Отношения со взрослыми родителями

Нестабильные родительские конфликты

По мнению психологов, «нестабильное воспитание» часто является причиной конфликтов между родителями и детьми. Как это следует понимать? Конечно, статус подростка в семье и обществе не урегулирован. Он еще не взрослый, но уже и не ребенок. Недостатки этого возраста многочисленны: беспокойство, неугомонность, невоздержанность и т.д. Внешний вид соответствует этим качествам. В целом, подросток непривлекателен. В то же время, иногда он/она ведет себя как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он/она как ребенок — все забывает, бросает вещи и т.д.

В результате недооцениваются положительные качества, но есть и недостатки. Особенно если в семье есть младший ребенок, который еще послушен и прилежен. Родителям необходимо постараться осознать свои противоречивые чувства, подавить недовольство и раздражение. Я хочу, чтобы они объективно оценили достоинства и недостатки подросткового возраста, уравновесили систему обязанностей и прав.

Форм этого конфликта много, но общая формулировка такова: диктатура в семье — вид контроля, при котором одни члены семьи угнетают других. В то же время, конечно, подавляется автономия, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их души.

Несомненно, родители должны и могут предъявлять требования к своему ребенку, но необходимо принимать решения, основанные на морали. По мнению психологов, требовательность к взрослым должна сочетаться с доверием и уважением к детям. В противном случае требовательность превращается в грубое давление и принуждение. Родители, применяющие к своим подросткам команды и силу, неизбежно сталкиваются с сопротивлением, которое обычно проявляется в грубости, лицемерии, обмане, а иногда и в откровенной ненависти. Даже когда сопротивление сломлено, победа оказывается мнимой, поскольку ребенок теряет чувство собственного достоинства, унижается и получает информацию, которую можно определить одним выражением: «Кто сильнее, тот и прав».

Несомненно, авторитет родителей, которые игнорируют интересы и мнения подростка, лишают его права выбора — все это гарантирует, что он вырастет циником, бездельником и деспотом. Можно, конечно, обойтись и без плачевных последствий, но одно несомненно: сын или дочь получатся такими, каких, видимо, не ожидают родители, потому что положительный эффект от такого воспитания отсутствует. Так что пусть подросток вешает джинсы в своей комнате, где хочет. У каждого человека, а особенно у подростка, должна быть своя территория, на которую «никто другой не может вторгнуться». Если взрослый легко вторгается на чужую территорию, в чужую душу, подросток замыкается, становится грубым, нервным. В любом случае, известно, что в семьях, где соблюдены границы личного пространства каждого, конфликты и споры — явление редкое, нетипичное.

Стоит отметить, что здесь преобладает позиция невмешательства. Ситуация выглядит вполне пристойно. У каждого человека есть свои успехи, победы и проблемы. Никто не переступает границ. Родители гордятся тем, что сохраняют нейтралитет. Они считают, что такие отношения способствуют развитию независимости, свободы и свободы самовыражения. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент — беда, болезнь, трудности — когда от него требуется участие, добрых чувств подросток не испытает, словно это не коснется его лично.

Здесь мы также можем говорить об образовании «без запретов». Отношение родителей к «свободе» детей без конца, снятие тормозов, ограничений и обязательств следовать моральному долгу или основным правилам общения вредно для формирования личности. Это молчаливое разрешение делать то, что человек думает. Это приведет к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, если на пути реализации его интересов и способностей кто-то окажется.

Последствия разных подходов

При демократическом методе возможно установить гармоничные взаимоотношения в семье. Ребенок вырастает самостоятельной, ответственной, активной личностью. Поведение его гибкое, требования объясняют, поступки анализируют. Власть уместна только в случае необходимости. Послушание поощряется, равно как и независимость малыша

Важно установить четкую грань – к мнению ребенка прислушиваются, но не исходят из него

Остальные типы поведения являются вариантами отклонений от нормы. При авторитарном типе возникает отчуждение, родители являются незначительными для детей, они ощущают себя нежеланными. При необоснованных требованиях ответом является агрессия и протест, либо наоборот, апатия и пассивность. При либеральном типе воспитания ребенок чувствует вседозволенность, не думает о последствиях своих действий, в итоге, вырастая, не умеет достигать своих целей.

Несмотря на негативные последствия, самым распространенным типом воспитания является авторитаризм. Это продиктовано опытом предыдущих поколений. Несмотря на то, что родители понимают и помнят все трудности такого подхода, они все равно пытаются построить такие же отношения в собственной семье. Сила и власть воспринимается, как самый быстрый и доступный путь решения проблем и конфликтов.

При воспитании маленького ребенка такой подход не встречается с возможными протестами. Но в переходном возрасте подросток пытается противостоять, на этой почве постоянно возникают конфликты и разногласия. И в этом вина родителей

Поэтому очень важно с раннего возраста выбирать наиболее оптимальный метод воспитания, поскольку в будущем изменить его практически невозможно

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о том, как правильно выстраивать доверительные отношения между родителями и детьми.

https://youtube.com/watch?v=hxVRBIcoa2M

Конфликтные отношения между родителями и детьми

ребенок, родитель, семья, проблема, отношение, конфликт, друг, идеальная семья, материнская любовь, метод воспитания.

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как…

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие. ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка.

семья, член семьи, ребенок, родитель, член, отношение…

Взаимоотношение родителей и детей в семье… ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности.

ребенок, родитель, взаимоотношение родителей, семья…

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье. ребенок, родитель, взаимоотношение родителей, семья, отношение родителей, отношение, интерес детей, жизнь ребенка, жизненный опыт, член семьи.

Последствия разных подходов

При демократическом методе возможно установить гармоничные взаимоотношения в семье. Ребенок вырастает самостоятельной, ответственной, активной личностью. Поведение его гибкое, требования объясняют, поступки анализируют. Власть уместна только в случае необходимости. Послушание поощряется, равно как и независимость малыша

Важно установить четкую грань – к мнению ребенка прислушиваются, но не исходят из него

Остальные типы поведения являются вариантами отклонений от нормы. При авторитарном типе возникает отчуждение, родители являются незначительными для детей, они ощущают себя нежеланными. При необоснованных требованиях ответом является агрессия и протест, либо наоборот, апатия и пассивность. При либеральном типе воспитания ребенок чувствует вседозволенность, не думает о последствиях своих действий, в итоге, вырастая, не умеет достигать своих целей.

Несмотря на негативные последствия, самым распространенным типом воспитания является авторитаризм. Это продиктовано опытом предыдущих поколений. Несмотря на то, что родители понимают и помнят все трудности такого подхода, они все равно пытаются построить такие же отношения в собственной семье. Сила и власть воспринимается, как самый быстрый и доступный путь решения проблем и конфликтов.

При воспитании маленького ребенка такой подход не встречается с возможными протестами. Но в переходном возрасте подросток пытается противостоять, на этой почве постоянно возникают конфликты и разногласия. И в этом вина родителей

Поэтому очень важно с раннего возраста выбирать наиболее оптимальный метод воспитания, поскольку в будущем изменить его практически невозможно

Исследование взаимоотношений родителей и детей

Ключевые слова: коррекция девиантного поведения, социальная работа, отношения родителей и детей. Study of Relationships between Parents and Children.

Семейные традиции

Для семьи важно иметь общие воспоминания, традиции. Они способствуют сплочению, дружеским взаимоотношениям

Это могут быть пикники, на которых собирается вся семья. Или совместный ежегодный отпуск. Если родители и их взрослые дети живут в разных районах или городах, появляется необходимость в появлении таких традиций.

Общие праздники и дни рождения проходят в приподнятом настроении. Вся семья собирается вместе, поздравляя юбиляров, украшая помещение к торжеству. Подарки – отличный повод восстановить пошатнувшиеся семейные отношения, попросить извинения или простить родственников. Все неурядицы и непонимания забываются в веселом вихре праздника.

Если родители и взрослые дети живут вместе, совместный ужин может стать ежевечерней традицией. Неторопливые беседы за чашкой чая, обсуждение планов на будущее. В этом случае развитие семейных отношений, общие традиции способствуют созданию дружеских связей между родителями, детьми и внуками.

Психология отношений между родителями и детьми

Каждый человек – это личность с устоявшимися мировоззренческими взглядами. Отношения между двумя личностями также будут глубоко индивидуальны и неповторимы. Поэтому нельзя сказать, что существует определенная схема, согласно которой и нужно выстраивать модель поведения родителей и детей. Родителям всего лишь нужно помнить, что семья для ребенка – это социальная среда, в которой он растет, развивается, получает определенные навыки и умения, выстраивает собственную линию поведения. Чем благоприятнее среда в семье, тем счастливее и успешнее будет человек во взрослой жизни. Кроме этого, в семье дети находят для себя примеры человеческих отношений. Не зря, люди, выросшие в неполной семье, впоследствии не могут создать свою полноценную семью. Женщины, чьи матери доминировали в супружеских отношениях, относятся к мужчинам свысока, что нередко мешает им построить личную жизнь.

Психологическая семейная атмосфера способствует развитию личности и социальному становлению. Все человеческие страхи, комплексы, внутренние противоречия являются результатом нездоровой атмосферы семьи в его детстве.

Ребенок не способен делать анализ ситуаций, он воспринимает эмоции, а также подражает им. Можно заметить схожесть детей и родителей в манере разговаривать, смеяться, особенностях поведения. Не зря народная мудрость учит тому, что не нужно воспитывать детей, нужно воспитывать себя. Малыши или подростки будет перенимать знания, умения, навыки, черты характера у своих родителей. Недостаточно просто объяснять хорошие и плохие вещи, нужно подавать пример собственными поступками, родительским авторитетом.

Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте

Подростковый возраст (13-15 лет) и половое созревание (до 18 лет) — сложное время для всей семьи. Границы этих периодов размыты и условны, поэтому детей этого возраста называют либо подростками, либо мальчиками. Некоторые уже достигли половой зрелости, другие находятся в процессе взросления.

гласит закон неравномерного индивидуального развития. Таким образом, происходит неравномерное интеллектуальное, социальное и моральное развитие.

Эти типы развития не совпадают в разных сферах жизни. Ребенок вполне может быть взрослым физически, но оставаться подростком психически и социально.

И все же, так или иначе, мальчики и девочки сталкиваются с одними и теми же проблемами: Отношения с родителями, сверстниками, учителями, одиночество, первая любовь, выбор профессии.

Учащимся 3-го класса было предложено выбрать персонаж, отражающий их эмоциональное состояние, и наклеить его на тетрадь. Это задание было выполнено в течение учебной недели. Многие выбрали состояние счастья, радости и довольства.

Такое же задание было предложено учащимся 7-го класса. Многие (от 33% до 41%), особенно девушки, выбрали состояние одиночества и тоски.

Это подтверждает, что проблема одиночества, кажущегося непонимания свойственна подросткам.

Основная проблема, которая возникает у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В подростковом возрасте ребенок отходит от сыновней зависимости и переходит к отношениям, основанным на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей этот процесс является болезненным и воспринимается как вызывающее поведение.

Подростковый возраст — это время, когда все члены семьи проходят проверку на социальную, личностную и семейную зрелость. Она продолжается в кризисах и конфликтах.

Именно в это время все скрытые противоречия выходят наружу.

Учеников 8-го класса попросили написать о том, что, по их мнению, не понимают их родители. Ответы были следующими: в моде, в современной музыке, в преподавании, в гендерных отношениях.

Затем родители должны были угадать, что напишут их дети. Родители предвидели, что будут писать дети: в моде и музыке.

Поэтому в семьях возникают разногласия по этим вопросам: что слушать, на что смотреть, что носить.

Так начинается отделение подростка от родителей, конфронтация с ними. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие не замечали многого в ребенке, верили в непогрешимость его авторитета, а теперь словно упали с пьедестала. Ведь в глазах подростка мать и отец являются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя некомфортно. Они остаются и авторитетом, который назначает наказания и поощрения, и образцом для подражания, воплощающим лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому все могут доверять. Однако со временем эти роли меняются местами.

Поэтому даже в благополучных семьях существуют определенные сложности в общении с детьми школьного возраста. Сложность также возрастает из-за того, что родители часто не понимают, что общение со взрослыми детьми должно строиться иначе, чем с младшими.

Восьмиклассников попросили написать, что бы они хотели услышать от своих родителей в случае разговора один на один. Оказалось, что дети хотели знать, как одевались их родители, когда были подростками, какую музыку они слушали, были ли у них конфликты с учителями, приходилось ли учителям выгонять их из класса, преследовали ли мальчиков и девочек за то, что они нравились друг другу и выставляли эти отношения напоказ в школе, и т.д.

Родители предполагали, что дети будут спрашивать их. Родители предполагают, что дети будут спрашивать их о работе, о самочувствии, просить денег на продукты.

Таким образом, у детей в возрасте 13-14 лет возникает потребность в «теплом» общении с родителями, в разговорах «по душам». Но такое общение в семьях ограничено, и родители иногда не видят необходимости в таких беседах.

Отношение к воспитанию

Как выяснить, к какому типу относятся родители? Посмотрите на их поведение в течение дня. Если мама слишком опекает чадо – это проявление гиперзаботы. Если родители не обращают внимания на забавы ребенка, значит, это отстраненность. Простой тест – это наблюдение за взрослыми в момент, когда ребенок падает. Если поведение будет неадекватным, то понятно, что родители должны пройти курс психологической помощи. Специалист может помочь матери и отцу избавиться от своих комплексов и тем самым облегчить жизнь своему ребенку. Ведь только у личностей, которые уверены в себе и хорошо себе представляют, куда они направляются, есть шанс вырастить адекватных детей.

🙅‍♀️ Как быть, если после ссоры ребёнок замыкается в себе и не хочет ни о чём разговаривать

В подобном случае родителю стоит показать свою доброжелательность и готовность к примирению. Не стоит бегать за ребёнком и уговаривать его помириться. Также постарайтесь не ругаться и не раздражаться на молчание своего ребёнка. Лучше оставаться спокойным и ждать, когда ребёнок отойдёт от обиды. Но если такое поведение повторяется систематически или конфликты в семье происходят часто, и вам не удаётся выйти из порочного круга ссор и обид, — это повод для обращения к психологу. Опасно игнорировать длительное и частое молчание ребёнка, так как оно может сигнализировать о самых разных проблемах в школе, с друзьями, с кем-то из членов семьи.

Если родитель понимает, что допускал какие-то ошибки во время ссор или недоволен поведением своего ребёнка, хорошим выходом будет разговор с целью договориться о том, как вести себя дальше, чтобы не обижать друг друга. Главным принципом в любом договоре с ребёнком должна быть взаимность: если вы ждёте от ребёнка, что он будет держать своё слово, вы также должны держать своё

В целом для успешного решения конфликтов между родителями и детьми чаще всего важно доверие в отношениях. Вне зависимости от возраста ребёнка вашими лучшими союзниками станут спокойный тон, терпение, интерес к его желаниям и честная, открытая коммуникация

Изображение на обложке: Otter9 / Dribbble

Взаимоотношения родителей и детей: общие теоретические понятия и взаимосвязи

Не существует ни единой психологической теории, позволяющей выстроить идеальные взаимоотношения родителей и детей в силу индивидуальности характеров каждого из участников системы, обстоятельств, внешних и внутренних факторов. Выстроить идеальные человеческие взаимоотношения по определенной модели невозможно, однако изучая психологию родительства, постигая теоретические основы взаимоотношений родителей и детей, можно избежать многих ошибок.

Родительство – проявление родительского инстинкта у человека поведенческого, эмоционального и социального характера. Осознанное родительство основывается на бессознательном инстинкте размножения, а также на социальных нормах, согласно которым семья является базовой ячейкой общества и характеризуется союзом мужчины и женщины, общностью быта, стремлением к рождению, воспитанию и социализации детей.

Для ребенка семья – основная среда обитания, развития и психологического становления. Именно в семье в период раннего детства ребенок постигает основные модели социальных взаимоотношений (в том числе взаимоотношений родителей и детей на примере отношений родителей и старшего поколения). Детство – основной период развития человека, когда он учится познавать мир, постигает основные механизмы познания, основы взаимоотношений между людьми. Психологи полагают, что именно в детстве закладываются основные навыки и умения, психологические качества характера человека, которые он лишь развивает в течение всей последующей жизни.

Институт семьи крайне важен для ребенка, так как период детства характеризуется частичной изоляцией от общества. Родители для ребенка являются основным источником постижения человеческих отношений.

На становление личности ребенка влияют не только отношения его родителей к самому ребенку, но также и отношения родителей между собой. Так, если ребенок получает достаточно внимания от отца и матери, оба родителя принимают одинаково активное участие в его воспитании, ребенок окружен заботой и любовью, однако между самими родителями возникают напряженные отношения, то такая ситуация найдет свое отражение в дальнейшей жизни ребенка.

Атмосфера семьи может оказать влияние на ребенка в двух плоскостях: его личностном становлении (психологические проблемы, внутренние противоречия, комплексы, страхи), становлении его отношений в социуме (тяготение к одиночеству во избежание проблем взаимоотношений). Это влияние может проявиться как в раннем детстве (дошкольный, школьный возраст), так и в более зрелом возрасте в момент создания своей семьи либо сознательного отказа от создания своей семьи. Невозможно точно спрогнозировать, на каком этапе развития ребенка проявится эффект нездоровой атмосферы семьи, в которой вырос и был воспитан ребенок. Однако однозначно можно утверждать, что нездоровая семейная атмосфера, сложные взаимоотношения родителей и детей найдут свое отражение в будущей жизни ребенка.

Ложно полагать, что ребенок не воспринимает отношения взрослых, что ему не дано понять большинства проблем взрослой жизни. Как правило, ребенок больше восприимчив не к ситуациям, конфликтам, предметам, обстоятельствам, а к эмоциональному фону, сопровождающему ту или иную ситуацию его жизни.

Следует понять, что ребенок является своего рода подражателем, основы его характера, поведения, отношения к людям он перенимает у своих родителей, притом начиная постигать азы отношений с младенчества (тон голоса в разговоре с теми или иными членами семьи, четкие модели поведения в определенных ситуациях). В итоге, к сознательному возрасту, когда ребенок проявляет первые личностные черты, родители сталкиваются ни с чем иным, как с квинтэссенцией собственных черт характера, манер и стилей поведения.

Как улучшить взаимоотношения

Процесс построения доверительных отношений не всегда простой. И начинать необходимо с себя

Важно уметь признавать свои ошибки, извиняться перед ребенком, преодолевать собственные негативные эмоциональные порывы, не вымещая их на детях

Важные шаги

Нельзя выплескивать собственные отрицательные эмоции на окружающих. Научитесь проговаривать то, что чувствуете, выясняя причину этих эмоций. Агрессия передается ребенку, он берет пример с неуравновешенного родителя.
Нельзя принуждать ребенка заниматься тем, что он не хочет

Важно поощрять его таланты, стремления, даже если вам они не по душе. Хвалите мелкие и крупные достижения

Поддерживайте в неудачах, не используйте юмор в такие моменты, чтобы ребенок не подумал, что для вас неважны его проблемы, и вы просто над ними смеетесь.
Не стоит стесняться в проявлениях своих чувств. Важно говорить малышу, что любите, чаще обнимайте – тактильный контакт является очень важным для ребенка раннего возраста. Недолюбленные дети вырастают неуравновешенными, агрессивными, неумеющими справляться со своими эмоциями.
Не нужно посвящать ребенка в свои проблемы. Тревожное состояние мамы или папы обязательно передается и ему. Но если взрослый, таким образом, ищет путь решения проблемы, то у ребенка это происходит по-другому. Он чувствует себя виноватым в том, что не может помочь. Учитесь решать свои проблемы сами, без привлечения детей. Иначе это негативно скажется на формировании их личности.
Учитесь доступно объяснять правила, требования. Важно с раннего возраста дать установку о том, что можно и нельзя. И если нельзя, то почему. Запрещать нужно меньше, чем разрешать. Воспитание должно быть последовательным. Не угрожайте наказанием. Если провинился – накажите. Должна быть последовательность в словах и поступках.
Дайте сыну или дочери возможность личного пространства, право выбора. Разрешите им самостоятельно выбрать для себя кружок или спортивную секцию, обои в свою комнату и одежду.
Нельзя обижать других людей при детях. Также нельзя допускать такого поведения у них. Если ребенок пытается кого-то обидеть либо плохо говорит о нем, нельзя оправдывать такое поведение тем, что он еще маленький. В этом должна быть строгость и объяснение.
Учите ребенка выражать свои эмоции на собственном примере. Например, если он сердится, пытается выкрикнуть обидные слова, проговаривайте: «Я понимаю, ты зол, обижен, рассержен. Это пройдет. Я бы тоже обиделся». Таким же образом учите выражать радость.
Воспитывайте детей самостоятельно. Не оставляйте на попечение бабушкам. Во-первых, вы перекладываете ответственность со своих плеч, во-вторых, у бабушек может быть другой взгляд на способ воспитания и в-третьих, подумайте в конце концов о самих бабушках! Они уже вырастили вас, дайте им возможность наслаждаться своим возрастом, не погружайте их снова в родительские тяготы.

Ребенок должен чувствовать любовь, нужность и значимость в семье. И это не должно проявляться только материальными благами

Любите своих детей, уделяйте большое внимание вопросам воспитания. Так они вырастут полноценными личностями, в гармонии с собой и окружающими

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: