Какие потребности есть у моего ребёнка: психотерапевт клаус грейс

Основные потребности детей разного возраста по Д. Эльконину

В отечественной психологии периодизацию основных потребностей детей разного возраста ввел Даниил Эльконин.

Младенчество (от рождения до 18 месяцев).

Главный вопрос развития — «Надежен ли мир?» Нетрудно догадаться, какие в это время царят потребности: физиологические и потребность в безопасности мира.

Раннее детство (от 18 месяцев до 3 лет).

Главный вопрос развития — «Я — хороший?» Вступают в силу потребность в любви и принятии.

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет).

Главный вопрос развития — «Как много я могу сделать?» В этот период актуальна потребность в уважении и признании.

Школьный возраст (от 6 до 12 лет).

Главный вопрос развития — «Способен ли я?» Расцвет познавательных потребностей — самый благоприятный период для знакомства со школой.

Подростковый возраст (от 12 до 18 лет).

Главный вопрос развития — «Кто я есть?» Потребность в самоактуализации.

Без определенного возрастного адреса осталась только потребность в прекрасном. Это потребность не только детей разного возраста, но и взрослых, ею пронизана вся жизнь человека. Даже младенцы имеют, например, музыкальные предпочтения. Можно, конечно, объяснять это предпочтение привычкой к определенному звуковому ряду, но даже в этом случае нет причин сомневаться, что младенец действительно получает эстетическое удовольствие.

В понятии прекрасного часто присутствует момент привычности, узнаваемости, уместности в рамках культурно-временного пространства. Рубенсовские женщины сегодня не в моде, а полные гармонии и красоты танцы диких племен не столько услаждают взор, сколько пробуждают любопытство.

Знание основных периодов развития ребенка и соответствующих им доминирующих потребностей по возрастам очень важно, так как невероятно трудно, а порой просто невозможно компенсировать, например, базовую потребность в безопасности мира, если ребенок уже перешагнул период младенчества. Если базовая потребность не удовлетворена вовремя, она может стать причиной детской травмы, которая будет сказываться всю жизнь

Как говорится: «Дорога ложка к обеду». С другой стороны, часто мамы и папы стремятся обогнать природу и отдают пятилетнего ребенка в школу, хотя познавательная потребность в нем еще не проснулась, или стараются контролировать каждый шаг подростка, который уже давно вырос из потребности в базовой защите.

Актуализация (то есть доминирование) одной потребности не ведет к исчезновению других и не отменяет действия тех, что были актуализированы прежде. Человек всегда нуждается в защите, любви, уважении — и младенец, и подросток, и взрослый. Но в одну реку нельзя войти дважды, а потому с течением времени родители должны менять количество и выразительность своего внимания, контроля, защиты и проявлений любви. Пятнадцатилетнему подростку вряд ли будет приятно, что свои чувства вы будете выражать веселыми чмоканьями в живот и в попку, а шестилетнему малышу, безусловно, не пойдет на пользу ответственность за уборку в доме, за младшего братика и за обязательное наличие молока и масла в холодильнике. У каждой потребности — свой период расцвета. О секретах родительского мастерства в нелегком деле обеспечения потребностей развития детей или помощи ребенку в их удовлетворении и идет речь в этом материале.

Многие взрослые, к сожалению, основной своей задачей видят воспитание «смелого мальчика», «хорошей девочки», «скромной девочки» или «мальчика-лидера». Любые установки и рассуждения о том, каким должен быть ребенок, могут увести родителей от его «индивидуальной карты потребностей». Понять и принять ее в качестве опоры в формировании личности — единственно верное направление для родительских воспитательных усилий.

Потребность в общении

«Человеческий детёныш» — существо социальное

Я намеренно цитирую фразу из «Маугли», чтобы у вас в голове развернулся пример важности общения ребёнка с близкими ему людьми. Поскольку ребёнок – человек, ему требуется взаимодействие, общение с самого рождения, наряду с удовлетворением физиологических потребностей

Наши отечественные психологи впереди планеты всей. Изучили и рассказали, что же нужно делать.

Первые полгода самое важное для ребёнка – эмоционально–личностное общение. Те самые улыбки, о которых я уже писала

Слова мамы о том, какой он замечательный, умный, красивый, здоровый, обаятельный, очаровательный. Просьба продолжить список и накопать не менее 50 эпитетов. Как всем повезло, что он или она пришёл в нашу семью.

Насытившись этим в первые 6 месяцев, малыш с лёгкостью перейдёт на следующую стадию – ситуативно-делового общения. Где родитель уже будет выступать проводником в мир. Показывать и рассказывать, что можно сделать с предметами, быть образцом для подражания в социальных контактах и т.д. Успех во втором полугодии и далее в жизни гарантирован хорошим прохождением первого полугодия. Поэтому, дорогие родители, «залюбить» малыша в первые 6 месяцев нельзя. Делайте это от души, не стесняясь.

Итак, что делаем:

эмоционально-личностное общение (первые полгода), ситуативно – деловое – вторые полгода
комментирующая речь (по принципу чукчи, что видите, то и поёте

Это важно для формирования речи и снижения уровня тревоги малыша в незнакомом пока для него мире)
тактильный контакт (опять же особенно важен для деток первого года жизни, ну а уж если ваш – кинестетик, то и всю жизнь)

Потребность в общении

«Человеческий детёныш» — существо социальное

Я намеренно цитирую фразу из «Маугли», чтобы у вас в голове развернулся пример важности общения ребёнка с близкими ему людьми. Поскольку ребёнок – человек, ему требуется взаимодействие, общение с самого рождения, наряду с удовлетворением физиологических потребностей. Наши отечественные психологи впереди планеты всей

Изучили и рассказали, что же нужно делать

Наши отечественные психологи впереди планеты всей. Изучили и рассказали, что же нужно делать.

Первые полгода самое важное для ребёнка – эмоционально–личностное общение. Те самые улыбки, о которых я уже писала. Слова мамы о том, какой он замечательный, умный, красивый, здоровый, обаятельный, очаровательный

Просьба продолжить список и накопать не менее 50 эпитетов. Как всем повезло, что он или она пришёл в нашу семью

Слова мамы о том, какой он замечательный, умный, красивый, здоровый, обаятельный, очаровательный. Просьба продолжить список и накопать не менее 50 эпитетов. Как всем повезло, что он или она пришёл в нашу семью.

Насытившись этим в первые 6 месяцев, малыш с лёгкостью перейдёт на следующую стадию – ситуативно-делового общения. Где родитель уже будет выступать проводником в мир. Показывать и рассказывать, что можно сделать с предметами, быть образцом для подражания в социальных контактах и т.д. Успех во втором полугодии и далее в жизни гарантирован хорошим прохождением первого полугодия. Поэтому, дорогие родители, «залюбить» малыша в первые 6 месяцев нельзя. Делайте это от души, не стесняясь.

Итак, что делаем:

эмоционально-личностное общение (первые полгода), ситуативно – деловое – вторые полгода
комментирующая речь (по принципу чукчи, что видите, то и поёте

Это важно для формирования речи и снижения уровня тревоги малыша в незнакомом пока для него мире)
тактильный контакт (опять же особенно важен для деток первого года жизни, ну а уж если ваш – кинестетик, то и всю жизнь)

Потребность во впечатлениях

Малышу крайне важно, чтобы Вы знакомили его с тем миром, в который он пришёл. Задействуйте все сенсорные каналы: аудиальный, визуальный, кинестетический, вкусовой, обонятельный. До 5 месяцев ребёнок особенно открыт к восприятию разнообразных стимулов

После 5-ти его начнут интересовать именно действия с предметами, их функции, а не только свойства

До 5 месяцев ребёнок особенно открыт к восприятию разнообразных стимулов. После 5-ти его начнут интересовать именно действия с предметами, их функции, а не только свойства.

Итак, что предстоит делать:

  • петь песни, рассказывать стихи, играть на музыкальных инструментах (если умеете)
  • показывать погремушки и давать им звучать
  • гладить любимые ручки, ножки, попу и т.д., рассказывая про них
  • давать понюхать что-нибудь вкусненькое и не очень
  • давать облизывать то, что можно облизывать

и т.д.

Удовлетворение базовой потребности ребенка в безопасности

Потребность в безопасности — это стремление к стабильности мира, постоянству, четким правилам. Это своеобразный аванс доверия миру.

Данная потребность формируется на первом году жизни ребенка. Малыш еще беспомощен и беззащитен, но постоянное присутствие мамы, повторение одних и тех же режимных моментов, окружение из одних и тех же предметов как будто обещают ему, что мир вполне предсказуем (так же, как предсказуемо все то, что его окружает в данный момент) — а значит, безопасен.

Кому-то такой запас безопасности необходим в большей, кому-то в меньшей мере, но именно он определяет степень доверия к миру и уровень тревоги ребенка.

Высокий уровень недоверия к миру могут спровоцировать ранняя разлука с матерью, стрессовое состояние мамы, ее неспособность обеспечить младенцу стабильную эмоциональную атмосферу. При этих неблагоприятных факторах у малыша повышается уровень внутренней тревожности, который может проявляться либо в виде страхов, либо в агрессивном поведении, в зависимости от темперамента ребенка. В школьном возрасте стабильность мира определяется уже не непосредственным присутствием мамы и папы, а скорее, стабильностью семейных устоев, традиций, правил, эмоционального фона. Это может в определенной степени компенсировать неудачный опыт раннего детства, если таковой имелся.

Мотивация достижения

Не последнюю роль в развитии мотивационной сферы ребенка в возрасте от двух до шести лет играет развитие мотивации достижения.

Так сама мотивация начинает развиваться еще на предыдущей стадии онтогенеза (а именно в возрасте до двух лет), и именно в этом возрасте становиться наиболее явной, и ярко выраженной, что также наносит свой отпечаток на общую психическую умственную и физическую деятельность ребенка, влияет на его потребности, и на развитие тех или иных кризисов.

При этом отдельного упоминания стоит и то, что заложенные в этом возрасте истинно мотивационные формы поведения, зачастую закрепляются и определяют поведение ребенка на долгие годы вперед.

Если верить теории известного психолога Макклелланда, то мотив достижения развивается исключительно из растущих потребностей и ожиданий ребенка. Так, когда ребенок входит в новую, иную ситуацию, где нужно, что либо решить, у него появляется мотив достижения цели, что обуславливает не только мотивационная, но и когнитивная вместе с эмоциональной сферой.

Словарик статьи: лонгитюдное исследование – длительное и систематическое изучение одной группы испытуемых, который позволяет определить индивидуальную изменчивость, а также влияние тех или иных факторов в том или ином возрасте.

  • Экспектация – совокупность всех ожиданий и требований относительно исполнения индивидом своей социальной роли;
  • Атрибуция – предписывание тех или иных характеристик человеку в обществе.

Как показывают лонгитюдное исследования, в возрасте от двух до шести лет, ребенок еще не обладает никакими экспектациями относительно способностей для решения той или иной задачи.
Что это означает? Это означает, что если головоломка достаточно простая, то со временем у ребенка разовьется чувство удовлетворения, и радости от решения подобных головоломок, также со временем у него разовьется навык к решению таких головоломок, и он может совершенствоваться в этом деле.

Если же головоломка изначально была чрезмерно сложна для ребенка, то у него не разовьется экспатаций относительно решения данной конкретной головоломки, а скорее возникнет желание избежать неудачи. Что вызовет соответственное избегание таких задач, а также яркий негативизм.

Поэтому если родители грамотно подходят к развитию ребенка они должны следовать принципу: от простого к сложному, давая в начале остаточно просты для решения задачи, и очень постепенно и неспешно поднимать сложность задач. Таким образов, развив соответствующие экспатаций и мотивы для решения задач ребенка, можно развить у него любой навык, при этом возраст от двух до шести лет, является самым благоприятным для развития тех или иных навыков. Так именно в этом возрасте можно сделать из ребенка настоящего гения в той или иной сфере деятельности.

Со временем, также благодаря усилию родителей, а также собственному физическому и психическому развитию, ребенок способен дифференцировать задачи по сложности, и появляется возможность выводить самостоятельно достигнутый результат из глобальной атрибуции. Именно это является основной предпосылкой к импульсу развития мотивационной сферы деятельности.

Так, детям давали три задачи на выбор: легкую (с которой справилось наибольшее количество сверстников), среднюю (средний показатель справился с решением этой задачи), и сложную (практически нерешаемую задачу).

Так вот, в возрасте от четырех до 6 лет, дети выбирали зачастую легкую задачу. А дети более старшего возраста (7-11 лет) выбирали зачастую среднюю сложность. И только индивиды, у которых развивали с детства мотивационные предпосылки к решению сложных задач, выбирали сложную задачу.

Из этого всего следует то, что главным аспектом для формирования мотива достижения – является наличие у него к способности и оценке собственных физических, психических, и умственных возможностей.

Ведь ребенок зачастую предпочитает решать задачу, с типом которых он уже сталкивался. При этом в виду более активной деятельности, ребенок все точнее и точнее способен оценить все факторы возможности своего успеха, благодаря все большему и большему опыту.

Потребность в саморазвитии

Каждый человек с рождения обладает уникальными способностями и талантами. Выявить их – не значит найти то, в чем ребенок самый лучший. Для развития настоящего дарования мало тяжелого и кропотливого труда – энтузиазм в работе так же необходим. Чтобы потребность ребенка в росте была реализована, необходимо поддерживать его естественные интересы к любым занятиям: и к тем, в которых он силен, и даже, на первый взгляд, к бесполезным занятиям. Родители часто неосознанно, а порой и вполне понимая, что делают, пытаются реализовать с помощью детей свои собственные амбиции. Но ребенок не приходит в этот мир, чтобы потешить эго родителей. Он рождается, чтобы быть счастливым, реализуя свои собственные цели и мечты. И только самостоятельно ставя перед собой задачи и преодолевая стоящие на пути трудности, можно расти как личность и развиваться.

Искусство обхождения с детьми – это умение позаботиться об их истинных, а не надуманных родителями потребностях.

Им не нужен восьмой айфон – они хотят почувствовать себя значимыми, дети не хотят устраивать истерики – они нуждаются в вашем внимании, и они не хотят отказываться от общения, а лишь избегают вашей грубой критики и обидных замечаний.

Чтобы ребенок развивался в здоровом психологическом климате, достаточно научиться всегда видеть в нем развивающуюся личность и относиться к ней с уважением.

Потребность в признании

Некоторые родители признают ребенка только тогда , когда у него есть успех  но не тогда  когда его сопровождают неудачи .Признание создает здоровую атмосферу для развития веры в собственные силы .

Человек борется за

признание себя в обществе

.Ошибочное отношение к признанию может привести к мысли , что Бог ненавидит человека .

Как тело получает силы через правильное питание , так душа человека  находит силы преимущественно в правильной самооценке .

В каких случаях ребенок ошущает недостаток признания .

  1. Если ребенка постоянно критикуют , у него пробуждается неспособность к действию

  2. Постоянное сравнение его с другими детьми ( рождает недостаток веры).

  3. Если родители ожидают от него исполнения несбывшейся мечты .

  4. Излишняя опека

Что могут сделать родители ,  чтобы ребенок ощущал себя признанным

  1. Признавайте ребенка , как целостность и индивидуальность .

  2. Помогите ребенку быть удовлетворенным своими достижениями .

  3.  Дайте ребенку понять ,что вы его любите и радуетесь ему – он желанный

  4. Считайтесь с друзьями детей

  5. Старайтесь реально относится к ребенку , не требуя невозможного , но и не недооценивая его

  6. Умейте выслушать ребенка

  7. Говорите с ребенком , как с человеком , который представляет ценность ,  не унижайте его словами .

  8. Дайте ребенку развиваться в соответствии со способностями

Потребность в уважении и признании

К числу основных потребностей ребенка дошкольного возраста относится желание ощущать себя самостоятельным существом.  Упрямство и своеволие – обычные симптомы кризиса трех лет у детей. Именно в этом возрасте ребенок осознает себя как отдельную личность, оценивает границы собственной воли и желаний.

Также потребность в уважении остро осознается в подростковом возрасте. Детям в этот период просто необходимо, чтобы в них видели полноценных людей, и дали им право на собственные мысли и чувства. Дать ребенку право на собственные чувства – это значит не игнорировать его эмоции, не высмеивать и не уменьшать значимость его переживаний. Пусть с высоты опыта взрослого человека детские проблемы кажутся неважными, но для ребенка это не так. Если детские чувства подавляются или опошляются родителями, ребенок просто замыкается. В итоге поведение сына/дочери становиться или робким и неуверенным, или чрезмерно вызывающим, агрессивным. В обоих случаях эмоциональный контакт с ребенком и его доверие к нам теряется.

Ничто так не вредит самооценке, как чрезмерная и грубая критика. Если в негативных замечаниях по поводу поведения ребенка не улавливается и тени заботы о его чувствах, это заставляет подростка чувствовать себя так, как будто своими замечаниями родители пытаются подогнать его под некий идеализированный стандарт, угодный только им самим. Но ребенок – отдельная личность. Поэтому необходимо, чтобы взрослые считались с его желаниями так же, как и со своими собственными.

Психологические потребности ребенка в безусловной любви и заботе

Потребность ребенка в любви многие психологи считают основной.

Говорить о любви — казалось бы, что может быть проще? Но, как показывает практика, родители в большей степени склонны говорить ребенку не о своей любви — а о своей удовлетворенности его поведением. Другими словами, ребенка оценивают как хорошего или даже хвалят, восхищаются им, но не говорят о любви.

Безусловная любовь формирует внутреннюю уверенность в том, что «со мной все в порядке» и «я хороший».

Сравните две фразы: «Ты правильно делаешь, ты хороший мальчик» и «Как здорово, что ты у меня есть, ты моя радость!»

В первом случае мы ведем себя как требовательные покупатели на рынке хорошего поведения и оцениваем — высоко или низко — товар, предлагаемый нашим чадом. А во втором случае мы на товар, имеющийся у ребенка, даже не смотрим

Мы рады и счастливы самому ребенку, и не важно, что у него на прилавке

Разница весьма ощутима! И эту разницу ребенок очень ясно ощущает, хотя, конечно, пройдет немало времени, пока он сможет сформулировать и объяснить свои ощущения.

Удовлетворить психологическую потребность ребенка в любви и заботе подойдут фразы:

  • «Как хорошо, что ты есть!»
  • «Как здорово, что ты у меня появился!»
  • «Я так соскучилась!»
  • «Так хорошо с тобой рядом сидеть на диване (смотреть телевизор, гулять)».
  • «Ура! Ты уже пришел!»
  • «Я так тебя люблю!»
  • «Так здорово, что у меня появился именно мальчик (девочка или мальчик и девочка)».
  • «Ты моя радость!»
  • «Ты мое счастье!»

Принятие — это доброжелательное отношение к любым проявлениям поведения ребенка, к его потребностям, чувствам и эмоциям. Безусловно, полное принятие — это утопия, идеал. Невозможно, чтобы нас полностью принимали с нашими криками, бурными гневными выбросами или невероятной словоохотливостью

Вокруг люди, у них другие интересы, психофизические возможности и устремления, но ребенку в начале его жизни невероятно важно, что родители его принимают. А потому мы должны стремиться к идеалу — как можно более полному принятию ребенка

Потребность в положительных эмоциях

По-умному это можно назвать «потребность в эмоциональном насыщении». Ребёнку жизненно важны Ваши эмоции. Выражение любви на Вашем лице и в голосе. Для того, чтобы мозг ребёнка развивался, малыш учился всему тому, что пригодится ему в жизни, нужно много эндорфинов. Помогаем ребёнку вырабатывать эти гормоны радости именно мы, родители.

Первые полгода вообще ключевой Вашей задачей будет «улыбнуть ребёнка». Т.е. максимально насытить положительными эмоциями Ваш контакт. За первые 6 месяцев ребёнок накапливает багаж уверенности в своих силах, чтобы потом вместе с ползанием стартануть в исследовании мира.

Что делать:

  • улыбаться при любом контакте. Стараемся делать это максимально искренне, если ресурсы на исходе, зовём того, кто может это осуществить.
  • Следить за предпочтениями малыша и делать то, что ему нравится.
  • Контейнировать эмоции. Читайте подборку книг для родителей и особенно Людмилу Петрановскую «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка».

Детям нужны положительные впечатления – удовольствие и веселье: четвёртая основная потребность

Поначалу это может показаться спорным, но каждый должен быть счастливым. Например, американская конституция признает стремление к счастью, как право человека. Хотя разочарование и проблемы неизбежно являются частью жизни. Дети, как и взрослые, всегда нуждаются в положительном опыте, в котором они испытывают радость, легкость и удовлетворение. Дети легко приспосабливаются и хотят учиться, а также быть полезными.

Но им также нужно достаточно места для воображения и веселья. Поэтому родителям рекомендуется не только поощрять и требовать успеваемости. Но и выделять достаточно времени, когда их дети могут просто повеселиться. Время, в которое они могут пробовать разные вещи. Заниматься своими интересами, играть в игры и наслаждаться жизнью со своими родителями и другими людьми.

У маленького ребенка должно быть свободное место, где он может встречаться с друзьями. А также время от времени играть в одиночестве. Родители могут и должны время от времени допускать скуку, потому что именно так дети учатся заниматься и развивать свои собственные идеи

Но не менее важно, чтобы дети регулярно радовались своим родителям. Это невозможно в больших масштабах каждый день

Но с маленькими детьми родители должны уделять по крайней мере от получаса до часа в день. В течение этого времени они могут спокойно играть, шуметь, рисовать, читать или делать что-то подобное со своим ребенком

И даже в школьном возрасте важно, чтобы родители планировали время. По крайней мере, один или два раза в неделю, когда они могли бы наслаждаться “играми и весельем” с ребенком без ограничения времени

Это в дополнение к коротким дневным совместным ритуалам, например, перед сном.

Возможно, вы сейчас думаете: “О, это довольно сложно”. Правильно: воспитание ребенка – самая ответственная работа в мире. Но также помните, что вам не обязательно быть идеальным, что иногда «хорошо» – уже достаточно. Убедитесь, что вы учитываете и уравновешиваете эти четыре основные потребности не только в своем ребенке, но и в себе. Потому что, как говорится, дети счастливы, только если их родители тоже в порядке и всем довольны.

Потребность во внимании

Каждому человеку важно иметь здравое чувство самоутверждения

. Невозможно полноценно жить, если чувствуешь себя неполноценным . Человек , который чувствует себя  «никем» приносит мало пользы .

Дети очень рано начинают ощущать потребность в признании .

Один древний мудрец утверждал , что действиями человека управляет не внешность , а то , кем он считает себя внутри .

К чему может привести  недостаток в внимания .

У детей

  • Плохо ведут себя во время игры

  • Могут испортить командную игру

  • Злятся

  • Плачут и кричат

  • У подростков проявляется в разговоре , голосе , одежде и.т.д.

У взрослых

  • Излишне хвалятся своим бизнесом .

  • Стараются достичь преимущества в разговоре

  • Вызывающе одеваются

  • Стараются достичь повышения по службе любыми способами

  • Стремятся иметь  чем больше наград  И.Т.Д.

Как удовлетворить потребность ребенка во внимании?

  1. Правильная позиция родителей по отношению к себе

  • Иметь самим правильное чувство собственного достоинства . и привить его ребенку .

  • Основание для самооценки – Слово Божье

Золотое правило

: Смотреть на себя так , как смотрит на нас Бог ( не меньше и не больше )

2.      

Позволять ребенку помогать вам в домашнем труде .

Правило

:  Расти – это значит быть нужным  .

  • Принимать предложение о помощи от детей .

  • Хвалить ребенка за проявленные усилия и стремления .

  • Исполнения каждодневных обязанностей дает чувство значимости .

3.      

Знакомить ребенка с другими людьми

(Важно при этом называть имя ребенка)

4.

Позволять ребенку говорить самому за себя

(Говоря за ребенка  мы его унижаем)

5.      

Давать ребенку право выбора  и уважать его мнение ( когда это возможно) .

  • Личность развивается , когда есть возможность поступать самостоятельно  .

  • Позволять детям самим принимать решения в простых ситуациях

Правило :

Все , что мы решаем за своих детей сейчас ,  они не смогут решить в будущем

6.      

Проводить время с детьми .

7.      

Доверять детям .

Правило

: Ответственность ребенка будет расти соответственно доверию , которое ему оказывают.

Физиологическая потребность ребенка в отдыхе

Другой физиологической потребностью ребенка, с которой борются некоторые родители, является потребность в отдыхе.

Стандарты деловой жизни мегаполисов, реклама, телевизионные передачи предлагают ребенку в качестве примеров для подражания активных, неусыпных, любознательных, энергичных людей с прекрасным чувством юмора, которые якобы составляют подавляющее большинство населения нашей планеты. В действительности, такие люди есть, их немало, но доля их в составе человеческой расы явно преувеличена. Заметьте, главные герои фильмов очень часто пренебрегают отдыхом ради увлекательных приключений и при этом выглядят на следующий день бодрыми и цветущими. Нормой нашего времени становится активная социальная жизнь вне дома. Школьники сплошь и рядом остаются на продленке до пяти, шести часов вечера, а в восемь могут еще посетить бассейн, и родители при этом чувствуют удовлетворение от выполненного родительского долга.

А оборотной стороной этой медали оказываются астения (хроническая усталость), апатия, отсутствие опыта жизни в кругу семьи.

Дорогие родители, все хорошо в меру! Многие дети уже после школьных уроков чувствуют усталость — и физическую, и психологическую. Это не признак лени, а проявление нормальной физиологической потребности н отдыхе, о которой в фильмах и в рекламе ничего не говорится или говорится крайне мало. Берегите своих детей!

Физические потребности ребенка не компенсируются и не замещаются. Ребенок не будет здоровее, если вместо отдыха ему предложить что-то узнать или чему-то научиться. Самым естественным признаком того, что ребенок справляется с нагрузками, будет его собственное желание посещать дополнительные занятия.

Потребность ребёнка до года №1- частый телесный контакт

В дикой природе при неблагоприятном стечении обстоятельств детёныши животных имеют весомые шансы выжить самостоятельно без матери уже в 1-2 месячном возрасте.

Тело же новорожденного человеческого ребёнка совершенно не пригодно к самостоятельному существованию ни через месяц, ни через два, ни даже через больший по продолжительности срок.

Более того, организм маленького человечка даже на момент рождения не является окончательно сформированным. Продолжают совершенствоваться нейронные связи, гормональная и выделительная системы, продолжает своё дозревание печень, которая, к слову, закончит своё формирование только ориентировочно к 12 годам, обуславливая особенно внимательное отношение к питанию ребёнка в течение этого периода.

Исходя из вышесказанного, становится понятно, что хоть ребёнок теперь и находится вне материнского тела, но это вовсе не значит, что пребывание отдельно от матери является теперь для него естественным и комфортным.

Совсем наоборот, для ребёнка первых месяцев жизни желателен и даже жизненно необходим практически постоянный телесный контакт с мамой, в ходе которого не только гармонично доформировывается его тело, но и происходит мягкая адаптация к новым условиям жизни.

Недаром у малыша первых месяцев жизни настолько сильно развита цепкость рук, в дикой природе это помогло бы ему крепче держаться за мать, а ей — надёжнее удерживать его на себе при передвижениях.

Помимо этого частый контакт «кожа к коже» между матерью и малышом позволяет разрешить множество задач. Так заметно снижается частота возникновения и интенсивность колик у грудничка, он легче засыпает, сон более продолжителен, а сам малыш гораздо более спокоен и расслаблен.

Уже подрастая, ребёнок, который начинает вовсю интересоваться окружающим миром и стремится изучать его, уверен, что когда он почувствует беспокойство, внешнюю угрозу или просто устанет, он в ту же минуту окажется в тепле и уюте маминых рук и успокаивающей ауре её тела.Таким образом, у малыша  возникает то самое базовое доверие к Миру, важность которого невозможно переоценить в будущей жизни ребёнка, а впоследствии и уже взрослого человека. Этот механизм очень подробно описан Станиславом Грофом в его «Перинатальных матрицах», с его трудами стоит ознакомиться тем, кто желает получить больше информации на эту тему

Однако не будем забывать, что мы говорим о взаимовыгодном симбиозе, а значит, долгий телесный контакт с малышом и длительное ношение его на руках должен быть исключительно полезен и маме тоже. Так оно и есть.

В организме матери при частом телесном контакте с малышом происходят не менее значимые процессы. В самые первые часы после родов именно посредством частого чувствования кожей матери своего ребёнка запускается процесс сокращения матки и обратного её восстановления. В последующие дни более чётко и гладко происходит налаживание грудного вскармливания.

В течение дальнейшего периода в материнском организме происходит смена гормонального фона — гормоны, которые участвовали в процессе беременности и родов выводятся, заменяясь другими, отвечающими отныне уже за лактацию и общее восстановление.

И мудрой Природой задумано так, что этот масштабный процесс при естественном частом контакте с малышом происходит практически незаметно, позволяя сводить к минимуму не только перепады в настроении, но и вероятность так называемых послеродовых депрессий.

Ну и самое важное. Важнейший человеческий инстинкт – материнский

Он запускается в первые минуты после родов посредством так называемого импиринга (запечатления), когда мать и малыш впервые видят друг друга близко, чувствуют друг друга, смотрят глаза в глаза.Это сакральнейший момент. В последующие месяцы именно посредством частого, практически постоянного телесного контакта между матерью и ребёнком материнский инстинкт совершенствуется и это благодаря ему в новой полностью изменившейся жизни с малышом, сложное для матери кажется простым, появляются новые сверх возможности, которых не было ранее, открытия себя с новой стороны, появляется возможность ощущать счастье материнства так ярко, радостно и остро.

Потребность в безопасности

Правила и порядки, которые навязывают родители своим детям в процессе воспитания, далеко не всегда лишь ограничивают или лишают чувства свободы. Часто дисциплина также выполняет важную для психики ребенка функцию: дает структуру, чувство упорядоченности жизни. И тем самым удовлетворяет одну из базовых психологических потребностей – потребность в безопасности.

Вседозволенность, отсутствие поддержки опытного человека, который даст совет, как действовать в новой незнакомой ситуации, порождает чувство тревоги

Даже бунтующему подростку важно знать, что в случае чего мама и папа подстрахуют, что можно им довериться и обратиться за помощью

Семейные традиции и ритуалы – отличный способ дать ребенку чувство стабильности и безопасности. Это может быть что угодно: еженедельный семейный обед, вылазка на природу с ночевкой в одно и то же время года, походы на спортивные матчи, ежемесячная генеральная уборка, в которой участвуют все члены семьи. Главное – сделать мероприятие обязательным. Подобные традиции не только дают чувство стабильности, но и сплачивают семью и дарят теплые воспоминания на всю жизнь.

Дети гораздо сильнее взрослых нуждаются в теплой и мирной семейной атмосфере. В случае возникновения ссор и скандалов, ребенок чувствует угрозу: его устоявшемуся безопасному миру грозит опасность. Не нужно делать маленького человечка свидетелем выяснения отношений, а если конфликт уже произошел при ребенке, то и мириться нужно на его глазах. Так, малыш научиться понимать, что на смену плохому всегда приходит хорошее, и в будущем, став случайным свидетелем ссоры, не станет испытывать такую сильную тревогу.

Если же дело дошло до развода, нужно быть максимально деликатным. Дети в таких ситуация испытывают вину и страх, ощущают себя брошенными и ненужными. Заверить в своей неизменной любви – обязательный шаг в удовлетворении потребности ребенка в чувстве безопасности

Однако важно сделать еще одну вещь: помочь ребенку увидеть дальнейшее будущее в условиях развалившейся семьи. Ведь казавшийся таким стабильным и понятным мир ребенка разрушен. Важно успокоить сына/дочь и объяснить, как перемены скажутся на привычном образе жизни ребенка

Важно успокоить сына/дочь и объяснить, как перемены скажутся на привычном образе жизни ребенка

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: