Механизмы создания образов
Без воображения не было бы книг и фильмов
Образы, возникающие в воображении, не появляются из ниоткуда. Они исходят из полученных представлений о реальных явлениях и объектах.
Жизненные впечатления комбинируются в воображении человека, приобретая различные формы.
Процессы воображения делятся на два уровня:
- Анализ впечатлений.
- Синтез полученных образов.
На первом уровне представления об объекте абстрагируются от прочих образов, рассоединяются их составляющие, происходит анализ. В дальнейшем эти образы преобразуются: сочетаются в разные комбинации или перевоплощаются в абсолютно новые представления.
Этот синтезирующий процесс имеет множество форм. Агглютинация – одна из распространенных форм синтеза, в ходе которой новый образ создается с помощью передачи характеристик одного предмета другому.
Таким способом в воображении создавались образы древних богов и мифических существ. В искусстве и прочих творческих процессах широко используется прием агглютинации.
Например, для того, чтобы нарисовать несуществующее животное, в нем сочетались черты разных известных зверей и птиц. С помощью агглютинации увеличиваются или уменьшаются части какого-то объекта или объект полностью. Так создавались сказочные великаны и гномы.
Благодаря внедрению существующих представлений в новые ситуации, получаются новые связи с абсолютно отличающимся значением. Человек достигает соответствий в этом сочетании, представляя цель и контролируя процесс.
Синтез представлений осуществляется через схематизацию и акцентирование. Схематизация происходит в результате недостаточно полного восприятия объекта. В итоге целостный образ может быть искаженным и не соответствующим действительности.
Также схематизация может проявляться при забывании каких-либо свойств объекта и более обобщенном его представлении. Человек может сознательно или бессознательно выделять в образе определенные черты.
Акцентирование заключено в заострении внимания на главных свойствах образа и создании типичного представления о предмете. В этом сложном творческом процессе обобщения человек выделяет основные, по его мнению, черты в образе и отражает реальность через свою призму.
Физиологические основы
Комбинации нервных связей образуются на сознательном и бессознательном уровнях
Физиологические процессы, ответственные за работу воображения, регулируют процессы жизнедеятельности организма.
Происходят сложные процессы в головном мозге, в течение которых активизируются и перераспределяются нервные связи.
В результате этих процессов появляются новые нервные сочетания, которые и являются основой физиологии воображения.
Комбинации нервных связей образуются:
- на бессознательном уровне: от самопроизвольной реакции в коре головного мозга на различные раздражители (например, сон или галлюцинации);
- на сознательном уровне: в процессе самостоятельного создания человеком новых образов работает несколько отделов головного мозга (во всех произвольных видах воображения).
Образование новых связей не является случайным процессом, его можно охарактеризовать как творческую работу мозга.
Воображение влияет на множество физиологических процессов: работу органов, уровень активности желез, обменные процессы. К примеру, когда человек представляет себе вкусное блюдо, у него сильнее выделяется слюна.
При мыслях об интенсивной физической нагрузке можно зафиксировать еле заметную активность мышц. Следовательно, воображение тесно связано с процессами жизнедеятельности и поведением человека.
Этапы развития воображения в онтогенезе
Способность к воображению дана не с рождения. Воображение развивается с накоплением практического опыта, приобретением знаний, улучшением всех психических функций. В современной психологии.
Существует большое количество исследований, посвященных развитию воображения в онтогенезе. В основном изучались возрастные периоды развития и вид деятельности, в котором он развивался. Есть следующие стадии развития воображения:
Первый этап (от 0 до 3 лет) — предпосылками воображения являются представления, которые появляются на втором году жизни. Ребенок в возрасте около полутора лет распознает образ. Именно ее воображение помогает ей распознать картину. Она строит то, что не совсем вписывается в память представления. Признавая, ребенок не создает ничего нового. Поэтому воображение — это пассивный процесс. Он существует в рамках других ментальных процессов, и его основа заложена в них. Способность ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми объектами свидетельствует о первых проявлениях воображения. Первые имитационные игры, которые появляются на втором году жизни, еще не содержат элементов воображения. Одной из причин возникновения фантазии является психологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщенно и условно, передавая только их смысл и внешний рисунок.
Развитие первых форм воображения в раннем детстве связано с обобщением игровых действий и игровых объектов, а также
Репертуар игровых действий прочно включает замены.
По словам В.А. Скоробогатова и Л.И. Коноваловой, малыш не сразу реагирует на предлагаемые взрослым замены, а играет только с настоящими игрушками. Переломный момент наступает тогда, когда ребенок отказывается от использования любой замены, предлагаемой взрослыми. Важнейшим фактором, обеспечивающим возможность передачи смысла другим объектам, является появление языковых форм. Освоение языка приводит к появлению первых самостоятельных замен в игре. Появляется новый способ работы с объектами-заменителями — полное использование замен. Выбор объектов-заменителей
заменителей приходит в сознание и сопровождается подробными высказываниями. Таким образом, в игровой деятельности детей младшего возраста возникают творческие элементы. Ребенок, на фоне интереса к новому виду деятельности, быстро начинает отклоняться от образов действий, данных взрослыми, привносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер.
Второй этап (от 3 до 4 лет) — формирование вербальных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребенка, хотя и требует поддержки и поощрения со стороны взрослого. Основой игры является разворачивающаяся ориентация на сюжетную сторону человеческой деятельности. Эта ориентация начинается с имитации действий взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с объектами, еще с обращением к реальным объектам. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются: разнообразие действий, действующих в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор заменяющего объекта, гибкость в изменении функций и названий объектов, оригинальность подмены игровых действий, критичность к подменам партнера.
Развивается аффективное воображение, которое связано с сознанием ребенка его «я» и дифференциацией от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.
Третья стадия (от 4 до 5 лет) — в этом возрасте повышается активность творческих проявлений, особенно в игре, рукоделии, повествовании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они являются ситуативными, не редко непостоянными, вызванными событиями, которые спровоцировали эмоциональную реакцию у ребенка. Воображение становится особой интеллектуальной деятельностью, направленной на преобразование окружающего мира. Изображение основано не только на реальном
Развитие творческого воображения детей в рисовании
Рисование,
наверное, самый известный и широко используемый вид творческой деятельности.
Благодаря рисованию ребенок развивает память, учится сосредотачиваться,
улучшает мелкую моторику рук, все анализирует, сравнивает, ищет отличия, рисование
заставляет ребенка думать и мыслить.
В самом
маленьком возрасте ребенок больше обращает внимание на качества, которыми
обладает тот или иной материал, рисунки пятилетних детей уже можно понять и
осмыслить, в 10 лет ребенок делает уже сюжетные рисунки. Материалы для рисования на сегодня очень разнообразны, от мелков до всевозможных видов красок
Материалы для рисования на сегодня очень разнообразны, от мелков до всевозможных видов красок.
Рисуем красками (пальчиковые, акварельные, гуашь)
В Европе
рисование красками с детьми возрастом от 6 месяцев практикуется уже более 20
лет и имеет положительные результаты.
Именно
краски дают больший простор для фантазии.
- Во-первых, ими удобней рисовать, при работе с ними не нужно прилагать усилия, как при рисовании карандашами или фломастерами.
- Во-вторых, их можно смешивать и получать новые цвета и оттенки.
- В-третьих, можно использовать разные инструменты для рисования, ребенок может выбрать наиболее понравившийся ему способ.
Пальчиковые
краски
Пальчиковые краски отлично подойдут самым маленьким, потому что они сделаны из безопасных материалов, и даже если ребенок оближет пальчик в краске, мамам не о чем беспокоиться. Вдобавок такие краски легко отмываются и отстирываются с одежды. Это довольно приятный бонус, потому что кроха не ограничится рисованием только на бумаге.
Гуашь
Гуашь подойдет для деток немного старше, примерно с двух лет, т.к. она не настолько безопасна, как пальчиковые краски и тяжелее отстирывается. Гуашью тоже можно рисовать пальчиками, ладошками, а можно и кисточкой. Пусть ребенок для начала порисует ею, как и привычными для него пальчиковыми красками, а потом уже покажите ему как это делать кисточкой.
Гуашь очень нравится деткам, т.к.
обладает следующими свойствами:
- она непрозрачная;
- хорошо растворяется в воде;
- ею можно рисовать и на холсте, и на листе бумаги, и даже по дереву;
- хорошо сохнет и после высыхания становится матовой и бархатистой;
- без запаха, поэтому подходит деткам;
- она очень плотная, с насыщенным цветом.
Рисование
гуашью
С двух лет
ребенку можно давать раскраски, только выбирайте для начала крупные рисунки с
минимумом деталей. Покажите ребенку как раскрашивать, не выходя за границы. Пробуйте
разные цвета.
Акварельные краски
С четырех
лет рисунки ребенка уже приобретают более узнаваемые очертания и ему уже можно
давать акварельные краски.
Акварель —
это водорастворимая краска, поэтому водой она хорошо смывается. Нарисованные
акварелью картины создают впечатление невесомости, полупрозрачности и легкости.
Чем меньше
ребенок, тем меньше выбирайте цветов для работы. Для школьника вполне
достаточно 12 цветов, для деток помладше и того меньше. Цвета акварельных
красок можно смешивать на отдельной палитре и получать новые цвета и оттенки.
Объясните
ребенку, что перед тем как брать новый цвет, кисточку нужно хорошо вымыть в
воде, иначе цвета смешаются.
Существует специальная бумага для акварели, она отличается от обычной тем, что рисунки на ней получаются более яркие и, соответственно, живые. К тому же она не будет морщиниться от влаги.
Понятие воображения, его типы, функции, механизмы, физиологическая основа
Как субъект действия, человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преображает природу, создает объекты, которых там нет. Но человек не смог бы сделать все это, если бы он не представлял себе результат своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, необходимо уметь преобразовывать его ментально, представляя.
Сначала человек глубоко знакомится с образом создаваемой вещи, формирует свой ментальный образ, а затем воспроизводит его при изготовлении подобной вещи. Но когда делается совершенно новая вещь, такой репетиции не бывает. Тогда создается новый образ. Эта способность создавать новые изображения называется фантазией.
Процесс воображения проявляется в создании чего-то нового — мыслей и образов, на основе которых создаются новые действия и объекты. Это создание чего-то, чего еще не существовало в реальности.
Образы, с которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринимаемые процессы и явления. Это могут быть события, факты, явления, свидетели, которых у человека не было и не могло быть. Изображения воображения могут содержать неотвратимые, желаемые, возможные события и явления. И в то же время что-то новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим. Изображения воображения основаны на представлениях памяти, но подвержены трансформации в воображении. По мнению Р.С. Немова, воображение — это способность воображать отсутствующий или нереальный объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воображение связано со всеми аспектами человеческой деятельности, с памятью, восприятием, мышлением. Таким образом, восприятие произведений искусства становится более осмысленным, более эмоциональным, когда оно включает в себя воображение. Л.С. Выготский сказал: «Творческая деятельность воображения напрямую зависит от богатства и разнообразия предыдущего опыта человека, потому что опыт — это материал, из которого возникают конструкции воображения. Чем богаче опыт человека, тем больше материала имеет его воображение». Связь между воображением и мыслью отчетливо проявляется в проблемной ситуации. Столкнувшись с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с предыдущим опытом, пытаясь проникнуть в суть соответствующих фактов, явлений. В этом процессе ему помогают не только мышление и память, но и воображение, потому что оно создает целостную картину, заполняет недостающие элементы. Процесс воображения свойственен только человеку и является предпосылкой его трудовой деятельности.
Типы воображения отличаются степенью активности и сознания, с помощью которых человек создает новые образы. В зависимости от этого различают непроизвольное (пассивное) и добровольное (активное) воображение. В недобровольном воображении новые образы формируются под влиянием малореализованных потребностей, стремлений, установок. Такое воображение работает, когда человек спит, в сонном состоянии, в задумчивости и т.п.
Добровольное воображение — это процесс сознательного построения образов в связи с целью, преследуемой тем или иным видом деятельности. Произвольное (активное) воображение возникает в раннем возрасте, оно наиболее развито в детской игре. В ролевой игре дети берут на себя различные роли, во время игры необходима активная работа воображения, так как необходимо правильно выстраивать свое поведение в соответствии с взятой на себя ролью. Кроме того, необходимо представить себе недостающие объекты и действие игры.
Произвольное воображение делится на воссоздаваемое и творческое. Восстановительное воображение характеризуется тем, что в его процессе субъективно формируются новые образы, которые являются новыми для человека, а объективно они уже существуют, воплощенные в определенных объектах культуры. Суть воссозданного воображения заключается в том, что человек воспроизводит, воспроизводит то, что он не воспринимал, а то, что другие люди передают ему через язык, рисунки, схемы, знаки и так далее.
Здесь должна быть связь между изображениями и обычными символами, а также декодирование сигналов, символов и знаков.
Таким образом, реконструктивное воображение — это создание нового образа на основе словесных описаний, восприятие изображений в виде картинок, диаграмм, карт, рисунков, мысленных и материальных моделей.
Творческое воображение играет важную роль в жизни человека. Она позволяет обмениваться опытом, помогает каждому человеку овладеть опытом и достижениями других людей.
Происхождение
Воображение неразрывно связано с творческим мышлением. Формирование образов и представлений в мыслях — процесс творческой активности, т.е. создания нового из предыдущего опыта. А значит, оно опирается на восприятие и память. Откуда тогда дети выдумывают образы в своих играх, не имея предыдущего опыта? — Они рождаются не безосновательно, а являются продуктом переработки всей полученной ранее информации. Услышанное слово или увиденный образ закрепляются в сознании ребенка и связывается с другой информацией, создавая полную картину. Воображение у человека формируется в несколько этапов.
Классификация видов воображения:
- Активное (произвольное) — преднамеренное построение образов с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности, развивается в процессе труда.
- Пассивное (непроизвольное) — возникновение новых представлений при ослаблении сознательного контроля со стороны личности и без непосредственного ее намерения.
Активное воображение
Произвольное воображение развивается с детства, когда в играх дети примеряют на себя те или иные роли. Необходимость наиболее точного отображения роли приводит к активной работе воображения. Оно продолжает развиваться в дальнейшей деятельности человека, когда для выполнения той или иной задачи ему нужно представить результат работы, а также необходимые операции.
В процессе активного воображения большую роль играет осознанность человека, его активное отношение к формированию и преобразованию образов. В основе такой деятельности лежит умение вызывать и изменять необходимые представления.
Задачи активного воображения:
- Передача действительности через фантазии — воспроизведение увиденных явлений, запоминание их, преобразование действительности.
- Регуляция поведения — прогнозирование программы действий, корректировка поведения в соответствии с целью, установка взаимосвязи между деятельностью и ее результатами.
- Управление эмоциями — снятие напряжение через успокаивающие образы.
В группе активного воображения выделяют следующие подвиды:
- продуктивное (творческое);
- репродуктивное (воссоздающее);
- мечта.
Продуктивное (творческое) воображение
Данный тип отвечает за формирование представлений, не имеющий прообразов в реальном мире. В сознании человека формируется модель определенной ситуации, явления или объекта на основе жизненного опыта и знаний. Трудность заключается в объединении имеющихся элементов в единое целое, благодаря чему создается уникальность итогового образа.
Продуктивное воображение проявляется в процессе творчества человека: искусстве, науке, технической деятельности.
Репродуктивное (воссоздающее) воображение
В ходе репродуктивного воображения возникают новые образы на основании восприятия описания, схем, чертежей, записей. Целью такого вида воображения является создание максимально приближенного к реальности образа.
Воссоздающее воображение играет важную роль в обучении, позволяя уяснить суть изучаемого через создаваемые образы.
Мечта
Является особой формой активного воображения, которая заключается в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта направлена в будущее и выступает как причина, мотив той или иной деятельности человека.
Пассивное воображение
Непроизвольное воображение начинает проявляться у детей младшего возраста. Наиболее ярко — в сновидениях, в полусонном состоянии, когда представления возникают, сменяются, соединяются самопроизвольно. Однако пассивное воображение имеет место и в состоянии бодрствования.
Пассивное воображение проявляется в двух подвидах:
- преднамеренном (грезы);
- непреднамеренном.
Преднамеренное воображение (грезы)
Создание образов, которые изначально воспринимаются человеком как неосуществимые, нереальные. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания. При этом контроль проявляется в отборе образов, которые вызвали бы у человека определенное эмоциональное состояние.
Непреднамеренное воображение
Проявляется при особых состояниях личности или организма, когда человек не управляет процессом создания образов. Разновидностями являются сновидения и галлюцинации.
Сновидения — образы, возникающие у человека в фазе быстрого сна, представляют собой создание новых образов в результате сочетания информации из долговременной памяти, а также информации, полученной в течение дня.
Во время галлюцинаций образ возникает без реального внешнего раздражителя. Специфика заключается в том, что этот образ оценивается человеком без критики, как истинно существующий объект. Причинами возникновения галлюцинаций могут быть как органические факторы (воздействие наркотиков, алкоголя, температура, недостаток кислорода), так и психогенные (состояние аффекта).
Как появляются первые попытки детей придумывать и фантазировать?
Любой детский специалист скажет, что для появления и развития воображения детей нужен хотя бы небольшой жизненный опыт. Именно он является необходимым материалом для создания новых образов или творческого преобразования уже имеющихся. Поэтому появление первых попыток воображения и фантазии психологи приписывают раннему детству, когда малыш находится в возрасте примерно двух лет. В этом периоде формируется начальный опыт взаимодействия с окружающим миром, попыток его преобразования. Чтобы понять, как у ребёнка появляется стремление к созданию нового, необходимо знать особенности развития воображения в дошкольном возрасте.
Сигналом развития воображения у детей дошкольного возраста служит появление у них умения замещать реальные предметы воображаемыми образами. Особенно ярко это проявляется в игре, например, девочка, играя с куклой, кормит ее листочками – едой, палочкой – ложкой. Мальчик возит кубик и фырчит, как автомобиль. Это и есть первое проявление воображения. Затем развитие фантазии продолжается, в старшем дошкольном возрасте ребенок может не только замещать, но и придумывать образы. Возможно, это будет домысливание счастливого конца у сказки или фантазия на тему игры: «А давай, я буду тигром, а ты будешь меня ловить…», «А давай, как будто мы летим на звездолете…». При этом у ребятишек довольно легко возникают новые яркие образы. Однако такой факт не должен расслаблять родителей, которые будут думать, что с воображением у ребёнка все в порядке. Пока эти фантазии больше показывают слабость воображения, так как малыши часто смешивают придуманное с действительным и не умеют вовремя разделить их, что может привести к нежелательным последствиям. Например, дошкольник вообразил, что он умеет водить машину, как папа, и убежденно всем об этом рассказывает, или уверяет в том, что ночью бегает по крышам. Окружающие начинают насмехаться над ним или уличать во лжи
Поэтому в семье важно при помощи специальных приемов способствовать адекватному развитию воображения и фантазии у детей дошкольного возраста
Воображение как фундаментальная составляющая творческого процесса
Далее мы уже упоминали о прямой связи между воображением и творчеством. Поэтому мы считаем необходимым подробно остановиться на психологии творчества.
Психология творчества как науки начала формироваться на рубеже XIX-XX веков. Наука началась со стадии созерцательного психологического познания. Психологи подробно описали обстоятельства возникновения великих творений науки и искусства, используя биографии, автобиографии, мемуары, литературные произведения. Изучал природу творчества, этапы творческого процесса, творческие способности и качества творческой личности. Присваивались черты гения, выраженные в характеристиках восприятия (интенсивность внимания, большая впечатлительность, восприимчивость), интеллекта, характера, мотивации и ценностной ориентации. Однако не было средств для того, чтобы проникнуть в суть описанных явлений: Поскольку психологические методы получения исходных данных ограничивались интроспекцией, сущность творчества признавалась бессознательными процессами.
До середины ХХ века психология связывала творческие способности с интеллектуальным развитием. Необходимость определения интеллектуальных способностей привела к разработке IQ-тестов — тестов умственных способностей. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, то есть отсутствие корреляции между коэффициентом интеллекта и способностью создавать что-то новое — творчество.
Изучение феномена творчества осложняется тем, что при оценке творческих качеств исследователь в первую очередь заботится о качестве феномена. Исследование творчества на собственном научном материале проводилось в 1959 году группой ученых под руководством Дж. Гилфорда с помощью факторного анализа на материале точных наук. Одновременно и независимо от Гилфорда серия экспериментов на материале искусства была проведена в том же 1959 году В.Лёфельдом и К.Бейттелем. Сравнение результатов исследований позволило выявить 8 основных критериев, являющихся естественными для проведения различия:
» * Способность распознать проблему.
- Беглость, способность видеть как можно больше сторон и соединений в проблеме.
- Гибкость как способность
- чтобы понять новую точку зрения;
- отвергнуть выученную точку зрения.
- Оригинальность, способность отходить от шаблона.
- Способность перегруппировывать идеи и связи.
- Способность к абстракции или анализу.
- Способность к бетонированию или синтезу.
- Чувство упорядоченной организации идей».
Более того, творчество в искусстве и науке имеет общие черты, что позволяет переносить творчество из одного материала в другой.
Область творчества трудно изучать и является спорной, так как эмпирическая область фактов по этой проблеме очень широка. Однако творчество как явление имеет много сторонников. Эти исследователи часто рассматривают вместе 4 основных аспекта: творческую среду, творческого человека, творческий продукт и творческий процесс.
Творческая среда. Творчество проявляется через личное ощущение, мышление, знание, ощущение, действие как поведение в состоянии относительной безопасности свободы от окружающей среды. Творчество — это восприятие, реакция, действие или общение человека, не подверженного влиянию других людей и находящегося в естественной среде.
Творческая личность
Понимание важности субъективных личностных факторов при их взаимодействии с объективными факторами при изучении творческих процессов привело к учету личностного фактора в последние десятилетия. Таким образом, следуя за другими науками, психология творчества, изучающая личность со всем спектром ее качеств, вводит в свою методологию принцип систематики