Создание условий для развития детей в школе и дома
Задачей учителей и родителей школьников начальных классов является создание такой обстановки для детей, в которой им хотелось бы учиться, развиваться и действовать
Важно, чтобы ребенок испытывал удовольствие от новых знаний и возможностей
Немаловажную роль в начальной школе играют групповые занятия, мероприятия, игры. Они помогают ученикам адаптироваться в обществе и чувствовать себя частью социальной среды. Такие занятия улучшают коммуникативные компетенции младших школьников, делают их более раскованными и общительными. Однако условия в образовательных учреждениях не всегда помогают раскрыться учащимся
Поэтому родителям стоит думать и о внеклассных занятиях детей в различных секциях, группах, где каждому ребенку будет уделяться особое внимание
Также важно и само общение между старшими и детьми. Оно должно быть дружелюбным
Ребенок должен уметь делиться впечатлениями и рассказами, не стесняться выражать свои чувства и мысли, а также узнавать у родителей, что интересного у них произошло, или задавать вопросы, ответы на которые он не знает
Оно должно быть дружелюбным. Ребенок должен уметь делиться впечатлениями и рассказами, не стесняться выражать свои чувства и мысли, а также узнавать у родителей, что интересного у них произошло, или задавать вопросы, ответы на которые он не знает.
Особенности коммуникативной компетенции в письменной речи
Проблеме
формирования коммуникативной компетентности уделяли большое внимание такие
методисты, как Е. Е
Сысоева, Р. П. Мильруд, И. Д. Гальскова и многие другие.
Коммуникативная компетенция — это способность осуществлять речевые акты с
помощью изученного языка в соответствии с целями и ситуацией общения в
определенной сфере деятельности.
Подход
к формированию коммуникативной компетенции, отмечает Е.Е. Сысоева,
провозглашенный в современной системе образования на всех уровнях, предполагает
формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для
решения определенных практических задач.
Хомский
Н. пишет, что понятие коммуникативной компетенции включает в себя навыки и
умения адекватно использовать иностранный язык в конкретной ситуации общения.
Коммуникативная компетенция определяется как творческая способность человека
использовать набор языковых средств (в виде высказываний и дискурса), которая
состоит из знания и готовности адекватно их использовать. Приобретение
коммуникативной компетенции индивида становится доминирующей целью обучения.
По
мнению Е. Е. Сысоевой, организация учебного процесса на основе подхода
формирования коммуникативной компетенции предполагает:
—
Применение знаний, умений и навыков работы с письменными текстами, которые
студенты приобрели в ходе изучения других дисциплин и своего личного жизненного
опыта;
—
Приобретение в процессе обучения иностранному языку таких навыков и умений,
которые могут быть использованы в различных сферах деятельности, связанных с обработкой
и производством текстовой информации.
Д.И.
Изаренков считает, что содержание коммуникативной компетенции, которое можно
охарактеризовать как методическое, психологическое и лингвистическое
согласованное единство всех компонентов, включает следующие взаимосвязанные
разделы:
—
Сферы коммуникативной деятельности, темы и их интеллектуальная значимость для
студентов;
—
Ситуации и программы их использования (сценарии коммуникативных событий).
—
Социальные и коммуникативные роли собеседников в ситуациях, программное
поведение каждой роли в соответствии с ходом разворачивания коммуникативных
событий;
—
Речевые акты, прагматические цели;
—
Типы дискурсов/контекстов и правила их построения;
—
Списки минимальных лингвистических значений.
В
литературе последних лет были предприняты попытки разделить эти два понятия:
Компетентность и компетенция. А.Н. Щукин дает следующие определения компетенции
и компетентности: Компетентность — это способность выполнять любую
деятельность, в том числе и языковую; компетенция — это содержательный
компонент этой способности в виде знаний, умений и навыков.
Таким
образом, компетенция — это круг вопросов, в которых человек хорошо
информирован, обладает знаниями и определенным опытом. Компетентность — это
качество человека, основанное на компетенциях.
Теперь
охарактеризуем содержание коммуникативной компетенции, которая формируется при
обучении иностранному языку и является конечной целью преподавания и изучения
языка (по А. Н. Щукину).
Социокультурная
компетенция, по мнению А.Н. Щукина, предполагает знание национально-культурных
особенностей социального и языкового поведения носителей языка: их обычаев,
этикета и т.д. Результатом знакомства с культурой изучаемого языка и овладения
способами межкультурного общения является социокультурная компетенция, которая
формируется у студентов как часть коммуникативной компетенции.
Филатов
В.Н. доказывает, что письменная коммуникативная компетенция, включающая
владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения, в
рамках обучения иностранному языку в средней школе сводится к умениям
—
графически правильное письмо;
—
письмо как самостоятельный вид речевой деятельности, т.е. в конце базового
курса студенты должны уметь написать отрывок из текста в наиболее типичных
ситуациях общения; составить и записать план прочитанного или услышанного
текста; написать короткое поздравление, выразить пожелания; заполнить анкету;
написать личное письмо и т.д;
— письма
как средство обучения другим видам языковой деятельности.
Формирование коммуникативной компетенции — это непрерывный процесс решения невербальных, социальных и учебных задач, который приводит к расширению границ общения, готовности к взаимодействию с партнером по языковому общению, развитию языковой интуиции и рефлексивной деятельности.
10 характеристик людей с хорошими коммуникативными компетенциями
1- Они наблюдательны
Согласно теории разума, мы способны делать выводы о психическом состоянии других людей. Хорошие коммуникаторы умеют предвидеть и распознавать реакцию других людей, модифицируя свою речь, чтобы добиться поставленных целей.
2- Умеют интерпретировать контекст
Люди с развитыми коммуникативными компетенциями проявляют любопытство к окружающему миру и адаптируются к индивидуальным, социальным и культурным различиям. Представьте себе, что вы приезжаете в азиатскую страну, и вдруг замечаете, что ее жители чувствуют себя неудобно, разговаривая с вами. Вероятно, это связано с тем, что в этой стране не принято смотреть собеседнику прямо в глаза.
Нет необходимости ехать так далеко для оценки ситуации
Это имеет важное значение в любой области
Необходимо принимать во внимание каноны окружающей среды для поддержания эффективной коммуникации
3- Имеют высокую личную эффективность
Они воспринимают препятствие как вызов. Вера в собственные силы помогает нам сосредоточиться на том, что мы хотим сказать, не отвлекаясь на моменты неуверенности. Это вполне естественно, что у нас возникают некоторые сомнения (и необходимо для избежания ошибок), но наше восприятие играет важную роль в развитии коммуникативных компетенций.
4- Они уважают других
Человек с развитыми навыками общения способен разговаривать с людьми, с которыми он не согласен, и выражать свою точку зрения, не выходя за рамки приличий. Это бывает непросто, когда речь идет, например, о политике или футболе. Сколько раз мы видели, как люди теряют над собой контроль по пустякам? Хорошие коммуникаторы способны принять точку зрения другого человека и вежливо привести свои аргументы.
5- Обладают эмоциональным интеллектом
Они беспокоятся о том, что чувствует собеседник. Они умеют быть настойчивыми и понять переживания другого человека. Они знают, какие вопросы следует адресовать аудитории, как найти к ней подход, и о чем лучше промолчать.
6- Они организованы
Способны привести свои мысли в порядок прежде чем их озвучить. Они привыкли думать, прежде чем что-либо сказать, и не боятся признать, что они чего-то не знают. Как устная, так и письменная речь требует от нас четкой организации мыслей. Таким образом, мы помогаем собеседнику следовать за ходом разговора и делаем нашу речь более убедительной.
7- Они креативны
Они используют различные ресурсы, чтобы привлечь внимание своей целевой аудитории. Они рассказывают истории, чтобы создать эмоциональную связь со слушателем, создают подходящие метафоры, находят остроумные и запоминающиеся примеры и т.д. Они проявляют гибкость и знают, что лучше подходит для каждого случая
Они проявляют гибкость и знают, что лучше подходит для каждого случая.
8- Учатся у профессионалов
Они концентрируют внимание, и это далеко не всегда происходит осознанно, на коммуникативных компетенциях других. Они быстро учатся и совершенствуют свои методы. Если у вас это не происходит автоматически, попробуйте применять эту технику в качестве упражнения
Если у вас это не происходит автоматически, попробуйте применять эту технику в качестве упражнения.
9- Они не боятся делать ошибки
Невозможно всегда иметь все под контролем, в независимости от степени развития коммуникативных компетенций. Отличные коммуникаторы не являются таковыми от природы. Они становятся успешными, потому что учатся на своих ошибках, не останавливаются перед трудностями и воспринимают их с юмором. Неудачи – это неотъемлемая часть процесса коммуникации.
Понятие «коммуникативная компетентность дошкольников»
В последнее время практика и теория образования претерпевает серьезные изменения. Вводится компетентный подход, что делает актуальной саму проблему компетентности и ее формирования. Этому явлению много внимания уделяют в своих работах такие исследователи, как Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и другие.
В понятие «компетентность» вкладывают разные смыслы. Этимологически это слово связано с термином «компетенция».
Согласно толковому словарю Д.И. Ушакова компетентность и компетенция – это два отличных друг от друга термина. Компетентность – это авторитетность источника, его осведомленность.
А компетенция – это круг вопросов, внутри которого у индивидуума есть определенные знания и опыт, а также авторитетностью.
Как российская педагогика, так и зарубежная воспринимает отношения людей с другими людьми как «коммуникативную компетентность».
Впервые это понятие применялось в направлении социальной психологии. Здесь его рассматривали как способность создавать и удерживать контакты с другими людьми на основе имеющихся знаний и навыков.
Русские толковые словари воспринимают «компетентность» как самодостаточную единицу языка и определяют ее как уровень овладения той или иной областью знаний. Новый энциклопедический словарь представляет данное понятие, как опыт и знание, имеющиеся у человека в определенной области.
Вам будет интересно также почитать о том, как формируется звуковая культура речи дошкольников
Г.М. Бушуева рассматривает коммуникативную компетентность немного с другой стороны. Она употребляет этот термин в значении совокупности имеющихся у человека умений и навыков, которые позволяют ему поддерживать эффективное общение с другими людьми.
Рассмотрим также трактовки и других ученых. О.В. Дзюба пишет о том, что коммуникативная компетентность – это в первую очередь ситуативная адаптивность человека, а также его свободное владение такими инструментами социального взаимодействия как невербальные (неречевые) и вербальные (речевые) средства.
Ученый также говорит о том, что можно выделить меру компетенции в коммуникациях – это то, насколько успешен задуманный человеком акт влияния и средства, которые он использует для того, чтобы производить на других впечатление.
С.А. Игнатьева также дает свою оценку этому понятию. Он пишет о том, что это система имеющихся у человека внутренних ресурсов, которые он задействует для установления коммуникаций с людьми, участвующими с ним в межличностном взаимодействии.
К.П. Зайцева, описывая коммуникативную компетентность, дает ей следующее определение – это совокупность имеющихся у человека способностей по коммуникации, которые подходят для решения поставленных коммуникативных задач и эффективны для воплощения на практике имеющихся коммуникативных знаний и навыков.
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста
Каждый взрослый человек должен понимать, что коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста неразвита так, какой она является уже у зрелых людей. Здесь следует использовать те способы передачи знаний и обучения, которые воспринимаются ребенком.
В процессе обучения должны поощряться спонтанность и творчество. Ребенок через игровую деятельность воспринимает то, что ему преподносят педагоги. Также ребенок должен иметь возможность свободно выражать свои эмоции, которые возникают в процессе обучения.
После любого обучения должна наступать практика. Вот почему ребенок должен активно контактировать с другими детьми, с которыми он будет отрабатывать свои первые навыки коммуникации. Уже по мере взросления ребенок будет общаться с другими взрослыми, которые тоже будут показывать, как нужно себя вести во время общения.
У каждого ребенка развивается своя модель коммуникативной компетентности, что зависит от:
- Индивидуальных особенностей самого ребенка.
- Имеющихся воззрений и наклонностей.
- Учителей, которые обучают речи.
- Ситуаций, в которых ребенок отрабатывает свою речь.
- Окружения, в котором он воспитывается.
- Культурных традиций и норм, которые возлагаются при каждом общении.
Чтобы процесс обучения речи проходил максимально эффективно, необходимо ребенка:
- Поощрять в случае успеха.
- Создавать определенные ситуации различной направленности.
- Предлагать общение с различными людьми.
- Учитывать возрастные особенности малыша.
- Помогать устранять коммуникативные трудности.
- Репетировать и моделировать различные сложные ситуации, в которых будут участвовать несколько детей.
Понятие и виды коммуникативных навыков
Коммуникативные навыки — это, по сути, умение эффективно общаться. Это способность понимать, что имеет в виду собеседник, и быть понятым им, умение договариваться, достигать своей цели через общение. Этот вид навыков выполняет множество важных функций в развитии личности:
- Обеспечивает психологический комфорт.
- Позволяет организовать совместную деятельность.
- Удовлетворяет естественную потребность человека в общении.
- Помогает самоутверждаться, социально реализовать себя.
При выборе некоторых профессий от человека требуется обладать особенно развитыми коммуникативными навыками. Речь идет о таких профессиях как педагогика, журналистика, психология. При выборе одного из перечисленных видов профессиональной деятельности необходима так называемая коммуникативная компетентность — человек должен знать определенные правила общения, владеть технологией эффективной коммуникации.
Основные разновидности коммуникативных навыков
Выделяют несколько видов коммуникативных навыков — информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные.
Под информационно-коммуникативными умениями подразумевается способность вступать в общение, ориентироваться в собеседниках и ситуациях, соотносить разные способы общения (вербальные/невербальные). Эта категория включает в себя следующие навыки:
- Выражать просьбу.
- Приветствовать другого человека, поздравлять, приглашать, вежливо общаться.
- Придерживаться правил поведения с коллегами, руководством, детьми и т. д.
- Понимать ситуацию общения, намерения и мотивы партнеров.
- Умение слушать другого человека.
- Использовать как слова вежливости, так и язык тела — различные жесты, мимику.
- Адекватно выражать свои мысли и эмоции.
Под регуляционно-коммуникативными умениями подразумевается способность согласовывать собственные действия и слова с потребностями собеседника, доверять, оказывать поддержку, помощь, использовать свои личные навыки при коллективном решении проблем, оценивать результат совместного общения. К этой группе коммуникативных навыков относятся:
- Осуществление контроля над трудовой деятельностью.
- Обоснование коллективных задач.
- Определение эффективных методов совместного решения задач.
- Умение уступать, быть честным при общении, ясно выражать свои намерения, советовать и принимать советы других.
- Критическое оценивание себя и партнеров, выражение согласия или несогласия, одобрения или неодобрения.
Аффективно-коммуникативные навыки — это способность делиться собственными чувствами и интересами с собеседником, оценивать его эмоциональное поведение, проявлять эмпатию (быть отзывчивым, сопереживать, заботиться).
Этика общения в формировании коммуникативной компетенции
Одним из компонентов для развития навыков общения является этика. К ней также относится и этикет общения. Ребенок с детства должен узнать от взрослых, какое поведение приемлемо и как общаться в той или иной среде. В начальной школе учащиеся заметно отличаются друг от друга по манерам. Конечно, это связано с воспитанием детей родителями. Надеясь, что плохое поведение изменит учеба в школе, родственники продолжают делать ошибки. Они не учат основному: этике общения. В школе с невоспитанными детьми учителям тяжело справляться, такие ученики заметно отстают в развитии от других школьников. Следовательно, такие выпускники с трудом будут адаптироваться к взрослой жизни, ведь они совершенно не умеют правильно вести себя в обществе и строить личные и профессиональные связи.
От коммуникативной компетенции зависит будущее каждого человека, ведь все мы живем в социальной среде, которая диктует нам определенные правила поведения. Еще с раннего детства следует задуматься о правильном воспитании своих чад, если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным и имел активную жизненную позицию. Поэтому все компоненты коммуникативной компетенции должны учитываться родителями, родственниками, воспитателями и педагогами при обучении школьников и времяпрепровождении с ним.
Что такое коммуникативная компетентность?
Под коммуникативной компетентностью понимается использование всех ресурсов речевой деятельности, чтобы установить успешный контакт с другой личностью. Здесь человек должен обладать не только знаниями языка и умениями произносить слова, но и другими вербальными и невербальными средствами коммуникации, которые дополняют все сказанное человеком.
Порой под коммуникативной компетентностью понимается еще и умение создавать определенные отношения с собеседником:
- Умение высказать свою мысль.
- Умение выслушать человека и понять его.
- Способность находить аргументы своей позиции.
- Способность вести диалог, каким бы он ни был.
Следует понимать, что процесс коммуникации не является статичным процессом. По мере общения человек постоянно должен включать сознательный подход, чтобы контролировать свои эмоции, понимать поступающую информацию, выбирать, как на нее реагировать, а также подбирать слова, которые наиболее ярко и точно позволят выразить свое мнение. Общение в течение определенного времени постоянно меняется, что также зависит от настроения самих оппонентов.
Коммуникативная компетентность на высшем уровне требуется от родителей и прочих учителей, которые занимаются развитием навыков общения у детей. В первую очередь они показывают, как нужно общаться с окружающими, что зависит от того, как они сами общаются с другими людьми.
Невозможно одним словом передать, что является коммуникативной компетентностью. Однако в ней выделяют три большие составляющие:
- Мотивационный компонент. Здесь понимается потребность любого человека контактировать с другими людьми, что осуществляется на всех доступных уровнях. Также человека мотивирует то, что он через контакты с другими людьми выражает самого себя.
- Поведение. Это выбор определенной модели поведения во время коммуникации. В зависимости от темы общения, отношения к собеседнику и прочих мотивационных компонентов, человек начинает совершать те или иные действия.
- Когнитивный компонент. Здесь понимаются знания не только из области языка (слова и их значения), но и о том, как выразить свое отношение, как люди общаются в той или иной ситуации, какие нормы и этикет следует соблюдать в определенном случае и т. д.
Чтобы развить коммуникативную компетентность, человек должен развить в себе конкретные:
- Знания – это то, как устроена речь, какими средствами можно воспользоваться для передачи информации.
- Умения – выражать свои мысли, понимать речь окружающих, правильно подбирать слова, невербальные способы выражения своего отношения.
- Способности – склонность ребенка понимать все способы передачи информации, которые исходят от другого человека, и умение самим ими воспользоваться.
Процесс общения рассматривается не только как выражение слов и обмен информацией, но и как деятельность между субъектами, которые начинают что-то узнавать, воздействовать друг на друга, менять свое мнение, планировать и выстраивать какие-то мысли. Другими словами, люди не действуют, однако в своей голове они уже организовывают деятельность, которую теперь остается реализовать на практике.
Следует понимать, что процесс коммуникации в целом влияет на то, в каком настроении человек из него выйдет и какие поступки начнет совершать
Вот почему так важно не только обучать детей навыкам общения, но и показывать влияние слов на происходящие в дальнейшем события
Двусторонняя работа с трудными школьниками для улучшения их коммуникации
В школах часто сталкиваются с трудными детьми. Не все учащиеся отличаются примерным поведением. Если одна часть школьников способна вести себя дисциплинированно, то другая не хочет следовать общепринятым правилам этики. Трудные ученики часто ведут себя вызывающе, могут подраться даже во время занятий, плохо усваивают информацию, отличаются несобранностью и неумением четко формулировать свои мысли. Во многом это связано с неправильным воспитанием родителями своих детей. В таких случаях необходим индивидуальный подход к каждому школьнику, а также работа с трудными учениками после общих занятий.
Многие родители возлагают ответственность за поведение детей на учителей. Они считают, что коммуникативные компетенции школьника в большинстве случаев зависят от педагогов и атмосферы в школе. Однако родительское воспитание оказывает на ребенка не меньшее влияние, чем время, проведенное в образовательном учреждении. Поэтому развивать интерес у детей к учебным предметам необходимо как в школе, так и дома. Двусторонняя работа с учениками непременно принесет плоды. Она делает их более дисциплинированными, воспитанными и открытыми для диалога.
Способы развития коммуникативной компетенции
Навыки общениядолжны постоянно развиваться комплексно. Желательно, чтобы ребенок каждый день познавал что-либо новое и пополнял свой лексикон. Чтобы сложные слова остались в памяти, можно рисовать изображения, символизирующие новое, или печатать готовые картинки. Многие запоминают новое визуально лучше. Также нужно развивать грамотность. Необходимо научить ребенка не только правильно писать, но и излагать устно, анализировать.
Для формирования коммуникативной компетенции школьника необходимо привить ему любовь к знаниям. Широкий кругозор, начитанность только увеличивают словарный запас, формируют чистую красивую речь, учат ребенка размышлять и анализировать, что сделает его более уверенным в себе и собранным. С такими детьми сверстникам всегда будет интересно общаться, и они сумеют выразить вслух то, что хотят донести другим.
Коммуникативная компетенция улучшается в разы, когда школьники проходят курсы актерского мастерства, участвуют в постановке спектаклей, концертов. В творческой атмосфере дети будут более раскованными и общительными, нежели за школьной партой.
Источники
- https://podrastu.ru/deyatelnost/kommunikativnaja-kompetentnost-doshkolnikov.html
- https://www.syl.ru/article/171385/new_kommunikativnaya-kompetentsiya-i-ee-formirovanie
- https://PsyMedCare.ru/kommunikativnaya-kompetentnost-detey-doshkolnogo-vozrasta
Типы коммуникативных компетенций
1- Грамматическая или лингвистическая компетенция
Это собственно владение языком. Включает в себя интеграцию формы и значения языка, поддерживая их двустороннюю связь. Имеет следующие уровни: фонологический (интонация, ритм и т.д.), лексико-семантический (словарный запас) и грамматический (структура слов, способы их сочетаемости и т.д.). Этот тип компетенции является основой общения, без него мы бы не смогли понять ни друг друга, ни самих себя.
2- Социолингвистическая компетенция
Соответствие языка существующему контекстному фону. Наш язык неотделим от времени, в котором он используется. Для того, чтобы правильно использовать этот тип компетенции, необходимо умение понимать различные выражения в зависимости от ситуации, в которой мы находимся. Например, мы можем определить разницу, когда в паре один называет другого «глупый» в переносном смысле, выражая любовь и нежность, и когда один человек, критикуя другого, говорит это слово в прямом смысле.
3- Дискурсивная компетенция
Включает в себя навыки, связанные с интерпретацией сообщений и передачей множества типов коммуникаций в различных обстоятельствах. Содержание повествования должно быть целостным и связным. Мы применяем этот тип компетенции на практике, когда (в устной или письменной форме) рассказываем друзьям, как провели выходные, придавая сообщению упорядоченную и логическую структуру.
Общение как коммуникация
Проявление интереса к проблеме коммуникации в ХХ веке наблюдалось и за пределами лингвистики и психологии, и даже не только в их новых отраслях, возникших во второй половине века, — психолингвистике и социолингвистике. В случае с телефонией, телеграфией, радио и другими средствами связи этот интерес сначала был чисто практическим, направленным на «улучшение» коммуникации. Позже проблема моделирования отношений как машины к машине, так и человека к человеку и человека к машине стала предметом кибернетики как науки об управлении и теории искусственного интеллекта. Развитие средств коммуникации и информации привело к появлению феномена массовой коммуникации, а интерес к человеческой составляющей производственной деятельности поднял вопросы коммуникации в области менеджмента. В той или иной мере с проблемами коммуникации сталкиваются специалисты во многих отраслях человеческой деятельности. В настоящее время проблемы изучения коммуникативных процессов являются одними из самых актуальных глобальных проблем человечества.
Традиционно коммуникация — это обмен значениями (информацией) между людьми посредством общей системы символов (знаков), в частности, речевых знаков.
Общение между людьми имеет ряд специфических характеристик.
1. В нем обязательно должны участвовать два человека, каждый из которых является активным субъектом.
2. Должна существовать возможность взаимного влияния партнеров через систему знаков.
3.Влияющая коммуникация может иметь место только тогда, когда коммуникатор и получатель имеют одинаковую или схожую систему кодирования и декодирования.
4. Всегда возможны коммуникативные барьеры.
Основная цель процесса коммуникации — обеспечить понимание информации, которая является предметом коммуникации, т.е. сообщения.
Информация как таковая может быть двух типов: Стимулирующие и пропозициональные.
Стимулирующая информация проявляется в виде команды, подсказки или просьбы, она призвана стимулировать определенное действие. Стимуляция может принимать форму:
1. Активация, т.е. просьба действовать в определенном направлении;
2. Запрет, т.е. побуждение, которое, наоборот, предотвращает определенные действия, запрещает нежелательную деятельность
3. Дестабилизация, т.е. дезориентация или нарушение некоторых форм поведения или деятельности.
Постоянная информация появляется в форме сообщения и не предполагает прямого изменения поведения, но содержит рамку отсчета, которая влияет на поведение партнера по коммуникации.
Модель коммуникативного процесса включает пять элементов:
1. Кто передает сообщение. Коммуникатор
2. Что сообщается. Сообщение (текст).
3. Как производится передача. Канал связи
4. Кому отправляется сообщение. Приемник (слушатель).
5. Ответ. Обратная связь
Можно выделить три позиции коммуникатора в процессе общения:
1. Открытый — коммуникатор открыто заявляет о себе как о стороннике представленной точки зрения, оценивает различные факты в поддержку этой позиции.
2. Отстраненный — коммуникатор сохраняет нейтральную позицию, сравнивает противоречивые мнения, не высказывая прямо своих предпочтений.
3. Закрытый — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения и даже прибегает к специальным мерам, чтобы скрыть ее.