Личность и её формирование в детском возрасте, Божович Л.И.
Личность и её формирование в детском возрасте, Божович Л.И. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В ИХ РЕШЕНИИ. Значение психологических исследований для педагогики. При современном уровне научного знания вся созидательная деятельность людей опирается на знание закономерностей тех явлений и процессов, которыми человек стремится овладеть и управлять в соответствии с поставленными задачами. Педагогика также должна быть построена на основе научных данных. Чтобы систематически и целеустремленно формировать человека, необходимо знать законы этого формирования и опираться на них в своей педагогической работе. Следовательно, психология является одной из важнейших дисциплин, составляющих научную основу педагогики. Аналогично тому как в теоретическую основу агрономии, имеющей дело с растительными организмами, включается знание биологических закономерностей развития этих организмов, подобно этому и в теоретическую основу педагогики включается знание законов психического развития ребенка. И так же как агрономия неотделима от биологии, так и педагогика неотделима от психологии; говорить о научных основах педагогики — это значит, прежде всего, говорить о вскрытых и понятых законах активного формирования психики ребенка. БОРЬБА ЗА КОНКРЕТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ И ЦЕЛОСТНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. Возникновение педагогической психологии и ее кризис. История психологической науки показывает, какой длинный и трудный путь пришлось проделать детской и педагогической психологии, прежде чем она смогла хотя бы отчасти помочь педагогике в решении актуальных для нее вопросов. Да и сейчас еще эта помощь, особенно в разработке проблем воспитания, остается крайне недостаточной. Очень долго, как известно, психология была в основном умозрительной наукой. Только к концу XVIII столетия она становится эмпирической, а затем и экспериментальной наукой. В 1879 г. В. Вундт организовал экспериментальную лабораторию и тем самым фактически положил начало для развития новой естественнонаучной психологии. Внедрение в психологию экспериментального метода, позволяющего проникать во внутреннюю структуру психических процессов, выявлять причины психических явлений и устанавливать законы их изменений, сыграло решающую роль в превращении психологии в подлинную науку. Наряду с этим огромное значение для формирования научной психологии имело и проникновение в нее идеи развития, что определило появление исследований по психологии ребенка. И тем не менее прошло еще очень много времени, пока детская психология смогла стать на путь обслуживания педагогической практики.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Как открыть файл
Правообладателям
— pdf — Яндекс.Диск.
личность :: психология :: Божович
Следующие учебники и книги:
- Управление стрессом, Гринберг Дж., 2002
- Мышление и речь, Выготский Л.С.
- Агрессия, Бэрон Р., Ричардсон Д., 1999
- Использование латерального мышления, Боно Э.
Предыдущие статьи:
- Психология криминального поведения, Блэкборн Р., 2004
- Развитие ребенка, Би X., 2004
- Агрессия, Бэрон Р., Ричардсон Д., 1999
- Память, Баддли А., Айзенк М., Андерсон М., 2011
<< Предыдущая статьяСледующая статья >>
Распространение и популярность идей Выготского
После смерти Льва Семеновича его труды забылись и не получили распространения. Однако с 1960 г. педагогика и психология вновь открыли для себя Выготского, выявив в ней множество положительных аспектов.
Его идея зоны ближайшего развития помогла оценивать потенциал обучаемости и оказалась плодотворной. Перспектива ее оптимистична. Очень полезной для коррекции развития и обучения особых детей стала концепция дефектологии.
Многие школы взяли на вооружение определения возрастных норм по Выготскому. С появлением новых наук (валеологии, коррекционной педагогики, новым прочтением ранее извращенной педологии) идеи ученого стали очень актуальными и вписывались в концепцию современного образования, новой демократической школы.
Многие идеи Выготского сегодня популяризируются у нас и за рубежом.
Майкл Коул и Джером Брунер включили их в свои теории развития.
Ром Харре и Джон Шоттер считали Выготского основоположником социальной психологии и продолжили его исследования.
В 90-х гг. Валсинер и Барбара Рогофф углубили психологию развития на основе выготских идей.
Учениками Выготского были крупные отечественные психологи, в том числе Эльконин, который тоже занимался проблемами развития детей. Совместно с педагогами на базе идей Выготского, он создал эффективную развивающую программу Эльконина-Давыдова-Репкина.
По ней обучают по особой системе математике, и языку, она одобрена государством и сейчас широко применяется в школах.
Кроме того, осталось еще много талантливых гипотез и нереализованных идей Выготского, которые ждут своего часа.
Черты характера (способности, характер, эмоции).
Способности — высокий уровень развития общих и специальных
знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком
различных видов деятельности.
Способности — это то, что не сводится к знаниям, навыкам и
способностям, но объясняет их приобретение, консолидацию и использование. В
настоящее время это определение принято и наиболее широко используется в
бытовой психологии. Однако, это самый точный из всех.
У человека много разных способностей. Во-первых, необходимо
различать элементарные и сложные способности.
Элементарными или простыми являются способности, связанные с
работой органов чувств или относительно простыми движениями, например,
способность различать цвета, звуки, запахи, скорость и точность простых
моторных реакций. Эти способности обычно присутствуют в человеке с рождения, но
могут быть улучшены на протяжении всей жизни и деятельности.
Сложные навыки называются способностями в различных видах
деятельности, связанных с человеческой культурой, таких как технические,
математические, музыкальные и т.д. Все эти навыки не являются врожденными,
поэтому их называют социально обусловленными.
Способности также делятся на общие и специфические.
Общие способности — это способности, которые доступны всем
людям (но развиты в разной степени) и определяют успех во многих различных
видах деятельности. К ним относятся, например, умственные или общие моторные
навыки.
Особые способности присутствуют не во всех людях и
определяют успех в единичных, специфических видах деятельности. Эти способности
включают в себя музыкальные, литературные и т.д. Наличие общих способностей не
исключает развития особых способностей, и наоборот.
Отмечаются также педагогические и творческие способности.
Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успех обучения,
приобретение знаний, умений и навыков, тогда как вторые проявляются в создании
человеческих объектов материальной и духовной культуры, производстве новых
идей, открытий и изобретений, то есть творчестве в различных видах
деятельности.
Наконец, есть коммуникативные и профессионально-активистские
способности. Коммуникативные навыки — это навыки, которые включают в себя
знания, навыки и умения, связанные с общением с людьми, взаимодействием с ними.
Субъективно-активистские навыки проявляются в деятельности человека с
неодушевленными объектами. Эти и другие способности дополняют друг друга.
Благодаря их оптимальному сочетанию, человек получает возможность развиваться
полностью и гармонично.
Характер — приобретенный в определенных социальных условиях,
общий способ взаимодействия с окружающей средой, составляющий характер его
жизненной деятельности. Характер действует как форма проявления личности,
готовность к реализации в более или менее типичных ситуациях в определенных
условиях тех или иных установленных форм/поведений.
На практике люди общаются друг с другом, их характер может
проявляться в способе поведения, в способе реакции человека на действия и
поступки других людей.
Характер имеет много различных качеств. С научной точки
зрения их около 150. Но если мы не так строги, их больше 500. Чаще всего черты
характера делятся на три группы: волевые, деловые и коммуникативные.
Волевые черты — это черты характера, которые связаны с волей
человека. Они могут включать в себя решительность, настойчивость, настойчивость
или противоположность им, такие как податливость и слабость воли.
Деловые черты характера — это черты характера, которые
проявляются в работе человека, такие как трудолюбие, точность, ответственность,
а также безответственность, лень и небрежность.
Коммуникативные — это черты характера, которые проявляются в
общении с другими людьми. К ним относятся общительность, сдержанность,
доброжелательность, злость, отзывчивость и т.д.
Эмоции можно понимать как конкретный опыт, связанный с
удовлетворением жизненно важных человеческих потребностей.
Основные типы эмоций: Настроение, простые эмоции, аффекты,
чувства, страсть и стресс. Эмоции, особенно такие, как аффекты, чувства,
страсти, неотделимы от личности человека.
Люди как личности эмоционально отличаются друг от друга во
многих отношениях. В частности: в их эмоциональном возбуждении; в
продолжительности и стабильности эмоциональных переживаний; в преобладании
положительных и отрицательных эмоций.
Структура личности
Структура личности — это сочетание и взаимодействие
относительно стабильных компонентов личности: способностей, темперамента,
характера, волевых качеств, эмоций, мотивации.
Элементами психологической структуры личности являются ее
психологические черты и характеристики, обычно называемые «чертами
личности». Их много, но психологи пытаются объединить их в несколько
подструктур.
Самый низкий уровень личности — биологически
детерминированная субструктура, которая включает в себя возрастные, половые
характеристики психики, врожденные характеристики типа нервной системы и
темперамента.
Следующая подструктура включает в себя индивидуальные
характеристики психических процессов человека, то есть индивидуальные
проявления памяти, восприятия, ощущения, мышления, способности, которые зависят
как от врожденных факторов, так и от формирования, развития этих характеристик.
Кроме того, уровень личности — это ее индивидуальный
социальный опыт, который включает в себя знания, умения, способности и
привычки, приобретенные человеком. Эта подструктура формируется в основном в
процессе обучения и носит социальный характер.
Высшим уровнем личности является ориентация, которая
включает в себя устремления, желания, интересы, склонности человека, идеалы,
взгляды, убеждения, его мировоззрение, черты характера, самоуважение.
Мир Психологии
Божович Лидия Ильинична
Божович Лидия Ильинична (1908-1981) — сов. психолог, ученица Л.С. Выготского. В 1930-е гг., формально работая в г. Полтаве, входила в Харьковскую школу психологов, которая развивала идеи деятельностного подхода в психологии. Основной круг интересов Б. — детская психология. В этой области Б. написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др. (Е.Е. Соколова)
В основание научной концепции Божович Л.И был положен целостный подход к изучению личности. Рассматривая воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности, Б. выступила с критикой распространенной в отечественной психологии позиции, характеризующей психику как результат усвоения («присвоения») общественных форм сознания. Она обосновала тезис о том, что психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности.
Божович Л.И утверждала, что развитие ребенка имеет внутреннюю логику, собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой оно совершается. Обобщая большой эмпирический материал, Б. приходит к выводу, что требования социальной среды лишь тогда станут факторами развития ребенка, когда они войдут в систему его собственных потребностей.
Литература
- Потребность в новых впечатлениях
- Психологический анализ употребления правил на безударные гласные корня // Советская педагогика. 1937. № 5-6.
- Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Автореф. дис. … д-ра пед. наук (по психологии). М., 1966.
- Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
- Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. (В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли основные её работы по психологическим закономерностям и этапам развития личности, мотивации поведения детей и др.)
- Божович Л.И. (1981/1988) О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. 1988.№5.
- Божович Л.И. (1929-31/1935). Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование). Культурно-историческая психология, N 1-3, 2006: ч.1, ч.2, 3, ч.4
- Божович Л.И., Славина Л.С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. №2.
- Божович Л.И., Славина Л.С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. №3.
- Божович Л.И., Славина Л.С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. №4
- Божович Л.И., Славина Л.С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2008. №1
назад в раздел
:Известные психологи, философы мира / таблица
Педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского
За время своей многолетней работы Сухомлинский творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить, чем привнес множество передовых идей в процесс воспитания детей. Согласно его педагогической методике наивысшей ценностью была личность ребенка.
Вся педагогическая система Сухомлинского базировалась на основных принципах гуманизма:
- доверия к ребенку
- получение знаний без принуждения
- воспитания без наказаний
- сотрудничество родителей, учителей и детей
- высокая нравственность
- труд как творчество
- свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
- ответственность за свой выбор
Педагог всегда старался выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы он приносил радость обеим сторонам: учителю и ученику. На базе Павлышевской школы он разработал целый комплекс эстетических программ «Воспитание красотой»: «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток.
Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но для возможности развития гармоничной личности делать это надо совместно с родителями.
Сухомлинский утверждал, что семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Воплощая в жизнь этот принцип Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.
Василий Александрович стал автором около 30 книг и 500 статей, посвященных воспитательному процессу и обучению подростков. Он написал более 1500 увлекательных сказок для детей, в которых учил их добру, ответственности, справедливости.
Большое значение педагог отдавал художественному стилю изложения предмета, давал рекомендации по совместному сочинению с детьми сказок и увлекательных рассказов. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания. Основной стимул учения по Сухомлинскому — не оценка, не получение аттестата, но разбуженный учителем познавательный интерес!
- оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
- учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей
- школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
- никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
- нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
- нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
- необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
- коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
- личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.
Заслуги Выготского в педологии
В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка.
Новая наука не решала многих проблем педагогики. Альтернативой стала педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка.
Считалось, что развитие ребенка идет от индивидуального психического мира к внешнему миру (социализации). Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.
Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок впитывает (делает внутренними) те виды деятельности, которые пришли к нему извне (были внешними). Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия.
Т.е. внешняя социальная и предметная деятельность переходит во внутренние структуры психики (интериоризация), и через общую социально-символическую деятельность (в т.ч. через речь) взрослых и детей формируется основа психики ребенка.
Выготский сформулировал основной закон культурного развития:
В развитии ребенка любая функция появляется два раза — сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом (т.е. сначала она внешняя, а потом становится внутренней).
Выготский считал, что этот закон определяет развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли.
Теория развития личности Л. И. Божович — Божович
Министерство образования и науки Российской Федерации
- Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение
- высшего образования
- «Курский государственный университет»
- Факультет педагогики и психологии
Направлениеподготовки: 44.03.02 психолого-педагогическое образование
- Профиль: психология образовательной деятельности
- Кафедра психологии образования и социальной педагогики
- Очная форма обучения
Доклад на тему: «Теория развития личности Л.И. Божович»
- Выполнила:
- Студентка1 курса, 16-М группы
- Трубкина Полина Евгеньевна
- Преподаватель:
- доктор педагогических наук, профессор кафедры ПоиСп
- Духова Людмила Ивановна
- Курск 2018
Теория Л. И. Божович опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности.
Вслед за Л. С. Выготским Л. И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденное, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста. Деление развития на этапы выглядит у нее так:
- 1) младенчество: начинается кризисом новорожденное; ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления;
- 2) раннее детство: начинается кризисом 1-го года; ребенок характеризуется самостоятельностью; со стороны взрослых к нему уже предъявляются требования; центральным новообразованием является система «Я», появляется потребность в самоутверждении;
- 3) дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование — внутренняя позиция, потребность в которой (внутренняя позиция школьника) и появляется;
- 4) младшее школьное детство: начинается кризисом 7 лет; начинает осознаваться свое социальное «Я»; со стороны взрослых предъявляется новая система требований;
5) кризис подросткового возраста: делится на две фазы. Первая фаза (с 12 до 14 лет) характеризуется эмансипацией от взрослых, переходом в средние классы; появляется целеполагание как центральное новообразование. Вторая фаза (с 15 до 17 лет) характеризуется определением места в жизни; появляется новая жизненная перспектива как центральное новообразование возраста.
Мысли в концепции А. Н. Леонтьева центральное место принадлежит понятию «личностный смысл», то у Л. И.
Божович в качестве системообразующего признака структуры личности выступает «внутренняя позиция личности» или ее направленность. «На основании теоретического анализа, пишет Л. И.
Божович, мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью».
Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека».
Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Именно содержание направленности личности обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера. Более того, по мнению Л. И.
Божович, от направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но строение каждого из них.
Процесс развития и становления личности ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей, непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно поставленные цели и намерения.
Каждый возраст характеризуется своей специфической для него «констелляцией» мотивов и особым характером их иерархической структуры.
В раннем детстве жизнь и поведение ребенка определяются временным соподчинением непосредственных аффективных тенденций, возникающих ситуативно, практически вне сознания самого ребенка. В дальнейшем на основе относительно постоянных доминирующих потребностей складывается более устойчивая иерархия мотивов.
На завершающем этапе иерархическая система мотивов приобретает максимальную устойчивость и свободу от внешних воздействий, так как опирается на собственные взгляды и убеждения субъекта.
Поделитесь с Вашими друзьями:
Детство и юность
Лев Симхович Выгодский (настоящее имя учёного) родился 5 (17) ноября 1896 года в Орше в семье купца Симхи Лейбовича (Семёна Львовича) Выгодского и его жены, учительницы Ципы (Цецилии) Моисеевны Выгодской. Семья была зажиточной, и родители могли дать приличное образование всем восьмерым своим отпрыскам.
Большое влияние на становление личности Льва оказал его двоюродный брат, известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский. В будущем Лев изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже известного кузена.
Получив начальное образование на дому, Лев поступил в 6-й класс гимназии. Он в совершенстве знал много языков: английский, эсперанто, латинский, древнегреческий, древнееврейский.
В 1913 году Лев Выготский стал студентом медицинского факультета Московского университета, но вскоре перевёлся на юридический факультет. Затем юноша, который никак не мог определиться с родом занятий, перевёлся на историко-философский факультет университета им. Шанявского. Его дипломной работой стал объёмный труд под названием «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира».
Psy в лицах
Родилась в 1908 году, после окончания школы в родном Курске переехала в Москву. На вступительных экзаменах в Московском университете Божович познакомилась со своей будущей соратницей Л.С. Славиной. В университете она вместе со Славиной и другими избранными студентами вошла в кружок Л.С. Выготского, под его же руководством она защитила свою дипломную работу по теме подражания. После смерти Выготского его идеи относительно педологии оказались под запретом, и Божович, как его ближайшую ученицу, попросили оставить Институт психологии. В своей дальнейшей научной деятельности Божович нередко сталкивалась с репрессиями, поскольку ей приходилось работать в насквозь идеологизированной обстановке. Такая обстановка предполагала, что любые попытки изучить человека экспериментально – это черты буржуазной науки. Тем не менее, Божович с самого начала своего научного пути и до конца не отказывалась от своих идеалов – ей удавалось даже включать в свои научные тексты запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов. В течение года после отстранения от Института Божович работала в деревенской школе-санатории, однако затем вышла замуж и вернулась в Москву. В 1932 году Лидия Ильинична переехала в Харьков, где приступила к работе во Всеукраинской психоневрологической академии. В 1939 году Божович защитила докторскую диссертацию, посвященную трудностям, которые возникают в процессе изучения орфографии. В годы ВОВ оказывала посильную помощь в тылу, за что была награждена двумя медалями. После войны Божович продолжила преподавательскую и научную деятельность, на протяжении 30 лет возглавляя лабораторию психологии формирования личности. Умерла в возрасте 73 лет.
Заслуга Лидии Ильиничны Божович состоит в создании оригинальной концепции личности, основаннной на наследии Выготского. Для того, чтобы получить звание личности, человек, согласно концепции Божович, должен обладать собственными взглядами и моральными оценками, которые делали бы его независимым от других людей и обстоятельств. Активность – главная характеристика личности, которая предполагает, что человек обладает возможностью сознательно воздействовать на окружающую действительность
Целенаправленная деятельность – это то, что отличает ребенка от взрослого, поэтому проблеме мотивации у детей Божович уделяла особенное внимание. Помимо разработки теоретической базы, Лидия Ильинична занималась активной практической деятельностью
Лаборатория под руководством Божович смогла достигнуть заметных успехов (несмотря на то, что ее работа нередко подвергалась критике со стороны современников), внеся вклад в формирование отечественной детской психологии. В стенах заведения сотрудники изучали проблематику самосознания, методы обучения советских школьников и вопросы, связанные с коллективизмом (именно коллеги Божович ввели в оборот понятие «эмпатия»). Последнее особенно часто становилось камнем преткновения между Божович и вышестоящими организациями: Лидия Ильинична выступала с критикой идеи манипулирования ребенком, даже если это необходимо для достижения благородных целей.
Биография Л.С. Выготского
Л.С. Выготский родился 17 ноября 1896 г. в Орше вторым ребенком в многодетной семье банковского служащего. В 1897 г. семья переехала в Гомель, где стала своеобразным культурным центром (отец — основатель публичной библиотеки).
Лев был одаренным мальчиком и получал домашнее образование. С 1912 г. он доучивался в частной гимназии.
В 1914 г. по окончании гимназии Выготский поступает в МГУ на медицинский факультет, а через месяц переводится на юридический и оканчивает его в 1917 г. Одновременно получает образование на историко-филологическом факультете университета имени Шанявского.
В 1917 г. с началом революции юноша вернулся в Гомель. Гомельский период длился до 1924 г. и был началом его психологической и педагогической деятельности. Здесь он женится, и у него появляется дочь.
Сначала он давал частные уроки, затем читал курс филологии и логики в разных школах города, принимал активное участие в становлении школы нового типа. Он также преподавал филологию в педтехникуме, где и создал консультационный кабинет психологии. Здесь Выготский начал свои психологические исследования.
В 1920 г. Лев заразился туберкулезом от брата, который умер.
В 1924 г. был приглашен в Московский институт экспериментальной психологии. С этого момента начался московский период семьи ученого.
В 1924 – 1925 гг. Выготский на базе института создал свою культурно-историческую психологическую школу. Он начал увлекаться работой с особыми детьми. Продолжая психологические исследования, он параллельно работал в наркоме просвещения, где проявил себя талантливым организатором.
Его стараниями в 1926 г. был создан экспериментальный дефектологический институт (сейчас институт коррекционной педагогики). Он его возглавлял до конца жизни. Выготский продолжает писать и публиковать книги. Периодически болезнь выводила его из строя. В 1926 г. была очень тяжелая вспышка.
С 1927 – 1931 гг. ученый публиковал работы по проблемам культурно- исторической психологии. В эти же годы его начали обвинять в отступлении от марксизма. Заниматься психологией стало опасно, и Выговский отдался педологии.
Болезнь периодически обострялась, и в 1934 г. Лев Семенович умер в Москве.
Начало карьеры
После окончания университета Выготский занялся преподавательской деятельностью. Он работал не только в школах, но также в техникумах на различных курсах.
В этот период Лев Семёнович совмещал основную работу с написанием рецензий и критических статей, которые регулярно печатались в местных изданиях.
В 1923 году, будучи преподавателем в педагогическом техникуме, Выготский организовал психологическую лабораторию и руководил экспериментальной работой студентов. Результаты этой исследовательской работы были представлены Выготским на Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде в 1924 году. Доклад молодого учёного получил высокие оценки, а сам Выготский понял, что самой главной его работой отныне станет психология.