Формирование самооценки личности в пубертатный период

Уважайте его мнение и вкус

Никогда не критикуйте вкус своего ребёнка. Даже если вам кажется, что он вырядился непонятно как, а от включённой им музыки раскалывается голова. Ребёнку нужно чувствовать в вас опору и искреннюю заинтересованность, ему не нужны ваши оценочные суждения. Позвольте ему найти себя, научиться выбирать и отстаивать собственное мнение. Интересуйтесь тем, что он слушает и смотрит. Иначе вы рискуете прослыть занудой и потерять с ним связь.

Просите ребёнка закачивать вам на смартфон новую музыку, посещайте квесты и концерты его любимых групп, смотрите фильмы. Это поможет удержать эмоциональную связь и понять, что сейчас волнует вашего подростка.

Валентина Паевская, детский нейропсихолог, блогер

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».
  3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».
  9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам…

Как повысить самооценку подростку

Активное исследование специалистами самооценки подростков привели к достаточно интересным выводам. Если индивид уже в детском возрасте ощутил на себе влияние низкой самооценки, которая могла развиться из-за неправильного подхода в воспитании, то он в большей степени подвержен также формированию «подростковой депрессии». Что характерно, в некоторых случаях подобное состояние является своеобразным следствием низкой самооценки, а в некоторых – предшествует ей.

Специалисты также подчеркивают: оценивать собственную личность, а также ее успешность, ребенок начинает уже с 8-ми лет. При этом выделяют главные направления, которые он считает важными для себя на момент оценки. Это внешний вид, успеваемость в школе, физические возможности, принятие в социуме и общее поведение

Что касается подросткового возраста, то в нем успеваемость в учебе и уровень поведения скорее важны для родителей ребенка, а вот сам тинэйджер заостряет внимание на внешности, физических данных, принятии его среди сверстников

В семье важно умение сочетания воспитательных мир и простого принятия подростковых стремлений. Исследования специалистов показывают, что именно понимание, принятие и поддержка подростка в его интересах и целях – это едва ли не ключевой момент в формировании адекватной самооценки

Также можно судить о успеваемости в школе и отношениях с учителями, которые могут оказать влияние на оценку подростком своих возможностей и потенциала.

Из всего вышесказанного достаточно просто сделать вывод. Теплое и мягкое отношение к подростку, когда вы способны не просто навязывать ему какие-то определенные принципы и мораль, но также понять и принять его личные убеждения, крайне положительно сказываются на взаимоотношениях с ребенком, а также его самооценке. В то же время жесткое, холодное и одностороннее отношение к подростку могут привести к весьма плачевным последствиям, ведь если ребенок не ощущает поддержки и близости в семье – это отрицательно сказывается на его самооценке и психическом состоянии вообще.

Такие подростки склоны к тому чтобы обращать как можно больше внимания на свои неудачи и слабые стороны, им тяжело сфокусироваться на достижении результата, они все чаще предпочитают отказаться от попыток и риска достичь чего-нибудь. При этом за ними также замечается склонность к постоянной тревоге, выраженной агрессии и грубости.

Возможные причины тревожного поведения

Дети до 3 лет думают, что мир существует для них. Уверенность в собственной исключительности покидает их постепенно, под давлением внешней информации, которая несет с собой негативный опыт.

События, которые могут привести к тревожным последствиям:

  • В обществе сложилось мнение, что личные особенности ребенка являются его недостатками. Например, склонность к ожирению, низкий рост, необычный тембр голоса, родимые пятна, врожденные дефекты.
  • Чрезмерно заботливые родители не позволили малышу вырасти самостоятельным, научиться преодолевать трудности, испытать триумф при освоении новых навыков.
  • Невнимательные родители в своих заботах не уделяли время малышу, чем внушили ему уверенность, что он лишний и ненужный, его потребности только мешают окружающим достигать важных целей.
  • Ребенку часто ставили в пример более успешных детей. Это научило его злиться на других, не верить в себя и добиваться хороших результатов не ради удовольствия, а для разовой похвалы.
  • Токсичная атмосфера в школе – самая частая причина низкой самооценки. Неуважение, нежелание прислушаться к детским потребностям, запугивания и подавление индивидуальности для удобства учителя приводят к последствиям, лечить которые детям предстоит много лет.

Если в жизни ребенка происходило хотя бы одно из этих событий, то наблюдаемые особенности поведения действительно говорят о низкой самооценке. Работать с этой проблемой можно в любом возрасте. Подросток не меньше дошкольника нуждается в профилактике и лечении депрессивных состояний.

Как поднять самооценку и уверенность в себе: советы психолога

Придать себе уверенности и повысить самооценку можно. Для этого нужно воспользоваться простыми советами психолога. Я опишу ниже 8 эффективных способов, позволяющих самостоятельно изменить отношение к себе в лучшую сторону.

Замечайте в себе лучшее

Среди грязи золотоискатели находят маленькие частички драгоценного металла. Каждый человек – это уникальная драгоценность. Если вы видите себя только в негативном свете, постарайтесь найти в себе уникальное золото, как специалисты по поиску этого драгметалла. Если не получается, вспомните свои успехи в учебе, работе, общении, составьте их список.

Преодолеть комплекс неполноценности поможет развитие обнаруженных у себя положительных моментов. Например, если вы хорошо запоминаете, можно учить иностранные языки. Можно подчеркивать свои физические особенности, если вы считаете их преимуществом. Но это не должно выглядеть броско и пошло.

Избавляйтесь от того, что вам не нравится

Я не говорю о физических недостатках. Их, наоборот, со временем вы превратите в свои преимущества – визитную карточку, можно сказать. Вы заметили, что поздно встаете и многое не успеваете? Самое время потрудиться и выработать привычку рано вставать. Кстати, это очень полезно для работы всех органов, а еще один секрет: чтобы рано встать, нужно рано ложиться спать!

Выработка силы воли на избавлении от слабых сторон позволит вам не бояться людей. Вы свое достижение можете при случае подчеркнуть. Ведь одним из лайфхаков уверенных людей и является выработка хороших привычек и избавление от мешающих жить. Искоренить надоевшие черты или привычки поможет составление аффирмаций.

Игнорируйте злые языки

Не всегда люди могут нас понимать и принимать. Но это не повод гнобить себя и снижать самооценку. Нет ни одного человека, который мог бы прожить вашу жизнь и понять вас в полноте, поэтому старайтесь игнорировать нетактичные замечания в ваш адрес, злобные и саркастические шуточки, подколы, посмеивания, шепот за спиной.

Есть замечательная фраза: “Если вы слышите злобный шепот за спиной, радуйтесь – вы впереди”. Чрезмерная зависимость от мнения других людей, пусть даже родственников, заставит вас проживать чужую жизнь.

Освобождайтесь от любого рода критики

Если сравнивать, негатив как смола тянет ботинок назад при движении тела в будущее. Именно так происходит с критикой. Если она направлена на себя, это приводит к самоунижению, человек сам себе наносит удар ниже пояса.

Критика, направленная на других, тоже ничего хорошего вам не принесет. Настраивайтесь на позитив, старайтесь больше улыбаться в разумных пределах, конечно. Старайтесь в любых событиях искать положительные моменты, проще относиться к некоторым вещам.

Только для женщин: найдите новое увлечение

Женщины в отношениях с мужчинами часто страдают от заниженной самооценки. В основном такое отношение основывается на непринятии своей внешности

Чтобы воспринимать себя адекватно, найдите какое-либо увлечение, например, займитесь рукоделием и общайтесь на эту тему на форумах, разводите цветы, уделите внимание занятию спортом. Занятость и развитие положительно влияют на самовосприятие

Сравнение с другими вредит вашему здоровью

Перестать быть застенчивым человеком на самом деле несложно. Когда мы сравниваем себя с другими людьми, особенно это свойственно девочкам-подросткам, мы невольно втягиваем себя в состояние застенчивости, если вдруг собеседник в чем-то успешнее.

Чтобы самому себе не портить жизнь, перестаньте сравнивать себя с другим человеком. Вспомните себя несколько лет назад, проанализируйте, чего вы достигли. Сравнивайте себя с собой вчерашним, позавчерашним, чтобы мотивировать себя достигать большего.

Смотрите правде в лицо, составляя свои планы

Часто вы что-то не успеваете из-за неправильной оценки своих сил, возможностей и времени. От этого портится настроение, и вы начинаете себя ругать за несостоятельность. Начать себя уважать можно с малого – составить маленький список дел. Если все равно не справляетесь, посмотрите, какой пункт из плана вызывает наибольшее затруднение, откорректируйте его.

Похвала – лучшая поддержка

Лучшее, что вы можете сделать для себя, – поощрение. Хвалите себя за маленькие и большие победы. Сегодня приготовили вкусный ужин – отличная хозяйка, провели переговоры без проблем – можно побаловать себя чем-то вкусненьким (но не переусердствуйте со вкусненьким – потом будете поощрять за занятия в спортзале).

Формирование самооценки личности

Самооценка личности развивается в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В существенной мере от социума зависит, как человек будет себя оценивать. Немаловажную роль в формировании самооценки личности занимают оценки окружающих людей, а также личные достижения индивида.

В психологии под самооцениванием понимают представление индивида о значимости своей личной деятельности среди других индивидов, а также оценивание себя и личных качеств, чувств, достоинств, недостатков, выражение их закрыто или открыто.

Самооценку личности относят к устойчивым психологическим характеристикам человека. Ее очень трудно изменить, поскольку она формируется в раннем детстве и зависит не только от врожденных факторов, но и от обстоятельств в жизни. Значимое влияние на нее производит отношение окружающих, поскольку самооценка формируется вследствие непрерывного сравнения себя с другими людьми. Чтобы преодолеть себя, следует бросить трезвый и смелый взгляд внутрь себя, изучить свой темперамент, характер, другие психологические свойства, необходимые в межличностном взаимодействии.

Как привести самооценку в норму: практические рекомендации

Высокая самооценка — это проблема психологического характера. Для решения понадобится много времени и сил. Люди с высокой самооценкой могут обратиться к психологу за помощью, главное, чтобы это было добровольно.

Если у человека завышена самооценка, он может выполнить следующее упражнение:

  • на листе бумаги необходимо записать 10 главных достоинств;
  • каждое нужно оценить по степени выраженности по шкале от 1 до 5;
  • затем следует попросить сделать то же самое своих друзей, родственников;
  • далее полученные результаты сравниваются и анализируются.

Если оценки сильно отличаются, нужно подумать над тем, почему так произошло. Следует постараться определить настоящую причину этих расхождений в себе, собственном поведении, а не в других людях.

«Ты самая красивая на свете»

Дошколятам такие фразы приходится слышать нередко – сегодня модно взращивать лидеров и внушать неотразимость бизнес–малышам, не видящим преград перед собой. В психологии это называется аффирмация – установка, которая влияет на последующее поведение.

Но все хорошо в меру. Знакомство с неудачами лучше организовать в раннем возрасте, чем лечить чадо от неврозов, когда возникнут первые подростковые трудности в общении и достижениях.

Вы чаще критикуете или хвалите своего ребенка?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Начальные классы – период, когда на самооценку в большей степени влияют успехи в учебе

Первый учитель – самый авторитетный старший в жизни младшего школьника, и важно выбирать современного педагога, который развивает таланты, помогает в становлении лучших личностных качеств

Самооценка подростка часто зависит от мнения сверстников. Ведущая деятельность в этом возрасте – общение и познание всех граней социальной жизни взрослого. Каждый день подростка – это соревнование во взрослости, учеба отходит на второй план. Девочки зацикливаются на внешности, мальчики – на физической силе.

Детям подросткового возраста сложно адекватно оценивать себя, потому что уверенное ощущение взрослости конфликтует с недостаточным жизненным опытом. Результат этого конфликта – тревожность, неуверенность в себе, колебания самооценки, снижение школьной успеваемости.

Упражнения на повышение самооценки у подростков

Для формирования адекватной самооценки упражнение «Обо мне» предназначен для того, чтобы помочь детям определить свои собственные положительные черты и характеристики и признать свои достижения. Ребенку требуется дописать эти предложения на свое усмотрение.

  • Я был очень счастлив, когда …
  • Мои друзья любят во мне…
  • Я горжусь…
  • Моя семья была счастлива, когда я…
  • В школе я хорош в…
  • Что-то, что делает меня уникальным, это …

Упражнение «Самоуважение»

Это упражнение отлично подходит для любого возраста, но этот шаблон предназначен специально для маленьких детей.

В этом рабочем листе перечислены три запроса на завершение предложения для каждого дня недели, начиная с понедельника.

На понедельник вашему ребенку предлагается ответить или заполнить следующие предложения:

  1. Что я сегодня хорошо сделал …
  2. Сегодня мне было весело, когда…
  3. Я чувствовал гордость, когда…

Во вторник:

  1. Сегодня я достиг …
  2. У меня был положительный опыт с…
  3. Что я сделал сегодня для кого-то …

Среда:

  1. Я чувствовал себя хорошо, когда…
  2. Я гордился кем-то другим…
  3. Сегодня было интересно, потому что…

В четверг вашему ребенку предлагается:

  1. Я чувствовал гордость, когда…
  2. Положительная вещь, которую я увидел…
  3. Сегодня я достиг …

Подсказки пятницы включают в себя:

  1. Что я сегодня хорошо сделал …
  2. У меня был положительный опыт (человек, место или вещь)…
  3. Я гордился кем-то, когда…

В субботу:

  1. Сегодня мне было весело, когда…
  2. Что я сделал для кого-то …
  3. Я чувствовал себя хорошо, когда…

И, наконец, воскресные:

  1. Положительная вещь, которую я увидел …
  2. Сегодня было интересно, потому что…
  3. Я чувствовал гордость, когда…

Выполнение этих занятий каждый вечер в течение недели должно помочь вашему ребенку чувствовать себя более оптимистично и начать сосредотачиваться на хороших вещах, которые случаются, а не на плохих.

От чего зависит становление самооценки

Самооценка определяется как представление человека о важности своей личности и деятельности. Ключевую роль в формировании того или иного уровня самооценки играют характер взаимоотношений с окружающими (ценность) и достижения индивида (компетентность). В раннем детстве круг общения у малыша предельно сужен, потому в основном на его психологическое становление влияют родители

При этом ребенок далеко не сразу начинает осознавать себя как отдельное существо. Лишь в 2-3 года происходит становление его самосознания и восприятия себя как независимого деятеля

В раннем детстве круг общения у малыша предельно сужен, потому в основном на его психологическое становление влияют родители. При этом ребенок далеко не сразу начинает осознавать себя как отдельное существо. Лишь в 2-3 года происходит становление его самосознания и восприятия себя как независимого деятеля.

Обратите внимание! Примерно в возрасте 3-4 лет происходит кризис самостоятельности, когда ребенок начинает выражать крайний негативизм, упрямство и своеволие. Чересчур строгие правила и жесткие меры наказания, применяемые в этот период, могут навсегда подавить волю малыша и заложить фундамент для его низкой самооценки на долгие годы. В возрасте 4-5 лет дети уже способны давать определение своим личностным качествам, замечать не только достижения в играх и общении, но и неудачи

Окончательно формируется способность выносить себе оценку к 7 годам. Дальнейшее становление самооценки младшего школьника в основном зависит от результатов деятельности в учебе

В возрасте 4-5 лет дети уже способны давать определение своим личностным качествам, замечать не только достижения в играх и общении, но и неудачи. Окончательно формируется способность выносить себе оценку к 7 годам. Дальнейшее становление самооценки младшего школьника в основном зависит от результатов деятельности в учебе.

Родное плечо

Конечно, самое эффективное слово – родительское. Поэтому в случае замеченных тревожных признаков надо менять курс воспитания от критического на более равноправный:

просто советовать;
акцентировать внимание на том, что хорошо получается;
спросить у ребёнка его мнение при покупке какой-то одежды для него или других вещей;
научиться выслушивать его мысли;
дать ему возможность высказывать свое мнение;
совершать самостоятельные поступки, иметь собственные интересы.
относиться к нему как к личности и всеми силами стараться его понять;
исподволь просто втянуть ребёнка в любой разговор, где позже можно коснуться и чего-то ранящего его самолюбие;
категорически забыть проводить какие-то параллели по любому поводу, особенно сравнивая с ровесниками.

Необходимо понять, насколько значительны для подростка понимание и поддержка. Он должен быть уверен, что, обращаясь к отцу или матери, найдёт всегда близкого по духу человека, который воспринимает его тревоги и проблемы как свои, без лишнего осуждения. Главное, сохранить психическое здоровье подростка.

Исследование влияния самооценки на успешность

Психологи давно занимаются изучением вопроса о том, как связаны уверенность в себе и достижение значимых социальных целей. В журнале по социальной психологии были опубликованы результаты исследования ученых из университета Вирджинии о том, как самооценка влияет на жизненные успехи людей. Исследование включало несколько этапов.

Сначала более 150 тысяч человек, обратившихся за кредитами для развития малого бизнеса, спрашивали о том, как они работают. Также собиралась информация об образовании, доходах, социальном классе этих людей. На этом этапе ученые пришли к выводу, что люди с лучшим образованием и более высоким доходом переоценивают качество своей работы.

На втором этапе исследование проводилось в Интернете, где люди проходили тесты на самооценку и оставляли данные о своем образовании и доходах. И это исследование также показало, что люди из более высокого социального класса имели завышенную самооценку. На третьем этапе проводилась оценка того, насколько уверенно держатся люди из разных социальных классов на собеседовании и насколько адекватно они оценивают результаты своего труда. Оказалось, что также люди из более высоких классов держатся увереннее прочих и выглядят компетентнее. Таким образом, ученые пришли к выводу, что социальный успех связан с высокой самооценкой и уверенностью в себе. Люди, высоко оценивающие свой потенциал, быстрее и лучше выполняют свою работу, претендуют на более высокие должности и получают лучшие результаты в работе. Среди миллионеров практически нет неуверенных в себе людей.

Родители в роли психолога

В эпоху интернета отец и мать могут взять на себя роль психолога для подростка, если вдруг заметили у него заниженную самооценку. Специалисты советуют провести тест на определение самооценки подростка. После этого можно провести с ребенком беседу о том, что нужно себя любить и принимать со всеми недостатками. Скажите несовершеннолетнему, что каждый может ошибиться, и это его право

Важно донести сыну или дочке, что не стоит концентрироваться на недостатках. Посоветуйте ребенку общаться с уверенными в себе ребятами

Для случаев, когда ситуация вообще выходит из-под контроля, и подросток теряет уверенность в себе, предложите ему использовать упражнение с глубоким вдохом и выдохом. Нужно дышать и считать до 10. Это поможет плохим мыслям отойти, а уверенность в своих силах поднимется. Общайтесь больше со своими детьми, просите у них совета, покажите, что они для вас значимы.

Особенности восприятия мира в зависимости от темперамента ребенка

Подростковый возраст начинается в 11 и длится до 15 лет. Именно на этом этапе ребенок переходит от детства к зрелости. Этот период еще называют «критическим», потому что происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации и биологической зрелости юношей и девушек. Индивидуальной особенностью несовершеннолетнего, как и других индивидов, является темперамент. Именно он часто влияет на то, как подросток воспринимает все, что с ним происходит. Черты темперамента заложены в человеке на генетическом уровне, и сильно их видоизменить нельзя. Как поднять самооценку и уверенность подростку? В этом могут помочь следующие сведения:

  • Сангвиники в подростковый период обладают повышенной активностью, энергичные, работоспособные, легко принимаются за новые дела. Таких детей «сложно выбить из седла».
  • Холерики очень активные, несдержанные, вспыльчивые, нетерпеливые. Иногда они впадают в крайность, их самооценка то падает, то поднимается.
  • Флегматики менее чувствительны и эмоциональны. Они редко смеются и остаются спокойными при неприятностях. Флегматики более уверенны в себе. Терпеливость и выдержка помогают им обладать собой.
  • С меланхоликами дела обстоят труднее всего. У них высокая чувствительность и большая инертность. Это часто ведет к слезам, обидчивости. У меланхоликов часто проявляется неуверенность в себе.

В подростковом возрасте складываются и закрепляются черты характера

Очень важно, чтобы ребенок правильно воспринимал все, что с ним происходит. Поэтому очень важно следить за уровнем самооценки подростков

https://youtube.com/watch?v=ftuOWCizIFc

Какая самооценка у моего ребенка

Застенчивый дошкольник отворачивается от соседки по площадке и молча берет предложенную конфету. У родителей паника: «Наш ребенок не уверен в себе!» Но вдруг ему просто не хватает опыта общения и выражения эмоций?

Не утрируйте! Стеснительный ребенок психологически здоров. Робость и стеснительность – естественное поведение для дошколят. На другом краю нормы – неудержимая вербальная активность и смелое желание познакомиться со всеми подряд. Таким образом – через внешнюю демонстрацию – формируется характер.

Родительский взгляд на особенности личности ребенка не всегда объективен. Мать и отец склонны завышать или занижать оценки. Часто они не учитывают возрастные нормы. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом, как воспитать ребенка уверенным в себе, стоит узнать, нужно ли это именно сейчас – провести диагностику.

В видеоролике ниже приводятся примеры разных игр и упражнений, чтобы легко узнать какая самооценка у вашего ребенка.

Диагностика самооценки в раннем детстве (до 6 лет)

Первый год жизни – этап закладки характера. Вопрос, как повысить самооценку ребенку, ее диагностика в этот период не имеют смысла. Возрастную границу для диагностических методик провести сложно, удобнее ориентироваться на уровень развития речи. Как только речь становится активной и развернутой, с ребенком можно проводить беседы по диагностическому протоколу.

Диагностика самооценивания у школьников (6–10 лет)

Попросите нарисовать семь кругов и распределить в них имена всех близких людей (допускаются и животные) и слово «я». Сдвиг влево – свидетельство повышения самооценки. Экспресс-методика позволяет также определить круг доверенных лиц школьника. Встревожить должны такие результаты:

  • размещение «я» с 5-го по 7-е место (очень заниженная оценка собственной значимости);
  • окружение «я» пустыми ячейками;
  • окружение «я» животными или неодушевленными предметами.

В перечисленных случаях ищите контакт с чадом и помогайте ему обретать уверенность в своих силах. Повторите тест через несколько недель, сравните результаты. Подметьте также, как изменится успеваемость и эмоциональное состояние, когда ребенок начнет получать поддержку.

Диагностика самооценки у подростка (12-18 лет)

Подросток – едва ли не самый нежный в психологическом плане возраст. Поэтому лучше применять стандартизированные и верифицированные методики, не требующие личного контакта с исследователем. В домашних условиях диагностику лучше не проводить, но подтолкнуть подростка к самопознанию – хорошее средство.

Пусть изучит свой характер, когнитивные способности, интеллект, а заодно и самооценку. В профессиональном комплексе применяются специальные опросники и упражнения.

Советы психологов

Из этого следует, что для создания правильной самооценки у подростка, а она чаще всего бывает скорее заниженной, нежели слишком высокой, следует правильно к нему относиться. В этом плане психологи советуют применять так называемый «симметричный» стиль отношений, в основе которого лежит уважение к мнению и предпочтениям ребенка со стороны родителей. Такое своеобразное «партнерство» позволяет ребенку не оглядываться на рамки и нормы, заданные взрослыми, а формировать собственные критерии самооценки и своих возможностей, к тому же уважение подростка к самому себе во многом основывается на уважительном отношении со стороны взрослых.

Самооценка как таковая происходит из детства и основывается на методах воспитания, которые применялись к ребенку. При этом она выступает довольно важным свойством психики, которое регулирует поведение, отношения с другими людьми, рамки критичности относительно своих возможностей и успехов. Один из первых вестников низкой самооценки – это сомнения.

Испытывая их, подросток теряет массу возможностей, времени, потенциала, не решаясь перейти к реальным действиям и что-то изменить в своей жизни. Для человека с низким уровнем самоуважения такая линия поведения кажется выгодной в долгосрочной перспективе: отказываясь от попыток чего-либо достичь, то есть не рискуя, подросток тем самым защищает себя от негативных переживаний и чувств, связанных с возможной неудачей. Такое состояние склонно к аккумуляции, так что в конечном счете даже те дела, с которыми подросток ранее легко справлялся, становятся для него непосильными психологически.

Психологи дают конкретные советы, дающие возможность избежать подобного осложнения при правильном подходе в воспитании подростка:

Привейте ребенку с ранних лет привычку отказаться от сравнения себя с окружающими. Он должен понимать, что идеальных людей нет и всегда есть кто-что, кто лучше тебя в том или ином деле.
Отучите его ругать себя за какие-либо неудачи. В то же время ребенок должен привыкнуть принимать комплименты или похвалу.
Всегда одобряйте его успешные поступки и любые, даже самые маленькие достижения. Это научит ребенка ценить свои успехи.
Приучите подростка к положительным аффирмациям

Позитивное мышление и постоянный настрой на успех всегда положительно влияют на самооценку индивида.
Обратите внимание и на себя. Научитесь понимать и поддерживать своего ребенка

Постарайтесь выстроить взаимоотношения с ним таким образом, чтобы он ощущал уважение и внимание, а не давление с вашей стороны.
Оказывайте любую, моральную или же материальную поддержку подростка в его увлечениях и интересах.

Последствия низкого самовосприятия в юношеском возрасте

Часто психическое и физическое здоровье девочки или парня зависят от уверенности в себе. Родителям не стоит забывать об этом. Вот к каким негативным последствиям может привести низкая оценка себя:

  • теряется устойчивость к стрессовым ситуациям;
  • возникает депрессивное настроение;
  • появляются различные страхи;
  • нарушаются функции желудочно-кишечного тракта.

Конечно же, ни один родитель не желает, чтобы такое происходило с его ребенком

Поэтому очень важно помочь несовершеннолетним поднять уверенность в себе. Психологи рекомендуют советы и упражнения, как поднять самооценку подростку

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: