Спорные стороны пирамиды
Логичная теория не так безупречна, как кажется на первый взгляд.
Сам Абрахам Маслоу подчеркивал, что человеческая мотивация не строго упорядочена. В ряде случаев ступени пирамиды меняются местами: так, при опасности мы забываем про сильный голод и стремимся в первую очередь обрести защиту. Также известно, что у некоторых людей жажда признания сильнее желания любви (это отличает карьеристов).
Далее, не всегда мы перешагиваем на следующую ступеньку, обеспечив себе достаточный комфорт на предыдущей. Ученый приводит в пример творческих людей, живущих впроголодь и не оставляющих любимого занятия, а также героев, готовых умереть за свои убеждения. Он замечает, что чем полнее были удовлетворены потребности в детстве, тем легче поступиться ими в дальнейшем.
К тому же другой психолог, Клейтон Пол Альдерфер, утверждает, что движение по лестнице возможно не только снизу вверх, но и обратно, если более высшие потребности не удовлетворены.
Вызывает споры категоричное отнесение сексуального инстинкта к жизненно необходимой первой ступени. Пример великих святых, монахов (Сергия Радонежского, Серафима Саровского и т. д.) доказывает обратное.
Пирамида удобна в изучении, но не универсальна. Для многих людей применим иной порядок ступеней, а иным некоторые из потребностей вообще не свойственны в силу характера, темперамента и других особенностей.
Личностная потребность ребенка в уважении
Реализацию личностной потребности ребенка в уважении можно охарактеризовать одной немецкой пословицей: «Молодость не ошибка, старость не заслуга». Часто взрослые лишают ребенка права голоса или права на свое мнение лишь по причине его малолетства. Согласитесь, это смахивает на дедовщину в легкой форме.
Уважительное отношение к бедам и радостям ребенка помогает ему ощутить собственную важность и значимость. Это ни в коем случае не означает, что ребенок приобретает равный с родителями семейный статус
Нет, решать действительно взрослые вопросы ему не под силу: рожать второго ребенка или делать аборт, разводиться ли родителям, оформлять ли в банке кредит — не в его компетенции. Втягивание детей в обсуждение подобных проблем и наделение их тягостными регалиями взрослой жизни — такая же вредная крайность, как и пренебрежение их мнением и неуважение, лишающее их законного места в семейной системе. И то и другое может привести к неврозам.
Для демонстрации уважения ребенку достаточно будет придерживаться следующих рекомендаций психологов:
- Уважайте чувства и желания ребенка. Кроме принятия это означает отсутствие насмешек над детской влюбленностью, или желанием выглядеть красивой, или стремлением проявлять мужественность.
- Ошибочное родительское поведение дети сами успешно обнаруживают. Они дуются, замыкаются, обижаются, если видят насмешку над их внутренней жизнью или стремлениями быть взрослыми.
- Если вы не удержались и расстроили ребенка своей нечаянной насмешкой, серьезно извинитесь.
- Постарайтесь снизить количество понуканий, уточнений, поправок, коррекций поведения вашего ребенка. Постоянные просьбы и дополнительные требования к подросшему ребенку часто становятся неотъемлемой частью семейного общения. Как говорится, период невинности кончается с первым походом в школу, а там — уроки, кружки, дополнительные занятия, а еще надо помочь маме с братиком или хотя бы убрать в своей комнате. И очень скоро общение родителей с ребенком может превратиться в отношения наладчик — конвейер: вовремя подкрутить, подогнать, предупредить, подкорректировать. Как бы там ни было, такой ритм жизни во многом неизбежен, поэтому обязательно:
- К любым просьбам добавляйте слова «пожалуйста», «спасибо» и свои чувства и пожелания: «С ног валюсь, помоги, пожалуйста», «Боюсь, не успеем, будут ругать», «Пожалуйста, скорее».
Еще одно, возможно, самое главное:
Говорите с ребенком честно.
Именно честность является залогом вашей дружбы и знаком доверия и уважения к ребенку. Вместо того чтобы говорить: «Тебе это нужно», честнее будет сказать в некоторых ситуациях, что это нужно вам. Естественно, ребенок может и не согласиться разговаривать с бабушкой только потому, что вы его об этом просите, но он оценит вашу честность, если вы признаете, что это нужно в первую очередь вам, а не ему. И эта честность поможет вам сохранить доверительные отношения с ним, а также дать ему понять, что вы уважаете его желания и чувства. Манипуляция всегда унизительна. Так что вместо того чтобы выгонять из комнаты ребенка с криками: «У тебя куча игрушек, иди и займись чем-нибудь», лучше честно попросить: «Нам с папой надо серьезно поговорить, пойди пока к себе».
Потребность в положительных эмоциях
По-умному это можно назвать «потребность в эмоциональном насыщении». Ребёнку жизненно важны Ваши эмоции. Выражение любви на Вашем лице и в голосе. Для того, чтобы мозг ребёнка развивался, малыш учился всему тому, что пригодится ему в жизни, нужно много эндорфинов. Помогаем ребёнку вырабатывать эти гормоны радости именно мы, родители.
Первые полгода вообще ключевой Вашей задачей будет «улыбнуть ребёнка». Т.е. максимально насытить положительными эмоциями Ваш контакт. За первые 6 месяцев ребёнок накапливает багаж уверенности в своих силах, чтобы потом вместе с ползанием стартануть в исследовании мира.
Что делать:
- улыбаться при любом контакте. Стараемся делать это максимально искренне, если ресурсы на исходе, зовём того, кто может это осуществить.
- Следить за предпочтениями малыша и делать то, что ему нравится.
- Контейнировать эмоции. Читайте подборку книг для родителей и особенно Людмилу Петрановскую «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка».
Потребность в удовлетворении эстетического начала
Клинические наблюдения Маслоу привели его к выводу: потребность в удовлетворении эстетического начала у некоторых людей проявляется сильнее чем у других. Лишенные эстетических удовольствий, погруженные в мир уродливых вещей и грубых, невоспитанных людей, такие индивидуумы в буквальном смысле слова заболевают. Лучшим лекарством для них становится возможность вновь соприкоснуться с теми ценностями, которые им внутренне близки. Интересно, что эстетические потребности проявляются у практически каждого здорового ребенка.
Свидетельства существования эстетических потребностей можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества, начиная с его рождения. Этот вид потребностей тесно связан с когнитивными и конативными потребностями и неотделим от них. Внешне потребность в эстетическом удовлетворении может проявлять себя очень похоже – в стремлении к порядку, симметрии, законченности, структурированности, системности.
В своих крайних проявлениях эти потребности могут представлять для психиатра повод для беспокойства, поскольку: «… если мы видим, что человек вполне осознанно испытывает непреодолимое желание поправить картину, которая по его мнению висит не идеально ровно, то так ли однозначно можно интерпретировать эту его потребность? (А. Маслоу)».
Современная психология о потребностях
Системно-векторная психология (Юрий Бурлан) наиболее полно раскрывает понятие желаний каждого конкретного человека, дифференцируя психическое устройство человека на 8 мер – 8 векторов. Каждый из векторов может либо присутствовать у человека, либо отсутствовать, и этот индивидуальный набор векторов, проходя развитие (до пубертата включительно) и реализуясь, определяет индивидуальное психическое устройство.
Каждый вектор – это набор желаний (обеспеченных свойствами для их достижения), не пересекающихся ни с одним другим вектором. И каждый человек, в зависимости от своего векторального работа, обладает и соответствующими желаниями. Системно-векторная психология доказывает, что набор желаний каждого человека индивидуален и определяется его набором векторов, а также уровнем их развитости и реализации.
Системно-векторный подход впервые дает возможность определять потребности людей дифференцированно, в зависимости от их психического устройства.
Подробнее читайте здесь.
Удовлетворение базовой потребности ребенка в безопасности
Потребность в безопасности — это стремление к стабильности мира, постоянству, четким правилам. Это своеобразный аванс доверия миру.
Данная потребность формируется на первом году жизни ребенка. Малыш еще беспомощен и беззащитен, но постоянное присутствие мамы, повторение одних и тех же режимных моментов, окружение из одних и тех же предметов как будто обещают ему, что мир вполне предсказуем (так же, как предсказуемо все то, что его окружает в данный момент) — а значит, безопасен.
Кому-то такой запас безопасности необходим в большей, кому-то в меньшей мере, но именно он определяет степень доверия к миру и уровень тревоги ребенка.
Высокий уровень недоверия к миру могут спровоцировать ранняя разлука с матерью, стрессовое состояние мамы, ее неспособность обеспечить младенцу стабильную эмоциональную атмосферу. При этих неблагоприятных факторах у малыша повышается уровень внутренней тревожности, который может проявляться либо в виде страхов, либо в агрессивном поведении, в зависимости от темперамента ребенка. В школьном возрасте стабильность мира определяется уже не непосредственным присутствием мамы и папы, а скорее, стабильностью семейных устоев, традиций, правил, эмоционального фона. Это может в определенной степени компенсировать неудачный опыт раннего детства, если таковой имелся.
Потребность в уважении и признании
К числу основных потребностей ребенка дошкольного возраста относится желание ощущать себя самостоятельным существом. Упрямство и своеволие – обычные симптомы кризиса трех лет у детей. Именно в этом возрасте ребенок осознает себя как отдельную личность, оценивает границы собственной воли и желаний.
Также потребность в уважении остро осознается в подростковом возрасте. Детям в этот период просто необходимо, чтобы в них видели полноценных людей, и дали им право на собственные мысли и чувства. Дать ребенку право на собственные чувства – это значит не игнорировать его эмоции, не высмеивать и не уменьшать значимость его переживаний. Пусть с высоты опыта взрослого человека детские проблемы кажутся неважными, но для ребенка это не так. Если детские чувства подавляются или опошляются родителями, ребенок просто замыкается. В итоге поведение сына/дочери становиться или робким и неуверенным, или чрезмерно вызывающим, агрессивным. В обоих случаях эмоциональный контакт с ребенком и его доверие к нам теряется.
Ничто так не вредит самооценке, как чрезмерная и грубая критика. Если в негативных замечаниях по поводу поведения ребенка не улавливается и тени заботы о его чувствах, это заставляет подростка чувствовать себя так, как будто своими замечаниями родители пытаются подогнать его под некий идеализированный стандарт, угодный только им самим. Но ребенок – отдельная личность. Поэтому необходимо, чтобы взрослые считались с его желаниями так же, как и со своими собственными.
Предупреждение: ловушка стресса
Как только мы воспринимаем ситуацию как угрожающую – а это может быть спровоцировано мыслью «мой ребенок хочет меня тиранить» – наше тело выделяет гормоны стресса.
В этом состоянии мы лишены доступа к нашим творческим областям мозга. Мы автоматически возвращаемся к старым шаблонам.
То же самое и с нашим ребенком. Мы должны принять этот факт.
Что мы можем сделать, так это максимально снизить стресс.
Например, желательно как можно раньше прояснять возникающие конфликты потребностей, если ни одна из вовлеченных сторон серьезно не расстроена. До тех пор, пока в вашем распоряжении будет весь ваш сострадательный и творческий потенциал.
Может быть, в следующий раз вы объявите за обедом, что собираетесь привести в порядок кухню, организовать стирку, а затем обязательно немного отдохнуть. Тогда ваш ребенок будет понимать, что ваш отказ от ролевой игры – это то, о чем вы объявили заранее. Вы предупредили, что планируете отдых.
Вы также можете попытаться выявить мысли, которые вызывают у вас неоправданный стресс, и дистанцироваться от них. Поскольку зачастую это не так просто самостоятельно, это популярная тема на психологических тренингах для мам, где все учатся отслеживать такие убеждения.
Иногда вам может понадобиться подумать об этом с полным хладнокровием в тихую минуту после того, как конфликт уже обострился. Или вы можете обсудить ситуацию со своим мужем или подругой.
Физиологическая потребность ребенка в отдыхе
Другой физиологической потребностью ребенка, с которой борются некоторые родители, является потребность в отдыхе.
Стандарты деловой жизни мегаполисов, реклама, телевизионные передачи предлагают ребенку в качестве примеров для подражания активных, неусыпных, любознательных, энергичных людей с прекрасным чувством юмора, которые якобы составляют подавляющее большинство населения нашей планеты. В действительности, такие люди есть, их немало, но доля их в составе человеческой расы явно преувеличена. Заметьте, главные герои фильмов очень часто пренебрегают отдыхом ради увлекательных приключений и при этом выглядят на следующий день бодрыми и цветущими. Нормой нашего времени становится активная социальная жизнь вне дома. Школьники сплошь и рядом остаются на продленке до пяти, шести часов вечера, а в восемь могут еще посетить бассейн, и родители при этом чувствуют удовлетворение от выполненного родительского долга.
А оборотной стороной этой медали оказываются астения (хроническая усталость), апатия, отсутствие опыта жизни в кругу семьи.
Дорогие родители, все хорошо в меру! Многие дети уже после школьных уроков чувствуют усталость — и физическую, и психологическую. Это не признак лени, а проявление нормальной физиологической потребности н отдыхе, о которой в фильмах и в рекламе ничего не говорится или говорится крайне мало. Берегите своих детей!
Физические потребности ребенка не компенсируются и не замещаются. Ребенок не будет здоровее, если вместо отдыха ему предложить что-то узнать или чему-то научиться. Самым естественным признаком того, что ребенок справляется с нагрузками, будет его собственное желание посещать дополнительные занятия.
Потребность в признании
Некоторые родители признают ребенка только тогда , когда у него есть успех но не тогда когда его сопровождают неудачи .Признание создает здоровую атмосферу для развития веры в собственные силы .
Человек борется за
признание себя в обществе
.Ошибочное отношение к признанию может привести к мысли , что Бог ненавидит человека .
Как тело получает силы через правильное питание , так душа человека находит силы преимущественно в правильной самооценке .
В каких случаях ребенок ошущает недостаток признания .
-
Если ребенка постоянно критикуют , у него пробуждается неспособность к действию
-
Постоянное сравнение его с другими детьми ( рождает недостаток веры).
-
Если родители ожидают от него исполнения несбывшейся мечты .
-
Излишняя опека
Что могут сделать родители , чтобы ребенок ощущал себя признанным
-
Признавайте ребенка , как целостность и индивидуальность .
-
Помогите ребенку быть удовлетворенным своими достижениями .
-
Дайте ребенку понять ,что вы его любите и радуетесь ему – он желанный
-
Считайтесь с друзьями детей
-
Старайтесь реально относится к ребенку , не требуя невозможного , но и не недооценивая его
-
Умейте выслушать ребенка
-
Говорите с ребенком , как с человеком , который представляет ценность , не унижайте его словами .
-
Дайте ребенку развиваться в соответствии со способностями
Поддержка инициативы ребёнка
Это про то, что важно уметь видеть проявления воли (инициативы) ребёнка и помогать их реализовывать. Вот Вы уже 10 минут наблюдаете, как ваш малыш пытается перевернуться со спины на живот. Атмосфера накаляется, малыш начинает сокрушаться, что силёнок пока не хватает
Самое время Маме – самому первому и важному объекту привязанности, прийти на помощь. В ручку малыша она кладёт свой указательный палец, ладошку другой руки кладёт под стопы и помогает ребёнку совершить заветный поворот. Почувствуйте разницу! Она не берёт и не кладёт его на живот, она помогает сделать самому. И так во всем
Атмосфера накаляется, малыш начинает сокрушаться, что силёнок пока не хватает
Самое время Маме – самому первому и важному объекту привязанности, прийти на помощь. В ручку малыша она кладёт свой указательный палец, ладошку другой руки кладёт под стопы и помогает ребёнку совершить заветный поворот
Почувствуйте разницу! Она не берёт и не кладёт его на живот, она помогает сделать самому. И так во всем
Вот Вы уже 10 минут наблюдаете, как ваш малыш пытается перевернуться со спины на живот. Атмосфера накаляется, малыш начинает сокрушаться, что силёнок пока не хватает
Самое время Маме – самому первому и важному объекту привязанности, прийти на помощь. В ручку малыша она кладёт свой указательный палец, ладошку другой руки кладёт под стопы и помогает ребёнку совершить заветный поворот. Почувствуйте разницу! Она не берёт и не кладёт его на живот, она помогает сделать самому
И так во всем
Почувствуйте разницу! Она не берёт и не кладёт его на живот, она помогает сделать самому. И так во всем.
Важно уметь наблюдать за ребёнком, понимать его намерения. И в зависимости от тех правил, которые установлены в вашей семье, помогать реализовывать задуманное, либо ограничивать. Помним про контейнирование эмоций в этом случае
Помним про контейнирование эмоций в этом случае.
Общение с взрослым как главный фактор развития ребенка
Взрослые полностью обеспечивают жизнь ребенка. Они заботятся о нем, кормят и одевают, обучают необходимым навыкам, обеспечивают физическую безопасность, одаривают игрушками, рассказывают сказки и читают книжки… Вероятно, с такими функциями справился бы и высокоорганизованный робот. Но только человек способен в дополнение к заботе обеспечить ребенку общение, окрашенное эмоциями.
Только настоящие живые отношения ребенка и взрослого способны сформировать растущего человека как личность. Взаимодействие со старшими влияет на формирование познавательной сферы дошкольника, на становление его мировоззрения и социализацию, на развитие интересов и личностных качеств.
Психологическая наука выделяет два аспекта в общении дошкольника и взрослого:
- Общение со взрослым оказывает прямое влияние на развитие всех психических и личностных процессов ребенка.
- Взаимодействия и взаимоотношения обеспечивают развитие самого общения и дошкольника как субъекта коммуникации.
Потребность в общении является естественной потребностью, заложенной в природе человека. Уже в дошкольном возрасте общение выступает желанной доступной и посильной деятельностью для маленького человечка. И дети готовы общаться! Тянутся к старшим, взаимодействуют со сверстниками.
Детям невероятно притягателен мир взрослых. В этом мире много нового и любопытного для малыша, а взрослые так много всего знают и умеют. Каждому ребенку хочется быть как мама и папа, заниматься бытовыми делами вместе с ними, вести себя подобным образом. Поэтому в дошкольном возрасте так популярна сюжетно ролевая игра. Это только часть мотивов, побуждающих дошкольников взаимодействовать с окружающими.
Эми Чуа
«Боевой гимн матери-тигрицы»
Эта скандальная автобиографическая история американки китайского происхождения. Эми Чуа откровенно рассказывает о своем материнском опыте: желая лучшего для своих детей, она пыталась подготовить их к жизни в непростом мире с помощью жесткого традиционного воспитания.
Немного фантазии, и можно представить похожую историю в отечественных декорациях. Детали могут отличаться, но суть та же: родитель принимает решения и воспитывает детей, руководствуясь собственными понятиями о благе, но это только отдаляет их друг от друга. При этом такому родителю может многое сойти с рук именно потому, что культура поддерживает его методы.
Книга вызвала противоречивые отклики от обвинений автора в жестокости по отношению к детям до поддержки и попыток повторить опыт Чуа. «Боевой гимн матери-тигрицы» стоит читать как минимум для того, чтобы составить собственное мнение: стремление родителей, озабоченных успешностью ребенка, воспитать его «как следует» — это помощь и подарок или вред? Правда, скорее всего, окажется где-то посередине.
Потребность во впечатлениях
Малышу крайне важно, чтобы Вы знакомили его с тем миром, в который он пришёл. Задействуйте все сенсорные каналы: аудиальный, визуальный, кинестетический, вкусовой, обонятельный. До 5 месяцев ребёнок особенно открыт к восприятию разнообразных стимулов
После 5-ти его начнут интересовать именно действия с предметами, их функции, а не только свойства
До 5 месяцев ребёнок особенно открыт к восприятию разнообразных стимулов. После 5-ти его начнут интересовать именно действия с предметами, их функции, а не только свойства.
Итак, что предстоит делать:
- петь песни, рассказывать стихи, играть на музыкальных инструментах (если умеете)
- показывать погремушки и давать им звучать
- гладить любимые ручки, ножки, попу и т.д., рассказывая про них
- давать понюхать что-нибудь вкусненькое и не очень
- давать облизывать то, что можно облизывать
и т.д.
Основные потребности детей разного возраста по Д. Эльконину
В отечественной психологии периодизацию основных потребностей детей разного возраста ввел Даниил Эльконин.
Младенчество (от рождения до 18 месяцев).
Главный вопрос развития — «Надежен ли мир?» Нетрудно догадаться, какие в это время царят потребности: физиологические и потребность в безопасности мира.
Раннее детство (от 18 месяцев до 3 лет).
Главный вопрос развития — «Я — хороший?» Вступают в силу потребность в любви и принятии.
Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет).
Главный вопрос развития — «Как много я могу сделать?» В этот период актуальна потребность в уважении и признании.
Школьный возраст (от 6 до 12 лет).
Главный вопрос развития — «Способен ли я?» Расцвет познавательных потребностей — самый благоприятный период для знакомства со школой.
Подростковый возраст (от 12 до 18 лет).
Главный вопрос развития — «Кто я есть?» Потребность в самоактуализации.
Без определенного возрастного адреса осталась только потребность в прекрасном. Это потребность не только детей разного возраста, но и взрослых, ею пронизана вся жизнь человека. Даже младенцы имеют, например, музыкальные предпочтения. Можно, конечно, объяснять это предпочтение привычкой к определенному звуковому ряду, но даже в этом случае нет причин сомневаться, что младенец действительно получает эстетическое удовольствие.
В понятии прекрасного часто присутствует момент привычности, узнаваемости, уместности в рамках культурно-временного пространства. Рубенсовские женщины сегодня не в моде, а полные гармонии и красоты танцы диких племен не столько услаждают взор, сколько пробуждают любопытство.
Знание основных периодов развития ребенка и соответствующих им доминирующих потребностей по возрастам очень важно, так как невероятно трудно, а порой просто невозможно компенсировать, например, базовую потребность в безопасности мира, если ребенок уже перешагнул период младенчества. Если базовая потребность не удовлетворена вовремя, она может стать причиной детской травмы, которая будет сказываться всю жизнь
Как говорится: «Дорога ложка к обеду». С другой стороны, часто мамы и папы стремятся обогнать природу и отдают пятилетнего ребенка в школу, хотя познавательная потребность в нем еще не проснулась, или стараются контролировать каждый шаг подростка, который уже давно вырос из потребности в базовой защите.
Актуализация (то есть доминирование) одной потребности не ведет к исчезновению других и не отменяет действия тех, что были актуализированы прежде. Человек всегда нуждается в защите, любви, уважении — и младенец, и подросток, и взрослый. Но в одну реку нельзя войти дважды, а потому с течением времени родители должны менять количество и выразительность своего внимания, контроля, защиты и проявлений любви. Пятнадцатилетнему подростку вряд ли будет приятно, что свои чувства вы будете выражать веселыми чмоканьями в живот и в попку, а шестилетнему малышу, безусловно, не пойдет на пользу ответственность за уборку в доме, за младшего братика и за обязательное наличие молока и масла в холодильнике. У каждой потребности — свой период расцвета. О секретах родительского мастерства в нелегком деле обеспечения потребностей развития детей или помощи ребенку в их удовлетворении и идет речь в этом материале.
Многие взрослые, к сожалению, основной своей задачей видят воспитание «смелого мальчика», «хорошей девочки», «скромной девочки» или «мальчика-лидера». Любые установки и рассуждения о том, каким должен быть ребенок, могут увести родителей от его «индивидуальной карты потребностей». Понять и принять ее в качестве опоры в формировании личности — единственно верное направление для родительских воспитательных усилий.
Теория Маслоу – кратко
Целью исследователя были основные стимулы и мотиваторы, понимание того, что является главной движущей силой и призывом к действию.Он высказал идею о том, что у каждого из нас есть условия для комфортной жизни, к ним мы стремимся и их добиваемся. Что-то для нас важнее, что-то значительно, но не первостепенно. На основании такого вывода психолог построил иерархию необходимых требований. В нее включены физиологические нужды, безопасность, желание любить и быть любимыми, уважение, статус и самореализация.
Если базовые стремления не удовлетворены, людям сложно думать о высших материях. Когда зарплаты не хватает на ежедневные расходы, вы работаете на износ и не спите ночами, чтобы закрыть ипотеку, вам некогда думать о саморазвитии, да и захотите вы этого вряд ли.
Определение термина
Данное психическое состояние говорит о желании, которое не нашло удовлетворение, поэтому образуются дискомфорт и напряжение. Такая нужда обуславливается отсутствием условий и средств для достижения поставленных целей – от базовых (питаться, получать тепло, продолжать род) до высоких, к примеру, самореализовываться. Такое ощущение регулирует весь человеческий организм
Очень важно понять свои цели, осознать их природу, а также найти пути их удовлетворения. Иначе они начинают действовать на нас подсознательно
Итак, все необходимости можно разделить на:
- Осознаваемые – их понимают, принимают, корректируют и сознательно превращают в цели, интересы.
- Неосознанные – не воспринимаются напрямую, поэтому актуализируются в эмоциональном плане.
Вне зависимости от того, какие потребности есть у человека, осознаются они им или нет, они решаются или замещаются – так работает психическая реакция, когда не получается добиться желаемого.
Представлю характерные черты данного состояния:
- отсутствие статичности;
- неустойчивость, склонность к изменениям;
- возможность появления новых на месте утраченных или реализованных;
- зависимость желаний от деятельности.
Данное состояние присуще каждому мужчине и женщине с момента рождения. Если для младенца существенно только получение тепла, непосредственная близость к матери и еда, то для развитого, взрослого члена общества имеют место быть более высокого уровня необходимости, в том числе самореализация.