Психологический дебрифинг: цели, задачи, общая характеристика

Суть аналитической беседы

Некоторые психологические исследования могут быть потенциально опасными для человека. Экспериментатор иногда использует техники, которые граничат с моралью. Испытуемый часто не информируется о многих нюансах исследований, дабы их показатели были максимально правдивы, естественны и объективны.

Так как психология — наука неосязаемая, кажется, что эксперименты с психикой — это баловство. На самом деле последствия могут быть невероятно фатальными и глобальными. Если медицинские опыты в случае провала имеют явные последствия, то психологические максимально латентны, скрыты.

Были случаи в экспериментальной психологии, когда мальчика воспитывали как девочку. Причиной стало якобы повреждение органа во время обрезания, на самом деле это был эксперимент Джона Мани, который хотел доказать, что гендерная принадлежность — это результат воспитания, а не природы.

В результате жизнь юноши-девушки была сломана, его брат-близнец находился в постоянной депрессии, родители, которые согласились на этот шаг, имели попытки суицида. Пытался покончить жизнь самоубийством и главный герой эксперимента, который завершил начатое в 38 лет.

Во избежание сломанных судеб, после эксперимента проводится краткая беседа между участником и исследователем, которая помогает убедиться, что испытуемый не пострадал.

Дебрифинг проводится только после потенциально опасных экспериментов, в которых есть подвох, умолчание или обман.

Польза дебрифинга

Безусловно, проработка травмы необходима, человек должен знать, что не одинок в своих переживаниях, понимать, что с ним произошло.

Однако важная особенность состоит в том, чтобы не проводить подобных встреч более одного раза. Человек склонен неоднократно проигрывать травмирующую ситуацию в голове, что приводит только к усугублению последствий.

Задача специалиста, проводящего дебрифинг, — создать условия, при которых человек сможет освободиться от давящего груза за один сеанс. Только в этом случае дебрифинг окажется действенным.

Курс Викиум «Детоксикация мозга» научит вовремя избавляться от негатива, сохранять психическое и физическое здоровье.

Суть аналитической беседы

Некоторые психологические исследования могут быть потенциально опасными для человека. Экспериментатор иногда использует техники, которые граничат с моралью. Испытуемый часто не информируется о многих нюансах исследований, дабы их показатели были максимально правдивы, естественны и объективны.

Так как психология – наука неосязаемая, кажется, что эксперименты с психикой – это баловство. На самом деле последствия могут быть невероятно фатальными и глобальными. Если медицинские опыты в случае провала имеют явные последствия, то психологические максимально латентны, скрыты.

Были случаи в экспериментальной психологии, когда мальчика воспитывали как девочку. Причиной стало якобы повреждение органа во время обрезания, на самом деле это был эксперимент Джона Мани, который хотел доказать, что гендерная принадлежность – это результат воспитания, а не природы.

В результате жизнь юноши-девушки была сломана, его брат-близнец находился в постоянной депрессии, родители, которые согласились на этот шаг, имели попытки суицида. Пытался покончить жизнь самоубийством и главный герой эксперимента, который завершил начатое в 38 лет.

Во избежание сломанных судеб, после эксперимента проводится краткая беседа между участником и исследователем, которая помогает убедиться, что испытуемый не пострадал.

Дебрифинг проводится только после потенциально опасных экспериментов, в которых есть подвох, умолчание или обман.

Как помочь ребенку?

В общении с ребёнком очень важна открытость – ему важно чувствовать, что вы в любом случае его любите, постараетесь его понять, поддержать и поможете ему, готовы вместе с ним разобраться и решить все его трудности. Скажите ему, что это нормально переживать из-за травматичного события, что его реакции нормальные

Что его вины  в этом нет, что так иногда бывает.

Часто родители не готовы обсуждать болезненную тему или боятся напоминать ребенку о травмирующем событии, чтобы его еще больше не ранить.

Но тогда ребенок остаётся один на один со своими переживаниями, а отсутствие объективной информации о событии он заполняет сам своими фантазиями, в которых чаще всего обвиняет себя в случившемся.

Восстановление после стрессового воздействия требует времени, и каждый это делает в своём ритме и своим способом. Не нужно торопить ребенка или себя скорее прожить и избавиться от всех симптомов и последствий. Процесс исцеления невозможно ускорить усилием воли.

В процессе психологического лечения происходит: проработка травматичных воспоминаний, обучение регуляции сильных эмоций, реконструкция нарушенных отношений, восстановление способности доверять людям, обучение навыкам более конструктивного общения.

Так же специалист определит необходимость детско-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы

Дебрифинг в тренинге

Любой тренинг является бессмысленным без обсуждения его результатов, т.е. без дебрифинга. Он заключается в обучении, которое помогает размышлять о прошедших пережитых ситуациях или опыте, обнаружить новые идеи и открытия. Существует несколько периодов процесса дебрифинга: период переживания опыта, разделения такого опыта, интерпретации, обобщения, приложения, процессуальный период.

Дословно дебрифинг переводится как опрос после того, как выполнено задание. Дебрифинг в тренинге – это анализ и разбор опыта, который был приобретен участниками в процессе выполнения задания или упражнения в ходе тренинга. Целями дебрифинга могут быть: вывод всех участников тренинга из анализируемых или разыгранных ролей, снижение эмоционального напряжения, полученного после выполнения упражнений, анализ того, почему именно события складывались так, а не иначе, выявление возникших установок, чувству и перемен, соотношение игрового опыта с реальными жизненными ситуациями; анализ эффективности действий участников и наметка возможных «зон роста», наметка новых тем для размышлений и подготовка к следующему тренингу, установка взаимосвязей с предшествующими и последующими тренингами.

Дебрифинг – это обязательная ключевая фаза упражнений. Без качественного дебрифинга тренинг будет простым набором упражнений и игр. Практической пользы от тренинга не будет.

Технически дебрифинг являет собой целый ряд определенных вопросов, которые задает участникам процесса ведущий или тренер после того, как выполнение упражнения закончено. Такие вопросы должны составляться, учитывая цели и тематику упражнений. Существуют тренинги, в которых одинаковые упражнения могут применяться с разными целями.

Дебрифинг в рекламе является подведением результатов и итогов тренинга. Дебрифинг и развитие обратной связи заключается в сборе замечаний и информации: что было интересного и эффективного в ходе тренинга, что было не эффективным. Затем тренер обобщает изученное, и создает мотивацию для дальнейшего самостоятельного более глубокого изучения.

Результаты исследований дебрифинга

Было проведено огромное количество исследований, посвященных данной процедуре. И эти наблюдения показали, что дебрифинг не снижает вероятность развития осложнений для людей, которые пережили психологическую травму. В некоторых случаях он может быть даже опасен.

Например, исследователи обнаружили, что жертвы пожара, участвовавшие в дебрифинге, спустя 13 месяцев чаще были подвержены ПТСР, чем контрольная группа. А пострадавшие в дорожных авариях, участвовавшие в данной процедуре, спустя 3 года имели психопатологии, вызванные аварией.

Ученые сделали вывод, что дебрифинг — это терапия, которая не имеет положительных результатов, а в некоторых случаях даже калечит.

Различия между обратной связью и дебрифингом (по Тиму Расселу)

В книге Тим Рассела «Эффективная обратная связь» автор разделяет понятие обратной связи и дебрифинга. Он исходит из того, что в тренинге мы затрагиваем 4 аспекта: изучаем теорию, отрабатываем навыки, работаем с установками, а также помогаем вырабатывать суждения, которые влияют на способность принимать решения на основе изученного.

Обратная связь может быть применена для оценки правильности/неправильности знаний и навыков. Без нее невозможен прогресс, так как она дает информацию, что делать по-другому и какие ошибки допустил участник.

Дебрифинг может нам помочь при работе с установками и выработке суждений. Поскольку эта область не может быть оценена как правильная или неправильная, дебрифинг с помощью вопросов позволяет собрать разные мнения и расширить кругозор и рамки мышления учащихся.

Каждый человек имеет свой допустимый объем восприятия обратной связи. Учащихся можно разделить на 3 типа: «наперсток», «стакан», «ведро». По определенным сигналам (высказываниям участников, невербальным проявлениям и пр.) можно понять, с кем тренер имеет дело и в зависимости от этого принять решение, когда необходимо закончить давать обратную связь и перейти к дебрифингу.

Каждому участнику должно быть уделено равное время для обсуждения его работы. Однако время между обратной связью и дебрифингом может быть поделено неравномерно. Для «наперстка», например, акцент будет сделан на дебрифинг, так как объем восприятия возможной обратной связи у него меньше.

Если объем обратной связи достигает предела, критика перестает восприниматься и у участника тренинга включается защитная реакция.

Защитная реакция – важный элемент для сохранения самоуважения участника в глазах группы. И тренер должен с уважением и понимаем относиться к данной потребности любого учащегося.

Защитная реакция может быть трех типов: на первом этапе в качестве объяснения неудачи привлекаются внешние факторы (ограничение времени, видео-камера, присутствие наблюдателей и пр), на втором – ссылаются на нечеткие инструкции, нереалистичность ситуации, плохую организацию процесса, на третьем этапе — напрямую обвиняют тренера в непрофессионализме, становятся в оппозицию.

Чтобы не провоцировать участника переходить на следующую стадию защиты, нужно принять его объяснения и аккуратно перевести обратную связь в дебрифинг.

Дебрифинг позволяет сместить акцент с конкретного участника и обсуждения его успешности на дискуссию с группой об общих моментах по затронутой теме. В этом случае участник, получивший обратную связь, ощущает себя в большей безопасности и готов с большим энтузиазмом ее принять.

Дебрифинг в тренинге

Любое упражнение в тренинге бессмысленно без обсуждения его итогов, без дебрифинга. Что такое дебрифинг?

Дебрифинг – это обучающий процесс, помогающий участникам размышлять о пережитом опыте, обнаруживать новые интересные идеи, делать полезные для себя открытия и делиться друг с другом.

В литературе можно встретить перечни вопросов для упорядочивания анализа пережитого в хронологическом порядке. Так например Gaw (1979) составил перечень ключевых вопросов для каждой из приведенных ниже фаз обучения, полученного на основе пережитого опыта.

  1. Фаза проживания опыта (например: “Что происходит?”).
  2. Фаза разделения опыта (например: “Какие чувства у вас возникли при этом?”).
  3. Фаза интерпретации (например: “Как вы объясняете это?”).
  4. Фаза обобщения (например: “Чему вас это научило?”).
  5. Фаза приложения (например: “Что бы вы хотели сделать с этим?”).
  6. Процессуальная фаза (например: “Что в этом плохого/хорошего?”).

Lederman и Stewart (1986) применили другую рамку для структурирующих вопросов, которые используют в процессе анализа пережитого опыта.

  • Вопросы обоснованности (например: “О чем все это было?”).
  • Вопросы достоверности (”Почему это произошло?”)
  • Вопросы выгодности (например: “Чем вы за это заплатили?”).

При использовании процесса анализа пережитого опыта ролевой игры Morry van Ments (1989), предложил три группы вопросов.

  • Установление фактов (например: “Как вы думаете, что произошло?”).
  • Анализ причин поведения (например: “Есть ли другая возможность?”).
  • Планирование действия (например: “Как вы могли бы применить эти стратегии в реальной жизни?”).

Шесть шагов дебрифинга разработанные Тиаги (1980).

Как вы себя чувствуете? Эти вопросы обращают внимание на чувства участников, помогают им эмоционально разрядиться и облегчают более объективный анализ пережитого опыта в последующих фазах.

Что произошло? Функция этих вопросов – сбор информации. Участники группы вспоминают и сообщают о своих решениях, действиях и пережитом опыте, отыскивая сходное, различное или повторяющееся в своем поведении.

Согласны ли вы? (чему научились) Эти вопросы усиливают генерацию гипотез и сопоставление их с реально произошедшими событиями

Они побуждают участников поддерживать или отвергать гипотезы на основании пережитого ими опыта. Эти гипотезы сформулированы в форме вопросов, которые начинаются словами: “Согласны ли вы, что…” либо “Что вы думаете о том, что…”

Как это соотносится с реальной жизнью? (эффект уже виденного ранее) Эти вопросы помогают соотнести опыт, полученные в игре, с опытом реальной жизни. Они побуждают участников обсуждать аналогии того, что произошло в игре, и того, что происходит на рабочем месте. Они также подкрепляют применение в будущем того, что было открыто сейчас.

Что если..? Эти вопросы побуждают участников экстраполировать опыт, полученные в игре, на то, что бы произошло (как бы изменилось их поведение)? если бы изменились условия и правила игры. Они требуют от участников размышления о том, какое действие оказывает на их поведение изменение в контексте.

Что бы вы сделали по-другому? Эти вопросы направлены на формулировку и осознание альтернативных стратегий.

В дебрифинге важным принципом является соединение структурированности с гибкостью. Используйте систематическую упорядоченность вопросов дебрифинга. Если это вам подходит, то запишите свою последовательность обсуждения через ключевые вопросы на доске.

по материалам Н. Немичевой

Дебрифинг как часть тренинга

В том случае, когда дебрифинг является групповой терапией стресса, его основная цель заключается в обсуждении впечатлений и переживаний, с целью смягчения влияния травмирующего психику фактора. Если же дебрифинг используется в качестве тренинга, то обсуждения затрагивают лишь усвоение изученного материала, его закрепления. Это обусловлено тем, что ни одна форма обучение не является совершенной, без последующего обсуждения ее результатов.

Дословно термин «дебрифинг» можно перевести как «опрос после выполнения задачи». Его суть заключается в том, что участники должны обсудить между собой тот опыт, который они приобрели во время пройденного ими недавно тренинига.

Если тренинг заключался в выполнении какого-то определенного задания, в котором участники получали свои индивидуальные роли, то дебрифинг может ставить перед собой целью выведения всей группы из этих ролей, снижение эмоционального напряжения, обсуждение переживаний. Также затрагивается полученный опыт, то есть группа может обсудить всю последовательность произошедших во время тренинга событий, поделиться своими взглядами на происходящее, понять, почему действие развивалось именно так, как это случилось.

По своей технике дебрифинг как часть тренинга заключается в постановке группе наводящих вопросов, которые помогут им лучше понять и закрепить полученный опыт, а также выявить возможные ошибки и отметить для себя последующие «зоны роста». Таким образом, дебрифинг является необходимой для любого тренинга ключевой фазой, без которой упражнения могут превратиться в простой набор тренировок и игр, совершенно непонятных большинству участников.

перейти наверх

Применение дебрифинга в психологии

В психологии под дебрифингом понимают методику, которая заключается в одновременном сеансе беседы с группой людей, которые стали участниками определенной психологически травмирующей ситуации. Этот метод является специфической экстренной помощью потерпевшим, поэтому, как правило, проводиться как можно раньше непосредственно после перенесенной экстремальной ситуации.

Принято считать, что оптимальное время проведения дебрифинга – не позже двух суток после произошедшего с потенциальными участниками, так как по истечению этого времени специфическая психологическая реакция, необходимая для продуктивной психологической беседы будет уже утрачена. Помимо этого, сами пострадавшие в течение двух дней, как правило, уже возвращаются в то состояние, когда они способны к необходимому самоанализу, поэтому проведение дебрифинга фактически теряет какой-либо смысл.

Применение дебрифинга в психологии представляет из себя перепросмотр реакций на травмирующую ситуацию в безопасных условиях. Методика основывается на том, что все участники дебрифинга получают возможность поделиться своими мыслями и переживаниями по поводу произошедшего с ними, а общение с теми, кто ощущает подобные чувства, помогает легче перенести стресс. Помимо этого, участники могут ощутить поддержку друг друга, схожесть переживаний устраняет возможное чувство их «ненормальности», снижается внутреннее напряжение и чувство непонимания.

Сам специалист в дебрифинге играет роль координатора, помогая участникам раскрыться, мобилизовать свои собственные внутренние резервы, а также подготовить их к возможным эмоциональным и психологическим последствиям пережитого. Психолог должен добиться того, чтобы дебрифинг был продуктивным, то есть направлять диалоги между участниками в нужное русло. Целью является полное раскрытие деталей произошедшего, мыслей и переживаний участников событий, понимание структуры и смысла травмировавшего события.

Помимо психологической помощи дебрифинг может заключать в себе и другие цели. К примеру, он может применяться в сфере маркетинга и торговли, рекламы. Дебрифинг между коллективом людей, заинтересованных в приобретении товара или услуги может помочь им обсудить между собой все возможные недостатки и преимущества их решения. Дебрифинг также может применяться и в качестве обучения будущего персонала или для оценки продуктивности обучения. При этом дебрифинг, выступая в качестве тренинга, заключается в необходимости обратной связи между участниками. Имеется в виду, что ключевым моментом любого дебрифинга считается равенство всех участников на психологическом уровне.

перейти наверх

Сущность психологического дебрифинга и его этапы

Определение 1 Психологический дебрифинг – это способ беседы с человеком, который пережил психологическую травму.

Целью психологического дебрифинга является предотвращение развития посттравматического стрессового расстройства и других негативных последствий.

Определение 2

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это расстройство, развивающееся у некоторых людей, которые пережили шокирующее, страшное или опасное событие.

Для человека естественно бояться во время и после травмирующей ситуации. Страх запускает многие процессы в организме, чтобы помочь защититься от опасности или избежать ее. Выбор «сражайся или беги» является типичной реакцией, предназначенной для защиты человека от вреда. После травмы почти каждый испытает ряд реакций, но большинство людей естественным образом избавляются от начальных симптомов. Те, кто продолжает испытывать проблемы, могут быть диагностированы как пациенты с ПТСР. Люди, страдающие ПТСР, могут испытывать стресс или страх, даже если им не угрожает опасность.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психологический дебрифинг 430 руб.
  • Реферат Психологический дебрифинг 240 руб.
  • Контрольная работа Психологический дебрифинг 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Большинство процедур психологического дебрифинга включают один сеанс, который может длиться от одного до трех часов, в дни, следующие сразу за травмирующим событием. Время и способ лечения зависят от квалификации персонала, проводящего психологический дебрифинг. Часто он проводится в группах.

Эффект дебрифинга, как правило, проявляется вскоре после его проведения, среднесрочный и долгосрочный эффект этого способа воздействия на реакцию на травму вызывает большие сомнения. Высказывается предположение, что психологический дебрифинг может мешать процессам естественного восстановления после травмирующего события. Это верно как для одной сессии, так и для нескольких сеансов. Однако по состоянию на 2021 год Американская психологическая ассоциация положительно оценила психологический дебрифинг, поскольку отсутствие поддержки (исследований и лечения) потенциально вредно.

Психологический дебрифинг — это не то же самое, что краткосрочная когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), назначаемая при остром стрессовом расстройстве, которая проводится приблизительно через 2 недели после травмы и длится от четырех до пяти сеансов.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Люди, пережившие катастрофические события, часто получают лечение, называемое психологическим дебрифингом, с целью предотвращения посттравматического стрессового расстройства. С ними проводится иинтервью (беседа), которое предназначено для того, чтобы люди могли непосредственно противостоять событию и делиться своими чувствами с консультантом. Это поможет им структурировать свои воспоминания о событии.

Иными словами, психологический дебрифинг — это программа вмешательства в кризисных ситуациях, которая используется для оказания первоначальной психологической помощи. Обычно он проводится на групповом сеансе в период между 24 и 72 часами после бедствия.

Смысл такого метода состоит в том, чтобы «рассказывать о том, что произошло», с чувством пересмотра или изучения опыта или действий с целью достижения порядка в голове и придания смысла в отношении того, о чем сообщалось. Это структурированный процесс, который также оценивает вклад различных участников в определение успеха или неудачи операции. Процессы могут включать получение объяснения, информации и ситуативных напоминаний о контексте, а также предоставление отчетов о показателях эффективности и возможностях дальнейшего изучения результатов исследования, расследования или оценки эффективности после завершения участия.

Этапы психологического дебрифинга

Каждый сеанс психологического дебрифинга состоит из семи этапов:

  1. установление правил;
  2. выявление фактов, чтобы установить, что произошло;
  3. обсуждение мыслей о том, что произошло; (
  4. обсуждение эмоций, связанных с тем, что произошло;
  5. выявление признаков и симптомов дистресса;
  6. изучение посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и стратегий преодоления трудностей;
  7. повторное обсуждение любых других вопросов и предоставления любых дополнительных услуг

Цель этого типа опроса, как уже отмечалось ранее, состоит в том, чтобы не дать развиться ПТСР.

Дебрифинг стресса критических инцидентов

В качестве метода борьбы с результатами групповых травм психики у сотрудников потенциально опасных объектов (ПОО) разработан метод дебрифинга стресса критических инцидентов. Данная методика разработана в 1983 году американцем Д. Митчелом. Психологический дебрифинг стресса критических инцидентов в качестве способа оказания помощи при возникновении кризисных условий или ситуаций проводится с коллективом людей, которые вместе пережили трагические ситуации или испытали стресс.

Целью такого дебрифинга является минимизация нежелательных психологических реакций и последствий, предотвращение развития посттравматических стрессовых симптомов или расстройств. Такая цель может быть достигнута путем обмена эмоциями или впечатлениями (вентиляция); познавательной организации опыта; минимизации напряженности и тревожности; понимания универсальности характеристик субъективных личностных реакций, которое достигается в ходе интенсивного обмена ощущениями и чувствами в группе; мобилизации средств для поддержки, приумножения коллективной сплоченности и групповой солидарности; подготовки всех участников процесса к верному принятию своего предстоящего состояния и применению разных стратегий психологической помощи.

Процесс дебрифинга стресса критических инцидентов должен проводиться двумя людьми: ведущим и его помощником. Непосредственно сам процесс может включать от 5 до 7 фаз обязательного характера. Через такие фразы должны пройти все участники, которых не должно быть больше 12 субъектов.

Дебрифинг состоит из трех частей: проработки основных ощущений и чувств участников и оценки интенсивности стресса; детального обсуждения симптомов, проявления и обеспечения ощущений защищенности, безопасности и поддержки; обеспечении сведениями, мобилизации ресурсов и выработки планов на ближайшее будущее. Во время дебрифинга строго запрещено присутствие посторонних субъектов, которые не имеют прямого отношения к ситуации или событию.

Время проведения процедуры дебрифинга стресса критических инцидентов строго регламентировано и сначала составляет не более двух с половиной часов без перерывов. Данное ограничение связано с тем, что за 2,5 часа совершается очень напряженная и достаточно сильная проработка опыта с привлечением сильных эмоций. Существуют определенные требования к ведущему. Руководитель дебрифинга обязательно должен быть знаком с коллективной работой, с проблемами, которые связаны непосредственно с травмами, тревожностью и утратой, должен быть уверенным в себе, обязан уметь управлять своими эмоциями и быть эмоционально уравновешенным.

Дебрифинг в тренинге

В тренинге тоже проводится дебрифинг, который имеет своей целью обмен мнениями и делание коллективного вывода. Поскольку каждый тренинг сопровождается выполнением различных упражнений, то по окончании упражнения проводится дебрифинг.

Ведущий спрашивает, что поняли и пережили участники упражнения. Каждый человек делится своими впечатлениями, эмоциями, соображениями, которые могут перекликаться, дополняться или опровергаться мнениями других участников. Каждый высказывает свои переживания, после чего все участники делают определенные выводы по результатам упражнения.

Дебрифинг в тренинге помогает увидеть ситуацию в целом и понять, как в ней наиболее эффективно действовать, чтобы достичь максимального результата.

перейти наверх

Происхождение термина


«Дебрифинг» на борту авианосца «Рональд Рейган». Слово «дебрифинг» (англ. debriefing) было заимствовано американскими психологами из военной терминологии, где оно обозначало процедуру обратную «брифингу» (англ. briefing — «инструктаж»), нечто вроде «разбора полётов». В ходе дебрифинга военный докладывает о деталях выполнения задания и получает инструкции, какая из полученной им информации может быть обнародована, а что должно оставаться секретным. Дополнительной задачей такого «разбора полётов» является сглаживание психологического стресса и помощь солдату в возвращении к его обязанностям. В российской военной терминологии термин «дебрифинг» не применяется.

Различия между обратной связью и дебрифингом (по Тиму Расселу)

В книге Тим Рассела «Эффективная обратная связь» автор разделяет понятие обратной связи и дебрифинга. Он исходит из того, что в тренинге мы затрагиваем 4 аспекта: изучаем теорию, отрабатываем навыки, работаем с установками, а также помогаем вырабатывать суждения, которые влияют на способность принимать решения на основе изученного. Обратная связь может быть применена для оценки правильности/неправильности знаний и навыков. Без нее невозможен прогресс, так как она дает информацию, что делать по-другому и какие ошибки допустил участник.

Дебрифинг может нам помочь при работе с установками и выработке суждений. Поскольку эта область не может быть оценена как правильная или неправильная, дебрифинг с помощью вопросов позволяет собрать разные мнения и расширить кругозор и рамки мышления учащихся.

Каждый человек имеет свой допустимый объем восприятия обратной связи. Учащихся можно разделить на 3 типа: «наперсток», «стакан», «ведро». По определенным сигналам (высказываниям участников, невербальным проявлениям и пр.) можно понять, с кем тренер имеет дело и в зависимости от этого принять решение, когда необходимо закончить давать обратную связь и перейти к дебрифингу.

Каждому участнику должно быть уделено равное время для обсуждения его работы. Однако время между обратной связью и дебрифингом может быть поделено неравномерно. Для «наперстка», например, акцент будет сделан на дебрифинг, так как объем восприятия возможной обратной связи у него меньше.

Если объем обратной связи достигает предела, критика перестает восприниматься и у участника тренинга включается защитная реакция.

Защитная реакция – важный элемент для сохранения самоуважения участника в глазах группы. И тренер должен с уважением и понимаем относиться к данной потребности любого учащегося.

Защитная реакция может быть трех типов: на первом этапе в качестве объяснения неудачи привлекаются внешние факторы (ограничение времени, видео-камера, присутствие наблюдателей и пр), на втором – ссылаются на нечеткие инструкции, нереалистичность ситуации, плохую организацию процесса, на третьем этапе — напрямую обвиняют тренера в непрофессионализме, становятся в оппозицию.

Чтобы не провоцировать участника переходить на следующую стадию защиты, нужно принять его объяснения и аккуратно перевести обратную связь в дебрифинг.

Дебрифинг позволяет сместить акцент с конкретного участника и обсуждения его успешности на дискуссию с группой об общих моментах по затронутой теме. В этом случае участник, получивший обратную связь, ощущает себя в большей безопасности и готов с большим энтузиазмом ее принять.

Дебрифинг стресса критических инцидентов

Цель ДСКИ — минимизировать нежелательные психологические последствия и предупредить развитие посттравматических стрессовых расстройств (см. Постравматическое стрессовое расстройство). Эта цель достигается путем обмена впечатлениями и эмоциями («вентиляции»); когнитивной организации опыта; уменьшения тревоги и напряженности; понимания универсального характера индивидуальных реакций, достигаемого в процессе интенсивного обмена чувствами в группе; мобилизации ресурсов для взаимной поддержки, усиления групповой солидарности и сплоченности; подготовки участников к правильному восприятию своего последующего состояния и использованию различных стратегий психологической помощи.

ДСКИ проводится ведущим, который может иметь помощника. Процесс дебрифинга обычно включает 5-7 обязательных фаз, через которые проходит группа численностью до 8-12 человек.

А. Вводная: представление ведущего, разъяснение целей, задач и правил, снятие тревоги у участников по поводу необычности процедуры. Основными правилами, которых придерживаются как ведущие, так и участники, являются: а) не заставлять никого из группы говорить или обсуждать то, чего они не захотят; б) соблюдать конфиденциальность: то, что происходит или обсуждается в группе, предназначено только для группы и не выносится вовне; в) не допускать критических суждений в отношении другого: никто не должен рассматривать происходящее как «разбор» или «трибунал» — для них найдется другое место; г) каждый может говорить лишь о своих переживаниях, поступках (от первого лица), а не о чужих; д) участники предупреждаются о том, что могут вновь пережить отрицательные чувства, что естественно, т.к. речь идет о весьма болезненных вещах. Однако, задача ДСКИ как раз и состоит в том, чтобы научиться справляться с реальными негативными эмоциональными состояниями;

Б. Факты: каждый рассказывает о том, что происходило с ним: что он видел, где находился и что делал. Восстанавливается полная картина происшествия и хронология событий. Согласие относительно фактов способствует когнитивной организации опыта. Выражения эмоций на этой фазе допускать не следует.

В. Мысли, эмоции, чувства: ведущий просит перейти от описания событий к рассказу о внутренних психологических реакциях на них

Очень важно припомнить самые первые впечатления, пронесшиеся в голове мысли, импульсивные поступки и эмоциональные реакции. Несмотря на то, что рассказы могут приобретать весьма драматический характер, нельзя допускать, чтобы доминировали чувства кого-либо из участников

Каждый должен получить возможность высказаться и постараться выразить свои переживания.

Г. Симптомы: обсуждаются актуальные эмоциональные, когнитивные и соматические проявления ПТСР, отмечаемые участниками изменения в восприятии своего «Я» и поведении. Каждый участник получает возможность лучше разобраться в своем состоянии, отмечая и те симптомы, о которых, в силу различных причин, он не высказался.

Д. Образование (информирование): разъяснение участникам природы постстрессовых состояний как «нормальных реакций на экстремальную ситуацию»; обсуждение вариантов и способов преодоления имеющих место и возможных в будущем отрицательных психологических последствий.

Е. «Закрытие прошлого» и новое начало: подводится своеобразный итог под тем, что было пережито. Прошлое нельзя просто забыть, оно требует активного к себе отношения с тем, чтобы найти в себе силы для новой жизни. Ритуалы «закрытия прошлого» выработаны в культуре (поминовения, годовщины, посещения мест, связанных с событиями и пр.), однако они предполагают и собственное творческое участие: например, многие из переживших катастрофу посвящают себя тому, чтобы помочь избежать новых катастроф или уменьшить их последствия, используют свой опыт при оказании помощи, участвуют в деятельности добровольных спасательных бригад и т.п. Формально процедура ДСКИ завершается вопросами участников к ведущим, советами, как себя вести в будущем. Окончание ДСКИ всегда специально акцентируется («подводится черта»). Ведущий разъясняет, что в случаях, если состояние не улучшится в ближайшие шесть недель или начнет внезапно ухудшаться, если появятся затруднения при выполнении привычной работы или понизится работоспособность следует немедленно обратиться за помощью к специалисту.

Литература: Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М., 1992; Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях . — М., 1995.

Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА . Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко . 2003 .

источник

Полезен ли дебрифинг в итоге?

С одной стороны, каждый индивид нуждается в психологической помощи и поддержке после травмирующей ситуации. Каждому хочется выговориться и получить поддержку, увидеть, что его понимают или его переживания не являются уникальными. С другой стороны, дебрифинг должен проводиться единоразово, поскольку нередко участникам трагедии хочется вновь и вновь встретиться и обсудить проблему.

Если человек увлекается обсуждением травмирующей ситуации, то он, наоборот, еще глубже погружается в свои переживания и не выходит из них. Вот почему специалист дебрифинга должен вести беседу так, чтобы клиент освободился от прошлого груза и продолжил жить настоящей жизнью.

https://youtube.com/watch?v=wRqX3N3xZcI

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: