Методы лечения подростковых нервных расстройств
Термин «паническая атака», как отдельное заболевание, существует с 1980 года. До недавнего времени диагностировался у людей 20-40 лет. Сегодня 3% случаев приходится на возраст 10-15 лет, причем, более уязвимы девочки — они в 2 раза чаще мальчиков страдают этим нервным расстройством.
Диагностику нарушений проводит врач-невролог, психиатр, психолог на основе опроса юного пациента и родителей. Он выявляет появление и частоту приступов, наличие факторов, вызывающих панику, генетическую предрасположенность к нервным расстройствам, как одну из причин атак. Поскольку симптомы схожи с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и ЖКТ, нужно пройти обследование у профильных специалистов, чтобы исключить ошибки диагностирования.
В лечении панических атак в подростковом возрасте используются методы, направленные на купирование приступов и предупреждение их появления в дальнейшем:
- медикаментозное лечение. Лекарственные средства для детей не вызывают побочных явлений, привыкания, безопасны для длительного применения, обладают быстрым терапевтическим эффектом;
- психотерапия. Врач учит подростка управлять эмоциями, анализировать ситуации, расслабляться и снижать чувство страха, чтобы предотвратить панику и другие проявления. Используются дыхательные техники, которые помогают контролировать состояние.
Чтобы исключить рецидив, нужно периодически посещать врача, принимать лекарства и сделать все, чтобы подросток забыл о приступах.
По всем вопросам вас проконсультирует врач психиатр, психотерапевт И. Г. Гернет. Он ведет прием подростков и их родителей. Лечение проводится индивидуально, с учетом этиологии, клинической картины, возраста, психологических и социальных факторов. Звоните +7 (903) 968-60-37 или воспользуйтесь опцией «срочный вызов».
К списку статейДругие статьи
- Как обратиться к психиатру
- Лечение старческой деменции (слабоумия)
Определение и объяснение проблемы тревожности у ребенка
Все мы периодически испытываем страх – как вполне реальный, так и иррациональный, связанный с нашими мыслями и чувствами. Это один из механизмов выживания человека как вида. У детей в разных возрастах преобладают те или иные страхи, связанные с этапами их психологического развития и приобретаемого опыта социализации. Так, в раннем возрасте у детей преобладают страхи боли, темноты или предметов, звуков, в дошкольном возрасте часто возникает страх смерти, у младших школьников типична боязнь того, что они потеряют уважение и оценку родителей и окружающих. Для подростков типичен страх одиночества, замкнутых пространств, толпы
Но важно определить, где обычные страхи и тревога переходят в патологию. Эпизодические страхи и тревога – это норма, они всегда завязаны на конкретные обстоятельства
Но патологический уровень тревожности ребенка – это устойчивое состояние с клиническими симптомами, которое не завязано на конкретные обстоятельства и реальные угрозы жизни, здоровью. То есть ребенок с патологической тревожностью волнуется всегда, даже когда поводов для этого нет, он не может расслабиться, всегда напряжен.
Тревожные признаки
Малыша с повышенной тревожностью легко заметить в детском коллективе.
- Он держится особняком, замкнуто, неуверенно, настороже, говорит очень тихо и робко.
- Постоянно ищет одобрения других людей, поскольку имеет низкую самооценку.
- Ему трудно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
- Воспринимает окружающий мир как что-то враждебное и непредсказуемое. Будущее видится ему мрачным и полным опасностей.
- Ребенок постоянно подавлен, у него практически всегда плохое настроение, редко принимает участие в играх со сверстниками.
Тревожному ребенку сложно сосредотачиваться, он плохо спит, боится нового, пасует перед трудностями и проблемами. Из-за частых переживаний его мучают головные боли, ночные кошмары, боли в животе, иногда, при очень сильном волнении, возникает сердцебиение.
Симптомы повышенной тревожности
Говорить о повышенной тревожности можно, если у ребёнка регулярно проявляются следующие признаки:
- неуверенность в себе, заниженная самооценка;
- страх перед новыми делами или людьми;
- отказ выполнять работу, которая связана с трудностями;
- страхи, не соответствующие возрасту: если ребёнок старше семи лет боится идти в школу, выходить на улицу, оставаться дома один, засыпать один;
- нарушения сна, ночные кошмары;
- пониженный аппетит;
- «вредные привычки»: ребёнок грызёт ногти, постоянно накручивает волосы на палец, выдёргивает волосы и т. д.;
- плаксивость, ранимость;
- скованность в новой обстановке;
- приступы злости, раздражительности;
- множество фобий.
Приступы тревоги сопровождаются также физиологическими проявлениями: учащённым сердцебиением и дыханием, сухостью во рту, дрожью, нарушениями пищеварения и другими признаками — у каждого ребёнка симптомы индивидуальны.
Как родительская тревожность влияет на ребёнка
Он тоже становится тревожным
Очень часто ребёнок «считывает» тревожность родителей, даже когда они сами её не замечают. Он становится чрезмерно ответственным, например, очень беспокоится за свои результаты в школе, сидит допоздна за уроками, отказывается гулять с друзьями. Тревожные дети плохо реагируют на перемены в жизни, слишком переживают, если совершили ошибку или сделали что-то неправильно.
Он слишком старается быть хорошим
Иногда, чтобы не беспокоить тревожного родителя, дети ведут себя очень хорошо, демонстрируют дома только свои положительные качества. Это подавление негативных проявлений могут выливаться во внезапные вспышки агрессии или непослушания.
Он не получает поддержки
Родителю важно чутко реагировать на ребёнка, быть в контакте с ним, а тревожному родителю это сделать сложнее. На любую ситуацию он реагирует собственными переживаниями, и ребёнок остаётся без родительской поддержки
Очень часто дети тревожных родителей ничем с ними не делятся, чтобы не расстроить или не вызвать новых ограничений. При этом ребёнок остаётся один на один со своими проблемами.
Он не учится справляться с тревогой
Справиться с беспокойством помогает обдумывание ситуации. Тревожный родитель не в состоянии научить ребёнка адекватным способом справляться с тревогой — думать о ней. В этом случае ребёнок:
- избегает тревожных ситуаций. Например, отказывается выходить к доске, учить сложные предметы, поступать в вуз.
- отказывается чувствовать тревогу вообще. Это приводит к рискованным поступкам и попаданиям в опасные ситуации: например, ребёнок может увлечься экстремальными хобби или видом спорта.
УСЛОВНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ
Я бы условно разделила тревожных детей на
четыре вида.
«Невротики». Дети с соматическими
проявлениями (тики, энурез, заикание и т.д.). На мой
взгляд, это наиболее сложная категория для
работы с ними в школе, так как проблема выходит за
чисто психологические рамки. Кроме того, в работе
с психосоматическими проявлениями тревожности
требуется терпение и уверенность в себе, чего
обычно не хватает школьному психологу.
Например, Слава (7 лет), очень общительный,
приветливый мальчик с большим количеством
страхов и периодически возникающим тиком
(подергивание головой), с удовольствием ходил ко
мне на занятия, охотно говорил о том, что его
пугает, рисовал свои страхи. Но во время этих
бесед его тик усиливался. Это очень пугало меня,
пока знакомый клинический психолог не
подтвердил, что обычно так и бывает при работе с
тиками.
Таким детям часто необходима консультация
невропатолога, а иногда и психиатра. К сожалению,
современные родители так пугаются слова
«психиатр», что не всегда соглашаются идти к нему
на прием. Хорошо, если вы можете порекомендовать
им специалиста, которому доверяете сами.
Работая с этим типом тревожных детей, я прежде
всего даю им возможность выговориться,
почувствовать мое расположение к ним и интерес к
их страхам
Необходимо также успокоить
родителей, попросить их не заострять внимание на
соматических проявлениях. Задача психолога состоит в том, чтобы создать для
ребенка ситуацию комфорта и принятия, найти и
свести к минимуму травмирующий фактор
Таким
детям полезно рисовать страхи, им поможет всякое
проявление активности, например «лупить»
подушки, обниматься с мягкими игрушками. «Расторможенные». Это очень активные,
эмоционально возбудимые дети с глубоко
спрятанными страхами. Поначалу они очень
стараются хорошо учиться, но у них не получается.
Тогда они становятся нарушителями дисциплины.
Могут специально изображать из себя посмешище
для класса, так как очень боятся на самом деле
стать таковыми из-за своей неуспешности.
Создается ощущение, что повышенной активностью
они пытаются заглушить страх.
У них возможны легкие органические нарушения,
которые мешают успешной учебе (проблемы с
памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Таким детям необходимо доброжелательное
отношение окружающих, поддержка со стороны
учителя и одноклассников. Надо создать у них
ощущение успеха, помочь им поверить в
собственные силы. На занятиях надо давать выход
их активности.«Застенчивые». Обычно это тихие,
обаятельные дети. Они боятся отвечать у доски, не
поднимают руку, не проявляют инициативы, не
вступают в контакт со сверстниками, очень
старательны и прилежны в учебе. Боятся о чем-то
спросить учителя, очень пугаются, если он
повышает голос (не обязательно на них).
Переживают, если чего-то не сделали, часто плачут
из-за мелких неприятностей. Все ошибки аккуратно
замазывают или стирают. Не успокоятся, пока не
сделают все, что задано. Охотно общаются с
психологом, рассказывают о себе, выполняют
задания.
Таким детям поможет группа сверстников,
подобранная по интересам. Взрослые должны
оказывать им поддержку, в случае затруднения
спокойно предлагать выход из положения,
признавать за ребенком право на ошибку, больше
хвалить.«Замкнутые». Мрачные, неприветливые
дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со
взрослым стараются не вступать, избегают шумных
игр, сидят отдельно. У них могут быть проблемы в
учебе, так как нет ни в чем заинтересованности и
включенности в процесс. Такое ощущение, что они
постоянно от всех ожидают подвоха.
С Алешей (8 лет) никак не удавалось установить
контакт, все задания он выполнял формально, лишь
бы я от него отстала. Но мне удалось выяснить, что
он очень интересуется динозаврами. На очередную
встречу я принесла книжку про динозавров,
попросила его посмотреть и высказать свое
мнение. Сидя боком на стуле, он небрежно
пролистал ее и сказал, что это несерьезная книга.
Я спросила, что он читал и какая книга, на его
взгляд, является серьезной. Мы наконец-то
разговорились, и дело постепенно пошло на лад.
Алеша даже стал приветливее в классе, перестал
дичиться учителей и одноклассников.
В работе с такими детьми необходимо
отталкиваться от их интересов, проявлять участие
и доброжелательность. Им тоже полезно
выговориться, а потом включиться в группу
сверстников со схожими интересами.
Что такое повышенная тревожность
Тревожность — это повышенная склонность к беспокойству и опасениям. Человек, страдающий от этой проблемы, часто переживает по относительно незначительным поводам, ощущает постоянную угрозу, страх по неопределённому поводу. Любые события воспринимаются как опасные, неблагоприятные и вызывают у него стресс.
Как и страх, тревога может быть оправдана и даже полезна, ведь это защитный механизм человеческой психики. Ситуативная тревожность помогает мобилизоваться, избежать опасности, решить проблему. Но, если тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных, можно говорить о том, что она стала устойчивой чертой личности, моделью поведения.
Это справедливо как для взрослых, так и для детей. Но проявления тревожности у детей специфические. Тревожному ребёнку трудно устанавливать контакты с окружающими, он постоянно подавлен, находится настороже, воспринимает мир как пугающий и враждебный. У ребёнка закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. Одним из следствий повышенной тревожности у ребёнка становится низкая устойчивость к стрессам, в том числе неспособность справляться с жизнью, успешно учиться и познавать окружающий мир.
Научим умению быть спокойным и внимательным
Упражнения на снижение тревоги у детей
Также тревожному ребёнку могут помочь рекомендации французского педагога М. Борба. Она предлагает несколько простых упражнений, которые направлены на снятие стресса у детей. Их можно использовать в комплексе или по отдельности. Они превращают борьбу с тревогой в игру, а это улучшает эффективность.
- Внутренний диалог. Найдите вместе с ребёнком фразу, которая повысит его уверенность в себе, и научите произносить её в стрессовой ситуации. Например: «У меня всё получится», «Я с этим справлюсь», «Нет причин для волнения».
- Лифтовое дыхание. Предложите ребёнку закрыть глаза, выдохнуть три раза, а потом представить, что он спускается в лифте с последнего этажа на первый. Как только лифт достигнет цели, волнение исчезнет. Также для борьбы с тревогой можно использовать любые другие дыхательные упражнения.
- Таяние стресса. Попросите ребёнка найти место, где скапливается напряжение. Обычно это шея, плечи, челюсти. Нужно сильно напрячь это место, а потом резко расслабить и почувствовать, как зажим уходит из тела.
- Визуализация спокойного места. Когда ребёнка одолевает тревога, он может представить место, где ему спокойно и хорошо. Это помогает, потому что, во-первых, ребёнок мысленно переносится в безопасную обстановку, а во-вторых, в принципе отвлекается от беспокойных мыслей.
Диабет 2 типа — что это?
Наиболее распространенной формой диабета является диабет 2 типа, также называемый диабетом взрослых или инсулиннезависимым диабетом. Доминирующие симптомы этого заболевания — аномальные уровни глюкозы в крови, которые сопровождаются резистентностью к инсулину.
При резистентности к инсулину организм вырабатывает много этого гормона, но ткани имеют пониженную чувствительность к его воздействию.
За развитие болезни ответственны генетическая предрасположенность, а также модифицируемые факторы, то есть те, на которые мы оказываем влияние. Хотя склонность к развитию заболевания является наследственной, причиной возникновения диабета может стать неправильный образ жизни.
Развитию резистентности к инсулину способствует абдоминальное ожирение, а также:
- повышение уровня триглицеридов и холестерина;
- гипертония;
- низкая физическая активность;
- возраст (риск развития заболевания увеличивается с возрастом);
- хронические нарушения сна;
- прошедший гестационный диабет;
- курение и употребление алкоголя.
Низкая физическая активность
Увеличивают риск развития этого заболевания генетические факторы и диабет 2 типа в семейном анамнезе. В соответствии с рекомендациями диабетической ассоциации люди, подвергающиеся риску, должны ежегодно обследоваться на наличие диабета. Здоровые люди, достигшие 45-летнего возраста, должны делать это раз в три года.
Тревожность возрастная
С этой тревожностью чаще всего сталкиваешься в
классах шестилеток. Новая незнакомая обстановка
пугает ребенка, он чувствует себя неуверенно, не
знает, чего ожидать, и поэтому испытывает
тревогу. Ребенок может плакать из-за
незначительных затруднений (забыл линейку,
потекла ручка, родители пришли за ним на пять
минут позже и т.д.). О таких детях учителя говорят,
что они просто еще маленькие.
И действительно, становясь старше, ребенок менее
эмоционально реагирует на трудности, набираясь
опыта, он начинает переносить его на новые
ситуации. Чувствуя себя более компетентным,
ребенок будет меньше бояться перемен и быстрее
адаптироваться к ним.
Тревожность ситуативная
Эмоциональный дискомфорт связан с какой-то
конкретной ситуацией. Например, у ребенка может
возникнуть страх перед новыми людьми, боязнь
публичных выступлений.
Часто приходится слышать от родителей младших
школьников, что их дети боятся идти в магазин,
опасаются обращаться непосредственно к
продавцу. Зная, что предстоит поход в магазин, они
заранее расстраиваются, предпочитают остаться,
например, без жевательной резинки, чем покупать
ее самостоятельно.
Школьная тревожность является разновидностью
ситуативной. Ребенка волнует и беспокоит все, что
связано со школой. Он боится контрольных работ,
боится получить двойку, отвечать у доски, боится
ошибиться. Эта тревожность часто проявляется у
детей, к которым предъявляются завышенные
требования и кого постоянно сравнивают с более
успешными братьями и сестрами. Чаще всего
психологу приходится иметь дело как раз со
школьной тревожностью.
Диагностика продромального периода шизофрении
Период продрома может длиться от нескольких недель до нескольких лет. Часто у больного параллельно развиваются сопутствующие психические проблемы, например, депрессия, различные зависимости. Поведение пациента изменяется и ухудшается, наблюдаются различные субъективно воспринимаемые симптомы.
Ученые описали ход продрома, доказав, что развитие патологии можно наблюдать клинически. В частности, люди с психическими отклонениями обычно испытывают негативные или неспецифические клинические симптомы – депрессии, тревогу, потребность в социальной изоляции. У них значительно ухудшаются результаты обучения или профессиональной деятельности.
Симптомы продромального периода
Ещё в 60-х годах прошлого века ученые, изучив результаты долгосрочных исследований, обнаружили, что у пациентов развивались определенные симптомы дефицита еще до появления психоза. В настоящее время интенсивные исследования в этой области ведутся во многих центрах США и Европы. Результаты позволили определить критерии трех групп продромальных симптомов.
Для выявления продромальных синдромов и оценки степени тяжести симптомов используются специальные шкалы и опросники. Эти инструменты позволяют идентифицировать пациентов с высоким риском развития первого психического эпизода и систематически оценивать динамику психопатологических симптомов с течением времени.
Например, Боннская шкала оценки основных симптомов (BSABS), где основные симптомы считаются существенным признаком заболевания и включают в себя оцениваемые субъективно:
- нарушения мышления, речи, восприятия и двигательных функций;
- измененные ощущения тела;
- снижение толерантности к стрессам;
- расстройства эмоций, энергии, концентрации и памяти, социального функционирования.
Эти первичные симптомы были включены в другие оценочные шкалы для выявления лиц, подверженных риску развития психоза, например, Шкала продромальных симптомов (SOPS).
Психиатры могут очень точно различать пациентов с симптомами, отвечающими критериям продромальных симптомов шизофрении, и пациентов, которые не соответствуют этим критериям. Однако соответствие критериям не исключает ложноположительного результата – не у всех пациентов с предшественниками разовьется шизофрения. Прогностический показатель составляет от 34,6% до 50% в зависимости от исследования.
Например, было выявлено, что подростки могут испытывать преходящие продромальные симптомы, включая галлюцинации. Однако эти симптомы преходящи, в отличие от геральдических симптомов, которые прогрессируют и приводят к психозу.
Ложноположительные результаты также связаны с тем фактом, что симптомы, которые считаются продромальными для шизофрении, могут быть предвестниками других заболеваний, например, большой депрессии с психотическими симптомами, биполярного расстройства, шизотипического расстройства личности, пограничного расстройства личности, обсессивно-компульсивного расстройства и других.
Повышенная тревожность у ребёнка: что делать
Если ваш ребёнок страдает от повышенной тревожности, лечение нужно начинать как можно скорее. Иначе это свойство личности, скорее всего, останется с ним на всю жизнь. Во взрослом возрасте справиться с ним будет сложнее. Мы предлагаем несколько способов, которые помогут ребёнку победить тревожность и повысить его стрессоустойчивость. Эти же советы можно использовать и для профилактики тревожного расстройства, если ваш ребёнок склонен к нему.
Научитесь контролировать свою тревожность
Повторим ещё раз: больше всего на детей влияет поведение их родителей. Поэтому работу с тревожными детьми нужно начать с победы над собственными тревогами. Если дети увидят, что взрослые спокойны, доверяют миру и не боятся идти ему навстречу, они естественным образом сами станут смелее и спокойнее.
Пересмотрите свой стиль воспитания
Прежде чем лечить своего ребёнка от тревожности, подумайте, не требуете ли вы от него слишком многого в жизни? Может быть, стоит снизить ему нагрузку. Например, разрешить не ходить в кружок, который ему не нравится. И, конечно, нельзя ругать детей за ошибки и неудачи, иначе страх будет сковывать их перед любым новым начинанием. Помогите вашему ребёнку справиться с непростой для него ситуацией, покажите, что вам можно доверять. Помните: если ребёнок воспринимает вас как источник опасности и наказаний, он будет постоянно чувствовать страх и одиночество.
Научите ребёнка самостоятельно справляться с трудностями
Не бросайтесь помогать ребёнку, пока он сам об этом не попросит, не стремитесь оградить его от всех трудностей. Дайте ему понять, что вы рядом и всегда поможете, если потребуется, но верите, что он справится самостоятельно. Так ребёнок обязательно поверит в себя и не станет пасовать перед малейшими сложностями. И, конечно, не критикуйте за неудачи: лучше похвалите за смелость и самостоятельность и предложите вместе подумать, как можно исправить ошибку. Это воспитает в ребёнке ответственность и стрессоустойчивость.
Также полезно завести домашнего питомца — например, рыбок, черепашку или аквариумных улиток — и поручить ребёнку некоторые обязанности по уходу за ним. Ребёнок будет чувствовать себя большим и сильным по сравнению со своим питомцем, это укрепит его веру в себя и ощущение собственной значимости.
Любите ребёнка таким, какой он есть
Это значит, что нужно принимать не только достоинства вашего ребёнка, но и то, что вы считаете недостатками — скорее всего, это вовсе не недостатки, а особенности личности, которые делают его непохожим на других. Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, чаще хвалите его и говорите, что любите его в любой ситуации. Безопасная и комфортная обстановка дома, хорошие отношения с родителями снижают тревожность и повышают стрессоустойчивость детей.
Первые и поздние симптомы сахарного диабета 2 типа
Диабет 2 типа может развиваться незамеченным в течение многих лет. Пациенты недооценивают ранние симптомы заболевания, принимая их за симптомы переутомления или усталость. Между тем заболевание прогрессирует, а повышенное содержание глюкозы в крови вызывает серьезные осложнения.
Сохраняющаяся гипергликемия негативно влияет на состояние кровеносных сосудов, являясь одним из факторов развития заболеваний сердца и системы кровообращения. Также могут быть повреждены кровеносные сосуды в глазах, что заметно влияет на зрение. Это состояние называется диабетической ретинопатией.
Также страдает от высокого уровня глюкозы нервная система, и это состояние называется диабетической невропатией. Пациенты могут испытывать мышечную слабость, мышечные спазмы, покалывание и потерю чувствительности в конечностях.
Мышечная слабость
Сложное заживление ран является результатом нарушений нервной системы и слабых кровеносных сосудов. Это условие угрожает развитию так называемого диабетической стопы.
Межличностные проблемы в продромальном периоде шизофрении
Датские уч. Л. Мондруп и Б. Розенбаум провели исследования и выяснили, как сам пациент оценивает межличностные проблемы в продромальном периоде шизофрении, и какая помощь будет наиболее подходящей.
Ученые выдвинули и проверили гипотезу о том, что межличностные проблемы возникают до появления симптомов психоза и усугубляются по мере его развития
Специалисты уделили пристальное внимание анализу и обсуждению терапевтических вариантов, которые могли бы устранить продромальные симптомы и улучшить результаты удаленного лечения
Межличностные проблемы в продромальном периоде шизофрении
В исследованиях сравнили 4 группы:
- здоровых лиц;
- с допороговыми симптомами;
- пациентов в продромальном периоде;
- больных с состоянием психоз.
Продромальное стояние оценивалось с помощью структурированного опроса для выявления продромальных синдромов (SIPS), а межличностные проблемы оценивались с помощью вопросника, заполняемого пациентами IIP.
Это исследование было первым, в котором сравниваются данные пациентов с разными заболеваниями. Пациентам трудно общаться, выражать чувства, проявлять инициативу и быть в центре внимания до и во время психоза. Однако, как предполагалось при разработке исследования, межличностные проблемы усугубляются с развитием психоза. Особенно значительная разница наблюдалась между пациентами в продромальной группе по сравнению со здоровыми людьми.
Полученные результаты предполагают, что доминирующее поведение, развивающееся во время психоза, представляет собой защиту, развивающуюся в ответ на усиление незащищенности, наблюдаемое в продромальный период. Таким образом, кажется, что пациент испытывает облегчение, что затрудняет преодоление этого состояния и выздоровление. Все это говорит о том, что лечение принесет пользу уже в продромальном периоде.
Причины тревожности у ребенка
Состояние может провоцироваться серьезными событиями в детской жизни: гибелью близких, разводом родителей, неудачами в учебе. Особенно высок риск тревожности, если эти события влияют совместно, отягощая друг друга. Но зачастую проблема детской тревожности заключается в самих родителях или взрослых, постоянно общающихся с ребенком, в методиках воспитания, тревожности самих родителей, которые высказывают ее при малыше.
Типы родителей, которые могут провоцировать проблемы детей:
Есть и смешанные типы родителей, а также бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, влияющие на ребенка. Также стоит выделить три типа особых требований, которые могут приводить к внутренним конфликтам личности ребенка, что служит провокатором повышенной тревожности:
- Требования, которые противоречат друг другу. Когда родители не могут договориться между собой, либо когда желания родителей идут вразрез со школьными правилами.
- Слишком завышенные или же неадекватные возрасту, способностям ребенка требования. Например, если ребенок не способен в силу анатомии и физиологии к спортивным достижениям, а родители непременно хотят сделать из него звезду спорта.
- Негативные (или отрицательные) требования, унижающие честь и достоинство малыша, подчеркивающие его зависимость от решений взрослых. Например, мужчины-отцы требуют перестать капризничать, иначе не будут покупать ребенку игрушки или не будут брать его с собой.
Тест: уровень тревожности вашего ребёнка
Иногда родителям бывает трудно определить, не перешло ли тревожное состояние ребёнка допустимые нормы. Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем опросник «Уровень тревожности ребёнка», основанный на наблюдениях. Прочитайте предложенные утверждения и отметьте те, с которыми вы согласны:
- Ребенок не может долго работать, не уставая.
- Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
- Смущается чаще других.
- Часто говорит о напряженных ситуациях.
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
- Жалуется, что ему снятся страшные сны.
- Руки у него обычно холодные и влажные.
- У него нередко бывает расстройство стула.
- Сильно потеет, когда волнуется.
- Не обладает хорошим аппетитом.
- Спит беспокойно, засыпает с трудом.
- Пуглив, многое вызывает у него страх.
- Обычно беспокоен, легко расстраивается.
- Часто не может сдержать слезы.
- Плохо переносит ожидание.
- Не любит браться за новое дело.
- Не уверен в себе, в своих силах.
- Боится сталкиваться с трудностями.
Если количество плюсов превысило 15, скорее всего, у вашего ребёнка тревожное расстройство. Если вы положительно ответили на 7 и более утверждений — ваш ребёнок в зоне риска
Мы советуем обратить внимание на проблему и принять меры по профилактике и лечению повышенной тревожности
Как могут помочь родители
- Лучший способ помочь вашему ребенку — признать проблему и оказать поддержку без критики. Попытайтесь более внимательно понаблюдать, что в повседневной жизни вызывает у ребенка трудности и как он них реагирует.
- Обратитесь к специалисту, чтобы оценить состояние ребенка.
- Будьте терпеливы и позитивны, если вашему ребенку рекомендована психотерапия. В процессе работы ребёнок освоит новые способы совладания с тревогой.
- Иногда помогает поговорить с ребенком о ваших собственных стрессах и о том, как вы смогли их преодолеть.
- Будьте уверены, что при правильном подходе ваш ребенок сможет преодолеть тревогу, научиться смотреть в будущее без лишнего напряжения и полноценно реализовать свой потенциал.
Другие поведенческие признаки повышенной детской тревожности
- ожидание негативного исхода разных событий;
- повторяющиеся тревожные мысли (навязчивые идеи) или действия;
- излишняя стеснительность;
- боязнь совершения ошибки;
- низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе.
|
Причины возникновения тревожных расстройств
Точно назвать причину возникновения такого расстройства у ребенка, как впрочем, и у взрослого назвать трудно. Специалисты называют целый ряд провоцирующих факторов:
- Генетическая предрасположенность. Наличие тревожного расстройства у родителей увеличивает риск возникновения подобных симптомов у ребенка.
- Стрессовые жизненные обстоятельства. События в жизни ребенка могут стать отправной точкой (триггером) для тревожных расстройств в детстве или во взрослой жизни: утрата (смерть близкого человека или развод родителей), жизненные перемены (переезд в новый город, смена школы, поход в детский сад). Дети, испытавшие жестокое обращение, чаще подвержены тревожным расстройствам.
- Воспитание. Воспитание в семье, где другие члены семьи постоянно испытывают беспокойство, может «научить» ребенка рассматривать мир как опасное место. Если ребенок растет по-настоящему в опасной среде (насилие в семье), он может испытывать чрезмерный стресс, бояться и ожидать худшего.
Помощь тревожному ребенку
Тревожными расстройствами у детей занимаются специалисты в области психического здоровья: психологи, психотерапевты, психиатры. Специалист анализирует симптомы, диагностирует специфическое тревожное расстройство, намечает план помощи ребенку.
В ходе работы с психологом дети учатся по-новому мыслить и действовать в ситуациях, которые могут вызывать беспокойство, а также справляться со стрессом. Специалист обеспечивает поддержку и руководство. Иногда необходимо медикаментозное лечение.
Как могут помочь родители
- Лучший способ помочь вашему ребенку — признать проблему и оказать поддержку без критики. Попытайтесь более внимательно понаблюдать, что в повседневной жизни вызывает у ребенка трудности и как он них реагирует.
- Обратитесь к специалисту, чтобы оценить состояние ребенка.
- Будьте терпеливы и позитивны, если вашему ребенку рекомендована психотерапия. В процессе работы ребёнок освоит новые способы совладания с тревогой.
- Иногда помогает поговорить с ребенком о ваших собственных стрессах и о том, как вы смогли их преодолеть.
- Будьте уверены, что при правильном подходе ваш ребенок сможет преодолеть тревогу, научиться смотреть в будущее без лишнего напряжения и полноценно реализовать свой потенциал.