успешно проведенной социализации. Это человек, который усвоил поощряемые социумом нормы поведения и использует их на практике в качестве ориентира для своих поступков. При этом желание соответствовать общепринятым поведенческим стандартам продиктовано не страхом порицания, наказания или возможной выгодой, а личными убеждениями, мотивами и принципами. Социологи приводят многочисленные примеры проявления нравственных чувств:
- Гуманность, человеколюбие.
- Трудолюбие, усердие.
- Верность, преданность.
- Чувство такта, деликатность.
- Духовность, религиозность.
- Искренность, открытость.
Альтруистические модели поведения присущи многим животным. Часто самки воспитывают потомство другого вида, проявляют бескорыстную заботу о своих детенышах. Помощь сородичам сходного генотипа способствует выживаемости конкурентных видов, что значительно расширяет представление о естественном отборе индивидуальной ориентации. Подобное поведение обусловлено естественным отбором групповой ориентации, оно помогает выжить целой популяции.
Проводя аналогии, можно сказать, что нравственное поведение индивида заложено биологическими программами и реализуется на подсознательном уровне. Люди являются биологическими организмами, которым свойственна определенная модель поведения на подсознательном, рефлекторном уровне. В числе рефлексов, заложенных природой и коррелирующих с понятием нравственности, стоит отметить:
- Материнский инстинкт.
- Заботу о партнере, с которым реализуется инстинкт продолжения рода.
- Заботу о родственниках и популяции (обществе) в целом.
- Чувство патриотизма (любовь к Родине, месту рождения).
Яркими примерами стихийной нравственности являются поступки, которые базируются на подсознательном стремлении человека к следованию нормам, способствующим сохранению популяции в целом. Женщина разрывает отношения с любовником, узнав, что он женат, подсознательно оценивая подобную связь, как бесперспективную (в отношении продолжения рода) и аморальную (наносящую моральный вред законной супруге партнера, следовательно, угрожающую сородичу сходного генотипа и популяции). В специальных пособиях приведены другие примеры стихийной нравственности:
- Оказание помощи пожилому человеку, который не может самостоятельно перейти через оживленную автомагистраль.
- Остановка личного автомобиля и содействие человеку, который стоит на обочине дороги и жестами просит о помощи.
- Непроизвольное желание помочь донести тяжелую сумку человеку, который в силу разных причин (пожилой возраст, инвалидность, физическая слабость) не справляется с задачей.
Наличие безнравственных, попирающих нормы морали людей, свидетельствует об относительной свободе человека от влияния биологически заложенных моделей нормального поведения. Человек наделен интеллектом, способностью логически мыслить, прогнозировать, планировать и самостоятельно выбирать нравственные ценности. Примеры деформации общечеловеческих норм прослеживаются на исторических периодах тоталитарных режимов, к примеру, Гитлера в Германии, Пиночета в Чили, Сталина в СССР.
Нравственные качества – показатель уровня интеллекта и духовного развития человека, отражение степени его социализации и наличия самоконтроля. Нравственность – основа гуманизма, человечности и цивилизации. Крушение нравственных идеалов сопровождается всплеском преступности в обществе, свидетельствует о деградации членов социума, предвещает масштабные гуманитарные катастрофы.
Волевые качества личности
В процессе жизни человек получает определенный опыт. В зависимости от того, через какие процессы пришлось пройти, формируется характер. Преодоление препятствий помогает реализовать волю индивида.
Основные волевые качества
Характеристика | Особенности |
---|---|
Целеустремленность | |
Инициативность | Является определенным «толкателем» целеустремленности. Инициатива помогает преодолеть инертность и направить волю в конкретное русло |
Самостоятельность | Активная сознательная установка действовать с позиций собственных убеждений и взглядов, не поддаваясь влиянию внешних факторов |
Выдержка | Умение противостоять препятствиям в достижении цели. Требует самоконтроля и самообладания, способности выбрать оптимальный вариант действий |
Решительность | Проявляется в умении быстро принимать твердые, обоснованные решения и претворять их в жизнь. При этом не исключаются обдумывание своих действий с различных позиций, прохождение через антагонизм мотивов и внутреннюю борьбу с собой |
Смелость | Первый шаг в формировании решительности определяется умением преодолевать страхи и способностью идти на оправданные риски |
Энергичность | Проявляется в концентрации внутренних сил, необходимых для получения результата |
Настойчивость | Является чертой характера, дополняющей энергичность и позволяющей мобилизовать силы на длительный процесс движения к цели |
Организованность | Необходимое качество, помогающее разумно спланировать и упорядочить свои действия |
Дисциплинированность | Проявляется в осознанном подчинении личного поведения принятым в обществе нормам и порядкам, с учетом требований действий |
Самоконтроль | Является производной составляющей дисциплинированности. Выражается в способности контролировать свои действия и направлять поведение в нужное русло, не поддаваясь сиюминутным импульсам |
На пути к цели
Описанные базовые качества взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Воля – это осознанное приобретенное свойство личности, развиваемое в процессе постановки цели, умение направленно к ней двигаться, преодолевая препятствия, способность брать ответственность за собственные действия.