Как происходит развитие свойств личности
На развитие психических свойств личности влияют как наследственные факторы, так и приобретенные во взаимодействии с социальным окружением.
В раннем детстве развитие личности представляет собой динамичный процесс усвоения социальных, этических, поведенческих норм. Ребенок должен овладеть умением подчинять свое «хочу» требованиям социальной среды. Социальная среда, в которой развивается ребенок, играет огромную роль в формировании личностной индивидуальности человека. На этом этапе определяющее значение имеет семья (а в дальнейшем еще дошкольные учреждения и школа), ее воспитательные методики, морально-нравственные принципы, которые она прививает.
Следующим важным моментом является активность ребенка в освоении социальных и поведенческих норм. При этом необходимо учитывать, что эффективность усвоения зависит от практических навыков, тренируемых в специально смоделированных ситуациях.
Исследования показали, что в каждом ребенке изначально заложена способность к развитию. А ее движущей силой является необходимость в удовлетворении потребностей. В процессе удовлетворения потребностей развиваются такие свойства личности как способности и характер, а они в свою очередь формируют новые потребности. Происходит своеобразное движение по спирали, поднимая ребенка на более высокий уровень развития личностных свойств.
Основные черты характера
Характер делает человека уникальным, помогает выделиться из толпы. Для любой личности характерно желание быть принятой обществом, стать частью коллектива, семьи или социальной группы.
Дополнительная информация. Никто не хочет быть изгоем. Поэтому необходимость находиться в кругу других людей – естественная потребность человека.
Чтобы стать частью какого-либо общества, индивиду нужно не только выполнять полезные функции, но и обладать определенным характером. Зная, какие гипотетические черты приветствуются в группе, а какие отвергаются, выстроить общение с людьми будет намного проще.
Негативные черты
Отрицательные личностные черты не приводят индивида к положительным результатам. Негативное проявление характера осуждается в обществе. Среди основных отрицательных качеств характера можно выделить следующие варианты:
- эгоизм;
- жадность;
- мелочность;
- завистливость;
- злобность;
- лживость;
- самокритичность;
- трусость;
- лень;
- упрямство.
Каждое из перечисленных свойств может диагностироваться у людей по-разному. У одних можно встретить весь «набор» отрицательных черт, у других – несколько самых неприятных «экземпляров».
Как побороть негативные свойства характера
Важно! Некоторые негативные качества могут трансформироваться в положительные, если личность будет работать над собой. Пример – жадный человек способен стать бережливым, упрямый – целеустремленным, самокритичный – творческим, а ленивый ученик – кропотливым. Пример – жадный человек способен стать бережливым, упрямый – целеустремленным, самокритичный – творческим, а ленивый ученик – кропотливым
Пример – жадный человек способен стать бережливым, упрямый – целеустремленным, самокритичный – творческим, а ленивый ученик – кропотливым.
Положительные черты
Положительные черты личности позволяют индивиду быть полезным, надежным и ценным в обществе. В каждой эпохе есть «свой» список социально значимых свойств характера:
- Если в обществе продвигаются идеи, ориентированные на индивидуальные успехи, то трудолюбие, инициативность, целеустремленность, самодостаточность и самостоятельность будут важными положительными качествами личности;
- Если коллективизм является главной ценностью общества, то индивидуализм будет в нем порицаться и отвергаться. На «пьедестал» будут представлять такие качества, как верность, дружелюбность, стрессоустойчивость.
Несмотря на это, существует целый ряд общечеловеческих ценностей, среди которых можно выделить следующие положительные черты:
- верность;
- щедрость;
- справедливость;
- скромность;
- доброжелательность;
- надежность;
- честность;
- вежливость;
- чувство ответственности;
- решительность;
- трудолюбие.
Некоторые положительные свойства могут трансформироваться в отрицательные. Например, не всегда человек может проследить момент, когда упорство становится упрямством, решительность преобразуется в агрессию, а толерантный индивид становится подвержен чужому мнению.
Важно! Чтобы проанализировать наличие положительных и отрицательных качеств характера, нужно обратить внимание на отношение окружающих к индивиду
Отношение окружающих – ключ к самосовершенствованию
Социум является своеобразным зеркалом, которое отражает настоящий облик личности.
Определение человека в психологии
В психологии человек определяется по-разному, например, субъект, индивид, индивидуальность, личность. Они позволяют установить разные стороны проявления его сущности.
В качестве субъекта психология рассматривает человека как исторический и общественный процесс в целом, определенной деятельности. Он считается источником познания и трансформации реального функционирования. Деятельность в данном случае представляется в виде формы активности человека, что дает возможность самосовершенствованию и улучшению окружающей среды.
В качестве индивида в психологии выступает человек, который является:
- особенным представителем других живых существ. От животных субъект отличается филогенетическим и онтогенетическим развитием;
- особым представителем общности человека, который имеет уникальный набор особенностей психики и поведения.
Эти две характеристики отражают своеобразие человека. К общим психологическим характеристикам индивида относят:
- целостность психофизиологической организации;
- уникальность, неповторимость;
- постоянство усилий в процессе взаимодействия.
В качестве индивидуальности человека психологи понимают оригинальность. Зачастую она отражается в какой-то ведущей особенности определенного человека, которая отличает его от других людей. Каждый индивидуален, но индивидуальность у кого-то проявляется ярко, а у кого-то почти незаметно.
В качестве личности в психологии рассматривают человека с выделенной общественной сущностью. Личностью становятся, а не рождаются. Поэтому вне общества, социальной или профессиональной группы человек ею стать не может.
Генетическая основа личности
С тех пор, как проект « Геном человека» позволил значительно глубже понять генетику, продолжаются споры, связанные с наследуемостью, личностными качествами и экологическим и генетическим влиянием на личность. Известно, что человеческий геном играет определенную роль в развитии личности.
Раньше исследования генетической личности фокусировались на определенных генах, соответствующих специфическим чертам личности. Сегодняшний взгляд на отношения ген-личность фокусируется прежде всего на активации и экспрессии генов, связанных с личностью, и является частью того, что называется поведенческой генетикой, Гены предоставляют множество вариантов изменения различных клеток; однако среда определяет, какие из них активированы. Многие исследования отметили эту взаимосвязь различными способами, в которых могут развиваться наши тела, но взаимодействие между генами и формирование наших умов и личности также имеет отношение к этим биологическим отношениям.
Взаимодействие ДНК-окружающей среды играет важную роль в развитии личности, поскольку эта взаимосвязь определяет, какая часть кода ДНК фактически превращается в белки, которые станут частью индивидуума. Было отмечено, что, хотя в геноме доступны различные варианты, в конце концов, среда является конечной определяющей способностью активизации. Небольшие изменения в ДНК у индивидуумов приводят к уникальности каждого человека, а также различиям в внешности, способностях, функционированию мозга и всем факторам, которые достигают высшей точки, чтобы развить сплоченную личность.
Кэттелл и Айзенк предположили, что генетика оказывает сильное влияние на личность. Большая часть собранных данных, связывающих генетику и окружающую среду с личностью, взята из двух исследований . Этот «двойной метод» сравнивает уровни сходства в личности с использованием генетически идентичных близнецов . В одном из первых двух исследований было измерено 800 пар близнецов, изучено множество личностных качеств и определено, что идентичные близнецы наиболее похожи в своих общих способностях. Было обнаружено, что сходство личности менее связано с самооценками, целями и интересами.
Двухместные исследования также сыграли важную роль в создании пятифакторной модели личности : нейротизма, экстраверсии, открытости, доброжелательности и добросовестности. Нейротизм и экстраверсия являются двумя наиболее широко изученными чертами. Человек, который может попасть в категорию экстравертов, может отображать такие характеристики, как импульсивность, общительность и активность. Человек, попадающий в категорию невротизма, может быть более склонным к угрюмости, тревожности или раздражительности. Идентичные близнецы, однако, имеют более высокие корреляции в чертах личности, чем братские близнецы. Одно исследование, измеряющее генетическое влияние на близнецов в пяти разных странах, показало, что корреляции для идентичных близнецов были 0,50, а для братских – около 0,20. Предполагается, что наследственность и окружающая среда взаимодействуют, чтобы определить свою личность.
Диагностика личности
Для правильного поределения социально-психологических качеств личности нужно разобраться с социально-психологической компетентностью. Последний термин следует понимать как оценку персоны психологическим явлениям, влиянию, освоению знаний и коммуникациям. Компетентность принято делить на:
- перцептивную,
- интерактивную,
- коммуникативную.
Для диагностики социально-психологической компетентности в психологии применяют различные способы. Например, методика КОС-1 разработана для выявления у личности задатков организатора и умений налаживать деловые и личностные контакты, а в последующем использовать их для достижения целей.
Говорить о компетентности не стоит без раскрытия ее важной части, называемой психологической наблюдательностью. Последняя представляет собой способ получения знаний как через призму личного, так и общественного опыта
Такая наблюдательность станет незаменимой в профессиональной сфере жизни и даст возможность через познание обогатится определенной информации о предмете или объекте, который следует использовать в профессиональной деятельности.
«Психологическая наблюдательность станет необходимостью для практикующих психологов. Ведь именно с ее помощью можно будет применять в действии сложные методики диагностирования личности, составлять ее психологический портрет».
Психологическая наблюдательность включает в себя:
- когнитивный элемент, который способен подобрать нужный для конкретной ситуации способ мышления,
- эмпатийный – необходимый для подбора методов нахождения взаимопонимания между людьми,
- перцептивный – отвечающий за внутреннюю организацию персоны,
- рефлексивный элемент помогает понять значение своего «Я» и взаимодействия этого «Я» с другими.
Наравне с компетентностью, представляющей когнитивные характеристики личности, принято выделять эмоциональный спектр, который состоит из:
- простейших эмоций, которые обусловлены физиологически:
- жаждой,
- холодом,
- чувством голода,
- сонливостью,
- усталостью и прочим;
- сиюминутных эмоций:
- ужас,
- ярость,
- отчаяние;
- эмоций по ситуациям:
- восторг,
- нетерпение,
- радость,
- тревога,
- обида,
- тревога;
- психологического состояния:
- приподнятого настроение,
- подавленного настроение и т.д.
Важное место в эмоциональной сфере личности занимают так называемые «социальные» эмоции. Это серьёзные переживания, вызванные в своей основе общественным мнением или настроением той социальной группы, в которой пребывает личность
Делятся такие настроения на:
- эмоциональные,
- рациональные,
- осознанные,
- неосознанные.
Вместе с тем стоит отметить, что социальные чувства могут быть вызваны не только путем прямого общения в социуме, но и в связи с изоляцией. Лучшим способом иллюстрирует это одиночество, относящееся к критериям настроений.
В целом для определения настроений в обществе используют разнообразные методики. Самая распространенная — это методика методика «САН», которая позволяет с помощью отметки на противоположных характеристиках настроения выявить состояние личности.
Также можно использовать методику экспертного визуального определения, основанную на мнении о психологических качествах личности. В совокупности с внешними эмоциональными критериями возможно получить целостную картину эмоционального состояния персоны.
Примерная схема психологической характеристики классного коллектива (второй вариант)
1. Состав класса
Возрастной состав класса. Познавательный уровень, развитие учащихся. Работоспособность и успеваемость учащихся. Общественное лицо класса (имеется ли актив в классе).
Интерес к общественным делам. Выполнение общественных поручений. Гражданская направленность, сознательность учащихся.
2. Сплоченность класса
Есть ли группировки по деловым интересам или отрицательного характера. Как учащиеся относятся, друг к другу. Как они относятся к делам класса. Любят ли учащиеся вместе проводить время в школе или вне ее. Любят ли они вместе развлекаться или трудиться совместно. Дружат ли мальчики и девочки. Защищают ли мальчики девочек. Нет ли в классе круговой поруки. Если есть, то в чем она выражается. Переживают ли школьники удачи и неудачи своего класса. Болеют ли за свой коллектив. При проведении общешкольных мероприятий стараются ли они держаться вместе или разобщено.
3. Организованность класса
Умеют ли учащиеся организоваться для выполнения коллективных дел. Умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять. Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, на перемене, при выполнении различных дел).
4. Общественное мнение в классе
Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют, какие осуждают. Как и в какой форме, они выражают свое одобрение и неодобрение. Есть ли расхождение между тем, что учащиеся говорят и тем, что они делают. Критика и самокритика в классе. Преобладает ли гуманистическая направленность в отношениях школьников.
5. Характер товарищеских связей в коллективе
Что связывает школьников: место жительства, место за партой, интересы, общая работа. Где дружат учащиеся (только в школе или вне ее).
Внимательны ли они к товарищам. Стараются ли им помочь. В чем выражается эта помощь. Проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям. Умеют ли они видеть их недостатки. Как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим. Правильно ли относятся учащиеся к товарищам с физическими недостатками.
6. Актив класса
Состав актива. Официальный (выборный) и фактический активы класса. Имеет ли актив авторитет. Выполняют ли распоряжение актива класса. Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе. Содействуют ли общешкольные активисты гармонизации отношений каждого школьника и коллектива.
7. Связь классного коллектива с общешкольным
Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах. Выполняются ли классом общешкольные поручения (постоянные и эпизодические).
В чем проявляется гуманистическая направленность связей учащихся с другими классами.
8. Мероприятия по дальнейшему сплочению и гармонизации отношении учеников и классного коллектива
Какие педагогические мероприятия следует провести в классе с целью сплочения и гармонизации отношений личности и коллектива. Как использовать классный коллектив для создания комфортных условий для каждого школьника с целью его развития и воспитания.
Социальная характеристика личности
Личность является существом социальным. Человек не рождается личностью, а становится ею в той среде, в которой растет и развивается. По мере взаимодействия с социумом человек приобретает те или иные социальные характеристики. Он отыгрывает социальные роли и старается приспособиться к социуму, что происходит более или менее успешно.
Выделяют 2 социальные роли:
- Конвенциальные – роли, которые даются социумом, в зависимости от социального статуса: отец, муж, начальник и пр.
- Межличностные – роли, зависимые от личностных особенностей индивида.
Статус человека определяется теми правами и обязанностями, которыми он занимается. В каждой группе человек занимает определенную роль, где в главную очередь он выстраивает определенные деловые или личностные взаимоотношения. Здесь и формируются его особенности и качества, которые потом проявляются и характеризуют человека.
Какие бывают социальные статусы
Любой человек обладает несколькими социальными статусами. Из всех характеристик складывается единый образ индивида. Главным остается положение, наделяющее человека властью и зависящее от его достатка и финансового благополучия.
Социальный статус, которым обладает человек, появившийся на свет, называется прирожденным, определяемый родственным связями – приписанным. Они не зависят от действий человека и появятся у него в любом случае.
Из-за различий в положении при рождении люди обладают отличными правами, что определяет неравенство в обществе, делит его на классы. Зачастую это влияет на приспособленность человека к окружающей действительности, его умения и желания добиваться поставленных целей. Люди с более высоким прирожденным и приписанным статусом обычно лучше устраиваются в жизни. Но это не отменяет упорства, трудолюбия и таланта, способных изменить позицию в социальной иерархии. Навыки и умения, полученные собственным трудом, ценятся больше, чем благосостояние или манеры, приписанные семейными связями.
Прирожденный, приписанный и достигнутый – основные виды, на которые принято подразделять социальные статусы.
Основными показателями, определяющими место и роль в социуме, являются:
- Занимаемая должность: директор или ведущий специалист, руководитель отдела, главный бухгалтер;
- Полученное звание. В творческой профессии это заслуженный или народный артист. На службе достижения определяются воинским званием: лейтенант или подполковник. Также отмечают работников бюджетной сферы, например, заслуженный учитель;
- Ученая степень, например, бакалавр, магистр, кандидат или доктор наук.
Магистр
Обратите внимание! Статус, полученный в результате заслуг индивида, считается приобретенным или достигаемым. Он создан собственными усилиями и является вознаграждением за работу
Главное – задать цель и идти к ней, тогда приобретенный статус заставит забыть о положении, приписанном человеку с рождения.
У человека всегда появляются непостоянные статусы, в зависимости от его роли в жизни, обстоятельств:
- он может быть мужем и отцом детей;
- выступать свидетелем или зрителем;
- оказаться пациентом или врачом.
Это все временные социальные статусы, не имеющие отношения к главному. Небольшие социальные группы, близкое окружение индивида наделяют его определенными качествами, создавая личный статус. Он отражает сформированное о человеке мнение, зависящее от поведения. Существует понятие групповой социальный статус, предполагающий принадлежность к профессии, нации.
Пожилых людей также считают отдельной социальной группой. Между тем статус пенсионеров различается. Он зависит от получаемого пособия, а оно, в свою очередь, определяется уровнем доходов и выслугой лет. Высокий социальный статус обязан обеспечить приличный доход в старости.
Понятие
Человек не может существовать вне общества.
В этом его главное отличие от животных.
Социальная личность — это любой индивид, который входит в общественные группы, вступает в общественные отношения, является самостоятельным членом общества с определенными правами и обязанностями.
У каждого человека множество социальных личностей, поскольку его жизнь в обществе, как правило, достаточно многосторонняя. Один и тот же человек может восприниматься разными людьми из своего окружения по-разному с социальной точки зрения.
Например, та социальная личность, которую видят коллеги, может не иметь ничего общего со знакомой друзьям или родственникам личностью.
Социально-психологическая сторона любой личности включает комплекс специфических индивидуальных параметров. Каждая личность — это отдельный человек, с присущим ему набором социальных и психологических черт.
На формирование социально-психологического портрета индивида оказывает влияние множество факторов: анатомические особенности, свойства психики, ближайшее окружение, социальные группы, образование, сфера профессиональной деятельности, идеология, религия и т.д.
Каждый человек изначально представляет собой «чистый лист», который в процессе социализации под влиянием вышеперечисленных факторов начинает формироваться в конкретную личность со своим индивидуальным набором психологических и социальных черт.
Индивид (и индивидуальность)
Данный термин имеет особое значение в таких научных дисциплинах как обществознание и правоведение. Индивид – это единичный и вполне конкретный представитель человеческого рода. Подразумевается, что у каждого индивида есть уникальный набор антропологических и психологических особенностей, однако они выносятся за скобки.
С точки зрения права, индивид – это субъект правоотношений, носитель прав и обязанностей, рассматриваемый как юридическая абстракция. Его внешность, характер, жизненный опыт, состояние здоровья, личностные качества и прочие особенности не имеют значения. Значимым свойством является его правоспособность.
В обществознании под индивидом подразумевается человек как некая статистическая единица общества, обладающая определённым социальным статусом и положением, занимающаяся какой-то деятельностью. По сути, индивид – это «техническая характеристика» человека, некий «идентификатор», делающий его уникальным. Статус «индивида» ребёнок получает сразу после рождения (хотя это спорный вопрос, и многие авторы считают, что индивидом можно считать плод в утробе матери уже на втором месяце беременности, поскольку к этому времени у него формируется нервная система).
С точки зрения психологии, каждый индивид обладает индивидуальностью – особым набором свойств и особенностей, которые определяют его уникальность и неповторимость. При этом не следует путать понятия «индивид» и «индивидуальность». Индивидом называют человека, а индивидуальность – это его уникальная характеристика. Она определяет такие особенности как предпочтения, интересы, поведение и прочее.
Таким образом, человек рождается индивидом, но индивидуальности пока не имеет. Она формируется по мере взросления под влиянием среды, в которой он растёт и социализируется. По сути, формирование индивидуальности и личности происходит параллельно, но эти понятия также не следует путать.
Социально-психологическая характеристика группы
Человек не живет обособленно от окружающих. Рано или поздно он относит себя к некой группе – объединению, в которой более двух людей соединены по интересам, общим целям, деятельности, мотивам, задачам и т. д. Группа – единый организм, в который включаются отдельные личности со своими социально-психологическими характеристиками. Это в свою очередь образует характеристику группы своей социально-психологической направленности.
Малые группы занимают важную роль в жизни каждой личности. Малыми группами называются семьи, коллективы, друзья, школьные классы или институтские группы. Все они включают в среднем до 30 человек, которые объединены общим делом и целями, интересами и взглядами. Здесь на каждого индивида имеется большее воздействие.
Группа является ячейкой, к которой примыкает личность. Одной из ее характеристик является общность, на которой и объединяются люди. Сплоченность является второй социально-психологической характеристикой.
Композицией группы называется качественный состав, то есть характеристика ее членов. Размером называется количество членов группы (то есть количественная характеристика).
В группе становятся важными два фактора:
- Общение – ее культура, манеры, язык и пр.
- Взаимоотношения между ее членами – мораль и нравственность, правила и нормы.