Интериоризации

Что такое интериоризация

Интериоризация  —  преобразование полученного человеком опыта вовнутрь. В процессе интериоризации формируются структуры психики. Все, с чем человек сталкивается во внешнем мире, особенно то, что касается его взаимодействия с другими людьми, в процессе интериоризации переходит на бессознательный уровень и становится базой для внутреннего фона сознания.

По словам Льва Выготского, интериоризация  —  путь к становлению человеческой психики через освоение общечеловеческих ценностей.

Любое сложное действие сначала происходит извне, только потом ум человека усваивает и содержание этого действия. Интериоризация  —  механизм, позволяющий выстроить представление о себе самом, своих возможностях, об окружающем мире и других людях.

Интериоризация  —  понятие, применяющееся только, когда речь идет о людях. Животные не способны к интериоризации. Инструмент этого психического процесса   —  слово, а средство преобразования внешней информации во внутренние структуры  —  речь.

Интериоризация с точки зрения психологии

Интериоризация в психологии тесно связана с переходом межличностных отношений во внутреннее представление человека о себе. Так, в ответ на реакции родителей, воспитателей и других людей у ребенка строится понимание о том, кто он такой, каков он, на что способен (или не способен).

В ходе интериоризации в психике человека возникают очень устойчивые глубинные структуры. Они выполняют функцию социальных механизмов, которые определяют содержание других психических процессов (когнитивных, эмоциональных). Если рассматривать интериоризацию с этой точки зрения, то она выступает в роли социального механизма человеческой психики.

В процессе интериоризации человек усваивает знания, формирует личностные установки, у него выстраивается собственная структура ценностей.

В процессе интериоризации активно задействованы эмоции. Какие-либо события в жизни человека или общества в процессе осмысления окрашиваются определенными чувствами. Эмоции определяют то, как воспринимает человек события (позитивные или негативные).

Интериоризация в педагогике

Педагогическая психология рассматривает интериоризацию как механизм, посредством которого у ребенка формируется способность оперировать символами. Сначала малыш повторяет действия вслед за взрослым, позже он научается самостоятельно выполнять определенную задачу. Он усваивает алгоритм действий, необходимый для получения результата, этот алгоритм и результат становится частью его опыта.

В педагогической психологии часто подобная интериоризация нередко рассматривается, как механизм возникновения моральных ориентиров, модель для взаимодействия с миром, другими людьми.

Интериоризация происходит в несколько этапов.

  1. Взрослый взаимодействует с ребенком, в словесной форме побуждает его совершать определенные действия. Например, мама говорит годовалому малышу: “Саша, давай порисуем!”
  2. Ребенок усвоил, как взрослый обращается к нему, сам использует услышанные слова чтобы побудить себя к действию. Малыш может обратится к самому себе: “Саша, давай порисуем!” Он начинает рисовать.
  3. Ребенок способен воздействовать на себя словами, но он не произносит их вслух, а побуждает себя к действию в уме.

Интериоризация ценностей, моральных установок и представления о себе, как о личности, происходит по такой же схеме. Ребенок получает от взрослого сообщение о том, правильно он поступил или нет, затем повторяет услышанную информацию вслух, усваивает ее на уровне мыслей.

Интеоризация и общение

Особую роль в прохождении интериоризации играет общение. Именно оно формирует сознание, впитывая в себя авторитеты и ценности, принятые в кругу общества.

На первом жизненном этапе главным и основным авторитетом для ребенка являются его родители. Слова и поступки близких людей малыш воспринимает как бесспорную истину и старается максимально подражать принятым в семье правилам поведения.

Взрослея, ребенок расширяет свой круг общения, вынуждая свое сознание противопоставлять приоритеты общества и семейные ценности, а затем, ориентируясь на свое внутреннее убеждение, выбирать собственной путь. В большинстве случаев повзрослевшие дети предпочитают оставаться в привычной среде, впитав в себя образ мыслей, правила поведения и авторитеты, представленные родителями.

Исследования показали, что дети, оставшиеся без попечения родителей и вынужденные до 3-х летнего возраста, находится в медицинском учреждении, где нормы общения ограничивались только необходимыми медицинскими рамками, хотя и понимали родную речь, а также имели небольшой набор слов, предпочитали общаться на своем собственном языке, а также имели проблемы с гигиеническими навыками.

Дети-сироты в большинстве своей не умели почистить зубы, пользоваться ложкой и самостоятельно одеваться. Во время общения с педагогами и детьми, проживающими в детской доме, психологическое состояние малышей постепенно выравнивалось.

Интериоризация деятельности

Любое понятие является продуктом деятельности, поэтому научить ему невозможно. Однако можно так организовать процесс обучения, что интериоризация деятельности будет происходить поэтапно и поступательно. Мыслительная функция в первоначально материальном действии, подвергаясь интериоризации, становится частью психического процесса. Умственный план – это не какой-то пустой сосуд, который можно чем-то заполнить. Внутренний план – это непрерывный процесс, находящийся в состоянии формирования. Каждое новое умственное действие опирается на опыт, который приобретается благодаря интериоризации деятельности, а переход «извне вовнутрь», по мнению Гальперина, является основным механизмом формирования умственного плана. Гальперин вывел основные параметры преобразования действия:

  • Уровень исполнения;
  • Мера обобщения;
  • Полнота выполняемых операций;
  • Мера освоения навыка.

Уровни исполнения могут различаться сложностью, в зависимости от поставленных задач. Выполнение того или иного задания может происходить на трех подуровнях. Это следующие действия:

  • С материальными объектами;
  • При помощи речи, как устной, так и письменной;
  • В уме.

Высший уровень интериоризации деятельности заключается в умении совершать те или иные действия «в уме», не пользуясь дополнительными инструментами: книгой, калькулятором и так далее.

Определение

Интериоризация в психологии – это поэтапное формирование собственных психологических функций маленького человека, происходящее при внешнем воздействии и познании мира, с последующим приобретением собственного, отвечающего за созревание личности, жизненного опыта.

В переводе с латыни «interior» (внутренний) обозначается переход от внешнего к внутреннему, а также преобразование внешнего воздействия (деятельности) во внутренние мысленные операции.

Переработка внешней информации формирует опыт индивида, позволяя впоследствии осуществлять умственную деятельность без участия предметов.

По мнению изучавших концепцию психологов, любые функции психики вначале складываются вне организма человека, а затем, при помощи интериоризации «вживляются» в человеческое сознание.

В процессе переноса внешнего вовнутрь происходит и становление речи, проходящее в своем развитии 3 этапа:

  • голосовое воздействие на ребенка из вне;
  • перенимание навыков и собственные попытки малыша воспроизвести речь;
  • способность ребенка воздействовать на себя словами самостоятельно

В педагогике

Педагогика определяет «интериоризацию» как поэтапное формирование у ребенка способности обращаться с символами. Под внешним воздействием (родителей и педагогов) ребенок начинает учиться обращаться с символами, а затем постепенно преобразует полученные навыки в собственный символический процесс.

Интериоризация в педагогике – это важный этап становления личности ученика, во время которого происходит не только усвоение знаний, но и преобразуются личностные характеристики человека. Успех педагогической интериоризации в большей степени зависит от способностей самих педагогов, воздействующий не только на воспитание ребенка, но помогающих за счет переносе внешних данных:

  • развить личность, обладающую оптимально интегрированной внутренней динамической структурой;
  • сформировать устойчивую мотивационную основу;
  • усвоить нормы морали и этики, принятые в человеческом обществе.

В философии

Философия считает «интериоризацию» практической возможностью познания мира и бытия. По мнению Д.В. Пивоварова познание предмета это совмещение теоретических знаний о нем с практической деятельностью, являющейся единственной возможностью осмыслить бытие.

В социологии

Интериоризация личности происходит в социуме, отвечающем за становление человека, усвоение норм, правил поведения и культурного наследия. Социум позволяет личности развиваться, а процесс интериоризации помогает человеку адаптироваться среди окружающих его людей.

По мнению Выгодского социальная интериоризация человека проходит в 3 этапа:

  • индивидуализацию, во время которой происходит постепенное усвоение ребенка принятых норм и повторение действий;
  • интимизацию, сопровождающейся осознанием малышом собственного «Я»;
  • кристаллизацию личности, на которой возникает экстериоризация, сопровождающаяся отдачей человеком ранее переработанных навыков и знаний.

См. также

  • Высшие психические функции
  • Интернализация
  • Параллелограмм развития

Интернализация знаний — процесс перевода знаний из явного в неявное состояние. Термин впервые описан Ikujiro Nonaka и Hirotaka Takeuchi в модели SECI.

  1. [web.archive.org/web/20030606082454/dictionary.fio.ru/article.php?id=13302 Словарь.ру]
  2. Цит. по: Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 91.
  3. Ковалев Г. А. и Радзиховский Л. А. Общение и проблема интериоризации // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 110—120.
  4. Ikujirō Nonaka, Hirotaka Takeuchi. The Knowledge-creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. — Oxford University Press, 1995. — 284 с. — ISBN 9780195092691.

Теории интеоризции

Впервые термин «интериоризация» был озвучен французским психологом Э. Дюркгеймом, представившим его как составной элемент сознания человека, а точнее как взаимосвязь между общественным (внешним) и личным (внутренним) миром человеческой психики.

Теория французского социолога основывалась на мнении о том, что человеческое сознание формируется с учетом внешних общественных представлений.

По мнению Дюркгейма, по мере развития ребенок заимствует из окружающего мира понятия, взгляды и категории, которые затем формируют его собственную структуру мышления. Точку зрения Дюркгейма впоследствии поддержали французские социологи Пиаже, Жане и Валлон.

П. Жане рассматривал «интериоризацию» как психологический принцип. В его теории термин «интериоризация» — это прививание идеологии общества в биологическую психическую человеческую структуру, а точнее перенос общественного образа мышления в неизменном виде во внутреннюю психику индивида.

Ж. Пиаже отводил интериоризации вторую роль на этапе становления психики. На первое место французский социолог ставил логическое мышление, а сам «переход» от непсихического к психическому считал внутренним и никак его не освящал.

Среди советских ученых наибольший вклад в теории интериоризации вложил Л.С. Выгодский, создавший теорию становления человеческой психики под влиянием внешних факторов. Процесс принятия механизма взаимоотношений и устройства общества, по мнению ученого, преобразуется во внутреннее именно в процессе интериоризации, являющейся основой развития психологического мышления.

Теория Выгодского получила отражение в психо-педагогической концепции А.П. Леонтьева, считавшего, что процесс построения мыслительной активности ребенка основан на первоначальной внутренней предметной форме, преобразуя, обобщая и сопровождая речью которую постепенно превращает в умственную активность.

Исследования и теорию Выгодского продолжит П.А. Гальперин, в процессе собственного изучения переноса полученных из окружающего мира впечатлений во внутренний (собственный) мир человека. По мнению ученого при интериоризации, непосредственно связанной с обучением и происходит трансформирование внешней деятельности общества в компоненты психики.

Осмысленные действия человека выполняются только после взаимодействия с внешним миром, поскольку именно интериоризация является тем механизмом, который осуществляет переход «вовнутрь» «извне» и завершается процессом формирования умственной активности.

В своих работах Гальперин описал механизмы и этапы становления умственной деятельности, а также дал такие понятия, как степень формирования навыков, мера общения и уровень исполнения.

Учёные, изучающие вопрос интериоризации

Впервые термин был выдвинут французским учёным Дюкгеймом. По его мнению, интериоризация в психологии — это составляющие элементы человека или же взаимосвязь общественного (внешнего) и личного (внутреннего). Теория основывается на том, что все категории формируются с учётом внешних общественных представлений. Подобную точку зрения поддерживали и другие французские представители психологической школы, а именно: Пиаже, Жане, Валлон.

Из множества советских учёных нужно выделить Выготского. Он утверждал, что вся внешняя деятельность, общение между людьми или процесс познания чего-то становятся частью сознания в виде опыта после интериоризации. Таким образом, интериоризация в психологии — это процесс перехода внешней, социальной с людьми в компонент человеческой психики.

Интериоризация в других дисциплинах и науках

В социологии

Социология изучает этот процесс как социально-психологическое явление, помогающее адаптироваться в определенном социуме, приспособиться к окружающей среде. При этом у человека вырабатываются соответствующие правила поведения, формируются нормы нравственности и морали.

3 этапа социальной интериоризации (по Выготскому):

  • Индивидуализация предусматривает принятие и усвоение норм поведения, общепринятых для социума.
  • Интимизация – это формирование и осознание своего собственного «я».
  • Кристаллизация выявляет личные принципы, особенности характера, присущие определенной личности.

В педагогике

Этот процесс трактуется как развитие у ребенка способности оперировать отвлеченными символами. При общении с учителями (внешнее воздействие) формируются методы работы с математическими, химическими формулами и др. (внутренний процесс). При этом происходит не просто механическая передача знаний от человека к человеку, расширение его эрудиции. Во время обучения развивается психика и сознание ребенка.

В философии

По мнению философов, это практический инструмент познания бытия, который работает только при совмещении практической деятельности с теоретическими знаниями. Эту версию выдвинул советский, российский философ Д. Пивоваров.

Без интериоризации невозможно развитие и взросление человека, невозможно его существование в социуме. С ее помощью у маленького ребенка начинает развиваться сознание и мышление, формируется психика. Он учится считать и читать, думать, анализировать, сравнивать, смотреть со стороны на себя, происходит обучение и воспитание

Но важность и необходимость этого процесса не ограничиваются детским возрастом и школьными годами, его механизмы используются взрослым человеком всю его жизнь, постоянно оказывая мощное влияние на развитие его личности

Как работает интериоризация

В процессе интериоризации у маленького ребенка:

  • возникает и формируется мышление;
  • создается структура психики;
  • образуется и развивается личностное самосознание;
  • интериоризованный ребенок как личность вливается в социум, формируются навыки взаимодействия с ним.

При этом происходит замещение реальных вещей их мысленными обозначениями и символами. Ребенок учится оперировать «культурными знаками» – так Л. Выготский определял алгебраические символы, языковые формулы, географические карты, картины и др. абстрактные понятия. Происходит интериоризация ценностей. При этом прорабатываются и усваиваются выработанные окружающим ребенка социумом знания, умения, инструменты, правила и цели. Создается собственная индивидуальная внутриличностная система ценностей конкретного человека, которая в рамках социального участия взаимодействует с другими людьми, с их системами ценностей.

Механизм работы интериоризации:

  1. Этап мотивации предполагает формулировку задачи. Возникает к ней интерес и появляется желание ее решить. Это может быть, к примеру, разговор взрослого с ребенком о том, чем они вместе будут заниматься. Например, взрослый научит малыша считать с помощью кубиков.
  2. Этап ориентирования. При этом ребенку предоставляется пример того, что именно нужно делать. Малыш наблюдает и запоминает верную последовательность действий, приводящую к результату. К примеру, достать из коробки 2 кубика и потом добавить к ним еще 1, чтобы узнать счет до 3.
  3. Материальный этап предполагает повторение ребенком выученных действий, взаимодействие с материальными предметами, приводящее к тому же результату, как и в показанном примере. Ребенок передвигает кубики и через прямое подкрепление осваивает счет.
  4. Этап внешней речи. Малыш учится описывать материальные процессы словами. Ему уже не нужно видеть в реальности настоящие кубики, чтобы сосчитать до 3. Но ему все еще нужно, чтобы слова, сопровождающие счет, были произнесены.
  5. Этап внутренней речи не требует проговаривания вслух. Операция по подсчету воображаемых кубиков сопровождается мысленным проговариванием слов подсчета.
  6. Этап умственного действия происходит без какого-либо мысленного или иного произнесения фраз. Добравшись до того этапа, ребенок уже способен совершать простые действия (складывать числа и др.) быстро, не задумываясь, не представляя в воображении кубики, не проговаривая слова счета, сразу получая правильный ответ.

Интериоризация (по Выготскому)

Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим. Термин был впервые введён Л.С. Выготским.

По мнению Л.С. Выготского, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики человека. По Выготскому, каждая культурная форма поведения возникает первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, как подражание другому или обращение к взрослому; только на следу­ющем шаге эта форма становится индивидуальной функцией само­го ребенка. По самой своей сути культурная форма поведения ока­зывается результатом «вращивания» первоначально внешней, со­циальной, интерпсихической формы поведения. Изначально пове­дение ребенка является социальной формой сотрудничества со взрослым. Это сотрудничество, опосредованное культурными ору­диями и знаками, первоначально выступает во внешней форме.

Интериоризация любого навыка происходит в три этапа. Вначале действие происходит только в совместной деятельности ребенка и взрослого, на втором этапе — рядом со взрослым, который выполняет функцию подсказчика и напоминалки, и только на третьем этапе нужные действия выполняются самостоятельно.

В последующем процесс интериоризация был изучен П. Я Гальпериным и лёг в основу планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий.Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве. Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой — речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т.е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров. Экстериоризация (от лат. exterior — внешний) — процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия.

Роль общения

Общение в процессе интериоризации играет важную роль. Оно определяет сознание: с кем человек общается и принимает его авторитет, те ценности он способен перенять. Например, на начальном этапе жизни родители для ребенка являются непререкаемым авторитетом, и все, что говорят родители, воспринимается как истина в высшей инстанции. По мере взросления ребенок сопоставляет те ценности, которые культивируют родители, с приоритетами общества.

Тут личность может выбрать любую направленность в зависимости от своей природы. Как правило, человек предпочитает жизнь, привычную с детства.

Роль общения имеет и другой аспект в интериоризации. Синдром госпитализма выявил важную составляющую речи и тактильных контактов в младенческом возрасте. Известны случаи с отказниками (дети, оставленные родителями в роддомах после рождения), которые проживали в больницах до трех лет. Общение с миром таких детей было ограничено медицинскими рамками. После этого дети попадали в приюты, где выяснялось, что хотя они и понимают родную речь и имеют достаточный пассивный словарный запас, но общаться предпочитают на своем выдуманном языке, у многих отсутствовали гигиенические навыки (не умели чистить зубы, мыть руки с мылом и т. д.). Пребывание в приюте со сверстниками и педагогическое воздействие взрослых корректировало личность данных детей в лучшую сторону.

Большой психологический словарь онлайн

А также мы предоставляем нашим клиентам широкий спектр услуг психологического профиля — психологическое консультирование, психотерапия, психодиагностика, психотренинг, трансформационные игры и пр. как для частных лиц, так и для организаций.

А также приглашаем Вас на наш новый сайтmvya.ru

☏ Тел.: 8 (499) 251-94-96 Viber и WhatsApp: +7 (985) 920-07-50. Получить консультации психолога, где бы Вы ни были, можно с услугой нашего Центра помощь психолога по скайпу. 

Большой словарь по психологии, лучший психологический словарь и значения психологических терминов

Добро пожаловать в психологический словарь, а также предлагаем новую услугу — бесплатная консультация и помощь для пенсионеров! Бесплатный визит к психологу для студентов ВУЗов!

Специалисты центра

Торлецкий Сергей Александрович
Спортивный психолог консультант Coach.

 Протасова Мария Дмитриевна
Психолог в области саморазвития, личностный тренер.

Меженина Ольга Петровна
Семейный психолог консультант.

 Чулюканова Юлия Михайловна
Психоаналитик аналитическая психология.

 Григорьева Елена Владимировна
Гештальт-терапевт по психологии отношений.

Все словаАБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

Слово Описание
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ — процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры деятельности предметной в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой). Ее нужно отличать от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации (восприятие и память). В онтогене выделяются такие стадии интериоризации:
1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;
2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;
3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Эти стадии прослеживаются в частности при наблюдении за детской речью эгоцентрической. Позднее понятие интериоризации было распространено П. Я. Гальпериным на формирование умственных действий. Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности с сохранением того же строения, выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений. В теории деятельности интериоризация — это перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний План. При интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется — это особенно это относится к ее операциональной части. Понятия, сходные с интериоризацией, применяются в психоанализе при объяснении того, как в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей «внутрь» психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), коя в свою очередь определяет структуру сознания.

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

Виды

Интериоризация в психологии – это тесно связанный с социализацией процесс, классифицирующийся в зависимости от стадии развития ребенка:

Начальная интериоризация Возникает у новорожденных и детей младшего возраста. Во время своего развития малыш изучает внешний мир при помощи родителей, последовательно заставляющих его осуществлять какие-то действия, показывающих игрушки и знакомящих с окружающим миром.
Школьная интериоризация Тесно связана с мысленным процессом, на котором основано все обучение человека. Изучение школьных предметов требует от подросшего ребенка производить действия не только на бумаге, но и в уме. Развитие этого типа напрямую зависит от мотивации, навыков, типа темперамента и способностей внутренней системы ребенка.
Социальная интериоризация Начинается с самого рождения человека и связана со взаимодействием малыша с окружающими его людьми. Подразделяется на 3 круга общения:
  • близкий, в который входят родители и члены семьи ребенка;
  • средний, в котором человеку приходится взаимодействовать с соседями и друзьями;
  • дальний, требующий общения с коллегами и знакомыми.

В процессе интериоризации ребенок перенимает не только опыт, но моральные нормы, принятые в обществе, образ мыслей и интересы своих близких (в особенности родителей), а затем пытается скопировать, наблюдаемое в процессе познания поведение.

Также на процесс становления психологических функций оказывают влияние:

  • культурные и религиозные традиции, принятые в обществе;
  • язык общения;
  • национальная кухня;
  • почитаемые в обществе героические личности.

Успешность будущего человека в обществе в большой степени зависит от соответствия его принятым в социуме идеалам, а точнее в способности правильно скопировать поведение «героев» общественного сознания. В разное время такими могут считаться летчики, космонавты, врачи, бандиты, киногерои.

Деятельность и психические процессы

В деятельности … все психические качества личности не только проявляются, но и формируются. Деятельность органически связана с проблемой развития личности. Личность формируется, проявляется и совершенствуется в деятельности. Здесь же формируется сознание.

Психические процессы: Восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — основные составляющие человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна: человек должен представлять, что делать, вспоминать, думать, выносить суждения

Психические процессы не просто вовлечены в деятельность, они развиваются в ней, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои основные человеческие характеристики. Его основные виды формируются в процессе деятельности: Восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Манипулирование ребенком трехмерными, ближними и дальними объектами дает восприятие размеров объекта: ширины, высоты, глубины. Это учит воспринимать и оценивать формы.

Воображение также связано с деятельностью. Только благодаря опыту, практической деятельности, человек способен воображать или мыслить. Воображение — это отражение опыта практической деятельности.

Память и два ее основных процесса — запоминание и воспроизведение — непосредственно связаны с практической деятельностью. Запоминание осуществляется в деятельности и представляет собой собственно деятельность, которая включает в себя действия и операции, направленные на подготовку материала к запоминанию — это структурирование, понимание, ассоциация материала с известными фактами и так далее. Запоминание также подразумевает выполнение определенных действий, направленных на своевременное и точное извлечение материала, хранящегося в памяти. А воспроизведение деятельности облегчает процесс поиска.

Мысль, в ряде своих форм, тождественна практической деятельности (так называемое «ручное» или практическое мышление). В своих более развитых формах — образной и логической — активный момент представлен в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особый вид деятельности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: