Почему кризис становится острым?
Обострение взаимоотношений с ребенком может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, слишком сильного ограничения самостоятельности и личной инициативы малыша, частого и неадекватного применения запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к карапузу окружающих людей.
Несколько советов родителям капризного трехлетки:
Не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и, тем более, пытаться сломить его. Однако будьте достаточно тверды, чтобы не впасть в иную крайность вседозволенности
В «критической ситуации» старайтесь отвлечь внимание малыша на посторонние предметы и действия.
Не будьте излишне авторитарным, предоставьте малышу определенную свободу и право выбора.
Не забывайте хвалить детей за хорошее поведение и поощряйте их самостоятельность.
Старайтесь сохранять спокойствие даже в самой сложной ситуации, держите себя в руках. Кризис – это важная и необходимая стадия развития вашего ребенка, а не показатель его вредности или нелюбви к вам.
Используйте игру, чтобы обучить малыша навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Договоритесь с супругом/супругой о единой тактике воспитания. Если мама требует от ребенка одного, а папа – другого, то конфликты неизбежны.
Диагностика
Обычно кризис трехлетнего возраста проходит без врачебного вмешательства. Родители адекватно воспринимают поведенческие изменения своего малыша. Но если в кризисе 3 лет симптомы чрезмерно выражаются, то родители могут обратиться за помощью к детскому психологу, психиатру, неврологу.
Диагностика включает в себя такие методы работы:
- Беседу. Опрос, позволяющий выявить начало возникновения симптомов, частоту и их продолжительность.
- Наблюдение. Во время беседы специалист тщательно наблюдает за тем, как ведет себя ребенок. Более ярко симптомы проявляются во время случайного взаимодействия родителя и малыша.
- Осмотр. Если случаются припадки (истерика, судорога), невролог может проводить физический осмотр ребенка. Он оценивает степень его чувствительности, мышечный тонус, силу, рефлексы и координацию движений.
Кроме того, врач может провести дифференциальную диагностику на предмет наличия неврологического заболевания.
Боремся с капризами
Самая большая проблема в кризисе 3-х лет — это частые капризы и истерики маленьких упрямцев. Чтобы избежать истерик, капризов, с детьми следует заранее обговаривать ваши действия. Если вы идете за продуктами для ужина, это не означает, что вы обязаны купить новую игрушку. Поговорите с чадом, объясните — куда вы направляетесь, спросите его мнение.
Если у ребенка уже началась истерика, не переходите на крики и угрозы, сохраняйте спокойствие. Детишки любят устраивать истерики в людном месте, отведите капризное чадо в тихий уголок, где не будет зрителей. Не начинайте читать нотации и воспитывать детей в присутствии других людей. Лучше всего обнимите кроху. Расскажите своему чаду, как вы его любите, а также, как вас огорчает такое поведение непоседы.
Ни в коем случае не прибегайте к физическим, телесным видам наказания. Маленький человечек только озлобится, его упрямство может только возрасти. Кроха начнет бояться родителей. Никогда не оскорбляйте своего ребенка, не называйте его растяпой, хулиганом. Хвалите за все успехи. Не высмеивайте неудачи. В этом возрасте у многих деток появляются новые страхи, справиться с которыми кроха самостоятельно не сможет. Дети начинают бояться высоты, темноты, опасаться незнакомых людей и огромного пространства.
Как мы пережили кризис
Ольга, 28 летСын Макар, 4 года
Сынуля был непослушным с детства, но лет до 2 все ограничивалось отказами от супа и нежеланием убирать игрушки, по себе помню, что это нормально. А когда мы отдали его в садик, началось что-то невообразимое. Крики и истерики по утрам, воспитатели постоянно жаловались, что он не ходит играть, обижает других детей, совсем не ест. Мы тогда не на шутку перепугались и забрали Макара домой на несколько месяцев, я взяла отпуск, и мы с мужем по-очереди занимались дома, пытались понять, как преодолеть кризис. Конечно, сначала я ругалась, кричала, могла шлепнуть его, но вой становился только громче, и тогда мы решили действовать двумя способами — договор и игнорирование
Не обращать внимание на истерики получилось, Макар стал спокойнее, когда понял, что ничего не добьется таким способом, он сам стал идти на компромисс. В итоге через три месяца мы спокойно вернулись в садик, а к 4 годам даже капризы для нас стали редкостью
Как справиться с истерикой?
Дайте ребенку проявить самостоятельность
Никогда не делайте за него то, что он в состоянии сделать сам. При выборе одежды, досуга, меню обсуждайте возможные варианты вместе и учитывайте его мнение. Если требование абсурдно, невыполнимо, доступно объясните, почему это нельзя сделать.
Откажитесь от тотального контроля и позвольте ребенку делать свои ошибки. Мягко указывайте на них, покажите, как правильно, но все остальное он должен сделать сам.
Единые правила и запреты
Все взрослые, которые участвуют в воспитании ребенка, должны быть едины во мнениях и последовательны в соблюдении правил и запретов. Нельзя так нельзя. В крайнем случае, ищите компромиссный вариант, который устроит всех. Хорошо все продумайте и объясните их смысл малышу. На первое время создайте 5-6 запретов, которые легко запомнить и соблюдать.
Всегда предлагайте варианты
Например, сегодня вы собираетесь в детский сад, но брать с собой много игрушек нельзя. Нарастает бунт. Предложите ребенку выбрать: машинку, зайчика или мячик? Мнение ребенка учтено, игрушку взяли, проблема решена.
Не реагируйте на истерику
Лучший способ справиться с истерикой – сохранять олимпийское спокойствие и не обращать внимания. В этом случае ребенок «работает» на зрителя. Без лишних слов оставьте маленького актера одного в комнате, а сами займитесь другими делами. Без внимания он успокоится быстро. Опытные мамы советуют обустроить дома специальное место для истерик, например, кресло или что-то типа домика и не разрешать ребенку покидать его, пока он не успокоится.
Если истерика застала вас в общественном месте, срочно уводите ребенка из раздражающей обстановки, старайтесь переключить его внимание на что-то другое. Иногда помогает просто отойти в сторонку и сделать вид, что вы видите его в первый раз
Через пять минут ребенок успокоится сам.
Главное – не идите на поводу, не исполняйте моментально желание, например, не покупайте и не обещайте купить игрушку, из-за которой он плачет. Этим вы подпишите себе приговор. Единственный вывод, который сделает ребенок: истерикой можно добиться чего угодно.
Внимание! Нужно различать истерический плач и слезы от обиды. Если ребенка действительно обидели, и он нуждается в вашей защите, немедленно придите к нему на помощь
Проанализируйте свои отношения с ребенком и супругом
Может быть, действительно малыш недополучает внимания и ласки, а с его папой вы стали часто ссориться? Поговорите с супругом, работайте над своими отношениями. Попробуйте проводить больше времени все вместе, найдите позитивное и полезное занятие, которое объединит вас в дружную команду.
Станьте другом своему ребенку, когда он захочет поделиться с вами, внимательно слушайте, проявляйте интерес, задавайте вопросы.
Проверьте, не испытывает ли ребенок дискомфорт и как организован его досуг
Маленькие дети часто капризничают, когда слишком устали, голодны, испытывают жажду, хотят в туалет, но стесняются сказать об этом. Иногда плохое поведение объясняется тем, что ребенок боится нового места, чужих людей – нужно подготовить его заранее, объяснить, мама рядом, он будет в безопасности. Другой враг хорошего поведения – скука. Заполните день ребенка интересными развивающими занятиями, держите про запас несколько новых вариантов. В дорогу всегда берите мини-игры, книжку, любимую плюшевую обезьянку, небольшое лакомство и бутылочку воды.
Договаривайтесь с ребенком
Многие дети охотно идут на конструктивный диалог, когда видят, что вы настроены серьезно и готовы учитывать его мнение. Не хочет надевать теплую куртку? Сделайте отметку на термометре и договоритесь, что когда красный столбик будет ниже черты, куртка нужна обязательно, когда выше – можно выбрать что-то полегче. Или, например, ребенок делает все, что хочет в пятницу, но в другие дни недели ведет себя идеально. При таком раскладе каждый участник переговоров получает то, что ему нужно, и все довольны. Это лучше и эффективнее, чем ругань и шантаж.
Не теряйте времени! Если для чтобы успокоить трехлетнего ребенка, вам нужно только немного изменить отношения с ним, проявить больше внимания и участия, то с пятилетним дошкольником вы не справитесь без помощи специалистов.
Признаки
Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.
Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».
Негативизм — «Делаю назло!»
Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.
Строптивость — «Не хочу подчиняться!»
В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.
Упрямство — «Я так решил!»
«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.
Бунт (протест) — «Мне всё надоело!»
Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.
Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»
Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).
Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»
Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.
Своеволие — «Я могу сам!»
Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.
Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:
- отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
- жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
- вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
- ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
- необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.
Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.
Итак, что же известно о кризисе трех лет?
Известны его симптомы. Их иногда называют «семизвездие кризиса трех лет».
Негативизм.
Вы видите, что малыш очень хочет почитать книжку, но вдруг швыряет ее. Он мечтает пойти погулять, но наотрез отказывается. Делает все ровно наоборот и противоречит взрослым. Ребенок негативно реагирует не на предложение, ведь подчас оно так соблазнительно, а на самого взрослого. Поверьте: крохе и самому несладко, но он ничего с собой поделать не может.
Упрямство.
Ребенок упрямится «из принципа». Он настаивает на чем-то не потому, что ему этого действительно хочется, а потому, что он уже это потребовал и менять свое решение не желает. Возможно, он рад бы уже согласиться с вами и надеть любую шапку, чтобы пойти гулять, но не может.
Строптивость.
Чадо постоянно недовольно. Причем всем! И игрушками, и едой, и одеждой. Он протестует против привычного образа жизни, норм воспитания — в общем, против всего.
Своеволие.
Это прекрасный симптом. Ребенок пытается все делать сам! Одеваться, кушать, а еще — мыть пол, чинить телевизор и управляться с компьютером. В итоге гипертрофированная самостоятельность, не соответствующая реальным возможностям ребенка, приводит к постоянным конфликтам не только с родителями, но и со всеми окружающими. Малышу очень плохо от того, что у него что-то не получается: он так громко кричал «Я все сделаю сам!», но не справился.
Протест-бунт.
Как охарактеризовал это психолог Л. С. Выготский, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Очень точное определение.
Обесценивание.
Прежде любимые игрушки становятся не нужны и нелюбимы, бабушка из разряда «лучшей на свете» перекочевывает в отряд вредных, родители кажутся злыми, а с языка трехлетки срываются ругательства и обзывательства. Он обесценивает принятые в семье нормы поведения и все свои привязанности. Но не идите у него на поводу, не выбрасывайте плюшевого мишку, с которым он спал с рождения. Он о нем еще вспомнит.
Деспотизм.
Представьте, что в вашей семье поселился маленький тиран. Он требует повиновения во всем, все ему должны и обязаны. А уж если в семье подрастает не один, а два-три ребенка, берегитесь: таких сцен ревности вы еще не видели ни в одной мыльной опере.
Утешает то, что в жизни редко встречаются одновременно все семь перечисленных симптомов. Но несколько из них в той или иной степени выражены у каждого малыша, вступившего в пору кризиса. И что же хорошего в этом может быть, логично спросите вы?
Объясняем: кризис трех лет ведет ребенка на новый уровень. И лишь от родителей зависит, успешно ли маленький открыватель своих новых способностей преодолеет его, повзрослеет или останется маленьким упрямым тираном.
Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме поведения».
Дайте ребёнку возможность решать
Делать что хочется — важная потребность для трёхлетних детей.
Родители помогают малышу развиваться, когда разрешают есть макароны вместо супа и прыгать по лужам. Каждое действие для ребёнка — новый опыт.
В будущем взрослый, которому в детстве разрешали поступать так, как он хочет, быстрее уйдёт с нелюбимой работы или вовремя выйдет из отношений, в которых ему плохо. И наоборот. Когда ребёнку говорят «Нельзя! Положи! Иди сюда!», он вырастает удобным. Уже взрослый человек боится не угодить коллегам, начальству, знакомым или партнёру. Сказать «нет» для него становится подвигом.
Конечно, разрешать всё подряд нельзя. Выбегать на дорогу, кататься по перилам, вставлять пальцы в розетку — это должно быть под строгим запретом. Как бы ребёнок ни кричал, такие действия запрещены.
Что со всем этим делать?
Сохраняйте спокойствие! Чем больше вы ругаетесь и распаляетесь, тем интереснее ребенку вас раздражать. Но если нет реакции — нет и желания закатывать истерику.
Начните поощрять самостоятельность ребенка. Не одергивайте его, а подсказывайте, как сделать правильно и хорошо. Ему это действительно необходимо. Вспомните метод Монтессори и предоставьте крохе действовать самому, пока он не попросит у вас помощи. И не пытайтесь контролировать его действия. Ваша задача — обезопасить малыша, чтобы он ни делал, и похвалить.
Ругайте только за провинность, за действительно неправильный поступок и ни в коем случае не критикуйте личность ребенка. Забудьте о фразах «Ты плохой», «Ты жадный» и подобных. Лучше сказать: мне не нравится такое поведение. Или спросить у него самого: ты уверен, что поступаешь правильно?
Наделите ребенка некоторой властью, дайте ему право выбора
Трехлетке очень важно чувствовать, что с его мнением считаются. Пусть он сам решит, какой суп будет на обед, сколько ложек каши он съест на ужин и какой мультфильм посмотрит после завтрака
Принцип таков: взрослые решают, между чем и чем будет выбирать ребенок. Но право сделать выбор остается за малышом. Не говорите маленькому упрямцу: сейчас же иди есть! Спрашивайте его: ты будешь есть сейчас или через пять минут?
Учите ребенка говорить о своих чувствах, обсуждайте с ним, почему произошел тот или иной конфликт с вами или между ним и мальчиком на площадке. А главное — помогите ребенку найти выход из ситуации и обсудите, что можно сделать, чтобы такое больше не повторилось.
И самое важное: не переставайте любить своего непослушного, капризного, требовательного непоседу. И постоянно напоминайте ему, что вы его любите
Пройдет пара месяцев — и все образуется. А пока что — спокойствие, только спокойствие!
Факторы, влияющие на развитие кризиса
Как правило, у нормально развивающихся детей перестройка психики и адаптация к новым социальным условиям занимает от трёх месяцев до года. К 3,5—4 годам дошкольник в достаточной мере осваивает новые социальные и бытовые навыки. Но существует ряд факторов, некоторые из которых могут существенно смягчить и уменьшить время существования кризисных проявлений:
- Близкие, доверительные отношения между матерью и ребёнком.
- Единая линия воспитания и поведения всех взрослых членов семьи.
- Осознание взрослыми необходимости удовлетворять естественные и разумные детские желания.
Факторы, усугубляющие кризисные проявления:
- Авторитарная форма семейного воспитания.
- Потакание всем капризам малыша.
- Отсутствие единой линии поведения и воспитания среди взрослых членов семьи.
- Напряжённые семейные отношения.
- Недостаток внимания из-за занятости родителей, безразличия или появления в семье младшего ребёнка.
- Совпадение пика кризисных проявлений и адаптации к детскому саду.
На глубину кризиса влияют и другие факторы:
- тип характера маленькой личности (у легко возбудимых, энергичных детей симптомы кризиса проявляются острее);
- острота симптомов зависит от пола малыша (у девочек наиболее остро проявляется капризность, а мальчики сильнее упрямятся);
- внешние и внутренние факторы (заболевания, переутомление, перевозбуждение, погодные условия).
Кризис трёх лет: правила для родителей
Прежде всего, маме и папе необходимо понять, что подобные особенности поведения ребёнка – не дурная наследственность или врождённая вредность. Маленький человечек подрастает и стремится к большей независимости, значит, нужно выстраивать с ним совершенно другой формат отношений.
Правильное понимание значения кризиса трёх лет важно ещё и потому, что в этом возрасте малыш принимает своё «Я», у него формируется первоначальная самооценка, то есть зарождается детская личность. Чтобы максимально сгладить выраженность негативных проявлений кризисного периода, взрослым следует прислушаться к нескольким рекомендациям специалистов:
Чтобы максимально сгладить выраженность негативных проявлений кризисного периода, взрослым следует прислушаться к нескольким рекомендациям специалистов:
- Дайте ребёнку большую самостоятельность. Например, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей. В три года мальчику и девочке можно доверить мытьё посуды (пластиковой), уборку, раскладывание салфеток и пр. Исключение касается только потенциально опасных занятий – работы с электрическими приборами.
- Сохраняйте спокойствие. Чрезмерно эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участит истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики и слёзы, малыш понимает, что его манипулирование не приводит к нужному результату. В результате поведение стабилизируется.
- Снизьте количество запретов. Нет нужды окружать своё чадо многочисленными ограничениями, которые только злят его. Озвучьте по-настоящему важные правила, касающиеся безопасности и социальных норм, которые нарушать категорически запрещено. А в мелочах можно и нужно уступать.
- Позвольте ребёнку выбирать. Чтобы избежать конфликта, можно немного схитрить, предложив малышу выбрать из нескольких вариантов. К примеру, спросите у дочки, в каком платьишке она пойдёт в садик: зелёном или голубом.
Малыш в три года не всегда идёт наперекор родителям, особенно если его не заставляют, а просят. Мудрые родители не тащат сопротивляющегося ребёнка через дорогу, а просят его взять себя за ручку и перевести на другую сторону проезжей части.
Профессиональная помощь
Если родители не в состоянии самостоятельно справиться с проявлениями кризиса, следует обратиться за помощью к профильному специалисту. Для начала это может быть детский психолог. Какие тревожные признаки указывают на такую необходимость:
- страх самостоятельности и отказ от неё;
- отстранённость от родителей;
- склонность к садизму;
- слишком частые и длительные истерики;
- эмоционально-поведенческие отклонения, характерные для кризиса 3 лет, сказываются на физическом состоянии.
При интенсивных, часто повторяющихся гипобулических припадках (истериках или судорогах) ребёнок направляется к неврологу, который проводит физическое обследование. Он оценивает рефлексы, чувствительность, координацию, мышечную силу и тонус. Это необходимо для дифференциальной диагностики кризиса с неврологическими заболеваниями.
Если диагностируется неврологическое или психическое расстройство, назначается курс лечения с приёмом детских успокоительных препаратов и прочими методиками терапии. При их отсутствии реализуется психокоррекционная программа по преодолению кризиса. Она обычно состоит из следующих этапов:
- Работа с родителями: объяснение им сути кризиса 3 лет и рекомендации, как себя вести.
- Работа с факторами, усугубляющими и облегчающими кризис. Первые по возможности устраняются, на вторых делается акцент.
- Работа непосредственно с ребёнком. Это могут быть сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, изотерапия, символдрама, ролевые игры и т. д.
Обычно дело ограничивается 5-6 сеансами, в результате которых ребёнок становится более спокойным, а родители приобретают знания, как правильно себя вести в критических ситуациях.
Причины возникновения
Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.
Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.
Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.
Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.
Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.
Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.
Психологическая картина кризиса трёх лет
Кризис трёх лет не имеет чётких границ начала и окончания. Примерные временные рамки появления симптомов — это 2-3,5 года. О приближение кризиса может рассказать острая заинтересованность ребёнка самим собой. Он рассматривает себя в зеркале, наблюдает за своей тенью, озадачиваться внешним видом и тем, как выглядит в глазах других людей. В этот период многие дети начинают остро реагировать на неудачу: швыряют игрушки и предметы, бьют себя и близких взрослых.
Кризис трёх лет часто проявляется в демонстративном поведении ребенка. Недовольство он выражает истериками и капризами. Такая реакция может быть на любое ранее привычное действие родителей. На все вопросы и предложения взрослого у малыша один ответ – «нет!». Однако такое поведение ребёнка считается нормой для данного возраста. И это необходимо понять и принять.
Для кризиса трёх лет характерна чёткая специфическая симптоматика, которая называется «семизвездием кризиса трёх лет», поскольку эти симптомы проявляются ярко и в совокупности.
Негативизм
Негативизим – наиболее очевидный симптом данного кризиса. Это реакция не на содержание предложения, а на то, что оно идёт от взрослого. Особенно если это предложение сделано в авторитарном тоне. Ребёнок специально не выполняет просьбы родителей. Он стремиться сделать всё наоборот, наперекор взрослому, даже вопреки своим желаниям.
Упрямство
Упрямство проявляется в настаивании ребёнка на своём. Переубедить его невозможно. Он так решил и других вариантов он не приемлет.
Строптивость
Выражается в недовольстве всем, что предлагают ему взрослые, с чем ребёнок имел дело раньше. Это реакция не на конкретного человека, а в целом непринятие сложившихся правил поведения в семье, режима дня и прочих условий.
Своеволие
Заключается в стремлении к самостоятельности. Психологи часто называют этот этап в развитии кризисом «Я сам!». Ребёнок хочет сам решать, куда ему идти, что есть на обед, когда укладываться спать, в какую игру поиграть. Это стремление он подкрепляет словесно. Самая популярная фраза этого возраста: «Я сам!». Сама по себе тенденция к самостоятельности – признак адекватного возрасту развития. Таким образом ребёнок проверяет свои возможности, удовлетворяет потребность в познании.
Протест-бунт
Проявляется в виде частых ссор с родителями. Ребёнок возражает против всего, что ему говорят взрослые. Малыш хочет, чтобы его желания и мнение воспринимали всерьёз. Если этого нет, начинается конфликт, который может быть спровоцирован абсолютно любой ситуацией.
Обесценивание
Обесценивание, как симптом кризиса, выражается в речи ребёнка и его действиях по отношению к значимым взрослым и любимым вещам. Все, что было интересно и дорого ребёнку раньше, в этот период жизни теряет свою значимость и ценность. В лексиконе малыша могут появиться ругательные слова, которыми он начинает обзывать родителей. Некоторые малыши проявляют физическую агрессию к маме или папе, отказываются от любимых игрушек или ломают их.
Деспотизм
Малыш считает себя в семье самым главным и стремится полностью управлять родителями. Он добивается выполнения своих требований любыми способами. Если мама занята домашними делами, она должна всё бросить и просто сидеть рядом
Если она не выполняет требований малыша, он пускает в ход весь свой арсенал: начинает хныкать, вредничать, разбрасывать вещи по дому, то есть делать всё, чтобы привлечь внимание матери. В семьях, где несколько детей, этот симптом называется симптомом ревности, который проявляется капризами, агрессией, направленной на брата (сестру) и родителей. Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей
Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам
Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей. Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам.
Работать с собой, а не с ребенком
Если говорить откровенно, первое время я часто попадала в какую-то ловушку: знала, что так проявляется тот самый пресловутый кризис, что это очередной этап роста Киры, но не понимала, как мне выдерживать все эти истерики, как справляться и что делать с дочкой.
Ответ пришел на консультациях со специалистом по детско-родительским отношениям и с семейным психологом, к которым я обращалась за помощью
Оказалось, все просто и сложно одновременно: чтобы помочь ребенку, как модно сейчас говорить, экологично прожить кризисный период, мне (и мужу, конечно) важно было работать не с Кирой, а с собой
Нам, родителям, предстояло научиться в первую очередь справляться с собственными эмоциями злости, стыда, отчаяния и прочими чувствами в моменты Кириных истерик. Потому что мы – большие, а она – маленькая. Потому что мы знаем как, а она не знает. Потому что взрослые – мы, а ребенок – она.
Что же случилось?
Почему из милого, послушного малыша кроха превратился в упрямого грубияна? «Это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Эти симптомы указывают на возросшую активность и самостоятельность, они вращаются вокруг оси «Я» и окружающих ребенка людей – изменяются отношения и к этим людям, и к собственной личности. Происходит скачок в направлении социального отделения от близких взрослых», — объясняет Л. С. Выготский. Психолог никогда не был солидарен с западноевропейскими авторами, видевшими в кризисе 3-х лет попытку ребенка отстраниться от взрослых и порвать прежние социальные связи. Он полагал, что все дело в стремлении маленького члена семьи построить новое взамен устаревшего. Если раньше ваше чадо, в основном, было занято манипуляциями с предметами и игрушками, то теперь вдруг обнаруживает, что он может действовать самостоятельно, что имеет собственное «Я» и живет в мире других людей. Такое положение вещей для него в новинку, проверенной схемы действий еще нет, вот и приходится малышу выстраивать все с нуля, искать свое место в структуре семьи, «прощупывать» взрослых на прочность, определять границы дозволенного и пределы собственных возможностей. Помочь преодолеть трудности может «обыкновенная» ролевая игра – безопасное отражение реальной жизни. Запаситесь игрушками и покажите сыну или дочке как строятся отношения между людьми на их примере.
Другой видный специалист, Д. Б. Эльконин, называл перемены 3 лет именно «кризисом отношений»
Действительно, если обратить внимание на «семизвездие» симптомов, то можно заметить: бунт ребенка определяется не конкретным содержанием ситуации, а отношениями, которые ее наполняют. Поступки малыша теперь как никогда связаны с характером его взаимодействий со взрослым
В зависимости от типа социальных контактов, карапуз сам выбирает, кому подчиняться, а кого дразнить.
Как распознать кризис 3 лет?
Это происходит со всеми: послушный малыш, который капризничал только в исключительных случаях, к 3 годам превращается в упрямого ослика. Каждый день родители слышат рыдания по самым неожиданным поводам: нельзя достать луну с неба, налили попить в новую чашку, не дали надеть шапку в тридцатиградусную жару. На все предложения и увещевания ребенок кричит: «Я сам!», — а еще чаще — просто «Нет!». Очень популярны ультиматумы в духе «Не буду! Не есть! Не кашу!».
Не паникуйте: все это не означает, что вы избаловали и испортили малыша. Он бунтует и закатывает истерики вовсе не для того, чтобы разозлить родителей, — пока это единственный доступный ему способ заявить о себе и своих потребностях. Кризис 3 лет знаменует новый этап в развитии ребенка, и, когда этот сложный период закончится, он станет еще более самостоятельным, рассудительным и разумным. Сейчас он проверяет границы допустимого, и для ребенка важнее всего знать, что вы любите и принимаете его таким, какой он есть. Малыш взрослеет, и в период кризиса вам нужно будет построить с ним новые отношения, основанные на большей свободе и равноправии. Для того чтобы грамотно помочь ему (и самим себе!), стоит больше узнать о возрастной психологии.