Уровень самооценки
Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.
Заниженная
Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.
Во внешних проявлениях у такого индивида выражены:
- частая самокритика;
- регулярно возникающее чувство вины;
- желание угодить другим людям;
- боязнь сделать что-то неправильно.
При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.
Низкая
Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.
Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:
- извинения к месту и не к месту;
- невротическое чувство вины;
- постоянные оправдания своих слов и поступков;
- отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах.
При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.
Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится». К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.
Нормальная
Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.
Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:
- способность принимать решения и нести за них ответственность;
- спокойное выражение своего мнения;
- стрессоустойчивость;
- адекватное восприятие критики со стороны;
- реалистичность ожиданий.
Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.
Высокая, завышенная
Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.
Характеристики человека с завышенной самооценкой:
- нарциссизм, самолюбование;
- непереносимость любой критики;
- непоколебимая уверенность в своей правоте;
- обвинение в неудачах окружающих;
- отсутствие привычки просить прощения, даже если виноват;
- постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
- отсутствие желания и навыков слушать оппонента.
Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.
Онлайн-тренинги. Есть ли польза?
В интернете с легкостью можно найти множество программ, рассчитанных на самостоятельную проработку уверенности. Программы эти требуют денег и времени. Но, по сути, никто не станет более уверенным в себе, если не заставит себя выйти из онлайн-кабинета навстречу жизненным невзгодам. Формирование самооценки не закладывается в то время, когда индивидуум просто сидит в Интернете. Надо общаться с людьми и уметь чувствовать себя комфортно в любой незнакомой обстановке.
Но польза от онлайн-тренингов, несомненно, есть. Программа поможет разобраться в спокойной обстановке с какими-то внутренними установками, которых вы раньше не замечали, обнаружить и проработать некоторые внутренние противоречия. Но не более.
Упражнение 5. «Образ уверенности»
Данное упражнение – из арт-терапии. Представьте, как выглядит ваша уверенность, в виде какого образа. Это может быть неодушевленный предмет, животное, растение, человек, волшебное существо… Словом, все, что угодно! Перенесите образ уверенности на бумагу. Нарисуйте его, как можно подробнее, детальнее. Ограничений здесь нет. Ваши художественные навыки не имеют значения. Главное, рисовать то, что чувствуете, видите. Анализировать рисунок не надо. Цель упражнения – в самом процессе. Потом можно полюбоваться на свое творение, понаблюдать за своими эмоциями и физическими ощущениями.
Что значит уверенность в себе
Как мы понимаем, это свойство личности, основанное на позитивном восприятии своих умений и возможностей, которые позволят обеспечить достижение поставленных задач и удовлетворить житейские потребности. Уверенные люди не боятся совершать ошибки и всегда стремятся к совершенству.
Они свободны от мучительных сомнений, имеют объективную самооценку и трезво взвешивают собственные перспективы. Все эти качества помогут человеку стать успешным, форсировать преграды и добиваться главных целей.
Часто переоценка своих сил, имеющихся навыков и знаний граничит с самоуверенностью. И наоборот, преуменьшение внутренних резервов вызывает нерешительность и комплексы. Как развить психологическую силу и уверенность, рассмотрим далее.
Такие отрицательные свойства личности, как раздутое самомнение и вера в собственное совершенство, всегда приводят к самонадеянным поступкам и делам
Самоуверенные люди любят искушать судьбу, не принимая во внимание реальные угрозы и даже риск для жизни
Рекомендуем
«Бизнес-тренинги онлайн: как выбрать наиболее подходящий вариант» Подробнее
Нерешительные, напротив, боятся принимать решения и часто сомневаются в своих способностях, квалификации и опыте. Они склонны все делать по указке руководства и более ответственных коллег. Причина неуверенности – недоверие к себе, и это чувство следует искоренить.
Вышеописанные негативные черты характера приносят только вред, поэтому гораздо лучше, если вы найдете золотую середину.
Чтобы понять, как развить уверенность в себе, необходимо знать все ее приметы. Вот главные из них:
- иметь высокую ответственность;
- знать цену словам и не давать пустых обещаний;
- непрерывно совершенствоваться;
- обосновывать все решения;
- быть готовым помогать и воодушевлять окружающих;
- уметь попросить поддержки;
- воспринимать неудачи как полезные уроки, набираться опыта и быть мудрее;
- гармонично развивать свой ум, укреплять тело и силу духа.
Уверенные люди, независимо от пола, имеют свойство привлекать успех одним лишь тем, что не боятся что-либо терять. Все они знают цену рискам и не позволят себе совершить большие промахи. Они остаются на плаву даже в том случае, когда внешне ситуация напоминает поражение. Главное то, что это замечательное свойство личности всегда можно развить.
Как преодолеть стеснительность и развить уверенность робкому человеку, читаем далее. Но для начала перечислим те черты характера, которые присущи неуверенному человеку:
- страх ошибиться;
- сдерживание эмоций;
- пессимистичные надежды на грядущий день;
- дефицит социальных навыков, боязнь коммуникаций и толпы;
- медлительность в решении задач;
- подверженность мнению других людей;
- стремление снять с себя ответственность.
Эти люди предпочитают, чтобы с ними рядом всегда был кто-нибудь ответственный за важные решения.
Самооценку в любом случае придется повышать, даже если человек доказывает, что для него это лишнее. А иначе как развить в себе уверенность и решительность? Когда работник твердо ручается за выполнение определенных обязательств, ему не нужен для страховки компетентный сотрудник, так как надежда на окружающих теряет свою актуальность.
Что такое повышение самооценки?
Самооценка – это отношение человека к самому себе. Изначально человек относится к себе нормально. Однако родители, воспитатели, учителя, общество, друзья и любимые люди начинают постепенно вмешиваться в данный процесс, высказывая свое мнение о том, каким человек является. В зависимости от внушаемости человека, он либо сам определяет свои качества, либо поддается мнению окружающих, начиная думать о себе то, что думают они.
Чаще всего можно встретить людей с пониженной самооценкой, нежели с завышенной. Этому нередко способствуют окружающие люди. Еще Марк Твен говорил, чтобы люди избегали тех, кто подрывает их веру в себя, поскольку это свойственно мелочным персонам, а великие индивиды, наоборот, стараются внушить веру окружающим, что те могут быть успешными.
На самом деле человек всегда стремится окружить себя такими персонами, как и он сам. Люди называют друзьями тех, кто имеет такие же интересы, как и у них. Люди называют любимыми тех, кто живет теми же ценностями, что и они. Врагами становятся те, кто живет противоположным образом. Человек всегда стремится, чтобы его окружали похожие на него люди.
Что происходит, если рядом с человеком появляется индивид, непохожий на него? Он пытается сделать его похожим на себя. Здесь человек либо повышает самооценку партнера, либо понижает. Все зависит от того, на каком уровне находится сам партнер. Если человек чувствует себя ниже партнера, тогда пытается его опустить, то есть понизить его самооценку, чтобы сделать похожим на себя. Если человек чувствует себя сильнее и счастливее другого, тогда он пытается повысить самооценку партнера, чтобы также сделать его похожим на себя.
Человек может понижать самооценку у одних людей и повышать ее у других. Все зависит от того, на каких уровнях люди находятся по отношению друг к другу.
Человек всегда хочет быть окружен похожими на себя людьми. У одних он будет повышать самооценку, у других понижать, а с третьими просто общаться, если он не чувствует себя ниже или выше по сравнению с ними.
Причины появления завышенной самооценки
Чаще всего высокая самооценка формируется в момент первичной социализации. Завышение мнения о себе происходит в процессе воспитания родителями, обучения в дошкольных образовательных учреждениях, школе. Человек с завышенной самооценкой в более зрелом возрасте уже не способен сломать установившиеся в сознании направления общения с окружающими.
Причины завышенной самооценки кроются в следующем:
Нарциссизм родителей. Проблема начинает зарождаться в период воспитания детей. Ребенок не получает удовлетворения эмоциональных потребностей в должной мере, т.к. родители воспринимают его и относятся к нему как к способу самоутверждения. Завышенное самомнение компенсирует нехватку этих положительных переживаний.
Причиной завышения самооценки может стать то, что индивид — первый или единственный ребенок в семье. Особенно данная проблема проявляется в семьях, которые долго не могли завести ребенка.
Проблемой может стать избалованность в детстве
Это происходит в тех случаях, когда родители неверно выстроили взаимоотношения «ребенок-взрослый»: уделяли ему чрезмерное внимание, ставили его интересы на первое место, ни в чем не ограничивали малыша, удовлетворяли все прихоти по первому требованию, несмотря ни на что.
Внешность. В некоторых случаях человеку свойственно считать себя лучше других из-за собственной привлекательности
Яркая внешность воспринимается человеком как некое преимущество перед окружающими. Чаще всего такая манера поведения присуща женщинам, нежели мужчинам.
Завышенную самооценку могут сформировать преподаватели, учителя. Некоторые педагоги выделяют учеников на основе личных симпатий, высокого материального, социального положения родителей школьника.
Отсутствие испытаний собственных способностей. Например, ребенок может хорошо справляться с нагрузкой в обычной школе, но учеба в более престижном заведении потребовала бы от него больше усилий. Если индивид так и не встречает на своем пути серьезных испытаний, он может начать приписывать себе наличие выдающихся способностей.
Наличие редкого природного таланта. О таких людях часто говорят, что они уникальны, поэтому у человека складывается высокое мнение о себе.
Финансовая обеспеченность. Когда индивид ни в чем не нуждается, его самооценка становится чрезмерно завышенной.
Личности, у которых имеется повышенная уверенность в себе, нередко вступают в конфликт с людьми, чей уровень самооценки намного ниже их.
Причину высокого уровня самомнения в каждом конкретном случае можно определить с помощью методов психодиагностики.
Аутогенная тренировка
Как быстро восстановить силы? Как снять напряжение? Как быстро отдохнуть? Все это можно сделать при помощи очень мощной методики под названием аутогенная тренировка.
Очень важной характеристикой этого метода является отсутствие противопоказаний. Овладеть этой техникой способен каждый!. К сожалению, часто, об аутотренинге люди узнают только на приеме у психолога или на различных тренингах
Но большинству успешных людей метод знаком и они применяют аутотренинг для отдыха и для самонастройки
К сожалению, часто, об аутотренинге люди узнают только на приеме у психолога или на различных тренингах. Но большинству успешных людей метод знаком и они применяют аутотренинг для отдыха и для самонастройки.
Аутотренинг основан на активном самовнушении на фоне релаксации (мышечного расслабления). Аутотренинг впервые предложен в 1932 году немецким врачом И. Г. Шульцем, хотя элементы его применялись раньше в рамках медитативных практик. Шульц показал, что без всякой помощи гипнотизера люди могут входить в состояние покоя, расслабленности, частичного и полного сна, которые считаются первыми стадиями гипнотического транса.
Аутотренинг И.Г. Шульца до сих пор является наиболее надежным и действенным методом психотренинга.
При создании аутотренинга И.Г. Шульц опирался на работы Николая Бехтерева и опыт индийской йоги. Аутотренинг — это не что иное, как европейский вариант йоги. Можно также сказать, что это то самое звено, которое поможет европейцу постичь йогу.
Упражнение 5. «Образ уверенности»
Данное упражнение – из арт-терапии. Представьте, как выглядит ваша уверенность, в виде какого образа. Это может быть неодушевленный предмет, животное, растение, человек, волшебное существо… Словом, все, что угодно! Перенесите образ уверенности на бумагу. Нарисуйте его, как можно подробнее, детальнее. Ограничений здесь нет. Ваши художественные навыки не имеют значения. Главное, рисовать то, что чувствуете, видите. Анализировать рисунок не надо. Цель упражнения – в самом процессе. Потом можно полюбоваться на свое творение, понаблюдать за своими эмоциями и физическими ощущениями.
Ещё один миф о самооценке
Сейчас про самооценку можно найти очень много информации в свободных источниках. И почти в каждом случае вы столкнётесь с такой логикой:
- вы зависите от мнения окружающих, потому что у вас низкая самооценка;
- вы боитесь совершить ошибку, потому что у вас низкая самооценка;
- вы не можете отстоять своё мнение, потому что у вас низкая самооценка и т.п.
Знаете, мне это очень напоминает сценку «Уральских пельменей» про «потому что гладиолус». Прекрасное слово, которое можно притянуть к чему угодно! Просто волшебное слово, потому что магическим образом, без какой-либо логики объясняет всё что угодно: «В любой непонятной ситуации работайте с самооценкой».
Но вот вам моя маленькая история, которая докажет, насколько несостоятельна логика типа «вы боитесь совершить ошибку, потому что у вас низкая самооценка».
Я всю жизнь считала, что у меня нет голоса, я не умею петь и вообще не попадаю в ноты. Когда-то, ещё в детстве, мне об этом сказала учительница музыки. С тех пор на протяжении почти 30 лет я не пела, даже в дУше и в душЕ.
Позже я поработала над уверенностью в себе и преодолела свой страх ошибок. Я стала принимать себя и перестала бояться ошибиться, сделать неправильно, некрасиво, потерпеть неудачу, опозориться. И я стала петь в караоке. Я просто получала от этого удовольствие, мне нравилось так проводить время с друзьями!
Через какое-то время я познакомилась с очень талантливым и опытным педагогом по вокалу. Она, послушав меня, сказала, что у меня очень хороший голос, прекрасный слух и в ноты я попадаю замечательно. Да, конечно, нужно работать и развивать, но голос есть.
Поверила ли я ей? Не особо. Вернее, разумом – поверила. Но моя оценка моего голоса осталась прежней. По сути, у меня сейчас заниженная самооценка в отношении моих вокальных данных, но при этом у меня нет страха прилюдно «плохо» спеть в караоке.
Моя самооценка не влияет на мои поступки, а социальная смелость и уверенность в себе – влияют.
Фото Pixabay
Главный же секрет уверенности заключается в том, что себя нужно ценить, а не оценивать!
Всегда буду рада помочь вам преодолеть все препятствия на пути к подлинной уверенности в себе.
Упражнения для повышения самооценки
«Действуем от противного»:
- Представляйте событие, которого вы ужасно боитесь.
- Ищите варианты того, как бы вы поступили в этой безысходной ситуации.
- Улыбнитесь и поверьте в то, что вы способны на все.
«Создание нового мира внутри себя»:
- Присядьте поудобнее, на свой любимый стул или в любимое кресло.
- Расслабляйтесь.
- Закрывайте глаза.
- Вздохните и выдохните несколько раз (глубоко и вдумчиво).
- Отпускайте все негативные мысли.
- Представляйте себя именно такой, какой хотите быть и сейчас, и всегда.
- Представляйте себя прямо перед зеркалом.
- Рассматривайте свое отражение в воображаемом зеркальце.
- Скажите отражению, что вы самая лучшая.
- Вставайте со стула (с кресла) и подходите к настоящему зеркалу.
- Скажите те же слова (о том, что вы самая лучшая), рассматривая себя уже в реальности.
«Два листочка пополам»:
- Берите несколько листочков бумаги.
- Разделяйте (складывайте) их аккуратно пополам в вертикальном «положении».
- Пишите те негативные качества и черты, которые не нравятся вам в себе (писать их нужно в первой половинке листочка).
- Берите второй листочек.
- На его первой половине напишите те свои качества, которые вы в себе уважаете и обожаете.
- Берите листок с «вредными» качествами.
- Напротив каждого негативного качества описывайте ситуацию, в которой это самое качество могло бы быть весьма полезным.
- Берите листочек с качествами, имеющими положительный оттенок.
- Напротив каждого хорошего качества напишите ситуацию, в которой оно (это качество) сыграло бы далеко не замечательную роль.
«Спонтанная самопрезентация»:
- Берите большой листок бумаги.
- Напишите речь про себя.
- В речи описывайте ваши успехи, ваши хорошие качества, ваши «подвиги» и ваши хорошие поступки.
- Дополните речь похвалой себя.
- Перечитывайте эту речь по несколько раз в день и каждый день.
«Красивый сосуд из хрусталя»:
- Становитесь лицом к солнышку.
- Прищурьтесь хорошенько.
- Поставьте себе цель увидеть солнечные лучики сквозь прищуренные глаза.
- Запомните первый лучик, который сможете заметить.
- Закрывайте глаза крепко – накрепко.
- Представляйте, что все ваше тело – это огромный и пустой сосуд.
- «Переполняйтесь» лучиками солнца.
- Спустя три минуты прикройте лицо ладонями.
- Резко «одерните» ладошки от лица.
«Превращение в силу»:
- Становитесь прямо.
- Поднимайте обе руки к груди.
- Крепко сожмите руки в кулаки.
- Со всей силой «выбрасывайте» кулаки наверх.
- Выкрикивайте в самый момент выброса, что вы – сила, что вы самый богатый и самый сексуальный человек.
- Упражнение повторяйте от пяти до восьми раз.
«Знакомство наугад»:
- Одевайтесь красиво.
- Выходите на улицу.
- Езжайте на проспект (так как там более оживленная «местность»).
- Подходите к любому молодому человеку и заводите с ним знакомство.
ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ
Процесс оценивания всегда связан с неким сравнением. Сравнение может быть либо с эталоном, либо с какой-то единицей измерения. Наверное, все мы помним, как нас оценивал в детстве на уроках учитель. Для учителя есть некий эталон — ответ идеального ученика-отличника и есть ответ конкретного ученика. На этом сопоставлении, сравнении и базировалась оценка учителя.
Процесс выработки личностью самооценки также связан со сравнением. Только в данной ситуации личность сравнивает себя сама с неким эталоном. В качестве эталона может выступать либо другой человек, либо собственный идеальный образ. Идеальный образ себя – это тот образ, к которому мы стремимся.
Например: «У моего одноклассника Виталика в 30 лет есть уже и собственный дом и машина крутая и семья. Да… далеко мне до него…» Здесь оценка себе выставляется с опорой на образ другого человека. Этот пример демонстрирует процесс выработки оценки своих возможностей в сравнении с достижениями других людей. Мы, конечно же, сравниваем себя с другими людьми. И в этом есть польза мы понимаем через этот процесс, каков уровень наших возможностей
Важно, чтобы этот процесс носил в больше степени рациональный характер, а не эмоциональный. Если это сравнение не приводит к активному желанию себя усилить, например, через обучение, а скорее расстраивает и демотивирует, и снижает активность, то данная привычка совсем не полезна для самооценки и, по большому счету, бессмысленна. Ведь, возможно, вы обладаете другими достоинствами, которых нет у объекта сравнения
Если же ситуацию изменить нельзя, усилив свои слабые качества, или компенсировав какими-то другими, то эффективнее сосредоточиться на своих сильных сторонах и делать ставку на них
Ведь, возможно, вы обладаете другими достоинствами, которых нет у объекта сравнения. Если же ситуацию изменить нельзя, усилив свои слабые качества, или компенсировав какими-то другими, то эффективнее сосредоточиться на своих сильных сторонах и делать ставку на них.
Постоянное внутреннее эмоциональное акцентирование своих слабостей по сравнению с другими людьми, без возможности изменить ситуацию, ведет к чувству неуверенности и несостоятельности. Это не способствует успеху.
Или другой пример: «С детства мечтал стать знаменитым хирургом. Пока только учусь в ординатуре, но со временем…» В данном случае самооценка базируется на сравнении своего собственного идеального образа с уровнем своих же реальных достижений.
Если сравнивать эти два способа формирования самооценки, то они различаются по своему назначению. Формирование самооценки, основанное на сопоставлении своих возможностей с возможностями других людей необходимо для формирования представления об уровне своих возможностей и своем месте в социуме. Второй вариант формирования самооценки является двигателем в достижении своих внутренних личных целей. Это — внутренний компас, показывающий нам в правильном ли мы движемся направлении, приближаемся ли мы к исполнению наших заветных желаний или отдаляемся от него. Оба варианта формирования самооценки, как правило, в той или иной мере, присутствуют у каждого человека. Первый способ самооценивания появляется в более раннем возрасте. Второй способ характеризует уже более зрелую личность, которая ставит перед собой задачи самореализации, владеет целеполаганием и сознает уровень своих ресурсов и возможностей. Если же основой самооценки и для постановки своих личных целей преимущественно выбираются достижения и цели другой личности, не созвучные собственным стремлениям, наклонностям и возможностям, то легко можно оказаться на ложном пути, ведущему к разочарованию в себе и разъедающей душу зависти, либо к высокомерию и остановке в собственном развитии.
Тренинг повышения самооценки
Адекватная самооценка – редкое явление, при котором человек сам оценивает свои качества, не боится признать наличие отрицательных сторон, замечает за собой положительные черты, при этом все про себя понимает и знает. Можно сказать, что адекватная самооценка – это отношение, которое возникает у человека в собственный адрес после изучения самого себя и принятия себя таким, каким человек является. В некоторой степени этому способствуют многочисленные тренинги, которые предлагают свои услуги по повышению самооценки.
На сегодняшний день существует много тренингов по повышению самооценки. Их основными задачами являются:
- Развитие любви к себе. Люди с заниженной самооценкой считают любовь к себе эгоизмом, которое чаще всего порицается. На самом деле человек должен быть немного эгоистичным и влюбленным в самого себя, чтобы быть успешным и способным даже кому-либо помогать.
- Адекватное реагирование на критику окружающих. Уже говорилось о том, что самооценка часто формируется на основе тех мнений, которые человек слышал в свой адрес. Если человек близко к сердцу принимает отрицательную критику, верит в нее, занимается самобичеванием, тогда у него будет падать самооценка. Тренинги позволяют научиться адекватно реагировать на критику.
- Раскрытие собственных талантов, которые будут позволять повышать самооценку. Ведь отношение человека к самому себе меняется, когда он начинает понимать, что у него есть сильные стороны, он может совершать хорошие поступки, достигать успеха и пр.