Уровни социальной адаптации
Для адаптации человека характерным является процесс его социализации, усвоение социальных поведенческих норм, «врастание» в социальный мир. Другими словами, социальная адаптация – важнейший механизм, обеспечивающий эффективную социализацию.
Так, если под «социализацией» следует понимать постепенный процесс, в ходе которого при определенных социальных условиях формируется личность, то социальная адаптация – это относительно короткий временной промежуток, когда происходит активное освоение личностью новой социальной среды.
Рассмотрение социальной адаптации должно быть трехуровневым:
- общество (макросреда). Индивид и социальные слои приспосабливаются к особенностям развития общества (экономическим, социальным, политическим, культурным, духовным);
- социальная группа (микросреда). Человек приспосабливается или, наоборот, его интересы не совпадают с интересами социальной группы (семьи, коллектива на работе или учебе и др.);
- индивид (адаптация внутри личности). Стремление человека к гармонии, достижения баланса внутренней позиции.
Адаптация человека в данном социуме происходит, когда он вступает в систему взаимоотношений (с другими людьми, социальных, деловых, профессиональных). Социальная адаптация состоит из разных видов процессов адаптации, которые образуют систему, а именно: производственная, профессиональная, бытовая, досуговая, политическая, экономическая, приспособление к формам общественного сознания.
Проявления нарушений социальной адаптации
К нарушениям социальной адаптации, возникшей в результате нарушения коммуникации относятся:
- неспособность осуществлять основную деятельность (работа, учеба);
- неумение удовлетворять основные социальные потребности;
- отсутствие навыков продуктивного общения;
- неспособность осуществлять заданные социальные роли в межличностных отношениях;
- невозможность испытывать состояние относительно долгого внутреннего комфорта без присутствия внешних или внутренних конфликтов.
Социальная адаптация выражается в депривации, если ребенок развивался в социальной изоляции. При этом дети отвергают контакты с другими людьми, боятся их, у них наблюдается отсутствие эмоций и чувств. Такие индивиды склонны к приступам гнева, аффектам, у них отсутствуют высокие чувства, слабо сформированы моральные качества, наблюдается низкая фрустрационная толерантность.
Синдром госпитализма – состояние, характерное для детей длительное время находящихся в больнице, интернате, детском доме. Дефицит общения вызывает формирование эмоциональных нарушений, ведет к отставанию в физическом и психическом развитии, к социальной дезадаптации.
Крайним вариантом социальной дезадаптации является педагогическая запущенность, выражающаяся в задержке интеллектуального, эмоционального, физического развития, в нарушении поведения.
Школьная десоциализация наблюдается при выделении ученика из группы остальных школьников: внешние данные, низкая или высокая успеваемость, индивидуальные особенности и т.д. Возникает при резком изменении внешности ребенка, смене привычной среды и др. Отсутствие поддержки, насмешки и отторжение со стороны взрослых приводит к утрате своего места в обществе, разрушению установленных социальных связей.
К психическим расстройствам, вызывающим социальную дезадаптацию относятся шизофрения, аутизм, обсессивно-компульсивное расстройство, биполярное расстройство личности.
Социальная запущенность проявляется в:
- искаженном развитии социально-коммуникативных качеств;
- незрелости социальных потребностей;
- сложностях принятия и реализации социальных ролей;
- низком уровне сформированности социальной рефлексии.
По сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях, дети закрытых институциональных учреждений, как правило, отстают в психическом развитии, эмоционально неустойчивы. У них отмечается ограниченность словарного запаса, снижена активность, мало оценочных суждений, им сложно организовать без участия взрослых свою деятельность.
В подростковом возрасте у детей закрытых институциональных учреждений наблюдается слабое развитие мотивационной сферы, ограничено целеполагание, их самооценка во многом зависит от окружения, характерен инфантилизм. Реакция на фрустрацию носит агрессивный характер (угрозы, упреки, обвинения и т.д.).
Замечание 3
Нарушение социальной адаптации может носить частичный или полный характер. При частичном нарушении индивид перестает соприкасаться с определенными видами жизнедеятельности, контактировать с некоторыми людьми: отказывается от общения с приятелями, не ходит на работу и т.д. Полная десоциализация характеризуется нарушением контактирования во всех сферах жизнедеятельности, индивид прекращает общение с самыми близкими людьми, замыкается в себе и теряет связь с действительностью.
Причины, виды и состояния дезадаптации
На протяжении жизни человек не единожды попадает в новую среду, заставляющую его кардинально изменять не только поведение, но и собственные взгляды и привычки. Порой это происходит резко, болезненно для личности, вызывает протестные действия по отношению к окружающим и требует от них терпения и понимания, а иногда и принудительных мер воздействия, если человек отказывается следовать разумным условиям сосуществования со средой.
Причины дезадаптации личности многочисленны и кроются как в особенностях ее психологического, умственного, нравственного, физического, социального развития, так и в особенностях той новой среды, в которую он попадает. Среда бывает благополучной или неблагополучной, основанной на общепринятых человеческих ценностях или на противоречиях с ними, выдвигающей посильные или непомерные требования к новичку, контролируемой со стороны соответствующих служб или бесконтрольной.
Из неблагоприятных факторов, способствующих развитию дезадаптации можно выделить основные четыре:
- 1. переходный возраст у школьников и подростков;
- 2. психическая слабость, при которой требования общества кажутся завышенными для личности;
- 3. травмирующие психику события в жизни человека, затянувшиеся стрессы;
- 4. психические расстройства и болезни.
К основным видам дезадаптации можно отнести:
- Психическая (или психосоциальная). Возникает в период полового созревания личности, когда возможны резкие колебания в эмоционально-волевой сфере, негативные проявления акцентуаций характера, особенностей воспитания и умственного развития. В это время подросток становится особенно чувствительным к критике, требованиям и воздействиям со стороны семьи, школьного коллектива, сверстников. Реакция может быть внешне бурной или, наоборот, внутренней, скрытой, но доставляющей ему множество негативных переживаний и толкающей на необдуманные поступки.
- Социальная. Характеризуется отклоняемым от общепринятых норм поведением и демонстративным нарушением правил морали и законов, уклонением от полезной деятельности, употреблением табака, алкоголя, наркотиков. Такое поведение является следствием неправильного воспитания, отсутствием уважения и внимания к существенным жизненным и духовным потребностям индивида со стороны значимых для него людей. В запущенных случаях социальная дезадаптация выражается в уголовных деяниях, участии в преступных группировках, когда формируются специфичные для этой среды морально-этические нормы и понятия.
- Патогенная. Это результат врожденных или приобретенных нарушений в психофизиологическом развитии самой личности, к которым относятся различные фобии, нервно-психические заболевания, нарушения в развитии головного мозга и анализаторов (особенно зрительного и слухового), энурез.
- Психологическая. Внутренние, личностные нарушения самооценки (существенно завышенная или заниженная), ценностей.
В большинстве изученных случаев наблюдается сочетание разных видов дезадаптации с преобладанием одного из них. Невозможность достичь какого-то идеала или цели приводит к конфликтам с самим собой и окружающими, к отчаянию, разочарованию, утрате жизненного тонуса, презрительному и мстительному поведению как к себе, так и к другим людям. Скрытая психологическая дезадаптация внешне не проявляется, но доставляет человеку внутренние острые переживания и страдания. Травмирующие внешние ситуации, например, семейный конфликт, усугубляют негативное состояние человека и могут привести к психогенной депрессии и дезорганизации поведения.
Социофобия как психическое расстройство: основные симптомы и методы лечения
Понятие школьной дезадаптации
Под понятием «школьная дезадаптация» понимают нарушение адаптации у школьника к условиям учебного заведения. При этом нарушении происходит снижение способностей к обучению, осложняются взаимоотношения с педагогом и со сверстниками. Школьная дезадаптация в большей степени характерна для младших школьников, но может так же наблюдаться и у детей старшего возраста.
Под школьной дезадаптацией понимают расстройство способности приспосабливаться к внешней среде, это один из признаков проблем с общей психологической адаптацией. Из этого можно сделать вывод, что школьная дезадаптация представляет собой медико-биологическую проблему. С этой точки зрения школьную дезадаптацию рассматривают как расстройство поведения и развития.
В школах существуют специальные тесты, которые должен пройти первоклассник или ученик, переходящий из одного звена в другое. Цель данного тестирования определить, насколько психологически и интеллектуально, ребенок готов к новой ступени.
Часто детей, которые страдают серьезными проблемами с адаптацией, направляют на консультацию к психологу или психиатру. Но, прежде чем это сделать, учитель и родители должны приложить максимальные усилия, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.
Некоторые признаки дезадаптации могут наблюдаться у многих учеников. Специалисты считают, что примерно 15-20 % учеников страдают разными проявлениями расстройства адаптации. Кроме того, ученые пришли к выводу, что процент учеников с расстройством адаптации зависит от возраста учеников. У младших школьников проблем с адаптацией меньше, чем у подростков.
Корректировка дезадаптации в социуме
Специалистами разработан ряд различных методик, которые широко применяются в воспитании с целью предусмотреть возможные осложнения социализации будущего полноценного индивидуума. Корректировка дезадаптации в социуме, чаще всего, осуществляется посредством тренингов, основной задачей которых является развитие коммуникативных навыков, поддержание гармонии в семье и коллективе, исправление некоторых психологических свойств личности, которые могут препятствовать ее полному раскрытию, контакту с окружающими, саморегуляции, самоконтролю и самореализации.
Таким образом, основными функциями тренингов можно назвать:
- Обучающая часть, которая заключается в формировании и воспитании различных черт и умений личности, которые станут основными для дальнейшего развития памяти, умения слушать и говорить, изучения языков, передачи полученной информации.
- Развлекательная часть представляет собой подоплеку создания максимально комфортной и расслабляющей атмосферы на тренинге.
- Заключение и развитие простых эмоциональных контактов, доверительных отношений.
- Профилактика, направленная на пресечение ряда нежелательных реакций, склонности к девиантному поведению.
- Всестороннее развитие личности, заключающееся в формировании и поддержание разных положительных черт характера путем моделирования всех возможных жизненных ситуаций.
- Релаксация, целью которой является полный самоконтроль, избавление от возможного эмоционального напряжения.
Тренинги всегда основываются на различных специфических методиках работы с группой. Это также подразумевает индивидуальный подход не только к каждой группе, но и к каждому участнику группы. Такие тренинги являются своеобразной подготовкой каждого индивидуума к самостоятельной и полноценной социальной жизни, с возможностью самореализации посредством активного приспосабливания к условиям социума.
Причины
Конфликтное поведение — возможная причина развития социальной дезадаптации
- Педагогическая запущенность. Наличие невнимательного отношения к ребенку, отсутствует забота и должный уход. Когда малышу уделяется недостаточно внимания, он уходит в себя, чувствует, что никому не нужен. Когда он взрослеет, может замкнуться, уйти во внутренний мир. Дезадаптация будет формироваться постепенно на протяжении нескольких лет, также может быть внезапной. Если ребенок ощущал свою ненужность, то, повзрослев, у него возникнут сложности с пониманием окружающих. Дезадаптация лишает моральных сил, лишает веры в собственные возможности и в себя. Появляются сложности с самоопределением, невозможность найти свое место под солнцем.
- Потеря привычного коллектива. Может проявляться в ситуациях, когда имело место длительное заболевание или присутствовала смена деятельности. Дезадаптация проявиться через какое-то время в нежелание выходить из дома, выполнять обыденные обязанности, следить за собой, с кем-то видеться. Человек может уйти с головой в работу, сосредоточиться на самом себе. Постепенно он поймет, что может действовать без чьей-либо помощи, другие люди начнут его раздражать. Со временем сформируются всевозможные страхи, касающиеся общения с другими людьми и взаимодействия с ними. Например, творческие индивиды много времени проводят наедине с собой, так они черпают вдохновение, чтобы иметь возможность реализоваться в своем труде. Но при этом у них нет возможности поделиться с кем-то своей радостью.
- Конфликт с окружением. Отдельная особа может бросить вызов всему обществу, она будет чувствовать себя незащищенной. Конфликт сильно выматывает, формирует недоверие и подозрительность, разрушает характер в целом, возникает чувство беспомощности. СД является следствием неумения выстраивать правильные отношения с другими людьми и с окружающим миром.
Социально-психологическая дезадаптация, или неприспособленность в личных отношениях
Дезадаптация в паре – очень интересное и малоизученное понятие. Малоизученное в смысле как раз классификации, поскольку проблемы дезадаптации зачастую волнуют родителей по отношению к их детям и практически всегда игнорируются по отношению к ним самим.
Тем не менее, хотя и редко, данная ситуация может возникнуть, ведь за это в ответе дезадаптация личности — обобщенный термин нарушений приспособленности, как нельзя лучше подходящий для использования здесь.
Дисгармония в паре – одна из причин расставаний и разводов. К ней относятся несовместимость характеров и взглядов на жизнь, отсутствие взаимных чувств, уважения и понимания. Вследствие этого появляются конфликты, эгоистичное отношение, жестокость, грубость. Отношения становятся «больными», особенно если из-за привычки никто из пары не собирается отступать.
Психологи также заметили, что в многодетных семьях такая дезадаптация проявляется редко, зато ее случаи учащаются, если пара живет вместе с родителями или другими родственниками.
Пример социальной адаптации
Социальная среда – семья, коллектив на работе, соседи в доме и другие социальные группы. Социальная адаптация нужна для того, чтобы личность могла включиться в процессы в социальной среде. Кроме этого, социальная адаптация – это один из важных инструментов, изменяющий как личность, так и саму среду.
Для лучшего понимания того, что такое социальная адаптация, можно рассмотреть пример, когда на предприятие приходят новые сотрудники. В современной прикладной социологии и социальной психологии такую адаптацию исследуют наиболее широко. Это объясняется тем, что данная проблема имеет практическое значение, потому что от ее эффективного решения зависит экономическая составляющая работы компании.
Две сложные системы (личность и компания) начинают взаимодействовать. Успешная адаптация новых сотрудников компании во многом зависит от таких факторов: материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, особенности отношений внутри коллектива, уровень корпоративной культуры и оплаты труда. Требования компании заключаются в этих характеристиках, одновременно они показывают преимущества, которые выгодно выделяют компанию среди других участников на рынке труда.
Уровни дезадаптированности
Социальная дезадаптация имеет четыре уровня, отражающих глубину дезадаптированности человека:
- Нижний уровень — скрытый, латентный уровень проявления признаков дезадаптации.
- «Половинный» уровень — начинают проявляться дезадаптивные пертурбации. Некоторые отклонения становятся возвратными: то возникают, обнаруживают себя, то исчезают, чтобы вновь появиться.
- Устойчиво входящий — отражает глубину, достаточную для разрушения прежних адаптивных связей и механизмов.
- Закрепившаяся дезадаптация — имеет очевидные признаки результативности.
Социальная дезадаптация наблюдается у лиц с психическими расстройствами: при психозах, тяжёлых невротических расстройствах и расстройствах личности. Также социальную дезадаптацию может вызвать длительное пребывание в психиатрической больнице — явление, называемое госпитализмом.
Смотреть что такое «Дезадаптация личности» в других словарях:
We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.
Это интересно: Смс женатому мужчине
Цели и задачи социальной адаптации
Социальная адаптация – важная составляющая процесса социализации. Социализация обеспечивает обучение, а цель адаптации – найти актуальные способы для самореализации, изменить полученные знания, усвоить новые знания, которые отвечают конкретной среде.
Социальная адаптация подразумевает способность субъекта к эффективному формированию взаимодействия с группой, где будет проходить его жизнь и развитие. Всю свою жизнь индивид будет находиться в разных социальных группах, будут происходить разные ситуации, состоятся встречи с разными людьми. Благодаря социальной адаптации человек будет быстро и с успехом ориентироваться в новых для себя условиях, сможет построить взаимоотношения с другими индивидами в составе конкретной социальной группы. Основной мотив личности – это стремление самореализоваться, а не приспособиться к новым условиям.
Чтобы достичь этого, нужно:
- принять изменения привычного для себя жизненного уклада, сформировать новые установки для развития личности;
- активно налаживать коммуникации с участниками профессионального и социального окружения;
- применять условия социума, чтобы развивать свою личность, самореализоваться;
- повышать уровень устойчивости к стрессовым ситуациям;
- налаживать адекватные взаимоотношения с другими индивидами;
- принимать и соответствовать нормам и ценностям среды;
- достигать поставленные цели и удовлетворять свои потребности без вреда окружающим.
Что такое социальная дезадаптация
Социальная дезадаптация — это утеря человеком способности приспосабливаться к условиям социума. Бывает полной и частичной.
Кроме социальной, есть психосоциальная дезадаптация, и границы между ними довольно размыты. Но в любом случае это означает нарушение взаимодействия индивида с обществом, невозможность осуществления им своей позитивной социальной роли. Часто следствием становится значительное ухудшение качества жизни или опасность для окружающих.
Примечание
Социальная дезадаптация не считается медицинской патологией, хотя может проявляться как следствие нервно-психических заболеваний.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Психологи о социальной дезадаптации
Единого мнения специалистов о стадиях, разновидностях и способах коррекции этого явления нет, поскольку существует несколько теорий относительно факторов его возникновения.
- Психологическая теория. Связана с особенностями личности, расстройством поведения.
- Медицинская теория. Виноваты нервно-психические нарушения: например, фобии, психозы или тяжелые заболевания типа шизофрении.
- Кризисная теория. Дезадаптация — защитная реакция подсознания человека на кризис, опасную ситуацию.
Дезадаптированность бывает четырех уровней:
- Нижний. Латентный, т.е. скрытый, без внешних признаков.
- Половинный. Изменения в поведении становятся уже заметны со стороны, но некоторые отклонения то появляются, то исчезают.
- Устойчиво входящий. Можно говорить о стабильном разрушении старой адаптации к социуму.
- Закрепившаяся дезадаптация. Самый глубокий уровень, когда человек испытывает большие трудности и дискомфорт даже при кратком общении с другими людьми.
Социальная дезадаптация в современном обществе принимает все более угрожающие масштабы в связи с развитием новых технологий, интернета, с ускорением темпа жизни и, как следствие, с большей разобщенностью людей, их усталостью от себе подобных, желанием уйти с головой в виртуальный мир.
Если раньше психологи употребляли термин «дезадаптант» в отношение детей, то в настоящий момент многие взрослые признаются, что не могут успешно взаимодействовать с коллективом. Им тяжело общаться с коллегами и начальством, они не в состоянии «подать» себя, а в особо трудных случаях — работать среди людей и зарабатывать средства на жизнь.
Поэтому сейчас проводится много исследований на эту тему. Проблемой интересуются не только психологи, но и психотерапевты, психиатры, а также социологи. Необходимо искать новые методы коррекции, которые будут действенны по отношению не только к детям, но и совершеннолетним.
Факторы психосоциальной дезадаптации
Интернет-фактор хоть и считается основой психосоциальной дезадаптации в современном мире, но не является единственным.
Остальные причины дезадаптации:
- Эмоциональные нарушения у школьников подросткового возраста. Это личностная проблема, проявляющаяся в агрессивном поведении, или, напротив, в депрессии, вялости и апатии. Кратко такую ситуацию можно описать выражением «из крайности в крайность».
- Нарушение эмоциональной саморегуляции. Это значит, что подросток часто не в состоянии себя контролировать, что приводит к многочисленным конфликтам и столкновениям. Следующий шаг после этого – дезадаптация подростков.
- Отсутствие взаимопонимания в семье. Постоянное напряжение в семейном кругу воздействует на подростка не лучшим образом, и кроме того, что данная причина вызывает две предыдущие, семейные конфликты – не лучший пример для ребенка, как вести себя в обществе.
Последний фактор затрагивает извечную проблему «отцы-дети»; это в очередной раз доказывает, что за предотвращение проблем социальной и психосоциальной адаптации ответственны родители.
В подростковом возрасте
Сегодня у молодежи все чаще диагностируется депрессия. У них еще долгая счастливая жизнь впереди, при этом они не способны вести активные действия и преодолевать сложности. Выходит так, что уже взрослый человек должен по-новому учиться получать от жизни удовольствие, потому как он ускоренно теряет данный навык. Это же касается и депрессивного состояния в детском возрасте. В современном мире подростки отдают предпочтение виртуальному общению, а не реальному, они при помощи интернета реализуют все свои потребности. Социальные сети, компьютерные игры фактически заменяют человеческое взаимодействие.
Личность развивается в процессе своей жизнедеятельности, когда происходит изменение детского отношения к реальности. Под влиянием условий внешней среды и наличия внутренних факторов у ребенка развивается дезадаптация, которая проявляется девиантным поведением. В подростковом возрасте происходит нарушение процесса социализации, деформация ценностных и референтных ориентаций, снижение значимости воздействия педагогов и родителей.
У школьников все чаще проявляется дезадаптация, потому что современная образовательная система не способствует нормальной социализации личности. Кроме того, она усугубляет процесс СД, связанный со сложностями в семейном воспитании, что проявляется еще большими аномалиями в поведении подростков. Именно поэтому на сегодняшний день все больше подростков имеют негативный характер процесса социализации, происходит возрастание несовершеннолетней преступности.
На высокий рост дезадаптированных подростков оказывают влияние такие противоречия, как:
- безразличие к вредным привычкам в школьной среде;
- отсутствие борьбы с прогулами;
- отсутствие воспитательной работы со школьниками;
- наличие подростков, которые бросили школу.
Это приводит к тому, что дети в подростковом возрасте все чаще вступают в преступные группировки, а там развивается девиантное, противоправное поведение. Развитие дезадаптации у подростков является результатом социального отчуждения молодежи от общества.
К характерным проявлениям СД в школе относят:
- неуспеваемость, может проявляться хроническим процессом, отсутствием освоения общеобразовательной программы и навыков в учебе;
- неправильное отношение к процессу обучения в целом, а также к отдельно взятым предметам, преподавателям, при этом поведение может быть, как равнодушным, так и демонстративным или пассивным;
- постоянно повторяющиеся отклонения в поведении, в процессе обучения, в частности, нарушение дисциплины, пренебрежение школьными правилами, вандализм.
Существует два вида дезадаптации в подростковом возрасте.
- Школьная. Несоответствие социо — психологического и психофизического состояния детей требованиям обучения в школе. Проявляются затруднения с овладением навыков, знаниями, иногда невозможностью обучения.
- Социальная. Поведение не соответствует принципам, принятым для детей и подростков. Она может проявляться:
- асоциальным поведением;
- нарушением норм, прав и морали;
- отчуждением от основных институтов социализации;
- в склонности к суициду;
- деформации системы ценностей и социальных установок;
- внутренней саморегуляции;
- в резком ухудшении нервно — психического здоровья;
- подростковом алкоголизме.
Основываясь на степени глубины, выделяют две стадии дезадаптации:
- первая — представляет собой педагогически запущенных учеников;
- вторая — социально запущенные подростки. Она характеризуется отчуждением от школы, от семьи, от институтов социализации. Развитие происходит под влиянием эндогенных и социальных факторов. Для подростков становятся характерными безнадзорность, бродяжничество, наркомания, к трудовой деятельности они относятся негативно.
Социально — психологическая дезадаптация в подростковом возрасте развивается под воздействием ряда факторов:
- наследственность;
- дефекты семейного и школьного воспитания;
- социальный фактор, в частности, социально — экономические и социальные условия функционирования в обществе;
- наличие деформаций в самом обществе;
- результат деятельности самого индивидуума, которая начинается избирательным отношением к ценностям и нормам окружения.
Заключение
Адаптируясь, происходит развитие индивида, он процветает, воспроизводятся новые ценности, он вступает в такую стадию социальной среды, которая для него является совершенно новой. По мнению исследователей, целью адаптации является развитие личности в новых условиях (социальных, политических, экономических, культурных). В связи с этим растут потребности, они становятся не «базовыми», а «возвышенными». Как следствие, повышается уровень культуры и образование. Именно по этой причине исследователи считают социальную адаптацию преимущественно положительным процессом.
Но нужно отметить, что успешной адаптация будет только тогда, когда будет совпадение внешних требований общества и внутренних возможностей личности
Также важно, чтобы личность отказалась от ряда своих базовых установок, чтобы обеспечить собственное и общественное процветание