Когда эмоциональный контакт с малышом не устанавливается
Девять месяцев вы ждете встречи с малышом, его появление на свет планировалось вами задолго до волнующего известия о беременности. Еще до ее наступления вы пересмотрели свои привычки и образ жизни, начали придерживаться принципов здорового питания, занялись спортом и обучились техникам расслабления после насыщенного трудового дня. Вы упорядочили свою жизнь, в ней все идет по плану, и ребенок — естественное развитие событий в жизненном сценарии.
Скоро вы станете родителями. Пути к этой точке на карте жизни у пар могут быть разными, но в любом случае после нее мужчина и женщина будут другими. И готовились вы к этому или нет, вы знаете, что в момент появления малыша на свет ощутите огромную любовь к ребенку.
Но иногда этого не происходит. Родители испытывают психологический дискомфорт из-за того, что они больше не могут заниматься привычными видами деятельности: им нужно стирать ползунки, менять подгузники и изучать информацию о воспитании детей.
Что делать родителям, которые чувствуют себя слишком уставшими, чтобы ощущать любовь и нежность к ребенку? Как справиться с возникающим в этот момент чувством вины? Давайте рассмотрим этот вопрос со всех сторон.
Связь между матерью и младенцем обеспечивает последнему выживание, защиту, заботу и уход.
• Привязанность может сопровождать детско-родительские отношения с первой минуты появления малыша на свет, а может проявиться лишь со временем, как результат практики родительства в процессе ухода за ребенком, совместной деятельности и общения с ним. В результате кроха растет в атмосфере принятия и эмоциональной поддержки от родителей, а они, в свою очередь, переживают опыт полноты самореализации и самозавершенности.
• Наблюдения психологов за семьями показали, что младенцы, демонстрировавшие в раннем детстве сильную эмоциональную привязанность к родителям, вырастали в самостоятельных и независимых детей. Глубокая ранняя связь с мамой и папой необходима ребенку и как этап психологического созревания, и для выстраивания собственных привязанностей во взрослой жизни. Которые он реализует в том числе и заботясь о своих престарелых родителях.
• Психологи говорят, что, если детям не удается сформировать эмоциональную связь со взрослыми до возраста 4 лет, высока вероятность того, что у них будут проблемы во взаимоотношениях позже, в том числе и с установлением контакта с собственным потомством.
• Причины могут быть разными: и неразрешенные эмоциональные проблемы в прошлом, и неспособность справиться с уровнем родительской ответственности и перечнем обязанностей, и послеродовая депрессия (она встречается и у женщин, и у мужчин). В последнем случае родителю необходима не только поддержка семьи, но и профессиональная психологическая помощь.
• Каковы бы ни были причины эмоциональной отстраненности родителя, это состояние требует пристального внимания, поскольку накладывает отпечаток на внутрисемейные отношения и влечет за собой некоторые неблагоприятные последствия.
Психология семейных отношений между родителями и детьми
Семейные отношения базируются на основополагающих факторах, формирующих психологический климат. К ним относятся:
Доверие между всеми членами семьи
Пожалуй, это одна из основ социальных отношений. Человек, в семье которого царила атмосфера сомнений и скрытности, рискует остаться в одиночестве в будущем, так и не научившись доверять людям.
Поддержка и отзывчивость
Дети, чьи родители проявляют такие качества, пребывают в спокойствии и безопасности. При этом важным критерием становятся физические проявления заботы – объятия, поцелуи, касания.
Внимание к деятельности ребенка
Это важно, поскольку малыш нуждается в оценке своих занятий. Стимулом для его дальнейшего развития служит похвала отца, одобрение матери, помощь родителей в преодолении трудностей, их активная поддержка в любых начинаниях
Все это способствует достижению успеха и мотивирует ребенка на свершения в будущем.
Разумные требования
Ребенку важно знать свои основные обязанности и выполнять их в соответствии с установленными правилами. Это нужно не только для того, чтобы дисциплинировать его, но и чтобы помочь осознать свое место в семье
В противном случае, при необозначенной ответственности для каждого члена семьи, ребенку будет трудно понять, как и что он должен делать, чтобы угодить родителям.
Стремление малыша получить от папы и мамы внимание и поддержку, которое нельзя игнорировать. Негативная реакция родителей на потребности ребенка либо отсутствие таковой вовсе часто приводит к тому, что он испытывает неуверенность, замыкается в себе
Подобное чревато заниженной самооценкой и стремлением добиться участия и понимания вне семьи.
Негативная реакция родителей на потребности ребенка либо отсутствие таковой вовсе часто приводит к тому, что он испытывает неуверенность, замыкается в себе. Подобное чревато заниженной самооценкой и стремлением добиться участия и понимания вне семьи.
Не стоит забывать о том, что родители для сына или дочери – это пример для подражания. И то, как складываются отношения между мамой и папой, значительно влияет на выработку детского мировосприятия и внутренних ценностей. До семи лет формируется сознание и личность малыша, и чем более гармонично выстроены семейные отношения, тем благополучней перспектива его будущего. После этого возрастного рубежа изменить что-то можно с трудом. Придется обращаться за помощью к специалистам, вложить немало сил и энергии.
Контакт с подросшим ребенком
Как установить связь с ребенком в случае, если он уже подрос (например, был усыновлен позже возраста младенчества)?
• Поддерживайте физический контакт: сажайте на колени, обнимайте, щекочите, гладьте по спине и голове, делайте массаж.
• Держите контакт глаз. Если малыш не смотрит в глаза, постарайтесь для начала наладить «физическое взаимодействие» (обнимите, посадите на колени), затем скажите ему, что он самый прекрасный ребенок на свете и вы его очень любите. Если его взгляд бегает, пока вы говорите с ним, попросите его тем не менее посмотреть вам в глаза. В этот момент постарайтесь послать через них всю любовь, какая у вас есть (только недолго и ненавязчиво, чтобы не усугублять психологический дискомфорт). Постепенно увеличивайте продолжительность таких зрительных контактов, чтобы ребенок привык к ним.
• Чаще улыбайтесь! Это посылает сигнал вашему малышу о том, что вы принимаете его и настроены на общение.
• Уважайте маленького человека как самостоятельную, независимую, самоценную личность. Выработайте доброжелательную манеру общения, научитесь активному слушанию. Разговаривайте с ним, будьте рядом, особенно когда он нуждается в поддержке.
• Если в семье несколько детей, обязательно выкраивайте время для каждого из них. Установите «индивидуальные» часы (хотя бы 30 минут), когда вы остаетесь с ребенком один на один, пока другой родитель или близкий человек берет на себя заботу о его братиках и сестренках. Это время вы можете тратить на что угодно: прогулки, разговоры по душам, совместная деятельность (например, лепка из пластилина или приготовление пищи), чтение на ночь — главное, чтобы между вами возникало эмоциональное пространство, в которое не допускается больше никто. Только вы и ваш ребенок. Так вы сможете создать атмосферу сопричастности и укрепить взаимное доверие, а это уже прямая дорога к прочной эмоциональной связи.
• Включите ребенка в жизнь семьи через совместную деятельность (например, уборка в квартире) и совместный досуг.
• Включите себя в жизнь ребенка, проявляйте интерес к его внутреннему миру, проблемам, интересам, играйте с ним. В 3 – 4 года дети учатся выстраивать связи с другими людьми, в первую очередь — в детских коллективах. Но до этого возраста родитель — единственный проводник в мир предметов, понятий и социальных ролей.
• Создавайте ритуалы: семейные ужины по будням с обсуждением прошедшего дня, совместное приготовление завтрака и торжественный обед по субботам, активный отдых (велосипедные прогулки, турпоходы) или посещение музея по воскресеньям.
Укрепляем привязанность
Откликайтесь на любые призывы малыша. Крик — это сигнал о помощи, а не инструмент манипуляции родителями
Смех не менее важное коммуникативное средство: новый член семьи хочет разделить с вами свою радость
• По возможности кормите грудью. Помимо решения задачи, о которой мы говорим в этой статье (выстраивание и поддержание привязанности), кормление грудью защищает малыша от инфекций и помогает дозревать его кишечнику, готовя его к взрослой пище.
• Постарайтесь увеличить количество кормлений, особенно в предутренние часы, в которые вырабатывается гормон лактации пролактин. Это позволит стимулировать его производство, у вас станет больше молока, вы сможете чаще прикладывать малыша к груди, а следовательно, наладить и поддерживать контакт будет проще.
• Попробуйте практику совместного сна, если вы ничего не имеет против этого пункта обширной темы естественного родительства. Сомневаетесь? Есть альтернатива. Совершенно не обязательно спать в одной постели: вы можете придвинуть детскую кроватку вплотную к своей, сняв переднюю стенку и подняв дно так, чтобы у вас образовалось общее пространство с малышом. Если вам не нравится идея совместного сна, в любом случае оставайтесь с ребенком на ночь в одной комнате хотя бы до 6 месяцев.
• Поддерживайте телесный контакт: носите малыша на руках, прижимайте его к себе, делайте гимнастику, массаж. Теплом своего тела, нежностью рук и объятиями вы создаете ощущение психологического комфорта у ребенка. Выполняя массаж, вы научитесь «читать» сигналы, идущие от малыша, станете более чуткими к его сиюминутным чувствам и потребностям, и это еще больше сблизит вас. Тактильная стимуляция и эмоциональное подкрепление способствуют развитию мозга ребенка и появлению новых нейронных связей — вы делаете малыша умнее!
• Используйте минуты ухода за вашим чадом для укрепления эмоциональной связи: смотрите ему в глаза, улыбайтесь, имитируйте мимику друг друга, разговаривайте (для совсем маленьких достаточно монолога — например, вы можете просто сопровождать свои действия по уходу комментариями).
• Носите ребенка в слинге (перевязи, кенгуру).
• Даже когда вы не держите малыша на руках, старайтесь быть как можно ближе к нему, чтобы он вас видел, разговаривайте с ним. Носите его за собой в переноске/колыбельке в течение дня.
Родительская забота
Родительская забота выступает в качестве ведущей формы воспитания ребенка. Уровень заботы, или протекции, определяет, сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Можно выделить две крайние степени протекции: чрезмерную (гиперпротекция) и недостаточную (гипопротекция) (Эйдемиллер, Юстискис, 1999).
При гиперпротекции, или гиперопеке, родители уделяют ребенку очень много времени и сил. Фактически воспитание становится для них смыслом всей жизни
Гиперопека выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, во всем защищать его, даже если в этом и нет реальной необходимости, сопровождать каждый его шаг, предохранять от мнимых опасностей, беспокоиться по поводу и без повода, удерживать ребенка возле себя, «привязывать» его к своим настроениям и чувствам, требовать от него определенных поступков (Захаров, 1988). Как правило, забота нужна не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко невротически заостренную потребность в привязанности и любви
Стремление матери «привязать» к себе ребенка имеет в своей основе и выраженное чувство беспокойства или тревоги. Гиперопека может быть мотивирована как тревогой, вызванной одиночеством родителей, так и инстинктивными опасениями, что с ребенком может случиться несчастье. Это может выражаться такими фразами: «Ты только не задерживайся, а то я буду волноваться», «Никуда не уходи без меня» (Захаров, 1988).
При гипопротекции ребенок находится на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание родители берутся время от времени, когда случается что-либо серьезное (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999).
Важным аспектом воспитания ребенка является степень удовлетворения его потребностей. Эта характеристика отличается от уровня протекции, так как родитель может много времени заниматься воспитанием, но не удовлетворять потребности ребенка в должной мере. В степени удовлетворения потребностей ребенка также возможны два крайних варианта (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999):
Потворствование имеет место тогда, когда родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка. Они балуют его, любое его желание — закон для родителей. Объясняя необходимость такого воспитания, родители предлагают аргументы, которые являются по своей сути проявлением механизма рационализации: слабость ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего они сами были лишены.
Игнорирование потребностей ребенка — такой стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще всего страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями.
Родительские требования
Требования взрослого касаются, во-первых, обязанностей ребенка, то есть того, что ребенок должен делать сам (самообслуживание, учеба, помощь по дому и т. д.). Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенку нельзя делать. Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999) описали следующие разнополярные системы требований-обязанностей.
Чрезмерность требований-обязанностей — требования к ребенку очень велики, не соответствуют его возможностям, что увеличивает риск психической травматизации ребенка. Чрезмерность требований-обязанностей лежит в основе типа воспитания, который можно определить как «повышенная моральная ответственность». От ребенка требуют не соответствующих его возрасту и реальным возможностям бескомпромиссной честности, порядочности, следования чувству долга, возлагают на него ответственность за жизнь и благополучие близких (Личко, 1985). Родители устанавливают для ребенка высшие цели в различных областях жизни, питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его способностей и талантов. Родители любят не столько самого ребенка, сколько его идеальный образ.
Недостаточность требований-обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, и родители нередко сетуют, что ребенка трудно привлечь к какому-то делу по дому.
Требования-запреты определяют степень самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения. Здесь также есть две крайности: чрезмерность и недостаточность требований-запретов. Чрезмерность требований-запретов проявляют в том, что ребенку «ничего нельзя», ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Недостаточность требований-запретов, напротив, заключается в том, что ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто ничего не спросит.
По своей форме требования к ребенку можно разделить на две группы: императивные и оптативные. Императивные требования предъявляются в категоричной, обязывающей форме (приказ, распоряжение, указание, угроза, поучение). Оптативные требования выражают желательность выполнения ребенком тех или иных действий (совет, предложение, просьба).
Чрезмерность контроля и требований отмечается при так называемой авторитарной гиперсоциализации. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ему свою волю и не желают встать на точку зрения ребенка. За проявление своеволия ребенка наказывают. Родитель пристально следит за достижениями ребенка во всех сферах жизнедеятельности. При таком стиле воспитания личность ребенка формируется по тревожному типу. Это объясняется главным образом тем, что, культивируя послушание, родители придают ему самодовлеющее значение. Сделать что-то не так, как хотят родители, и, в частности, мать, — значит быть наказанным, быть плохим, что, в свою очередь, ведет к лишению любви, а поскольку потребность в любви — одна из самых важных для ребенка, то неудовлетворение этой потребности ведет к фрустрации и неврозу.
Какова биохимия привязанности
Как же формируется эмоциональная связь родителя и ребенка?
На сегодняшний день известно, что одним из спусковых механизмов в установлении прочной эмоциональной связи матери и ребенка являются гормоны пролактин и окситоцин, выделяющиеся в организме женщины, когда она кормит своего малыша. Пролактин ответствен за выработку молока и «запускается» в момент, когда младенец начинает сосать грудь. Окситоцин, известный как «гормон любви», отвечает за эмоциональную привязанность, и он же при естественном вскармливании обеспечивает отток молока из груди.
• Окситоцин — гормон, который может вырабатываться и при сцеживании молока, и при одной мысли о ребенке, и даже при звуках детского плача, причем их не обязательно должен издавать собственный малыш.
• Поэтому даже мамы, по разным причинам не кормящие грудью своих младенцев, вовсе не лишаются возможности испытать на себе его действие, если выполняют другие рекомендации для возникновения привязанности (мы будем говорить о них ниже).
• Другое доказательство невидимой химической связи с детьми — феромоны, вещества, выделяемые организмом и придающие телу каждого человека его уникальный запах. Мамы и их младенцы взаимно узнают «естественные ароматы» друг друга среди запахов других людей.
• У новорожденных запах материнского тела ассоциируется с уютом, психологическим комфортом и чувством безопасности. Ряд экспериментов показал, что женщины находят запах своих новорожденных детей самым привлекательным. В том числе и поэтому в родах применяется практика выкладывания новорожденного на живот мамы: узнавая запахи друг друга, они строят прочную эмоциональную связь.
• Запах, голос, сильные руки отца также важны младенцу, хотя и по иным причинам, чем материнские. Они принадлежат тому, кто пусть и не обеспечивает круглосуточный уход, защиту и, главное, еду, но является второй важнейшей составляющей ближайшего окружения. Присутствие папы расширяет границы мира маленького человека, так он получает представление о многообразии окружающей его жизни, знакомится с другой моделью поведения, игры и заботы.
Физическая связь порождает эмоциональную. Помимо химии (запахи, гормоны), другое мощное средство ее поддержания — контакт глаз и улыбка.
• Улыбка — это первое «орудие» ребенка, позволяющее управлять поведением мамы. Примерно в 2 месяца малыш при появлении самого близкого человека в своей жизни начинает демонстрировать «комплекс оживления»: фокусирует на ней взгляд, улыбается, трясет ручками. В ответ на эту реакцию мама начинает с ним играть, смеется и улыбается вместе с оживившимся крохой.
• Физическая близость способствует любви, поэтому быть ближе к малышу — значит строить прочную эмоциональную связь с ним, утверждает американский педиатр Уильям Сирс, приверженец философии естественного родительства. Длительное грудное вскармливание, тактильный контакт папы и мамы с ребенком, совместный сон, ношение на руках и в слинге рассматриваются им как естественные и необходимые условия для формирования прочной связи между ними. Сирс рекомендует использовать любую возможность для поддержания физического контакта, в том числе носить малыша в слинге (перевязи, кенгуру). Это можно совместить и с выполнением домашней рутины, и с закупками в магазине, и с походом в картинную галерею. «Стиль сближения» — так Уильям и Марта Сирс описали свой опыт воспитания детей (а их восемь в семье Сирсов) в книге «Ваш малыш от рождения до 2 лет», ставшей новой родительской библией с конца XX века.
Строим связь сразу после рождения
Постарайтесь как можно раньше установить контакт «кожа к коже». Это базовое условие для формирования прочной связи родителя и ребенка, которая налаживается благодаря телесному контакту и запаху кожи друг друга. Биение маминого сердца, этот постоянный «саундтрек» жизни малыша до родов, успокаивает его и сейчас, а тепло ее тела — расслабляет и согревает.
1. Приложите малыша к груди. После родов, когда акушерка выложит новорожденного вам на живот, в течение нескольких минут у него запустится поисковый рефлекс: он начнет совершать едва уловимые движения телом и головой в поисках материнской груди, заодно открывая рот, причмокивая губами и высовывая язычок. Это сигнал, что малыш готов к сосанию. В первое время после родов младенец не будет нуждаться в интенсивном кормлении: хватает предыдущих запасов, да и силы требуют восстановления, поэтому кроха будет много спать. Но молозиво, предшественник молока, должно передать малышу необходимые антитела для защиты его организма от инфекций. Стимуляция выработки молока (оно придет через несколько дней), естественная иммунизация организма малыша и восстановление единства мамы и ребенка — в этом заключается основная задача первых кормлений.
• В случае, когда контакт «кожа к коже» не произошел в течение часа после родов (это могут быть кесарево сечение, реанимационные мероприятия для ребенка и другие причины), не беспокойтесь. Обеспечьте себе с малышом телесный контакт настолько скоро, насколько позволяют обстоятельства. Хорошо, если все время, пока мама восстанавливается, с ребенком находится его отец (или другой близкий человек).
• Если малыш родился раньше положенного срока, его телесный контакт с мамой можно обеспечить, как только ребенок достаточно для этого окрепнет. В современных родильных домах родителям предоставляется возможность навещать детей, находящихся в палатах интенсивной терапии, и всеми доступными средствами налаживать контакт: разговаривать, читать, петь колыбельные, дотрагиваться, поглаживать, держать на руках. «Метод кенгуру» — так называется практика прикладывания недоношенного ребенка к груди родителя. Она полезна для профилактики инфекций (кожа малыша заселяется мамиными бактериями), для терморегуляции, но в первую очередь это делается для того, чтобы через любовь самого близкого человека на планете и его присутствие малыш набирался сил для выздоровления, а вместе родители и дети налаживали и укрепляли эмоциональную связь.
2. Установите контакт глаз. Только-только родившиеся малыши обычно выглядят очень серьезными и сосредоточенными, и мамы инстинктивно пытаются окружить свое сокровище теплом, нежностью и заботой, чтобы снять с него стресс рождения. Известно, что продолжительный обмен взглядами позволяет выстраивать эмоциональные связи у взрослых, а начинается все в той близости, рождающейся между мамой и малышом, когда они смотрят друг на друга. Пусть вас не смущает то обстоятельство, что младенец пока не очень ясно видит: дело не в четком фокусе, а в особой химии, которая начинает работать в мозге и организме обоих.
3. Добейтесь совместного пребывания в роддоме. Уже с первых дней вы лучше узнаете друг друга, научитесь правильно интерпретировать сигналы новорожденного и ухаживать за ним: все это подготовит вас к возвращению домой, где вы не почувствуете себя растерянной и неуверенной в своих силах, а значит, будете больше думать о малыше, а не о правильности своих действий.
Как создать правильные воспитательные установки
Важно также заметить, что одним из главных препятствий для установления тесной эмоциональной связи являются педагогические практики воспитания младенцев. Вот те из них, что могут наносить вред созданию эмоционального контакта с малышом:
Вот те из них, что могут наносить вред созданию эмоционального контакта с малышом:
• сепарация родителей и младенцев и в клинике после родов, и в домашних условиях;
• установление жесткого графика кормлений;
• приучение к длительному ночному сну без кормлений;
• игнорирование детского плача и потребности в общении.
Все это наносит непоправимый ущерб детской психике, отключает материнские инстинкты у женщины, на основе которых и строится ее привязанность к ребенку, а у отцов не формирует эмпатии к малышу.
Так, например, детский плач в таких системах воспитания трактуется как попытка манипулировать матерью. Поэтому родителям рекомендуется дать малышу проплакаться. Но плач ребенка — это приглашение к коммуникации. Повод может быть любой: голод, холод, мокрые пеленки, потребность почувствовать себя в безопасности, — и к манипуляции это не имеет никакого отношения.
Совет позволить малышу выплакаться идет вразрез с природным инстинктом матери, который подталкивает ее взять свое сокровище на руки и успокоить. А в результате ребенок переживает в самом раннем детстве опыт покинутости и отверженности, что влияет впоследствии на его способность устанавливать теплые эмоциональные связи с окружающими и формировать доверительное отношение как к людям, так и к миру в целом.
Подобная тренировка нервной системы вырабатывает у родителей эмоциональную «тупость», холодность, равнодушие, отсутствие понимания нужд и потребностей ребенка.
Так методы раннего воспитания вмешиваются в установление эмоциональной связи между родителями и детьми.
По признанию психологов, каждый родитель может стать любящим, хотя для некоторых родительство оказывается непростой ношей. Признать сложности, принять свои чувства, простить себя за них и делать все, что необходимо ребенку, — вот ключ к решению проблемы. Почти никому из нас не удается стать таким папой или мамой, какими мы сами себя представляем. Но быть тем, в ком ребенок видит опору и находит эмоциональный отклик, под силу каждому.
Привязанность к малышу придет. Это может занять время, но обязательно случится. Вы уже любите своего ребенка — потому и беспокоитесь, что не чувствуете привязанности. Помните, любовь — это глагол. Любовь — это то, что вы делаете, когда вы рядом, то, как вы заботитесь и вовлекаетесь. Рано или поздно эта вовлеченность станет эмоциональной.
Желаем вам найти эмоциональный контакт с малышом!
Список использованной литературы:
- Ньюфелд Гордон, Матэ Габор. Не упускайте своих детей. Почему родители должны быть важнее, чем ровесники. Москва: Издательство «Ресурс», 2015. — 384 с.
- Петрановская Л. В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. Москва: Издательство «АСТ», 2014. — 288 с.
- Боулби Джон. Привязанность. Екатеринбург: Издательство «Гардарики», 2003. — 477 с.
- Герхардт Сью. Как любовь формирует мозг ребенка? Москва: Издательство «Этерна», 2017. — 320 с.
Как улучшить семейные отношения родителей и детей
Находить общий язык с людьми не всегда бывает просто, а уж если речь идет о разных поколениях – тут и вовсе хватает трудностей. Начиная с обычного общения, когда представители разных возрастов с трудом могут понять друг друга, и заканчивая жизненными предпочтениями, в коих мнения сходятся далеко не всегда.
Для того чтобы семейные отношения между родителями и детьми складывались наилучшим образом, мамам и папам придется начать с оценки самих себя
Очень важно сделать над собой усилие и признать ошибки, совершенные в отношении ребенка, извиниться перед ним, если не правы, держать под контролем собственные эмоции, не вымещая негатив на младшего члена семьи.
Также следует воздержаться от выплескивания своих чувств на окружающих, особенно в присутствии ребенка. Глядя на маму или папу, пышущих гневом в обществе, он скоро сам станет вести себя так же. Родители должны научить свое чадо (и себя заодно) говорить о властвующих над ним эмоциях, попутно отслеживая причину их возникновения.
Ни в коем случае не нужно навязывать ребенку те занятия, которые ему не по душе
Важно дать ему возможность реализовывать себя в том, что ему действительно интересно. Задача родителей – оказать поддержку и содействие в начинаниях малыша, помочь справиться с неудачами, показать, что готовы вместе с ним преодолевать трудности.
Ошибочно мнение, будто бы ребенок должен быть в курсе родительских проблем. Дети без труда чувствуют состояние своих мам и пап и невольно возлагают часть ответственности за их тревогу на себя. Чем глубже родители позволяют ребенку вникнуть в суть сложившейся ситуации, тем сильнее чувство его вины за свою неспособность помочь
Родителям важно научиться справляться с проблемами самостоятельно, не оповещать о них детей.
Немаловажный момент, который многие родители почему-то игнорируют, – аргументированное объяснение требований, выдвигаемых ребенку. Малыш знает, чего ему делать нельзя, но почему – не понимает. Не осознавая возможных последствий, он из любопытства нарушает запрет, получая от родителей наказание.
Кстати, о наказаниях. Использовать угрозу их неотвратимости как метод предостережения от каких-либо действий не рекомендуется. Так малышу трудно понять, почему и за что его ругают родители. Наказывать следует только уже за совершенный проступок.
Ребенку необходимо его личное пространство. Ведь он – человек, у которого есть право выбора: какого цвета обои подойдут в детскую, что надеть на прогулку, каким видом спорта заняться. Малышу полезно позволять проявлять самостоятельность, чтобы в будущем он смог четко следовать своим стремлениям, не оглядываясь на мнение посторонних.
Ребенок, как любой человек, имеет право на эмоции. Не стоит их пресекать или подавлять. Ничего хорошего из этого не выйдет, и малыш может замкнуться в себе, накапливая негатив внутри. Вместо этого родителям нужно научиться переживать вместе с ним, облекая эмоции в слова. Так младший член семьи будет знать, что папа и мама действительно понимают его чувства. То же самое касается и выражения радости.
Зачем перекладывать ответственность за воспитание детей на других? Как правило, «другие» – это бабушки и дедушки, которые уже вырастили своих отпрысков и теперь вынуждены повторять процесс снова. Ну, и кроме того, способы и методы воспитания, используемые представителями почтенного возраста, могут существенно отличаться от взглядов самих родителей. А потому споры неизбежны.
Семейные отношения родителей и детей имеют все шансы быть гармоничными, если:
-
в семье существует культ личности каждого из ее членов;
-
домочадцы устанавливают традиции, которых безоговорочно придерживаются;
-
конфликты не перерастают в скандалы, а гасятся спокойным разговором и поисками компромисса;
-
применение физического воздействия как наказания абсолютно исключено;
-
супруги сохраняют близость и доверие между собой;
-
среди домочадцев нет алко- и наркозависимых.
Таким образом, ответственность за создание благополучных семейных отношений между родителями и детьми в первую очередь возложена на маму и папу. Ребенок должен чувствовать атмосферу любви, уважения и доверия, царящую в семье. Всегда следует помнить о том, что для детей главной ценностью являются не красивые вещи и материальные блага, а присутствие рядом заботливых родителей, понимающих и всегда готовых помочь.