Как понять, что у вас есть ригидность мышления, и избавиться от нее
В норме ригидность — это не заболевание, а черта личности. В клинической психологии и психиатрии она может быть симптомом расстройства. Для лечения таких случаев пациентов тестируют и направляют к специалисту.
Вера Толмачева, клинический психолог, аспирантка Сеченовского университета, сотрудница Психиатрической клинической больницы № 1 им Н. А. Алексеева:
«Ребенок испытывает неуверенность при необходимости что-либо решать, ему трудно рассматривать альтернативные способы решения проблемы. Я часто сталкиваюсь с ригидностью мышления у пациентов, которые в детстве испытывали агрессию со стороны родителей. В работе я использую техники когнитивно-поведенческой терапии, чтобы пациенты научились видеть альтернативные точки зрения на проблему. А в когнитивно-поведенческой терапии используют сократический диалог для критического исследования значений и последствия со всех сторон ригидных мыслей».
Сократический диалог — метод в психотерапии, при котором психолог задает клиенту вопросы:
на которые клиент может ответить на основании своих знаний;
которые привлекают внимание клиента к информации, ранее находившейся не в фокусе его внимания;
которые направляют от частного к общему, чтобы в итоге клиент смог либо переоценить свое прошлое заключение, либо сконструировать новую идею.
Ригидность отрицательно влияет на интеллект, усиливается при обсессивно-компульсивном и шизоидном расстройствах и делает личность более авторитарной, особенно в стрессовых ситуациях. При этом даже «бытовая» психологическая ригидность может негативно сказываться на развитии: она ограничивает свободу мышления и действий.
Вера Толмачева:
«Наличие бытовой ригидности можно проверить по нескольким пунктам, например, если вы:
- всегда четко соблюдаете установленные правила;
- не хотите или не можете признавать собственные ошибки;
- чрезмерно упрямы;
- педантичны;
- настороженно относитесь ко всему новому, не изменяете привычкам;
- неохотно идете на риск;
- часто зацикливаетесь на мыслях;
- не приемлете даже незначительных отклонений от плана».
Психологическую ригидность в пределах нормы можно корректировать. Вот несколько способов:
- Пытайтесь рассматривать трудные ситуации свежим взглядом и оценивать их с других позиций. Придумывайте несколько стратегий для решения одной проблемы.
- Научитесь концентрироваться на мысли, что все происходит здесь и сейчас. Размышление в текущем временном отрезке помогает уйти от стереотипного мышления и осознать, что жизненный опыт и теоретические установки не всегда помогают.
- Изучайте противоположные мнения — читайте книги и смотрите фильмы, с идеями которых не согласны, вслушивайтесь в аргументы человека, с которым спорите.
- Меняйте привычки — отмечайте праздники в больших компаниях вместо узкого семейного круга, ходите новыми маршрутами, пробуйте новые хобби.
- Постарайтесь отказаться от постоянного контроля и зацикленности — откладывайте несрочные дела, отвлекайтесь от работы для разговора с коллегами, научитесь проигрывать и идти на компромисс.
Теория угрозы наказания (threat of punishment theory)
Суть теории угрозы наказания состоит в предположении, что состояние, связанное с переживанием за свою судьбу, будущее, находит свое отражение в психофизиологических процессах испытуемого, поскольку при определенных обстоятельствах вопросы, истина в отношении которых может иметь негативные последствия для опрашиваемого (увольнение с работы, штраф, лишение свободы и т.д.), будут активировать симпатическую нервную систему и вызывать физиологические изменения, которые могут быть зарегистрированы.
Иначе говоря, теория основывается на актуализации страха перед возможными неблагоприятными последствиями. Под страхом понимается эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Страх возникает в результате предвосхищения и направлен в будущее. Применительно к проблемам полиграфологии это означает, что предвосхищение будущих возможных неблагоприятных последствий вызывает у испытуемого соответствующие психофизиологические реакции на ложь.
Вместе с тем данная теория не объясняет причины психофизиологических реакций, которые мы наблюдаем у испытуемого в ситуациях отсутствия угрозы наказания. Так, например, в стимульном тесте на имя, проводимом не в юридически релевантной (значимой) ситуации профотбора или расследования уголовного дела, а в учебных целях мы, тем не менее, наблюдаем психофизиологическую реакцию на ложь, которую в соответствии с идеями названной теории наблюдать бы не должны.
Кроме того, в ситуации, если человек будет убежден, что ему наказания не избежать и нет уже страха наказания (допустим, подозреваемый (обвиняемый) находится несколько месяцев в СИЗО, по делу собрана достаточная доказательственная база, будучи в изоляторе, он уже претерпевает лишения, смирился с этим и в результате этого потерял страх перед наказанием), то в соответствии с этой теорией у испытуемого уже не должны возникать физиологические реакции на предъявляемые стимулы (вопросы вопросника, карточки с цветами и цифрами и т.д.), а на практике они возникают.
Эмпатическое слушание
Эмпатическое слушание — подразумевает совмещение понимания и сочувствия-сопереживания. Противоположным является бесчувствие, равнодушное слушание собеседника или выступающего. Эмпатия во время коммуникативного акта — это понимание эмоционального состояния речевого партнера, которое он проявляет через свою речь, его переживаний и выражение ему в своих репликах этого понимания, какого-то сочувствия, хотя и не обязательно согласия со всем, что он говорит, духовно-нравственного принятия. Можно, например, слушая, понять затруднительность, трагичность положения человека, его радость от каких-то жизненных успехов, но все же не быть согласным со всем его поведением — состояние студента, исключенного из института, трагизм положения алкоголика, радость школьника по случаю отмены занятий. Это и есть эмпатия, а если вы вашими репликами даете о ней знать собеседнику, то это эмпатическое слушание. Связано с понятием «чуткость», подчас имеет немало общего с речевой тактичностью. |
Теория конфликта (conflict theory)
Суть теории конфликта состоит в том, что в процессе полиграфной проверки имеет место конфликт между необходимостью лгать и с детства закрепленной в каждом человеке установкой на негативное отношение ко лжи, что и вызывает комплекс психофизиологических реакций, фиксируемых полиграфом. Необходимость лгать происходит из потребности выжить, а негативная установка на ложь исходит из потребности следовать социальным нормам. Таким образом происходит конфликт между должным и сущим (необходимым и желаемым).
Однако данная теория «работает» только в том случае, если у человека сформирован негативный аттитюд (социальная установка) ко лжи. Здесь нужно сделать небольшое теоретическое экспозе в общую и социальную психологию и пояснить, что мы имеем в виду под термином «установка».
Первоначально термин «установка» использовался в психологии для обозначения психофизиологической готовности организма реагировать на те или иные стимулы. Сам этот термин впервые появился в экспериментальной психологии: в конце XIX в. немецкие психологи Л. Ланге, а позднее Г. Мюллер и Т. Шуман обнаружили, что в процессе повторения одних и тех же действий у человека вырабатывается определенная предрасположенность, готовность к восприятию и реагированию на конкретную внешнюю ситуацию одним и тем же образом. Это явление и получило название «установка». Затем уже Г. Эббингауз соотнес установку с теми или иными психическими состояниями индивида, возникающими в процессе совершения привычного действия.
В отечественной общей психологии для термина «установка», по Д.Н. Узнадзе, существует обозначение в английском языке — set.
Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии. Отличие этой традиции заключается в том, что с самого начала категориальный строй исследований, расставленные в них акценты были ориентированы на проблемы социально-психологического знания. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд» (от англ. attitude — «отношение»), который в литературе на русском языке переводится либо как «социальная установка», либо употребляется как калька с английского (без перевода) «аттитюд».
Впервые в социально-психологическую терминологию понятие аттитюда было введено У. Томасом и Ф. Знанецким в работе «Польские крестьяне в Европе и Америке» (1918 — 1920 гг.); под аттитюдом понималось состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта.
Возвращаясь к проблеме полиграфологии, нужно отметить следующее. Если негативной установки (аттитюда) ко лжи у человека не сформировано, то психофизиологических реакций на ложь у человека не должно быть, которые, тем не менее, мы наблюдаем у испытуемых в ходе специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа в ключе «детектора лжи». Следовательно, можно предположить, что существует иной ключевой фактор, кроме отрицательной социальной установки ко лжи, и другие объяснительные гипотезы психофизиологического феномена.
Также необходимо обратить внимание на то, что в рамках этой теории для существования конфликта у человека должно быть чувство вины. Однако чувство вины может не возникать у виновного (экстрапунитивность), в то же время оно, чувство вины, может возникнуть и у невиновного
Так, люди с высокой интрапунитивностью склонны брать на себя вину даже за те правонарушения, к которым они личностно не причастны, то есть в которых они не виновны. Этот феномен в психологии хорошо изучен. Так, люди с акцентуацией характера по пятому октанту по типологии Т. Лири — «покорно-застенчивый тип» — отличаются полной покорностью, повышенным чувством вины, которое может быть им навязано.
Что такое перенос в психологии
Перенос в психологии – это перекладывание эмоций с недоступного эмоционально значимого объекта на доступный объект. Это замещение, которое не осознается самим человеком. Нельзя путать это с «отыгрыванием» эмоций, их выплеском. Это не то же самое, что избить куклу, представив, что она ненавистный начальник. В этом случае человек понимает, что он пытается заменить одно другим и выплеснуть агрессию социально приемлемым путем. При переносе человек не понимает этого. Он видит в ком-то значимого человека из прошлого и ведет себя с ним так же, как в старых отношениях. Тот, на кого перенесли чувства, как правило, тоже не понимает этого.
Понятие переноса в психологии
Под переносом в психологии понимают перенос эмоций и чувств, влечений, фантазий, установок, защитных механизмов с одного объекта (того, кому они реально адресованы) на доступный объект. Как правило, речь идет о переносе эмоций в отношении кого-то из прошлого на людей в настоящем. Речь идет как о позитивных, так и о негативных эмоциях, но чаще психологи имеют дело с переносом негатива (страх, обида, ненависть).
Как правило, в качестве образца для переноса выступают люди из детства. Специфика переноса в том, что человек не просто ищет образец среди других людей, он склонен приписывать качества образца тем людям, которые ими не наделены, и взаимодействовать с ними в рамках этих качеств.
Для подсознания не существует прошлого и настоящего. Ему интересны только готовые шаблоны. Анализ каждой новой ситуации и поиск новых моделей поведения требует больших энергетических затрат. Вот подсознание и пытается вести нас по пути меньшего сопротивления: примерить готовый шаблон поведения, модель старых отношений на взаимодействие с новыми людьми.
Перенос в психологии: примеры
Чаще всего образцом становится кто-то из родителей. И опять же пример может быть как положительным, так и отрицательным. Например, девочка из семьи алкоголика ищет мужа-алкоголика. Ребенок гиперопекающей матери в будущем ищет такую же жену.
Примеры переноса можно заметить невооруженным взглядом. Вне науки это называют злым роком, проклятием, венцом безбрачия и т.д. Например, женщина говорит, что все мужчины козлы, ей попадаются только сволочи или алкоголики, и это действительно так. Мистика? Нет, перенос. Она находит, видит и хочет видеть рядом с собой только таких мужчин.
А если перенос произошел с учетом приписывания каких-либо качеств, то ситуация выглядит еще интереснее. Два человека с переносом и без будут описывать одно и то же третье лицо по-разному. Например, с одной женщиной мужчина становится любящим мужем и отличным отцом, а для другой женщины – тиран и бестолочь.
Другой пример переноса: человек меняет одну работу за другой, но на каждом производстве ему попадается начальник-тиран. Кстати, каждый из них – копия отца-тирана. Совпадение? Нет, перенос во всей своей красе.
Процедура проведения
Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы.
Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен . быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.
Инструкция для взрослых:
«Вам сейчас будут показаны 24 рисунка (приложение в отдельных папке). На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером. Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».
Инструкция для детей:
«Я буду показывать тебе рисунки (приложение в отдельных папке), на которых изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».
Что такое проекция в психологии
Жизнь человека состоит не только из счастливых, но и из негативных фрагментов, вызывающих различные отрицательные эмоции. От внутреннего состояния и самочувствия зависит наше настроение, работоспособность и поведение. Отношение человека к себе, другим людям или различным событиям, которые происходят в его жизни, представляет собой сложную и цельную систему психологических процессов, большую часть которых мы даже не осознаем
Чтобы отвлечься от отрицательных моментов и справиться с тяжелыми чувствами, мы научились защищать собственную психику от воздействия внешних и внутренних раздражителей.
Впервые понятие психологической защиты ввел Зигмунд Фрейд. Согласно его теории, человек для борьбы с болезненными и тяжелыми эмоциями и переживаниями неосознанно начинает пользоваться механизмами защиты, которые помогают сохранить психологическое здоровье и цельность личности.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Одним из самых древних механизмов психологической защиты является проекция.
Определение
Проекция в психологии — один из первичных механизмов психологической защиты, при котором личность ошибочно приписывает свои собственные мысли, чувства, черты характера и желания окружающей среде.
Защитная сторона проекции проявляется в том, что индивид, наделяя внешние объекты характеристиками, которые на самом деле присущи ему самому, неосознанно перекладывает ответственность за собственные мысли или поведение на других. Благодаря этому он воспринимает свои неприемлемые чувства и мысли в качестве чужих, избегая при этом внутриличностного конфликта, обусловленного противоборством импульсов бессознательного с усвоенными им нормами и ценностями общества.
Проекция начинает формироваться у человека сразу после его рождения, развиваясь под влиянием различных запретов и табу, предписанных обществом. В процессе взросления и воспитания формируется понимание о том, что одобряется и не одобряется социумом. Как правило, то, что человек считает в себе неправильным, и импульсы, которые пытается в себе подавить, он бессознательно проецирует на других людей. Это может касаться не только отрицательных, но и положительных характеристик личности.
Также под воздействием защитного механизма у индивида может искажаться восприятие одной и той же ситуации. Например, если мы сами ведем себя вспыльчиво и нервно, то автоматически попытаемся оправдать свое поведение бессонницей, плохим настроением или другими внешними раздражителями. Но когда на нас орет начальник, скорее посчитаем его неуравновешенным и несдержанным, не задумываясь об истинных причинах такого поведения. Чаще всегда в других людях нас больше всего раздражают качества, которые в той или иной степени присущи нам самим.
Виды фрустраций
Сами фрустрационные ситуации Розенцвейг делит на два вида:
- первичная сложная ситуация, когда у человека отсутствует даже малейшая возможность удовлетворить собственную потребность;
- вторичный вид фрустрации, при которой на пути к удовлетворению желаний находятся те или иные препятствия.
Вопросник Розенцвейга в виде картинок основан на методике попадания субъекта в фрустрационную ситуацию второй категории. При этом используется метод пересечения потребностей двух персонажей на картинках. Например, служащий почты не может принять пищу, так как ему мешает приход посетителя и т. д. Даже если полностью убрать классификацию сложных ситуаций, то это не будет большой потерей, считает психолог. Важным является знание о реакциях фрустрации, которые положены в фундамент классификации.
Описание теста
Тест занимает промежуточное место между тестом ассоциации слов и тестом тематической апперцепции. ТАТ он напоминает тем, что использует картинки в качестве стимульного материала. Но в отличие от картинок ТАТа, эти рисунки весьма однообразны по характеру и, что является более существенным, употребляются для того, чтобы получить от субъекта сравнительно более простые и незамысловатые ответы, ограниченные как по длине, так и по содержанию. Таким образом, эта техника сохраняет некоторые объективные преимущества теста ассоциации слов и в то же время приближается к тем аспектам личности, которые стремится выявить ТАТ.
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно). Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы.
- А. Ситуация препятствия «я» (эгоблокинговые). В этих ситуациях какое-либо препятствие, персонаж или предмет останавливают, обескураживают, сбивают с толку, словом, любым прямым способом фрустрируют субъекта. Существуют 16 ситуаций этого типа. Например, ситуация 1.
- Б. Ситуация препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые). Субъект при этом служит объектом обвинения. Его призывают к ответственности или обвиняют другие. Таких ситуаций 8. Например, ситуация 2. Между этими двумя типами ситуаций имеется связь, т.к. ситуация «суперэгоблокинговая» предполагает, что ей предшествовала ситуация препятствия «я», где фрустратор был объектом фрустрации. В исключительных случаях субъект может интерпретировать ситуацию препятствия «сверх я» и обратно. Испытуемому вручается серия рисунков и даётся следующая инструкция: «Каждый из рисунков состоит из двух или более человек. Один человек всегда изображен говорящим определённые слова. Вам надо написать в пустом пространстве первый же пришедший Вам на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности быстрее».
Оговорка в инструкции относительно юмора возникла не случайно. Она основана на всём опыте использования этого теста. Оказалось, что комичные ответы, даваемые некоторыми субъектами, и, возможно, вызываемые карикатурным видом рисунка, трудно поддаются подсчету. Экспериментальное изучение этого ограничения в инструкции может оказаться весьма интересным. Затем показывают испытуемому, как надо давать ответ.
Протоколируется общее время теста. Когда испытание заканчивается, приступают к опросу. Субъекта просят прочесть один за другим его ответы, и экспериментатор подчеркивает особенности, например, интонации голоса, которые позволяют интерпретировать ответы согласно системе оценок. Если ответ короток или относится к очень редким, экспериментатор должен в процессе опроса уяснить его смысл.
Случается, что субъект плохо понимает ситуацию, хотя в этом случае само напоминание может быть значимым, опрос позволяет получить новый ответ, после того как субъекту объяснен смысл ситуации
Условно-рефлекторная теория (condition response theory)
Фундаментом условно-рефлекторной теории послужили идеи, сформулированные академиком И.П. Павловым при изучении высшей нервной деятельности.
Условный рефлекс — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду. Условные рефлексы возникают в течение жизни индивида и не закрепляются генетически (не передаются по наследству); они возникают при определенных условиях и исчезают при их отсутствии; формируются на базе безусловных рефлексов при участии высших отделов мозга. Условно-рефлекторные реакции зависят от прошлого опыта, от конкретных условий, в которых формируется условный рефлекс.
И.П. Павлов показал, что новый условный стимул может запустить рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у нее выделяется желудочный сок (это — безусловный рефлекс). Если же одновременно с появлением мяса звенит звонок, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звонок, даже если мясо не предъявлено. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения. В процессе деятельности формируются условно-стереотипные реакции. То есть человек, однажды совершивший кражу, будет испытывать одни и те же, родственные (смежные) переживания, поэтому может возникать чувство вины, стыда и т.д., что применительно к проблемам полиграфологии можно назвать приобретенным поведением.
Условный рефлекс формируется на базе безусловного. Безусловный рефлекс — это рефлекс, всегда реализующийся при действии на организм определенных раздражителей, генетически обусловленный нервной связью между органами восприятия и исполнительными органами. Человек рождается с тремя выраженными механизмами активации эмоций, которые по своему характеру являются безусловными: 1) сильный звук или внезапная потеря равновесия вызывает страх у ребенка; 2) ограничение его движений вызывает гнев; 3) легкое поглаживание создает состояние видимого удовольствия.
Суть условно-рефлекторной теории И.П. Павлова применительно к рассматриваемым нами проблемам полиграфологии состоит в том, что при проведении специального психофизиологического исследования на полиграфе в ключе «детектора лжи» значимые вопросы рефлекторно вызывают эмоциональную реакцию, поскольку эти вопросы связаны с прошлым опытом испытуемого и его знанием о том, что совершенный им поступок наказуем.
Иными словами, у виновного формируются условные рефлексы, обусловленные прошлым опытом опрашиваемого и вызывающие эмоциональную реакцию, где стимулом являются значимые вопросы.
Например, у человека, совершившего определенный противоправный поступок, в момент его совершения произошли определенные органические изменения на химико-биологическом уровне (было выброшено определенное количество адреналина в кровь, в результате участилось сердцебиение, поднялось артериальное давление и т.д.) и психическом уровне (событие оставило след в памяти человека; вызвало определенные эмоции — страха, гнева, удовольствия и т.д.). В дальнейшем в ходе СПФИ полиграфолог, задавая вопросы, как бы возвращает испытуемого в момент совершения преступления и заставляет переживать прошлое событие, вызывая условно-рефлекторную реакцию, проявляющуюся в виде физиологических реакций и регистрируемую полиграфом.
Этикет
Этикет — совокупность правил хорошего тона, в том числе речевых. Что до того, как вести себя, соблюсти тон, поддержать этикет, множество приличий самых тонких… то в этом они опередили даже дам петербургских и московских (Н. Гоголь, Мёртвые души). Ловко и тонко, то с далекими подходами, то с неожиданной, сбивающей сына с толку прямизной расспрашивала его: где он, у кого бывает в Петербурге, каких людей знает, и, наконец, прямо спросила: а с кем же ты живешь? Плодомасов понял, что вопрос материн предложен не в прямом его смысле, и гвардейская этикетность его и собственная скромность возмутились этим бесцеремонным вопросом (Н. Лесков, Старые годы в селе Плодомасове). |
Типы ригидного поведения
Внутри семьи человек с ригидностью мышления может жить вполне комфортно. Родственники со временем привыкают к проявлениям особенностей этого расстройства. Таким личностям сложнее поддерживать общение в разных социальных коллективах.
Болтун-террорист. Эти люди часто становятся душой компании. Они много и громко говорят, постоянно находятся в центре внимания. Но такого человека невозможно заставить замолчать
Он не умеет слушать, для него важно высказаться самому, остальные подождут.
Ворчун-негативист. У этого человека всегда все плохо
При каждом удобном случае он спешит поделиться жалобой на происходящее: плохая работа, старая машина.
Неверующий Фома. Такое поведение схоже с предыдущим типом. Но в этом случае личность не просто высказывает недовольства. Человек подвергает сомнениям все, что ему говорят. Таких еще называют циниками. Им неважно, что своей правдой они делают кому-то больно.
Цветочек. Этот человек держится от всех на расстоянии. Он старается быть незаметным, остается в роли наблюдателя. Такое желание быть в стороне от всех часто трактуется, как завышенная самооценка. «Цветочки» кажутся другим высокомерными, как будто никто не достоин быть в их компании.
Шут. На первый взгляд эти люди кажутся весельчаками и оптимистами. Они находят забавным все, что замечают. Другая сторона состоит в том, что смеются «шуты» часто над тем, что не следовало бы высмеивать — внешность, манеры, личные особенности. Черный юмор – их конек.
Конспиратор. Они замкнуты в своем пространстве, в которое допускают ограниченный круг людей. Их поведение похоже на тип «Цветочек», но конспираторы более ревностно охраняют свой личный мир.
Социальная группа всегда включает в себя людей с разными типами ригидности. Когда в коллективе есть каждый из представленных выше типов поведения, это приводит к частым конфликтам.
Если это рабочий коллектив, полезно проводить внутри группы психологические тренинги, направленные на сплочение. Такие сеансы помогут коллегам лучше понять друг друга.
Как ригидность влияет на людей
Влияние ригидности отражает эффект Лачинса. В ходе эксперимента в 1942 году психолог доказал, что опыт негативно действует на поиск новых решений. Первой группе студентов предложили получить 100 кварт воды (примерно 95 л), используя банки разных объемов. Задание решалось в несколько этапов, сложным способом с переливанием из одной банки в другую. Затем Абрахам Лачинс дал похожую задачу, которая выполнялась в два простых действия, но 81% учеников сделали ее прежним сложным способом. Вторая группа студентов, которым сразу предложили эту простую задачу, решила ее самым очевидным путем.
Эксперимент показывает, что ригидность мышления должна была облегчить проблему: студенты выполняли новую задачу уже знакомым способом. Но на деле психологическое качество «блокировало» более эффективный и очевидный способ.
Главный недостаток ригидности в том, что она препятствует изменению образа мышления и адаптации к новым обстоятельствам. Согласно исследованию Кембриджского университета, уровень психологической ригидности влияет на способность находить компромисс: люди с такой чертой склонны мыслить радикально, в том числе в политике. Американские ученые предполагают, что ригидность негативно сказывается на частоте ремиссий при тревожном расстройстве.
Если у человека есть психические отклонения, ригидность может их усугублять. Например, пациенты с расстройством пищевого поведения (РПП) часто соблюдают определенный режим питания из-за мысленной установки «после шести нельзя есть, иначе я потолстею». Такие ограничения могут привести к нервным срывам: пищеварительная система работает постоянно и требует пищу не только до шести часов вечера.
Мария Данина:
«Общаясь с ригидными людьми, важно понимать природу их затруднений. Им действительно может быть трудно действовать иначе, а новизна вызывает сильную тревогу
Успокаивающее и нормализующее общение, которое поддерживает их самооценку, поможет наладить контакт. Важно закладывать время на адаптацию к изменениям, действовать постепенно, не требовать немедленной реакции, проявлять терпение».
Таблица 5
Зависимость защитного (ED)
типа реакций от ригидности – флексибельности мышления
Факторы |
Уровень |
Тнабл>Ткр |
EDO — ED1 |
0,02 |
2,42 > 2,39 |
Таким образом, в результате проведенного
исследования мы получили возможность дифференцировать индивидуальные
особенности человека и личностные качества на способствующие освобождению от
фрустрации (и в этом значении являющиеся детерминантами свободы личности) и
препятствующие освобождению — затягивающие человека в переживания, в то время
как необходимо действовать (детерминанты несвободы). На тенденцию выступать
детерминантами свободы или несвободы влияет соотношение индивидуальных
особенностей человека (в том числе индивидуальных качеств мышления), и
личностных качеств, содержание каждого качества, степень его выраженности,
потенциал для активизации и взаимоподкрепления
(конгруэнтности) процессов осознания, переживания и собственно деятельности.
При нарушении соотношения (гармонии), блокировании какой-либо стороны свободы
шансы на освобождение от состояния фрустрации сокращаются.
Сформированные в неблагоприятных условиях жизни
акцентуации характера проявляются ярче в ситуации фрустрации.
94
В исследовании обнаружено, что в целом акцентуации
характера мешают принятию конструктивного решения — препятствуют освобождению
от фрустрации. Те акцентуации (а их большинство), которые в
своей основе и в соотношении друг с другом и личностными качествами
способствуют проявлению отрицательных эмоций, редукции рефлексии, при
столкновении человека с трудностями продолжения действия или сохранения
контакта, оказались в прямой зависимости с препятственно-доминантным
и защитным типами реакций — тревожность, возбудимость, застревание,
циклотимность (в периоде дистимности).
Однако некоторые акцентуации характера, сопряженные
с положительным эмоциональным фоном, качествами интеллекта — высоким уровнем
абстрактности мышления, флексибельностью и личными
качествами, способствующими конструктивному принятию решения и его реализации,
наоборот, содействовали выходу из фрустрирующих
ситуаций: гипертимность, циклотимность
(в фазе гипертимности), возбудимость, эмотивность, экзальтированность. Можно предположить, что
при встрече с серьезными жизненными затруднениями эти акцентуации вряд ли
способствуют эффективному, реальному преодолению трудностей: гипертимики часто не замечают или обесценивают, нивелируют
препятствия (слишком легкомысленно к ним относятся); циклотимики
зависят от фазы гипертимии или дистимии, в которой
они находятся в данное время; возбудимость, эмотивность,
экзальтированность (особенно при невысоком уровне развития абстрактного
мышления) усиливают зависимость человека от эмоций.
В связи с изучением феномена свободы личности вопрос
о фрустрации, способах ее преодоления приобретает особое значение в научном
плане — для понимания детерминант феномена свободы от фрустрации и в
практическом — для формирования способности противостоять фрустраторам:
преодолевать барьеры конструктивным способом.
1. Кузьмина Е.И.
Психология свободы. М., 1994.
2. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: о месте психического во
всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.,
1957.
3. Easterbrook I.A. The determinants of the tree will. A psychological analysis of responsible, adjustive
behavior. N.Y.: Acad. Press, 1978.
Поступила в редакцию 4.XI 1996 г.