Определение
Патриархальная семья — это малая социальная группа, основанная на родстве, традициях, общих хозяйственных и бытовых условиях, а также на примате мужского начала над женским. Также она является семьей расширенного типа, когда многие родственники жили под одной крышей.
Это вид семьи характерен для традиционного общества, а также для переходного к индустриальному. Для последнего больше характерна . Почему же мужское начало превалировало над женским? Причин тому было несколько.
Во-первых, существующий способ хозяйствования делал крайне трудным добычу пропитания. Поэтому выжить можно было только вместе.
Во-вторых, кто при прочих равных условиях больше добудет пропитания: мужчина или женщина? Конечно мужчина. Я понимаю, что сейчас полным-полном таких «мужчинок», которые больше похожи на женщин. Да и женщин хватает, похожих на мужчин. Но это сегодня, когда пропитания полным-полно в магазинах. А вот раньше такого быть не могло: суровый мужчина был мужчиной и по праву занимал ведущее место в семье.
Поэтому приданное невесты кому отходило? Мужу. Как писал врач царя Алексея Михайловича, Самюэль Коллинз (17 век), если женщину уличали в измене, то ее просто закапывали в землю по горло, и она медленно умирала. А вот если жена уличит в этом же мужа, то при ее обращении в суд сначала пытали ее. Если пытки выдержит — значит правду говорит, тогда принимались за мужа, но ему обычно ничего не было.
Также Самюэль Коллинз писал в своих записках, что при договоре между семьями о свадьбе молодых, родители невесты, заключая такой договор, просили, чтобы будущий муж, конечно, хоть и бивал жену для приличия и острастки, но чтоб уж до смерти не забивал. Молодые при этом не принимали никакого участия, да они и могли увидать друг друга в первый раз именно на свадьбе. Отсюда пошли многие русские народные поговорки: «Стерпится — слюбится», «Бьет — значит любит» и пр.
Насилие, кстати, было нормой в таких семейных группах не только по отношению к жене, но и к детям. Вот интересный отрывок из сочинения «Домострой» Сильвеста (16 век):
«17. Како дети учити и страхом спасати Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но здравие будет ты бо бия его по телу,а душу его избавляеши от смерти, дщерь ли имаши положи на них грозу свою соблюдеши я от телесных да не посрамиши лица своего да в послушании ходит да не свою волю приимеши и в неразумии прокудит девство свое, и сотворится знаем твоим в посмех и посрамят тя пред множеством народа аще бо отдаси дщерь свою бес порока то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися при концы не постонеши на ню любя же сына своего учащаи ему раны да последи о нем возвеселишися казни сына своего измлада и порадуешися о нем в мужестве и посреди злых похвалишися и зависть приимут враги твоя, воспитаи детище с прещением и обрящеши о нем покои и благословение, не смеися к нему игры творя в мале бо ся ослабиши в велице поболиши скорбя и после же яко оскомины творишидуши твоеи, и не даж ему власти во юности но сокруши ему ребра донележе растеть а ожесъточав не повинет ти ся и будет ти досажение и болезнь души и тщета домови погибель имению и укоризна от сусед и посмех пред враги пред властию платежь и досада зла.»
Из отрывка видно, что постоянное избиение детей было нормой. Считалось, что тогда в старости ребенок тебя не забудет и воздаст тебе должное. Телесное наказание считалось богоугодным делом и воспитанием души, более того — ее спасением! Но под еще большим подозрением были дщери — дочери. К ним бес близок как к никому! Поэтому надо ее учить кротости и смирению — опять же через избиение. Как это ни странно, но большинство народа считает, что рукоприкладство — абсолютно нормальное дело.
Фильмы о патриархальной семье
Поскольку традиционный уклад отношений длительное время являлся самым распространенным, он нашел отражение и в кинематографе. Патриархальный тип семьи можно увидеть в следующих фильмах:
- «Гроза» . Фильм снят по одноименной пьесе А.Н. Островского и рассказывает о проблемах и конфликтных ситуациях в патриархальной семье XIX века.
- «Женский источник» . В фильме показана атмосфера и уклад жизни нескольких патриархальных семей, живущих натуральным хозяйством в небольшой деревне на Ближнем Востоке.
- «Леди Макбет Мценского уезда» . Фильм снят по мотивам очерка Н.С. Лескова и рассказывает о жизни купеческой патриархальной семьи.
Что лучше: матриархат или патриархат?
В сущности, попытки найти превосходство патриархата над матриархатом, либо матриархата над патриархатом изначально неправильны и некорректны, и вот почему. Возьмем современную семью, в которой женщина вынуждена решать все семейные проблемы (от воспитания детей до проведения ремонта и финансового обеспечения семьи) практически в одиночку из-за пассивности и слабохарактерности мужа. Такое положение дел, вполне соответствующее матриархальным устоям, не устроит абсолютное большинство женщин, по своей природе желающих видеть рядом с собой сильного спутника, на которого всегда можно положиться.
Но и классический патриархат, при котором женщина считалась фактически собственностью сначала отца, а затем и мужа, уже никогда не устроит подавляющее большинство современных дам, в особенности — успешных в финансовом и карьерном плане. Следовательно, истина, как обычно, находится где-то посередине.
Проблемы развития домашних хозяйств и пути их решения
Основная задача государственной экономической политики по отношению к бюджету — адаптация к новым рыночным условиям. Долгое время домашние хозяйства находились в тени государственных предприятий как основных производителей ВВП. При этом семья находилась под покровительством как государства, так и предприятий (особенно для тех семей, члены которых работали на этих предприятиях). Предоставить домохозяйствам «инструменты» для интеграции в рыночную экономику, помочь им сделать первые шаги — такова была задача государственной экономической политики.
Несмотря на различные законодательные меры, принятые государством для регулирования деятельности домашних хозяйств, все еще существует ряд проблем в достижении необходимых показателей.
Основной целью программы является развитие и поддержка частных подсобных земель граждан, повышение занятости и доходов граждан, занятых в сельскохозяйственном производстве, улучшение демографической структуры населения страны.
Но анализ выполнения мероприятий, предусмотренных программой, показывает, что в сфере оказания услуг гражданам, занимающимся частными подсобными хозяйствами, недостаточно ведется работа по реализации семенного материала картофеля и овощных культур. Нерешенной проблемой является организация муниципальных бюджетных структур для предоставления услуг, что предполагает значительные, но не всегда оправданные инвестиции в ущерб бюджетным ресурсам.
Что такое Патриархат?
Как объяснялось во введении, патриархальная система — это социальная система, в которой отец является главой семьи. Однако это касается не только домашнего хозяйства. Его можно распространить на все общество, где мужчины доминируют во всех социальных, политических, экономических, юридических и культурных ролях. Например, в большинстве патриархальных обществ женщины были сильно ограничены домашней сферой, где они были полностью отрезаны от реалий общества. Один из лучших примеров этого можно взять из викторианской эпохи, когда женщины считались хрупкими, хрупкими и невежественными существами. Джейн Остин в своих романах, таких как «Гордость и предубеждение», ясно изображает социальный климат во время патриархального правления. Из этого мы можем понять, что жизнь женщин в патриархальном обществе — это жизнь полной зависимости.
В патриархальном обществе даже такие философы, как Аристотель, считали, что женщины уступают мужчинам во всех аспектах. Это подчеркивало идею о том, что неполноценность женщин не ограничивается биологическими различиями, а идет дальше интеллектуальных различий. Однако феминистские теории патриархата подчеркивают, что это просто еще одна социальная система, созданная для угнетения женщин.
Мифологическое равноправие
Равноправие в нашем или в каком другом обществе возможно лишь на бумажке, в качестве красивого лозунга, красивой речи. Но на деле равноправия нет и быть не может по одной простой причине: все люди разные. И чтобы было равноправие, люди должны быть одинаковыми. Более того, равноправия нет даже в одногендерных группах, среди мужчин или среди женщин.
Везде есть различие, кто-то сильнее, а кто-то слабее. Кто-то умнее, а кто-то глупее. Кто-то технарь, а кто-то гуманитарий. Кто-то мужчина, а кто-то женщина.
Простой пример. Мы идём на выборы. Я — профессор политологии престижного университета, он — 18-летний наркоман с девятью классами образования. Вес моего голоса будет ли равен весу его голоса? Все, кто за равноправие, скажут, что да — равен! Но как же равен, когда я могу дать ему 500 рублей и попросить проголосовать за того или иного кандидата, а мне, если предложат такое, я могу и послать куда подальше?! Т.е. его голос легко изменить и легко манипулировать им, а мой голос неподкупен.
Электорат хорошо подкупается и хорошо зомбируется. Ему легко промыть мозги, когда как профессор политологии сам кому хочешь сможет промыть мозги. Профессор голосует, зная, что он делает и полностью отдает себе отчет, а наркоман голосует за того, кто выглядит «прикольно» или у кого больше смешных роликов на ютубе, и кто вообще «клёвый чувак». А иные голосуют, исходя просто из внешнего вида кандидата: красиво одет — значит достоин. Разве не так?
Другой пример. Я — тонкий, как спичка ботаник, он — здоровый, мускулистый качок. Нам нужно выполнить одну и ту же работу: таскать мешки с одного места на другое. После двадцатого мешка я устал, а тот парень готов ещё полтинник перетащить на одном дыхании. Равные ли у нас права? Он сильнее меня в шесть раз и лучше в этом деле. И равноправия между нам быть не может. Как бы он мне не поддавался и не давал «фору», я все равно буду его слабее.
Равноправие — это красивый лозунг, которым нечистые на руку политиканы испокон веков заманивали электорат. Давали обещания, что мы все будем равными. Одни пытались коммунизм построить. Строили-строили — и чего толку? Где сейчас коммунизм? Тот земной рай, к которому они стремились? Пришли, разрушили прежнее общество, но коммунизма так и не построили… Грош цена всем этим левым обещаниям и сказкам. Все левые идеи базируются на главном принципе — равноправии. Что все должны иметь равные права и отвечать за них. Но тогда не знали, что мозг человека очень сильно различим. Например, мозг мужчины отличается от мозга женщины больше, чем мозг кошки от мозга собаки. Т.е. в пределах одного вида различие куда большее, чем различие межвидовое.
И, стало быть, когда кричат, что все равны, а значит, должны иметь равные права, то с нами просто лукавят. Если равные права, то я, тот, который ботаник, и он — тот, который качок, должны в итоге получить одинаковую сумму за работу и/или одинаковую пайку еды. Но я принес 20 мешков, а он — 50. Он выполнил больше моего почти в 2,5 раза! Будет ли он сердит на меня и на раздающих зарплату/еду?
Поэтому повторюсь: равноправие возможно лишь на бумажке. Но на деле его быть не может. Человеческое самоуправление в том или ином обществе всегда скомпенсирует несправедливость управления административного. Точно так же при взаимоотношении мужчины и женщины равноправия быть не может. Либо главный — мужчина, либо главная — женщина. Но и проблема в том, что в современных российских семьях часты (если не большинство) случаев именно матриархата, т.е. власти женщины над мужчиной.
Отличительные черты патриархальной семьи
- Патриархальный уклад характеризуется патрилинейностью, когда наследие, титул, положение в обществе передается по мужской линии.
- Патриархальному обществу свойственны только два вида семейных отношений.
- При моногамии мы наблюдаем картину — один муж и одна жена, при полигинии — муж и несколько жен.
- Основным признаком патриархальности является наличие многих поколений родных людей, живущих в одном поместье. Три-четыре поколения живут под одной крышей, при этом все управление принадлежит старейшему мужчине рода или семейному совету.
Мудрый управитель развивал хозяйство, руководил с умом, направляя жизнь дома в «мирное русло» и не вмешиваясь в женские дела. Большак или домостроитель — так называли славяне главу рода, подчеркивая его положение.
Основным недостатком таких отношений является гиперответственность каждого члена рода, часто приводящая к пониженной самооценке.
Важно! Огромным плюсом патриархальных отношений можно назвать отношение к старикам в этом доме, где не может быть брошеного ребенка, и все проблемы решаются миром, всем семейством
Причины формирования нуклеарной семьи
Нуклеарные семьи существовали во все времена, но до конца XIX века были редкостью. Считалась следствием морального падения мужчины и женщины.
В доиндустриальном обществе господствовал другой тип брачно-семейных отношений – расширенный (традиционный). Семьи представляли собой сложные образования, состоящие из нескольких поколений и родственников по боковой линии.
Молодожёны, как правило, проживали совместно с родителями мужа. Основной функцией брака выступало продолжение рода. Материнство считалось святым долгом женщины.
Многодетство поощрялось церковью и обществом по следующим причинам:
- в доиндустриальную эпоху дети рассматривались как дополнительные рабочие руки в хозяйстве;
- из-за высокой детской смертности частые роды были единственным способом защитить семью от вымирания.
В XIX-XX веках произошли кардинальные изменения в социально-экономическом укладе. Народному хозяйству потребовался труд женщин.
В результате они получили независимые от мужчин источники дохода и, как следствие – больше свободы. В вопросе заключения брака на первый план вышли чувства партнёров, а не материальная выгода.
Растущий процесс урбанизации (это как?) привёл к тому, что молодожёны получили возможность жить отдельно от родителей. Дети перестали участвовать в экономической функции. Напротив, увеличились расходы на их содержание (в частности, на обучение). Так постепенно сформировался нуклеарный тип семьи. А в XXI веке он стал доминирующим.
В чем преимущества и недостатки матриархального строя?
Плюсы:
Женщина может выбирать работу по душе или не работать вовсе.
В статье «Как современной женщине реализоваться: рожать или работать?», опубликованной на официальном сайте ТЦ Павла Ракова, я уже поднимал вопрос женского предназначения. Вернусь к нему и сейчас. В матриархальном обществе женщины могут сами выбирать, как им строить свою жизнь, не попадая под осуждение. Хотите работать — работайте, желаете вить семейное гнездо — реализуйте себя на этом поприще.
Не сошлись характерами с мужчиной и вынуждены были расстаться? Не беда, вокруг есть сотни других.
Матриархальная картина мира такова, что в случае расставания с парнем девушке не нужно переживать по поводу своей дальнейшей судьбы. Этот мужчина был далеко не единственным, и уж точно не последним в ее жизни. Она может выбирать того, с кем сойдется во взглядах на жизнь, и отказывать недостойным кандидатам в женихи.
Главное, чтобы девушка нравилась самой себе.
Кстати, если вы заметили, эту тему я нередко поднимаю в разделе «Идеальные отношения по любви». Когда женщина недовольна собой, как она может понравиться мужчине или получать удовольствие от свободной жизни? Какой бы вы ни были: стройной или аппетитной, высокой или миниатюрной, брюнеткой или блондинкой, нужно обязательно любить себя.
Среди минусов матриархата я бы выделил один главный: никто никому ничего не должен. И мужчина, и женщина сами несут ответственность за свою жизнь, работу, материальное положение. Если вы не погасили вовремя кредит или попали под сокращение, то максимум, на что вы сможете рассчитывать в этой ситуации — пара слов поддержки и (возможно) небольшая финансовая помощь. Решать же сложившуюся проблему придется самостоятельно.
МАТРИАРХАТ
МАТРИАРХАТ — материнское право, власть женщин — гипотетическая эпоха (стадия, период, этап), предшествующая патриархату в развитии первобытного общества.
Представление о Матриархате распространилось в связи с матриархальной теорией, согласно которой в истории человеческого общества существовала всеобщая стадия развития, характеризующаяся господством женщин: ведущим положением женщин в социальной и хозяйств. сферах, матрилинейной (материнской) родовой организацией, матрилинейностью наследования имущества и статуса, матрилокальностью или дислокальностью брачного поселения.
Теория матриархата обосновывалась главным образом гипотезой об историческом приоритете материнского рода, а также относительно высоким положением женщин в первобытном обществе и его пережитках в ряде архаических обществ (престолонаследие по женской линии, особая роль королевы-матери, легенды об амазонках и т. п.). Она восходит к трудам Ж. Ф. Лафито, И. Я. Бахофена, Л. Г. Моргана, Ф. Энгельса и господствовала в эволюционизме до начала XX века, в советской теории первобытности — до 1960-х годов.
Матриархальная теория сыграла положительную роль в борьбе с патриархальной теорией; с её помощью удалось доказать ошибочность представления об изначальности патриархата и показать, что ему предшествовала иная, т. н. допатриархальная, стадия. Теория матриархата способствовала разработке проблем исторического соотношения биологического и социального на ранних стадиях развития человеческого общества, а также становлению движения за равноправие женщин и появлению феминизма. Но сведение ею эволюции общества к смене иерархии социальных ролей по признаку пола не отражает всего многообразия процессов развития человечества.
К настоящему времени матриархальная теория почти не имеет приверженцев: этнографические данные не подтверждают существования матриархата ни как совокупности общественных порядков, ни как этапа в развитии первобытности. Более того, на всех стадиях первобытности наблюдалось сравнительное равенство социальных ролей женщин и мужчин.
К середине XX века проблема матриархата сузилась до вопроса об исторической последовательности материнской и отцовской филиации (матрилинейного и патрилинейного вариантов счёта родства) и первичности/вторичности или однопорядковости матрилинейной и патрилинейной форм родовой организации, в связи с чем матриархат иногда отождествляли с т. н. позднематрилинейными обществами (ашанти, бауле, яо и др. в Африке, наяры и др. касты у малаяли, кхаси в Индии, наси в Китае, минангкабау в Индонезии, натчи, тлинкиты, ирокезы в Северной Америке, тробрианцы и др.).
В современной социальной антропологи и и истории первобытного общества термин «матриархат» не используется и фигурирует только в историографическом контексте. В широком значении матриархатом называют всякое доминирующее положение (господство) женщин в хозяйственной, общественной и семейной жизни, а также его отражение в духовной культуре и мировоззрении.
Дополнительная литература:
Bachofen J. Das Mutterrecht. Stuttg., 1861;
Косвен М. О. Матриархат. История проблемы. М.; Л., 1948;
Matrilineal kinship. Berk.; Los Ang., 1961;
Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1974;
Towards a science of man. Essays in the history of anthropology. The Hague; P., 1975.
Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- Першиц А. И. Матриархат: иллюзии и реальность // Вестник АН СССР. 1986. № 3
- Флюер-Лоббан К. Проблема матрилинейности в доклассовом и классовом обществе // Советская этнография. 1990. № 1
- Алексеев В. П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 2004
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. СПб., 2010
Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое?
Главенство старшего мужчины было выгодно на определенном историческом этапе. Когда для выживания всей семьи необходимо было прикладывать значительные усилия и много трудиться физически, патриархальная модель отношений была единственным способом обеспечить благополучие. Переход к современной партнерской семье произошел с развитием экономики и индустриализацией. Огромную роль в этом процессе сыграла возможность женщин работать и самостоятельно обеспечивать себя.
Вспоминая о том, что значит патриархальная семья, необходимо отметить, что она нужна была не только для воспроизводства, но и для обеспечения потребностей всех ее членов. С уменьшением значимости физического труда и переходом к индустриальной экономике содержать и обеспечивать себя стало возможным и в одиночку. Патриархальная семья перестала быть единственным способом выжить, поэтому ее ценности постепенно уходят в прошлое, оставляя место более современным моделям отношений.
Другие статьи из рубрики «ПОДРОБНО»
29 января 2021
Самый красивый музей
Мы поговорили о богословском смысле красоты, о философском, а теперь поговорим о, кажется, самом обычном материальном. Местами особой концентрации красоты в этом смысле являются музеи. Наши соотечественники, посещавшие финской город Куопио, наверняка знают, что там находится православный музей Финляндии «Риза». Ну а тем, кто этого не знает, …
18 декабря 2020
Знаменитый и неизвестный
В сентябре в серии «ЖЗЛ» в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга об одном из известнейших за рубежом, но совсем позабытом на Родине основателе и руководителе Донского казачьего хора Сергее Жарове. Один из авторов книги — настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове протоиерей Андрей Дьяконов. Мы побеседовали …
27 января 2017
Воде живой — 10 лет (часть 2)
Мы хотим верить, что занимаемся творчеством, а для творчества разбор удачных и, в особенности, неудачных полетов — вещь ключевая. В общем, десятилетие для нас — это не брызги шампанского (тем более, мы столько страниц посвятили трезвенническому движению), а повод еще немного поработать.
23 августа 2012
Внимание как лекарство
Болезнь — частый спутник старости. Хотя болеют люди в любом возрасте, но у пожилого человека меньше физических сил для борьбы с недугами
Пациенты епархиальной больницы святой блаженной Ксении Петербургской — люди верующие, многие из них пронесли веру через всю жизнь и на собственном примере показывают, как должен относиться христианин …
9 декабря 2020
Крым в сослагательном наклонении
100 лет назад Вооруженные силы Юга России оставили Крым. Гражданская война, по крайней мере на ключевом европейском театре, завершилась. Покидая полуостров, сторонники белой идеи отнюдь не считали, что их поражение окончательное, что конфликт двух идеологий завершен. Спустя сто лет мы можем констатировать: да, идейное противостояние …
Чтобы было, о чем поговорить
Второе, что важно в решении многих психологических проблем, — это построение диалога. Здесь уже работает кора головного мозга
Да, меня что-то распирает, я не знаю, как это назвать. Что делать? О, поговорить надо! Мы начинаем пытаться говорить, и вместо положительного результата — скандал, после которого какое-то время мы вообще не можем общаться, а потом делаем вид, что ничего не произошло. Как бы перелистнули страницу, тему больше не трогаем, чтобы еще раз не поругаться.
Количество таких табуированных тем в семейной жизни начинает расти. То не трогаем, сё не трогаем. В результате оказывается, что мы муж и жена, а нам не о чем поговорить. Дети выросли, упорхнули, и вот два человека поехали в Египет поваляться на пляже, а им страшно — им не о чем разговаривать. Оказывается, все годы жизни мы были как два чужих человека, живущих своими параллельными жизнями.
Для того чтобы эти сложные темы проговорить, нужно следовать четырем принципам диалога: «Слушать, прежде чем говорить; делиться, а не спорить; понимать, а не оценивать, и прежде всего прощать». Если вместо нормального разговора получается скандал, значит, нарушается как минимум один из этих принципов. Вот и всё. Их можно где-нибудь повесить себе на холодильник. И если у вас семейный скандал — сразу взор на холодильник: «Таак, что мы сейчас не так делаем?»
Семью можно сравнить с костром. Гора хвороста — это еще не костер. Вот что-то снизошло, искра какая-то — и костер загорелся. И если не подкладывать дров, огонь потухнет. Но в семейной жизни так устроено, что не может лишь один человек подкладывать дрова в этот костер. Костер будет гореть, если есть желание двух людей работать над отношениями. И я с печалью вижу, что всеми темами, о которых я говорю, в большинстве интересуются только женщины. Почему так? Тут мы переходим к «гендерным» трансформациям, которые претерпела семья за минувшие века.
Значение домохозяйства
Домохозяйство выполняет три основные задачи:
- Воспроизводит трудовые и материальные ресурсы, владеет ими и поставляет ними производство (в частности, рабочей силой и продукцией сельскохозяйственного производства);
- Присваивает доходы, в основном за счет снабжения производства ресурсами;
- Использует полученные доходы для удовлетворения личных потребностей и воспроизводству объектов своей собственности.
Ведущей функцией является воспроизводство рабочей силы, в домашнем хозяйстве происходит воспроизводство не только субъекта, который является носителем рабочей силы и способен выполнять ту или иную деятельность, а формируется личность, гражданин государства и член общества, которому присущи определенное мировоззрение, характер, определенное отношение к общественным проблемам.
Домохозяйства играют двойственную роль в экономике. С одной стороны, они поставляют производство ресурсами (прежде рабочей силой), с другой — являются основными потребителями продукции и услуг, создаваемых в общественном производстве.
Домашние хозяйства имеют тесные экономические связи с другими субъектами рынка, поскольку их потребности удовлетворяются в основном через рынок. Спрос домохозяйств составляет значительную долю в совокупном спросе на товары народного потребления и услуги. На их оплату используется значительная часть доходов. Итак, рассмотрим структуру доходов домашних хозяйств и их использование.
В рыночной экономике на основе функционального распределения доходов получает их в форме заработной платы, доходов от собственности, прибыли и ренты. Основным источником доходов является оплата труда. Доходы мелких собственников, т.е. доходы врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких некорпоративных предприятий, является, по сути, комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента. Некоторые домохозяйства владеют ценными бумагами и получают доходы в форме дивидендов. Распределяются доходы очень неравномерно.
Особенности данного типа семьи
Обозначим, чем же отличается патриархальная семья. Признаки ее таковы: главенство мужчины, экономическое превосходство главы семьи над супругой и четко выраженное разделение мужских и женских обязанностей относительно организации жизненного уклада.
В подобной ячейке общества не может идти речи о том, чтобы супруги обменивались ролями. Например, муж никогда не будет вести домашнее хозяйство, а жена – работать.
Существуют некоторые другие особенности, по которым отличается патриархальная семья. Признаки эти базируются на том, что после свадьбы сын приводит жену в дом. Молодожены не живут отдельно. Они становятся частью семьи, где авторитетом для них является глава семьи – старейший мужчина рода.
Именно данный тип ячейки общества строится на уважении и почитании старших. Недаром во всех странах, где в разные исторические эпохи преобладала традиционная патриархальная семья, часто собирались советы старейшин, на которых обсуждались все насущные проблемы.
Организация матриархальных обществ
В то время как в патриархальном обществе наследство переходит от отца к старшему сыну, в матриархальном обществе оно переходит от матери к дочери (часто самой младшей) .
Ирокезы
Статья 44 конституции ирокезов : «Происхождение происходит по материнской линии. Женщины — источник Нации, они владеют страной и ее землей. Мужчины и женщины стоят ниже, чем матери » .
Среди ирокезов существует практика, которая показывает наибольшую ценность, которую придают женщинам: если кто-то случайно убивает человека, он должен будет отдать дань уважения своей семье, а цена за жизнь женщины была вдвое больше, чем за жизнь мужчины. , поскольку женщины приносят в клан новые поколения, его жизнь имеет огромную ценность.