Повторная попытка классификации
После введения фундаментальных понятий у учёного сформировалась новая теория личности. Лазурский Александр Федорович положил в её основу принцип активного приспособления индивида к окружающей среде. Хотя исследователь решил оставить прежнее деление на типы и уровни.
Личности низшего уровня подвержены влиянию среды и с огромным трудом адаптируются к её требованиям. Данный уровень в классификации учёного получил название «неприспособленные». К среднему уровню Лазурский причислял людей, у которых хватало способностей для получения образования и ведения в дальнейшем успешной деятельности. Это «приспособленные» члены общества. Ну, и высший уровень людей Александр Федорович назвал «приспособляющие». Такое определение объясняется довольно просто. Представители данного уровня способны подстраивать среду под свои запросы, которые в разы выше, чем у представителей низших уровней.
Одну из ключевых ролей в данной классификации играет соотношение эндо- и экзопсихики. Именно оно определяет «чистоту» того или иного типа. К «чистому» типу Лазурский относит тех, чья профессиональная деятельность, интересы и приобретённый навыки соответствуют природным свойствам их нервно-психической организации. В этом случае наблюдается гармоничное единение эндо- и экзопсихики. Ну, а в «переходных», «комбинированных» типах это равновесие нарушено.
Ещё несколько месяцев совершенствовал свою классификацию Лазурский Александр Федорович, книги которого имеют для современных психологов большую ценность. Вскоре в свет вышел ещё один его труд — «К учению о психической активности». В ней исследователь обобщил результаты шестилетних экспериментов, описав различные методы изучения внутренних механизмов индивида объективными способами.
Характерология
В 1906 году Лазурский Александр Федорович написал «Очерк науки о характерах». Исследователь предлагал в нём решить некоторые проблемы общей психологии. Сделать это учёный хотел с помощью создания новой науки — характерологии, которая должна изучать индивидуальные особенности компонентов психической организации человека, а также разные способы их сочетаний, обусловливающих разнообразие характеров. Эти различия Лазурский подробно проанализировал через призму такого термина, как «наклонность», введённого им самим. По мнению Александра Федоровича, в основе формирования наклонности лежит неоднократное повторение человеком определённых сторон психического процесса.
Учёный признавал, что современные методы анализа не объясняют факторов, обуславливающих существование наклонностей. Главной задачей характерологии он видел создание научно обоснованных описаний индивидуальности.
Выпущенное в 1908 году издание «Школьные характеристики» стало результатом применения данной теории на практике. Александр Федорович выбрал одну из закрытых школ и начал экспериментально исследовать характеры её учеников. Лазурский включил в книгу характеристики всех детей, чей возраст был от 10 до 15 лет. Издание он дополнил подробными данными экспериментальных исследований. Помимо этого, герой данной статьи рассмотрел некоторые сложные проявления личности и подробно их проанализировал. Идём далее.
Источники
- На сайте, посвященном А. Ф. ЛАЗУРСКОМУ дана его интеллектуальная биография и подробная библиография научных трудов (по исследованиям проф. Е. В. Левченко, опубликованным в кн. Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная / Вступ. ст., коммент., примеч. Е. В. Левченко) — СПб.: Алетея, 2001,-288 с.
Лазурский Александр Федорович (фото см. ниже) — русский психолог и врач, ученик В. М. Бехтерева. Является автором характерологии. Это психологическая концепция индивидуальных различий, которые рассматриваются в тесном взаимодействии с функционированием нервных центров. Александр Федорович одним из первых начал исследовать личность в естественных условиях жизнедеятельности испытуемого. В статье будет представлена биография учёного.
Начало жизненного пути
Александр Федорович Лазурский родился 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1874 года в городе Переяславе Полтавской губернии (ныне Переяслав-Хмельницкий, Киевская область, Украина). Через несколько лет после рождения его отец, священнослужитель, получил приход в уездном городе Лубны. Здесь Лазурский поступил в мужскую гимназию, окончил ее с отличием, а в 1891 году уехал в Петербург, где поступил в Военно-медицинскую академию. В Санкт-Петербурге судьба свела его с величайшим ученым того времени, одним из основоположников холистических знаний о человеке в отечественной науке В.М. Бехтеревым, под руководством которого в анатомо-физиологической лаборатории при клинике душевных и нервных болезней им. Возможно, именно атмосфера научного поиска, царившая в лаборатории, определила жизненное решение Лазурского — его ориентацию не на медицинскую практику, а на научную деятельность.
На ранней стадии своей научной деятельности молодого ученого интересовала анатомия мозга. Его первые научные работы, выполненные в студенческие годы и опубликованные в журнале «Неврологический вестник» города Казани, были посвящены этой теме.
В ноябре 1896 г. на заседании Петербургской клиники душевных и нервных болезней студенты Лазурский и Акопенко представили на обсуждение результаты своего психофизиологического исследования «Влияние мышечных движений (ходьбы) на скорость умственных процессов». В работе рассматривалась динамика протекания психических процессов (простая реакция, процессы различения, подбора, подсчета чисел и подбора рифм) до и после мышечной нагрузки. Авторы пришли к выводу, что мышечные движения оказывают «ускоряющее воздействие» на умственные процессы, хотя этот эффект проявляется по-разному в зависимости от изучаемых конкретных явлений. Следует отметить идею, уже выраженную в этой ранней работе, о том, что «индивидуальность должна учитываться при анализе взаимосвязи между психическими и физиологическими процессами».
С самого начала своей творческой деятельности Лазурский принимал активное участие в жизни научного сообщества. В «Обзоре психиатрии» неоднократно публиковались его доклады о научных дискуссиях того времени, в которых он сам принимал участие. Своего рода признанием молодого ученого стало его избрание в 1899 году действительным членом Петербургского общества психиатров и невропатологов.
После окончания Академии с отличием в 1897 году Лазурский был оставлен для продолжения исследований и «научного совершенствования». Свою научную деятельность он совмещал с лечебной практикой, работая в приюте для душевнобольных и в школе для детей с психоневрологическими отклонениями.
Уже в раннем творчестве Лазурский заложил основы объективного, научного подхода к пониманию человека и изучению его психики. Ученый был глубоко убежден, что прогресс в развитии психологических знаний обусловлен их связью с естественнонаучной методологией, с изучением естественных основ психической деятельности; он подчеркнул невозможность развития проблем психологии без опоры на знания в области анатомии и физиологии центральной нервной системы. Следуя традиции клинической школы Бехтерева, Лазурский придавал большое значение изучению психопатологии и считал ее важным условием углубления знаний о механизмах функционирования психики в норме.
Основные сведения о жизненном и творческом пути русского психолога А.Ф. Лазурского
Известный русский психолог родился в семье приходского священника в местечке Прилуки, близ Переяславля Полтавской губернии, 31 марта 1874г. /ст. стиль/. Из восьми детей достигли совершеннолетия только трое, будущий ученый был младшим и более слабым по состоянию здоровья.
Глава семьи одновременно являлся преподавателем духовных учебных заведений, считаясь одним из лучших учителей, поскольку: «славился тем, что у него не было неуспевающих по греческому языку». /80. с.1/. Позднее он становится настоятелем кафедрального собора Полтавы, последняя церковная должность: митрополит Полтавский. Принципом воспитания у Лазурских было правило: «ты можешь — значит должен. Несмотря на принадлежность к духовному сословию по воле родителей все дети учатся в светских учебных заведениях, дающих широкое и перспективное образование. Вслед за старшим братом Владимиром он также заканчивает классическую мужскую гимназию г. Дубны Полтавской губернии с золотой медалью и решает стать врачом, поступив в 1891г. в Военно-Медицинскую Академию.
Выбор будущей профессии был неожиданным для родственников, они в основном занимались педагогической деятельностью, например, дядя со стороны матери И.С.Андриевский был директором Глуховского педагогического института Черниговской губернии, автором нескольких книг по философии славянофильства.
В Петербурге Александр дает частные уроки, которые помог найти бывший сослуживец отца. На третьем курсе ему назначается стипендия за успехи в учебе, что так же давало ряд льгот: право бесплатного прослушивания лекций, компенсацию части стоимости железнодорожных билетов и т.д. Но постепенно Лазурский приходит к мысли о том, что его интересы в науке и профессиональной деятельности не могут быть замкнуты только в пределах чисто физиологических вопросов. В письме к брату он заключает: «я чувствую, что не могу с любовью заниматься этими исследованиями, что мне потребно нечто большее… литература, музыка, науки моральные… Предмет, что я получил /медицина/ на другой стороне. Мне нужна деятельность государственная, среди людей, а не среди жаб. «/124. с. 14/
Именно в этот период, на третьем курсе Академии, начинается сотрудничество с В.М.Бехтеревым, создающим лабораторию изучения свойств нервной системы. Официальное её открытие состоялось в 1895г. и реально она занимается проблемами из области нейрофизиологии. Предметы и курсы, которые обеспечиваются практической базой на её основе, предназначаются для студентов старших курсов и врачей, но руководитель разрешает Лазурскому заниматься вместе с другими сотрудниками.
Уже с І895г. в научных изданиях, создаваемых и редактируемых Бехтеревым, начинают публиковаться отчеты о результатах исследований Лазурского в соавторстве с другими участниками работы, а затем самостоятельных. Даже при такой направленности планов научной работы лаборатории автором в особый пласт параметров выделялся материал, который прямо может быть соотнесен с психологическими свойствами. Например, в экспериментах по исследованию корреляции гемодинамики и характеристик психических процессов совместно с Акопенко делается вывод о необходимости учитывать индивидуальные особенности психики испытуемых /49. с. 143/
По свидетельству брата лаборатория первоначально привлекла внимание будущего ученого возможностью знакомится с той психологической литературой, что поступает в организуемую при ней библиотеку
Здесь были «Очерки психологии» Вундта и другие монографии, оказавшие серьезное влияние на становление отечественной науки. В этот период в учебных планах подготовки врачей нет психологии, преподавание идет только в университетах.
Важным этапом в биографии ученого стал 1896г., когда после получения диплома «лекаря с отличием» он начинает интернатуру в клинике нервных и душевных болезней при Академии. Подтверждением компетентности Лазурского в сфере психологии становится первая большая статья по проблемам индивидуальности, многие её положения имели программное значение для дальнейших научных поисков автора. В публикации подчеркивалась принципиальная разница теоретических позиций Вундта и русского ученого. Для первого центр психологических исследований должен был находится в области экспериментальных методов изучения простейших психических функций, высшие формы психики он считает слишком сложными для инструментального подхода. Приоритетными у Лазурского были идеи гуманизации психологических исследований с целью раскрытия уникальности личности.
«Психология общая и экспериментальная»
Именно под таким названием вышла новая книга Лазурского в 1912 году. В ней учёный подробно изложил своё Психические феномены он рассматривал как реально существующие. А саму психику считал вполне закономерным и естественным этапом эволюции. По мнению Александра Федоровича, физиологическое и психологическое являются двумя составляющими единого биологического процесса, который разворачивается в коре головного мозга. В результате у Лазурского сложилось субъективнее понимание психологии. В основу его системы лёг принцип рефлекса, а также биологически обусловленная активность психики.
Проблема методологии психологического исследования в работах А. Ф. Лазурского.
Одним из центральных вопросов в творчестве Лазурского является совершенствование психологических инструментов. Результаты Лазурского были подвергнуты критике со стороны его научных оппонентов с точки зрения идеалистической философии, но они объективно помогли улучшить эти теоретические позиции. Об эволюции взглядов психолога можно судить по изменениям в его терминологии. Например, понятие склонности активно использовалось на первом этапе его научной работы; оно было заимствовано из работ представителей «реальной психологии» и применено автором с точки зрения соблюдения принципа единства анализа соматических и психологических аспектов человеческого поведения.
Лазурский всегда рассматривал «стимулы» без дифференциации на эти две сферы, то есть они имели универсальный характер, а применение категории «склонность» позволяло интерпретировать поведение из всего спектра вероятных причин. Они функционировали здесь как аналог «стимулов», значение которых имеет стохастический оттенок, поскольку ученые не предполагали жесткой связи между возбудителем и склонностью.
Среди важнейших работ первого этапа его жизни и деятельности — его работа «О взаимной связи психических свойств и методах их исследования». В ней Лазурский выдвинул идею целостного подхода к анализу психических явлений и предложил схему изучения психических качеств, обобщившую критерии психических явлений в работах своих предшественников. Этот список был раскритикован научными оппонентами как произвольный и не имеющий практической ценности. Критики отрицал идею о возможном измерении высших форм психических проявлений, что было бы главной точкой речи. Позднее Лазурский исключил масштабирование ментального качества в баллах, но принцип учета интенсивности функциональных показателей будет присутствовать во всех его работах.
Выбор Лазурским научных областей исследований полностью раскрывается в его письмах к родственникам, так что уже в 1898 году.
Еще в 1898 г. он определил написание двух книг как одну из своих задач в психологии: «Основы общей и экспериментальной психологии» и «Очерки о науке характера». Очерки о науке характера», опубликованные в 1906 г., можно считать свидетельством завершения этапа формирования научных взглядов ученого; здесь были систематизированы теоретические положения Лазурского, примененные в начальный период его научной деятельности. По мнению Л.С.Выготского, его монография «Общая и экспериментальная психология» стала лучшим учебником по психологии среди российских изданий первой четверти ХХ в.
Окончательное формирование теоретических взглядов психолога на ряд фундаментальных вопросов науки завершилось вскоре после того, как они были преобразованы в целостную теорию с внутренней логикой и структурной иерархией.
Этот вывод подтверждается вторым этапом научной деятельности, который следует понимать как призыв к анализу социальных взаимодействий личности как фактора, определяющего ее внутренние характеристики. Для того, чтобы показать специфику исследований в этой области, Лазурский применил категорию «отношения», которая стала базовым понятием психологического анализа взаимодействий между личностью и обществом. Результаты этой работы были в значительной степени обобщены в монографии «Классификация личностей». Эта типология, по мнению самого Лазурского, выходит за рамки конвенциональной характерологии, так как учитывает психофизиологические характеристики индивида
Включив физиологический аспект в структуру целостного анализа личности, ученый подчеркнул важность этих данных для психологии, определив «биологическую психологию». В истории российской психологии термин «биологическая психология», как определение ее сущности, использовался также В.Ф
Чиж, Н.Н. Ланге, Г.И. Россолимо и другие психологи, но в каждом конкретном случае содержание отражало индивидуальные взгляды этих ученых и рассматривалось Лазурским как чисто психологическое. Это означало, что исследователь сконцентрировался на функциональном значении качества. В работе Лазурского соматические вопросы учитывались только с целью выявления особенностей взаимодействия физического и ментального в тех случаях, когда физиология, очевидно, может выступать в качестве причины психологических явлений.
Биография
Был сотрудником В. М. Бехтерева , профессором Педагогической академии и в Санкт-Петербурге. Разработал учение о личности и типах характера («характерологию ») на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер («эндопсихика»), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру («экзопсихика»). В своей классификации опирался на известные к его времени данные о деятельности нервных центров. Одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого.
Младший брат Владимира Федоровича Лазурского (1869-1947) — филолога и историка литературы, приват-доцента Новороссийского университета по кафедре западно-европейской литературы, мужа украинской актрисы Натальи-Михайловны Богомолец-Лазурской, члена украинского просветительского общества «Просвита» в г. Одесса, активного сторонника украинского языка и украинской независимости (поддерживал УНР).