Помощь психолога
Главная проблема воссоздания коммуникаций, адекватных поведенческих линий у подростков — непроявление чувств, эмоций, возникающих на фоне взаимодействия с внешним миром, самим собой. Непонимание, неприятие собственных стремлений, страх быть непонятым родными людьми заставляет завтрашних самостоятельных личностей прятать истинное «Я» под оболочкой хамства, агрессии, игнорирования.
Формирования принятия истинного «Я», умение быть собой, отстаивать свои интересы в рамках приемлемых для социума вариаций — основные задачи психолога или психотерапевта.
Чему он учит подростка:
- принимать чувства, считать их нормальным проявлением, даже если они носят негативный подтекст;
- выражать чувства объективно, спокойно, без импульсивности;
- понимать мотивы родителей, принимать их чувства, переживания;
- брать ответственность за поступки, чувства, реакции.
Благодаря применяемым методикам родители, трудные дети получают возможность посмотреть на ситуацию в семье со стороны. На специализированных тренингах они учатся говорить о своих чувствах, желаниях, выражать эмоции, принимать эмоции других людей такими, какие они есть, без «переделывания» окружения под свои потребности.
Важно понимать, что коррекции требует не только поведение подростка, но и его родителей. В конфликте всегда виноваты обе стороны, поэтому «вылечить» внутрисемейные отношения можно только путем совместной работы над своим «Я»
Родители должны быть готовы меняться сами, а не только менять характер ребенка под свои нужды, привычки. Так, работа психолога с девочкой-подростком, склонной к агрессии, будет абсолютно непродуктивной, если родители на включатся в процесс, чтобы отыскать триггеры неадекватного поведения ребенка в себе.
Профилактика девиантного поведения
Для профилактики девиантного поведения разработаны следующие меры:
- Проведение образовательных и развивающих программ, курсов в школах. Лекции предназначены для обучения молодежи и формирования у подростков устойчивого отвращения к наркотикам и алкоголю.
- Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Запрет на рекламу табака и алкоголя.
- Организация интересного и познавательного досуга молодежи. Работа с детьми с девиантным поведением требует разработки развлекательного сценария, соответствующего современным тенденциям.
- Забота о материальном благополучии детей.
Профилактика девиантного поведения должна охватывать все слои населения, независимо от их социального статуса, религии, уровня образования и других факторов. Основная задача – наладить доверительные отношения между подростком и его родителями. Только тогда можно быть уверенным, что в случае возникновения проблемы ученик обратится за помощью к своей матери или отцу, а не к сомнительному другу.
Типы трудных подростков
Трудные подростки отличаются друг от друга.
Рассмотрим их типы:
- Циники, у которых наблюдается сознательное нарушение социальных норм. Они уверены, что все хотят поступать, как они, и в действиях их сковывает лишь трусость.
- Конформисты, идущие на конфликты под воздействием асоциальной компании. Преимущественно эти действия случайны, продиктованы подражанием «кумиру». Наблюдается у трудных подростков, имеющих большую зависимость от мнения окружающих. Зачастую становятся заложниками положения.
- Колеблющиеся. Им сложно устоять от соблазнов. Им хочется немедленно удовлетворить спонтанно возникающие потребности. При этом нарушение норм влечет за собой раскаяние.
- Аффективные подростки, отличающиеся повышенной обидчивостью и немаленькими притязаниями. Нередко им кажется, что они терпят несправедливое отношение, стремятся к протесту, мести. Среди категории часто встречаются демонстративные суицидники.
Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение
В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.
Лиля Брайнис,
социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»
1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.
2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться
Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи
Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.
3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей
Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать
Особенности развития личности подростка
На развитие личности подростка особо выраженное влияние оказывает его самооценка. Она формируется не столько из адекватного восприятия достоинств, индивидуальных недостатков, сколько на основе сравнения себя с подростками, взрослыми, кумирами.
На основании этого у ребенка формируется:
- субъективное осознание степени женственности или мужественности;
- умение взаимодействовать с родителями, взрослыми родственниками;
- осознание своего места в социальной группе (подростки, друзья, однокашники).
Любое неодобрение, даже высказанное лаконично, трезво, без перехода на личности, порождает тревогу: меня не приняли, меня не поняли, я неполноценный.
Пережить подобное положение вещей не до конца сформированная личность может несколькими способами.
-
Замкнутость. Ребенок прекращает делиться мыслями, мечтами, мнениями с окружающими. Уйти в себя, стать асоциальным, но при этом не оставить мысли о том, чтобы доказать свою силу, волю, таланты.
-
Негативизм. Попытка помочь, наладить контакт встречает пассивное сопротивление: зачем тратить силы, если шансов нет. Любые доводы взрослых обесцениваются.
-
Агрессивность. Ребенок ведет себя неадекватно, воспринимает в штыки попытки наладить контакт (активное отрицание). Он пытается доказать действиями, что отличается от идеалов, которые ему пытаются привить. Может действовать «от противного» без видимых причин.
Если психологическая работа с трудными подростками не начата с первого проявления девиаций, есть риск, что психологическая дестабилизация перерастет в невротическое расстройство. По мере прогрессирования аномалия может осложниться зависимостями от алкоголя, химических веществ, препаратов, сложными формами депрессии, суицидальными наклонностями.
Методы работы психолога с трудновоспитуемыми детьми включают в себя:
- Психоаналитическая психотерапия;
- Принцип диалогического общения;
- Равноправные отношения, с целью совместного изучения четкой ситуации и ее разрешения.
Все вышеперечисленные аспекты входят в индивидуальное консультирование с подростками, начиная в возрасте от 10-11 лет. Большинство проблем подросткового периода устраняется путем повышения самооценки ребенка и исследование изменений, происходящих в его духовном мире и в отношениях с окружающими.
Самый сложный этап взросления человека – это безусловно подростковый возраст. Данный период начинается с 9-10 лет, и заканчивается к отрочеству. В этот промежуток времени перестраивается психика ребенка, изменяется характер, развивается самосознание и личность подростка.
Признаки, учитываемые при определении трудновоспитуемости ребенка:
1. Наличие исходной моральной и физической полноценности.
2. Отклонения в нравственном развитии и поведении.
3. Постоянное устойчивое сопротивление воспитанию и обучению.
4. Отрицательное влияние со стороны неуправляемых факторов внешней среды, под воздействие которых подросток может легко попасть.
Трудновоспитуемые – это дети, здоровые в психическом и физическом отношении, но при этом с трудом поддающиеся воспитанию вследствие наличия отклонений в нравственном развитии и поведении. Психологическое благополучие ребенка зависит от того, насколько вовремя выявлены проблемы и эффективность помощи.
У психолога имеется своя сфера компетенции, в которую входят те свойства и явления, которые в некоторой степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей, их отклонения в психическом и социальном развитии.
Выявление сильных и слабых сторон личности трудновоспитуемых предполагают, индивидуальные психологические исследования, требования которых заключаются в психолого-педагогической коррекции, а так же в составлении здорового психологического потенциала личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестраиваться, учитывая ориентации, интересы и мотивации ребенка.
Трудности в общении подростков со взрослыми и сверстниками зачастую влияют на успеваемость, поведение, и душевное равновесие. Как правило, такие нарушения остаются незамеченными или же их причина видится совсем в другом. Именно поэтому подросткам необходимы советы психолога.
Диагностическая работа психолога с подростками предполагает:
- Исследование познавательной сферы школьников;
- Диагностику способности к обучению;
- Выявление тревожности у подростков;
- Исследование самооценки и особенностей личности подростка;
- Оценка воли и мотивации подростков;
- Исследования интересов, способностей и склонностей подростка в профессиональном плане.
Психологическое консультирование, в ходе которого используется индивидуальный подход к клиенту/подростку. Цель – разрешение проблем подростка за счет преодоления психологических затруднений.
Подросток хочет обрести свое место в мире, познать себя. Ограничение деятельности подростка в этот период может привести к уходу из дома и депрессии. Взрослым необходимо установить уважительные, партнерские отношения с ребенком, уважать его свободу.
Для проведения коррекционно-развивающей, профилактической работы определяется общее направление коррекции. В настоящее время используется огромное количество способов воздействия: библиотерапия, арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, ролевые игры, коммуникативные игры, телесно-ориентированные техники и тд.
Коррекция поведения трудновоспитуемого предполагает выявление неблагополучия в системе отношений со взрослыми и сверстниками, а также устранении проблем социальной ситуации, укрепление самооценки и уверенности в себе, ориентации на изменения в личностном плане, а так же обучение контролировать свои деструктивные эмоции/чувства и использовать их как ресурс для решение трудных жизненных ситуаций.
Работа психолога с трудными подростками так же должна быть ориентирована и на взрослых. У родителей, у значимых взрослых для подростка так же должно быть желание на изменения себя и своего отношения к трудной семейной ситуации, которая сложилась между взрослым и подростком.
Особенности воспитания и обучения одаренных детей
Многие педагоги испытывают некоторые затруднения при работе с одаренными детьми. Это связано с особенностями таких детей: повышенная возбудимость и чувствительность, нетерпеливость, преувеличенные страхи, склонность к самообвинению, предъявление завышенных требований к себе и окружающим. Порой одаренный ребенок даже замыкается в себе или мало общается с окружающими. Кроме этого процессы развития могут протекать неравномерно. Родители и педагоги часто совершают ошибки, требуя гармоничности и разносторонности от всех одарённых детей.
Для того, чтобы распознать одаренного ребенка, необходимо проводить определенные диагностики и использовать различные разработанные психологами методики. Основным методом изучения детской одаренности считается наблюдение за ребенком в процессе его свободного взаимодействия с окружающей средой. Если он постоянно выбирает одно и то же занятие, это может свидетельствовать о наличии у него одаренности в данной области.
Инструкции для работы с трудным поведением
Важно сказать, что трудное поведение бывает разное и к каждому его проявлению нужно находить свой подход. Команда фонда «Шалаш» выбрала три распространённых проявления и рассказала, почему ребёнок может так делать и что родители могут предпринять в этом случае (или наоборот точно так не делать)
️ Что делать, если ребёнок вас обманул
- Дайте ребёнку договорить. После того, как он выговорился, обозначьте, что готовы послушать историю ещё раз, но разделите то, что кажется вам нереалистичным и реальным.
- Задавайте вопросы, чтобы понять последствия обмана, но не обвиняйте и не допрашивайте.
- Расскажите ребёнку, когда говорить неправду бывает допустимо, а когда это делать нежелательно.
- Поблагодарите за честность.
️ Что делать, если обманы продолжаются некоторое время
- Помните о том, что мы не делаем, когда обнаруживаем обман.
- Руководствуйтесь презумпцией невиновности, не обвиняйте человека «на всякий случай» или чтобы «припугнуть».
- Задавайте вопросы и уточняйте факты.
- Проговорите, на какую поддержку ребёнок может рассчитывать, обратившись к вам.
- Сфокусируйтесь на том, чтобы вместе справиться с возникшей проблемой, а не наказать ребёнка. Проговорите это, иногда даже несколько раз.
- Проговорите последствия нарушения.
- Обсудите, как вы могли бы помочь, если бы узнали правду сразу.
- Выберите конкретные формулировки, с которыми ребёнок может к вам прийти в трудный момент.
- Если ребёнок придёт к вам с «горькой» правдой в следующий раз, скажите, что цените оказанное вам доверие.
Точно не нужно:
- заводить подростка в тупик, чтобы он был вынужден признать правду;
- стыдить за обман;
- называть ребёнка/подростка лжецом, лгуньей;
- резко прерывать и говорить, что то, что он говорит, — неправда.
️ Что делать, если ребёнок вам отказывает
Наблюдайте
Отмечайте, от каких заданий ребёнок отказывается, как проявляет своё нежелание, а в какие моменты, наоборот, включается.
Обращайте внимание и на свои реакции тоже — вы ругаетесь, не замечаете, угрожаете или хвалите?
Сформулируйте план действий. Проанализируйте свои наблюдения и предположите, почему подросток так активно саботирует занятия
Начните действовать на основании этого.
Создавайте опыт успеха. Выясните, какие задания лучше всего получаются, и начните в них вовлекать ребёнка. Хвалите его за успехи!
Предложите ребёнку то, что ему интересно. Может, он любит рисовать? Или рассказывать что-то? Включите эти элементы в задание или внеучебные обязанности, особенно в те части, где отказ проявляется чаще всего, и посмотрите, как это повлияет на поведение.
Точно не нужно:
- обвинять в лени и неспособности сделать что-то самостоятельно;
- сравнивать с успехами других детей и подростков;
- заставлять насильными способами: ставить ультиматумы, лишать чего-либо, наказывать.
️ Что делать, если ребёнок ведёт себя агрессивно
- Остановите подростка, когда он проявляет агрессию. Если нужно, сделайте это физически: удерживайте человека так, чтобы у него не получалось сделать больно ни себе, ни окружающим.
- Поддержите того, кто пострадал, если такой человек есть. Скажите, что вам жаль, что такое произошло и что вы сделаете всё, чтобы это не повторилось.
- Разделите участников конфликта, но не оставляйте агрессора одного. Ему нужен взрослый рядом.
- Дайте агрессору время успокоиться и прийти в себя. Например, предложите варианты действий, которые могут помочь ребёнку во время сильных переживаний. Например, попить воды, сделать несколько глубоких вдохов.
- Предложите вернуться к разговору с вами, когда ребёнок будет к этому готов.
- Обязательно проведите разговор, когда ребёнок будет спокоен и готов слышать вас.
Точно не нужно:
- кричать, оскорблять, нагнетать обстановку;
- оставлять ребёнка наедине со своими эмоциями.
Изображение на обложке: Ani / Dribbble
В. Н. Сорока-Росинский о типичных группах трудновоспитуемых и их особенностях
В. Н
Сорока-Росинский, посвятивший всю свою педагогическую деятельность работе с трудновоспитуемыми, обращал внимание на то, что ребенка «трудно воспитывать из-за сложности и богатства натуры: молодое вино, в сущности, всегда сильно бродит; с одной стороны, сильные и одаренные натуры часто развиваются грубо, а с другой — умеренность и аккуратность, столь дорогие сердцу многих педагогов, не всегда говорят о чем-то ценном в духовных отношениях». Он подчеркнул, что это в природе вещей, что такие дети отличаются от своих сверстников в самовыражении и в восприятии педагогической работы с ними
В широком смысле слова «трудновоспитуемые» представляют собой отклонение от нормы.
В своей статье «Дети с трудным обучением» (1924) он дал довольно наглядную и хорошо обоснованную типологию детей с трудным обучением. Он выделил следующие типы.
- ребенок, который находится ниже нормы (не соответствует уровню нормально развитого ребенка того же возраста). В.Н. Сорока-Росинский охарактеризовал эту категорию детей понятием субнормальности.
- ребенок, характеризующийся одаренностью, отличается повышенным развитием в качественном или количественном отношении и неспособностью адекватно реализовать свои способности в среде жизнедеятельности. Эту категорию педагог назвал супранормальностью.
- ребенок, характеризующийся отклонением от нормы в строгом смысле слова. Эту категорию исследователь назвал денормальностью. В некоторых областях этот ребенок еще не достиг уровня нормального развития, что влияет на его поведение, отношение и возможности самореализации.
На практике очень трудно провести границу не только между денормностью и сверхнормативностью, но даже между субнормативностью и сверхнормативностью. Неспособность педагога признать уникальность ребенка обычно является основным фактором в развитии трудностей в обучении ребенка.
Характер отклонений у каждого ребенка разный. В целом, это может быть связано с влиянием:
- Внешний экзогенный фактор. Особенность детей этой группы обусловлена в основном внешними экологическими и образовательными условиями;
- Внутренний эндогенный фактор — результат органической особенности психической или нервной природы ребенка. Для детей этой группы характерны внутренние отклонения в развитии, которые влияют на их отношение и поведение. При этом внешние факторы могут ослабить влияние внутренних или, наоборот, усилить их негативное проявление.
Сказанное позволило В.Н. Сорока-Росинскому выделить три типичные группы трудновоспитуемых детей.
Первые — это нормальные дети, которые деформируются под воздействием внешних факторов. Их обороноспособность определяется глубиной деформации личности и ее нравственных (духовных) основ. В них выделяются:
- Нормально развитые дети с относительно поверхностной деформацией личности. Это деформация, которая еще не успела изменить, «деформировать» нравственные устои (духовность) личности. К этой категории относятся дети, которые оказались на улице совсем недавно, и негативные факторы еще не успели оказать на них длительного влияния. Им нужна регулярная школа, уход и вовлечение в социально значимую деятельность;
- нормально развитые дети с глубокими деформациями личности. Последнее проявляется в глубоких изменениях психики ребенка, деформации моральных устоев (духовности), формировании негативных установок, привычек и наклонностей. Это дети, которые долгое время находились под влиянием внешних негативных факторов, вызвавших сильные нравственные изменения в их личности. Исправление таких детей требует специального исправительного учреждения закрытого типа и длительной перевоспитательной работы.
Причины возникновения детской запущенности и трудновоспитуемости младших школьников
Детская запущенность и трудновоспитуемость не возникают от одного случайного эпизода, причины их появления воздействуют на ребенка достаточно длительное время, оказывая на личность ребенка деформирующее влияние. Для того, чтобы успешно решить проблемы детской запущенности и трудновоспитуемости необходимо в первую очередь причины их возникновения.
Зачастую первые отклонения в поведении проявляются у детей в младшем школьном возрасте. Признаками являются неустойчивое поведение, конфликты с одноклассниками и педагогами. Дети проявляют такие личностные качества как упрямство, невыдержанность, необщительность, навязчивость, развязность в общении, болтливость и непослушание. Проявляется данное поведение с самых первых дней пребывания в школе, то есть ребенка не останавливает то, что он только вошел в новый коллектив. Таких детей принято называть «трудными», требующими индивидуального подхода в воспитании и обучении, а также дополнительных занятий со специалистами (психолог, социальный педагог и т.д.).
Основными причинами трудновоспитуемости у детей младшего школьного возраста являются:
- Педагогическая неграмотность родителей, приводящая к нарушениям в мерах воспитания детей: отсутствие единства требования со стороны всех членов семьи, несоразмерность наказаний и поощрений, жесткое отношение к ребенку, подавление его личности, излишня изнеженность и избалованность и т.д.
- Чрезмерная занятость родителей и нехватка времени на воспитание ребенка, безответственно отношение к нему. Все это порождает детскую безнадзорность.
- Собственный отрицательный пример со стороны родителей (аморальное поведение, пьянство, нечестный образ жизни и т.д.).
- Нарушенная структура семьи – это неполные семьи, а также семьи, имеющие длящийся внутренний конфликт.
Как показывает практика, трудновоспитуемость зачастую вызывается не одной какой-то причиной, а их совокупностью. Однако нельзя утверждать и то, что ребенок, который воспитывается в данных условиях, обязательно будет трудновоспитуемым или у него возникнет детская запущенность. Это связано с тем, что за судьбу ребенка несут ответственность не только семья, но также школа (детский сад) и общественность.
Причины трудного поведения подростков
Часто сложное поведение — это реакция на стресс, проблемы и способ защититься. Трудное поведение может возникнуть по разным причинам, но в целом предпосылки можно объединить в пять больших пунктов.
Семья
Семья влияет на поведение ребёнка через собственные характеристики и практики воспитания. Физическое и психологическое жестокое обращение, культ силы в семье (часто мужской), постоянные конфликты в семье приводят к недостатку доверия и привязанности у ребёнка. Он может страдать от низкой самооценки и низкой удовлетворённости жизнью (ВОЗ).
При этом, как бы родители не прививали ребёнку здоровые привычки в общении (нельзя бить, оскорблять, кричать), в первую очередь он будет копировать поведение членов семьи (Singh, 2011)
Взрослым важно скоординированно рассказывать и показывать, что правильно, а что — нет. Например, если один родитель перебегает дорогу в неположенном месте вместе с ребёнком, а другой — строго переходит по переходу, то у ребёнка не сложится чёткого понимания, как нужно поступать в таких ситуациях, сколько бы бесед с ним ни проводили
Часто ребёнок может кричать или злиться как будто бы без видимой причины. Часто такая реакция связана с тем, что ребёнок испытывает недостаток внимания и таким образом пытается его привлечь. Если продолжить игнорировать это поведение или, наоборот, реагировать исключительно на него, то такое поведение может закрепиться, потому что оно сработало, и остаться у человека во взрослом возрасте (Lopez-Romero, Maneiro, Cutrín, Gómez-Fraguela, Villar, Luengo & Romero, 2019).
Школа
Ребёнок проводит почти каждый день в школе, поэтому школьная среда значительно влияет на его поведение. Например, буллинг, недостаток внимания со стороны учителей, отстранение от учёбы могут привести к школьной неуспешности. Дети, подвергшиеся буллингу, чаще прогуливают школу, меньше вовлекаются в жизнь класса, у них снижается академическая успеваемость (Buhs, 2005), а также могут привести к клинической депрессии (Ford et al., 2017) и суицидальным мыслям (Lardier et al., 2016).
Влияние сверстников и подходящие ситуации
Сверстники неизбежно влияют на поведение ребёнка, но есть ситуации, когда не поддаваться деструктивному влиянию оказывается намного сложнее. Например, детям, у которых мало друзей, намного сложнее отказываться и давать отпор сверстникам, потому что они боятся потерять и так небольшой круг общения. Также больше подвержены влиянию младшие дети, которые общаются со старшими. Девочки чаще подвержены влиянию со стороны небольшого количества человек, в то время как мальчики склонны быть восприимчивыми к силам группы. Это связано с тем, что мальчики дружат группами, в то время как девочки ориентированы на то, чтобы ладить с тем или иным конкретным человеком (Laursen, 2013).
Особенности социализации
Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, им предъявляют разные требования и ожидают разного поведения, и это называется гендерная социализация.
За девочками намного сильнее присматривают, чем за мальчиками; девочек учат избегать опасности, а мальчиков поощряют к рискованным действиям, которые могут привести к правонарушениям (Messerschmidt J., 1993). В мальчиках также чаще воспитывают агрессивность. Агрессивные и контактные виды спорта часто считаются более престижными среди мальчиков. В детстве насилие и агрессия становятся способами выражения эмоций у мальчиков (Н. К. Радина, А. А. Никитина, 2011). Затем насилие используется как инструмент укрепления власти, особенно если что-то угрожает восприятию собственной маскулинности.
Черты личности, неврологическое развитие
Индивидуальные психологические и поведенческие характеристики также могут вызывать трудное поведение, например импульсивность или неспособность отсрочить наслаждение, агрессию, низкий уровень эмпатии и неусидчивость (Farrington, 2002). Другие факторы риска могут быть заметны уже в детстве: агрессивное поведение, задержка речи или нарушение функций речи, отсутствие контроля собственных эмоций, жестокость к животным (Walklate, 2003).
Трудновоспитуемые дети
Медленные дети. Это дети с изначально низкой подвижностью нервных процессов, что в основном сказывается на их работоспособности: они могут справляться с теми же заданиями, что и импульсивные одноклассники, но быстрее устают. У них меньше скорость и точность в работе. Из-за вышеперечисленных особенностей медлительные дети часто необщительны, замкнуты. Все это приводит к появлению у медлительных детей стрессов и неврозов, которые связаны с необходимостью адаптироваться к постоянно возрастающему темпу жизни. Медленные дети нуждаются в специальной тренировке ловкости, в то время как тренировка путем постоянного ускорения движений малоуспешна. Чрезмерный патернализм или система жестких требований одинаково неэффективны в работе с такими детьми, и это может еще больше ослабить их ловкость.
Леворукий ребенок — это ребенок с функциональным преобладанием левой руки над правой. Помимо явного леворукости, существует также латентная леворукость, когда переученный в детстве ребенок-левша переключается на левую руку в незнакомых условиях или стрессовых ситуациях, или естественный человек более или менее одинаково владеет обеими руками (амбидекстр). По сей день существует глубоко ошибочное мнение, что леворукость — это патология. По данным ученых, более 10% населения Земли — левши. Леворукость — один из вариантов нормы. Среди левшей есть много замечательных людей. Левши полностью овладевают даже мелкой моторикой (письмо, рисование), обычно проходят все стадии физического и психического развития и являются абсолютно полноценными личностями.
У леворуких детей есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения. Они характеризуются чрезмерным двигательным беспокойством, неугомонностью, невнимательностью, повышенной возбудимостью или, наоборот, — отказом от работы. Но все эти показатели не могут быть устранены наказанием, криком на и собственным раздражением воспитателя. Леворукие дети уязвимы и нуждаются в бережном и внимательном отношении. Переучивание леворуких детей должно быть строго запрещено! При повторном обучении предпринимаются попытки изменить активность мозга. Например, у правшей языковой центр находится в левом полушарии (90%), а у левшей — в правом (70%), но он может быть расположен симметрично как в правом, так и в левом полушарии. Перетренированность приводит к психологическим травмам и неврозам, языковым нарушениям.
Одаренные дети — дети, обнаруживающие общий или особый талант (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность обычно диагностируется по скорости умственного развития — насколько ребенок опережает своих сверстников при прочих равных условиях (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициента интеллекта 10_)
Важность этого показателя не стоит преувеличивать, поскольку творческая сторона ума имеет первостепенное значение. Художественный талант у детей можно обнаружить раньше, чем у других (в области музыки, затем — в рисовании)
В области науки одаренность быстрее всего проявляется в математике и физике. Детей с необычно ранним умственным развитием или с особенно яркими, необыкновенными успехами в какой-либо деятельности называют вундеркиндами. Почему одаренные дети попадают в труднодоступную группу? Потому что у них зачастую больше проблем, чем у других категорий сложных детей.
Трудные подростки
Почти все дети, которые страдают от хронических проблем с рождения до 11 лет, будут иметь значительные проблемы в отрочестве, и родители должны знать, что впереди их ждет немало «штормов».
И пусть даже не сами родители являются причиной возникновения проблем у ребенка, жить-то с ними все равно придется. Трудные подростки в нашем обществе пока составляют меньшинство, но их число растет.
В душе трудного подростка тлеет костер ярости, который вспыхивает с новой силой при следующих обстоятельствах:
- он не терпит прикосновений;
- он избегает визуального контакта;
- он не желает помощи со стороны других людей;
- он никому не доверяет;
- у него существуют проблемы с обучаемостью и питанием.
Вероятнее всего, таким подросткам требуется профессиональная помощь, и родителям не следует стыдиться того, что придется за ней обращаться. Вот три способа, которыми родители могут выяснить, является ли их подросток трудным.
Во-первых, лучший вариант — это получить профессиональную консультацию у детского психолога или психиатра. Найдите профессионала, которому можно доверять.
Во-вторых, спросите мнения незаинтересованного стороннего человека, благополучно растящего детей-подростков. Не сравнивайте свои наблюдения с теми, у кого есть проблемы, сходные с вашими.
Благодаря друзьям или семинарам по воспитанию родители также могут выяснить, является ли их проблема нормальной составляющей подросткового возраста — или серьезной ситуацией, требующей привлечения профессиональных ресурсов.
Третий и наименее надежный способ — довериться собственной интуиции.
Не делайте вывод, что ваш подросток — трудный, только потому, что он совершает поступки, которые вам не нравятся.
Термин «разрушительный» (или «деструктивный»), как правило, означает, что поступок подростка не преподаст ему урок, а полученная травма не будет благотворной. Оно может также означать, что запомнившееся на всю жизнь болезненное переживание превзойдет ценность усвоенного урока.
К примеру, если девушка забеременеет от вашего сына, а он решит на ней не жениться, бремя алиментов будет довлеть над ним по меньшей мере 18 лет, что затмит собой все уроки, которые он мог бы усвоить в результате последствий своего безответственного поведения.
Взрослый мир сталкивает людей с гораздо более суровыми последствиями, чем те, которые выбрали бы для подростка большинство родителей. К тому же родители назначают последствия в контексте сочувствия: «Я позволю тебе пережить последствия твоего поступка, поскольку я люблю тебя», а взрослый мир в аналогичном случае будет настроен либо враждебно, либо безразлично.