Самооценка ребенка: понижать нельзя повысить

Как повысить самооценку ребенку: другие способы

Каждый малыш индивидуален. У некоторых детей чувство собственного достоинства может быть слабее развито, чем у других. И некоторые дети сталкиваются с вещами, которые могут снизить их самооценку. Но даже если у ребенка она низкая, ее можно повысить.

Вот что могут сделать родители, чтобы дети чувствовали себя хорошо:

Как повысить самооценку ребенку в 9 лет? Очень просто. Помогите своему ему научиться решать проблемы самостоятельно. В каждом возрасте есть новые занятия для детей, которым они могут учиться. Даже во время детства умение держать чашку или делать первые шаги вызывает чувство гордости за самого себя и восторга. По мере того как ваш ребенок растет, такие вещи, как обучение одеванию, чтению или езде на велосипеде, — это возможность для роста самооценки. При обучении детей, сначала покажите и помогите им, как все делать правильно. Тогда пусть они делают, что могут, даже если они будут делать ошибки. Убедитесь, что у вашего ребенка есть возможность учиться, применять свои навыки и гордиться собой. Не делайте новые вызовы слишком легкими или слишком сложными. Будьте хорошим примером для подражания. Когда вы прикладываете усилия к повседневным задачам (например, сгребание листьев, готовка еды, мытье посуды или машины), вы подаете хороший пример. Ваш ребенок учится делать домашнее задание, убирать игрушки или заправлять кровать. Моделирование правильного отношения тоже имеет значение. Когда вы делаете задания веселым (или, по крайней мере, задаете его без ворчания или жалоб), вы учите своего ребенка легко справляться с задачами. Когда вы избегаете суеты по дому и гордитесь хорошо выполненной работой, вы также учите своего ребенка этому. Запрет жесткой критики. Сообщения, которые дети слышат о себе от других, легко превращаются в то, что они думают о себе. Резкие слова («Ты такой ленивый!») вредят, а не мотивируют. Когда дети слышат негативные сообщения о себе, это вредит их самооценке. Поправляйте и направляйте своих детей более тактично, деликатно и терпеливо. Сосредоточьтесь на том, что вы хотите, чтобы они делали в следующий раз. Когда нужно, покажите им как. Сосредоточьтесь на сильных сторонах детей

Обратите внимание на то, что ваш ребенок делает хорошо и что ему нравится. Убедитесь, что у вашего ребенка есть шансы развить эти сильные стороны. Сосредоточьтесь больше на сильных сторонах, чем на слабостях, если вы хотите, чтобы дети чувствовали себя хорошо

Это также хороший способ повысить ребенку самооценку

Сосредоточьтесь больше на сильных сторонах, чем на слабостях, если вы хотите, чтобы дети чувствовали себя хорошо. Это также хороший способ повысить ребенку самооценку.

Формирование самооценки ребенка

Детская самооценка формируется благодаря суждениям взрослых, а именно родителей и учителей. С самого рождения малыш не имеет представления о том, как себя вести, – важную роль играет воспитание

Малыш обращает внимание на оценки взрослых, на их реакцию и изо всех сил стремится не разочаровать

Нужно дать понять своему чаду изначально, что мир не идеален и что он не может знать и уметь все. Помогите ему раскрыться и обнаружить свои таланты. Каждый человек талантлив по-своему, и от родителей зависит, как сложится его судьба

 Малыш обращает внимание на свою внешность и сравнивает себя со сверстниками, не упустите этот момент и не дайте ему обзавестись комплексами

Радоваться минимальным успехам

Для повышения самооценки у детей очень важно искренне радоваться их, пусть даже минимальным, успехам. Искренне! Видеть, отмечать малейшие изменения в лучшую сторону, показывать ребенку, как его труд (и целенаправленный, и не очень), приносит результат: «Вот смотри, ты все лето катался на велосипеде, а теперь быстрее всех кросс пробежал в классе». О таких тонких логических последствиях ребенок может и не догадываться, задача родителя — ненавязчиво ему их показывать: «Вот мы сейчас с тобой на коньках катаемся, а все твои одноклассники читают „Метель“, чтоб к сочинению подготовиться

А ты еще летом прочитал, и как противился, как не хотел! Зато дело сделано, и теперь свободны». Так что родителям необходимо поощрять не только сам результат, но и прилагаемые для его достижения усилия

О таких тонких логических последствиях ребенок может и не догадываться, задача родителя — ненавязчиво ему их показывать: «Вот мы сейчас с тобой на коньках катаемся, а все твои одноклассники читают „Метель“, чтоб к сочинению подготовиться. А ты еще летом прочитал, и как противился, как не хотел! Зато дело сделано, и теперь свободны». Так что родителям необходимо поощрять не только сам результат, но и прилагаемые для его достижения усилия.

Завышенная самооценка у ребенка

Самооценка детей начинает вырабатываться с раннего детства. На ее формирование воздействуют, прежде всего, родители, воспитатели и окружающие дети. В дошкольном возрасте уже можно понять, какая самооценка у малыша, исходя из его действий и поступков.

Самооценка считается компонентом самосознания и включает в себя, одновременно с представлением о себе, оценку индивидом собственных физических качеств, способностей, морально-нравственных качеств и действий.

Завышенная самооценка является неадекватно завышенным оцениванием себя малышом

Такие дети стремятся всегда и во всем быть первыми, требуют, чтобы все внимание взрослых принадлежало им, они считают себя намного лучше других, зачастую это мнение может быть ничем не подкреплено

Завышенную самооценку может вызвать низкое оценивание его поступков ровесниками, а заниженную самооценку — слабая психологическая устойчивость.

На завышение самооценки могут влиять не только близкие люди и окружающий социум, но и характер ребенка, свойства его личности.

Дети, имеющие завышенную самооценку, характеризуются сравнительной ограниченностью в овладении видами деятельности и высокую направленность на коммуникационное взаимодействие, причем, часто, оно бывает малосодержательным.

Если ребенок чрезмерно агрессивен, то это свидетельствует о крайней самооценке. Это означает, что она может быть либо совсем низкой, либо чересчур завышенной.

Приблизительно с 8-летнего возраста малыши начинают оценивать свою успешность в различных сферах самостоятельно. Наиболее значимыми факторами для них являются школьная успешность, внешний вид, физические способности, социальное принятие и поведение. Наряду с этим школьная успешность и поведение является наиболее важным для родителей, а другие три фактора — для сверстников.

Поддержка родителей и принятие малыша, его стремлений и увлечений в наибольшей степени воздействуют на формирование адекватного уровня общей самооценки, а школьная успешность и ряд других факторов, значимы только лишь для самооценивания способностей.

Особенности самооценки у детей

Самоуважение и умение адекватно себя воспринимать меняется по мере взросления личности. Но влияние типа воспитания на самооценку ребенка очень велико, поэтому родителям нужно отслеживать ее возрастные изменения и, при необходимости, корректировать.

В дошкольном возрасте

Самооценка ребенка дошкольного возраста нередко завышена. Это вполне нормально. В начальный период жизни дети учатся оценивать себя и не всегда делают это правильно, особенно если в семье любое их действие сопровождается восторженными комментариями.

При отсутствии перегибов в воспитании (как попустительства и восхваления, так и унижения), завышенная самооценка дошкольника со временем придет в норму. Отсутствие самоуважения у ребенка в этом возрасте более опасно.

Заметив признаки заниженной самооценки нужно пересмотреть воспитательные меры и манеру общения с малышом, так как избавиться от этой проблемы с годами становится намного сложнее. Родители должны помочь поднять самооценку ребенку, сам он с этой задачей не справится.

В младшем школьном возрасте

В чем заключаются особенности самооценки детей младшего школьного возраста? Учась в первом классе, ребенок обычно оценивает себя завышено. Во втором наблюдается тенденция к умеренному снижению самооценки. В третьем школьник оценивает свои способности и возможности нормально или занижено. Случаи завышенной самооценки в этом возрасте редки.

На формирование самоуважения в этот период существенное влияние оказывает учебно-воспитательный процесс, в частности, успеваемость в школе

Дети младшего школьного возраста, по сути, еще малыши, поэтому при нарастающей неуверенности и снижении самооценки у чада не стоит акцентировать внимание на неудачах в учебе

В среднем школьном возрасте

В средних классах детям свойственно оценивать себя объективно. Происходит закономерное взросление, совершенствуется способность к самоанализу.

Но заниженная самооценка у ребенка среднего школьного возраста возможна и чаще связана со сложностями в общении со сверстниками, чем с учебным процессом. Мнение о нем одноклассников выходит на первый план в системе ценностей.

Ребенок превращается в подростка, но по-прежнему нуждается в одобрении и внимании родителей

На этом этапе важно проявлять интерес к его увлечениям и предоставлять больше возможностей для развития самостоятельности. Тотальный контроль и чрезмерные требования к успеваемости снижают самооценку подростка

В старшем школьном возрасте

Низкая самооценка у ребенка в старших классах – явление распространенное. Этому способствуют первые неудачные влюбленности, страхи, связанные с экзаменами и предстоящим выбором профессии.

Чтобы сохранить нормальный уровень самоуважения у школьников-старшеклассников, лучше воздержаться от критики их внешности, друзей и увлечений. Если основной причиной повышенной тревожности стала учеба, нужно постараться объяснить бесполезность самобичевания и подсказать пути решения проблемы.

Как повысить самооценку у ребенка?

У мальчиков и девочек заметны различия в способах формирования самооценки: девочкам важнее внешние признаки, похвалы, подарки, достаточно просто сказать «ты очень красивая», «у тебя хорошо получается рисовать».

Мальчики настроены более практично: если они вручили рисунок, нужно его использовать, повесить на стену. Если похвалили его силу, нужно провести реальную схватку, чтобы он обязательно «победил».

Самооценка до 6 лет

Носит ярко выраженный эмоциональный характер, в этом возрасте ребенка почти невозможно перехвалить, ему важна любая поддержка в освоении мира. Главное – все замечания должны быть искренними и должны отражать настоящее положение дел. Не нужно выдумывать лишние достоинства или достижения, чтобы не получилось искаженное восприятие реальности.

В этом возрасте ребенок осознает предел своих возможностей: сколько он может поднять тяжестей, сколько прочитать, сосчитать

Поэтому очень важно практическое воплощение замыслов, посещение различных кружков и секций, где можно реализовать свои задатки

Самооценка от 6 до 10 лет

В основном строится вокруг школьных занятий и отношений в классе, ребенок начинает получать оценки, которые становятся признаком его успехов и достижений

В этот период очень важно найти занятие, в котором он преуспеет, сможет продемонстрировать свои результаты вне школьной успеваемости. Ведь отличников всего несколько человек в классе, а быть умными и способными хочется всем. Еще один важный момент, как поднять самооценку ребенку 6-10 лет: отношения с противоположным полом, первые чувства, часто безответные

Необходимо как можно чаще устраивать для детей общие занятия и развлечения, чтобы мальчики и девочки учились взаимодействовать, воспитанно относиться друг к другу

Еще один важный момент, как поднять самооценку ребенку 6-10 лет: отношения с противоположным полом, первые чувства, часто безответные. Необходимо как можно чаще устраивать для детей общие занятия и развлечения, чтобы мальчики и девочки учились взаимодействовать, воспитанно относиться друг к другу.

Самооценка у подростка 12-18 лет

Самый сложный период взросления, когда подростки стараются категорично разделить людей и поступки окружающих, но уже не с точки зрения общей морали, а исходя из собственных представлений. На основании личных предпочтений происходит групповая дифференциация, разделение по интересам. Внутри отдельной группы подросток получает взаимопонимание и поддержку, но при этом отдаляется от семьи и родителей.

Не пытайтесь его «исправить», не упрекайте в том, сколько вложили силы и средств в его воспитание, не нужно шантажировать вещами или положением в семье. Пусть подросток пробует новые направления в одежде, музыке, спорте, развивает личную ответственность за сделанный выбор.

1 Признаки неуверенности в себе

Самооценка формируется под воздействием внутренних и внешних факторов, включающих в себя личные достижения, внешность, вес, социальный статус родителей и оценку окружающих людей. Существует ряд признаков, по которым можно выявить заниженную самооценку в зависимости от индивидуальных особенностей человека и его поведения в целом:

  1. 1. Ребенок всегда старается садиться с краю, скрещивает ноги, то есть намеренно закрыться от окружающих людей.
  2. 2. Зачастую дети и подростки, неуверенные в себе, являются интровертами, то есть направляют свои эмоции внутрь себя.
  3. 3. Присутствует агрессивность в общении с людьми, так как неверие в собственные силы порождает недоверие к другим.
  4. 4. Болезненная реакция на любое проявление критики, что выражается в излишней плаксивости.
  5. 5. В подростковом возрасте заниженная самооценка выражается в чрезмерной самоуверенности, что обусловлено желанием выделиться из толпы своей оригинальностью.
  6. 6. Навязчивое желание быть первым. Уверенные в себе личности не нуждаются в необходимости доказывать свою индивидуальность и превосходство.
  7. 7. Неопрятный внешний вид, ребенку все равно, как он выглядит.
  8. 8. Тихая невнятная речь и наличие привычки постоянно извиняться без явной на то причины.
  9. 9. Постоянное самобичевание и повышенная самокритичность к своим поступкам.
  10. 10. Хулиганское поведение, путем унижения других детей неуверенные в себе личности стараются повысить свою самооценку.

Дети с заниженной самооценкой всегда сравнивают себя с другими, причем всегда в пользу последних. На фоне этого они запрещают себе радоваться, так как убеждены, что недостойны счастья в силу своей неполноценности. В этом случае дети ощущают себя одинокими и не принимают участия в общих играх или других видах деятельности совместно со сверстниками. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций они не находят поддержки в коллективе.

Характерные признаки неуверенности в себе могут встречаться у детей в различных комбинациях или по отдельности.

Самооценка у дошкольников

Собственно, формирование личности происходит лишь при условии наличия массы разных факторов, которые способствуют ее целостности. Именно к таким факторам относится и самооценка. При этом, она побуждает как взрослого человека, так и малыша соответствовать не только требуемому уровню со стороны социума, но также соответствовать своим личным субъективным представлениям об идеале. Так что адекватная самооценка у дошкольников – это не просто способ увидеть себя со стороны, как можно представить, это более глубокая детерминации и определения места своей личности как целостного субъекта.

Самооценка также играет роль центрального связывающего звена в системе осознанной саморегуляции любого индивида. Она определяет уровень активности, а также мотивационную направленность особи, ее взаимоотношения с другими индивидами, условиям, социумом в целом. Самооценка важна в образовании сложных психологических внутренних связей. Именно ее адекватный уровень позволяет любому индивиду сохранять свою неизменность вне зависимости от перемен в окружающей среде, условиях обитания и социума.

В дошкольном старшем возрасте происходит самая основная часть формирования самооценки – ребенок уже осознает себя как единственную личность, задумывается о своем положении, мотивации, месте в обществе подобных себе. Именно поэтому данный возраст больше других нуждается во внимании со стороны воспитателей и родителей, задача которых заключается в возможном оказании помощи ребенку, чтобы он мог сформировать адекватную самооценку.

Ребенок в этот период. По сути, уже учиться принимать факт собственного существования и всех условий, которые с ним сопряжены. Разумеется, образование полноценной самооценки начинается тогда, когда малыш осознает свои поступки, возможности и поведение наиболее реалистично. В дошкольном же возрасте детям очень свойственно завышать мнение о себе и буквально переоценивать себя. Это связано с тем, что они очень серьезно воспринимают позитивные оценки себя со стороны взрослых, которые являются для них наибольшим авторитетом. Из этого следует, что самооценка ребенка во многом опирается на оценку его личности со стороны взрослого окружения.

Разумеется, позитивные оценки способностей малыша и его успехов оказывают необходимое стимулирование для создания адекватной самооценки, в то время как негативные отзывы и порицание приведут к ее занижености. Вместе с тем, когда самооценка малыша в процессе формируется и приобретает более стойкие формы, она влияет также на критичность его суждений о мнении со стороны, в том числе и взрослых.

Разумеется, большое влияние на создание самооценки ребенка также играют и отношение малыша со сверстниками. Фактически ребенок учиться видеть себя самого со стороны, что достигается посредством обмена между ними своими оценочными действиями. Иными словами, развитие возможности оценки себя и личности, поступков и нормы поведения достигается благодаря тому, что малыш учится оценивать критично окружающих, а затем примерять данную оценку на себе. Разумеется, процесс оценки самого себя в значительной мере тяжелее для дошкольника, нежели критичное отношение к сверстникам. К другим детям малыш более строг и объективен, в то время как самооценка в данном возрасте не совсем адекватна и нередко склонна к завышенному уровню.

Конечно, со временем самооценка устремляется к более адекватному состоянию, ребенок учить быть более реалистом в отношении себя. Но из всего следует вывод, что для формирования нормальной самооценки ребенка очень важна его вовлеченность в то или иное занятие, а также грамотная позитивная оценка со стороны взрослого окружения.

Рекомендации родителям для формирования в детях чувства уверенности

Воспользуйтесь следующими советами, если ваш ребенок столкнулся с проблемой неуверенности в себе, или же вы хотите предотвратить возникновение у него такого чувства:

Хвалите ребенка и проговаривайте, за что вы это делаете.

Ребенка нужно обязательно подбадривать и поощрять словами к новым достижениям, однако и в этом важно соблюдать меру. Если он делает что-то по вашей просьбе, или выполняет соответствующие возрасту обязанности, стоит просто его поблагодарить

Хвалите за новые достижения и хорошо сделанную работу, не преувеличивайте и обязательно говорите, за что вы его хвалите. Также не стоит употреблять оценочных выражений вроде «молодец» и «умница», лучше сказать о том, насколько вам нравится то, что он делает, и как хорошо он придумал.

Позвольте ошибаться.

Тревожные родители очень часто чрезмерно опекают ребенка, уберегая его от неудач и поражений. Однако встречаясь с трудностями как с нормальным жизненным явлением, дети учатся их преодолевать и добиваться успеха. Не стоит критиковать ребенка, контролировать каждый шаг, предупреждая ошибку — позвольте ему встретится с неудачей и вынести из нее урок.

Научите принимать решения.

После двух лет дети стремятся к самостоятельности во всем. Дайте малышу возможность самому решать посильные вопросы. Не нужно ставить его перед сложным выбором или решением, просто предложите на выбор несколько свитеров для прогулки или блюд на обед.

Вселяйте оптимизм.

Все дети огорчаются и разочаровываются, испытывая неудачи, не стоит при этом утешать их общими фразами, говоря, что они все равно лучше всех. Отнеситесь к проблеме ребенка с пониманием, объясните, что все мы отличаемся друг от друга и поэтому достижения у каждого разные, предложите путь совместного решения назревшей проблемы.

Помогите найти увлечение.

Поощряйте ребенка к посещению всяческих кружков и секций, к развитию собственных талантов и интересов, к поиску того, что ему действительно интересно. Дети, занимающиеся делом, которое их вдохновляет, склонны добиваться успеха и в других сферах, что делает их гораздо увереннее в себе.

Научите ребенка договариваться.

Даже в раннем возрасте детей можно научить решать посильные проблемы самостоятельно, что поможет им стать увереннее в своих силах. Например, при возникновении спора за игрушку на детской площадке, с помощью наводящих вопросов натолкните его на мысль о том, как решить этот вопрос бесконфликтно.

Научите помогать другим.

Воспитывайте в ребенке доброту и всячески поощряйте его желание помочь вам по хозяйству — это вселит в него уверенность в своих силах и научит быть ответственным.

Создайте для ребенка взрослое окружение.

Помимо родителей, в кругу его общения должны присутствовать и другие взрослые, общаясь с которыми он сможет расширить свой кругозор, развить мышление и навыки общения с другими людьми.

Мечтайте вместе.

Пока ребенок еще мал для серьезных решений, позвольте ему мечтать о несбыточном или маловероятном — это вселяет в детей уверенность. Расскажите, как вы выбирали свою профессию, и не заставляйте совсем по-взрослому смотреть в будущее, ведь его планы будут меняться еще далеко не единожды.

Как и когда формируется самооценка у ребенка

Самооценка очень важна для полноценной жизни человека. Она формируется главным образом родителями. При этом взрослые, проявляя любовь и заботу к детям, могут сами не замечать, что уничтожают в них уверенность в себе. Часто родители стараются обеспечить своему ребенку счастливое детство, устраивая ему праздники, поездки на отдых, покупая дорогие игрушки. Но никакое финансовое благополучие не компенсирует ребенку чувство собственной полноценности, если он постоянно слышит от взрослых критику в свой адрес и высказывания о его ничтожности.

В психологии принято различать 3 вида самооценки:

  1. Заниженная. Такая самооценка самая опасная. Она заставляет ребенка чувствовать себя ущербным, неполноценным, ненужным. Он испытывает страх и неуверенность.
  2. Адекватная. Ребенок оценивает себя именно таким, каким и является. Он осознает все свои плюсы и минусы.
  3. Завышенная. Слишком высокое самомнение мешает ребенку нормально воспринимать свое значение в обществе.

Причинами заниженной самооценки чаще всего являются следующие факторы:

  • непривлекательная внешность;
  • наличие внешних дефектов;
  • недостаточно высокие умственные способности;
  • неправильное воспитание;
  • неуважительное отношение со стороны старших детей в семье;
  • неудачи, которые остро воспринимаются ребенком;
  • финансовые трудности в семье, из-за которых условия проживания подростка хуже, чем у его одноклассников и друзей;
  • заболевание, которое заставляет ребенка чувствовать себя неполноценным;
  • смена места проживания;
  • воспитание ребенка в неполноценной или неполной семье.

Прежде, чем предпринимать меры по повышению самооценки ребенка, необходимо точно удостовериться в наличии данной проблемы.

Признаком недооценивания себя является чрезмерная скромность, стеснительность и замкнутость. Неуверенные в себе дети очень ранимые, сверхчувствительные. Они мало общаются с ровесниками, живут в собственном мире.

Выявить факт заниженной самооценки поможет простой психологический тест. Следует предложить ребенку нарисовать самого себя. Преобладание темных цветов и изображение человечка невзрачным свидетельствует о наличии у юного художника проблем с осознанием собственной значимости.

В таком случае рекомендуется попросить ребенка изобразить себя вместе с другими членами семьи. Если он нарисует себя непропорционально маленьким по сравнению с родственниками, можно с уверенностью говорить о его низкой самооценке.

Чрезмерно повышенное самомнение не менее вредно. При завышенной самооценке ребенок растет эгоистичным и эгоцентричным. На любую критику он отвечает активным протестом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: