15 способов превратить мозговой штурм в результат «огонь»

Обзор нескольких популярных видов мозгового штурма

Такой прием, как мозговой штурм, имеет несколько разновидностей. Их различие заключается в используемой технологии, ролях, которые выполняют участники. Результаты, получаемые в ходе разных видов брейнсторминга, тоже отличаются.

Брейнрайтинг

Эта разновидность мозгового штурма предполагает, что участники обсуждения в течение четверти часа записывают все свои идеи, но не произносят их вслух. Листок для записи передается по кругу от одного участника к следующему. Каждый участник обсуждения читает предыдущую запись и под ней дописывает свой вариант.

Цель такой работы  —  получить максимальное количество предложений.

Мозговая атака с записью идей на доске

Доску размещают так, чтобы она была хорошо видна всем участникам. Каждую высказанную ими идею ведущий сразу же записывает на листе бумаги, прикрепляет его к доске или сразу производит запись прямо на доску.

Японский вариант

Эта вариация брейнсторминга иначе называют рисовым градом. Его смысл заключается в поиске вариантов, когда все участники действуют одинаково, а сама работа происходит пошагово:

  1. Проблему максимально точно и подробно описывает ведущий. Участникам выдается несколько листков бумаги, на которых они излагают свои мысли относительно видения проблемы. Каждый член группы должен сделать запись на всех листах. Затем определяются записи, которые связаны между собой, их передают ведущему. Он зачитывает записи вслух. Каждой группе записей дается название, которое отражает суть задачи.
  2. Этап поиска решения схож с предыдущим. Участники обсуждения делают записи относительно вариантов решения, сортируют их по группам, дают название, точно отображающие суть решения. На этой стадии мозгового штурма происходит выделение самых удачных идей, которые максимально подходят в заданной ситуации.

Японский метод проведения мозгового штурма считается одним из самых продуктивных. Он позволяет участникам группы сблизиться, научиться совместной работе, дает возможность понять позицию друг друга.

Многоступенчатый метод

В многоступенчатом методе брейнсторминга участники делятся на 2 группы   —  генераторы идей и оценщики результатов.

Условие для продуктивной работы по этой схеме  —  группу “генераторов мыслей” приглашают эрудированных людей со схожим типом темперамента, глубоко разбирающихся в предмете. В группе должно быть до 10 человек.

Участники оценочной группы анализируют предложенные креативщиками идеи. Члены оценочной группы, зачастую, представляют руководство. Они решают, какая идея будет реализована.

Обе группы выбирают себе ведущего. От его эрудированности, умения направить работу в нужное русло и привлечь каждого члена команды, зависит скорость появления нужных идей.

Мозговой штурм проводится по такому алгоритму:

  1. Участники команды “генераторов” высказывают мысли, фиксируют их.
  2. Затем работают над тем же предметом, но через другие, нестандартные подходы. Разрешается выдвигать предложения, противоположные уже названным.
  3. В работу вступают участники второй группы. Они объединяют все, предложенное на предыдущих этапах, систематизируют предложения, сводят их до единого варианта. Обсуждают возможные сложности при воплощении задуманного.
  4. Все полученные предложения группируют, ориентируясь на их суть.

На последнем этапе происходит дискуссия, в процессе которой высказывается критика предложенных идей. Многоступенчатый мозговой штурм должен происходить без заказчика работы. Это позволит всем участникам чувствовать себя свободно, безопасно и работать максимально продуктивно.

Одиночный брейнсторм

В некоторых ситуациях возникает потребность самостоятельно найти ответы на вопрос о том, как действовать. В любой ситуации лучше, чтобы решений было несколько.

Чтобы сгенерировать идей самостоятельно, необходимо выбрать спокойное, тихое место, занять удобную позу, закрыть глаза. Представить себе задачу максимально объемной (как голограмму), постараться внимательно “рассмотреть” ее с разных сторон. Затем задать себе вопрос: “Какими способами я могу решить свою ситуацию?”

Все всплывающие в голове ответы необходимо записать на листе бумаги. К каждому из ответов написать, какие ресурсы требуются для реализации, какие уже есть в распоряжении

Важно написать, что можно сделать уже сегодня

Перечитав записи еще раз, нужно выбрать наиболее подходящий путь решения задачи.

Техники брейнсторминга

В зависимости от ситуации и условий можно использовать разные техники мозгового штурма. Разберем самые известные.

Процедура Шаретт

В правилах мы указывали, что оптимальная численность группы для мозгового штурма — пять-семь человек, больше десяти не рекомендуется. Но если участников 15-25, и нужно учитывать мнение каждого, используйте процедуру Шаретт для эффективной организации труда. Когда планируется обсуждение двух и более тем, эта техника тоже подходит.

Поделите присутствующих на группы, в каждой назначьте ведущего. Если тем несколько, группы выбирают по одной для себя. Установите временной интервал для обсуждения — обычно короткий, минут десять. Можно начинать мозговой штурм.

Когда время вышло, результаты группы номер один получает вторая группа, а ее записи передаются третьей, и так до тех пор, пока круг не замкнется. Когда идею одного автора переосмысливает другой, могут возникнуть неожиданные творческие решения.

После этого каждая группа определяет самые достойные по их мнению идеи. Затем записи передают ведущему, который подводит итоги этапа. Далее начинается совместное обсуждение. На первом плане идеи-фавориты. Если их разбор не принес желаемых результатов, тогда переходят к оставшимся предложениям.

Обратный мозговой штурм

У вас есть задача. Подойдите к ней с противоположной стороны. Задайте команде вопросы: как создать проблему или ухудшить ситуацию? Как добиться эффекта, обратного желаемому? Мозговой штурм на такие темы должен пройти продуктивно, ведь ломать легче, чем строить.

Посмотрите на итоги брейнсторминга. Возможно, решение уже перед вами. По крайней мере, вы получили список пунктов «как делать не надо» и поупражнялись в креативности. Если результаты не устраивают, можно воспринимать это как разминку и переходить к другим техникам.

Мини-штурм

Создает нужный настрой перед «основным броском», но и в процессе мини-штурма возможно найти решение.

Каждый участник получает карточку и записывает максимум идей, которые приходят в голову. Заранее определите время сессии, чтобы процесс не затянулся.

Ведущий собирает карточки и размещает на доске. После анализа и систематизации команда пробует комбинировать идеи.

Затем каждый участник получает еще одну карточку и задание: на основе комбинированной идеи создать новую задумку. Ведущий размещает на доске эти карточки, а старые убирает. Начинается анонимное голосование за лучшие идеи.

После этого участники разделяются на группы по три-четыре человека и обдумывают план SMART-действий. В этой модели «S» означает Specific, «M» — Measurable, «A» — Achievable, «R» — Relevant, «T» — Time bound. То есть действия для реализации цели должны быть:

  1. Конкретные.
  2. Измеримые.
  3. Достижимые.
  4. Значимые.
  5. Ограниченные во времени.

Затем идет презентация результатов всей команде и обсуждение. Если требуется выбрать одну идею, проводится итоговое анонимное голосование.

Техника рыбьей кости

Здесь используется диаграмма Исикавы, чаще называемая диаграммой «рыбьей кости». Это инструмент для причинно-следственного анализа, который применяется в самых разных сферах. Впервые был опробован для улучшения качества производственных процессов в автопроме Японии.

Сформулируйте проблему на доске. Участники мозгового штурма выделяют факторы, которые формируют эту проблему: техника, поставщики, новинка конкурентов и так далее. Изобразите их крупными линиями — «костями».

Для каждого названного фактора команда определяет свои подпричины. Они фиксируются на доске в виде тонких линий, отходящих от основных. Таким образом, получается как бы рыбный скелет, отображающий причинно-следственную связь.


Так выглядит диаграмма Исикавы в мозговом штурме. Источник

Теперь можно детально обсудить все факторы, увидеть слабые места и определиться с решением.

Техника Post-Up

Каждый участник получает стикеры, на каждом из которых можно зафиксировать только одну идею. Авторы поочередно прикрепляют их на доску и зачитывают вслух. Если после прослушивания чужих предложений у кого-то появилась новая идея, нужно тоже поместить ее на доску.

В результате перед вами много идей — мешайте их, объединяйте и получайте нестандартные решения.

Техника NUF

NUF — это техника рационального креатива для проверки идей по трем параметрам. Если предложение содержит элементы новизны, способно решить проблему, применимо на практике с технической точки зрения, тогда проверка пройдена.

Дайте каждой идее оценку по десятибалльной шкале по этим параметрам: новая, полезная и пригодная для использования.

Требования к проведению мозгового штурма

Есть несколько основополагающих требований для
проведения удачного мозгового штурма:

Каждый
участник сессии должен быть знаком с проблемой. Координатор
или лидер штурма должен познакомить всех членов команды с проблемой. Это может
быть схематическая зарисовка или фотография с изображением проблемы

Важно,
чтобы все четко представляли задачу над которой предстоит работать. Не лишним
будет отобразить исторические данные

Упростите
проблему. Проблема не должна быть слишком сложной или
многогранной. Если все же это так, разбейте проблему на несколько составляющих.
Это позволит сфокусироваться на более четкой формулировке, что приведет к
лучшим результатам.

Численность
группы должна быть от 3-х до 10-ти человек. Меньшее
число не даст достаточного взаимодействия между людьми, что приведет к
ограниченному диапазону идей. Более крупные группы, с другой стороны, станут
громоздкими. При этом некоторые участники будут исключены из обсуждения. Что
приведет к отрицательному суждению о штурме и апатии.

Практические секреты для подготовки мозгового штурма

Известно, что от недостаточной тщательности подготовки «умирал» не один проект. Чтобы этого не случилось, и получить результат за короткое время, есть несколько секретов:

1. Состав группы должен быть неоднородным. Нельзя приглашать только IT-сотрудников для обсуждения. В рамках группы с однородным мышлением, существуют общие ограничивающие стереотипы. Желательно разбавлять другими специалистами, с иным взглядом, и возможно, «глупыми» вопросами.

2. Мероприятие лучше всего устраивать с утра. Как показала практика, очень неудачная идея «выдергивать на пару-тройку» часов с рабочего процесса. Для раскачки можно дать быструю разминку — друдлы (подробнее об этом и скачать коллекцию картинок можно отдельно).

Человек головой еще на работе или уже на работе. Вечером же люди устают, и идеи рождаются более вяло. То есть, с большими усилиями.

Утренние же мероприятия более продуктивны, проходят быстрее и динамичнее. И что самое поразительное, участники расходятся в приподнятом настроении, гордые собой и результатами.

3.  Состав группы не должен превышать 12 человек. При увеличении количества снижается динамика работы в группе. Либо применять при большой численности деление на подгруппы. И выделять модератора на каждую.

4. Следить временем и активностью участников. Не давать дремать и не затягивать мероприятие.

5. Чтобы не утонуть в потоке идей и не упустить важную, не забывайте оставлять время на «прогонку» по матрице приоритезации (описана в статье про Ишикаву).

Тактика ведения

Если перепробовали традиционные методы, и идей пока не достаточно. Можно задать вектор для размышления. Напишите на доске, флипчарте или просто озвучьте вопрос:

«Как можно решить нашу проблему, если…»

Есть такая техника — выйти за рамки:

  • Себя (стать кем-то другим или чем-то)
  • Времени (переместиться в другое время)
  • Географии (переместиться в другое пространство)
  • А вот если бы у меня было? (куча денег, вертолет и т.д)
  • А вот если бы у меня не было? (долгов, жены и пр.)

Сколько по времени должен проходить мозговой штурм?

По времени, зависит от количества участников и серьёзности поднятого вопроса.  Иногда можно получить за 40 минут список идей и план мероприятий. В некоторых случаях, требуется целый рабочий день: до обеда один раунд, после обеда другой.

Бывает,  методику генерирования идей называют мозговая атака. Это название получила за продуктивность и быстродействие. В разных вариантах, можно за 20 минут мозгового штурма, получить на выходе хорошие идеи.

Несколько интересных приемов для развития воображения и творческого мышления можно найти здесь. Или купить книги, развивающие креативную жилку, со скидкой 10%.

Вот и разобрали «по косточкам» что такое мозговой штурм – примеры из практической деятельности. Теперь остается только применять этот метод в жизни.

С верой  в Ваш успех, Светлана Васенович

P.S. Скачивайте бесплатную  инструкцию по управлению собственным бизнесом – Рестайлинг твоего бизнеса.

P.S.S!!! Для любителей плагиата!!!  Прежде чем копировать материалы с сайта Ген Успеха убедительно прошу прочитать информацию и хорошенько подумать!!!

Что такое мозговой штурм

Мозговой штурм — это метод решения задачи, при котором один или несколько участников генерируют максимальное количество идей, от простейших до абсурдных. Затем идет отбор лучших из них, доработка и реализация.

Основоположником метода брейнсторминга является Алекс Осборн. Он был совладельцем рекламного агентства BBDO и пытался повысить уровень креативности сотрудников. В 1940-х Осборн представил метод, с помощью которого можно расширить границы привычного мышления и создать оригинальную идею.

Иногда мозговым штурмом занимаются в одиночку, но, как правило, это происходит в группе. Сначала участники предлагают идеи, потом комиссия выносит оценки.

Ошибки при мозговом штурме

Основная цель мозгового штурма – помочь участникам «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить необычные, оригинальные идеи. Суть проблемы заключается в том, что, несмотря на большое количество существующих методик мозговой атаки, разработанных для различных условий проведения, целей, задач, а также относительно специфики участников, во многих компаниях мозговой штурм не воспринимается как самостоятельный метод, который можно использовать для решения проблем. Поэтому совершаются серьезные ошибки, которые ведут к потере всех полезных достижений в рамках проведенной мозговой атаки – т.е. либо впустую, либо не вырабатываются действенные идеи. В результате данная методика забрасывается как неэффективная.

Основные ошибки в использовании метода мозгового штурма на практике.

Ошибки при мозговом штурме

Ошибка

Описание

1

Смешение мозгового штурма и совещания

Часто процедура мозгового штурма организуется примерно так: собрались менеджеры по персоналу, посидели пару часов, в свободной обстановке поговорили на тему мотивации, посмеялись, и выписали на доску 3 идеи.

Таким образом, мозговой штурм проводится в виде некоего развязного совещания а-ля философские посиделки на кухне.

Ошибка в том, что – это не совещание, не диспут и не сеанс психотерапии. Коллективное провозглашение банальностей по команде координатора «Ну, товарищи, смелее, высказывайтесь, у нас на повестке дня мозговой штурм» по определению не может дать нового качества идей. А это то, что на самом деле требуется, если обсуждается сложная профессиональная проблема.

2

Сложная задача не раздроблена на более простые

О том, что задачи бывают очень разных уровней сложности, часто забывают при решении проблем управления. Условно говоря, простая задача низкого уровня сложности придумать слоган для рыбного киоска на рынке. А если проблема сложнее? С этой целью используют классификацию творческих задач Г.С. Альтшуллера.

Например, «разработать стратегию рекламной кампании». Задача явно распадается на множество нетривиальных подзадач: «Как найти рекламное агентство?», «Как организовать работу со СМИ?» «Как пресечь действия конкурентов?» и т.п. Причем первые две явно не требуют мозговой атаки, а вот по третьей стоит организовать длительный мозговой штурм и найти неординарные идеи. С другой стороны, если проблему по разработке рекламной кампании попытаться штурмовать мозговой атакой в формулировке «Как победить конкурентов», то в результате и получится на выходе что-нибудь вроде «устроить погромы магазинов конкурентов».

Поэтому мозговой штурм эффективен при решении относительно простых задач «в один-два хода». Решение более сложной задачи данным методом возможно только при условии дробления на подзадачи. Понятно вместе с тем, что в таком случае затраты времени на проведение штурма значительно возрастают. Однако для этого нужно выделять принципиальные подзадачи, для решения которых не требуется мозговой штурм.

3

«Пусть каждый выскажется!»

Ряд специалистов считает, что перед мозговым штурмом нужно выработать строгий регламент и придерживаться его в течение всей процедуры. Например, идеи высказываются по очереди, по кругу, либо мозговым штурмом руководит координатор, вызывая участников по именам.

Ошибка в том, что на практике это невозможно. Сам факт наличия жесткого регламента противоречит концепции мозговой атаки. Один из признаков того, что мозговой штурм запустился – люди начинают орать и перебивать друг друга. Например, в рамках мозговой атаки по открытию нового кафе кричат примерно следующее: «Туфелька Золушки», «Тыква», «Кафе в виде тыквы» и прочие бессвязности. Цель штурма достигнута – подсознание пробито, и участники выплескивают дальние ассоциации.

Так вот в данной ситуации попытки соблюдать регламент уничтожат всю процедуру на корню.

4

Отсутствие регламента

Казалось бы, это противоречие предыдущей ошибке. Однако, наличие регламента необходимо, но несколько для других целей.

Во-первых, создать порядок проведения атаки: когда, во-сколько, сколько времени планируется уделить, критерии отбора потенциальных идей, критерии отбора лучших идей и т.п.

Во-вторых, исключить посторонние идеи, не связанные с поставленной перед мозговой атакой целью и задачами.

10 правил эффективного мозгового штурма

  1. Предварительная подготовка. Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
  2. Много участников. Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.
  3. Уточнение поставленной задачи. Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.
  4. Записи. На протяжении всей «игры» нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.
  5. Никакой критики. Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.
  6. Максимальная генерация идей. Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.
  7. Привлечение других людей. Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.
  8. Модификация идей. Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.
  9. Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.
  10. Отрицательный результат. Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.

Применять метод мозгового штурма для решения проблем и выхода из сложных ситуаций можно везде: на работе, в бизнесе, в семье, в отношениях. Главное уметь правильно организовать процесс, постараться учесть все нюансы и особенности проблемы и следовать основным этапам и правилам мозгового штурма, указанным в этой статье. Тогда нужное вам решение найдётся непременно!

На ваш взгляд, метод мозгового штурма является эффективным? Если нет, то почему? А если вы знаете какие-то другие интересные и эффективные методики решения проблем и поиска их решений, мы будем рады узнать о них из ваших комментариев.

Основы метода мозгового штурма

В основе метода – четкая мысль: процесс
генерирования идей необходимо отделить от процесса их оценки. Во время
обсуждения задачи многие участники боятся высказать смелые, неожиданные идеи,
опасаясь насмешек, резкой критики или отрицательного отношения со стороны
участников или руководителя. Даже если такие идеи высказываются, они
пресекаются другими, более консервативными участниками процесса, идеи гибнут,
не получив должного развития. Смысл мозгового штурма заключается в запрете на
всякую критику, более того любая, даже явно нелепая идея поощряется. Для этого
отбирают небольшую группу людей, имеющих то или иное отношение к проблеме. Как
правило, это специалисты с различных отделов и работники, имеющие четкое
понимание проблемы. В эту группу не включают руководителей, а сам процесс
стараются вести в легкой непринужденной обстановке. Любую высказанную идею
фиксируют на доске или флип-чарте.

Мозговой штурм ограничен по времени, как
правило, сессия генерирования идей длится не более 30 минут. За это время
участники успевают зафиксировать смелые нетривиальные решения, которые стали
продуктом благоприятной обстановки, в условиях запрета на критику. Практика
показала, что после 30 минут участники мозгового штурма устают и больше
углубляются в тонкости уже высказанных идей.

Если взглянуть на штурм с организационной
точки зрения, можно заметить интересные особенности. В непринуждённой
обстановке люди высказывают свои идеи, при этом запрещается не только
высказывать критику, но приводить доказательства, поэтому генерация идей
происходит в быстром темпе. В пиковые минуты «коллективного вдохновения»
возникает своеобразный ажиотаж, идеи выдвигаются как бы непроизвольно,
прорываются и высказываются смутные догадки, предположения. Именно эти стихийно
прорывающиеся идеи считаются наиболее ценной продукцией мозгового штурма.

В философской основе мозгового штурма лежит
теория Фрейда. В которой говорится, что нормальное поведение, действия и мысли
человека контролируются сознанием – массивом программ и запретов. Сознание
запрограммировано привычными представлениями и поведениями. Но помимо сознания,
человек наделен подсознанием, где царят грозные стихийные силы, которые толкают
человека на нарушение запретов и нелогичные поступки. Чтобы выйти за рамки
традиционных представлений, убрать ограничения на возможное и невозможное,
нужно создать плодотворную почву для прорыва смутных иррациональных идей из
подсознания – такова философская концепция мозгового штурма.

Приемы мозгового штурма

Несколько человек собралось в комнате, высказывают свои идеи, кто-то их фиксирует, потом выбирает самую ценную – вот стандартная картина, которая появляется в голове у большинства людей, когда они слышат о методе мозгового штурма. Такой способ помогает добиться цели, но в последнее время разработано множество техник, приемов для индивидуальной и групповой работы, которые позволяют найти больше рабочих вариантов и более четко их структурировать.

Ассоциации

Представь, что ты – лидер команды, которая пытается найти как можно больше идей для вывода компании из кризиса. Участники уже назвали все, что могли придумать, твое воображение тоже сдалось. Предложи использовать ассоциации.

Это могут быть словесные ассоциации. Например, ключевой вопрос связан с выходом из кризиса. На ум приходят слова – время, новые клиенты, рассылка писем, развитие в интернете, инстаграм, писать, блог и множество других. Запиши все, что слышишь, объедини в группы или нарисуй своеобразную карту с центральными проблемами, вокруг которых будут прописаны ассоциации в виде слов, предложений.

Такой подход позволит, во-первых, найти слова, которые могут относиться к проблеме косвенно, во-вторых, объединенные в группы, они могут дать неожиданный результат. Так, продавая строительные материалы твоя компания, возможно, ориентировалась только на работу с прямыми бизнес-клиентами. А что, если сейчас лучшее время, чтобы начать вести блог компании в инстаграм и использовать его для продаж?

Вместо ключевого слова можно использовать изображение. В этом случае используются ассоциативные или вербальные ассоциации.

За и против

Если в качестве задачи указано возможное решение проблемы или предложение, можно попросить участников высказать причины, по которым они поддерживают его или выступают против.

Второй вариант этого способа – просто собрать мнения – за или против и оценить, каких ответов больше.


Фото автора fauxels: Pexels

Идеи по кругу

Каждый участник получает по листку бумаги, пишет вариант решения задачи (их может быть несколько), передает следующему. Этот человек в свою очередь записывает идеи, которые пришли ему в голову после того, как он прочитал уже написанные варианты. И так по кругу, пока каждый не запишет все предложения. В дальнейшем записанное можно зачитать, записать на общий лист и собрать новые идеи.

Преимущество способа – все участники высказывают свое мнение.

Игра в вопросы

Необязательно зацикливаться только на предложениях, как решить задачу. Можно попросить участников штурма задавать вопросы. Например, ты позвала подруг на встречу, потому что тебе сделали предложение поехать работать в Таиланд, и ты не знаешь, принимать его или нет. Пусть каждая задаст свой вопрос, а ты их запиши, попробуй ответить. Подруги могут спросить тебя, зачем тебе это надо, что будет, если ты там встретишь любовь, как они будут с тобой пить чай каждую неделю. Даже абсурдные вопросы помогут тебе сформировать отношение к предложению и понять, стоит ли его принимать.

Объединение методов

Необязательно четко следовать описанным методам. С ними можно играть. Например, объедини ассоциации и способ «за и против». Пусть сначала группа выскажет все предложения, затем участники выберут наиболее подходящие и укажут все преимущества или недостатки.

Мозговой штурм – способ, который, при соблюдении определенных правил поможет найти необычные решения проблем. Используется метод в индивидуальной и групповой работе. Эффект достигается благодаря креативности, особому духу, который возникает во время работы.

Метод мозгового штурма имеет три этапа.

  1. Формирование задачи.
  2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
  3. Оценка результата.

Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.

Этап 1. Формирование задачи.

В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:

  • разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
  • группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
  • состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
  • примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.

Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.

Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.

Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:

  • любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
  • участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
  • поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.

Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.

В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.

Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.

В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.

При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи

Этап 3. Оценка результата.

Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов. Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: