Конфликт интересов на государственной и гражданской службе

Что такое Конфликт интересов?

Конфликт интересов возникает, когда юридическое или физическое лицо становится ненадежным из-за конфликта между личными (или корыстными) интересами и профессиональными обязанностями или обязанностями. Такой конфликт возникает, когда компания или лицо имеет корыстный интерес – например, деньги, статус, знания, отношения или репутацию, – что ставит под сомнение, могут ли их действия, суждения и / или принятие решений быть непредвзятыми. Когда возникает такая ситуация, стороны обычно просят удалиться, и это часто требуется по закону.

Ключевые моменты

  • Конфликт интересов возникает, когда имущественные интересы физического или юридического лица ставят вопрос о том, могут ли их действия, суждения и / или принятие решений быть беспристрастными.
  • В бизнесе конфликт интересов возникает, когда человек предпочитает личную выгоду обязанностям своего работодателя или организации, в которой он является заинтересованным лицом, или каким-то образом использует свое положение для личной выгоды.
  • Конфликт интересов часто имеет юридические последствия.

Модель разрешения конфликтов

Исследования показали, что не сами конфликты, а именно неудачи в их разрешении способны привести к разрушению взаимосвязей. Бесконфликтные отношения являются признаком отсутствия отношений как таковых, а не показателем хороших взаимоотношений. Конструктивные пути решения конфликта способствуют более высокой степени сближения и более совершенным взаимоотношениям (рис. 1).

Рисунок 1. Пути разрешения конфликтов в виде модели

Используя пути решения конфликта, необходимо:

  • признание, что они будут в любом случае;
  • рассмотрение в качестве элемента более крупной «картины»;
  • избежание затухания, использование для продвижения к намеченным целям.

При наступлении конфликтной ситуации необходимо управление. Структурные методы включают разъяснение требований к работе, в том числе:

  • ожидаемых результатов работы;
  • системы полномочий и ответственности;
  • каналов передачи информации;
  • политики, процедуры и правил.

Среди координационных и интеграционных механизмов выделяют:

  • иерархию полномочий, которая способна упорядочить взаимодействие людей, принятие решений и потоки информации;
  • правило «шеф всегда прав», применение проектных и межфункциональных групп, совещаний нескольких отделов.

Общеорганизационные и комплексные цели состоят в:

  • эффективном осуществлении целей, что требует объединения усилий всего персонала.
  • скоординированном применении системы вознаграждений, что оказывает влияние на осуществление целей, поддерживая внутреннюю политику организации.

Межличностные методы решения конфликта состоят в избегании, приспособлении, конкуренции, компромиссе. Избегание означает откладывание проблемы, уход в сторону. Приспособление характеризуется пренебрежением своим интересам ради того, чтобы удовлетворить интересы другого. Конкуренция заключается в отстаивании собственных интересов или «прав» через интересы других, стремление победить, одержать верх. Компромисс состоит в поиске взаимоприемлемого решения, которое частично способно удовлетворить все стороны конфликта. В случае сотрудничества принимается решение, которое в полной мере удовлетворяет обе стороны. Это происходит через глубокое проникновение в сущность проблемы, поиск альтернативных решений, открытость в общении и эффективное взаимодействие.

Основные причины межличностных конфликтов

  1. Неудовлетворенность материально-духовными благами. Если у человека наблюдается недостаток необходимых ресурсов в количественном или качественном эквиваленте, он пытается восполнить их иным путем, где существует большой риск развития межличностного конфликта.
  2. Взаимные интересы. В группе, где цели участников сходятся, но методы достижения поставленной задачи имеют некие различия, может возникнуть ряд конфронтаций. Лицо не в состоянии реализовать некоторые свои потребности в рабочих или личных взаимоотношениях. Сюда следует отнести конфликтные ситуации на работе, проблемы с субординацией подчиненных и наставников, семейные разногласия, родственные ссоры.
  3. Отдельные интересы. Оппоненты имеют личные цели, выполнение одной из них исключает другую. Развивающийся конфликт поднимает вопрос о различиях, имеющихся в данный момент, и нуждается в компромиссном решении.
  4. Ценностные особенности вопроса. Данный вид конфронтации основывается на несходных мотивационных подходах к одному и тому же вопросу вследствие разных психологических установок и приоритетов.
  5. Образ действий. Развивается ввиду отсутствия стереотипов и манер некоторого поведения у одного из оппонентов. Причиной этому может быть недостаток опыта либо неспособность выполнить необходимые действия. Часто служит причиной конфликтов на работе или учебе.
  6. Общение. Несоответствие коммуникационных способностей одного человека другому, несоблюдение правил диалога, субординации и тактичности.
  7. Характер. Причиной конфликта становятся конкретные личностные особенности, к которым испытывает неприязнь другой индивид.

Решение конфликта

Каждый человек должен понимать, что от конфликтов он не сможет уйти. В любой сфере, где встречается как минимум два человека, возникают споры, которые основываются на разногласиях, непонимании, нежелании слушать друг друга и пр. Одни люди выбирают постоянно агрессивно реагировать на любое возникновение спора, а другие обучаются методам устранения конфликтов. Существует множество способов решения ссоры. Каким из них воспользоваться, уже решать человеку лично.

Следует ориентироваться при принятии решения еще и на то, к каким последствиям приведет выбор. Люди достаточно часто спорят, не задумываясь о том, к чему это приведет. Они спорят, не замечая, что спор повторяется и повторяется по кругу, не находя своего решения. Либо люди просто начинают негативно относиться друг к другу, обвиняя в ухудшении отношений оппонентов.

Чтобы решить конфликт, придерживайтесь следующего алгоритма:

  1. Успокойтесь и установите доброжелательную атмосферу.
  2. Частично согласитесь с позицией оппонента, найдите в ней рациональное зерно. Это поможет снизить уровень защиты оппонента.
  3. Позвольте себе и второй стороне аргументировать свои желания и позицию.
  4. Предложите найти компромисс, чем занимайтесь совместно. При решении вопроса выдвигайте идеи, слышьте идеи оппонента, аргументируйте, почему вы выбираете тот, а не другой вариант.

Способы разрешения разных типов конфликтов

Есть несколько видов разрешения конфликтов. На практике это происходит как замена деструктивных стереотипов поведения на конструктивные. Грамотное решение конфликта позволит ликвидировать причины противостояния:

  1. Разрешение. Этот способ подходит, если все участники настроены на полное решение и устранение проблемы.
  2. Урегулирование. Обе стороны принимают активное участие в разрешении сложившейся ситуации. Предполагается присутствие третьего независимого лица.
  3. Затухание. Прекращение противодействия с сохранением напряжения.
  4. Устранение. Предполагается устранение провоцирующих условий.
  5. Трансформация. Происходит перемена объекта разногласий, а также мотивов.

Чтобы полностью урегулировать конфликт и исключить повтор ситуации, надо разрешение всех видов и типов конфликтов доводить до конца. Конфликтные ситуации в школе – явление неизбежное и сложное, оно требует урегулирования без травмирования детской психики. Как яркий пример, борьба за лидерство между учениками одного класса, когда автоматически выбирается «антилидер» для постоянной травли и издевательств. На уроках обществознания изучается тема социальных конфликтов, чтобы школьники могли правильно ориентироваться во взрослой жизни.

Есть методы для снятия напряжения и профилактики всех видов конфликтных ситуаций:

  1. Увлечение общим делом, которое будет отвечать интересам обеих сторон.
  2. Развитие способности сопереживания.
  3. Формирование уважения и понимания каждой личности.
  4. Организация праздников, совместного отдыха для снятия психологического напряжения.
  5. Прохождение тренингов, курсов по развитию и укреплению межличностных отношений.

Разрешение конфликтов

Предотвращение конфликтов в коллективе требует постоянной практики. Чтобы управлять организационными конфликтами по всем правилам менеджмента, надо определить вид и причины, их особенности и найти правильный способ разрешения.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?
Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят

Конфронтация – неотъемлемая часть жизненного процесса и развития общества

Вся человеческая история построена на конфронтации. Противостояние имеет место во всех сферах человеческой деятельности, нравственном становлении и духовном развитии.

Конфронтация: с кем и почему?

Конфронтацию можно условно разделить на несколько видов:

  1. Глобальная конфронтация. Противоборство человека и природных факторов.
  2. Противоречия на государственном уровне.
  3. Этнические конфликты внутри отдельных, объединенных по государственному признаку сообществ.
  4. Идеологические разногласия: между последователями различных религий и философских школ; наблюдающиеся внутри последователей одного учения, определяемые степенью понимания.
  5. Межклассовые и межсословные конфликты, возникающие на почве разного уровня жизни и ущемления привилегий.
  6. Внутрисемейные проблемы.
  7. Личностные конфликты.

Вполне достаточно рассмотреть несколько примеров, чтобы понять суть такого явления, как конфронтация, значение, рычаги и результативный вектор любого противостояния.

Конструктивная и разрушающая конфронтация

Любая конфронтация – палка о двух концах. Победа в противоборстве вовсе не означает достижение материального и нравственного благополучия. Особенно в тех случаях, когда оппонирующая сторона уступает силовому или психологическому давлению.

Природа – противник бескомпромиссный, у которого железные и неизменные правила. Она бывает жестокой и скупой, но она же и дарует человеку все то, что он имеет. В конфронтации с природой человек обязан проявлять особую гибкость и находить конструктивные решения. Попытки кардинально изменить непреложный ход вещей, приведут к гибельным последствиям, и в первую очередь для человечества.

Можно произвести тщательно спланированную, учитывающую все возможные последствия мелиорацию пустынных земель и получить «город-сад». А, можно, не только не добиться желаемого, но и значительно ухудшить ситуацию, не только в регионе проведения работ.

Государственные формирования, еще, будучи в самом зачатке, всегда ставили свои интересы выше всех остальных. Если даже исключить личностные амбиции лидеров (вождей, князей, царей), логика притязаний сводилась к одному – так лучше для нас. Чаще всего это были территориальные споры, которые заканчивались войнами. Истребительная жестокость таких конфронтаций имеет точное определение в библейском сюжете – «до мочащегося к стене», что может означать только одно – тотальное уничтожение.

Современный институт дипломатии не исключает конфронтацию между странами, союзами и блоками, но способен перевести ее в цивилизованное русло.

Конфронтация на почве религиозной и национальной принадлежности

Этнические и религиозные противостояния одни из самых непримиримых и жестоких. История знает множество попыток геноцида в прямой и завуалированной форме. Основные причины:

  • расовая принадлежность;
  • этнический язык;
  • вероисповедание.

Как правило, конфликт провоцирует сторона, чувствующая за собой численное и силовое преимущество. Если объект давления отказывается от ультимативных условий (расовые ограничения в правах, отказ от родного языка, переход в другое вероисповедание), начинаются массовые гонения и преследования. Насильственные меры, если и приносят результат, то большой кровью и лишь на время.

Единственное цивилизованное решение, способное разрешить назревающий конфликт, между сторонами – найти консенсус, дающий равные права и возможности для тех и других.

  1. В США, не сразу, но удалось решить проблему «белых и цветных», для этого понадобилась законодательная инициатива и воспитание нового мышления.
  2. Христианству удалось избавиться от кровавого призрака Варфоломеевской ночи. Многие конфессии спокойно и мирно уживаются в небольших регионах, не проявляя видимого неприятия, друг к другу.
  3. Во многих странах принят один или два государственных языка, но культура и язык малых этносов поддерживаются специальными государственными программами.

Разрешение социальных конфликтов

Предотвратить все конфликты невозможно. Это утверждение справедливо как на бытовом уровне, так и на уровне государств. Вместо этого нужно искать способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, которые удовлетворяли бы все стороны.

Способы решения социальных конфликтов:

  • переговоры (чтобы устранить недопонимание, обе стороны должны иметь возможность высказаться);
  • посредничество (у каждой из сторон конфликта складывается собственное субъективное мнение, поэтому помощь третьей стороны может оказаться полезной);
  • арбитраж (можно прибегнуть к формальной процедуре разрешения гражданско-правового спора в суде);
  • силовое решение (использование власти или иного превосходства в силе одной из сторон);
  • компромисс (взаимные уступки ради примирения).

Чтобы было возможно успешное разрешение конфликтной ситуации, необходимы такие условия:

  • должна быть установлена причина;
  • должны быть понятны цели участников;
  • все стороны конфликта должны стремиться к примирению;
  • должен быть определён путь решения конфликта (дорожная карта).

Как себя вести при межличностном конфликте

Уважение к оппоненту. Как бы там ни было, в большинстве случаев конфронтацию человек ведет с тем, кого хорошо знает или нередко взаимодействует. Межличностные конфликты с незнакомыми людьми тоже случаются, но не так часто, как с близкими, знакомыми, коллегами. Вероятность дальнейших связей или контактов с оппонентом — огромная. Поэтому, чтобы избежать дальнейшей неловкости, извинений и дискомфорта в общении с данным человеком, не следует обращаться оскорбительно или унизительно по отношению к нему.

Эмоциональная сдержанность. Существует тенденция, что конфликтные ситуации без аффективной нагрузки быстрее разрешаются и не оставляют неприятного осадка. Более того, есть вероятность сохранить минимально позитивные отношения с другой стороной конфронтации. В важных спорах переход на эмоциональную сторону с выявлением личностной неприязни к человеку считается признаком нетактичности, невоспитанности и дурного тона. К тому же такое отношение отнюдь не поднимет репутацию человека среди знакомых и близких.

Направление к решению проблемы. Часто в конфликтных ситуациях люди забывают, зачем затеяли спор. Перейдя на личностные оскорбления и уничижения, суть распри остается нерешенной или незатронутой

Все внимание, ярость или задор следует использовать в разработке оптимальных схем решения данного разногласия, методах установки обоюдно устраивающего компромисса.

При любом конфликте себя следует вести так, как вы хотели, чтобы себя вел ваш оппонент. Таким образом, можно достичь культуры и взаимопонимания с близкими, друзьями и знакомыми.

Выражение конфликта интересов на работе

Сотрудник, работающий в приватной фирме или предприятии, а также в бюджетной сфере, наверняка может вспомнить примеры личного участия коллег в решении каких-либо вопросов. Зачастую, принимаемое таким образом решение идет вразрез с законодательными нормами, поэтому должно быть пресечено на корню.

Выделяют следующие проявления конфликта интересов:

  1. организационный
  2. личный


Организационным является такое проявление, когда организация в целом, в силу каких-либо причин, неспособна беспристрастно оказать услугу. Такие деяния приносят ущерб всей компании в целом. Ответственен за данную ситуацию непосредственный руководитель. Он должен оценить уровень риска, который повлекли за собой такие события. А если ущерб причинен структурам на государственном обеспечении, то в силу может вступить действующее законодательство.

Собственная заинтересованность сотрудника имеет менее отягчающие последствия (если не брать в расчет структуры под управлением государства и крупные предприятия), но, ни в коем случае, не должна остаться без внимания вышестоящего руководства. Работник, решивший пойти на такой шаг, должен понимать, что такое действие характеризуется как нарушение закона и может понести за собой административное и уголовное наказание.Рекомендуем прочитать: Можно ли штрафовать сотрудника или лишить премии?

Пример конфликта интересов из реального мира

В финансовой индустрии проблема агентства относится к типу конфликта интересов, когда агенты не полностью представляют интересы своих руководителей. Скандал Enron является крайним примером агентской проблемы , что привело к коллапсу , что было в то время одним из крупнейших компаний в Соединенных Штатах.

В 2001 году Enron Corporation объявила о банкротстве после того, как выяснилось, что высшие руководители компании использовали текущую рыночную стоимость и специальные транспортные средства (SPV) для сокрытия финансовых потерь. Это сделало компанию более прибыльной, чем она была на самом деле.

В то время как руководители Enron несли юридическую ответственность за защиту интересов своих акционеров, некоторые руководители вместо этого занимались незаконной деятельностью, чтобы замаскировать огромные убытки и долги компании. Стоимость акций упала с более чем 90 долларов за акцию до менее 1 доллара за акцию. Несколько руководителей были обвинены в своих действиях и в конечном итоге отправлены в тюрьму.

Когда вопрос касается вкладов в банках и ценных бумаг

Давайте представим и разберем ситуацию, в которой сотрудник ГС или же его родные являются владельцами ценных бумаг организации, в отношении которой госслужащий выполняет управленческие функции. Что необходимо делать в этом случае?

Суть вопроса остается неизменной – должно иметь место уведомление представителя нанимателя и собственного начальства о том, что имеет место КИ, после чего обычно рассматривается вопрос о том, чтобы бумаги были переданы в отчуждение или доверительное управление. До подобного решения служащего временно отстраняют от работы с организацией.

Служащего могут временно отстранить от сотрудничества с определенной организацией

Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Особенность преодоления внутриличностного конфликта в том, что результат положительно отражается на личности и ее саморазвитии, самосовершенствовании, достижении состояния внутреннего равновесия.

Процесс разрешения внутриличностного конфликта зависит от индивидуальных особенностей личности: возраста, характера, мировоззрения и т.д. Поэтому универсальных, подходящих для всех, методов разрешения внутренних противоречий не существует.

Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов:

  1. Компромисс как способ разрешения внутриличностного конфликта — это выбор одного из возможных вариантов и его реализация.
  2. Избегание – осознанный уход от проблемы, с надеждой, что она сама исчезнет.
  3. Сублимация – перенаправление негативной энергии в другое русло, например в творчество.
  4. Идеализация – наделения объекта, вызвавшего конфликт не существующими свойствами, с целью ухода от негативных эмоций, но достигнутое состояние равновесия временное, так как данный способ в итоге не устраняет причин возникновения внутренних противоречий.
  5. Репрессия – вытеснение негативных эмоций и мыслей.
  6. Коррекция – изменение отношения к факторам, способствующим проявлению внутриличностного конфликта.

На практике данные методы могут выглядеть следующим образом:

оценка ситуации – выявление внутренних противоречий, которые привели к негативному состоянию.
оценка важности конфликта для развития личности, и его влияние на другие сферы деятельности.
локализация непосредственной причины конфликты.
снижение уровня эмоционального негативного состояния, необходимо дать волю накопившимся тревоге, беспокойству, страху.
изменение внешних условий дома или на работе, по мере возможности.
снижение уровня притязаний.

Чаще всего при возникновении внутриличностного конфликта включаются защитные механизмы, для подавления негативных эмоций – страха, тревоги, неуверенности. Но к сожалению, такой метод не способен устранить саму причину возникновения внутренних противоречий, поэтому необходимо осознанно выбирать варианты, которые будут препятствовать повторному  кризисному состоянию.

Речь идет о работе с закупкой товаров и/или осуществлении услуг

Давайте разберем на простом примере.

Сергей работает в муниципальной образовательной организации. Ему требуется принять решение о закупке большой партии пособий, при этом автором одного из конкурирующих пособий выступает его дочь. Что ему потребуется сделать?

Можно отойти от роли принимающей решение стороны в конкретном вопросе, если возникает конфликт интересов

В первую очередь Сергей обращается к своему начальству и представителям нанимателя с письменным уведомлением о возникновении конфликта интересов. Далее он в идеале должен временно отойти от роли принимающей решение стороны в данном вопросе. Пока проводится конкурс на закупку пособий, Сергей будет выполнять обязанности, которые непосредственно не связаны с принятием закупочного решения.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25 — ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
  2. Чаннов С.Е. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: новеллы антикоррупционного законодательства // Трудовое право, 2009, № 4.
  3. Кандыбин Р. Сущность и типология конфликта интересов на государственной службе в военной организации государства // Военное право, 2013, вып. № 1, с. 6.
  4. Кабашов С.Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на гражданской и муниципальной службе: теория и практика: учебное пособие. — М.: ИНФРА- М, 2011, с. 36.
  5. Постановление ФКЦБ РФ от 05.11.1998 г. № 44 «О предотвращении конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» // СПС КонсультантПлюс.

Конфликт интересов на государственной службе

Признак реального конфликта интересов проявляется в ситуации, когда человек работает в отделе кадров государственного предприятия и оформляет на службу своих родственников или родственников кого-либо, работающего на данном предприятии, с целью получения финансовой выгоды.

Другие примеры:

  • Государственный служащий является посредником в оказании услуг или выполнении работ между фирмами, в которых работают его близкие родственники. При этом в отношении фирмы, которая продает данные услуги, используются отдельно взятые функции государственного управления.
  • Госслужащий оказывает платные услуги государственной организации, в которой он несет службу.
  • Государственный служащий участвует в тендере на закупку товаров в фирме, директором которой является близкий его родственник.
  • Государственный служащий участвует с использованием функций государственного управления в выполнении работ для банковских структур, в которых у него есть сбережения.

В жизни никто не застрахован от участия, прямого или косвенного, в конфликте интересов. Самыми важными моментами остаются объективная оценка своих действий и знание законодательства Российской Федерации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: