Топ-5 советов: как воспитывать упрямого ребенка

Поговорим об упрямстве

Упрямство не является совершенно отрицательной чертой человеческого характера. К его позитивным чертам относятся — уверенность в себе, правильная настойчивость, адекватная самооценка (своих сил, интеллекта…). Упрямцы умеют поставить перед собой цель и достигать ее, даже если обстоятельства и окружающие их люди будут оказывать сопротивление. С другой стороны, очень упрямый ребенок время от времени не будет считаться с мнением мамы и папы и особенно — бабушки и дедушки (если они, конечно же, принимают участие в воспитании), уважать их (либо делать вид). Для взрослых это по-настоящему тяжелая ситуация. Воспитание упрямого малыша может превратиться для родителей и более старшего поколения в борьбу — сложную, изнуряющую, иногда бесполезную. Причем это борьба не «за», а «против» — самого родного, любимого и настолько зависимого от взрослых маленького человека.

Воспитание детей после трехлетнего рубежа

После достижения трехлетнего возрастного рубежа истерики также могут продолжаться, порой они очень похожи на припадки. Дело в том, что по достижению 3-х лет ребенок продолжает быть психически и физически зависим от матери, именно поэтому он не отпускает маму ни на шаг, эмоционально переживая даже кратковременную разлуку. Именно в этот период мальчик активно впитывает информацию, она накапливается. Время неумолимо движется вперед, а прежнего маленького мальчика уже не узнать.

Например, если сильно пнуть мячик, то он покатиться дальше, если долго плакать, то обязательно дадут желаемое.


Ролевые игры в 3 года – любимое занятие

Ребенок после 3-х лет начинает активно копировать взрослых, примеряя на себя различные роли. Ролевая игра становится для него основным видом деятельности. Он также проявляет повышенный интерес к сверстникам, начинает активно взаимодействовать с ними, играть в различные игры. Его уверенность в себе постепенно растет, он начинает понимать, что он это умеет, знает, он такой же большой, как мама и папа. Он начинает ощущать себя отдельной личностью, которая не понимает, не хочет понимать, почему его все время одергивают, запрещают многие вещи, решают все за него.

Желания малыша 3-х лет не всегда совпадают с реальными возможностями, а с другой стороны он наталкивается на опеку со стороны взрослых. В психологии имеются 7 признаков кризиса 3-летнего возраста: своеволие, упрямство, негативизм, появление строптивости, бунтарство, синдром обесценивания, выраженный деспотизм. Как правильно вести себя родителям в такой непростой ситуации, чтобы своими действиями не усугубить положение?


Совет родителям – не надо наказывать малыша

Настоящий мужик все делает не спеша

Свойством психики человека с анальным вектором является неспособность к быстрым переменам — ригидность, застревание. Вся его деятельность направлена на равномерное скрупулезное качественное выполнение задач. Отсюда же идет и упрямство — это своеобразный стоп-кран, говорящий о сбое привычного комфортного ритма.

Тяга к знаниям, усидчивость и способность воспринимать информацию, систематизируя на входе, делает из них отличников, золотых медалистов и профессионалов высшего класса. Хорошая память, дотошность, любовь к уточнениям — то, без чего не обходится ни один историк, ученый, хороший педагог и так далее.

Недюжинное упрямство помогает добиваться больших успехов, не бросая дело на полпути, доводя его до точки. Упрямство — не что иное, как свойство личности, которое при правильном подходе приносит пользу.

Как воспитывать упрямого ребенка 3-4 лет

В 2,5-3 года отлично работает правило «все наоборот». Если мама хочет быстро собраться на прогулку, она не заставляет сына (дочь) идти, а говорит: «Ты же не хочешь гулять?» или «Ты не пойдешь со мной в магазин?». Когда обед на столе, не приглашает к столу, а произносит волшебную фразу: «Ты же не будешь есть?», после которой упрямый «нехочуха» первым мчится за стол и быстро съедает свой суп, кашу.

Родительский самоконтроль – еще одно правило, которое работает при воспитании упрямого малыша. В любой критической ситуации, которая возникла дома, в общественном месте, родители не повышают голос на бунтаря, не нервничают, спокойно ждут окончания истерики:

в домашних условиях оставляют чадо капризничать, сами занимаются своими делами;
вне дома уходят туда, где меньше людей, переключая внимание упрямца на что-нибудь интересное.

Бесполезные нравоучения

Хорошо работает против вспышек упрямства искренняя похвала, детей 2,5-4 лет нужно чаще хвалить за хорошее поведение, положительные поступки. Накал вечерних капризов снижают прогулки, чтение сказок, совместные спокойные игры перед сном.

Как вести себя родителям упрямца?

Если вы воспитываете такого ребенка, вы знаете, что простые методы воздействия часто не срабатывают. Во многих случаях воспитание упрямого ребенка — это балансирование, где вы пытаетесь научить его, как сохранить свою независимость, но стремитесь к тому, чтобы при этом он не думал, что правит миром. Другими словами, как родитель вы должны помочь ребенку сохранить свои сильные черты личности, не позволяя этим чертам мешать его благополучному развитию.

В первую очередь, вы должны признать, что упрямство вашего ребенка является частью его природы. Вы не должны пытаться изменить это. Наоборот, надо принять его личность и найти способы использовать это качество в ваших интересах и в интересах ребенка

Важно принять ребенка таким, какой он есть, и не пытаться победить, подавить упрямство, потому что это просто не будет работать

Конечно, такие дети хотят быть у власти, контролировать, быть лидерами. Но лидер — это вы. Вы — родитель. Не стоит заниматься борьбой за власть. Когда вы пытаетесь показать своему ребенку, что вы сильнее, на самом деле вы только становитесь на его уровень, и это ничему его не учит. Кроме того, что побеждает и прав тот, у кого больше кулак

Вместо того чтобы прибегать к обычной словесной борьбе, неважно — криком или просьбами, мольбой, и тем более — физическому наказанию, начните действовать как хитрый родитель. Это значит — начните взаимодействовать со своим ребенком непрямыми методами

Реагируем на упрямство

Если в семье растет упрямый и непослушный ребенок, важно научиться правильно реагировать на его поведение. Маме и папе необходимо искать компромисс

Причем доброжелательно и запасаясь терпением. Например, дочка хочет в детский садик надеть новогоднее платье. Она со слезами отказывается примерить что-то другое, что предлагает ей мама. В этом случае можно договориться о том, что в садике она будет в красивых туфлях, с праздничной прической и нарядной сумочкой. А платье можно приберечь на какой-нибудь праздник, например, на Новый год или торжество кого-то из ребятишек. Иногда можно и уступить ребенку, только пояснив, что это — не итог его капризов, а добрая воля мамы. Здесь имеется в виду что-то простенькое, но не важные ситуации и серьезные дела, типа похода к врачу или прививок. Пусть (в очень редких случаях) подрастающий ребенок 5 лет — упрямый и капризный — сделает свой выбор и поступит так, как он сам захотел. Иногда родители должны позволить ему расплатиться за свою ошибку

Маме и папе необходимо искать компромисс. Причем доброжелательно и запасаясь терпением. Например, дочка хочет в детский садик надеть новогоднее платье. Она со слезами отказывается примерить что-то другое, что предлагает ей мама. В этом случае можно договориться о том, что в садике она будет в красивых туфлях, с праздничной прической и нарядной сумочкой. А платье можно приберечь на какой-нибудь праздник, например, на Новый год или торжество кого-то из ребятишек. Иногда можно и уступить ребенку, только пояснив, что это — не итог его капризов, а добрая воля мамы. Здесь имеется в виду что-то простенькое, но не важные ситуации и серьезные дела, типа похода к врачу или прививок. Пусть (в очень редких случаях) подрастающий ребенок 5 лет — упрямый и капризный — сделает свой выбор и поступит так, как он сам захотел. Иногда родители должны позволить ему расплатиться за свою ошибку.

Взрослые обязательно должны держать себя в руках. Независимо от того, что делает или говорит («Не люблю тебя!», «Ты не права!») малыш. Надо понимать, что его поведение и характер является результатом именно родительских педагогических усилий и каких-то просчетов. Надо беседовать с капризным малышом. Не жалеть времени на объяснение своей позиции и на ее преимущества. Но ни в коем случае не давить на ребенка и не угрожать ему. Ведь с настоящими упрямцами такие методы не действуют.

Причины и факторы риска

Точные причины расстройств поведения неизвестны. Предположительно, деструктивное поведение возникает при сочетании нескольких условий: генетической предрасположенности, неблагоприятной обстановки взросления, особенностей личности и характера. К факторам риска относят:

Пол. Мальчики гораздо чаще, чем девочки, страдают поведенческими расстройствами. Неясно, является ли эта причина генетической или связана с социальным опытом.

Вынашивание и роды. Тяжелая беременность, преждевременные роды, маленькая масса тела при рождении способствуют проблемному поведению ребенка.

Темперамент. Активные, энергичные, капризные малыши, у которых возбуждение нервной системы преобладает над торможением, более склонны к поведенческим нарушениям в позднем детском или подростковом возрасте.

Семейная атмосфера. Расстройства поведения чаще определяются в неблагополучных семьях. Ребенок подвергается повышенному риску, если растет в семьях, где есть проблема с домашним насилием, бедностью, плохими родительскими навыками, употреблением психоактивных веществ.

Когнитивные нарушения. Трудности с обучением, недостаток интеллектуального потенциала, задержка речи часто соседствуют с проблемным поведением.

Умственная отсталость. Такие дети в два раза чаще демонстрируют деструктивное поведение.

Развитие и функционирование головного мозга. Исследования показали, что области головного мозга, контролирующие функцию внимания, менее развиты и активны у больных СДВГ.

Последствия детских обид

Детские обиды не проходят просто так, всегда остается осадок. И если разовые мелкие обиды могут быть пережиты, то глубокие раны остаются на всю жизнь, приводя к очень нежелательным последствиям.

  • Замкнутость. Если ребенка не понимают, не поддерживают его интересы, сравнивают с другими, то проще жить в одиночестве, не делясь ни с кем тайнами и секретами. Мысль эта приходит постепенно и ненавязчиво, но прочно уживается.
  • Заниженная самооценка и неуверенность в себе. Если в детстве постоянно указывали на недостатки, то человек быстро убеждается в своей никчёмности. К началу взрослой жизни у человека уже нет стремления что-то решать или делать. Повзрослевшие дети не в состоянии сделать карьеру, построить отношения и быть счастливыми.
  • Недоверчивость. Человек с низкой самооценкой тяжело входит в контакт с детьми, предпочитая индивидуализированные виды деятельности. Такие люди уверены в плохих мыслях других людей и часто становятся озлобленными.

Поговорим о режиме дня

Раньше к режиму относились со всей ответственностью. Был режим кормления младенцев – строго по часам

И не важно, кричит ли малыш от голода или же, наоборот, есть не хочет, его нужно кормить по часам. Если ему надо по времени спать, нужно его срочно уложить

Ничего страшного, что он бодр и весел, а сна ни в одном глазу. Надо уложить, и точка – режим ведь.

Сейчас к этому отношение изменилось. Наблюдая дистрофичных и нервных младенцев, врачи пришли к выводу, что у каждого ребёнка свой режим, который зависит от индивидуальных особенностей. И если какому-то малышу нужно 6 кормлений в день, то другому – все 8. Кто-то съедает побольше, кто-то поменьше. Некоторые дети сохраняют три периода сна до года, а другие могут к этому времени спать всего 1 или 2 раза.

Для того, чтобы определились временные границы подъёма и засыпания, родителям не нужно ставить перед собой какие-то цели. Уложить в 21:00 или в 21:30. Ребёнок в раннем возрасте осуществляет всю свою деятельность по потребностям своего организма. Ест, когда голоден, играет, когда бодр, и спит, когда устал. Понемногу корректируя временные рамки, родители увидят, что ребёнок сам может просыпаться и засыпать в определённое время. Также и с кормлением. Со временем у ребёнка формируется его личный режим питания, который будет постепенно меняться по мере его взросления.

Как вести себя с ребенком с СДВГ?

Помимо медикаментозной терапии, врач назначит коррекцию поведения родителей малыша. Это:

  • избегание слишком завышенных требований к ребенку;
  • соблюдение режима дня;
  • частые похвалы малыша;
  • обучение ребенка правильным взаимоотношениям со сверстниками;
  • знакомство малыша с социальными нормами в игровой форме.

Родители должны стараться создавать для ребенка те ситуации, в которых он сможет показать самые сильные стороны. Для этого лучше использовать различные игры, в которых двигательная активность сочетается с моментами спокойного состояния.

Скорректировать поведение гиперактивного ребенка помогает плавание, лепка, танцы. Но без медикаментозного лечения также не обойтись.

Гиперактивный ребенок: что делать и чего ждать родителям?

Предположим, обследование подтвердило ваши подозрения и у вашего ребенка действительно синдром гиперактивность. Как воспитывать гиперактивного ребенка? Главный момент — не впадайте в панику. Такие дети обладают уникальными способностями, а если правильно заниматься с ними, то и потенциальными возможностями.

Для того чтобы развить у особенных гиперактивных детей умения и навыки, которыми они ранее не обладали, необходим такой же особенный родительский подход:

Во-первых, постарайтесь смягчить любые проявления агрессии. Импульсивность и драчливость имеют непреднамеренный характер у таких детей. Объясните вашему чаду, что агрессивные действия разрушительны и вредны и что их нужно сдерживать. Расскажите ребенку, что приносить извинения за причиненный вред – это первая необходимость. Агрессивное поведение необходимо исправлять сразу, как только заметите его, чтобы защитить ребенка от взаимных обид среди сверстников и психологических травм из-за драк, споров или оскорблений.
Во-вторых, не воспринимайте гиперактивность ребенка как свою вину. Причин гиперактивного поведения может быть масса и практически все они не зависят от родителей, а потому вместо терзаний чувством вины лучше заняться поиском решения возникшей проблемы.
В-третьих, гиперактивные особенные дети нуждаются в разнообразной поддержке и помощи квалифицированных и любящих взрослых – задействуете усилия всей заинтересованной группы людей: воспитателей, преподавателей, психологов. И помните, что традиционные методики воспитания необычных детей, как правило, неэффективны.
В-четвертых, не вешайте ярлыки и противодействуйте этому в обществе

Ярлык «плохое поведение», а за ним «плохой ребенок», возникающие из-за нестандартного поведения отпрыска, провоцируют его на еще большие проступки, агрессию и неадекватное поведение – малыш привлекает внимание взрослых. Ярлыки усугубляют антисоциальное поведение и нивелируют все цели воспитания: сформировать личность, которая сможет быть счастливой в учебе, работе и личной жизни.
В-пятых, гиперактивного ребенка делает более спокойным и уравновешенным тесное общение с родителями

Ласковый и понимающий подход к чаду способен сдержать его вспыльчивость, и помочь сконцентрировать внимание на каком-либо занятии. Это может быть время, проведенное наедине с малышом, чтение сказок, беседы, совместное прослушивание тихой и спокойной музыки, ласковые объятия и постоянный визуальный контакт.
В-шестых, гиперактивные дети практически всегда нуждаются в квалифицированной помощи специалиста по воспитанию или психолога. Эти специалисты помогут ребенку избавиться от негатива и заниженной самооценки, возникшей из-за неприятия его в воспитательном или учебном заведении (сад или школе). Часто ребенок все делает назло только потому, что не находит понимания у своего близкого окружения, а потому родителям тоже не мешает посетить психолога, чтобы научиться формировать альтернативную наказаниям форму поведения в ответ на агрессию, импульсивность и непослушность ребенка.
В-седьмых, для гиперактивных детей очень важна среда, в которой они находятся. Составьте список мест и ситуаций, в которых ребенок чувствовал себя комфортно и был спокойным. Обращайте внимание на то, как влияют на его поведение сверстники. Исключите из круга общения детей, которые усугубляют импульсивность и агрессию вашего отпрыска. После анализа попытайтесь устроить его окружение и стиль жизни в соответствии с этим списком.
В-восьмых, у вас есть шанс воспитать из гиперактивного ребенка одаренного и талантливого взрослого. Невнимание у таких детей часто переходит в гипервнимание, а интенсивной концентрацией могут похвастаться далеко не все дети и взрослые. Также во многих профессиях очень важны способности фантазировать, воображать и замечать детали, что свойственно детям с гиперактивным поведением. Ребенок, неспособный проводить время впустую, может вырасти и стать трудоголиком. Миф о том, что гиперактивность предполагает лень, не выдерживает ни одного исследования в этой области.

Помните, что не существует единого руководства по обучению и воспитанию гиперактивных детей. Любая методика индивидуальна и должна пересматриваться при отсутствии реакции ребенка.

«Научи меня плохому»

С возрастными кризисами все понятно, но что если ребенок упрям вне зависимости от возраста? Конечно, можно говорить о том, что каждый человек обладает врожденным темпераментом, это действительно так, но приобретенные черты характера вырабатываются окружением

Чтобы разобраться, почему малыш не уступчив, не хочет слушаться, и при любой удобной и не удобной возможности настаивает на своем, стоит обратить внимание на обстановку в семье

Дурной пример заразителен

Прежде чем ругать ребенка за упрямство, подумайте, не копирует ли он ваше поведение. Возможно, один из родителей также не умеет идти на компромисс, договариваться и уверен в собственной правоте, а другой вынужден подчиняться? Ребенок легко улавливает подобную ситуацию и копирует поведение, которое считает более выгодным для себя. Согласитесь, гораздо удобнее попытаться диктовать свои условия, нежели постоянно следовать требованиям, которые, к тому же могут меняться в зависимости от настроения и желания старшего.

В отличие от малыша, взрослый человек способен пересмотреть свое поведение и попытаться подать ребенку другой пример. Старайтесь меньше спорить в присутствии малыша, продемонстрируйте ему, что любой вопрос можно обсудить или найти компромисс.

Слишком много требований

Будет проявлять упрямство и ребенок, от которого требуют слишком много. Понаблюдайте за собой — не слишком ли часто вы одергиваете чадо: «сядь прямо», «не бегай», «не кричи». Ребенку просто необходимо и бегать, и кричать, и залезать в грязную лужу. Когда запреты так и сыплются на малыша, он уже просто не знает, что ему вообще можно и пытается хоть как-то отстоять свое право оставаться ребенком.

Представьте себе, что практически на любое ваше действие следует окрик. Каждые полчаса ваше поведение вызывает недовольство. Что бы вы ни сделали — это оказывается «неправильным». Думаю, в такой ситуации упрямство было бы меньшим, что даже взрослый человек противопоставит подобному давлению. А ведь малыш воспринимает все намного острее!

Сократите число запретов, подумайте, стоит ли лишний раз одергивать чадо или все-таки можно позволить ему гонять голубей и гладить кошку? Обязательно готовьте на каждое свое «не» аргументацию и используйте данный предлог только тогда, когда это действительно необходимо. Обсуждайте с малышом все вопросы, по которым возникают конфликты, ищите компромиссы, научитесь иногда уступать.

Гиперопека

Как ни странно, но чрезмерная опека так же может являться причиной упрямства у малыша. Думаю, многие уже догадались почему: ребенку просто необходимо личное пространство и право на самостоятельность. Если один малыш спокойно будет дожидаться, когда вы завяжете ему шнурки, другой через некоторое время начнет бунтовать против этого. И, между прочим, второй вариант намного лучше.

Вы же не собираетесь всю жизнь поднимать ребенка, надевать ему шапку, ахать над разбитой коленкой? Если малыш начал упрямится в ответ на ваши «добрые намерения» — самое время немного умерить свой пыл и предоставить ребенку возможность делать посильные вещи самому и отходить от вас на прогулке чуть дальше, чем на три шага.

Ребенок просто избалован

Еще одной причиной появления в семье упрямого ребенка является вседозволенность. Если малыша балуют с самого рождения, позволяют вести себя, как захочется и только поощряют шалости, малыш начинает думать, что мир вращается вокруг него и просто не желает слушать тех, кто не согласен с его мнением.

Избалованный ребенок просто не сталкивался со словом «нет» и очень остро реагирует на запреты. Как правило, такое поведение легко корректируется, если родители меняются подход к воспитанию и определяют для себя и для ребенка, что можно и что нельзя. Через некоторое время упрямец смиряется с необходимостью подчиняться определенным правилам. Самое главное не переборщить — запрещать и устанавливать границы необходимо только там, где они действительно нужны: домашние обязанности, личная ответственность, уважительное отношение к другим людям.

Мягко и твердо настаивайте на своем. Если вы будете требовать слепого подчинения со стороны ребенка, использовать для этого крик и наказания — скорее всего результат будет обратным

Ведь вы создадите ситуацию, в которой важно «переупрямить», чтобы отстоять хоть немного личного пространства. А избалованный ребенок, впервые столкнувшийся с запретами, именно так и воспринимает их

Ведь у него отняли его незыблемое право командовать, устанавливать правила, его «ущемляют».

Неумение контролировать эмоции

Так почему ребенок упрямый? Понять истоки его неправильного поведения довольно сложно. Взрослым кажется, что у деток, которые еще не ходят в школу, абсолютно спокойная жизнь без забот. Ведь даже уроки им пока что не нужно учить. Но психологи считают, что впервые упрямство у деток проявляется в трехлетнем возрасте: именно тогда детки начинают совершенно по-новому оценивать свою личность и себя. В этом возрастном периоде малыши начинают знакомство с новыми эмоциями, а вот контролировать их пока они еще не научились. Результатом бывает очень яркая реакция на слова и события. Проявляется она в виде капризов, неповиновения, истерик и обид.

Упрямый ребенок: как установить границы?

Упрямство у ребенка наиболее часто появляется по вине родителей. Именно поэтому они должны знать, как общаться со своим малышом. Рекомендуется разработать универсальную систему воспитания, которая поможет избавиться от разногласий между взрослыми и ребенком, которые зачастую приводят к упрямству. Для того чтобы определить, как справиться с упрямством, родителям рекомендуется ознакомиться с работами психологов. Оптимальным вариантом является установка границ дозволенного. Воспитание ребенка должно проводится с учетом определенных особенностей.

Родители должны выбрать среднюю позицию между чрезмерной строгостью и мягкостью, так как крайности приводят к появлению неблагоприятных результатов.

В воспитании нужно руководствоваться правилами:

  1. Если ребенок постоянно слышит запреты, то это приведет к аннулированию способности к самостоятельному принятию решений.
  2. При вседозволенности родителей, которая сопровождается тем, что малыш руководствуется только собственными интересами, ребенок станет неконтролируемым.
  3. При появлении признаков упрямства у ребенка родители должны объяснить ему, почему происходит та или иная ситуация, поэтому ему нужно отказаться от своего неадекватного желания.
  4. Категорически запрещается постоянно говорить ребенку что он упрямый и неправильно себя ведет, так как он не сможет полноценно адаптироваться в коллективе и справляться со своими обязанностями.

Важным аспектом в борьбе с упрямством является поведение самих родителей:

  1. В общении с ребенком рекомендовано сохранять спокойствие, независимо от возникающей ситуации.
  2. Категорически запрещено злиться и повышать голос.
  3. Родители должны выступать в качестве ролевой модели, показывая ребенку пример поведения.

При воспитании ребенка родителям рекомендовано создавать иллюзию выбора:

  1. Ты можешь не переодеваться на прогулку, но после нее все вещи станут грязные, я их постираю, и тебе завтра придется идти в школу в мокрой одежде.
  2. Ты можешь не учить уроки, но тебе завтра поставят двойку.
  3. Мы можешь отказываться кушать, но у тебя на прогулку не останется сил.

Ребенку не нужно указывать, что делать. Ему рекомендуется предоставлять выбор. При этом предложения должны формулироваться таким образом, чтобы малыш выбрал нужный для вас вариант. Если в определенном аспекте дома ребенок не слушается, то рекомендуется повторить эту же ситуацию во время прогулки. Смена атмосферы приводит к изменению действий ребенка.

Если ребенок не хочет слушаться родителей, то провоцировать его не стоит. В этом случае нужно выслушать малыша. Он постепенно будет раскрываться и говорить, что у него не получается и чего он хочет. Если его желания адекватные, то нужно помочь ребенку воплотить их в жизнь. Это будет началом построения доверительных отношений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: