Нравственность

Мораль, этика, нравственность

Раздел ЕГЭ: 1.1.3. Мораль | Раздел ОГЭ: 2.5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Содержание (быстрый переход):

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕ и МОРАЛИ

Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе. Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам. Мoрaль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт.

Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.

Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.

В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней.

  • Табу — религиозный запрет, налагающийся на совершение какого-либо действия.
  • Обычай — повторение каких-либо действий, основанное на поведении предков или сложившейся социальной группы.
  • Традиция — комплекс обрядов, привычек и действий, передающихся в течение нескольких поколений.
  • Моральные нормы — устоявшиеся представления о поведении личности.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ

  • Регулятивная. Мораль выступает в качестве нравственного координатора поведения человека.
  • Воспитательная. Мoраль служит средством воспитания, предоставляя понятия об идеальном поведении.
  • Коммуникативная. Морaль обеспечивает комфортное общение людей.
  • Ценностно-ориентационная. Мoраль служит ориентиром для человека.
  • Познавательная. Морaль помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла.
  • Мотивационная. Соблюдение моральных принципов стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию.
  • Гуманизирующая. Принципы морали основываются на человеколюбии, что содействует налаживанию отношений между людьми.

ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ

Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали.

  • Натуралистический подход. Наличие морали объясняется естественной природой человека. Возникновение морали связано с биологическим развитием человека.
  • Теологический подход. Мораль была дарована человеку высшими силами, Богом.
  • Социологический подход. Появление морали связано с процессом исторического развития общества и напрямую зависит от изменения социально-экономических потребностей людей.
  • Культурологический подход. Мораль выступает в качестве культурной составляющей, регулирующей социальное поведение людей, и не связана с политической, экономической и другими составляющими.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам.

Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь.

Этапы формирования нравственности. Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках.

  • Конвенциональный этап. (Что обо мне подумают другие люди?)
  • Элементарный этап. (Что со мной будут делать?)
  • Автономный этап. (Что я буду думать сам о себе?)

Вы смотрели конспект по обществознанию на тему «Мораль, этика, нравственность». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Что такое нравственность

О ней всегда любили поговорить

Ей уделяли внимание педагоги, психологи, религиозные деятели. Нравственные нормы были и есть основой цивилизации, общества

Это единство душевного и духовного в человеке, то, что обеспечивает его поведения в обществе, его отношение с миром. Наиболее распространенный синоним нравственности – мораль.

Что это для личности? Это ее желание оценивать свои сознательные действия (состояния) на основании принятых им норм поведения. Измерителем собственной нравственности для нас является совесть. Это та самая шкала, которая определяет баланс плохого и хорошего в нашем поведении. Каждый из нас имеет шкалу для измерения нравственности, свои критерии, свои правила, которые он получает с воспитанием в семье, школе, с религиозным учением и во взаимоотношениях с окружающим его обществом.

Если этимологически разобрать этот термин, то сразу выявляется корень «нрав» – характер. Впервые понятие «нравственность» было введено в 1789 году и опубликовано «Словаре Академии Российской».

История зарождения нравственности

Считается, что первые проявления нравственности появлялись ещё у первобытных людей. Чтобы жить в социуме, они должны были противостоять собственным животным инстинктам. Тогда же формировалась и мораль, поскольку первым людям необходимо было вести себя так, чтобы добиваться одобрения и получать определенный статус в своем племени. Но если нормы морали вырабатывались совместно, и за их соблюдением следили, то нравственность была личным ориентиром каждого отдельно взятого человека.

В современном мире нравственные нормы также остаются личным делом каждого человека. Государство следит за соблюдением закона и наказывает преступников, общество порицает людей, отступающихся от норм морали. Но за нравственностью следить нужно самостоятельно. Единственным внешним институтом, поддерживающим нравственное поведение, является церковь. Но как мы выяснили выше, стремление быть «чистым» с точки зрения своей веры не всегда является достаточно бескорыстным.

Тем не менее, многие люди искренне стремятся придерживаться правил, продиктованных их религией. Так в христианстве присутствует 10 заповедей, предписывающих человеку нравственное поведение. Как и во многих других религиях, в христианстве действует так называемое «Золотое правило нравственности». Наиболее распространённая формулировка звучит так: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Этот принцип встречается и в философских трудах и во многих литературных произведениях.

Правила нравственности

Существует множество правил, которые характеризуют нравственность, и мы следуем им, практически не замечая того. Действуя на уровне подсознания, человек несет в мир свое настроение, достижения, победы и многое другое. Такие формулировки очень плотно воплощают то, что значит нравственность, во всех ее воплощениях. Отношения в мире должны брать за основу взаимность, для комфортного существования.

Принимая данные условия, человек может научиться быть добрее, общительнее и отзывчивее, а общество, состоящее из таких людей будет подобно идеалу. Некоторые страны добиваются такого положения, и у них значительно снижается количество преступлений, детские дома закрываются за ненадобностью и так далее. Помимо золотого правила, можно учитывать и другие, такие как:

искренние разговоры;
обращение по имени;
уважение;
внимание;
улыбка;
добродушие.

Как звучит «золотое» правило нравственности?

Основой мира и культуры является золотое правило нравственности, которое звучит как: поступай с людьми так, как хотел бы, что бы поступали с тобой или, не делай другому то, чего не хочешь получить себе. К сожалению, не у всех получается следовать этому, и от этого растет число преступлений и агрессии в обществе. Правило подсказывает людям как вести себя в любых ситуациях, стоит лишь задать себе вопрос, как бы ты хотел? Самое главное, что решение проблемы не диктует социум, а сам человек.

Что такое моральные качества

Моральные качества тесно связаны с понятиями добра и зла. Определенные действия в конкретном обществе считаются положительными, другие – отрицательными. Любой человек должен уметь нести ответственность за свои поступки, и моральные качества являются ориентирами, указывающими на направление, в котором стоит двигаться, а чего делать не следует.

Определение в психологии

Было дано множество определений понятию «моральные качества». Наиболее общее из них звучит так. Морально-нравственные качества – это совокупность всех характеристик, говорящих о человеке как о сознательной личности. Они выражаются в действиях и манерах человека. По его поведению посторонние могут судить о наличии или отсутствии конкретных черт характера.

Все эти морально-этические качества делятся на три категории:

  1. Можно. Это права личности, которые не вступают в конфликт ни с общественными нормами, ни с ценностями конкретного человека. Они не вредят другим людям, но поступать так необязательно. Например, каждый имеет право распоряжаться своими деньгами так, как захочет.
  2. Нельзя. Это действия, которые могут вызывать у посторонних негативные эмоции или вовсе наносить им ущерб. Часть из них прописана в уголовном кодексе. Пример правила из категории «нельзя» – запрещается распоряжаться чужими деньгами, если владелец их не дал в долг или не разрешил.
  3. Нужно. Это правила, имеющие общественную ценность, но не являющиеся важными для самого человека.

Важно! Моральные качества могут конфликтовать между собой. Например, врач не хочет лечить убийцу и насильника, но желает ответственно выполнять свою работу

В основе нравственных качеств личности лежат интеллект, воля и эмоции. Человеку приходится постоянно решать этические задачи. Не всегда ответ, как более правильно поступить, находится на поверхности.

Если человек делает что-то неприемлемое, он чувствует вину, у него просыпается совесть, когда он совершает что-то неправильно. Этот механизм показывает, что в дальнейшем этих действий совершать не следует. Совесть – это эмоциональный компонент моральных качеств.


Добрый ребенок любит кота

Воля реализуется тогда, когда общественно значимое действие не имеет ценности для самого человека.

Духовные ценности

Рассмотрим ценности, которые хорошие родители прививают своим детям.

Признательность – это готовность выражать свою благодарность за все, что есть у вас. Научите малыша быть благодарить вас за то, что он имеет в жизни.

Правдивость. Из книг дети узнают, что надо быть честным. Объясните ему, что развить это чувство можно, если быть честным с родителями и учителями. Объясните, что надо уметь признавать свои ошибки, и не стараться их скрывать.

Забота о других. Проявить заботу просто. Нужно чем-либо поделиться с другом

Ребенок должен уяснить, как это важно. Научите его делиться вещами, которые стали не нужны ему самому

Например, погремушками, которыми он уже не играет в силу возраста.

Сожаление – это способность человека поставить себя на место другого. Для этого проявите к нему самому нежность, когда это потребуется. Внимательно выслушайте и поддержите малыша. Вселяйте в него надежду и поддержите, если ему трудно справиться с какой-то проблемой.

Жалость – это любовь и забота, которые человек проявляет по отношению к близким. Развивая это чувство, ребенку будет проще устанавливать взаимоотношения с другими.

Партнерство. Сотрудничать и быть партнером при достижении целей, это полезное качество для будущего. В семье тоже применимо партнерство. Это выполнение домашних дел. Такие элементарные навыки научат ребенка думать не только о себе.

Почитание. С раннего детства ребенок должен уважать людей. Когда он вырастает, почитание и уважение становится основным моментом к развитию полноценных социальных отношений.

Вежливое обращение в транспорте или кафе. Покажите пример своему ребенку.

Единство – это составляющая часть справедливости. Ребенок должен быть убежден, что люди наделены равными возможностями. Позвольте ему дружить с детьми разного социального статуса. Так он поймет, каково единство в действии.

Объективность поможет ребенку судить о несправедливости некоторых деяний. Например, установите в семье единое время отхода ко сну для всех детей. И объясните малышу, что взрослые могут ложиться чуть позже, так как у них остались незавершенные дела по дому.

Смелость говорит о готовности к сложным задачам. Смелый ребенок может совершать непростые поступки. Например, став свидетелем несправедливой ситуации, он рассказал вам о случившемся. С гордостью похвалите малыша.

Одобрение – это принятие точки зрения другого человека. Этот навык расширяет кругозор и помогает по-другому взглянуть на сложившуюся ситуацию. Например, если дети не могут о чем-либо договориться, посоветуйте им выслушать друг друга. Возможно, после этого многое прояснится, и они придут к общему решению вопроса.

Великодушие. Это ценное качество имеет большое значение для воспитания доброго и социально ответственного человека. Добрый ребенок будет уделять время и помогать своим друзьям, не требуя что-то взамен. Поощряйте его, если он протянул руку помощи слабому. Это посильно каждому, но способен сильнейший.

Надежность формируется в семье с малых лет. Поручайте ребенку помыть посуду или накрыть на стол. Обязательно доверяйте ребенку обязанности, посильные возрасту. Даже простое соблюдение режима дня и отдыха является лучшим способом научиться ответственности. Такое качество помогает успешно учиться в школе. Хвалите его за выполнение поставленных задач.

Упорство требуется применять для достижения поставленных целей. Для того, чтобы ребенок научился преодолевать препятствия, нужно практиковаться ежедневно. К примеру, получив в школе плохую оценку, дайте ребенку возможность исправить ее на лучшую. Только мотивируйте продолжать работать над ошибками до тех пор, пока ситуация не исправится. Поддерживайте ребенка, если он проявляет настойчивость и упорство.

Самообладание – это такое качество, которое дает ребенку возможность быть хозяином своих мыслей, поступков, действий. Если он знает, что себя нужно контролировать, он не совершает необдуманных поступков. Неплохо, если вы сами покажете ему пример самоконтроля.

Так ребенок станет морально устойчивым человеком. И начинать надо как можно раньше.

Это непростое занятие, но в итоге вы получите человека с высокой гражданской позицией.

Что указывает на зрелость

Степень развития зависит от социализации индивидуума. То есть человек усвоил систему общепринятых ценностей и следует ей не из-за страха быть наказанным, а благодаря четкому осознанию правильности собственного поведения.

Выделю 6 критериев:

  • Широкое ощущение «Я». Оно появляется еще в раннем возрасте, сформировывается в течение первых 10 лет и позже начинает расширяться с приобретением опыта и увеличением социальных ролей. Важным фактором является целенаправленная активность.
  • Проявление заботы об окружающих. Выражение глубоких чувств к близким, способность любить и дружить.
  • Принятие себя. Зрелая личность имеет свои взгляды и ценности и может их транслировать, учитывая мнение других.
  • Восприятие реальности, достижение целей. Индивид сосредоточен на конкретной задаче, забывая об удовольствиях, эгоизме. Это связано с ощущением ответственности, что является идеалом зрелости.
  • Самообъективация. Незрелый человек может совершать поступки напоказ, не отдавая себе отчета в том, что это выглядит неестественно. Более развитый индивидуум понимает, что поддельных личностей быть не может.
  • Жизненная философия. Наличие представления о единой цели в жизни.

Отмечу также, что социализация не прекращается даже у взрослых. Она вообще не имеет окончания, но всегда преследует конкретную цель, будь она осознанной или нет. Поэтому слова «зрелость» и «взрослость» – это не синонимы.

Какие нравственные принципы нужно привить ребенку?

Прежде всего ребенка надо научить быть отзывчивым.

Родители собственным примером должны показать малышу, что значит сострадать, сопереживать человеку, попавшему в неприятную ситуацию, демонстрировать желание помочь ему. В семье дети получают первый опыт заботы о ближних. Не ограничивайте общение ребенка с больными родственниками, не отстраняйте его от пусть не всегда приятных реалий жизни – это поможет ему вырасти чистосердечным, чутким, ответственным человеком с развитым чувством долга.

Еще одним важным нравственным принципом, который необходимо привить ребенку, является умение дарить добро.

Оно может заключаться в преподнесении подарков близким людям или эмоциональной отдаче. Развить эту способность можно опять-таки на родительском примере. Ребенку нужно демонстрировать и пояснять, что делиться чем-либо, материальная ли это вещь или доброе слово, – радость не только для окружающих, но и для себя.

Формирование нравственности у детей невозможно без

воспитания в них честности, чувства преданности, желания быть максимально полезным для общества, уважения к старшим, к труду.

Важно отметить, что строгость – не помощник в процессе прививания духовных качеств ребенку

В отношении к подрастающей личности нужно проявлять любовь, внимание и чуткость – только в этих условиях возможно формирование достойного человека. Трудно переоценить значение воспитания нравственности в детях, ведь от того, какие принципы были заложены в них в детстве, зависит не только их дальнейшая жизнь, но и жизнь всего общества

Трудно переоценить значение воспитания нравственности в детях, ведь от того, какие принципы были заложены в них в детстве, зависит не только их дальнейшая жизнь, но и жизнь всего общества.

Миру — геймер

Кольберг использовал нарративный подход: познакомившись с историей, слушатель сам решал, как относиться к изложенным событиям. Однако мы можем погружаться с головой в забористые сюжеты и через другие каналы — литературу и кино.

Но по показателю «количество моральных дилемм на единицу времени» с огромным отрывом лидируют компьютерные игры. Как этот жанр помогает прокачать нравственность?

Игры развивают аналитический аппарат, влияют на наш подход к миру, задают культурно-этические ориентиры. Мы встаем перед необходимостью не просто поразмыслить над ситуацией, но сделать это активно, то есть принять конкретное решение и столкнуться с его последствиями. Если, читая Сапковского, можно пропустить те места, где герой мучительно выбирает меньшее из двух зол, то в игре «Ведьмак» увильнуть от ответственности не получится: нужно убить или тех, или других.

Этический выбор — одна из излюбленных игровых механик у гейм-разработчиков, которые ведут статистику, чтобы выяснить, как в сложной ситуации предпочитает поступать большинство пользователей. Мел Маккубри, нарративный дизайнер Assassin’s Creed Odyssey, хвалится одной из таких дилемм: «Вы находите людей, зараженных чумой, и священник хочет убить их, но семья не виновна ни в чём, кроме болезни». Любопытно, что 68% игроков решают спасать несчастных, хотя те потом заразят весь остров.

Гейм-дизайнер Джейн Макгонигал рассказала об игре, разработанной в Университете Джорджии. Система вручает вам виртуальную бензопилу, и вы радостно спиливаете пиксельное дерево. При этом джойстик поддерживает эффект вибрации, а когда исполинское растение падает, игрушечный лес затихает и птицы перестают щебетать. Этот нехитрый прием меняет поведение людей в реальной жизни: в течение следующей недели они, храня воспоминания о погибшем дереве, использовали на 25% меньше бумажной продукции.

Развивающий потенциал игр уже оценили некоторые педагоги. Например, норвежский учитель Тобиас Стаби включил в свою программу квест The Walking Dead в качестве «катализатора для обсуждения этических дилемм». Каждый раз, когда нужно сделать непростой выбор: спасти одного из раненых или пристрелить очередную укушенную нежитью жертву, — Тобиас ставит игру на паузу, а счастливые ученики анализируют ситуацию. Да, бывает и так, что зомбирующее действие компьютера оказывается наиболее благотворным для растущего организма!

Если игры вас не увлекают, стоит обратиться к книгам. Художественная литература оказывает на нас комплексное воздействие, задействуя и логически-рассудительное начало (привет рационалистам), и эмоции, ведь беллетристика заставляет сопереживать.

Главные правила нравственного развития в семье

Правильное нравственное развитие детей в семье должно пройти три этапа. Только так из маленького человека вырастет сильная личность, невосприимчивая к отрицательному воздействию со стороны.

Первый уровень – это мотивация

Важно создать условия, чтобы ребенок хотел развиваться, стремился познать нормы, правила морали.

Второй уровень – эмоционально-чувственный. Это корректное воспитание эмоций, ощущений

С эмоциями связаны такие чувства, как жалость, сострадание, сопереживание, отзывчивость. Здесь не обойтись без личного примера взрослых. Нравоучений может оказаться недостаточно. Воспитать чувства можно только через поддержку, а не через наказания.

Третий этап – рациональный. У подрастающего человека уже есть определенные знания относительно норм поведения, моральных устоев; он учится различать аморальное поведение от нравственного.

Основные моральные качества

Качества мужчины — плохие и хорошие черты характера, что воспитывать в себе

Деление качеств на хорошие и плохие является лишь условным. Одна и та же характеристика считается полезной или вредной в зависимости от ситуации. Например, рассудительность может перерастать в нерешительность. Бесконфликтность может перерастать в слабохарактерность. Экономность может казаться скупостью. Гордость перерастает в гордыню. В любом случае есть ряд качеств, считающиеся положительными или отрицательными.

Положительные черты характера

Положительным считается качество, которое помогает человеку жить и приносит пользу людям. Такими высокими, достойными с духовной точки зрения характеристиками считаются:

  1. Решительность. Способность производить резкие перемены в жизни, с готовностью принимая возможные последствия.
  2. Смелость. Качество, с которым человек может делать что-то, несмотря на страх.
  3. Сила воли. Способность противостоять сиюминутным соблазнам в пользу благополучного будущего.
  4. Щедрость. Когда человек легко расстается со своими ресурсами на пользу другому. Хотя щедрость обычно ассоциируется с деньгами, могут быть и другие ресурсы, например, время. Порой последнее ценится близкими даже больше. В общем щедрым можно быть в широком и узком смысле.
  5. Целеустремленность. Особенно позитивным это качество считается, когда человек и его ближайшее окружение стремятся к одинаковым результатам. Тогда он становится лидером, благодаря ему, все члены группы начинают жить лучше. Если целеустремленность сосредоточена исключительно на целях самого человека, она может быть деструктивной, поскольку не учитывает интересов других людей.
  6. Порядочность, честность. Сюда относится отсутствие желания что-то скрывать от своих близких людей, открытость перед ними.
  7. Эмпатичность. Способность чувствовать эмоции другого человека и действовать согласно им.

Все эти позитивные качества могут сыграть злую шутку, как с самим человеком, так и с другими людьми

Поэтому важно сохранять гибкость и адаптироваться под ситуацию

Негативные качества

По аналогии с позитивными качествами негативными считаются те черты личности, которые вредят ей и окружающим. Многие из них – противоположность положительных сторон: транжирство, нерешительность, черствость, лживость и другие. Вот еще некоторые негативные качества:

  1. Неадекватный карьеризм. Тот случай, когда чрезмерная целеустремленность оказывает негативное воздействие на других людей.
  2. Агрессивность. Когда человек не умеет грамотно перенаправлять негативные эмоции, нанося ущерб окружающим.
  3. Безответственность – бездумное совершение поступков, имеющее заведомо негативные последствия.
  4. Паразитирование – когда человек берет ресурсы другого лица, не давая ничего взамен.
  5. Взяточничество.

Три пути воспитания морали

По определению М. Хоффмана (1080) нравственное развитие личности осуществляется тремя путями.

  • Первый путь – сдерживание, основанное на страхе и тревоге. То, с чем мы частенько сталкиваемся не только в семьях, но и в учебных заведениях. Соблюдение установленных правил под страхом наказания. Ребенок проводит параллель между неприемлемым поведением и наказанием, понимая, что первое приводит ко второму. Постепенно страх наказания проходит, а привычка следовать определённым нормам остается.
  • Второй путь – эмпатия, забота о ближнем. Этот путь представляет собой разделение боли и переживаний других людей, пропуская через себя их чувства, их эмоции. Представляя себе, что может испытывать другой, ребенок понимает, как можно помочь, чтобы изменить эмоциональное состояния страдающего.
  • Третий путь – развитие мышления на уровне формальных операций. В процессе этого развития дети учатся, приобретают опыт проверки различных гипотез, переосмысливают информацию, формулируют свои понятия. Все на этом этапе зависит от личности ребенка – все индивидуально.

Взрослый человек имеет все эти три типа развития, но у детей все по-другому. У маленького человека каждый из трех типов может меняться в зависимости от окружающих его событий. К примеру, эмпатия может значительно притупиться в результате пережитого негативного опыта, а моральный уровень может возрасти, укрепляясь от общения с педагогами, прочтения классической литературы или от увиденного лично яркого позитивного примера взрослого.

Формы нравственного воспитания

Определение 2

Формами работы по нравственному воспитанию называют отношения, складывающиеся между участниками воспитательного процесса.

Классификация форм нравственного воспитания может быть различной, поскольку зависит от выбранной основы классификации. Одна разновидность классификации форм воспитания и нравственного воспитания базируется на количестве воспитанников:

  • Индивидуальная форма;
  • Групповая форма;
  • Фронтальная форма.

К примеру, в индивидуальных формах нравственного воспитания учитываются особенности внутреннего мира, условия жизни индивида, используют самые эффективные методы воздействия на конкретную личность. При этом такая форма воспитания ограничивается квалификацией педагога и может быть односторонней. Данная форма воспитания, как правило, дополняется другими.

Следующая классификация содержит методы нравственного воспитания:

  • Словесная форма (коллективная встреча, собрание, лекция, доклад, диспут);
  • Практическая форма (поход, экскурсия, спартакиада, олимпиада, конкурс);
  • Наглядная форма (музей, выставка, тематический стенд).

Многогранный процесс нравственного воспитания включает разные формы организации.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.

Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.

Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества

Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.

Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности

Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.

Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.

Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.

Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: