10 механизмов психологической защиты, и как научиться их распознавать

Высшие психологические защиты

Высшие психологические защиты называются так, потому что человек, использующий их — зрелая личность — не скрывает от себя часть реальности, не маскирует негативные чувства, а перерабатывает их безопасным для себя и общества способом и перенаправляет негативные импульсы не на себя, не на других, а без жертв и разрушений в созидательную деятельность, приемлемую и одобряемую.

К высшим психологическим защитам относится сублимация и юмор. Разберём и их.

1. Сублимация

Защитный механизм психики, благодаря которому негативная энергия, направляется в другое социально приемлемое русло. Этот способ помогает пережить стресс, комплексы, отрицательные эмоции, снять внутренний конфликт и найти выход негативу, обычно, в форме физической активности или в творчестве.

Например, человеком овладел сильный гнев, ярость, он не начинает крушить всё кругом или резать себе руки, он:

  1. Осознаёт и принимает эти чувства.

  2. Идёт в спортзал, на пробежку или просто прогуляться.

Человек потерял близкого, он не пытается отгородиться от горя, не топит себя в алкоголе, а, например, пишет роман, выплёскивая всю боль и горечь на бумагу.

Отличный фильм на тему «Под покровом ночи» Nocturnal Animals Тома Форда (!имейте в виду, фильм содержит довольно травмирующие сцены насилия!)

2. Юмор

Юмор доступен лишь на высоком уровне развития личности.

Нервные смешки и зашучивание ситуации могут использоваться при любом из незрелых видов защит. Если человек рассказывает, как его избивал отец и при этом весело смеётся — это не юмор, как защита, это «идентификация» или «реактивное образование». Как понять, что это так? Обычно окружающим становится неловко от такого рода «юмора», человек выглядит немного (или даже сильно) не адекватно контексту.

Разница между зрелой и незрелой защитой, как мы говорили в том, что человек не отгораживается от реальности, он принял и переработал травму. Он способен признать, что отец вёл себя, мягко говоря, не лучшим образом, не отрицая его вины и не обесценивая свой ущерб.

Используя зрелый юмор, человек ничего не отрицает, и никого, в том числе себя, не высмеивает, он «разглядывает» ситуацию под различными углами, видит её объёмной, выявляет, в том числе, комическую сторону произошедшего. И именно это помогает ему справиться с напряжением, разрешить внутренний конфликт, выйти из стрессовой ситуации.

Причины возникновения и способы избавления

Адлер выделил три причины, способствующие развитию негативной гиперкомпенсации в раннем детстве:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

2. Излишняя опека со стороны родителей. В детстве родители могут проявлять излишне много заботы и любви к своему ребенку, вследствие чего у него может развиться завышенная самооценка. Когда такой ребенок впервые сталкивается с реальным миром, он чувствует себя «изгнанным из рая», так как общество не оказывает ему сверхвнимания и почета.

Рекомендуем: Сила воли — как ее развить?

3. Жесткое воспитание. Директивное воспитание приводит к развитию бессердечности. Ребенок, воспитанный подобным образом, во всех видит врагов и брезгливо относится к людям.

С 20 века и по сей день актуальна тема гиперкомпенсация в психологии, как избавиться от ее негативных последствий, хотят узнать миллионы людей. Психологи в своей работе используют следующую схему:

  • Работа над осознанием наличия у себя неправильных, ошибочных суждений о мире и себе (фикции).
  • Устранение ложных целей и ценностей, основанных на данных фикциях.
  • Определение новых, позитивных жизненных целей.

Влияние и сферы влияния на неизбежные процессы

По словам Адлера, неполноценность — это чувство, которое зародилось в детстве. Поскольку младенцы маленькие, неполные и слабые, они чувствуют себя неполноценными и бессильными. Чтобы восполнить этот недостаток, они поставили вымышленную цель — большую, полную и сильную. Таким образом, конечная цель человека уменьшает боль чувства неполноценности и направляет его либо к превосходству, либо к успеху.  В таких случаях люди могут даже не осознавать,  что таким образом «выплачивают» себе  компенсацию.

Если вы замечаете в человеке крайнее поведение, его побуждением может быть неполноценность. Это объясняет, почему некоторые люди кажутся одержимыми достижением определенных целей. Однако на самом деле это не решает причину проблемы.

Почему некоторые люди любят наркоманов и постоянно влюбляются не в того человека? Основная причина в том, что люди компенсируют предыдущий негативный опыт и неудовлетворенные потребности, тем самым удовлетворяя их через другого человека. Таким образом, вместо того, чтобы решать личные и эмоциональные проблемы, легче убежать от них. Например, если женщина всю жизнь была застенчивой и неуверенной в себе, она склонна влюбляться в слишком уверенных в себе и общительных мужчин.

Подводя итог, можно сказать, что сильное стремление к достижениям в одной конкретной области могло быть вызвано чувством неполноценности в других. Компенсация работает как стратегия выживания, которая может скрыть реальные или воображаемые недостатки. В то время как отрицательная компенсация может усугубить проблемы человека, положительная компенсация может помочь человеку преодолеть личные трудности. Если с компенсацией обращаться здоровым образом, она может быть положительной и ценной силой, ведущей к личному росту. В таких случаях компенсация и стратегии выживания, направленные на достижение личных целей, могут иметь большое значение как для человека, так и для общества.

Как возникает смешанное конверсионное расстройство

Любая форма СКР, легкая или одержимая, провоцируется в детском возрасте. Детская психика очень подвержена влиянию, поскольку основательно еще не сформирована. Она не обладает стойкостью, целостностью и интегративностью подобно взрослой.

Психика ребенка формируется и стабилизируется в процессе развития, под контролем взрослых

Когда ребенок окружен достаточной заботой и вниманием, не ощущает дефицита информации, но имеет опору в качестве взрослых близких, его психика строится постепенно, в окончании превращаясь в многоуровневую целостную структуру. Малыш превращается в личность, высокоразвитую и независимую

На формирование личностного единства оказывает влияние и личный опыт. К сожалению, не все дети растут в благоприятных условиях. Главной причиной развития ДРЛ становится детский абьюз и перенесенный вместе с ним сильнейший стресс.

Abuse  в переводе с англ. означает «оскорбление» или «злоупотребление». Подобным абьюзом становится примененное насилие в сторону детей, физическое или сексуальное, одномоментное или повторяющееся систематически.

Для ребенка подобное отношение – сильнейший стресс. В нем одновременно зарождаются противоречивые чувства. С одной стороны, он ощущает вину: со мной так поступают, потому что я плохой, я что-то сделал не так. С другой стороны, жестокость и боль зарождают гнев.

Амбивалентные чувства буквально раздирают сознание. Жестокость мешает детской психике достичь единства. В итоге, необходимого взаимодействия психики и жизненного опыта не происходит, у ребенка отсутствует общая картина мира. Все элементы сознания разобщены. Подобной личности сложно приспособиться к существованию. Поэтому у нее формируются собственные адаптивные механизмы – отстраненность и уход в себя, отрыв от реальности и формирование новой субличности. Последняя помогает справиться с непонятными чувствами. Так ребенок защищается от агрессивной реальности. На каждом этапе новой порции агрессии может формироваться новая альтернативная личность.

Пусковым механизмом становится не только насилие, обращенное в сторону детей, но и стресс, связанный с потерей близкого человека, перенесенной катастрофой, заболеваниями, или когда индивид стал свидетелем насилия над другим человеком.

Любая форма смешанного конверсионного расстройства формируется как адаптационный механизм психики в ответ на воздействие сильнейших стрессовых факторов, с которыми самостоятельно личность не в состоянии справиться.

ДРЛ по-прежнему остается одним из самых загадочных явлений в психиатрии. Психиатры и психотерапевты до сих пор ведут споры о реальности его существования. Одни подтверждают его существование данными, полученными в результате многочисленных исследований подобных личностей и сбора анамнеза их жизни. Другие, не потрудившись заглянуть в корень проблемы, принимают проявления расстройства за истерию.

Высказывается мнение, что ДРЛ является ятрогенным, то есть спровоцированным самими психотерапевтами заболеванием. Якобы вопросы по типу: «замечали вы, что периодически теряете контроль над собственным сознанием, или определенная часть вас будто живет по иному сценарию», становятся своеобразным внушением.

Что касается лечения расстройства, то наиболее действенным способом по-прежнему считается гипноз. Он позволяет наладить контакт с существующими альтер-личностями, помочь пациенту их контролировать, к примеру, ведя дневник.

Обязательно подключают медикаментозную терапию. Она стабилизирует состояние больного, борется с проявлениями депрессии, тревожности, суицидальных наклонностей. После уравновешивания состояния пациента переходят к терапии, направленной на интеграцию, достижение единства личности и облегчения ее коммуникации в обществе.

Большой популярностью пользуется метод восстановленных воспоминаний, осуществляемый с помощью гипноза. Он дает возможность «вынырнуть» на поверхность подавленным воспоминаниям. Для этого больному предлагается представить предполагаемые травмирующие обстоятельства. Так терапевт пытается выяснить причину диссоциации.

Однако метод имеет достаточно противоречивую славу. Известны случаи, когда восстановленные якобы истинные воспоминания разрушали семьи, становились причиной судебных исков, когда член семьи незаконно обвинялся в предосудительных действиях по отношению к ребенку.

Это лишний раз доказывает, что работа с чередующейся личностью требует серьезного подхода и большого багажа знаний для плодотворного сотрудничества.  

Глава 3. Психологические защиты личности: типология, функции, виды

3.1. Общее понятие о механизмах психологических защит личности

Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые «психологические защиты», «защитные механизмы психики», «защитные механизмы личности». Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

На самом же деле речь идет о различного рода приспособительных процессах, свойствах и качествах, которые приобретает личность при своей социализации. Термины «психологическая защита», «защитные механизмы» были введены в психологический тезаурус З. Фрейдом, а затем продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений – экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальт-психологии и др.

Номенклатура защитных механизмов разнообразна и персонально специфична. Нет единства и в терминологии. Но существование защитных механизмов считается экспериментально подтвержденным, наличие не отрицается. Кроме того, они широко используются в теории и практике психологии, психотерапии, психиатрии.

В обычной жизни любого человека (малыша или взрослого) возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения – стрессы и фрустрации .

Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия.

Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит .

Примерами защитных типов поведения могут быть:

  • агрессия (или нападение на «фрустратора»);
  • аутизм (самозамыкание, «уход от фрустратора»);
  • репрессия (подавление желаний, «отказ от фрустратора»);
  • рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, «оправдание фрустратора»);
  • сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, «замещение фрустратора»)
  • забывание ;
  • самопрощение («Да! А что?»);
  • проекция собственной вины на всех других («Сами виноваты!») и др.

Схема «действия» личности с участием психологических защит

Как мы отметили выше, впервые термин «психологическая защита» был введен в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом.

Более полно концепция механизмов психологических защит представлена А. Фрейд, в частности в ее работе «Психология Я и защитные механизмы», русскоязычный вариант которой издан в 1993 году. Рассматривая психологические защиты как один из механизмов адаптации и интеграции личности, она полагала, что они есть бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения Я компромисса между противодействующими силами Оно или Сверх-Я и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом. А. Фрейд (вслед за своим отцом З. Фрейдом) считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций:

  1. блокирование выражения импульсов в сознательном поведении;
  2. искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

Начиная с З. Фрейда и в последующих работах специалистов, изучающих механизмы психологической защиты, неоднократно отмечается, что привычная для личности в обычных условиях защита, в экстремальных, критических, напряженных жизненных условиях обладает способностью закрепляться, приобретая форму фиксированных психологических защит. Это может «загнать в глубь» внутриличностный конфликт, превратив его в бессознательный источник недовольства собой и окружающими, а так же способствовать возникновению особых механизмов названных З. Фрейдом сопротивлением .

Что такое суперкомпенсация

Суперкомпенсация — это период, когда уже натренированная мышечная ткань становится мощной. Восстановительный процесс занимает разный промежуток по времени. Длительно восстанавливаются волокна мышц. Когда они увеличиваются, тогда и растет мышечная масса.

Скорость наступления фазы суперкомпенсации определяет оптимальное время, когда необходимо увеличить спортивную нагрузку. Увеличивая нагрузку тренировок, нарастает не только ткань мышц, но и возрастают показатели выносливости организма.

Рост мышц или гипертрофия — адаптационный процесс организма к меняющимся условиям. Стресс, который вы получаете во время тренировки для мышц, должен нарастать с каждыми физическими нагрузками.

Чтобы обеспечить этот процесс, мышцы должны быть еще сильнее к началу следующей тренировки, когда мышечная ткань набрала силу. Во время спланированной тренировки в мышечных волокнах происходят микротравмы, и в период восстановления организм начинает их восстанавливать.

Примеры психологической защиты

Компенсация рассматривается всего лишь как механизм самосохранения нервной системы. Проблемы могут начинаться с самого раннего детства, когда поведение и привычки ребенка не соответствуют принятым в обществе стандартам и принципам поведения. Такое случается, например, при смене места жительства и учебы, в подростковом возрасте индивиду сложнее адаптироваться к новым условиям.

Чтобы почувствовать себя на равных правах с окружающими, стать одобряемым и полноценным, востребованным и значимым, человеку приходится подстраиваться либо выражать явный протест. И в том, и в ином случае проявляется защитная реакция.

Поэтому компенсацию нередко называют реакцией притворства. Люди надевают маски, скрывают свои истинные привычки и предпочтения, испытывают неуверенность в себе и замкнутость. На фоне этого проявляется функциональное расстройство, связанное с необходимостью прятать или подделывать эмоции.

Кроме того, притворство возникает на фоне страха. Он может быть вызван различными причинами:

  • боязнью обидеть;
  • показаться некультурным или необразованным;
  • проявить истинные эмоции;
  • услышать насмешки в свой адрес.

В сознании конкретного человека куча причин и только ему понятных оснований для того, чтобы надеть маску: улыбаться, когда грустно, смеяться, говорить при безумном желании помолчать или грустить в веселой обстановке.

Притворство рано или поздно приводит к усталости, желанию расслабиться. Организм испытывает стресс, а сильная психоэмоциональная нагрузка сказывается и на состоянии здоровья. Выстраивается вертикальная зависимость — от чувств и настроения к болезням и плохому самочувствию.

Защитные механизмы в виде компенсации — не самые эффективные средства добиться успеха в жизни. Со страхами лучше бороться, чем им подчиняться.

Предыдущая
ПсихологияВиды толпы в психологии — признаки, свойства и механизмы образования
Следующая
ПсихологияСовременное мировое образовательное пространство — формирование и тенденции развития

Компенсация как вид психологической защиты

Как и при других видах психологической защиты, задача компенсации — защитить психику от влияния негативных эмоций. Она берет начало еще в детстве, когда ребенок понимает, что нужно делать для того, чтобы стать полноценным в глазах других, получить одобрение. Так, например, многим внушают, что их будут любить и уважать только в том случае, если они станут богатыми. Это побуждает повзрослевших детей все свои силы и возможности направлять на зарабатывание денег.

Если рассматривать компенсацию как механизм психологической защиты, то можно сказать, что она — бегство от проблем. Компенсируя свои недостатки, человек пытается уйти от реальности. Он не хочет выяснить, почему ему плохо живется в нынешних обстоятельствах.

Большую роль в этом вопросе играет мнение большинства. Многие из нас привыкли с ним соглашаться. И это не удивительно, поскольку людей, которые по-другому смотрят на вещи, часто считают психами. Со временем человек начинает думать о себе так же. В этот момент включается компенсация, побуждающая бороться с мнимой неполноценностью.

Еще компенсацию считают неспособностью адекватно воспринимать себя как личность с недостатками (настоящими или придуманными). Не в силах принять их, человек пытается либо избавиться от них, либо сделать своими преимуществами.

С одной стороны, может показаться, что компенсация действительно помогает. Но с другой — она заставляет человека жить так, как того хочет общество, а не он сам. Все нормально до тех пор, пока он маскирует или компенсирует свои недостатки, неполноценность. Но как только они выходят наружу, возникает сильное напряжение.

Вымещение

Это тот самый механизм защиты, действие которого ты можешь называть просто — «спускаю пар». Вымещение перенаправляет твои эмоции, вызванные сильным возбуждением, неудачей, обидой на кого-либо и т. д. на человека (или предмет), который служит как бы заменой настоящему виновнику твоего плохого настроения.

Допустим, после неприятного разговора с коллегой по работе или начальником, которому ты не можешь высказать свое недовольство, ты вымещаешь весь негатив дома — можешь поругаться с членом своей семьи, девушкой или друзьями.

4. Идентификация с агрессором

Когда человек кого-то боится, подсознательно он может стремиться к тому, чтобы быть похожим на своего обидчика — агрессора.

Один из наглядных примеров — стокгольмский синдром и его влияние на человека. В 1974 году произошло похищение Патрисии Херст — жертва оказалась в руках американской террористической группировки. После перенесения физического и психологического насилия Патрисия стала участницей банды и даже совершила вместе с ними ограбление, причем добровольно. Конечно, в суде ее оправдали, так как признали, что Патрисия страдает от стокгольмского синдрома.

5. Сублимация

Если вымещение оказывает негативное влияние на человека и его отношения с окружающими, то сублимация, напротив, помогает направить сильные эмоции в конструктивное русло.

Пример — творчество. Многие творения известных танцоров, художников, музыкантов, писателей и поэтов являются примерами сублимации. Интерес к трупам можно сублимировать при работе в морге, склонность к насилию можно удовлетворить работой в силовых структурах и так далее.

6. Отрицание

Отрицание — это отвержение событий, чувств и мыслей, которые человек не может спокойно принять, проходящее на сознательном уровне. Такой механизм защиты весьма примитивен и часто действует совместно с другими механизмами психики.

Яркий пример отрицания — курильщик, который не желает признавать вред сигарет. Для поддержания своей веры он может убеждать себя и других в том, что загрязненный воздух или вода из-под крана наносят здоровью людей куда больший вред, чем сигареты.

7. Регрессия

Регрессия являет собой прыжок назад — возвращение на предыдущую стадию психологического развития. Происходит это под влиянием стрессовой ситуации: когда человек обижен или напуган, он может начать вести себя как ребенок. Такое поведение объясняется просто: детство ассоциируется у многих из нас с безопасностью и комфортом.

Пример — человек, который при общении с противоположным полом начинает глуповато хихикать. Или девушка, которая начинает плакать, если не может убедить в чем-то своего парня

Слезы в таком случае — не рациональное поведение, а способ, которым она привлекала к себе внимание в детстве

8. Рационализация

Это искажение фактов — сознательное и бессознательное. Цель такого защитного механизма — сделать событие или реакцию на него менее опасными и травмирующими. Другими словами, человек придумывает себе оправдания, причем некоторые из них настолько естественные, что он сам может не замечать собственной лжи.

Пример: если человек нагрубил кому-то без всякой на то причины и был призван за свои действия к ответу, он, скорее всего, постарается найти причины такого поведения, чтобы оправдать его.

9. Реактивное формирование

Тут все просто: человек пытается совершать противоположные своим желаниям поступки, нередко заменяет чувства (любовь — ненавистью или стыдом, потребность в стабильности — повышенной активностью и так далее).

Пример реактивного формирования — взрослый сын, который заботится о своем родителе, всячески пытаясь угодить ему, но на самом деле испытывает к нему негативные чувства (допустим, из-за тяжелого детства или плохого отношения к себе). Или человек, который относится к другому крайне негативно, но на самом деле просто маскирует свои теплые чувства, испугавшись их.

10. Аутоагрессия

Это защитный механизм, выражающийся в самообвинениях, самоуничтожении и даже нанесении себе вреда (физические повреждения, следствие приема наркотических средств и алкоголя, чрезмерное увлечение опасными видами спорта — экстримом и др.). Несмотря на множество возможных негативных последствий, в эмоциональном плане такое поведение может переноситься легче, чем агрессия, которая направляется непосредственно на виновника тяжелой ситуации.

Ярчайший пример — ребенок, который переживает сложности в отношениях с родителем. Он не может смириться и признать, что родитель ведет себя с ним пренебрежительно просто так или из-за своей нелюбви, и вместо родителя начинает винить себя. Он убеждает себя в том, что заслужил такое поведение.

Почему появляется этот феномен

Альфред Адлер зафиксировал три основные причины, которые могут повлиять на развитие негативного проявления феномена еще в раннем детстве индивида.

  1. Наличие физических недостатков. Если родители или общество дало малышу неверные установки относительно какого-либо физического недостатка, он начнет воспринимать его как препятствие к нормальному существованию. При таком развитии, даже если ребенок добьется успеха в жизни, он все равно будет негативно воспринимать реальность. У него навсегда останется осознание, что люди воспринимают его как неполноценного члена общества.
  2. Если родители слишком опекают малыша. Основной причиной завышенной самооценки у людей считается излишняя забота и любовь со стороны родителей. Поэтому столкнувшись с реальной картиной, где никто не оказывает ребенку такого же внимания, как его родственники, он не понимает, что происходит. В итоге появляется ощущение, что его отвергают и не уважают, из-за чего и включается психологическая защита.
  3. Диктаторское воспитание. Если ребенка воспитывают слишком строго и жестко, то со временем он становится бессердечным. В связи с этим он начинает воспринимать всех вокруг себя, как личных врагов, желающих ему навредить. Также у ребенка может развиться брезгливое отношение к социуму.

Заключение

Так, реакция гиперкомпенсации чаще всего приводит к отрицательным последствиям:

  • человек не может чувствовать себя комфортно без наличия вокруг людей, за счет унижения которых может самоутверждаться;
  • он постоянно гонится за успехом в развитии слабых сторон, хотя мог бы сделать акцент на сильных качествах;
  • его не очень любят в компаниях, так как с ним неприятно общаться и быть униженным.

Наиболее действенный способ избавления от комплекса неполноценности и гиперкомпенсации – психотерапия. Она помогает человеку осознать собственную ценность и перестать гнаться за стереотипными достижениями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: