Общая характеристика памяти и ее виды, мнемические процессы

Плюсы и минусы мнемотехники

Константин Дудин — профессиональный мнемотехник, рекордсмен по запоминанию, основатель «Школы развития памяти»:

«Мнемотехника — это алгоритмы, поняв которые, можно сильно упростить себе жизнь. Иметь хорошую память — выгодно, ведь это позволяет быть значительно эффективней. Благодаря мнемотехнике я очень хорошо сдал ЕГЭ и отучился в институте без единой четверки, получив красный диплом. Я сторонник того, что нужно научить этому как можно больше других людей».

Среди минусов мнемотехники Дудин упоминает лишь необходимость поддерживать дисциплину в обучении. Плюсов эксперты и исследователи методологии находят значительно больше.

Эффективность. Эксперимент Ричарда Аткинсона показал, что студенты с помощью ассоциаций запоминают на 40% больше иностранных слов, чем при механическом заучивании.

Скорость влияния. Практика мнемотехник физически реорганизует структуру мозга, повышая продуктивность памяти. Первый результат приходит уже через шесть недель тренировок, а значительные изменения наступают на четвертый месяц.

Доступность. Эксперты по раннему развитию уверяют, что мнемонике можно учить даже трехлетних детей. В то же время девятикратный победитель чемпионата мира по памяти Доминик О’Брайен познакомился с методологией только в 30 лет.

Воздействие на ментальное здоровье. Мнемонические техники полезны для профилактики и борьбы с когнитивными нарушениями в работе мозга вроде рассеянного склероза и болезни Альцгеймера.

Индустрия 4.0

Редактирование генов и протезы в мозг: как победить болезнь Альцгеймера

Меры по предотвращению проблем с памятью

Полностью обезопасить себя невозможно, но некоторые методы показывают неплохой результат:

Мозговая тренировка и умственная стимуляция (например, чтение, разгадывание головоломок, изучение языков).


Фото автора George Milton: Pexels

  • Физические упражнения и фитнес (не менее 30 минут три раза в неделю)
  • Небольшой стресс.
  • Достаточный сон (от шести до восьми часов в день).
  • Здоровое питание (фрукты, овощи, цельнозерновые продукты, жирные кислоты омега-3).
  • Вода (около 2 литров в день).
  • Умеренное употребление алкоголя.

Встречи с друзьями и знакомыми делают людей более здоровыми. Поэтому у человека с живым социальным окружением меньше шансов заболеть

Важно поддерживать связь со своей семьей и часто встречаться с друзьями. Также новые встречи бросают вызов мозгу и стимулируют его

Нужно знакомиться с новыми людьми и делать что-то хорошее для других, чтобы сохранить здоровье.

Исследования доказали, что вероятность развития старческого слабоумия увеличивается на 50 процентов даже при небольшом дефиците витамина D. Поэтому по возможности необходимо выходить на улицу хотя бы на 20 минут каждый день. Солнечные лучи стимулируют собственное производство витамина D.

Упражнения по мнемотехнике

Попробуйте потренировать свою память, используя описанные выше приемы для разных задач.

  1. Запомните номер телефона информационно-справочной службы Администрации Президента 8 (495) 606-36-02 с помощью цифро-буквенного кода: 0 — Н; 1 — Р; 2 — Д; 3 — Т; 4 — Ч; 5 — П; 6 — Ш; 7 — С; 8 — В; 9 — М. Разбейте номер на пары цифр, присвойте каждой из них буквы, составьте из них слова и соедините их в цельное предложение. Затем попробуйте воспроизвести последовательность, опираясь только на получившийся текст и код.

  2. Выучите пять английских слов, подобрав к ним созвучные русские и связав их с запоминающимся образом. Beam — луч, plethora — множество, posterity — потомство, velocity — скорость, marvelous — изумительный.

  3. Придумайте запоминающуюся историю, которая поможет удержать в голове список дел:

На следующий день вспомните придуманный рассказ и восстановите по нему список задач.

  1. Выучите три даты, используя систему Шед: год взятия Бастилии — 1789, год начала Первого крестового похода — 1096, год основания Дублина — 841. Придумайте фразы, в которых слова по количеству букв равны конкретным цифрам в каждом числе. Запомните эти ассоциации, а спустя некоторое время воспроизведите даты по ним.

  2. Запомните четыре пары «имя — фамилия», подобрав к ним яркие ассоциации: Борис Вишневский, Юрий Буров, Надежда Загордан, Николай Бондаренко. Сохраните в голове получившиеся образы и через несколько часов попробуйте по ним восстановить имена и фамилии.

Какие бывают типы мнестических нарушений

Пациент не запоминает ни вербальную, ни пространственную информацию.

Количественные нарушения памяти, такие как:

Здесь речь идёт об антероградной амнезии, когда отсутствуют не только отдельные связи, но и есть явные пробелы в памяти на определенный период времени; ретроградной амнезии, когда происходит потеря воспоминаний до определенного события; гипермнезии – очень редком нарушении памяти, когда процессы отбора в мозгу работают в ограниченной степени для пострадавших.

Качественные нарушения памяти

Последняя группа состоит из переживаний дежавю, которые являются фальсификациями. Например, может случиться так, что в стрессовых ситуациях сохраняются неправильные воспоминания.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника, или мнемоника, — это метод эффективного запоминания информации, основанный на построении ассоциаций. Например, не так легко наизусть зазубрить последовательность планет Солнечной системы. Но если выучить простую считалку, в которой каждое слово связано с конкретным небесным телом, задача становится не такой сложной.

«Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли», — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Существует много разных мнемонических приемов. Само слово «мнемоника» — древнегреческое (μνημονικόν — искусство запоминания), но впервые записали большинство методов запоминания римляне. До нас дошел анонимный трактат на латинском языке «Риторика для Геренния», созданный в 80-х годах до н. э. В нем читателя знакомят с методом чертог разума или дворца памяти, который использует герой Бенедикта Камбербэтча в сериале «Шерлок».

Шерлок Холмс погружается в чертоги разума, чтобы с помощью ассоциаций найти нужный ответ

Краткая история мнемотехники

Если бы наша память была настолько совершенной, что мы могли бы запоминать информацию в неограниченном объёме, ни к чему было бы придумывать письменность и изобретать цифровые носители информации. Знания до сих пор передавались бы из уст в уста.

И именно так они и передавалась долгое время, развивая искусство мнемотехники среди мыслителей и поэтов прошлого. Если бы не техники запоминания, «по дороге» были бы утеряны многие научные знания, произведения народного творчества и такие шедевры мирового искусства, как «Илиада» и «Одиссея».

Считается, что слово с корнем «мнемо» ввёл Пифагор в VI до н. э., соединив его значение с богиней памяти Мнемозиной. Так появился термин «мнемоника» — искусство запоминания, а позже — «мнемотехника». В Древней Греции также использовали мнемотехнику в качестве интеллектуального спорта — демонстрировали искусство запоминать большие объёмы информации (часто бессмысленной) перед аудиторией.

Умение пользоваться своей памятью считалось правилом хорошего тона. Трудно представить себе Цицерона, читающего «по бумажке» блестящую речь. Мнемотехникой владели Аристотель и Пифагор, Юлий Цезарь и Никола Тесла, Джордано Бруно и Наполеон. Многие не просто умели ею мастерски пользоваться, но и излагали методики запоминания в трактатах и книгах.

Развитие технологий тиражирования и передачи знаний во многом было связано с потребностью человечества фиксировать их на более надёжном носителе, чем «горстка нейронов». Так стало возможным массовое образование.

Но как это ни парадоксально, именно сейчас, в век Интернета и мобильных устройств, вопрос применения памяти вернулся к нам с ещё большей актуальностью. Чтобы научиться управлять процессом запоминания в лавинообразном потоке информации, нам на помощь снова приходит старая добрая мнемотехника, которая прекрасно зарекомендовала себя на протяжении 2,5 тысяч лет.

Запоминание иностранных языков

Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.

Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».

Попробуйте применить эти методы на практике и пройдите тренировку по запоминанию иностранных слов с использованием мнемотехник:

Cтатистика На весь экран

Причины нарушений

Многие люди путают нарушения концентрации с нарушениями памяти, но в некоторых случаях они фактически не отличаются друг от друга. В основном применяется следующее: и то, и другое может быть безвредным, временным или патологическим и требовать лечения.

Причины непатологических нарушений:

  • Стресс.
  • Нарушения сна и недосыпание.
  • Отвлечение (например, озабоченность определенной темой, постоянное беспокойство или влюбленность).
  • Сидячий образ жизни.
  • Обезвоживание.

В таких случаях пострадавшие могут легко исправить ситуацию сами, и расстройство носит временный характер.

Расстройства когнитивной деятельности также возникают в качестве сопутствующего симптома при различных заболеваниях, например, депрессии или сосудистых заболеваниях.


Фото автора Daria Shevtsova: Pexels

При амнезии или ретроградной амнезии возможными причинами нарушений памяти являются как физический, так и психологический стресс. Часто оба фактора действуют вместе, например, в автомобильной аварии с черепно-мозговой травмой.

Факторы, способствующие нарушениям памяти:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Возраст.
  • Сидячий образ жизни.
  • Сильный отрицательный стресс.

Употребление алкоголя и наркотиков также может вызвать проблемы с памятью. Регулярное злоупотребление ими не только неблагоприятно для течения деменции, но также может способствовать забывчивости у здоровых людей.

Значения слова припоминание

Что такое припоминание?

Припоминание

ПРИПОМИНАНИЕ — произвольное извлечение из памяти информации о прошлом, мысленно локализуемой во времени и пространстве. Умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением нужной информации из памяти долговременной.

Головин С.

Словарь практического психолога

ПРИПОМИНАНИЕ — умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации.

П. выступает как произвольная форма воспоминания и требует от человека усилий и специальных умений.

Психология труда. — 2005

Припоминание — умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации. При припоминании определенного события сознательно восстанавливается (эмоциональное) отношение к этому событию.

glossary.ru

Припоминание слов

Припоминание слов — припоминание нужного слова или названия соответствующего предмета зависит по крайней мере от двух факторов.

Одним из них является частота, с которой данное слово встречается в данном языке и в прошлом опыте субъекта.

Карманов А. Психологический словарь

ПОЛНОЕ ПРИПОМИНАНИЕ

ПОЛНОЕ ПРИПОМИНАНИЕ Свободное значение – способность припоминать всю информацию, хранящуюся в памяти. Такое совершенное сохранение и восстановление информации – миф.

Оксфордский словарь по психологии.— 2002

НАВЯЗЧИВЫЕ ПРИПОМИНАНИЯ

НАВЯЗЧИВЫЕ ПРИПОМИНАНИЯ Разновидность навязчивых состояний, проявляющаяся непреодолимым влечением вспоминать, часто без надобности, чьи-то имена, даты, названия городов и т.д.

Толковый словарь психиатрических терминов

Русский язык

Припомина́ние, -я.

Орфографический словарь.— 2004

Учение о припоминании

ПРИПОМИНАНИЯ (теория): теория Платона, по которой наше истинное познание — это воспоминание о прежнем состоянии души, когда, еще не воплощенная в теле, она жила в непосредственном контакте с чистыми идеями, в «умопостигаемом мире».

Жюлиа Д. Философский словарь. — М., 2000

ПРИПОМИНАНИЯ (теория) — теория Платона, по которой наше истинное познание – это воспоминание о прежнем состоянии души, когда, еще не воплощенная в теле, она жила в непосредственном контакте с чистыми идеями, в «умопостигаемом мире».

Евразийская мудрость от А до Я

Диагностика направленности на поиск/припоминание информации.

И. Ю. Владимиров, Е. А. Горюшина

Диагностика направленности на поиск/припоминание информации. И. Ю. Владимиров, Е. А. Горюшина Методика предназначена для выявления индивидуальных различий в особенностях построения образа актуальной ситуации связанных с одной из составляющих…

Психология общения: энциклопедический словарь / Под общ. ред.

А.А. Бодалева. — М., 2011

Зачем нужна мнемотехника

Преподаватели мнемотехники считают, что ее удобно применять в повседневной жизни для быстрого и легкого запоминания номеров телефонов, банковских карт, списков покупок, имен и дат рождений друзей и знакомых.

Техники запоминания помогают в работе и профессиональном развитии. С ними легко получается держать в голове делегированные поручения и собственные задачи. Эти приемы позволяют отказаться от множества записей и органайзеров, используемых для хранения информации о проектах.

Кроме того, мнемоника хорошо подходит для освоения любых научных дисциплин, где требуется включать память, — от математики, физики и химии до истории, обществознания и иностранных языков.

Этапы запоминания

Мнемотехника довольно увлекательна, с ней можно показывать интеллектуальные фокусы, удивляя родных и близких: на спор выучить 1 000 знаков после запятой числа Пи, глубину всех морей или самые крупные звёзды. Но ещё лучше применять эту методику не просто для развлечений, а для реальной пользы. Для этого нужно научиться загружать «взятую» мнемотехникой информацию в долговременную память.

Как учить, чтобы запоминалось надолго:

  1. Учите небольшими порциями — по 5–7 единиц информации. Это оптимальное количество данных, которое может уместиться в кратковременной памяти до того, как мы переложим их в долговременную.
  2. Повторите каждый блок несколько раз, пока не начнёте воспроизводить его на высокой скорости, и только потом переходите к следующему. Соединив 2–3 блока, снова прогоните их уже вместе и снова доведите до высокой скорости.
  3. При повторении не гоняйте весь список, фокусируйтесь только на проблемных местах. Для удобства можно записать слова, термины или формулы на карточки — откладывайте в сторону те, которые вы не вспомнили в течение 2–3 секунд, и пройдитесь по ним отдельно.

Повторяйте выученную информацию в течение недели — 2–3 раза в день будет достаточно.

Осмысленное и механическое запоминание

Осмысленное не следует путать с произвольным запоминанием. Произвольное запоминание может быть и механическим, и осмысленным.

Основой для механического запоминания являются ассоциации по смежности: одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени или пространстве. Для того чтобы установилась такая связь, необходимо многократное повторение материала.

Осмысленное запоминание обычно продуктивнее механического. Однако не всегда оно возможно. Если просто нужно запомнить несколько адресов, по которым предстоит разослать письма, то как не понимай, а все равно не поймешь, какая связь между «улицей Ленина, дом 119, кв. 22» и «проспект Петрова-Водкина, дом 7, кв. 84». Волей-неволей, придется многократно повторить эти адреса, чтобы не забыть. Можно использовать «псевдопонимание», то есть те же самые мнемотехнические приемы. Например, можно «понять», что бывший проспект Ленина разжаловали до улицы, и сделано это было «службой 911» (но только наоборот) 22-го числа, перед Днем защитника Отечества…

Механическое запоминание обычно неэкономно, требует многих повторений и при этом не дает гарантию на то, что важная информация оказалась запомненной. Нам может показаться, что мы хорошо запомнили номер телефона (благо он не сложный), но потом этот номер совершенно «вылетает» из головы. Если же мы используем понимание или псевдопонимание (мнемотехнику), нам не составляет труда проверить, правильно ли мы запомнили информацию.

В экспериментах было показано, что при механическом запоминании в памяти через один час остается только 40% материала, а еще через несколько часов — всего 20 %. В случае же осмысленного запоминания 40% материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Забывчивость не всегда указывает на мнестические нарушения

Каким бы эффективным ни был человеческий мозг при обработке информации, он также может делать выбор: информация, которая не запрашивается регулярно и, следовательно, кажется излишней в долгосрочной перспективе, снова исчезает из памяти. Еще одна характеристика мнестических механизмов: люди запоминают позитивные вещи лучше и дольше, чем негативные переживания.

Только то, что мозг воспринимает очень впечатляюще – особенно когда он связан с сильными эмоциями – или то, что ему нужно и повторяется снова и снова, сохраняется годами. Тот факт, что индивидуальная информация теряется в процессе отбора или подавляется другими, не обязательно указывает на нарушения памяти. Однако определенные проявления нарушений памяти и провалов в памяти являются заболеваниями, которые при необходимости следует лечить.

Какие бывают типы памяти

Фото автора Michael Wysmierski: Pexels

Специалисты различают:

  • ультракороткую,
  • кратковременную
  • долговременную память.

Сверхкраткосрочная память относится к периоду всего в несколько секунд — например, когда только что услышанный телефонный номер может быть воспроизведен как эхо без ошибок. Это своего рода буфер для текущих сенсорных восприятий, поэтому его также называют сенсорной памятью или непосредственной памятью.

Кратковременная память – это память, в которой мозг обрабатывает свои восприятия и разделяет их на важную и неважную информацию. Срок хранения – несколько минут. Иногда кратковременную память также называют рабочей памятью.

Информация хранится в долговременной памяти в течение дней, недель или даже лет. Лишь небольшая часть записанной информации имеет место в долговременной памяти, но привязка к ней часто бывает еще глубже – например, многие люди все еще могут вспомнить свой первый день в школе в преклонном возрасте.

Мнемотехника и мнемоника. Что такое?

Запоминание имен и лиц

Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Все мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.

Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.

Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.

Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека – представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.

Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.

Попробуйте применить эти методы на практике и пройдите тренировку по запоминанию лиц и имен с использованием мнемотехник:

Cтатистика На весь экран

Виды психической активности

Мнестические процессы происходят полностью индивидуально, но при этом условно можно поделить их на несколько видов в зависимости от того, как человек лучше запоминает новую информацию:

  • Образная память. Хорошо запоминаются и на протяжении долгого времени в памяти удерживаются разнообразные зрительные образы. Такая память отличается пластичностью. Она может быть не только долгосрочной, но еще и проявляться в самый неожиданный момент.
  • Эмоциональная память используется для того, чтобы зафиксировать определенные эмоциональные переживания. Запоминание происходит моментально и для этого не нужно прикладывать усилия.
  • Семантическая память предполагает использование вербальных знаков, которые соединяют между собой реальные события и переживания внутреннего характера.

Воспроизведение и узнавание

Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания.

Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным).

Бывают случаи, когда воспроизведение протекает в форме более или менее

длительного припоминания. В этих случаях достижение поставленной цели —вспомнить что-либо — осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу.

Поэтому припоминание является в то же время и волевым процессом.

Помимо воспроизведения мы постоянно сталкиваемся с таким явлением, как узнавание. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем.

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию.

Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание.

Например, опыты Эббингауза, о которых мы говорили в первом разделе данной главы, показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 %, в дальнейшем же оно идет медленнее (рис. 7.2).

Другими формами забывания являются ошибочное припоминание и ошибочное узнавание.

Чем хороша мнемотехника

Подходит для любой цели. Вы можете запоминать иностранную лексику и географические карты, шахматные партии и исторические даты, классификации по биологии и формулы из тригонометрии. Словарные слова, определения, стихотворения и целые тексты дословно. Никаких ограничений ни в качестве, ни в количестве информации.

Обеспечивает «феноменальную память». Мнемотехника не требует от вас каких-либо способностей — это навыки, которые легко тренируется в любом возрасте.

Тренирует мозг

Запоминание через образы развивает воображение и улучшает внимание

Работает сразу. Все техники просты и понятны и дают мгновенный результат. Вы сами в этом убедитесь через пару минут.

Мы все используем мнемотехнику с детства.

Помните присказку про каждого охотника, желающего знать, где сидит фазан, с которой мы навсегда запомнили порядок радужных цветов? Или песенку, которая помогла выучить последовательность нот: «ДО — воробышка гнезДО, РЕ — деревья во двоРЕ…». А как мы учили падежи: «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку», — или правописание наречий: «Уж замуж невтерпёж». А пифагоровы штаны и крысу-биссектрису?

Всё это — приёмы мнемотехники, так называемые мнемостихи, акростихи и мнемофразы. Они не самые действенные, так как применимы для узких задач, но с их помощью мы воспроизводим нужную информацию даже спустя десятилетия. В этом весь смысл мнемотехники — запоминать легко, а забыть трудно.

Основы работы с мнемотехникой

Несмотря на нюансы в запоминании разной информации, вся мнемотехника сводится к двум основным шагам:

  1. подобрать тому, что запоминаем, образом,
  2. прочно соединить в воображении объект запоминания с этим образом.

Образ — тот самый стержень, на котором всё держится. Наша задача сделать так, чтобы он сам врезался в память. Чтобы этого добиться, образ должен быть:

  • большим и объёмным, даже если это муха;
  • детальным — чем больше подробностей, тем лучше он запомнится;
  • ярким и разноцветным;
  • необычным — сделайте его мультяшным или дизайнерски нестандартным;
  • эмоциональным — должен вызывать страх, смех, отвращение;
  • ограниченным — образ должен иметь видимые границы, даже если это небо или океан, их можно представить в окне или иллюминаторе.

Немного практики: представьте блоху. Приблизьте её и увеличьте до размеров танка. Разглядите внимательно: выпученные глаза разного размера смотрят в противоположные стороны, длинные ресницы накрашены, на мохнатых лапах подковы. Окрас как у мухомора, на голове — бантик.

Чем нелепее картинка, тем лучше вы её запомните. Потренируйтесь представлять в том же духе разные объекты: стул, компьютер, настенные часы, лужу. Когда будет легко получаться, можно переходить к следующему этапу — соединению образов.

При соединении образов соблюдайте несколько простых, но важных принципов:

  • одинаковость — образы должны быть одинакового размера, даже если вы соединяете слона и горошину;
  • прочность — скрепляйте их как можно прочнее: поможет использование воображаемого скотча, гвоздей, степлера, верёвки и тому подобного;
  • деформация — должен возникнуть новый контур: если вы сажаете собаку в машину, то пусть её голова пробьёт крышу, а лапы — днище. Так возникнет новый силуэт, который будет сложно забыть;
  • действие — добавьте взаимодействия: пусть что-то треснет, испачкается или погнётся.

Немного практики: соедините окно и лампу, рояль и кефир, попугая и автомобильную шину.

Представление и соединение образов — базовые навыки. Освоив их, можно переходить к выбору метода запоминания.

Что такое мнемотехника?

Мнемоника или мнемотехники – это специально разработанные приёмы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации. В некоторых учебниках и курсах авторы используют термин «мнемоника» для обозначения всей совокупности приемов и методов запоминания информации, применяемых для определенных данных, а термин «мнемотехника» трактуется как применение на практике методов, определённых для данной конкретной мнемоники.

Главным принципом любой мнемотехники является замена абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное или реже иное чувственное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией (построение ассоциаций) для упрощения ее запоминания.

Основные мнемонические приёмы

Прикладной арсенал современной мнемотехники состоит из большого набора унифицированных приёмов запоминания. Среди основных мнемонических приемов и методов можно выделить следующие:

  • Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.
  • Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.
  • Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.
  • Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.
  • Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате.

В данном уроке для удобства обучения все мнемотехники будут разбиты на группы в зависимости от вида информации, которую эти мнемотехники помогают запомнить.

Особенности мнестической деятельности

За деятельность такого типа в человеческом организме отвечает непосредственно кора головного мозга. С ее помощью люди могут воспринимать, систематизировать, а также правильно воспроизводить информацию. Стоит отметить, что среди живых существ только человек может запоминать ту информацию, которая была им получена не с помощью органов чувств.

В головном мозге на постоянной основе происходит восприятие, а также дальнейший анализ самых разных сигналов, которые поступают не только от внутренних органов, но и из окружающей среды

Внимание человека может выбирать нужные моменты и фиксироваться только на них, запоминать определенную информацию, которая в дальнейшем может пригодиться

Этапы мнестической деятельности

Специалисты выделяют несколько основных этапов:

Запоминание. Человек преднамеренно или непреднамеренно запоминает определенную информацию и делает все возможное, чтобы она на протяжении долгого времени удерживалась в его памяти.
Сохранение. Данный процесс предполагает преобразование информации в такой вид, который бы легко запоминался. Могут возникать разного рода ассоциации, связь с ранее полученным материалом.
Воспроизведение представляет собой процесс, при котором человек применяет на практике полученные знания.
Припоминание представляет собой часть воспроизведения. В таком случае человек прикладывает некоторые усилия, чтобы найти в своей долговременной памяти необходимую ему информацию.
Узнавание. Происходит фиксация определенного предмета в реальности в качестве того, что человек видел ранее, и это становится причиной возникновения разного рода ассоциаций.
Забывание. Человек не может воспроизвести ту или иную информацию

В большинстве случаев подобное происходит с теми данными, которые не играют важной роли.

Для того чтобы мнестическая деятельность была полноценной, необходимо регулярно тренировать память и изучать что-то новое.

Выводы

Мнемотехника нужна нам, чтобы быстро и надёжно запоминать большие объёмы информации. Для этого нужно соединить новые данные с теми образами, которые в голове уже есть.

Для классификаций и списков используйте метод локаций, цепочек или истории.

Для иностранных слов — фонетическое кодирование.

Для исторических дат — численно-буквенный код (ЧБК).

А чтобы перевести всё это в долговременную память — примените систему повторений: учите небольшими порциями, доводите до высокой скорости воспроизведения и повторяйте в течение недели.

Чтобы узнать о всех техниках подробнее и попробовать их на практике, приходите на бесплатный тренинг по развитию памяти. На нём вы узнаете:

  • как запоминать прочитанное в 2 раза лучше,
  • как учить иностранные языки в 6 раз быстрее,
  • как избежать возрастных изменений памяти.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: