Функция «Я» в психоанализе Фрейда
В теории психоаналитического анализа Фрейда существует такое понятие, как структура личности. Ее цель – поддерживать душевное равновесие, повышать уровень удовлетворенности и снижать степень недовольства. Модель включает в себя 3 системы, они неотделимы друг от друга.
Структура личности
Функция | Особенности |
---|---|
ИД (или ОНО) | Заложена в человеке с рождения и трактуется, как инстинкты или наследственность. Данная функция неорганизованна и хаотична, не подвластна законам логики, но оказывает безграничное влияние на другие системы |
ЭГО (Я) | Появляется из ИД, когда ребенок начинает осознавать себя личностью. Обе структуры взаимосвязаны и дополняют друг друга – ЭГО защищает ИД, а та подпитывает Я. Понять механизм таких взаимоотношений можно на примере сексуальных потребностей. ОНО способно в любой момент удовлетворить желание посредством близости, но ЭГО решает, как и когда это произойдет. Иными словами, Я выступает сдерживающей (перенаправляющей) функцией для ИД. |
Супер-ЭГО (Сверх-Я) | Наиболее развитая система, отвечающая за соблюдение законов и моральных норм, выставляющая блокировки, ограничения и запреты. Фрейд выделяет 3 функции, свойственные Супер-ЭГО: • совесть; • самонаблюдение; • формирование идеалов. |
Все составляющие структуры личности направляют усилия на достижение одной цели и немыслимы друг без друга. В этой тройке Я выступает той составляющей частью, что входит во взаимоотношения с окружающими людьми. Супер-ЭГО определяет границы поведения Я, на котором отражается энергия ИД.
Структура личности
Все составляющие личностной структуры должны приспосабливаться к внешней реальности. Такая притирка не всегда проходит гладко, это провоцирует конфликты внутри личности.
Современные теории личности
Если подойти к описанию и определению современных теорий личности формально, то согласно схеме, представленной на рисунке 25, можно увидеть, что существует как минимум пять различных причин для разделения теорий личности на группы, и согласно каждой из этих причин можно выделить две или три группы теорий личности.
Линии на диаграмме, соединяющие различные типы теорий личности, показывают, что теории личности, выделяемые по одному признаку, могут быть сгруппированы (разделены) и по другому признаку. Например, психодинамические теории могут быть одновременно экспериментальными и неэкспериментальными. То же самое справедливо для социодинамических и интеракционистских теорий личности. Более того, каждая из теорий личности может быть классифицирована по различным основаниям, и полное описание теории по этой схеме получается, если двигаться по линиям сверху вниз и последовательно оценивать одну и ту же теорию по различным основаниям. Например, гуманистические теории личности — это неэкспериментальные теории, которые представляют как структуру, так и динамику личности, они относятся как к детству, так и к взрослой жизни, и описывают психологические свойства личности. Обратимся к классификации теорий личности по индивидуальным основаниям.
Первая основа — это то, как та или иная теория объясняет поведение человека. В соответствии с этим теории личности можно разделить на следующие группы: психодинамические, социодинамические, интеракционистские и гуманистические.
Психодинамические теории называют теориями личности, в которых человек как личность представлен и описан в терминах, характеризующих его психологию или внутренний мир. Это такие термины, как потребности, мотивы, черты личности, характер, темперамент, воля и т.д. Объяснение человеческого поведения в этих теориях дается исключительно изнутри, то есть с учетом психологии (или физиологии) человека. Тот факт, что поведение человека может также зависеть от ситуации, в которой он находится в данный момент, не учитывается в теориях такого рода.
Формирование и развитие личности человека представляется в психодинамических теориях как изменение его психики, а не как его поведение или реакции на внешние воздействия, то есть исключительно как динамика внутреннего мира (отсюда и название этих теорий — психодинамические).
Известными примерами социодинамических теорий являются психоаналитическая теория личности 3. Фрейда и теория черт личности Г. Оллпорта и Р. Кеттела.
Социодинамические теории называют теориями личности, которые подчеркивают внешний, поведенческий подход к личности человека. Если необходимо представить и описать человека как личность, то выделяются типичные формы социального поведения человека, его привычки, действия, поступки и реакции на различные ситуации. Объяснения поведения в рамках теорий этого типа также даются со ссылкой на ситуацию (предполагается, что ситуация определяет поведение человека, а не его внутренний, психологический мир, то есть предполагается, что изменения, происходящие в данной ситуации, вызывают соответствующие реакции у человека и изменения в его поведении).
В рамках этих теорий вопрос о возникновении и развитии человека как личности решается следующим образом: стабильные изменения, которые происходят в поведении человека под влиянием социальной среды или определенных ситуаций, являются изменениями в его личности. Примером социодинамической теории личности является теория Б. Скиннера и А. Бандуры, основанная на идеях социального бихевиоризма.
Интеракционистские (взаимодействующие) теории — это теории личности, в которых при описании и объяснении поведения человека, а также при изучении его возникновения и развития как личности учитываются как внутренние, психологические характеристики конкретного человека, так и его внешне наблюдаемое поведение. Итерационистские теории личности занимают промежуточное положение между психодинамическими и социодинамическими теориями. Примером такой теории является теория социальных ролей, разработанная Э. Берном1.
Теория и практика
Взгляды Фрейда можно разделить на три области — это метод лечения функциональных
психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем
всей системы является его взгляды на развитие и структуру личности человека.
Личность как триединство.
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного («Сверх-Я»),
предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры
личности. При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию
практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть
осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном
слое располагается одна из структур личности — «Оно», которая фактически
является энергетической основой личности. «Оно» — бессознательное (глубинные инстинктивные,
в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую
поведение и состояние человека. В «Оно» содержатся врожденные бессознательные инстинкты,
которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют
деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных
инстинкта — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических
отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего
конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба
между инстинктами как правило происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение
человека вызывается как правило одновременным действием обеих этих сил.
С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит
энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо (см. приложение), о котором
так много писал и сам Фрейд и его ученики и является той специфической энергией, которая
связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии
Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал,
что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек
не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное,
наполняя его содержание.
Вторая структура личности — «Я» по мнению Фрейда также является врожденной
и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом мы всегда можем
осознать осознать свое «Я», хотя это может быть для нас и не легким
делом. Если содержание «Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот
сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с «океаническим чувством я», включая
в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу
между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «Я» до своего
тела, сужая таким образом объем «Я».
Третья структура личности — «Сверх-Я» не врожденная, она формируется в процессе жизни
ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего
пола, черты и качества которого и становятся содержанием «Сверх-Я». В процессе
идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс
Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает
ребенок к объекту идентификации.
На грани внутреннего взрыва.
Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует
неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг
другу. Инстинкты, содержащиеся в «Оно» стремятся к своему удовлетворению, диктуя
человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе.
«Сверх-Я», в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека,
предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения
норм, принятых в данном обществе. Таким образом «Я» становится как бы ареной
борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и «Сверх-Я». Такое
состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает
его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой
грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение
делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье
зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если
не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между
«Оно» и «Сверх-Я».
Личность и ее свойства
В содержание понятия «личность» включаются психологические свойства человека, однако, не все. Познавательные процессы и психические состояния рассматриваются как отдельные психологические явления.
СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ:
- Воля – способность осознанно управлять эмоциями и действиями.
- Способности – различные свойства личности, необходимые для осуществления той или иной деятельности.
- Мотивация – совокупность свойств, определяющих и объясняющих направленность поведения.
- Темперамент – совокупность психофизиологических свойств, связанных с динамикой психических процессов.
- Характер – совокупность стойких свойств, которые определяют особенности отношений человека и его поведение.
Понятие «личность» употребляется в быту, когда говорят о конкретном волевом, харизматичном, уважаемом людьми человеке.
Основы учения
Психиатром была разработана структура личности по Юнгу, которая, по его мнению, состоит из:
- Эго.
- Личного бессознательного.
- Коллективного бессознательного.
Эго — это осознание и осознанность, внутреннее «Я», а также всё то в самом человеке, что он привык идентифицировать и ассоциировать с самим собой.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Личное бессознательное — это пережитый опыт, мысли и чувства, которые человек предпочёл вытеснить из своего мозга. Также Личное бессознательное включает те переживания, которые ещё не достигли сознания, потому что недостаточно сильны и сформированы, кроме того, присутствуют сублиминальные восприятия… Другими словами, это всё то, чего человек не помнит и не осознаёт, тем не менее оно оказывает влияние на него и его поступки.
архетипы
Краткое изложение основ его учения едва ли поможет осознать весь масштаб работы, однако короткое описание будет полезно любому, кто интересуется психологией.
Рекомендуем: Что такое бессознательное?
Теория архетипов тесно переплетена не сколько с медициной, сколько с философией и эзотерикой, однако узнаваемые образы-архетипы человек может найти как в мифах и легендах, так и в повседневной жизни. Архетипы можно назвать врождёнными психическими структурами, которые составляют содержание Коллективного бессознательного.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Юнга, как тонкого знатока человеческой души, всегда привлекал человек и его символы, поэтому наиболее известными архетипами являются анима и анимус — женское и мужское начала соответственно. Анима — это направленная вовнутрь мягкая сила, влияние эмоций и настроений. Анимус, в свою очередь, является жёстким и принципиальным мужским началом.
Можно также упомянуть другие интересные архетипы: Дева (Кора), Мана-личность, Колдовской демон и Зверь. Они тесно связаны с человеческим характером и достаточно точно отражают некоторые стороны людской души.
Рекомендуем: Психоанализ — это
Также писал и разрабатывал Карл Густав Юнг психологические типы (психотипы, в лексиконе современных психологов, или, если проще, типы личности).
Человек и его символы во сне абсолютно не случайны, поскольку сон — это не просто набор красочных картинок, напоминающих о пережитых заботах или трудном дне. Карл Юнг создал теорию сновидений, взяв за основу постулат Фрейда о том, что во снах проявляются тайные мысли, желания и чувства человека.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Швейцарский психиатр разработал набор универсальных образов и сценариев, проявляющихся в сновидениях и позволяющих анализировать их. Благодаря этой уникальной методике миллионы людей осознали свои страхи и смогли от них избавиться в достаточно короткие сроки.
Эрика Берна
Рекомендуем: Фрейдизм и неофрейдизм
Карл Юнг разработал собственную интересную типологию, которая оказалась слишком сложна, и потому известна лишь в узком кругу профессионалов. Он «довёл до ума» известную ещё со времён Аристотеля типологию, противопоставляющую интроверта и экстраверта, и обогатил её ещё четырьмя функциями-признаками. Эти функции:
- Мышление.
- Чувство.
- Ощущение.
- Интуиция.
Есть множество упрощений юнговской классификации типов личности; и самое известное упрощённое подобие этой типологии — это ныне невероятно популярная соционика.
Методы психоанализа
Психоаналитическая концепция имеет свои психоаналитические техники, которые состоят из нескольких этапов: этап производства материала, этап анализа и рабочий альянс. Основными методами получения материала являются: свободная ассоциация, реакция переноса и сопротивление.
Метод свободных ассоциаций – это диагностическая, исследовательская и терапевтическая техника классического фрейдистского психоанализа. Она основана на использовании ассоциативного мышления для получения представлений о глубинных психических процессах (в основном бессознательных) и использования этих представлений для коррекции и лечения функциональных психических расстройств путем осознания клиентами источников, причин и природы их проблем. Особенностью этого метода является совместно направленная, сознательная и целенаправленная борьба пациента и терапевта с ощущениями психологического дискомфорта или болезни.
Метод заключается в том, что пациент произносит любые мысли, которые приходят ему в голову, даже если они абсурдны или непристойны. Эффективность метода во многом зависит от отношений, сложившихся между пациентом и терапевтом. В основе этих отношений лежит феномен переноса, который заключается в бессознательном переносе пациентом на терапевта характеристик своих родителей. Другими словами, клиент переносит на терапевта чувства, которые он испытывал к окружающим его предметам в раннем возрасте; другими словами, он проецирует свои ранние детские желания и отношения на другого человека.
Процесс постижения причинно-следственных связей в психотерапии, конструктивной трансформации личных установок и убеждений, отказа от старых моделей поведения и формирования новых сопровождается определенными трудностями, сопротивлением, резистентностью со стороны клиента. Сопротивление – признанный клинический феномен, сопровождающий любую форму психотерапии. Это относится к желанию не затрагивать бессознательный конфликт, тем самым препятствуя любым попыткам определить истинные источники проблем личности.
Фрейд рассматривал сопротивление как противодействие бессознательным попыткам клиента воссоздать в своем сознании “подавленный комплекс”. Фаза анализа включает в себя четыре этапа (конфронтация, интерпретация, уточнение и проработка), которые не обязательно являются последовательными. Другим важным психотерапевтическим этапом является рабочий альянс, который представляет собой относительно здоровые, разумные отношения между клиентом и терапевтом. Это позволяет клиенту целенаправленно работать в аналитической ситуации.
Метод толкования снов заключается в том, чтобы найти скрытое содержание, деформированную бессознательную истину, стоящую за каждым сном.
Развитие в детстве и психологические конфликты взрослого
Детство Фрейд считал тем жизненным отрезком, который оказывает мощнейшее влияние на становление характера взрослого человека. Знаменитый психиатр был убежден, что все самое главное в человеке закладывается до достижения им 5 лет. Далее он живет, пытаясь устранить конфликты прошлого. «Тайна человеческой души заключена в психических драмах детства. Докопайтесь до этих драм, и исцеление придет», — говорил Фрейд.
Поэтому теория развития личности Фрейда не выделяет каких-либо особых фаз во взрослом возрасте. Все симптомы неврозов взрослого человека могут быть интерпретированы как конфликт между «Супер-Эго» и «Ид». Последняя часть стремится к сексуальной разрядке, первая – обладает функцией подавления. «Супер-Эго» заставляет человека чувствовать себя виновным даже в том случае, если разрядка «Ид» происходит символически.
Фрейдом выделялось два вида невротических расстройств, связанных с конфликтной ситуацией в настоящем времени: неврастения, которая приобретается в результате излишеств в половой жизни, а также невроз тревоги, возникающий вследствие чрезмерного подавления сексуальных желаний.
Теории личности в психологии
В психологии под личностью понимается индивид, который имеет социальную роль и индивидуальность. Изначально человек рождается индивидом. У него есть генетически заложенные программы, которые направлены на формирование определенных характеристик и особенностей человека. К примеру, строение ног и позвоночника позволяет человеку прямо ходить, строение мозга – интеллектуально мыслить, конфигурация рук способствует возможности носить различные предметы.
Однако в отличие от детеныша животного, ребенок относится к роду человеческого. Он имеет определенную структуру тела, предрасположенности, программы и пр. Его пока ничто не отделяет от остальных детей, которые тоже не имеют ни характера, ни социального статуса, ни повадок и пр.
Любого человека можно с рождения назвать индивидом. Однако по мере социализации каждый индивид постепенно становится личностью.
В процессе своего роста и взросления человек сталкивается с различными ситуациями, внедряется в социальную жизнь, приобретает знания и опыт, обучается навыкам и правилам. Все это формирует у него конкретный набор качеств, навыков, опыта, взглядов, повадок, поведения и пр. Индивид постепенно становится личностью.
Однако в психологии не существует единого мнения о том, что такое личность и как она формируется, поэтому существует множество теорий:
- Психодинамическая, в основе чего лежат врожденные инстинкты.
- Диспозициональная, в основе чего лежит теория о том, что человек рождается с предрасположенностью реакций на определенные ситуации. То есть человек рождается с постоянными взглядами, поведением и эмоциями.
- Феноменологическая, в основе чего лежит позитивная настроенность человека с целью самореализации.
- Когнитивная, в основе которой лежит влияние познавательной функции и интеллектуального развития.
- Теория научения (или поведенческая), которая говорит о том, что личность развивается в зависимости от жизненного опыта. Личность развивается в зависимости от той среды, в которой она растет.
- Аналитическая (основанная Юнгом), которая утверждает, что человек базирует свою личность на врожденных качествах, так называемых архетипах.
Отдельно теории личности рассматривались психологами. Каждый пытался выделить этапы формирования личности, на что в основном было устремлено все учение. Так, Божович выделял этапы становления личности и определял данным термином человека, который достиг определенного психологического развития.
А. Леонтьев называл личностью продукт социального воздействия, которая проявляет себя через деятельность. Взаимодействуя с предметами, людьми, явлениями, человек демонстрирует свою личность.
Приложение
О художественном гении.
Проводя аналогию между процессами, характерными для сновидения, и художественным творчеством,
Фрейд, объясняя свой подход к вопросам психологии, приводит письмо
Шиллера от 1 декабря 1788г., в котором тот, в частности, пишет Кернеру,
жаловавшемуся на недостаточную писательскую продуктивность: «Причина твоих жалоб объясняется,
как мне кажется, тем принуждением, которое мой разум оказывает на твое воображение. Мне представляется
вредным, если разум чрезвычайно резко критикует появляющиеся мысли,
как бы сторожа и самый порыв их. В творческой голове, напротив того, разум
снимает с ворот свою стражу, идеи льются в беспорядке, и лишь
затем он окидывает их взглядом, рассматривает целое скопление их. Вы, господа критики,
стыдитесь или боитесь мгновенного преходящего безумия, которое наблюдается у всякого
творческого разума и продолжительность которого отличает мыслящего художника от мечтателя».
Определения.
Психоанализ (от греч. душа и разложение) – направление в психологии, основанное австрийским
психиатром и психологом З.Фрейдом в конце XIX в. – первой трети XXв.
Психоанализ распространился во многие страны в виде системы взглядов на природу
человеческой психики, явления морали, религии, культуры, искусства, науки,
общественной жизни. В основе этих взглядов – теория бессознательного и полового
влечения. Неосознаваемое проявляется в поведении и психике человека– в обмолвках, описках,
сновидениях и т. д. Центральное положение психоанализа – существование извечной тайной войны
между скрытым в глубинах индивида неосознаваемым (главное из которых сексуальное
влечение — либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной
среде. Личность в структурном отношении в психоанализе состоит из «Я», «Оно»
и «Сверх-Я».
Трансфер (от лат. Переносить, переводить) – перенос на психотерапевта отношения пациента
к значимым для него людям, прежнего опыта их восприятия (как любимых,
уважаемых или неприятных, отвратительных и т.п.)
Либидо — жизненная сила, имеющая сексуальную окраску.